Некрасов железная дорога в сокращении. Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

Практически все произведения Николая Алексеевича посвящены простому народу, и одно из самых известных изложено в кратком содержании стихотворения «Железная дорога» для читательского дневника.

Сюжет

Ваня спрашивает у своего отца, кто построил железную дорогу, по которой они идут, на что генерал ответил - ее построил граф. Автора возмутил такой ответ, и он рассказал мальчику правду - один человек не мог построить целую железную дорогу, он присвоил себе труд других людей. На самом деле ее делали крестьяне, которых голодом и силой заставили работать. Им били и истязали, многие из них умирали на стройке или заболевали тяжелыми болезнями. Ване снится, как крестьяне мучаются, строя пути для поездов. Проснувшись, он рассказал отцу об этом. Тот заверил ребенка, что эти люди были бездельниками и пьяницами. А автор вновь рассказывает правду - им обещали заплатить, но после окончания работ рассчитались бочкой вина, и всё.

Вывод (моё мнение)

Эта история произошла много лет назад, но нужно извлечь из нее уроки: уважать труд людей, не присваивать себе усердия других и не возносить только одного человека, хотя работали много людей.

Сын Ваня спрашивает у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Генерал приписывает ее строительство графу Петру Андреевичу Клейнмихелю.

Рассказчик – попутчик, едущий с ними в одном купе – не соглашается со словами генерала и начинает свой рассказ о подлинных строителях железной дороги. Повествователь говорит мальчику о беспощадном царе, согнавшем народ на строительство, о голоде.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Слушая рассказ попутчика, Ваня засыпает. Во сне он видит обыкновенных мужиков – настоящих строителей железной дороги. От них мальчик узнает, как нелегок труд, доставшийся простому русскому народу.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет все, что господь ни пошлет!

Свистит паровозный свисток, и мальчик просыпается. Ребенок рассказывает о своем сне отцу, но тот лишь смеется. Он называет простой народ варварами, не способными создать что-либо, укоряет повествователя в том, что он рассказывает мальчику грустные истории.

Рассказчик соглашается обрисовать и “светлую сторону” – работа выполнена, мужики собираются за расчетом в контору, но денег им не дают, напротив, они еще остаются должны. Приехавший подрядчик принимает работу и говорит, что дарит им недоимку, и в добавок выкатывает бочку вина. Мужики рады и этому.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание поэмы Некрасова “Железная дорога”

Другие сочинения по теме:

  1. Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала – это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о...
  2. Часть 1. Юбиляры и триумфаторы “Бывали хуже времена, / Но не было подлей”, – читает автор о 70-х гг. XIX...
  3. В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть...
  4. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
  5. “Железная пята” является одним из самых значительных произведений не только Лондона, но и всей американском литературы начала XX в. В...
  6. Действие происходит в Юго-Восточной Азии (на территории Таиланда, Южного Вьетнама и Камбоджи) через несколько лет после первой мировой войны. Молодой...
  7. Мы застаем богатое семейство Револю в критический момент их жизни. Мадам Револю, ее сыновья Дени и Жюльен, ее дочь Рози...
  8. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – “Накануне светлого праздника” (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
  9. Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от...
  10. Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова,...
  11. Школьное сочинение на тему – Образы детства в поэзии Некрасова. С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи о...
  12. Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...
  13. Сочинение: описание картины Левитана “Осень. Дорога в деревне” Описание темы: грустная ненастная пора поздней осени. Художественное описание картины Левитана “Осень....

Николай Алексеевич Некрасов к моменту написания этой поэмы уже снискал себе славу. Его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос» были любимы народом. Издаваемый поэтом журнал «Современник» был рупором демократии. С журналом сотрудничали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтков-Щедрин, И.А. Гончаров,

В 1864 году создал поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание произведения будет рассмотрено в настоящей статье.

Историческая обстановка во время написания поэмы

Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» - краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.

Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.

Сюжет поэмы

Самое драматичное начинается буднично. Как будто акварелью написаны первые ее стихотворные строки. Поздняя осень, «лед неокрепший», «река студеная», но на деревьях листья, еще не успевшие «поблекнуть». Лирически начинает свой рассказ Некрасов. «Железная дорога» содержание свое раскрывает перед читателем намеренно постепенно.

Малолетний сынишка в кучерском армячке и его отец-генерал отправились в путь по железной дороге. Сыну, спросившему о том, кто построил ее, отец назвал имя «строителя»: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель…» Но задремавшему в дороге ребенку приснилась правда об этом строительстве, похожая на триллер. Только под страхом голодной смерти можно было решиться на такую работу. Жить в землянке, питаться кое-как, практически не иметь отдыха, страдать от холода и сырости, и при этом изматывающе трудиться по 12-14 часов. Работа спорилась. Иуды-десятники записывали просчеты каждого. Когда же приходило время расчета, десятники обнародовали штрафы, числящиеся за каждым. К выплате получалось совсем немного, а зачастую строители были даже должны. Затем рабочим «дарили» бочку вина, и вопрос об оплате, таким образом, снимался в принципе. Непокорных засекали насмерть. Умерших от болезней и истощения хоронили там же. Дорога, практически, возводилась на костях.

Подлую систему, не правда ли, выставляет на суд российской общественности Некрасов? «Железная дорога» краткое содержание свое прямо противопоставляет официально принятой точке зрения. Ее идея - вера в народ, который, все-таки обретет себе достойную судьбу (проложит «широкую, ясную… дорогу). Кстати, это произведение со «скрежетом зубовным» припомнили ему цензоры, когда два года спустя закрывали журнал «Современник», где она была напечатана.

Но в памяти народной осталась память, когда в раздавленном репрессиями обществе гордо и звонко прозвучало произведение Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее следует воспринимать, как попытку автора «увидеть свет», превозмогая «полночную тьму» махровой реакции.

Вывод

История, представленная этой поэмой, правдива и свидетельствует об истинной картине постройки Николаевской железной дороги. Руководил ее строительством беспрекословно верноподданный Николаю I министр путей сообщения генерал-адъютант Клейнмихель Петр Андреевич. Император гордился своим подчиненным. Чествуя его заслуги, даже отчеканили именную на которой красовался лозунг «Усердие все превозмогает». Его стиль организации строительства был скор, однако всегда сопровождался многими человеческими смертями. Народ люто ненавидел Клейнмихеля. Поэтому новый император Александр II, став на престол, поспешил сменить на посту эту одиозную фигуру.

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Начинает прекрасными строками описания осенней природы, которую лирический герой видит из окна поезда. Эту красоту наблюдают и генерал с мальчиком Ваней.

Железная дорога Некрасов

Как раз Ване герой и хочет рассказать всю правду о том, кто в действительности строил железную дорогу. В отличие от генерала, который приписывает появление железной дороги графу Клейнмихелю, герой Некрасова в стихе Железная дорога говорит правду. Невозможно построить дорогу одному человеку. И здесь появляются разные образы простых людей, которым пришлось трудиться на каторжных работах, а все потому, что нужно было на что-то жить, чтобы не умереть с голода. Именно голод согнал на строительство железной дороги массу людей, многие из которых погибли здесь из-за ужасающих условий.

И вот перед мальчиком предстают ужасные картины. Он видит людей, живущих в землянках, видит как они днем и ночью трудятся на строительстве. Их плохо кормят, поэтому они вечно голодные. Люди начинают болеть различными хроническими заболеваниями. Многие не выдерживают и умирают. Награда за каторжный труд лишь побои, и сейчас все что для них нужно — просто помянуть добрым словом. Мальчик видит одного из мертвецов, что выделяется из толпы. Это белорус, который и после смерти продолжает долбить землю. Он говорит мальчику, что такое трудолюбие не помешало бы перенять и всем остальным в нашем мире.

Тут слышен свист поезда. Ваня просыпается и рассказывает свой сон. Генерал только рассмеялся в ответ и тут же стал называть простой народ варварами, которые не могут создавать ничего хорошего, а тем более железную дорогу. При этом генерал еще и упрекает лирического героя в стихотворении Н.А. Некрасова Железная дорога в том, что тот показал лишь темную сторону медали и просит рассказать о светлой ее стороне. И лирический герой не отказал. Краткое содержание Железной дороги Некрасова продолжим тем, что рассказчик сумел показать и так называемую светлую сторону появления железной дороги. Читатель видит описание момента, когда работы завершены. Люди пришли получить вознаграждение, но как оказалось, вознаграждения не будет. Рабочие оказались должны своему хозяину. Но подрядчик очень добрым человеком оказался. Он прощает долг, который накопился за время работ, да еще из щедрости дарит целую бочку вина. Мужики с криками Ура, взяли бочку и с песней уходят домой. Уж отрадней картину и представить сложно.

Некрасов Железная дорога: герои

Если говорить о стихотворении Некрасова Железная дорога и его героях, то здесь мы не увидим отдельных персонажей, хотя можно было выделить мальчика Ваню, рассказика и генерала. Однако в стихотворении имеются жизненные картины, где показана социальная панорама, объединенная одной темой. Поэт изображает народ, который в ужасных условиях строил железную дорогу. Он страдал, погибал, но продолжал трудиться. Вот только их труды пытаются приписать начальнику строительства Клейнмихелю. Лирический герой же рассказывает всю правду и она ужасна. Правда рисует в воображении мальчика толпы мертвецов, что окружили поезд и рассказали о своей жизни и каторжном труде. И здесь мы видим великих тружеников, но в то же время и терпеливых рабов, что не смогли постоять за себя. С одной стороны хочется восхищаться людьми, что создавали дорогу, а с другой стороны их хочется жалеть и даже упрекнуть в том, что удовлетворились лишь бочкой вина.