«Невский проспект» Гоголя: краткий пересказ. «Невский проспект»: герои

Ряд произведений, написанных Гоголем в период 1830-1840 годов, собраны в сборнике «Петербургские повести». Объединяет их не только тема «маленького человека», но и общее место действия - Петербург. Одно из произведений - «Невский проспект», краткое содержание повести рассмотрим в этой статье.

Критический реализм в произведениях Гоголя

В «Петербургских повестях» автор выразил свои впечатления, вызванные жизнью в Петербурге. Все произведения связывает общая проблематика - власть денег и чинов. Также всем повестям сборника присущ и типичный персонаж - разночинец. Ведущий пафос произведений - разоблачение несправедливости и разрушающей силы денег. Повести правдиво воссоздают картину Петербурга того времени. В этих произведениях Гоголь обращается к приему крайнего контраста. В «Невском проспекте» автор показал шумную толпу людей различных сословий, безумную роскошь меньшинства и ужасающую бедность большинства, разлад между возвышенной мечтой и пошлой действительностью. Контрастность Петербурга и двуличность большого города стали основными темами повести «Невский проспект».

Написана она в 1834 году, опубликована впервые в «Арабесках» в 1835. Гоголь создал в повести сплав социально-бытовой сатиры и лирики. Всей мощью таланта автор рисовал российскую действительность, лелея при этом мечту о прекрасном будущем своей страны. Тем самым Гоголь, по сравнению с предшественниками, поднял критический реализм на новую, высшую ступень. Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Невского проспекта», следует более подробно остановиться на главных действующих лицах.

Поручик Пирогов

Он недавно получил чин и очень им гордится: «вы не заметили, верно, я офицер». Молодой человек принадлежит к среднему классу: «есть офицеры», составляющие «средний класс общества». Со своим приятелем Пискаревым поручик общается из корыстных побуждений: «поощрял художника» оттого, что ему хотелось видеть свою «мужественную физиономию» на портрете. Пирогов думал о себе «с самодовольною и самонадеянною улыбкою» и считал себя обаятельным мужчиной, перед которым не может устоять ни одна женщина: «он не мог понять», что ему можно «противиться», потому как «любезность» и «блестящий чин» давали «право на внимание».

В «Невском проспекте» Гоголь характеризует Пирогова так, как это делали люди, принадлежавшие к кругу поручика: он был «ученым и воспитанным». Они, как известно, «хвалят Булгарина», «не пропускают ни одной лекции». Но наш поручик «имел множество талантов»: «декламировал стихи», умел «рассказать анекдот», «поговорить об актрисе». Пирогов говорит дамам пошлые комплименты, а уверен, что это любезность. Он хвастлив и рассказывает товарищам о том, чего нет на самом деле - об интрижке с немкой. Гордится Пирогов и своей красотой: «раскланявшись», показал «красоту своего стана». Наглый и бесчестный поручик пытается соблазнить замужнюю женщину, «несмотря на то, что немка» дает «явный отпор». После того как ее муж и его приятели избивают наглого поручика, он чувствует себя еще и оскорбленным незаслуженно, хотя сам вел себя бесстыдно. «Сибирь и плети» посчитал «самым малым наказанием» для них.

Художник Пискарев

Еще один главный герой «Невского проспекта» - молодой художник «во фраке и плаще», «тихий, скромный» и по-детски «простодушный». Доверчивого и наивного художника приятель Пирогов называет «простофиля и простак». Пискарев - «добрый», «застенчивый», толкующий «о своем предмете» и не заботящийся «об излишнем». Он не только «с истинным наслаждением» трудится и «любит тихо» то, чем занимается, но и имеет «в себе истинный талант». Он способен на непорочные чувства, и мысли его «чисты, как у ребенка».

Пискарев настолько погружен в свое творчество, что отвечает часто невпопад и не смотрит человеку в глаза. Он глубоко одинокий человек, на похороны к нему никто не приходит, даже Пирогов. Однажды он видит прекрасную незнакомку, ему она кажется настоящим божеством, но он, к своему ужасу, узнает, что она работает в публичном доме. На этом романтик Пискарев не останавливается и предлагает развратной девице выйти за него замуж, на что та отвечает отказом. Мечтатель Пискарев не выносит этого и через четыре дня умирает. Безответная страсть приводит Пискарева к трагической гибели.

Прогулка по Петербургу

Повесть «Невский проспект» (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) начинается с того, как молодые люди - Пискарев и Пирогов - прогуливаются по Невскому и ухлестывают за одинокими дамами. Художник Пискарев, лелея романтические мечты, следует за брюнеткой. Они доходят до четырехэтажного дома и заходят в комнату, где находятся еще женщины, весь вид которых подсказывает Пискареву, что находится он в публичном доме. Прелестный облик той, за которой он последовал, никак не увязывается ни с этим злачным местом, ни с ее пошлыми разговорами. Пискарев в ужасе выбегает на улицу. Дома молодой человек долго не может успокоиться. Только он заснул, как пришел слуга и сообщил, что за ним прислали карету - та самая дама, у которой он только что был, просит немедленно приехать к ней.

Сны художника

Пораженного молодого человека привезли на бал, и среди танцующих он увидел свою избранницу, которая прелестнее всех присутствующих дам. У них завязался разговор, но девушку куда-то позвали. Пискарев ищет ее по всем комнатам, но безуспешно. В отчаянии он просыпается… у себя дома. Это всего лишь сон. Молодой человек теряет покой, желая видеть ее хотя бы во сне, он прибегает к опиуму. Однажды он видит себя в своей мастерской с палитрой в руках, а она - его жена - стоит рядом. Проснувшись, он решил разыскать ее во что бы то ни стало. Пискарев поехал в нужный дом, дверь открыла именно она, с премилой улыбкой сообщив, что, несмотря на поздний час (два часа дня), она спала, так как привезли ее только утром совершенно пьяной.

Краткое содержание «Невского проспекта» дает представление о том, как мечтатель Пискарев пытался вразумить семнадцатилетнюю красавицу. Он рассказывал молодой девушке о пучине разврата, в который она погружена. Рисовал ей картины семейной жизни. Но красавица с презрением отказала ему. Отчаявшийся художник бродит по городу. Вернувшись домой, запирается у себя. Через неделю его находят с перерезанным горлом. Беднягу хоронят на Охтинском кладбище, а на его похоронах нет приятеля Пирогова, поскольку тот и сам влип в историю.

Наказание за любовь

Увязавшись в тот же вечер за блондинкой, Пирогов оказался в квартире некоего жестянщика. Тот, будучи тогда пьяным, просит своего друга сапожника отрезать ему нос сапожным ножом. Пирогов, помешавший им исполнить свои намерения, спешно ретировался. Вернувшись сюда утром, чтобы разыскать прекрасную незнакомку, он узнал, что красавица-блондинка - жена сапожника. Пирогова это не останавливает. Он заказывает жестянщику шпоры, а сам не сводит с прелестницы глаз, возбуждая в ее муже ревность. В воскресенье, когда сапожника не оказалось дома, Пирогов танцует с его женой, целует ее. И в этот самый момент возвращается супруг со своим другом жестянщиком и со столяром Кунцом.

Сюжет повести «Невский проспект» принимает неожиданный поворот: пьяные и рассерженные ремесленники схватили поручика Пирогова и сотворили с ним нечто грубое и невежливое, что у автора нет даже слов, чтобы «описать это действо». Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная цензурой, позволила узнать, что Пирогова высекли! Он вылетел из дома в бешенстве, грозя обидчикам плетью и Сибирью. Однако, зайдя по дороге в кондитерскую, съев пирожных и почитав газету, поручик охладился, а вечером, отличившись на танцах, совсем успокоился. Странное происшествие, но под неверным светом фонарей все именно так. Словно зажигают лампы для того, чтобы «показать все в ненастоящем свете». Такими словами и заканчивается повесть Гоголя «Невский проспект».

/ / «Невский проспект»

Повесть Николая Гоголя «Невский проспект» показывает нам все великолепие Невского проспекта в различное время суток. Утром по нему бегут на службу сонные чиновники, к полудню на проспекте полно гувернеров, около двух часов дня – мамашам с детьми, в четыре часа он пустеет, но как только стемнеет, Невский вновь оживает.

В один из дней, поручик Пирогов и художник Пискарев, прогуливаясь по Невскому, разошлись, догоняя одиноких девушек. Если поручик смело и уверенно шел за своей девушкой, то художник словно следил за ней. Он хотел только узнать, в каком доме она живет.

Через некоторое время, девушка, за которой шел Пискарев, оглянулась. В ее взгляде читалось недовольство поведением художника. Пискарев остановился, но потом снова отправился за очаровательной незнакомкой.

Девушка оглянулась во второй раз, но теперь ее глаза словно улыбнулись преследователю. Через время они дошли к дому, который состоял из четырех этажей. Незнакомка обернулась и окликнула жестом Пискарева. Он вошел за ней.

Дом оказался приютом, «где основал свое жилище мелкий разврат». Девушка начала нести всякую чушь, после которого художник выбежал из этого дома. Пискарев пришел к себе домой. Была уже поздняя ночь. Художник долго думал о прекрасной незнакомке, о ее судьбе.

В один момент дверь в комнату Пискарева открылась, появился лакей. Он передал художнику, что его хочет видеть барыня, которую он провожал к дому. Пискарев отправляется к дому барыни. Дом переполнен гостями. В центре зала танцует барыня с каким-то кавалером. В барыне художник узнал свою прекрасную незнакомку. В один миг, она подошла к нему и обещала объяснить свое появление в том доме приюте. Вдруг барыню кто-то позвал, она пошла позвав с собой Пискарева. В толпе художник потерял ее из виду. Он долго искал ее по огромным залам, но так и не мог найти. Вдруг он узнал стены своей комнаты. Пискарев понимает, что это был всего лишь сон.

Художник снова пытается уснуть, но так и не находит свою незнакомку. Только следующей ночью она вновь явилась ему во сне. С той минуты жизнь художника изменилась. Теперь Пискарев начал жить только во сне. Со временем новый ритм жизни художника ослабил его здоровье. Он начал страдать бессонницей. Художник начинает употреблять опиум, чтобы снова увидеть во сне свою барыню. В одном из снов Пискарев видит прекрасную незнакомку в роли своей жены. Окрыленный этим снов, он отправляется к ее дому, все ей рассказывает и делает предложение. Девушка только рассмеялась в ответ. Художник в ярости вернулся к себе домой. Его не видели четыре дня, а на пятый нашли с перерезанным горлом. Так закончилась жизнь художника Пискарева. И кто о нем больше не вспомнил, даже его друг Пирогов.

А поручик в тот день пошел за одной блондинкой. Всю дорогу он веселил ее шуточными разговорами. Девушка была женой Шиллера – «жестяных дел мастера». Так они дошли до мастерской. Там их встретил Шиллер и Гофман. Мужчины были пьяны и прогнали поручика.

На следующее утро поручик пришел в мастерскую. Он начал засыпать комплиментами вчерашнюю знакомую, она грозила ему мужем. Тогда Пирогов заказывает у Шиллера шпоры, затем оправу. Поручик пытается найти повод, чтобы быть рядом с прекрасной блондинкой. В один из дней, Пирогов узнает, что Шиллера не будет дома в будущее воскресенье. Он решается навестить его жену. В тот момент, когда поручик целовал ноги своей блондинки, Шиллер с двумя друзьями вернулся домой. Они сильно избили Пирогова. Поручик решает отомстить. Но после того, как он отведал несколько пирожных, прогулялся по Невскому, обида прошла.

Повесть заканчивается словами: «Не верьте этому Невскому проспекту! Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда… когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Если вы хотите погрузиться в фантастический и даже в какой-то мере миражный Петербург, вы можете прочитать замечательное произведение Невский проспект. Его изучают по школьной программе. Эта работа входит в сборник и раскрывает читателю город с другой стороны. Чтобы было проще ученикам, предлагаем вам повести Невский проспект для читательского дневника.

Невский проспект кратко

На Невском проспекте мы встречаем двух героев поручика Пирогова и его друга художника Пискарева. Гуляя улицей, они увидели двух девушек. Те понравились мужчинам, поэтому они увязались за ними, пойдя каждый за своей избранницей.

Художник Пискарев

Пискареву понравилась брюнетка, он и пошел за ней. Так он пришел к четырехэтажному дому, куда и вошла женщина. Следуя за ней, художник понимает, что он в развратном доме, и тут же убегает. Дома художник решил немного поспать, но слышит стук в дверь. Как оказалось, это та самая женщина прислала за ним и приглашает на бал. Девушка хочет что-то сказать, но ее уводит старик. Герой хочет догнать незнакомку, но просыпается. Как оказалось, это был сон. Ему захотелось увидеть продолжение, ведь если не в жизни, то хоть во сне встретиться с ней. Теперь художник будто спит в реальности, а во сне начинается настоящая жизнь. Чтобы больше спать, он увлекается опиумом, и один из своих снов он увидел девушку в роли жены. Художник счастлив, у них семья, дети. Проснувшись, Пискарев решает сделать девушке предложение, тем самым спасая себя от такой ужасной жизни. Однако девушка не принимает руку и сердце Пискарева. Она не желает в будущем работать, как ей предлагает наш герой, ей нужна роскошная жизнь. Расстроенный художник идет домой, а через неделю, выломав дверь, его нашли мертвого. Тот перерезал себе горло.

Поручик Пирогов

А что же с поручиком? Он пошел в тот день за блондинкой. Это была замужняя немка. Жена жестянщика Шиллера. Преследуя избранницу, он попадает в их дом, где кроме мужа находится и его друг. Они пьяны. В этом состоянии Шиллер просит отрезать ему нос, но Пирогов им мешает. Несмотря на замужество женщины, поручик все равно решает приударить за немкой, а чтобы ее лишний раз увидеть заказывает у жестянщика шпоры и оправу к ножу. Придя к ним домой, он заигрывает с женщиной, вызвав ревность у мужа. В разговоре поручик узнает, что в воскресенье дома жена жестянщика будет одна. Вот и приходит к ней Пирогов, где танцует, обнимает и целует немку. Вот только неожиданно появляется муж, который отхлестал поручика и вышвырнул его на улицу. Пирогов хотел пожаловаться на немцев генералу, но по дороге зашел в булочную. Поев пирожных, он остыл, а к девяти вечера и вовсе обо всем позабыл, отправляясь на один из вечеров, где плясал мазурку.

В конце повести автор рекомендует не верить Невскому проспекту. Особенно опасен Невский проспект ночью, когда все представлено в других красках, не имеющего ничего общего с действительностью. На этом завершается краткое содержание повести Гоголя Невский проспект.

Вариант 1

Два молодых человека - поручик Пирогов и художник Пискарев - ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу. Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме.

Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и... просыпается у себя дома. Это был сон! Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? - думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и - о чудо! - именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате. Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю. Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность. В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова - высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился. Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все - именно таково...

Вариант 2

Произведение Гоголя "Невский проспект" начинается с описания самого Невского проспекта. Это - место встречи разных типажей людей. Здесь мы можем увидеть и сонных чиновников, и русскиз мужиков, и щегольски одетых дамочек. Плавно автор переходит к описанию двух мужчин, совершенно разных по характеру, но встретившихся на Невском проспекте. Это - поручик Пирогов и художник Пискарев. Неспеша прогуливаясь, они видят двух дамочек. Скромному, стеснительному художнику Пискареву приглянулась темноволосая девушка, и он начинает следить за ней. В итоге он приходит в притон, откуда быстро сбегает. Дома он безумно сожалеет о том, что такая красивая девушка работает в притоне. К Пискареву приходит лакей, и говорит, что барыня требует художника к себе. Пискарев озадачен, но все же собирается и едет к девушке. Подъезжая к месту, художник видет ярко освещенный дом, вокруг него множество карет и экипажей. Войдя в здание он обнаруживает, что в бальном зале танцует множество почтенных мужчин и женщин. Он встречает и свою красавицу и сразу же влюбляется в неё, теряя голову. Проснувшись утром, Пискарев понимает, что это был сон. С тех пор его голова была забита мыслями об этой девушки. Он едет к ней домой, предлагает ей руку и сердце, но красавица отказывает ему. Пискарев окончательно сходит с ума, начинает принимать опиум, чтобы видеть её во сне, и в один прекрасный день его находят дома. Пискарев покончил жизнь самоубийством, он так и не смог пережить разочарование в девушке. А поручик Пирогов следит за блондинкой, которую встретил на Невском проспекте. Он узнает, что блондинка-жена швабского немца Шиллера. Пирогов начинает добиваться ее всевозможными способами, и в конце концов шиллер застатет их с блондинкой у него же дома. Шиллер в ярости прогоняет Пирогова, но Пирогов погоревав недолго, опять становится счаслив.

Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе. Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.

Главные герои

Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.

Пирогов – поручик, «имел множество талантов» , любил «все изящное» , ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.

Другие персонажи

Шиллер – «совершенный немец» , «жестяных дел мастер в Мещанской улице» , муж блондинки.

Гофман – «сапожник с Офицерской улицы» , друг Шиллера.

Блондинка – жена Шиллера.

Брюнетка – проститутка.

«Нет ничего лучше Невского проспекта». «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Ранним утром проспект пуст. До 12-ти часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады» . После 12-ти тут появляются «гувернеры всех наций» с воспитанниками.

Ближе к 2-ум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия» . Здесь можно увидеть все и всех. В 3 часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах» . С 4-ех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, <…> тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться».

По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.

Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было 17 лет. Однако услышав, как девушка разговаривает – «так глупо, так пошло» , он сбежал.

После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал. Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений» , и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали. Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.

С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.

Пискарев «тщательно принарядился» и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ» . Собравшись духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение» . Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием. Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли» . Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев».

Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф» , поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового. Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц» . Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс. Возмущенный Шиллер прогнал поручика.

На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.

Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.

Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним его друзья – Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова. После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении» . К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.

«О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него <…> и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Заключение

В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом. Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать. Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 976.