Непонятное ощущение при медитации. Работа мозга без медитации

Метки: О тонкостях медитации

Вот как часто описывают люди, начинающие осваивать медитацию, свой опыт.

«Решила я попробовать медитировать. Выбрала для этого удобное время, дождалась, чтобы дома никого не было, и никто не мешал. Села, закрыла глаза, ожидая ощутить вселенское блаженство и… пришла мне в голову мысль: «Что мне лучше на ужин приготовить: мясо с картошкой или курицу с рисом?» Я быстро выгнала эту ненужную мысль и стала концентрироваться на дыхании.

Примерно полминуты у меня это получалось, и я, радуясь своему успеху, начала думать: «Какая я молодец! Интересно, а скоро меня настигнет вселенское блаженство?» Потом я стала вспоминать рассказы других людей об очень приятных переживаниях покоя, умиротворенности во время медитации и начала прислушиваться к себе: «Эй, ну где там покой с умиротворенностью? Пришли уже или еще нет?» Минут пять я находилась в ожидании невероятных ощущений, пока до меня не дошло, что все это время я не чувствовала и пребывала в созерцании, а думала и ожидала. Мысли подкрались незаметно, и я даже не заметила, как это произошло.

Я снова вернулась к наблюдению за своим дыханием. На минуту внутри воцарилась тишина, на фоне которой подлый голос очередной мысли прошептал: «Все-таки курицу с рисом надо сделать. И салат!»»

В предыдущих статьях о медитации мы уже говорили о том, что во время практики в голову могут приходить отвлекающие мысли. Что же делать в этом случае? Об этом в сегодняшнем материале.

Мысли - это нормально

Первое, о чем важно помнить, - это то, что мысли во время медитации - абсолютно естественное и нормальное явление. Если Вы - не буддистский монах, ежедневно посвящающий практике медитации по многу часов, то можете быть уверены: отвлекающие мысли у Вас обязательно будут появляться. Поэтому не нужно думать, что, раз Вам в голову во время практики то и дело лезет какая-то ерунда, - значит что-то идет не так, и медитировать у Вас не получается. Воспринимайте мысли как естественную составляющую Вашей медитации.

Не нужно бороться

Бороться с собой - дело абсолютно бесперспективное. Если Вы будете стараться во что бы то ни стало прогонять собственные мысли, Вы кроме разочарования ничего не получите. Так что ни в коем случае не пытайтесь что-либо поменять при помощи волевого усилия.

Сделайте мысли своим союзником

Давайте вспомним, что основная цель медитации - это развитие осознанности. Тренируйтесь в осознавании отвлекающих мыслей.

В обычной жизни мы редко уделяем какое-то особенное внимание своим мыслям. Большая часть из них появляется без какого-либо контроля с нашей стороны, автоматически, и также исчезает. Самое интересное, что львиную долю собственной мыслительной продукции мы даже не осознаем. Поэтому начинающие практиковать медитацию люди нередко сильно удивляются, какое количество мыслей оказывается постоянно крутится у них в голове.

Таким образом, осознание собственных мыслей - это хороший способ развития осознанности, который можно встроить в любую форму медитации. Предположим, Вы выполняете медитацию с концентрацией на дыхании. Вы фиксируете свое внимание на дыхании, и в какой-то момент Вас отвлекает какая-то посторонняя мысль. Вы обращаете внимание на эту мысль (осознаете факт ее возникновения) и возвращаетесь к наблюдению за дыханием. Возможно, что через 5-10 секунд Вас посетит следующая мысль. Будьте ей благодарны. Она помогает Вам развивать осознанность к тому, что происходит внутри Вас. Обратите на нее свое внимание и снова возвращайтесь к наблюдению за дыханием.

Таких переключений поначалу может быть очень-очень много. Но по мере практики Вы увидите, как такое простое осознавание собственных мыслей и терпеливое, регулярное возвращение своего внимания обратно к практике дисциплинирует мыслительный поток: мыслей становится на порядок меньше, внутри появляется чувство глубокого спокойствия.

Не стремитесь к состоянию безмыслия

Я уже говорила об этом в начале статьи. Но, поскольку это очень важно, еще раз подчеркну. Состояния абсолютного безмыслия Вам стоит ожидать, только если Вы уже лет десять медитируете где-нибудь на горе в Тибете. Ставьте для себя реальные цели. Хорошим результатом практики будет сокращение числа приходящих во время медитации в голову мыслей. К примеру, если сначала мысли посещали Вас со скоростью 30 мыслей в минуту, то будет здорово, если их количество сократится до 15 в минуту.

Когда Вам удастся хотя бы чуть-чуть уменьшить мыслительный поток, Вы обязательно почувствуете от этого положительный эффект: хаос из мыслей отнимает очень много сил и энергии. Когда мыслей становится меньше, на эмоциональном уровне возникает чувство глубокого спокойствия, на физическом появляется расслабление. Кроме того, может появляться более ясное и четкое видение, понимание каких-либо актуальных на данный момент жизненных вопросов. Мыслительный мусор отвлекает и мешает увидеть что-то по-настоящему важное. Именно поэтому часто во время медитации, когда ненужные мысли уходят, в голову приходят интересные идеи, хорошие решения волнующих вопросов.

В следующей статье читайте о нестандартном подходе, помогающем уменьшить поток мыслей во время медитации!

P.S.: Получите электронную книгу "Как начать медитировать? Пошаговая инструкция" к себе на почту или в личные Facebook-сообщения. В ней Вы найдете всю информацию, необходимую для освоения медитации: разнообразные техники и упражнения, способы легко и эффективно преодолевать сложности, часто встречающиеся на пути к освоению практики т.д.

В самом начале практики цигун вы учитесь тому, как регулировать свое тело, дыхание и разум. Приступая к практике, особенно к неподвижной медитации, вы получаете возможность погрузиться в глубокое медитативное состояние, в котором ваша ци самостоятельно восстанавливается и уравновешивает себя, проникая в каждую клетку вашего тела. В процессе медитации у вас могут возникнуть разнообразные ощущения или даже видения. Большинство из этих новых впечатлений возможно получить только во время медитации. Такие ощущения китайцы называют цзин ци, что переводится как «видения ци» или «картинки ци» (потому что именно ци вызывает к жизни эти видения). Здесь мы рассмотрим некоторые наиболее распространенные ощущения и впечатления. Не думайте, что вы обязательно столкнетесь с каждым из них или что подобное испытывает каждый человек. Все зависит от индивидуальных качеств, времени суток, в которое вы занимаетесь, даже от окружающей вас обстановки.
1. «Восемь Прикосновений» (физические и сенсорные явления)
Ба чу, или «Восемь Прикосновений», представляют собой ощущения, нередко возникающие в процессе практики цигун: это может быть чувство тепла, ощущение, будто кто-то касается вас, или чувство тяжести. В Китае их называют чу ганъ (прикосновение и ощущение) или дун чу (движущееся прикосновение). Некоторые люди испытывают такие ощущения:
1) движение (дун);
2) зуд (ян);
3) прохлада (лян);
4) тепло (нуанъ);
5) легкость (цин);
6) тяжесть (чжун);
7) першение (сэ);
8) скольжение (хуа).
Другие же называют иной перечень ощущений:
1) потряхивание (дяо);
2) вибрация (и);
3) холод (лин);
4) жар (жэ);
5) парение (фу);
6) погружение (чэнь);
7) твердость (цзянь);
8) мягкость (жуань).
Вы должны понимать, что для практики цигун все эти ощущения являются вполне нормальными; они возникают иногда даже у новичков. Если вы почувствуете нечто подобное, проанализируйте свое ощущение, чтобы определить его источник или причину. Если окажется, что это естественное явление или результат перераспределения ци, не переживайте из-за этого, позвольте всему идти своим чередом. Если же явления вызваны какими-то другими причинами — исправьте положение, избавьтесь от обстоятельств, их породивших.
Не стоит ожидать этих явлений и надеяться на их появление (как, впрочем, и беспокоиться по этому поводу). Просто следуйте природе, не вмешиваясь в ее дела. Воспринимайте происходящее с легким сердцем, продолжая занятия; держите разум в ясности и спокойствии, стараясь ни на что не отвлекаться.
2. Ощущение движения или вибрации
Это ощущение отличается от описанной ранее дрожи. Оно возникает в области Даньтяня во время неподвижной медитации. Позанимавшись неподвижной медитацией некоторое время, вы поначалу можете ощутить теплоту в нижней части живота. Через пару недель вы можете почувствовать, что область Даньтяня начинает самостоятельно вибрировать — это значит, что «нижний котел» наполнен ци и пора использовать свой Я, чтобы направить эту ци по Малому Кругу. Как правило, это ощущение одним из первых приходит к начинающим заниматься неподвижной медитацией. Оно подтвердит вам правильность практики и наличие определенных успехов.
3. Ощущения внутри живота
Как только вы почувствуете теплоту и вибрацию в Даньтяне, мощный поток ци распространится по животу. Движения передней стенки живота во время дыхания стимулируют циркуляцию ци в кишечнике. Иногда это вызывает различные звуки или способствует освобождению от газов. Через некоторое время после того, как это произойдет, вы почувствуете тепло и различные ощущения в животе, почувствуете вашу ци, текущую равномерно и сильно. Иногда это приводит к усиленному потоотделению. После регулярных занятий в течение некоторого времени эти ощущения исчезнут, поскольку все каналы в нижней части живота откроются и ци сможет двигаться беспрепятственно.
4. Ощущение воздушности
По завершении Малого Круга, когда ци внутри вашего тела движется равномерно, вы можете почувствовать, что в состоянии глубокой медитации ваше физическое тело как бы исчезает, становясь легким и воздушным. Это ощущение действительно приятное; однако стоит вам отвлечь свой разум на это ощущение, как воздушность тут же исчезнет. Вы должны просто осознавать происходящее, не обращая на него внимания. Как правило, чтобы достигнуть этого состояния, вы должны вначале привести свое тело в состояние глубокого расслабления, когда ритм дыхания и сердцебиение снижены до минимума, а разум находится в состоянии покоя и умиротворения.
5. «Белый вид» («облака») в пустой комнате
Находясь в состоянии глубокой медитации, вы иногда можете пережить ощущение исчезновения вашего физического тела, после чего ваша ци сольется с ци окружающего пространства. Когда это происходит, кажется, что вся комната внезапно становится пустой, наполняясь белыми облаками или туманом. Если вы попытаетесь сосредоточиться на созерцании, картина тут же исчезнет, поскольку разум не знаком с состоянием абсолютной пустоты и тут же начнет генерировать образы знакомых физических предметов, чтобы заполнить ее.
Столкнувшись с ощущением белой пустоты, просто почувствуйте ее, не концентрируя на ней внимание. Подобные явления возникают лишь при условии идеальной уравновешенности разума, приводящей его в состояние повышенного расслабления и концентрации. Даос У Ицзы говорил: «(Если ты) желаешь наполнить живот (ци), вначале опустоши (отрегулируй) синь. (Если ты) желаешь вызывать Белое, вначале опустоши комнату». Это высказывание взначает, что для наполнения живота энергией ци человек вначале должен опустошить свой эмоциональный разум. Другими словами, вы должны регулировать свой синь до тех пор, пока он не исчезнет, —лишь после этого ваш разум сможет сконцентрировать И на Нижнем Даньтяне, чтобы он «разжег огонь» (начал создавать ци). В данном случае белый цвет символизирует простоту, чистоту, легкость, связанные с исчезновением физического тела. Чтобы заставить собственную ци слиться с окружающей, вам прежде потребуется избавиться от всех объектов в «комнате» вашего разума, включая физическое тело.
6. Шесть других ощущений
Достигнув высших уровней медитации в цигун, вы можете столкнуться с шестью другими часто встречающимися ощущениями. Вот они: а) жар в Даньтяне, словно он объят огнем; б) (внутренние) почки словно опущены в кипяток; в) из глаз бьют лучи света; г) за ушами возникают порывы ветра; д) над головой слышится клекот орла; е) ваше тело наполнено энергией так, что даже нос дрожит. Все эти явления даос Юй Цзу назвал «Шестью Доказательствами», поскольку они подтверждают правильность пути в практике медитации.
7. Шесть перемещений
Когда вы овладеете уровнем, позволяющим регулировать ваш шэнь, вы сможете повысить его, а сверхъестественная сила лин поможет вам достигнуть того, что недоступно обычному человеку. При этом ваш разум сможет общаться с шестью природными силами.
А. Видение настоящего
Ваш разум настолько прояснен, что способен анализировать и понимать события максимально глубоко и точно. Это происходит потому, что вы научились регулировать свой разум и способны видеть предметы или события с беспристрастной точки зрения, не испытывая смущающего влияния синь. Поскольку большинству людей это недоступно, вы сможете видеть лучше их.
Б. Понимание прошлого и видение будущего
Ваш разум способен понимать прошлое и предсказывать будущее. Поскольку ваш разум прояснен, вы сможете анализировать происходящее, понимать причины и видеть результаты. Поскольку ваш опыт объективного анализа будет накапливаться, вы сможете видеть, что произойдет в будущем, ведь человек остается человеком, а история всегда повторяется.
В. Видение всей Вселенной
На высших стадиях медитации ваш дух сможет ощущать всю Вселенную. Вы сможете увидеть (духовно) горы, небеса, реки, моря и т. п. На этой стадии ваша ци объединится с ци Вселенной, так что вы обретете способность свободно обмениваться информацией.
Г. Звуки Вселенной
При помощи своего духа вы сможете слышать и понимать все звуки, возникающие от вариаций природной ци, включая ветер, дождь, волны и т. п. Вы также сможете слышать духов и общаться с ними.
Д. Видение судьбы
Ощутив все изменения в природном поле ци, накопив все прошлые знания, относящиеся к человеку, вы сможете видеть разум человека, его личностные качества, истинную природу. Это позволит вам видеть его судьбу. Вы даже сумеете определить его духовное будущее, т. е. ожидают ли человека в дальнейшем радости (рай) или страдания (ад).
Е. Узнавание мыслей других
Поскольку вы наполнили свой дух и головной мозг энергией, приведя их в состояние повышенной чувствительности, ваш мозг сможет воспринимать значительно более широкий спектр волн. Научившись настраиваться на волны, испускаемые мозгом других людей, вы сможете видеть их мысли.
Даосский мудрец У Чжэньжэнь сказал: «Возвратись в пустоту, чтобы объединиться с Дао после того как ты достигнешь устойчивости и (твой дух) сможет покинуть (твое тело), (твой дух) сможет внезапно проникать (в твое тело) и так же внезапно покидать его». Это и будет тем состоянием буддовости, или просветлением, находясь в котором вы сможете отделиться духом от тела, соединившись с природой.

В общем, уникальный текст. Нигде больше такого не найдете.

Когда вы медитируете, обращайте внимание на градации. Это подобно тому, как вы плывете по реке или морю и чувствуете волны и ветер, чувствуете колебания. Когда вы вышли на берег, плоскость та же, но ощущение от движения - уже другое. Другое усилие прилагается. Если, например, ландшафт горный, то вы чувствуете, что идете по другой структуре. Когда вы двигаетесь вовнутрь, структура также меняется. Иногда вы начинаете чувствовать, что идет расширение. Иногда вы чувствуете, как волны начинают вас захватывать, и вы, например, кружитесь. Вас может валить, или одна часть тела может становиться больше другой. Иногда вдруг ворох мыслей выходит.

Вы двигаетесь по определенным слоям. Вы можете этого не понимать, не замечать, потому что человек - как матрешка, все поля в нем существуют одномоментно. Но, когда вы двигаетесь вовнутрь, вы начинаете их проходить. Например, вы задали цель - двигаться к центру, и начинаете через эти поля проходить. Когда вы двигаетесь, в какой-то момент вы можете начать видеть цвета, слышать звуки. Один из таких показателей - когда вы начинаете слышать звук ОМ. Вы садитесь и вдруг слышите гул, похожий на тот, который издает лампа дневного света: «Оммммммм». Он может также сопровождаться визуальными эффектами - сверканием искр, пятнами, еще какими-то.

Поначалу, если вы привыкли жить в уме, все это кажется вам фантазией. Затем, когда вы начинаете уделять внимание этой фантазии, она оживает и становится более явной, а телесные ощущения - менее явными. Если вы потом длительное время медитируете, то у вас может случиться пограничное состояние: вы вообще не понимаете, что вы сидите, вы не понимаете - то ли вы уснули, то ли медитируете. Если в такой момент вы резко откроете глаза, то состояние будет наподобие сна, когда вы рассматриваете предметы, как во сне. Грань между ощущением тела и восприятием реальности начинает теряться. Ваше тело и предметы начинают как бы сливаться.

Когда в какой-то момент ваша осознанность проходит через ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛО, непроработанность в эмоциональном теле может вскрыть какие-то эмоции. Человек начинает вдруг плакать или вспоминать какие-то события, или что-то еще. Этот слой тоже проходится. Чем тоньше вы в какие-то слои входите, тем более явными будут ощущения по сердцу, и менее явными - по телу. Погружаясь вглубь, вы будете больше зависимы от души и чувств, нежели от ощущения тела. Поэтому, двигаясь вглубь, вам придется быть все более и более внимательными. Внимательность не означает сильное напряжение, концентрация не должна быть усилием. Концентрация должна быть естественным потоком, где вы не сжимаете невозможное в желаемое, а даете возможность времени вашим усилием вырасти в состояние естественной концентрации, естественного восприятия.

Иногда люди хотят быстрейших результатов, но не у всех карма, внутренняя собранность, подготовка, эволюционный путь позволяют этого добиться. Многим, чтобы прикоснуться к медитации, нужны годы. Наберитесь терпения. Не думайте, что если сейчас у вас медитация не получается, значит, вам это не дано, - это не так. Если вы сидите и чувствуете, что ничего не чувствуете, т.е. понимаете, что у вас ничего не получается, все равно сидите.

Вы должны понять, что медитация - это одна из важнейших частей человеческого пребывания здесь, на Земле, потому что медитация - это прикосновение к источнику силы. Эта сила вам нужна для решения любой задачи в этом мире - будь то семейная задача, собственное развитие, зарабатывание денег, воспитание детей, выстраивание отношений - неважно. Источник жизни - один, и, если концентрация рассеяна, концентрации нет, т.е. внимание рассеяно, все время будет идти ослабление. Это ослабление связано с тем, что ваш ум, ваши эмоции будут забирать жизненную силу. Вы даже не будете замечать, как расплескивается энергия. Она утекает через ваше обдумывание. Далеко не все могут в течение дня набирать эту энергию.

Чаще всего вы отдыхаете в выходные дни. Возможно, вы выезжаете в лес, на природу, где много праны. Возможно, вы высыпаетесь. Но, например, гнев и раздражение могут в течение дня очень быстро вас опустошить. В какой-то момент вы вспыхиваете, но потом, через некоторое время, наступает усталость. В течение какого-то времени вы можете гореть в напряжении, а потом наступают бессилие и болезнь, как последствия потери энергии. Медитация заполняет вас энергией с очень тонкого плана. Очень тонкой энергией, которая по чакрам спускается вниз до физического тела и дает вам наполненность. Но в силу того, что мы привыкли чувствовать себя телом, нам еще необходимо наполняться жизненной силой через природу - через гуляние в парке, через пробежки, плавание, футбол, волейбол, некую динамику. И тогда мы чувствуем, что наше тело оживает. У нас появляется интерес, уходит депрессия, т.е. мы, таким образом, прокачивая физическое тело, поднимаем жизненную силу, иммунную систему, тонус.

Медитация идет с верхних центров, из глубины души, но она может решить ту же самую задачу. Для этого нужны опыт, время, терпение. Если вы эти две системы соедините, т.е. физическую активность, интенсив с медитацией, то вы с двух сторон пойдете к центру себя. У вас будет физическая сила для того, чтобы легко концентрироваться, а концентрация, как спичка, которой вы подожгли бензин, даст возможность прохождения тонкой энергии космоса в ваш ум, ваше тело, эмоции, чувства. Спускаясь по центрам, эта энергия будет проходить в более плотные частоты, в более плотные слои.

Когда вы сидите, может случиться так, что у вас пошло включаться ЭФИРНОЕ ТЕЛО. И тогда, например, если вы не касаетесь стенки, а сидите с прямой спиной, у вас тело может начать качаться. Вы ничего не делаете, а его начинает качать. Когда есть привычка сидеть с прямой спиной, а эфирное тело расслаблено, вхождение энергии в эфирное тело может выйти в такую конфигурацию, когда-либо вас качает влево-вправо, либо вперед-назад, либо по кругу, либо по какой-то более сложной траектории. В движении энергии вы переходите с ощущения тела на энергию, вы начинаете чувствовать эту энергию, а тело уже вслед за энергией начинает вести.

Я вам сейчас рассказываю, как градации идут, и как вы можете ощутить по различным состояниям, что может происходить.

Входя в АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО и концентрируясь в нем, например, вы можете не понимать, что это астральное тело. Там не написано, куда вы вошли. Но ощущение может быть такое, что конфигурация зала вдруг поменялась. Вы вдруг почувствовали, что стены стали шире, больше. Ваше астральное тело начало изменяться. Такой выход может дать интересные возможности. Если вы сделаете сборку в этом состоянии, сконцентрируетесь в нем и затем создадите намерение увидеть, например, Тадж-Махал, то астральное тело переместится туда, и вы будете этим телом чувствовать, как будто вы там. Если третий глаз не открыт, вы будете просто чувствовать ощущение прикосновения к атмосфере Тадж-Махала. Вы можете погрузиться в любую точку Земли или даже выйти в любую точку в космосе.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО работает по-другому. Вначале в вашем уме всплывает ворох мыслей, и абстрагировать себя от мыслей очень тяжело, в силу того, что ум является очень большой частью нашего взаимодействия в этом мире. Мы общаемся через ум, думаем, т.е. мы привыкли, учась в школе, работать через ум. Как понять, что вы вошли в сферу ума? Если вы туда входите, то любая реальность, которую вы создаете в уме, вдруг начинает ощущаться как реальная. Так же, как здесь, в плотной материи, вы можете чувствовать предметы и явления, точно так же ум все нюансы вашей фантазии, ваших мысленных форм оденет в осязаемое ощущение. Попадая в такое состояние, вы понимаете: все, что вы видите - это реальность. Проснуться в уме - непросто. Но, если это происходит, вы можете остановить ум и двигать им, т.е. видоизменять поток мыслей, таким образом меняя реальность. Это работа очень трудная, потому что происходит абстрагирование. Она требует либо большого времени, либо каких-то стрессовых ситуаций, где ваше эго, ваша личность, чтобы выжить, вынуждены отодвинуть восприятие от себя.

Что происходит, когда человек теряет сознание от боли? Если боль становится в уме запредельной (тем более, если боль находится в теле, - травма, например), то через такое абстрагирование происходит отделение восприятия от воспринимающего. Ну и говорят: «Он потерял сознание». На самом деле, это естественная реакция на то, чтобы эту боль, это преломление не испытывать. Что же такое боль? Это сильный поток энергии, который в определенном слое испытывает преломление. Когда это преломление вами осознается, оно может быть в привычном восприятии, можно сказать, неприятным. Степень неприятности определяет степень боли. Потому что удовольствие и боль лежат на двух чашах одних весов. Они являются по природе одним. Являются потоком энергии и восприятия в разных частотах. Самая сильная боль для обычного человека - это боль в уме. Если вы абстрагируете ум, отделитесь от ума, то боль и состояние боли теряются, но и удовольствие тоже начинает теряться. Вы получаете удовольствие и боль через ум. Тело является уже опосредованной системой ощущения этого. В то же время то, что вы создаете в уме, может быть весьма устойчивым, и, возможно, навязчивым. И, если то, что вы создали в уме, сильно отличается от того, что находится в сердце, то и фанатичным.

Поэтому мы двигаемся дальше. От ума мы двигаемся к прикосновению к душе. Но, когда мы двигаемся дальше, мы не понимаем, что нужно почувствовать. Люди часто задают этот вопрос: «Что надо делать во время медитации?» И, когда отвечаешь просто: «Ничего», то это является самым трудным. Потому что мы привыкли что-то делать.

Помочь поймать частоту энергии, которая лежит выше ума, может человек, который имеет, как носитель, эту высокую частоту. Именно с этой целью люди ездят в Индию, ищут мастеров, настоящих мастеров, у которых есть это горение, есть эта энергия, и они могут в вас инициировать это ощущение.

Поначалу оно в вас воспринимается, как нечто, что вы не можете идентифицировать. Это нормальное явление, потому что ваш ум, соприкоснувшись с этим, никак не может его интерпретировать. Не нужно. В вас будет рождаться новая система, она даже не рождается, она включается в работу от спячки. И она - это нечто - ощущается вами как реальность. Тогда ум и все явления воспринимаются, как сон. И чем больше реальность в сердце, просыпание, тем больше ощущение иллюзии ума. Т.е. это есть, да, но не как реальность, а как сон. Представьте себе, что вы спите, и вдруг в какой-то момент с вами что-то происходит, и вы начинаете чувствовать, что это - не реальность, это - сон. Тогда, во-первых, с вами нечто происходит, т.е. вы не то чтобы сходите с ума, но возникает чувство, очень похожее на схождение с ума. Точка восприятия начинает смещаться. Когда это происходит, вы начинаете чувствовать, что есть некая опора внутри, более явная, чем ваш ум.

Вот эта опора в обычном состоянии - в таком, в котором вы находитесь, - может ощущаться как либо тоска, либо какая-то печаль в сердце. Если вы начинаете смотреть на эту опору с ума, то она при глубинных состояниях, например, которые сейчас с людьми происходят, может вот так чувствоваться. Не гоните это состояние, изучайте его. Потому что таким образом вы можете войти в центр. И если вы начнете говорить: «Я - не тело, я - не ум», но я хочу понять, кто я, хочу найти точку опоры, хочу узнать, что это за состояние, тогда оно начнет в силу вашего изъявления этого желания становится более явным. Если вы начинаете сливаться с точкой опоры, то ваш ум начинает как бы абстрагироваться. В этот момент мир ощущений начнет плыть. И если вы его не хватаете, не пытаетесь его удержать, то ваша жизнь начнет превращаться в сон. Если это происходит, то тяготы жизни, которая сейчас происходит, отодвигаются. Они не исчезают, вы начинаете их ощущать иначе.

Я вам сейчас рассказываю, как можно двигать сознанием, чтобы прийти к центру. Следующее, что происходит: вы начинаете соприкасаться с глубинными чувствами, с теми чувствами, которые идут из души. К тому сокровенному состоянию, которое формирует намерение и окрашивает ваши сны не в краски даже, а в состояния. Если вы входите глубоко в сердце, в эти чувства, то даже простой сон является отдыхом, является наслаждением. Если сон поверхностный, то даже красочный сон может не так радовать, как то глубинное состояние, с которым вы соприкоснулись. Но если там интерпретируется боль, то она гораздо больнее, чем любая боль физического тела. То, что ближе к нам, сильнее в ощущениях радости и в ощущениях горести до того момента, пока эти две силы не сольются в одну - там, где энергия и сознание становятся единым. Когда вы будете чувствовать расширение бескрайних границ, как силу, которая творит, причем это и есть вы, то это говорит о том, что начало происходить слияние энергии и сознания. Оно не разделяется на шиву и шакти, т.е. на силу и восприятие. Оно становится единым целым.

Пока на этом остановлюсь, но это не конец. Потому что все, что будет дальше пониматься, очень тяжело воспринимается умом. Потому что оно многомерно и настолько алогично, настолько сказочно, что уму к нему лучше не прикасаться, потому что ум подобен неверящему родителю, разрушающему сказку ребенка о деде Морозе.

В этой статье я расскажу о том, как правильно медитировать , приведу пример конкретной медитации, которой вы сможете начать заниматься хоть сегодня и расскажу про правильную позу, в которой должно пребывать ваше тело во время сеанса. Медитация — это эффективное упражнение по расслаблению и концентрации, которое освобождает ваш ум от мыслей и тревог, успокаивает вас и приводит мышление в порядок. Регулярные занятия медитацией повышают ваше настроение, учат вас расслабляться и не реагировать на стресс, помогают в борьбе с вредными привычками( и ), укрепляют вашу и характер, улучшают вашу концентрацию, память и . Самое главное, медитация развивает в вас здоровую критическую способность, умение смотреть на окружающие вещи и, также на себя, трезво и непредвзято, избавляет ваше восприятие от пелены иллюзий!

Цель медитации

В медитации нет никакого волшебства и магии. Это просто определенное упражнение, тренировка, не более того. Цель медитации не «открытие третьего глаза» или «постижение абсолюта». Цель медитации — это здоровое тело и здоровый ум, спокойствие, гармония, уравновешенность и . Все то, чего так не хватает в наше напряженное время.

Медитация — это не так трудно, как кажется. Более того, я уверен, что большинство из вас уже занимались медитацией, в определенном роде, и вы даже способны оценить ее эффект! Удивлены? Многие из вас, когда вы , начинали считать овец: раз овца, два овца…n овца, пока не погружались в сон? При этом можно было представлять самих кучерявых овечек, перепрыгивающих через ограду, например. Кому-то это помогало. Как думаете почему? Потому что, вы удерживали свое внимание на какой-то одной вещи , тем самым переставали думать о чем-то другом. Все заботы и мысли покидали ваш разум!

А сама монотонность этого процесса успокаивала вас и вы засыпали! Видите, никаких фокусов, все предельно просто. Медитация основана на похожем принципе, хотя это очень грубое и упрощенное сравнение. Вы концентрируетесь на дыхании, на образе или на мантре, тем самым успокаиваете свой ум. Но, несомненно, что действие медитации намного шире и глубже, чем эффект, который проявляется при счете овец. Эта практика способна дать вам несравнимо больше.

Многие статьи в отечественном сегменте интернета по этому вопросу перегружены всякой эзотерической терминологией: «чакры», «энергии», «вибрации».

Я считаю что такие статьи не совсем играют на руку распространению этой, без сомнения, полезной и эффективной практики у нас в стране, так как все эти термины могут вызвать недоумение и скептицизм у обычного человека. Все это отдает каким-то сектантством, за которым невозможно разглядеть саму суть медитации. Ну в самом деле зачем вам «открывать нижнюю чакру», когда на самом вы хотите просто научиться владеть своими эмоциями, не поддаваться сиюминутным импульсам и переменам настроения или ?

Я смотрю на медитацию совершенно по-другому. Для меня это не религия, не тайное учение, а вполне прикладная, если так можно сказать, дисциплина, которая очень сильно помогла мне в жизни, жизни обычной, земной, а не запредельно-космически-духовной. Она помогла мне справиться с недостатками своего характера, зависимостями, слабостями. Она позволила мне более полно раскрыть свой потенциал, поставила на путь саморазвития и если бы не она, не было бы этого сайта. Я уверен, также она способна помочь и вам. Медитации может научиться любой человек. В этом нет ничего сложного. И даже если у вас не будет получаться, все равно она принесет свой эффект. Итак, приступим. Если вы хотите начать медитировать, то для начала:

Выделите время для медитации

Я бы рекомендовал медитировать два раза в день. С утра по 15-20 минут и вечером столько же времени. С утра медитация приведет в порядок ваш ум, даст заряд энергии, подготовит к началу дня, а вечером позволит снять напряжение и усталость, избавит от надоедливых мыслей и забот. Старайтесь не пропускать ни одного сеанса. Пускай медитация станет каждодневной привычкой.

Я уверен, что 30-40 минут в день может выделить каждый. Многие жалуются на нехватку времени и в этом факте могут находить оправдание тому, почему они не занимаются собой, например, не проводят время за занятиями спортом или не медитируют. Поймите, вы медитируете не для кого-то, а, в первую очередь, для себя. Это то действие, которое направлено на достижение личного счастья и гармонии . И обходится эта гармония не так дорого. Всего 40 минут вашего драгоценного времени! Разве это большая плата?

Так же и занятия спортом направлены на укрепления вашего здоровья, которое важнее всего остального, о чем все постоянно забывают и гонятся за осуществлением сиюминутных, краткосрочных целей, а не глобальных задач, жертвуют стратегией в пользу тактики. Но это в лучшем случае. Чаще всего, эти 40 минут, которые могли бы быть потрачены с огромной пользой, пойдут на занятия какой-нибудь ерундой. Именно поэтому нельзя жертвовать этим в пользу чего-то другого, менее существенного.

Но начать можно и с 15 минут в день, если вы новичок. Это не сложно. Я рекомендую подписаться мой бесплатный 5-ти дневный курс медитации , при помощи которого вы сможете освоить несложную технику медитации и избежать распространенных ошибок.

Тема этой статьи — не спорт. Но, раз уж я об этом заговорил, то позволю себя такое сравнение: если физические упражнения — это здоровье вашего тела, то медитация — это здоровье вашего ума. Многие недооценивают , до тех пор, пока сами не начнут ей заниматься (так было и у меня, я в общем, материалист и мне было довольно сложно начать заниматься чем-то, что я ассоциировал с религией и каким-то шаманством, но личные проблемы вынудили меня попробовать, чему я очень рад теперь).

Если у вас одни только безотлагательные дела, то лучше меньше поспать и при этом помедитировать: так как 20 минут медитации, по моим личным ощущениям, заменяют столько же времени сна, а то и намного больше, так как вы отдыхаете и расслабляетесь. Если только у вас совсем-совсем мало времени и вы, к тому же, мало спите, или вам с начала очень тяжело сидеть без дела 20 минут, то можете попробовать . Это особая техника, которую преподает один из известных мастеров этой практики. Но я бы все равно рекомендовал медитировать минимум 15 минут для взрослого и 5-10 минут для ребенка.

Выберите место

Конечно, лучше медитировать в домашней и тихой обстановке. Вас ничего не должно отвлекать. Некоторые не рекомендуют заниматься практикой в том помещении, где вы спите. Так как в таком случае существует бОльшая вероятность, что вы заснете во время сеанса из-за того, что ваш мозг привык к тому, что в этой комнате вы засыпаете.

Но если у вас нет возможности выбрать другое помещение для практики, то ничего страшного не будет, в том, что вы будете медитировать в спальне. Это не критично, поверьте. Если по каким-то причинам вы не сможете найти подходящую обстановку для медитации, то это не повод отказываться от практики. Когда я только начал медитировать, я жил в Подмосковье и мне приходилось каждый день ездить в электричке на работу. Я занимался практикой по дороге и, несмотря на множество отвлекающих факторов, у меня получалось хоть как-то расслабляться.

Даже медитация посреди галдящей толпы способна дать какой-то эффект, поэтому не пренебрегайте ей, даже если у вас нет тихого места, где бы вы могли остаться наедине с собой. Такое место, конечно, желательно, но не так уж и обязательно.

Примите правильную позу

Не обязательно садиться в позу лотоса. Главное, чтобы спина была прямая, и вам было удобно. Спина не должна быть наклонена вперед или назад. Позвоночник должен образовывать прямой угол с поверхностью, на которой вы сидите. Другими словами, он должен перпендикулярно входить в ваш таз. Можете сесть на какой-нибудь стул, желательно не облокачиваться на его спинку. Ровное положение спины нужно для того, чтобы вам было легче дышать, и воздух лучше проходил через ваши легкие. Также это требуется для сохранения осознанности. Ведь медитация — это баланс на грани расслабления и внутреннего тонуса. Медитация — это не только техника расслабления, как думают многие. Это также метод наблюдения за своим умом, способ развития осознанности. А эти вещи требуют сохранения внимания, концентрации. Этому помогает прямая спина. Если вы сидите прямо, то шансы, что вы заснете во время медитации снижаются. (Поэтому я не советую медитировать лежа)

Что делать если спина сильно напрягается?

Во время позы с прямой спиной могут быть задействованы такие мышцы, которые обычно не используются в жизни. Поэтому спина может напрягаться. Это вопрос тренировки. Рекомендую для начала сесть на стул с прямой спиной и не облокачивать ее на спинку стула. Легкий дискомфорт лучше потерпеть, не акцентируя на нем внимание. Как только терпеть будет трудно, мягко отодвигаетесь назад и прислоняете спину к спинке стула, не нарушая прямое положение позвоночника.

С каждым новым сеансом практики вы будете все дольше и дольше сидеть с прямой спиной, не прислоняя ее ни к чему, так как ваши мышцы будут укрепляться со временем.

Расслабьте свое тело

Закройте глаза. Постарайтесь полностью расслабить ваше тело. Направьте ваше внимание в напряженные участки тела. Если у вас этого не получается, ничего страшного, оставьте все как есть.

Направьте ваше внимание на дыхание или мантру

Закройте глаза. Направьте свое внимание на дыхание или мантру. Когда вы замечаете, что начали о чем-то думать, просто спокойно возвращайте внимание на исходную точку (мантра, дыхание). Избегайте попыток интерпретации мыслей, эмоций, ощущений, желаний которые возникают внутри. Воспринимайте эти вещи, не вовлекаясь в них.

Абзац выше практически содержит исчерпывающую инструкцию по медитации для тех, кто только начал ей заниматься. Я попытался в нем максимально четко сформулировать суть того, что я понимаю под медитацией без всяких лишних вещей, чтобы ничего не усложнять и максимально донести смысл медитации для тех, кто о ней ничего не знает.

Но, эта инструкция нуждается в пояснениях.

Пока вы наблюдаете за дыханием, вы не можете при этом о чем-то думать одновременно (попробуйте). Поэтому, когда вы будете возвращать свое внимание к дыханию, мысли будут уходить сами собой. Но иногда, достигнув хорошей концентрации на дыхании (мантре), вы сможете наблюдать за мыслями со стороны, за тем, как они приходят и уходят, как они проплывают мимо вас, подобно облакам. И вам будет казаться, что вы не являетесь участником этого процесса, остаетесь в стороне.

Но такое происходит не сразу. Это уже следующий этап сосредоточения, который вы сможете достичь тогда, когда добьетесь хорошей концентрации. В начале скорее всего вы будете постоянно отвлекаться на мысли, и это нормально. Как только это заметите, просто возвращайте внимание к дыханию. Это все что от вас требуется, развивайте концентрацию.

Избавиться от мыслей бывает тяжело, так как мозг привык постоянно думать. Избавление от мыслей — это не цель медитации, как думают многие. Ваша задача просто спокойно наблюдать свое дыхание или концентрироваться на мантре.

Современный человек получает много информации каждый день: встречи, дела, заботы, интернет, новые впечатления. И его мозг не всегда успевает обработать эту информацию в условиях быстрого темпа жизни. Но во время медитации мозг ничем не занят, поэтому он начинает «переваривать» эту информацию и из-за этого вам приходят те мысли и эмоции, которым вы не уделили достаточно времени в течение дня. Нет ничего плохого, что эти мысли приходят.

Не нужно себя ругать мысленно за то, что у вас не получается расслабиться или избавиться от мыслей. Не нужно стараться сильно повлиять на то, как проходит медитация. Вы просто спокойно наблюдаете происходящее, не вмешиваясь в него. Пусть все идет своим чередом: не приходят мысли хорошо, приходят мысли тоже хорошо.

Займите положение отстраненного наблюдателя: не делайте никаких суждений относительно ваших мыслей. Не следует сравнивать свои ощущения с тем, как вы себя чувствовали во время другой медитации или с тем, как на ваш взгляд, вы должны себя чувствовать. Оставайтесь в настоящем моменте! Если ваше внимание отвлекается, то спокойно, без всяких мыслей переводите его вновь на исходную точку.
В общем, не надо думать: «нужно остановить мысли», «нужно расслабиться», «у меня не получается».

Если вы следуете этим рекомендациям во время практики, то для вас не будет существовать «правильных» или «неправильных» переживаний в состоянии медитации. Все что с вами будет происходить, будет «правильным», просто потому, что оно происходит и другого происходить не может. Медитация — это существующего порядка вещей, принятие своего внутреннего мира, таким, какой он есть.

(Каждый может вспомнить свои бесплодные попытки заснуть. Если пытаться силой заставить себя заснуть и постоянно думать об этом («мне нужно заснуть», «я не могу заснуть — как ужасно»), то у вас ничего не выйдет. Но если вы просто расслабитесь и отпустите прочь желание как можно скорее погрузиться в сон, то через какое-то время вы спокойно заснете. То же самое происходит во время медитации. Отпустите ваши желания погрузиться в медитацию глубже, избавиться от мыслей, достичь какого-то особенного состояния. Пускай все происходит так, как происходит.)

Конечно, нельзя полностью сравнить медитацию со сном. Во время нее все-таки присутствует небольшая частичка усилия. Это возвращение внимания к исходной точке. Но это усилие без усилия. То есть оно очень легкое. Но при этом оно должно обладать мягкой настойчивостью, постоянно напоминая вам, о том, что ваше внимание ушло в сторону. Вы не должны расслабляться до той грани, когда вы абсолютно все бросаете на самотек. Маленькая часть вас должны пытаться сохранить осознанность и контроль за вниманием.

Это очень тонкий баланс между действием и бездействием, усилием и отсутствием воли, небольшим контролем и отсутствием контроля. Это сложно объяснить на словах. Но, если вы попробуете медитировать, то поймете то, о чем я говорю.

Теперь, в связи с большим количеством комментариев и вопросов, хотелось бы еще раз остановиться на одной вещи. Даже если вам не удается остановить, так называемый, «внутренний диалог» и вы все время о чем-то думаете во время медитации, то это вовсе не значит, что она проходит впустую! Все равно на вас отражается положительный эффект от медитации, оставьте все как есть, не пытайтесь соответствовать каким-то представлениям о медитации. Не получается очистить ум от мыслей? Ничего страшного!

Можно сказать, что медитация не получилась, только если вы вообще не медитировали!

Ваша цель, замечать, когда внимание начинает отвлекаться, а не избавляться от мыслей.

Поэтому люди, которые все время о чем-то думают во время практики, получают он нее пользу: они становятся более собранными и лучше контролируют свои мысли и желания, так как учатся удерживать внимание на себе. «Я опять думаю, нервничаю, злюсь, переживаю — это пора остановить». Если раньше эти чувства как будто проходили мимо вас, то практика поможет вам всегда их осознавать, а это очень важное умение. Со временем практики вы научитесь быть осознанными в любой момент вашей жизни, а не только во время медитации. Ваше внимание перестанет постоянно перескакивать с мысли на мысль, а ум станет более спокойным. Но не все сразу! Не переживайте, если концентрация не будет у вас получаться!

На чем нужно концентрироваться во время медитации?

  • Концентрироваться на дыхании: вы либо просто следите за дыханием, направляете ваш внутренний взор на этот естественный аспект вашей жизнедеятельности, чувствуете как воздух проходит через ваши легкие и как он выходит обратно. Не нужно пытаться контролировать дыхание. Просто наблюдайте за ним. Оно должно быть естественным. Во время медитации дыхание может сильно замедляться, и вам будет казаться, что вы почти не дышите. Пускай вас это не пугает. Это нормально.
  • Читать мысленно про себя мантру: вы произносите про себя повторяющиеся слова молитвы на санскрите. Я лично медитирую таким образом (Обновление 17.03.2014 — теперь я медитирую, концентрируясь на дыхании. Я считаю этот способ лучше концентрации на мантре. Почему, напишу ниже). Лично для меня мантра не является священным текстом, это просто повторяющаяся фраза, которая помогает мне удерживать внимание и расслабляться. Про можете почитать по ссылке. Не обязательно читать именно индийскую мантру, можете использовать молитву на любом языке .
  • Техники визуализации: вы представляете разные образы: как абстрактные, вроде разноцветного огня(), так и вполне конкретные, например, вы можете себя поместить в воображаемую обстановку(), внутри которой вы буду чувствовать покой и умиротворение.

Если вы не знаете, какой из этих видов практики использовать, то почитайте мою статью, или же медитируйте, концентрируясь на дыхании, как это делаю я. Я думаю, что не так уж важно, какую медитацию вы выберете, так как в основе каждой из них, лежит один и тот же принцип.

Хотя я считаю, что во время медитации в голове должно быть как можно меньше информации, чтобы дать вам возможность наблюдать. Мантра и картинка, которую вы визуализируете – это тоже информация. Несмотря на то, что слова на Санскрите помогают концентрироваться, они немножко отвлекают вас от наблюдения и занимают ваш ум информацией.

Поэтому я предпочитаю концентрироваться на дыхании.

Что значит, концентрировать на дыхании?

В связи с большим количеством вопросов хочу пояснить этот момент. Концентрироваться на дыхании значит фокусировать свое внимание на ощущениях в теле, связанных с дыханием: раскрытие и закрытие легких, движение диафрагмы, увеличение и уменьшение живота, движение воздуха в районе ноздрей. Концентрироваться на дыхании НЕ значит представлять, как воздух насыщает ваши клетки кислородом, визуализировать то, как он распределяется по каналам и т.д. Ваша задача наблюдать то, что есть, ваши ощущения в теле, ничего не добавляя к этому!

Следующий вопрос, на чем именно концентрироваться? На ощущениях в животе или в ноздрях? Или следует наблюдать ощущения на всей продолжительности движения воздуха от ноздрей до живота? Все эти методики правильные. Поэкспериментируйте с техникой и посмотрите, концентрация на каком именно участке дыхания помогает вам лучше сосредоточиться, расслабиться и достичь осознанности и ясности (в противоположность сонливости). Общий совет звучит так: если ваша главная проблема — это ум, который постоянно отвлекается во время практики, то концентрируйтесь на области живота. Наблюдайте, как он поднимается и опадает, какие ощущения присутствуют между вдохом и выдохом. Некоторые учителя считают, что наблюдение именно этих ощущений «заземляют» ваш ум. Но если ваша проблема — это скорее сонливость, вялость во время практики, тогда вам лучше концентрироваться на ощущениях в ноздрях. Следите, как воздух проходит через ноздри, какие присутствуют ощущения между верхней губой и ноздрями, как различается температура воздуха на вдохе и воздуха на выдохе. Также, если сонливость не уходит, можете немного приоткрыть глаза. Но эти виды концентрации могут работать по-разному для разных людей, поэтому проверьте сами, что вам больше подходит.

И, конечно же, напоминаю, что не следует контролировать дыхание. Знаю, сделать это очень сложно, так как дыхание — это та вещь, которую очень легко контролировать. Но с практикой это начнет получаться. Просто следите за дыханием, оставьте его таким, какое оно есть.

В заключение хотелось бы дать несколько важных советов, тем кто хочет начать медитировать.

  • Не ждите мгновенного результата! Эффект от медитации приходит не сразу. Мне потребовалось полгода, чтобы почувствовать ощутимое действие от практики, но для вас может пройти меньше времени. Никто не может стать гуру за несколько сеансов. Эффективная медитация требует терпения и привычки. Не запускайте занятия, если у вас что-то не получается или вы не добились ожидаемого эффекта. Конечно, чтобы достичь чего-то ощутимого, требуется время. Но, тем не менее, какие-то аспекты действия медитации могут стать заметны уже сразу. Но это от человека к человеку: у всех по-разному. Не расстраивайтесь если ничего не почувствуете и продолжайте медитировать! Практика не принесет большого результата, если вы не будете работать над собой. Медитация — это, в определенном смысле, инструмент, который помогает вам в работе над собой. Не следует смотреть на практику только как на панацею. Не надо думать, что эффект придет к вам сразу, если вы будете медитировать. Анализируйте себя, применяйте навыки полученные во время практики к жизни, сохраняйте осознанность, попытайтесь понять, чему вас научила медитация и тогда результат не заставит себя ждать.
  • Во время сеанса не стоит напрягаться и лезть из кожи вон, чтобы перестать думать. Не следует постоянно думать о том, чтобы не думать . Не стоит зацикливаться на том, что у вас что-то получается. Успокойтесь. Пусть все идет само собой.
  • Лучше не медитировать перед сном. Старайтесь заниматься медитацией не менее чем за несколько часов до отхода ко сну. Медитация дает заряд бодрости и сил, после которого бывает тяжело заснуть.
  • Обратите внимание на то, насколько вы лучше чувствуете себя в те дни, когда вы медитируете. Со временем вы станете замечать, что ваше настроение становится более приподнятым после медитации, вам легче концентрироваться и в целом вы стали более расслабленным и уверенным в себе. Сравните это с теми днями, когда вы не медитируете. Это придет по мере практики и будет мотивировать вас заниматься дальше.
  • Лучше не засыпать во время сеанса. Для этого нужно держать спину ровно. Но, даже если вы заснете, то в этом не будет ничего страшного. По мнению , гималайского учителя медитации, даже сон во время сеанса будет полезным для вас в плане медитативного эффекта.
  • Не следует плотно кушать до и сразу после сеанса. Это потому что во время и после медитации замедляется обмен веществ, что препятствует перевариванию пищи. Также, во время практики, процессы усвоения еды будут мешать вам сконцентрироваться. А если вы голодны, то, перед тем как медитировать, можно съесть чего-нибудь легкое, чтобы мысли о еде вас не отвлекали.
  • Сначала может стать хуже. Если вы страдаете депрессиями или другими психическими недугами, вроде панических атак() и решили использовать медитацию в качестве упражнения, которое поможет вам преодолеть эти состояния, то знайте, что это действительно очень эффективная техника по выходу из депрессий, борьбы с нервозностью() и т.д.
    Благодаря медитации я избавился от панических атак, тревожности, чувствительности и плохого настроения. Но известно, что эти недуги могут на время усилятся. У меня так было. Но это не страшно. Ухудшение состояния было кратковременным. И, через какое-то время все совсем прошло. Кто-то говорит, плохое состояние поначалу может быть связано с тем, что выходит негатив. Так это или нет, я не знаю, но факт остается на лицо и пусть вас это не пугает. Предупрежден — значит вооружен.
  • Знайте о побочных эффектах практики! Читайте статью .

Теперь, пожалуй, все. Напоследок пожелаю вам успехов. Надеюсь эта статья помогла вам разобраться с тем, как правильно медитировать , и поспособствовала тому, чтобы вы занялись этой во всех отношениях полезной практикой. Не откладывайте и начните прямо сегодня.

Обновление 06.09.2013. Уважаемые читатели, с этого дня я перестаю отвечать на комментарии из серии: «я медитирую месяц и у меня не получается сосредоточиться, что я делаю неправильно?» или «когда медитация подействует? все ли я делаю правильно?»

Смысл медитации состоит не в том, чтобы отключить мысли. Мысли будут появляться и исчезать — это нормально!

Медитация — это не просто процесс, во время которого каким-то чудом восстанавливается ваше тело и успокаивается ум. Это тоже происходит. Но медитация это также осознанная работа над собой. Вы учитесь контролировать свои мысли и переживания, наблюдать за ними со стороны, не вовлекаясь в них. И это нормально, что очередная мысль или эмоция отвлекает вас от мантры или наблюдения за дыханием. Ваша задача в это время мягко перевести внимание обратно.

И чем чаще вас отвлекают мысли, чем чаще вы это замечаете и чем чаще вы уводите от них внимание, тем лучше у вас это получается делать в реальной жизни. Тем меньше вы отождествляете себя со своими эмоциями и тем лучше вам удается их останавливать. Поэтому, с определенной стороны, мысли во время медитации — это даже хорошо.

Во время медитации расслабьтесь, не нужно никак реагировать (досадой, или мыслью что не получается) на появление мыслей. Просто спокойно и равнодушно концентрируйтесь на мантре или дыхании. Мысли приходят — ну и пусть.

Если вы не знаете, как правильно медитировать , то эта статья написана специально для вас.

В различных техниках медитации используются различные приемы и процедуры, благодаря которым человек может из бодрствующего состояния перейти в трофотропное (полусонное). Существует довольного много вариантов, как медитировать правильно, которые отличаются по многим параметрам.

Однако у всех них есть общий нюанс: чтобы начать медитировать, нужно иметь стимул или предмет, на котором можно сконцентрироваться. Такой предмет нужен для сосредоточения. Ну а в зависимости от объекта сосредоточения можно выделить четыре основные техники медитации.

Техники медитации

  1. Мысленное повторение

В данном случае объектом сосредоточения является определенный психический стимул. Это может быть мантра — слово или фраза, отрывок из песни, стихотворения. Главное — максимально сосредоточиться на нем и постоянно повторять. К примеру, доктор Герберт Бекон использовал слово «раз» («one») как мантру для больных гипертонией.

  1. Повторение физического действия

Такая техника подразумевает концентрацию на определенном действии. Древние йоги Индии сосредотачивали внимание на дыхательных движениях. Можно, к примеру, постоянно повторять вдох-выдох и подсчитывать их количество.

Это, кстати, лежит в основе Хатха-йоги, которая представляет широкой публике еще один очень известный вид концентрации — разные позы (асаны).

Статья по теме:

Восточные народы во время медитации занимаются хороводными танцами с движениями, которые постоянно повторяются.

Очень много бегунов США, которые часто бегали трусцой, сообщали об интересном медитативном состоянии во время таких занятий — причина может лежать в контроле дыхания и однообразных движениях.

  1. Концентрация на проблеме

В данном случае объектом концентрации является парадоксальная задача. Классический пример — «коаны». Этот вид медитации заставляет задуматься над вопросом или проблемой, которая заведомо не имеет решения. Например: «Как прозвучит хлопок одной ладоши?».

  1. Зрительная концентрация

Такая техника подразумевает использование определенного образа для концентрации. Отлично подойдет картина, пламя, разрез ствола дерева. В общем, предмет или сцена, которая внушает расслабление. Отличным вариантом могут стать концентрические круги или «мандала» — квадрат в круге.

Механизм действия медитации на человека

Никто толком не может описать то, как действуют различные медитационные техники. Однако проводилось довольно много исследований объектов для концентрации внимания. Отсюда можно сделать вывод, что каждый конкретный стимул для сосредоточения является самой главной характеристикой любого процесса медитации.

Предмет для сосредоточения, судя по всему, может дать интуитивному типу мышления человека возможность на время занять доминирующее, управляющее место. Он своеобразно действует на нервную систему, изменяет активность левого полушария, делая его доминантным — за счет этого и происходит вход в медитативное состояние.

Вышеупомянутый стимул для сосредоточения вовлекает левое полушарие в определенную монотонную деятельность, которая спустя время продолжается сама по себе, без сознательного влияния со стороны человека. Повторения мантры, дыхание, определенные позы — все это погружает человека в состояние, вызванное фрустрацией левого полушария мозга.

Такое же ощущение достигается и в процессе размышления над проблемой, парадоксом, во время монотонных танцев, однообразной и интенсивной физической деятельности, к примеру — во время бега трусцой.

Если объект для сосредоточения начинает действовать, то мозг совершенно по другому обрабатывает информацию. Аналитические отделы просто отключаются, а интуитивные приводят к необычному познанию. Именно оно является главной целью любой медитации.

Так называемое «исключительное познание» на Востоке называют «сатори» или «нирвана», что означает «просветление», «истинное познание», «осознание сущего». Раньше на Западе такое состояние называли «космическим сознанием» или просто — «сверхсознанием».

Очень много современных исследователей пытаются изучить нейрофизиологию человека в состоянии медитации. Но исследования толком не дают желаемой информации. Однако опыты, которые проводились довольно давно, показывают, что во время медитации уменьшается частота, но увеличивается амплитуда мозговых волн.

Более современные исследования смогли доказать, что во время медитации доминирующая роль действительно переходит от левого полушария мозга к правому.

Очень важно отметить, что достижение сверхсознания и медитация не всегда являются одним и тем же. Медитация — это процесс, набор техник и методов, которые нужны для достижения конкретной цели — сверхсознания.

Итак, как правильно медитировать?

Что нужно для правильной медитации?

Бенсон в своем труде «Реакция релаксации» указывает четыре основных фактора, которые способствуют успешной медитации.

  1. Для того, чтобы медитировать правильно, нужно спокойное окружение.

Отсутствие внешнего раздражающего фактора некоторые люди могут посчитать невозможным — мол, нет такого места, где можно определенное время находиться в полной тишине и спокойствии. Однако все почему-то забывают про фон — даже обычная музыка для релаксации поможет «замаскировать» отвлекающие звуки. Этому может послужить даже шум вентилятора. Если ничто не поможет — значит спасет повязка на глаза и беруши.

  1. Второй важный фактор — удобная поза.

Нужна максимально устранить мышечное напряжение во всем теле, исключением является голова и шея.

  1. Третий фактор был описан выше очень подробно — это объект концентрации.
  2. Ну а четвертого фактора будет добиться довольно сложно. Пассивная установка позволяет создать медитативное состояние — вместо того, чтобы контролировать его.

Бенсон утверждает, что пациент должен полностью расслабиться и полностью отдать себя «в руки» медитативного состояния. В случае, если пациент не может начать медитировать, он задает следующие вопросы — «Я правильно это делаю?», «А долго еще?», «А как понять, что я вошел в нужное состояние?», «Нужно ли мне запомнить то, что я почувствую?» и так далее.

Кроме этих четырех факторов Бенсона, хочется отметить еще и пятый: восприимчивость человека к медитации. Проще говоря, пациент перед медитацией должен расслабить самого себя, войти в соответствующее состояние, которое позволит настроиться на медитацию.

Даже самые положительные факторы окружающей среды не помогут раздраженному человеку войти в состояние медитации, если он сам не захочет взять себя в руки.

Чтобы расслабиться и начать медитировать, пациент может прибегнуть к методам мышечной релаксации, чтобы убрать избыточное напряжение. Некоторым помогает медитация в горячей ванной.

Ну а теперь стоит привести настоящую инструкцию по практике медитации.

Как нужно медитировать. Инструкция

Сначала закройте глаза и обратите внимание на успокоение, которое должно появиться уже через несколько секунд. Дело в том, что большая часть сенсорной информации поступает к нам именно через глаза. Вот почему простое закрытие глаз позволяет сильно очистить разум.

Концентрация на дыхании

Кроме зрительного фактора, есть еще и обоняние. Когда человек расслаблен, он начинает обращать внимание на единственный процесс, который он не может прекратить — дыхание.

Нужно сосредоточиться на каждом вдохе и выдохе, максимально переключить внимание с окружающего мира на свои легкие. Каждое движение грудной клетки должно сопровождаться мысленной командой: по команде «вдох» вы вдыхаете воздух, по команде «выдох» — выдыхаете.

Сначала дышите только носом, однако через несколько десятков повторений выдох нужно начать делать через рот. Не напрягайтесь, не делайте никаких усилий — воздух должен сам выходить из ваших легких. Вдох-выдох.

При каждом вдохе вы должны ощущать влияние холодного воздуха, которые остужает и проветривает все ваше тело. На каждом выдохе вы должны чувствовать теплый и влажный воздух, который выводит остатки напряжения из вашего тела.


Методика «Раз»

Эта методика позволит вам сконцентрироваться на своем дыхании иным способом. Нужно будет применить вспомогательное средство, в данном случае слово или фразу. Бенсон в своей книге предлагает мантру — слово «раз».

Легкое слово, без всякого смысла и подтекста, представляет собой самое простое исчисляемое. Его нужно произносить довольно громко, таким образом отдавая приказы своему телу и разуму.

Мантра «ОМ» в медитации

Многим людям больше нравятся более древние мантры. К таким относится звук «ОМ». Он не несет с собой вообще никакого смысла, издает приятное звучание, которое как и фоновый шум помогает заглушить некоторые внешние факторы, которые могут отвлекать от медитации.

При каждом выдохе также произносите «ом». Старайтесь при этом дышать спокойно, попытайтесь не концентрироваться на своем дыхании. Спустя несколько повторений начинайте произносить мантру мысленно, губами при этом не двигайте.

Попытайтесь просто думать о ней, возможно даже представить какую-нибудь картинку, с которой у вас ассоциируется такая мантра.

Спустя время можно будет заметить, как понемногу исчезает из ума, очищает рассудок, полностью стирается. Разум становится расслабленным, приходит необычное чувство умиротворение.

Счет в медитации

Для последней мантры придется сконцентрироваться. Нужно будет вести обратный счет от 10 до 1 на выдохе. При этом считая каждое число, нужно делать один выдох.

Дойдя до 1, начинайте отсчет снова, но уже от 1 до 10, при этом каждое число произносите мысленно на вдохе.

С одной стороны, такой метод заставит сконцентрироваться, чтобы не допустить ошибок, с другой стороны — поможет отвлечься от окружающих факторов.

Чтобы перейти к бодрствованию, вам нужно считать до 10, и вы почувствуете, как ваше сознание пробуждается, тело наливается силой и свежестью.

1, 2 — вы начинаете чувствовать бодрость

3, 4, 5 — пробуждение усиливается

6, 7 — пошевелите кистями и ступнями

8 — пошевелите ногами и руками

9, 10 — вы открываете глаза! Вы чувствуете бодрость и прилив сил! Ваше тело освежилось, а ум стал более ясным!

Друзья, теперь вы знаете, как медитировать правильно. Сделайте эту практику своей полезно привычкой – ваш мир начнет изменяться в лучшую сторону!

Приятной вам медитации!