Наш советский Тесла! Необычайная жизнь Льва Термена — изобретателя, миллионера, шпиона, зэка и гения.

Нет, на самом деле, почему так? Почему один человек живет себе спокойно с женой и домочадцами, дальше, чем на сто верст от своей усадьбы за всю жизнь не выберется и так чинно, так скучно существование свое обставит, что биографам потом хоть стреляйся, хоть вешайся, а писать как бы и нечего.

Зато другого так смачно размажет по полотну истории, по мировой карте, по житейским хитросплетениям, что хватило бы такого жизненного опыта на целый десяток людей. При этом совершенно необязательно обладать авантюрным характером и круглосуточной готовностью к приключениям: роль личности с яркой судьбой вполне может выпасть и людям спокойным, кабинетным ученым, тихим занудам.


Бурная увертюра

Лев Термен играет на музыкальном сентезаторе собственного изобретения (терменвоксе), 1930-е гг.

Вот Левушка Термен с самого детства был именно таким. Вдумчивый спокойный мальчик в три года выучился читать и больше всего любил именно это занятие. С пяти начал обучаться музыке. А с семи лет еще и пристрастился к опытам в домашней физической лаборатории, по совместительству - инженерной мастерской. Лабораторию родители оборудовали специально для Левушки - могли себе позволить поощрить одаренного ребенка. Род Терменов был древний, французских корней, сумевший выдвинуться в России. С XIV века существовавший девиз Терменов звучал как

«Не более, не менее» и вполне отражал умеренность, свойственную избравшей его семье. Термены были богаты, но избегали пышности; знатны, но не стремились вращаться в высшем обществе. Левушка закончил обычную столичную гимназию с серебряной медалью и поступил сразу в два учебных заведения: в консерваторию по классу виолончели и на физико-математический факультет университета. Консерваторию он закончить успел, а вот с наукой не получилось. Начался 1916 год, шла война, и двадцатилетнего студента призвали в армию.

На германский фронт ему посчастливилось не попасть - к началу революции Лев по-прежнему работал на Царскосельской радиостанции, куда был командирован сразу по окончании военного Николаевского инженерного училища. После захвата власти большевиками его вместе со всем штатом служащих радиостанции записали в Красную Армию, не особо интересуясь при этом политическими взглядами новоиспеченных красноармейцев.

Перемены в судьбе юный Лев, как истинный ученый, принимал с достойным похвалы спокойствием. Однако это не спасло его от внимания новой власти, и в 1919 году он был арестован как дворянин, офицер и возможный участник возможного мятежа. Шли годы красного террора, и Льву вполне светила пуля в затылок после минутного фарса на ревтрибунале, но ему повезло. Лотерея смерти попридержала черный билетик Термена, и спустя полгода бюрократически-карательное заведение выплюнуло свою жертву на булыжники питерской мостовой - более-менее свободным и не совсем понявшим, что с ним, собственно говоря, произошло.

Оглядевшись вокруг и оценив масштабы свершившихся в мире изменений, юный технический гений направил свои стопы в единственно доступном ему направлении - к первой попавшейся физической лаборатории. Спустя месяц после освобождения он уже работал в физико-техническом отделе Рентгенологического института.


Терменвокс - диковатый голос эпохи

По заданию своего руководителя, профессора Иоффе, Термен занимался в лаборатории созданием прибора для изучения свойств газов. По условиям опыта газы помещались в электрический конденсатор, и Термена заинтересовал тот факт, что прибор начинал реагировать на приближение к нему рук исследователя - газы внутри конденсатора изменяли свои параметры при приближении массы извне. В конце концов, Термен присоединил конденсатор к микрофону и принялся экспериментировать с получавшимися звуками. Они были очень необычны, ничего похожего в природе он не встречал. Получавшийся гул напоминал одновременно завывание ветра, голос человека и звук виолончели. Термен был не только талантливым физиком, но и прекрасным музыкантом. Он сумел оценить диковатую красоту этого механического звука, рожденного наукой.

Так появился терменвокс - самый первый музыкальный синтезатор.

Хотя еще до того, как первый терменвокс (или этеротон, как сперва Термен окрестил свое детище) был окончательно смоделирован, Рентгенологический институт уже рапортовал о создании аппарата звуковой сигнализации. Термен возглавил группу специалистов, которым было поручено довести охранную систему до ума. Потому что музыка - это лирика, а вот ящик, который ревет, когда к нему приближаются, - политически правильная, архиважная штучка!

Впрочем, музыкальный ящик тоже не был обделен вниманием. По крайней мере, в 1921 году, когда Термена с его изобретением отправили на Всероссийский электротехнический съезд, широкая публика пришла в восторг и газеты не скупились на похвалы. Терменвокс именовали «инструментом пролетариата», «прибором, который сможет сделать музыкантом любого» и «музыкальным трактором». (Слово «трактор» значило тогда не совсем то, что сейчас. Чтобы понять, как его воспринимал советский человек 20-х годов, попробуй несколько раз произнести вслух: «Процессор на 500 гигов, оперативки на 50, вайрлесс, хай технолоджи...» Да, примерно вот так.) А в твоем айфоне терменвокс озвучил рингтон под названием Sci-fi.

Как это работает?


Основой этого музыкального инструмента являются два электрогенератора. Один из них создает электрический сигнал постоянной (или опорной) частоты Ч1 - около 100 кГц. Частота сигнала второго генератора Ч2 может колебаться в зависимости от того, воздействует что-нибудь на торчащую из него антенну или нет.

Оба сигнала подаются на преобразователь частоты, который сличает их параметры. Когда прибор тихо пылится в углу, Ч1 равна Ч2. Преобразователь бездействует, и терменвокс молчит. Но если кто-то проводит рукой над антенной, параметры колебательного контура второго генератора изменяются. Ведь человеческое тело обладает своей электроемкостью. Рука в данном случае конденсатор, подносимый к антенне. Преобразователь регистрирует разность между Ч1 и Ч2 и создает новый сигнал частотой Ч3 (Ч1 минус Ч2). Сигнал Ч3 отправляется в усилитель, а после - в динамик. Так получается звук (довольно противный, если руку поднес новичок).

У большинства терменвоксов две антенны. Прямая отвечает за тон звука, дугообразная - за громкость. Для игры на инструменте нужно обладать идеальным слухом, ведь движения рук невозможно «подладить», начав играть. Аппарат реагирует на любые движения и сразу выдает дрожь в руках или фальшь.

А вождь-то рыжий

Изобретение 25-летнего гения так всколыхнуло общественность страны, что желание познакомиться с ученым выразил лично Ленин. Термен был человеком покладистым. Ему и в голову не пришло привинтить к терменвоксу коробку со взрывчаткой или еще как-нибудь намекнуть главе новой власти, что не забыл Лев Термен ни про тюрьму, ни про национализированное имущество семьи. Наоборот, Термен с удовольствием исполнил перед Лениным несколько произведений классики, а потом азартно управлял неуклюжими руками вождя, попытавшегося извлечь из терменвокса нечто мало-мальски гармоничное.

Лев Термен играет на терменвоксе.

Ленин также выразил интерес к бытовой реинкарнации терменвокса - звуковой сигнализации - и вскоре после встречи направил несколько писем в разные организации с предложением приспособить изобретение под нужды революции. Самому же Термену Ильич настоятельно посоветовал вступить в партию. Тот пообещал подумать.

После этой встречи у Термена на всю жизнь остался пиетет перед Лениным. Большим потрясением для ученого стала информация о том, что после смерти вождя его мозг извлекли из черепа и поместили в банку со спиртом. Как раз к тому времени Термен увлекся идеями заморозки живых организмов и умолял заморозить тело Ильича, дабы иметь возможность вскоре воскресить политического гения на общее благо. Но спирт убил мозговые клетки, и это Термен воспринял как факт фатальный (ведь про генетику и клонирование тогда еще почти ничего не знали).

Когда в дряхлом возрасте Термена расспрашивали, что его особенно поразило в вожде, он отвечал: «Самым неожиданным для меня оказалось то, что он был ярко-рыжий. На черно-белых фотографиях этого не видно».


Нет, весь я не умру!

Как раз в 20-е годы Термен стал крепко задумываться о бессмертии. К смерти этот атеист, надо сказать, относился без всякого почтения, считал ее физиологической бессмыслицей, вредной и несправедливой. В глубине души подозревал, что уж его-то она не коснется (впрочем, мы все это подозреваем, не так ли?), но считал разумным заранее принять меры. Гарантию бессмертия Термен видел в замораживании тел умерших до тех времен, когда наука снова сможет вернуть им жизнь. В те годы Лев Сергеевич составил свое первое завещание, в котором просил похоронить себя в вечной мерзлоте. Пусть и есть надежные признаки того, что смерть ему не грозит (например, фамилия «Термен» читается задом наперед как «не мрет»), но мало ли что может случиться!

Термен начал ставить биологические опыты с замораживанием. К сожалению, биологом он не был, и ничем эпохальным это не закончилось. Зато параллельно он продолжал трудиться по месту службы и мимоходом изобрел почти что телевизор - первый в мире. Или «систему дальновидения», по его собственному определению. Работала она примерно так же, как и современный телевизор, только очень-очень плохо. Изображение на экране тряслось и было исключительно нечетким, но в 1926 году «дальновид» Термена представлялся совершенным чудом. Лапу на изобретение первым положило руководство Красной Армии. Лично товарищ Ворошилов долго тряс Термену руку, а потом распорядился установить «дальновид» у себя в кабинете.


Невозвращенец

Изобретатель Лев Термен (слева), дирижер сэр Генри Вуд и ученый сэр Оливер Лодж (справа), на демонстрации вещания музыки в эфире, в отеле Savoy, Лондон, 1927 г.

В 1927 году Термена послали на Франкфуртскую музыкальную выставку презентовать миру советскую музыкальную новацию - терменвокс. Решение об отправке принимало руководство отдела разведки РККА, а перед отъездом ученого лично инструктировал глава военной разведки Ян Берзин. Какие задачи поставили перед Терменом? Он про это никогда не распространялся, но, судя по всему, ему велели немножко пошпионить - за российскими эмигрантами или германскими коллегами. Зная характер Термена, мы можем предложить, что он не стал гневно отказываться от сомнительной роли шпиона, а предпочел тихо-мирно пропустить поручение мимо ушей, для виду почтительно покивав тем, что между этих ушей расположено.

Франкфуртская выставка обернулась грандиозным турне по всей Европе. Термена и его фантастический музыкальный аппарат жаждали видеть в Париже, Марселе, Лондоне, Берлине, Риме... Любой его концерт сопровождался аншлагом, публика падала в обморок от «нечеловеческой музыки высших сфер». Под громадным впечатлением от его выступления в Берлине остался Альберт Эйнштейн, который писал позже, что «на самом деле потрясен этим из пространства вышедшим звуком». Звук, возникавший из пустоты перед совершавшими загадочные пассы руками, представлялся не столько техническим прогрессом, сколько мистической акцией, общением с духами композиторов прошлого, спиритическим сеансом. От образа Термена стало изрядно благоухать святостью и шарлатанством, а посему он стал одним из самых скандальных и желанных героев. Неудивительно, что в один прекрасный момент на него стали сыпаться соблазнительные предложения от импресарио США, которые почувствовали, что Старый Свет, похоже, собирается зажать от них крайне интересную штуку.

Так Термен оказался в Нью-Йорке. Родина никак не высказала своего мнения по этому поводу. Никаких воплей «Вернись, проклятый изменщик!» не последовало, ему исправно присылали необходимые документы из советского консульства. И так же мирно, без скандала, властями США было принято прошение Термена о предоставлении ему иммиграционной визы.


О дивный новый мир!

В Америке на Термена свалилась еще большая слава. Лучшие музыканты страны брали у него уроки игры на терменвоксе. Двери самых респектабельных домов были широко открыты для гения. Компании-производители отчаянно сражались за право приобретать любые его патенты. Рекой хлынули деньги, и в считанные месяцы Термен оказался: а) членом клуба нью-йоркских миллионеров; б) директором акционерного общества; в) владельцем многоэтажного дома в Нью-Йорке.

С ним старались познакомиться самые яркие люди эпохи. Чарли Чаплин захаживал к нему в гости. Эмигрировавший из Германии Альберт Эйнштейн любил помузицировать с Терменом на пару. Гершвин и Бернард Шоу, Рокфеллер и Дуайт Эйзенхауэр гордились знакомством с гениальным русским. Знаменитые красавицы были совсем не против его общества. Последнее особо вдохновляло молодого физика, тем более что приехавшая из Москвы жена, Екатерина Константинова, вдруг неожиданно с ним развелась и вышла замуж за какого-то юного немца, с коим и отбыла в Германию. (Впоследствии Екатерина Константинова стала членом Национал-социалистической партии и убежденной фашисткой - вот такие интересные вещи происходили с людьми в далеком двадцатом столетии). И тут Термен начал совершать ошибки - одну за другой.

Во-первых, он оказался очень плохим бизнесменом: деньги из его рук уплывали со скоростью близкой к световой.
Во-вторых, он поторопился продать патент на терменвоксы компании, которая не справилась с их реализацией.
В-третьих, он женился на мулатке. А в 30-х годах жениться на чернокожей в Америке - примерно равноценно тому, как если бы сегодня публично высказаться там о том, как ты всех черномазых ублюдков презираешь.


Шпионские страсти

Мулатка была изумительно хороша. Звали ее Лавиния Уильямс, и она была танцовщицей. Специально для Лавинии Термен попытался изобрести аппарат, который мог бы «извлекать музыку из движения танцора». Но изобретенный «терпситон» оказался совершенно беспомощным аккомпанемейстером: он либо хрипел, либо пищал, либо безмолвствовал, какие бы головокружительные па ни совершала темнокожая прима. Деньги таяли с исключительной быстротой. Хорошие приятели стали общаться с супругами Термен ледяным голосом. Окончательно Термена добила серия публикаций в газетах о том, что радушные ньюйоркцы пригрели на своей груди советского шпиона. Термена обвинили в том, что он является агентом разведки, собирает о своих великосветских друзьях и видных ученых информацию.

Самое глупое в этой ситуации было то, что на явки Термен действительно ходил. Все эти годы с ним регулярно связывались из советского консульства и приглашали на «беседы». Он послушно ходил. Пил с «консулами» водку. Не пить было невозможно: заставляли в весьма агрессивной манере. Потом были разговоры ни о чем - о женах, спектаклях, европейской политике, успехах социалистического хозяйства и прочий бред. Проще было послать консульских друзей еще давным-давно, но открытая конфронтация никогда не была в характере Льва Сергеевича. Тем более что они всегда охотно помогали ему с документами: развели с Катей, женили на Лавинии. И вообще советское гражданство у Термена никто не отбирал, а сам он не отказывался. Мало ли что?


Шпионские страсти-2

Вот «мало ли что» и наступило. Долги угрожающе щелкали зубами, новых доходов не предвиделось, американские спецслужбы стали нарезать круги вокруг да около. Как будто Термен мало сделал для Америки! Кто, например, установил новейшую звуковую сигнализацию на самые известные тюрьмы США - Синг-Синг и Алькатрас?

Светские знакомые отреклись из-за его жены-негритянки, научные - из-за репутации шпиона. Единственные люди, которые его понимали, ценили как должно, - это «свои». Именно в советском консульстве Льва Сергеевича подбадривали, защищали и оберегали в этот трудный период. Потому что свои - не бросят. Вот примерно такие мысли терзали бедную голову гения и дотерзали до того, что в 1938 году он собственными ногами взошел на борт корабля «Старый большевик» и нелегально (спрятанный в каюте капитана) поехал на родину. Лавиния осталась в США. Консульские ребята обещали доставить ее в СССР сразу же после того, как скандал поутихнет, а Лев Сергеевич заново обустроится на расцветшей и похорошевшей родине. Вот он получит место директора Института акустики, почет и уважение в обществе, а тут и супруга прилетит открыто и достойно - в счастливую страну, где живут свободные люди, которым все равно, у кого какой цвет кожи.

Страшные вещи делают с людским мозгом плохая память, хорошая ностальгия и советская пресса. Всего несколько месяцев американский шпион Термен пробыл на свободе - практически в полной изоляции, ибо «дома» все хорошо понимали, что бывает за общение с перебежчиками, американцами и предателями. В 1939 году он был арестован и получил восемь лет лагерей.


Шарашка

Первый год Термен честно оттрубил на укладке Магаданского тракта и почти выработал отведенный человеку ресурс выживания. Но ему опять повезло: он попал в знаменитую «туполевскую шарашку» - особую зону для зэков-ученых, от которых взамен более-менее приличного кормления требовали продвижения советской науки к новым горизонтам. В «шарашке» Термен провел всю войну и чувствовал себя там после Колымы сравнительно прилично. Работу его бригада выполняла самую благородную - конструировала для НКВД прослушивающие устройства: микроскопические, замаскированные, для радиомаяков, для самолетов, для телефонных линий, для посольств, для учреждений, для квартир граждан. Все эти годы жена Термена атаковала советское консульство с требованием немедленно переправить ее к любимому мужу, но консульство хранило молчание. Лавинии стало известно о судьбе мужа только в конце 50-х годов.


Дело «Белоголовый орел»

В 1947 году Лев Термен был не только освобожден, но даже и награжден Сталинской премией первой степени за блестящую операцию с установлением прослушки в американском посольстве. Бригада Термена разработала уникальный «жучок» совершенно новой модификации. Он представлял собой полый, лишенный какой-либо электронной начинки, металлический цилиндр с мембраной и торчащим из нее штырьком. Секрет заключался в том, что при облучении внешним электромагнитным полем подходящей частоты полость цилиндра вступала с ним в резонанс и радиоволна переизлучалась обратно через антенну-штырек. «Жучок» вмонтировали в американский герб, сделанный из ценных пород дерева. Американскому послу во время визита в Ялту герб подарили пионеры «Артека». Посол был растроган и повесил его у себя в кабинете. «Жучок» почти 20 лет исправно функционировал, информируя органы буквально о каждом слове, сказанном в приемной посла.


Еще одна жизнь


После освобождения Лев Термен остался в «шарашке», уже вольнонаемным, ибо идти было совершенно некуда. Потом ему выделили двухкомнатную квартиру. Термен женился на молоденькой барышне, и у них родились две дочери. В 1956 году Термена полностью реабилитировали, и еще почти сорок лет он продолжал заниматься любимым делом - изобретал. Правда, великих открытий и гениальных изобретений, таких как терменвокс, дальновидение или звуковая сигнализация, он больше не сделал. Для работы Термену требовались серьезные дотации, лаборатории и квалифицированные помощники, но его отряжали заведовать мелкими, незначительными для фигуры такого масштаба объектами. А в лаборатории КГБ он возвращаться не хотел. Почему - успел объяснить в одном из последних своих интервью. «Время от моей изобретательской работы отнимали всякие глупости. Якобы на Западе придумали устройства для определения, где находятся летающие тарелки, и, чтобы узнавать, кто и зачем их запускает, нам тоже надо было биться над подобными устройствами. Потом - якобы американцами создана аппаратура по передаче мысленной энергии (причем агрессивной) на далекие расстояния - и снова бейся! Я понимал, что это жульничество, а отказаться нельзя. И однажды я решил, что лучше не заниматься этим, а уйти на пенсию. Я и ушел - в 1966 году». В конце 80-х внешний мир зачем-то опять вспомнил о Термене: на Западе вышло несколько посвященных ему статей, где он именовался агентом КГБ, осведомителем и доносчиком. Почти в то же время Термен получил приглашения из Франции и США навестить места «боевой славы» - дать серию терменвоксовских концертов там, где он играл 60 лет назад. Сопровождать отца в этом турне взялась дочь - одна из нескольких десятков профессиональных терменвоксистов в мире.

В 1991 году Лев Сергеевич вдруг вспомнил Ленина и пожалел, что обманул его надежды - не вступил в партию. Термен решил загладить свою вину перед вождем и успел стать членом КПСС - аккурат за несколько месяцев до ее закрытия.


А в 1993 году ученый умер, прожив без трех лет целый век. Причем не какой-нибудь там век, а тот самый, двадцатый, живым воплощением которого и довелось стать Льву Термену. Хотя он, строго говоря, не очень на это и напрашивался, а просто покорно шел туда, куда его тащили цепкие лапы судьбы. Журналист и писатель Елена Петрушанская, успевшая взять у Термена несколько интервью в последние годы его жизни, говорит, что он и сам осознавал эту свою покорность: «Жизнь, сколько бы она ни длилась, надо прожить с достоинством до конца. Похоже, Термену это не удалось.

Тим Блейк из группы Hawkwind во время выступления в Лондоне в феврале 2014 г.

Beach Boys «Good Vibrations» (сингл, 1966).
Led Zeppelin «Whole Lotta Love» (фильм-концерт/саундтрек «The Song Remains The Same», 1976).
Pixies «Velouria» («Bossanova», 1990).
Аквариум «Под мостом, как Чкалов» («Территория», 2000).

Фильмы: «Зачарованный» (1945), «День, когда Земля остановилась» (1951), «Эд Вуд» (1994), «Хеллбой: герой из пекла» (2004).

ТЕРМЕН Лев Сергеевич (1896-1993) - изобретатель, физик, музыкант.

Цитата: Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919-20); одной из первых телевизионных систем дальновидения (1925-26); первой в мире ритм-машины ритмикон (1932); систем охранной сигнализации, автоматических дверей и освещения; первых и самых совершенных подслушивающих устройств и т.п.

Родился в 1896 году в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, обучался на физико-математическом факультете Петербургского университета.

С 1919 г. - заведующий лабораторией Физико-технического института в Петрограде, одновременно с 1923г. - сотрудничал с ГИМН"ом (Государственный институт музыкальной науки, Москва).

В 1927 г. был направлен Наркомпросом РСФСР в зарубежную командировку. Объездил всю Европу, был одним из популярнейших людей в Нью-Йорке, входил в клуб миллионеров. В 1931-38 гг. - директор акционерного общества Teletouch Inc. (США). В его Нью-Йоркской студии бывали и работали такие выдающиеся люди своего времени, как эмигрант Альберт Эйнштейн, дирижер Леопольд Стоковский, актер Чарли Чаплин, художница Мари Элен Бьют и т.д. и т.п. Его изобретения, сделанные в 20-40-е, годы прочно вошли в наш обиход.

В конце 1938 г. возвращается в СССР. Арестован в 1939 г. и осужден на 8 лет лагерей. Год проводит на Колыме, но большую часть срока - в легендарной "Туполевской" шарашке. После освобождения работает в научно-исследовательском центре КГБ, разрабатывая различные электронные системы.

С 1963 г. - сотрудник акустической лаборатории Московской консерватории. В конце 60-х из-за разногласий с ректоратом после публикации статьи о Термене в Американской газете "Нью-Йорк Таймс", Льва Сергеевича со скандалом изгоняют из консерватории, он вынужден перейти на работу в МГУ.

С 1966 г.- сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ.

Последние двадцать пять лет Термен работал в лаборатории акустики МГУ. Механиком 6 разряда. Он потихоньку занимался своими терменвоксами - какие-то восстанавливал, какие-то усовершенствовал, даже придумал такой, в котором звук через систему фотоэлементов возникал от одного лишь взгляда музыканта.

Лев Термен умер в 93 году в нищете и в безвестности, затравленный соседями в коммуналке. Легендарный Термен…

Самое широко известное его изобретение - терменвокс, который понравился Ленину. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука.

Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента.

Но не только терменвокс...

Он изобрел:

1. Группу электромузыкальных инструментов:

Терменвокс

Ритмикон

Терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания «Буран»

4. Первую в мире телевизионную установку -- дальновидение

работал над:

Системой распознавания речи

Технологией заморозки человека

Военной гидроакусткой.

Уже в 26 году он демонстрировал в Кремле телевидение.

В то время создавались телевизоры с экранами размером со спичечный коробок, а его телевизор имел огромный экран (1,5 х 1,5 м) и разрешение 100 строк.

В 1927 г. ученый демонстрировал свою установку советским военачальникам К.Е. Ворошилову, И.В. Тухачевскому и СМ. Буденному: государственные умы с ужасом наблюдали на экране Сталина, идущего по кремлевскому двору.

Эта картина так их напугала, что изобретение тут же засекретили… и благополучно похоронили в архивах, а телевидение вскоре изобрели американцы.

Tермен сразил мировую научную общественность своим терменвоксом, на котором он сам (а он помимо физики еще закончил консерваторию) давал концерты классической музыки.

СССР получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с тем условием, что Термен приедет в Америку курировать работы.

Но вместо одного задания Лев Сергеевич получил два: одно от наркома просвещения Луначарского и второе - от военного ведомства.

Цитата:

Еще по приезде в Америку он снял в аренду на 99 лет шестиэтажный особняк на 54-й авеню. Помимо личных апартаментов в нем разместились мастерская и студия. Здесь частенько Лев Сергеевич музицировал с Альбертом Эйнштейном: физик -- на скрипке, изобретатель -- на терменвоксе. Эйнштейн был увлечен идеей соединить музыку и пространственные образы. А Термен придумал, как это сделать: изобрел светомузыкальный инструмент ритмикон. Огромные прозрачные колеса с нанесенным на них геометрическим рисунком вращались перед стробоскопической лампой. Как только музыкант изменял высоту звука, менялась частота вспышек стробоскопа и рисунки -- зрелище получалось впечатляющее. Ну а фантастика начиналась, когда поднимались и опускались стены студии. Конечно, не по-настоящему, а с помощью игры света. Завороженные посетители ахали от удивления!

Слухи об этих экспериментах притягивали в студию многих известных людей. Среди гостей Термена были миллионеры Дюпон, Форд и Рокфеллер. Впрочем, и сам Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира. И даже был членом клуба миллионеров.

Был ли он в самом деле миллионером? Доподлинно не известно. Одни говорят, что огромные деньги и Термену лично, и Советской России приносила Teletouch Corporation. А другие утверждают, что Термена финансировала военная разведка. Потому что истинной целью его командировки в Америку была шпионская деятельность.

Каждые две недели Лев Сергеевич приходил в небольшое загородное кафе, где его ждали двое молодых людей. Они выслушивали его донесения и давали новые задания. Впрочем, эти задания были необременительными и не особо отвлекали Термена от работы. А он уже вовсю был увлечен самой фантастической из своих идей -- инструментом, который рождал музыку из танца. По сути это разновидность терменвокса: звук создается не только руками, но и движениями всего тела, и название ему было дано соответствующее -- терпситон -- по имени богини танца Терпсихоры. При этом каждому звуку соответствовала лампа определенного цвета. Представляете, какое это было необычайное зрелище, потому что любое движение танцора отзывалось звуками и мерцанием разноцветных огней!

Для создания концертной программы Термен пригласил группу танцоров Афроамериканской балетной компании. Увы, добиться от них гармонии и точности не удалось, проект пришлось отложить. Но в этой труппе танцевала красавица-мулатка Лавиния Вильямс, которая покорила Льва Сергеевича не только как балерина, но и как женщина. Термен решил жениться.

Ему и в голову не могло прийти, что брак с темнокожей женщиной в корне изменит его жизнь. Но, как только влюбленные зарегистрировали свой брак, перед Терменом закрылись двери многих домов в Нью-Йорке: Америка тогда еще не знала политкорректности. Он потерял информаторов, что вызвало серьезное недовольство советской разведки. И в 1938 году Термену приказали немедленно отбыть в Россию. Лавинии было сказано, что она приедет к мужу следующим пароходом.

Больше супруги друг друга не видели. А Термен до конца дней хранил свидетельство о браке, выданное российским посольством в Америке.

Разразившаяся на рубеже 30-х годов «великая депрессия» разорила многих.

Но не Термена: у изобретательного ученого был еще один козырь - охранная сигнализация.

Датчики Термена отрывали с руками. Их установили даже в тюрьме Синг-Синг и в форте Нокс, где хранился американский золотой запас.

Тысячи американцев с энтузиазмом принялись учиться игре на терменвоксе, и корпорации «Дженерал электрик» и RCA (Radio Corporation of America) купили лицензии на право его производства.

Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира и был членом клуба миллионеров.

В процессе концертирования он увлекся Лавинией Вильямс и женился на ней. Увы, она была темнокожей, и по тем временам такой брак считался неприличием.

Расисты Америки закрыли перед ним двери своих салонов… Политкорректность тогда еще не придумали.

Возможно, Термену любовь прекрасной Лавинии была дороже, чем общение с Рокфеллерами. Но…

Помимо концертов и контрактов на терменвокс он еще выполнял то самое второе задание: занимался шпионажем в пользу СССР.

Женитьба на мулатке лишила его информаторов. А это вызвало гнев советской разведки.

Он был срочно вызван в СССР, а Лавиния должна была приехать вслед за ним.

Когда за ним пришли, у нее сложилось впечатление, что его увели насильно, но кто б ее стал слушать.

Больше они не виделись.

Никогда.

В Москве его арестовали как «невозвращенца», и через месяц умелой обработки социалистической законностью на Лубянке Лев Термен признался во всем.

Например, в том, что вместе с группой астрономов он планировал убийство Кирова.

Версия была такая:

Киров (который к тому времени был уже давно мертв!) собирался посетить Пулковскую обсерваторию.

Астрономы заложили фугас в маятник Фуко.

А Термен радиосигналом из США (!!!) должен был взорвать его, как только Киров подойдет к маятнику (!) .

Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе.

Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму.

В лагере он немедленно изобрел самоходную тачку на монорельсе, и его вскоре забрали в так называемую «шарашку» Туполева, где у него в ассистентах был Сергей Павлович Королёв.

Началась война, и он разработал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций.

Но не только. Еще Термен в этой шарашке разработал знаменитую систему подслушивания «Буран».

Говорят, она до сих пор используется.

Венцом этого творения стало деревянное панно, которое американскому послу подарили советские пионеры.

Панно повесили в кабинете посла, и… вскоре стали искать, откуда происходит колоссальная утечка информации.

Только семь (!) лет спустя в этом панно обнаружили цилиндр с мембраной.

Еще полтора года инженеры американской разведки бились над загадкой - что это такое?..

А оказалось, что из дома напротив на окно кабинета направлялся луч, а мембрана, колебавшаяся в такт речи, отражала его назад.

Вместе с речью, которая и записывалась.

В дальнейшем Термен еще улучшил изобретение: можно было обходиться даже без мембраны, ее роль выполняло оконное стекло.

Советские власти так обрадовались этому полезному изобретению, что наградили Термена Сталинской премией 1 степени прямо в тюрьме.

А потом даже и выпустили, что было просто выдающимся актом гуманизма и торжества столь милой некоторым социалистической законности.

И даже осчастливили его двумя комнатками той самой «бесплатной жилплощади».

Ну кто же не согласится, что две комнатки Льву Термену дали бесплатно? Конечно же его буквально одарили. Разве он наработал для этой страны на две комнатки?

В 60-е годы Л. Термен снова хотел было заняться электронной музыкой, но какое-то партийно-гебешное мурло просто плюнуло ему в глаза, указав, что «электричество существует, чтобы казнить предателей, а не для того, чтобы создавать музыку».

Вот такие мыслители решали судьбу науки в стране вообще и гениального изобретателя Термена - в частности.

Конечно, он оставался сугубо засекреченным и продолжал работать на разведку, потому что больше никуда его на работу не брали.

Сначала занимался военной гидроакустикой, а потом ему поручили разработать «устройство для поиска летающих тарелок».

Такой идиотизм его совершенно не вдохновлял, и в 64 году он наконец ушел из органов и стал тихо-мирно работать в акустической лаборатории Московской консерватории.

Да так бы и работал, если бы корреспонденту «Нью-Йорк Таймс» не приспичило сделать о консерватории репортаж.

И там корреспондент наткнулся на Льва Термена. Весь мир был уверен, что он погиб в 38 году, смолотый мясорубкой миллионных репрессий.

Когда в США узнали, что великий Термен жив - это была бомба. Сенсация. Ахтунг. Абзац.

Научная общественность Америки и Европы буквально взревела.

К Термену хлынула лавина писем от ученых, коллег, к нему толпой ломились репортеры и телекомпании…

Его приглашали в Стэнфорд, в Париж, в Голландию, в Швецию…

Руководство консерватории так перетрусило от всего этого, что…

Термена просто уволили, а его аппаратуру и разработки - вышвырнули на помойку.

А разрабатывал он синтезатор, который вскоре успешно и разработала японская Ямаха, заработав на этом миллионы и миллионы…

И последующие 25 лет великий ученый, по таланту не уступавший, наверное, самому Леонардо, легендарный изобретатель, которого хвалил Ленин и уважал Эйнштейн - работал механиком 6 разряда в какой-то заштатной лаборатории.

Жил с семьей в двухкомнатной квартире, смотрел, наверное, телевизор - который ему не дали изобрести -, а по телевизору концерты рок-звезд на синтезаторах Ямаха.

Дочери выросли, завели свои семьи, и в маленькой двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте жили пятеро - Л. С. Термен, дочь Наталья с мужем и двумя детьми.

С большим трудом ему удалось получить еще одну комнату в клопиной коммуналке, где его и затравили соседи".

На терменвоксе Лев Сергеевич научил играть свою племянницу Лиду Кавину. К двадцати годам она стала виртуозным исполнителем и с концертами объехала всю Европу. В 1989-м году и Термена пригласили на Фестиваль экспериментальной музыки во Францию. И он, 93-летний, поехал!

Когда в 1991 году в одном гамбургском театре решили использовать терменвокс, выяснилось, что практически единственный исполнитель в Европе — это Лидия Кавина. За прошедшие годы ситуация сильно поменялась: игре на терменвоксе учат в университетах, и в разных странах мира проводят фестивали.


10 октября 2004. Жан-Мишель Жарр устраивает очередную фантасмагорию в «Запретном городе» в Пекине.

Но больше всего на закате своей жизни Термен удивил окружающих своим вступлением в КПСС: "Я обещал Ленину". Лев Сергеевич и раньше пытался, но за "страшные преступления" в партию его не принимали. Так что коммунистом Термен стал только в 1991 году, одновременно с падением СССР.

Секретно. Срочно.

Операция «Московская жара» началась - очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».


…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве — путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».



Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения - кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната — рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.


Бывшее здание Посольства США на улицу Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)


Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства - микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.


«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме - ни магнитных полей, ни собственных источников питания - ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника - сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны — оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.


Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», стояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.


Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О’кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.


Именно тогда родилась идея с «троянским конем».


В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью — подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…


Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД - для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.


Как перехитрили Гарримана


…Грянул оркестр и хор пионеров запел:


O say, can you see, by the dawn’s early light,

What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?

Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,

O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?…О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах

Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?

В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг

Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов — американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха - самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? - редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.


Повесьте у себя над головой - ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, — британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»


Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие - празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» — церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка - пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» — уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».


Операция «Исповедь» началась!


Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место - на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания - советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.


На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД - там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.


Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов - всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.


О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году - по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» — и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!


Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт - знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай - «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.


Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году - янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.


После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» — ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше - созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.


Старое здание Посольства США на Новинском бульваре


Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» - много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года - в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи — первое лицо службы госбезопасности сдало оружие противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» — советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.


Бакатин и Калугин

Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».


Уникальный жучок-резонатор - заслуга советского ученого и изобретателя Льва Сергеевича Термена (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» — необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств - свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр — дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобрел


1. Группу электромузыкальных инструментов:


— терменвокс


— ритмикон


— терпситон


2. Охранную сигнализацию


3. Уникальную систему подслушивания «Буран»


4. Первую в мире телевизионную установку — дальновидение

September 17th, 2013

Секретно. Срочно.
Операция «Московская жара» началась – очаг возгорания возник на лестничной клетке в здании Посольства США по адресу улица Моховая, 13 и начал распространяться по второму этажу здания. Сильное задымление заставило провести эвакуацию членов американской дипмиссии, охраны, технических работников Посольства и членов их семей. В настоящее время на место ЧП прибыли наши «пожарные расчеты». Действуем согласно плану «Б».

…Во двор Посольства США влетели несколько огненно-красных машин с сиренами; пожарные команды бодро ринулись внутрь здания, попутно расправляя рукава брандспойтов. И тут же остановились в замешательстве — путь наверх преградили американские морские пехотинцы. На яростный окрик: «Убирайтесь с дороги! Там все сгорит, мать #%$#!!!» последовал жесткий ответ на ломаном русском языке: «Пусть все сгорит. Именем президента Соединенных Штатов, доступ посторонних запрещен».

Попытка силового прорыва в американское посольство провалилась. Наиболее «вкусные» помещения – кабинеты военных разведчиков, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Госдепа, а также самая важная комната — рабочий кабинет посла, были по-прежнему недоступны для советской разведки.

Бывшее здание Посольства США на улицу Моховой

Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики (И. Сталин)

Эта фантастическая история началась в конце 1943 года, когда Сталину доложили о создании в СССР уникального подслушивающего устройства – микроволнового резонатора конструкции Льва Термена.

«Вечный двигатель» не нуждался в батарейках и действовал в полностью пассивном режиме – ни магнитных полей, ни собственных источников питания – ничего, что могло бы демаскировать устройство. Размещенный внутри какого-либо предмета, «головастик» приводился в действие микроволновым излучением от удаленного источника – сам генератор микроволновых волн мог находиться в любом месте в радиусе сотни метров. Под действием человеческого голоса изменялся характер колебаний резонирующей антенны — оставалось лишь принять отраженный «жучком» сигнал, записать его на магнитную ленту и расшифровать, восстановив исходную речь.

Шпионская система, получившая кодовое название «Златоуст», стояла из трех элементов: генератора импульсов, резонатора («жучка») и приемника отраженных сигналов, размещенных в виде равнобедренного треугольника. Генератор и приемник могли располагаться за пределами прослушиваемого объекта, но главная проблема заключалась в установке «жучка» в кабинете американского посла.

Фокус с пожаром не удался. Как показала практика, с безопасностью у американцев было все О’кей. Доступ в секретные помещения Посольства был строго ограничен. Никого из советских граждан и членов официальных делегаций близко не допускали на верхние этажи здания.

Именно тогда родилась идея с «троянским конем».

В приемную наркома внутренних дел Берии была срочно доставлена богатая коллекция сувениров из дерева, кожи и слоновой кости: щит скифского воина из черной ольхи, двухметровые бивни мамонта, телефонный аппарат фирмы «Эрикссон», инкрустированный слоновой костью — подарок шведского короля Николаю II, роскошная корзина для бумаг, выполненная целиком из предколенья слоновой ноги…

Увы, ни один из раритетных экспонатов не впечатлил технических специалистов НКВД – для установки «Златоуста» требовался совершенно особый сувенир, сделанный с учетом технических характеристик самого прослушивающего устройства. Сувенир, который не смог бы оставить равнодушным американского посла в СССР Аверелла Гарримана. Исключительный раритет, который было бы невозможно кому-либо передарить или «забыть» в дальней комнате Посольства.

Как перехитрили Гарримана

…Грянул оркестр и хор пионеров запел:

O say, can you see, by the dawn’s early light,
What so proudly we hailed at the twilight’s last gleaming?
Whose broad stripes and bright stars, through the perilous fight,
O’er the ramparts we watched, were so gallantly streaming?…О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах
Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?
В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг
Красно-белым огнём с баррикад вновь явится…

Торжественная линейка в лагере Артек, повязанные красные галстуки и строй юных звонких голосов, поющих на английском языке гимн Соединенных Штатов — американского посла прошибла слеза. Тронутый теплым приемом, Гарриман передал пионерской организации чек на 10 тысяч долларов. Присутствовавший на линейке британский посол также передал пионерам чек на 5 тысяч фунтов стерлингов. В тот же миг, под торжественные звуки музыки, четверо пионеров внесли лакированный деревянный щит с вырезанным на нем гербом США.

Под гром аплодисментов директор Артека передал «нашим американским друзьям» сертификат на раритетный герб, подписанный всесоюзным старостой Калининым: сандал, самшит, секвойя, слоновая пальма, парротия персидская, красное и черное дерево, черная ольха – самые раритетные породы дерева и искусные руки советских мастеров. Подарок получился на славу.

Я не могу оторвать от этого чуда глаз! Куда же мне его повесить? – редкий случай, когда Гарриман произнес вслух то, что он думал на самом деле.

Повесьте у себя над головой – ненавязчиво намекнул Гарриману личный переводчик Сталина товарищ Бережков, — британский посол сгорит от зависти.

Троянские страсти или операция «Исповедь»

Успешно проведенной операции по внедрению «Златоуста» в американское Посольство предшествовала длительная серьезная подготовка: специально организованное мероприятие – празднование 20-летия лагеря Артек, куда пригласили американскую и британскую дипмиссии с целью «выразить благодарность от советских детей за помощь в борьбе с фашизмом» — церемония, от посещения которой было невозможно отказаться. Тщательная подготовка – пионерский хор, линейка, оркестр, идеальная чистота и порядок, особые меры безопасности, переодетые пионервожатыми два батальона бойцов НКВД. И, наконец, сам подарок с «сюрпризом» — уникальное произведение искусства в виде герба США (Great Seal) с вмонтированным внутри «резонатором Термена».

Операция «Исповедь» началась!

Как показал анализ сигналов «жучка», герб со «Златоустом» занял подобающее ему место – на стене, прямо в кабинете главы американской дипломатической миссии. Именно здесь велись самые откровенные разговоры и проводились чрезвычайные совещания – советское руководство узнавало о принятых послом решениях раньше, чем сам Президент США.

На верхних этажах домов на противоположной стороне улицы, перед американским Посольством появились две конспиративные квартиры НКВД – там установили генератор и приемник отраженных сигналов. Система шпионажа заработала, как часы: янки говорили, советские разведчики записывали. По утрам на балконах квартир развешивалось мокрое белье, «домохозяйки» из НКВД старательно вытряхивали половики, в буквальном смысле, пуская пыль в глаза американской контрразведке.

Семь лет русский жучок «подтачивал» работал в интересах русской разведки. За это время «Златоуст» пережил четырех послов – всякий раз новые обитатели кабинета стремились поменять всю мебель и интерьеры, лишь чудесный герб неизменно оставался на прежнем месте.

О существовании «жучка» в здании Посольства янки узнали лишь в 1952 году – по официальной версии, радиотехники случайно обнаружили в эфире частоту, на которой работал «Златоуст». Была проведена срочная инспекция помещений Посольства, весь кабинет главы дипмиссии «перетряхнули верх дном» — и нашли…

Поначалу американцы не поняли, что за устройство спрятано внутри щита с гербом. Металлическая проволока длиной 9 дюймов, полая камера-резонатор, упругая мембрана…никаких батареек, радиодеталей и каких-либо «нанотехнологий». Ошибка? Неужели настоящий жучок был спрятан где-то в другом месте?!

Разобраться в принципах работы «Златоуста» американцам помог британский ученый Питер Райт – знакомство с микроволновым резонатором Термена шокировало западные спецслужбы, сами специалисты признавалась, что если бы не случай – «вечный жучок» мог бы по-прежнему «подтачивать» символ американской государственности в Посольстве США Москве.

Американцы не решились раскрыть СМИ шокирующий факт об обнаружении жучка, что более семи лет проработал в кабинете Главы дипмиссии США. Нелицеприятная информация стала достоянием общественности лишь в 1960 году – янки использовали «Златоуст» как контраргумент в ходе международного скандала, связанного со сбитым американским разведчиком U-2.

После всесторонних исследований герба с «секретом», наши западные друзья попытались скопировать «Златоуст» — ЦРУ инициировало программу «Удобный стул», но так и не смогло добиться приемлемого качества отраженного сигнала. Англичанам повезло больше – созданный в рамках секретной правительственной программы «Сатир», жучок-резонатор смог передавать сигнал на дальности до 30 ярдов. Жалкое подобие советской системы. Тайна русского «Златоуста» оказалась Западу не по зубам.

Старое здание Посольства США на Новинском бульваре

Новое здание Посольства в Большом Девятинском переулке


Одна из наиболее успешных операций советской разведки в годы Холодной войны не на шутку встревожила американцев. «Златоуст» был только началом кампании по прослушиванию «стана врага» – много позднее, во время реконструкции здания Посольства США на Новинском бульваре в 1987 году, американцы обнаружили, что их апартаменты буквально кишат всевозможными «жучками» и подслушивающими устройствами. Но еще более шокирующий случай произошел 5 декабря 1991 года – в тот день председатель Межреспубликанской службы безопасности (МСБ, преемник КГБ) Вадим Бакатин на официальной встрече передал американскому послу Роберту Страуссу 70 листов со схемами заложения «жучков» в зданиях посольского комплекса США в Москве. Очевидцы утверждают, что в тот момент американец просто потерял дар речи — первое лицо службы госбезопасности сдало оружие противнику! Наконец, удивил объем всевозможных «закладок» — советские разведчики годами прослушивали все здание вдоль и поперек.

Бакатин и Калугин
Что касается жучка «Златоуст», то в наши дни герб с вмонтированным в него супер-жучком занимают достойное место в экспозиции музея ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния.

Забытый гений электронной музыки. Несколько слов о создателе «Златоуста».

Уникальный жучок-резонатор – заслуга (1896-1993 гг.). Музыкант по своему образованию, он начинал свою карьеру с создания невиданных прежде электромузыкальных инструментов. Глубокие познания в музыке и электротехнике позволили молодому изобретателю запатентовать в 1928 году «терменвокс» — необыкновенный музыкальный инструмент, игра на котором заключается в изменении положения рук музыканта относительно антенн инструмента. Движения рук изменяют емкость колебательного контура «терменвокса» и влияют на частоту. Вертикальная антенна отвечает за тон звука. Подковообразная антенна управляет громкостью.

Лауреат Сталинской премии 1947 года за создание подслушивающих устройств – свою награду Л. Термен получил не только за работу над гениальным «Златоустом». Помимо пассивного жучка-резонатора для американского посольства, он создал другой технический шедевр — дистанционную инфракрасную систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного ИК-сигнала вибрацию стекол в окнах прослушиваемого помещения.

Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобрел

1. Группу электромузыкальных инструментов:

— терменвокс

— ритмикон

— терпситон

2. Охранную сигнализацию

3. Уникальную систему подслушивания «Буран»

4. Первую в мире телевизионную установку — дальновидение

работал над:

— системой распознавания речи

— технологией заморозки человека

— военной гидроакусткой

По материалам:
http://www.specnaz.ru/
http://www.softmixer.com/
http://wikipedia.org/
http://www.spybusters.com/
http://www.thesound.ru/

Пожалуй напомню вам еще одну шпионскую историю - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Закончилась, Сталин поставил задачу Берия в кратчайший срок и любой ценой поставить прослушивающие устройства в рабочий кабинет посла США А. Гарримана. Операция «Златоуст» с этого момента станет самой известной в истории советской разведки и войдет в классику жанра шпионажа. Благодаря действиям своих агентов, Сталин сможет узнавать подробности жизни посольства США быстрее американского президента.

Объектом, где был размещен «жучок», выбрали американский герб, который «прослужил» Советам долгих 8 лет и за эти годы помог вести активное наблюдение за 4-мя разными послами США.

16 ноября 1933 года между СССР и США были установлены дипломатические отношения. И именно с тех пор советская контрразведка никогда не прекращала свои активные действия с целью узнать полную информацию о том, что происходит в стенах здания посольства американцев в Москве.

Так, например, в 1938 году очаровательному агенту ГУГБ НКВД, балерине Большого театра, удалось наладить регулярные встречи интимного характера с рядом высокопоставленных американских дипломатов. Морским пехотинцам, которые охраняли здание посольства, постоянно «подсылали» сексуально-привлекательных агентов НКВД, которые представлялись им школьными учителями русского языка для завязывания отношений.

Во время таких массовых акций, удалось выяснить, что сотрудники посольства весьма падки на безвозмездные интимные отношения с очаровательными женщинами. Со временем, в НКВД стало известно, что самыми охраняемыми в здании являются верхние этажи. Там находились офисы политической и военной разведки, криптографов, сотрудников вневедомственной охраны и офис американского посла.

Намерения и бесконечные попытки установить «прослушку» обрели маниакальный характер среди сотрудников НКВД, после того, как один из агентов по псевдониму «Сержант» в сентябре 1941 года сообщил, что военно-воздушный атташе в Москве на самом деле являлся немецким агентом, и по долгу службы должен собирать разведывательную информацию об СССР.

В декабре 43-го года, Лаврентий Берия доложил Сталину о том, что уникальный механизм микрофона создан и успешно протестирован в работе.

Как поставить «жучок» в кабинете Гарримана?

Сотрудникам НКВД так и не удалось проникнуть внутрь посольства, даже под прикрытием огня. Тогда было принято решение организовать пожар. Очаг пожара возник в подъезде одного из зданий посольства США на улице Мосс, 13, и начал распространяться по второму этажу. Из-за сильной задымленности пришлось эвакуировать сотрудников самого посольства, отдела безопасности, обслуживающего персонала и членов их семей.

Через некоторое время бороться с огнем на место прибыла машина советских «пожарных»». Во двор посольства на большой скорости ворвались огромные пожарные машины. «Пожарники» начали бодро забегать в здание, при этом расправляя шланги для воды, но остановились в замешательстве, когда американские солдаты преградили им вход. Пожарные бешено и с руганью кричали: «Уйди с дороги!!! Там же все сгорит!», но американцы не сделали ни одного шагу. «Пусть даже все там сгорит, но президент США отказал в доступе кому-либо в здание посольства» — ответили на ломанном русском американцы.

Из-за неудачно проведенной операции, монтаж «подслушки» в посольстве США был отложен на неопределенный срок.

А в это время…

В конце 1943 года Сталину сообщили, что советский электротехник Лев Термен (находясь в то время в заключении) изобрел уникальное подслушивающее устройство - эндовибратор. Вечный двигатель» устройства не нуждался в батарейках и действовал полностью в пассивном режиме: без магнитных полей или их каких-либо собственных источников питания; без всего, что могло разоблачить работу аппарата. Размещенный внутри объекта, «Златоуст» был приведен в действие микроволновым излучением из удаленного источника. Под влиянием человеческого голоса в помещении меняется характер колебаний, которые и мог фиксировать эндовибратор. Устройство записывало колебания на пленку, после чего их восстанавливали специальным образом и записи превращались в первоначальную речь.

Попытки подстроить обманным путем в здание посольства США оставались тщетными. Ключевые помещения — офисы военной разведки, шифровальщиков, аналитиков, сотрудников Государственного департамента, а также наиболее важный кабинет — офис посла, все еще оставались недоступными советской разведке. Новая идея не заставила себя ждать.

В НКВД было принято решение вмонтировать подслушивающее устройство в какой-нибудь предмет, который бы всегда оставался в помещении. В последующие 60 минут в кабинет народного комиссара внутренних дел были доставлены больше двадцати сувениров из кости, кожи и дерева. Из них самыми впечатляющими были большой щит скифского воина, двухметровые бивни мамонта, телефон марки «Ericsson», принадлежавший царю Николаю II. Осмотрев сувениры, Берия провел консультации с группой высококвалифицированных технических специалистов, которые были задействованы в разработке, производстве и испытательных работах нового микрофона.

Само устройство носило кодовое название «Златоуст» . Необходимо отметить, что ни руководители, ни разработчики, на даже сами производители не знали, против кого он будет работать. Они лишь знали, что он разрабатывался для работы на службе национальной безопасности СССР. Необходимо было узнать — возможно ли установить «Златоуст» в один из экспонатов, которые находились в кабинете посла. Специалисты, которых пригласили на консультацию, единогласно признали, что вмонтировать новый микрофон в предлагаемые сувениры невозможно, так как конструкция предмета должна быть специально разработана с учетом всех нюансов работы устройства, а не наоборот. Исходя из этого, в НКВД посчитали, что необходимо изготовить специальный «подарок», который будет вручен послу. И такой подарок вскоре был сделан…

«Предатель» в посольстве США

«Подарок» в НКВД решили подарить во время посещения американским послом празднования 20-летия детского лагеря «Артек» в Крыму в феврале 1945 года. Автоколонна заехала в ворота лагеря, где их встречала толпа пионеров, хотя на самом деле это были переодетые сотрудники НКВД. Когда дети подарили Гарриману герб, высеченный из дерева, тот растрогался и выписал чек на 10 000 долларов в помощь «Артеку». Американская эмблема была удивительной красоты, спецслужбисты долго подбирали мастера, который смог бы сделать такую вещь.

Герб, подаренный американскому послу

После этого, Гарриман эмоционально сказал:
— Что я могу сказать? .. Где мне это хранить? .. Я не могу оторвать глаз от него!
— Да повесить в своем кабинете … британцы умрут от зависти, — тут же подсказали ему советские «пионеры».

Именно таким образом в 1945 году «Златоуст» удалось установить непосредственно в кабинете американского посла, вживив жучок в подаренный герб США.

Операция «Исповедь»

Следующий этап операции НКВД носил название «Исповедь». Среди новых задач службистов - подслушка и протоколирование заседаний, проводимых американским послом в его кабинете.