Никколо Паганини: биография и интересные факты из жизни, факты и мифы. Никколо Паганини: биография, интересные факты, творчество Личная жизнь никколо паганини

МУЗЫ МУЗЫКАНТА НИККОЛО ПАГАНИНИ

Один из наиболее ярких личностей музыкальной истории , несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 1782 года. Отец был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. Мальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

Идея понравилась Никколо , и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини .

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо . Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо , с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо , когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался. После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами. Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипка

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары написал около 200 пьес.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.

Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.

Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах - Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.

В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.

В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году - Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.

Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре "Ла Скала".

С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро "сверхъестественным чудом".

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.

В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить - писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.

Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести "Флорентийские ночи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

великий итальянский скрипач-виртуоз, композитор

Краткая биография

Никколо Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя - 27 мая 1840, Ницца) - великий итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Ранние годы

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757-1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей.

Мальчиком он написал несколько произведений (не сохранились) для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял. Вскоре отец Никколо отправил сына на обучение скрипачу Джованни Черветто (Giovanni Cervetto ). Сам Паганини никогда не упоминал, что учился у Черветто, однако его биографы, например Фетис, Джервазони, упоминают этот факт. С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был. Неизвестно, посещал ли Паганини школу, возможно читать и писать он научился позднее. В его письмах, написанных в зрелом возрасте, встречаются орфографические ошибки, однако он обладал некоторыми познаниями в литературе, истории, мифологии.

Первый публичный концерт (или, как тогда говорили, академию) Никколо дал 31 июля 1795 года в генуэзском театре Сант-Агостино. Сборы от него предназначались на поездку Паганини в Парму для обучения у знаменитого скрипача и преподавателя Алессандро Ролла. В концерт было включено сочинение Никколо «Вариации на тему Карманьолы», вещь, которая не могла не понравиться генуэзской публике, в то время настроенной профранцузски. В этом же году меценат маркиз Джан Карло Ди Негро отвёз Никколо и его отца во Флоренцию. Здесь мальчик исполнил свои «Вариации…» скрипачу Сальваторе Тинти, который, по словам первого биографа музыканта Конестабиле, был поражён невероятным мастерством юного музыканта. Концерт, данный Никколо во флорентийском театре, позволил собрать недостающие средства для поездки в Парму. В тот день, когда отец и сын Паганини посетили Ролла, последний был болен и не собирался никого принимать. В комнате рядом со спальней больного на столе лежали ноты концерта, написанного Ролла, и скрипка. Никколо взял инструмент и сыграл с листа произведение, созданное накануне. Удивлённый Ролла вышел к гостям и, увидев, что его концерт играет мальчик, заявил, что уже не может ничему научить его. По словам композитора, Паганини следовало обратиться за консультациями к Фердинандо Паэру (Ferdinando Paer). Паэр, занятый постановками опер не только в Парме, но и во Флоренции и Венеции, не имея времени для уроков, рекомендовал юного скрипача виолончелисту Гаспаре Гиретти. Гиретти давал Паганини уроки гармонии и контрапункта, в пору этих занятий Никколо под руководством учителя сочинил, используя лишь перо и чернила, «24 четырёхголосные фуги». Осенью 1796 года Никколо возвратился в Геную. Здесь, в доме маркиза Ди Негро, Паганини исполнил по просьбе находившегося в концертном турне Родольфа Крейцера с листа сложнейшие пьесы. Знаменитый скрипач был поражён и «предсказал необычайную славу этому юноше».

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. По его словам, в этом городе он написал музыку для фагота по просьбе шведского музыканта-дилетанта, жаловавшегося на отсутствие трудных произведений для этого инструмента. Из-за военных действий гастроли пришлось прервать, Паганини вернулся в Геную, а вскоре, вместе со всей семьёй, уехал в принадлежавший отцу дом в долине Польчевера. Здесь он занялся совершенствованием исполнительского и композиторского мастерства. Паганини придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801 года он приехал в Лукку. Два выступления Паганини в луккском соборе были с восторгом приняты публикой. В местном рукописном журнале «Луккская литературная смесь» Паганини, названному «генуэзским якобинцем», воздавалось должное как мастеру, однако автор сообщения с неодобрением указывал, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом». В декабре 1801 года Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики. В этом городе он провёл несколько лет. По словам сына композитора Доменико Куиличи, Бартоломео, Паганини в Лукке занимался также преподавательской деятельностью и работал с музыкантами оркестра. С луккским периодом связано, вероятно, самое серьёзное любовное увлечение Паганини. Знатная дама, имя которой музыкант скрывал всю жизнь, уединилась вместе с ним в своём тосканском поместье. Паганини прожил там три года, занимаясь сельским хозяйством. В годы затворничества он пристрастился к игре на гитаре и написал 12 сонат для этого инструмента и скрипки (Op. 2 и 3). По воспоминаниям самого Паганини, первое время самостоятельной жизни кроме страсти к женщинам, им владела любовь к карточной игре. Часто он проигрывал всё, и «только моё собственное искусство могло спасти меня», но он сумел отказаться от азартных игр и более никогда не прикасался к картам. Ненадолго Паганини покинул Лукку и вернулся в Геную. Обратно в Тоскану его пригласила Элиза Бонапарт, ставшая, благодаря своему брату, княгиней Пьомбино, Лукки, Массы, Каррары и Гарньяфо. Паганини получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини. За небольшое жалованье он исполнял обязанности личного музыканта княгини, дирижировал спектаклями, регулярно устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю. По признанию самого Паганини, у него в то время был роман с Элизой.

1808-1812 годы. Турин, Флоренция

В 1808 году Паганини получил длительный отпуск и отправился с концертами по Италии. Постепенно у него сформировалась своя собственная, отличная от других скрипачей, исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Перед одним из концертов в Ливорно он поранил ногу и, прихрамывая, вышел на сцену. В зале раздались смешки, а когда с пюпитра упали свечи, они переросли в дружный хохот. Паганини, сохраняя невозмутимый вид, заиграл, однако неожиданно на скрипке лопнула струна, не останавливаясь он продолжал концерт и сорвал бурные аплодисменты. Для него не было в новинку играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми, а позднее, ко дню рождения императора - сонату для струны соль «Наполеон». Некоторое время Паганини провёл при туринском дворе Полины Бонапарт. Здесь он подружился с музыкальным распорядителем княгини Боргезе Феличе Бланджини (Blangini). Бланджини стал одним из самых горячих поклонников Паганини. В одном из писем друзьям в Париж он так отзывается о Никколо:

«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».

Во второй половине 1808 года Паганини по приглашению Элизы Бонапарт приехал во Флоренцию. Луиджи Пиккьянти (Luigi Picchianti) рассказал первому биографу Паганини Конестабиле о произошедшем в пору пребывания музыканта во Флоренции случае, в полной мере демонстрирующем его исключительное мастерство. Паганини должен был исполнить в доме одного из придворных под аккомпанемент на рояле «Сонату» Гайдна. Музыкант сильно задержался, а, когда пришёл, не заставляя более ждать слушателей, начал играть, не проверив строй скрипки. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили.

В конце 1812 года он оставил тяготившую его придворную службу и покинул Флоренцию.

Заграничные гастроли

Около 1813 года музыкант присутствовал в «Ла Скала» на одном из представлений балета Вигано-Зюсмайера «Орех Беневенто». Вдохновившись сценой безудержной пляски колдуний, поразившей его воображение, Паганини написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве - «Ведьмы», вариации на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром (Вариации на четвёртой струне).

Премьера произведения состоялась на его сольном концерте в «Ла Скала» 29 октября 1813 года. Миланский корреспондент лейпцигской музыкальной газеты сообщил, что публика была глубоко потрясена: вариации на четвёртой струне настолько изумили всех, что музыкант повторил их по настоятельному требованию публики. Вслед за тем Паганини в течение шести недель дал одиннадцать концертов в «Ла Скала» и в театре «Каркано», и вариации под названием «Ведьмы» имели неизменно особый успех.

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, что у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Музыка

Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы отменило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на струне соль, посвященная сестре Наполеона, княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на струнах ля и ми - всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Скрипка, на которой играл великий мастер, после его смерти получила имя «Вдова Паганини».

Произведения

  • 25 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • № 1, ми мажор
  • № 2, си минор
  • № 3, ми минор
  • № 4, до минор
  • № 5, ля минор
  • № 6, соль минор
  • № 7, ля минор
  • № 8, ми-бемоль мажор
  • № 9, ми мажор
  • № 10, соль минор
  • № 11, до мажор
  • № 12, ля-бемоль мажор
  • № 13, си-бемоль мажор
  • № 14, ми-бемоль мажор
  • № 15, ми минор
  • № 16, соль минор
  • № 17, ми-бемоль мажор
  • № 18, до мажор
  • № 19, ми-бемоль мажор
  • № 20, ре мажор
  • № 21, ля мажор
  • № 22, фа мажор
  • № 23, ми-бемоль мажор
  • № 24, ля минор

№25 си минор и аля мажор

  • 6 сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • № 1, ля мажор
  • № 2, до мажор
  • № 3, ре минор
  • № 4, ля мажор
  • № 5, ре мажор
  • № 6, ля минор
  • 6 сонат для скрипки и гитары Op. 3
    • № 1, ля мажор
    • № 2, соль мажор
    • № 3, ре мажор
    • № 4, ля минор
    • № 5, ля мажор
    • № 6, ми минор
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели, Op. 4
    • № 1, ля минор
    • № 2, до мажор
    • № 3, ля мажор
    • № 4, ре мажор
    • № 5, до мажор
    • № 6, ре мажор
    • № 7, ми мажор
    • № 8, ля мажор
    • № 9, ре мажор
    • № 10, ля мажор
    • № 11, си мажор
    • № 12, ля минор
    • № 13, фа минор
    • № 14, ля мажор
    • № 15, ля минор
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, ми бемоль мажор (партия скрипки написана в ре мажоре, но её струны настраиваются на полтона выше), Op.6 (1817 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, си минор, «La campanella», Op.7 (1826 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 3, ми мажор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 5, ля минор (1830 г.)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 6, ми минор (1815 г.?), неоконченный, авторство последней части неизвестно
  • Концерт для гитары с оркестром ля мажор
  • Ведьмы (Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто»), Op. 8
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля», Op.9
  • Венецианский карнавал (вариации), Op. 10
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo , соль мажор, Op. 11
  • Вариации на тему Non più Mesta , Op.12
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti , Op.13
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba , Op. 14 (1835 г.)
  • Кантабиле, ре мажор, Op. 17
  • Moto Perpetuo (Вечное движение) до мажор
  • Кантабиле и вальс, Op. 19 (1824 г.)
  • Соната для большого альта (вероятно, 1834)
  • Музыкальные произведения по мотивам сочинений Паганини

    • И. Брамс, Вариации на тему Паганини.
    • С. В. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини.
    • 6 этюдов Ф. Листа.
    • Ф. Шопен, вариации in A-dur, "Souvenir de Paganini"
    • Р. Шуман, этюды на каприсы Паганини, Опус 3.
    • Луиджи Даллапиккола, «Каноническая сонатина ми-бемоль мажор на „Каприсы“ Паганини», для фортепиано
    • Альфредо Казелла, «Паганиниана», для оркестра
    • Витольд Лютославский, «Вариации на тему Паганини», для 2-х фортепиано (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
    • И. Я. Беркович. Этюды на тему Паганини (тема - Каприс Н.Паганини № 24).
    • Н. Мильштейн, «Паганиниана», для скрипки соло.
    • Г. Бреме, Паганиниана: Концертные этюды для Аккордеона, ор 52.
    • Группа «Ария», песня «Игра с огнём» из одноимённого альбома (использован Каприс № 24 ля-минор).
    • Группа «Гран-КуражЪ», песня «Скрипка Паганини» (использован Каприс № 24 ля-минор).
    • Группировка Ленинград, песня "Паганини" с альбома Аврора
    • П. Нечепоренко, «Вариации на тему Паганини», для балалайки соло (тема - Каприс Н.Паганини № 24).

    В искусстве

    • Анатолий Виноградов. книга "Повесть о братьях Тургеневых. Осуждение Паганини". - Минск: Букинистическое издание. Мастацкая литература, 1983. - (роман 1936 г. "Осуждение Паганини").
    • Елена Воробьева. книга "Летописи Арванды. Легенды спящего города". - СПб.: ИТД "СКИФИЯ", 2010. - (пьеса "Сожженная дорога Никколо Паганини"). 2.
    • Татьяна Берфорд. книга "Николо Паганини. Стилевые истоки творчества". - СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. - (Аннотация).
    • Четвёртый альбом рок-группы Ария называется Игра с Огнём. Песня, ставшая заглавной к альбому, рассказывает о том, что Паганини продал душу дьяволу за виртуозную игру.
    • Чешская группа XIII stoleti посвятила Н. Паганини песню Upir s houslemi.

    В кинематографе

    • Das Dreimäderlhaus (1918). Германия. Райол Ланг
    • «Паганини», производство Германия, в главной роли Конрад Фейдт, 1923 г.
    • Franz Schuberts letzte Liebe (1926) Германия. Отто Шмуль.
    • Die lachende Grille (1926) Германия. Ханс Вашатко.
    • Paganini in Venedig (1929) Германия. Андреас Вейсгербер.
    • Gern hab" ich die Frau’n geküßt (1934) Германия. Иван Петрович.
    • Casta diva (1935) Италия. Гуальтьеро Тумиати.
    • The Divine Spark (1935) Англия. Хью Миллер
    • Фантастическая симфония / La symphonie fantastique (1942) Франция. Морис Шульц.
    • Россини / Rossini (1942) Италия. Чезаре Фантони.
    • Heavenly Music (1943) США. Фриц Фельд
    • A Song to Remember (1945) США. Рокси Рот.
    • The Magic Bow (1946) Англия. Стюарт Гренджер.
    • Housle a sen (1947): Bohemian Rapture (1948) Чехословакия. Карел Достал.
    • Молодость Шопена / Mlodosc Chopina (1952) Польша. Франтишек Ямры.
    • Casta diva (1956) Италия - Франция. Данило Берардинелли.
    • Оправдание Паганини (1969, СССР). Всеволод Якут
    • Паганини / Paganini (1973) (ФРГ) Антонио Теба.
    • Паганини / Paganini (1976) (Италия) Тино Ширинци.
    • Никколо Паганини, СССР-Болгария, 1982 г. (Информация о фильме) В главной роли Владимир Мсрян
    • Весенняя симфония / Frühlingssinfonie (1983) ФРГ. Гидон Кремер.
    • Зигфрид / Zygfryd (1986) Польша. Криштоф Стопа.
    • Ужас Паганини / Paganini Horror - итальянский фильм ужасов (1989). Луиджи Коцци.
    • «Паганини», производство Италия - Франция, 1989 г. В главной роли Клаус Кински.
    • Наполеон (2002) Англия - Франция. В роли Юлиан Рахлин.
    • Moi, Hector Berlioz (2003) Франция. Клод Джосто.
    • Паганини: скрипач дьявола (2013) Германия, Италия. В главной роли скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт.
    Категории:

    Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами.

    Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

    Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

    Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики. Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

    Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

    Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

    Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

    "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7 удивительных фактов из биографии великого маэстро.

    1. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".

    "Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа".

    3. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

    4. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".

    5. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

    6. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления, а однажды его позвали исполнить масонский гимн перед итальянской великой ложей. Конечно, за выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить небольшое состояние.

    7. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.

    Для современников он был загадкой. Одни видели в нем гения, другие - шарлатана и мошенника. Его имя было окутано легендами и тайнами.

    Рождение гения

    В конце октября 1782 года в Генуе в переулке Черная кошка в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился второй ребенок - сын Никколо. Мальчик родился слабеньким и болезненным. От экзальтированной и чувствительной матери он унаследовал хрупкость и восприимчивость к болезням. От отца ему достались темперамент, настойчивость, кипучая энергия.

    Однажды его мать увидела во сне прекрасного ангела, который предрек, что быть ее второму сыну великим музыкантом. В это поверил и отец мальчика - любитель музыки. Антонио был сильно разочарован тем, что старший сын Карло не радовал родителей успехами в музыке. Именно поэтому всю свою энергию он направил на то, чтобы заставлять младшего сына постоянно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини. Он практически был лишен детства. Оно проходило в изматывающих занятиях музыкой.

    Необыкновенный дар

    Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро наградила его идеальным, до предела чувствительным слухом. Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.

    Отец рано рассмотрел способности сына. С каждым днем он все отчетливее понимал - его сын наделен огромным талантом, который в дальнейшем приведет к славе и большим деньгам. Он прекрасно понимал, что его время в занятиях с сыном закончилось и пришло время нанимать профессиональных музыкантов. Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане, и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. За лишали еды. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.

    Первые учителя

    Никколо Паганини чувствовал музыку всей душой. Несмотря на то что занятия изматывали его физически, в музыке он находил покой и удовлетворение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена интересными встречами с творческими людьми.

    Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариаций. Постепенно слух о маленьком гениальном скрипаче стал распространяться по городу и на обратил внимание известный в городе скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста. Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, внимательно наблюдая за его развитием и передавая ему секреты мастерства. Эти занятия продолжались более полугода.

    Начало концертной деятельности

    После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

    Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти - хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

    Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для

    фортепьяно, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.

    Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

    Каприччо великого маэстро

    В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо - блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

    Начало самостоятельной жизни

    Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Ему хочется свободы. Именно поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал руководителем городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Восторженный прием публики кружит голову.

    Паганини: биография, личная жизнь

    Никколо был страстен и пылок не только в музыке. Именно в это время он встречает первую любовь, и его имя почти на три года исчезает с афиш. Появляются несколько гитарных сочинений, посвященных таинственной «синьоре Диде». В 1804 году музыкант возвращается в Геную, где занимается только сочинительством. Затем он снова возвращается в Лукку, где правил Феличе Бачокки, который в то время был женат на сестре Наполеона - княгине Элизе. Отношения композитора с княгиней в скором времени перестали быть сугубо официальными.

    Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

    Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.

    В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления

    проходят с невиданным успехом. В газетах его называют гением независимо от того, ангел он или демон. Здесь он повстречал еще одну женщину, которой страстно увлекся - дочь портного Анджелину Каванну. Он взял девушку с собой в Парму. Очень скоро выяснилось, что у нее будет ребенок, и Паганини тайно отправляет ее к своим знакомым в пригород Генуи.

    В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.

    Цена таланта

    Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к сожалению, очень мало времени уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем. Его все чаще стали мучить приступы сильнейшего кашля, боли в кишечнике и почках. Его состояние постоянно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Появляются даже слухи, что маэстро скончался. Но это лишь слухи. Биография Паганини еще не закончена.

    Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку.

    Возобновление концертной деятельности

    В апреле тысяча восемьсот двадцать четвертого года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своем желании дать концерт. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей успех в «Ла Скала». У них появляется сын Ахилл. Паганини много работает. В это время появляются новые произведения - «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.

    Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Весной 1830 года великий музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передается по наследству.

    В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома, у него сильно опухают ноги, и он истощен настолько, что не в состоянии взять в руки смычок. Любимая скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.

    Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце двадцать седьмого мая тысяча восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.

    Сегодня мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, кратко изложенная в этой статье, конечно, не может дать полного представления об этой яркой и неординарной личности.