Николая в кленниках. Церковь николы в кленниках

Московский Никольский храм в Кленниках, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, в Блинниках, на Маросейке

Нынешняя церковь выстроена в году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

С колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений - в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

Сведения о храме известны по летописям с 1468 года. Первоначальное здание храма не раз подвергалось пожарам, различным перестройкам. К 1701 году храм был надстроен и обрел современный вид, а в 1749 году формирование архитектурного облика здания завершилось возведением колокольни.
В 1893-1923 годах настоятелем храма был московский старец в миру, протоиерей Алексий Мечев. После его кончины руководство маросейской общиной и настоятельство принял его сын, протоиерей Сергий Мечев, в 1942 году расстрелянный за веру Христову после неоднократных арестов, ссылок и лагерей. Оба пастыря прославлены в лике святых на Юбилейном Архирейском Соборе 20 августа 2000 года.

В 1932 году после Божественной литургии в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы храм был закрыт для богослужений. Осенью того же года убранство храма было разорено, здание обезглавлено и частично перестроено. Помещения храма использовались для нужд различных государственных учреждений и ЦК ВЛКСМ.

В 1990 году возрожденному приходу, получившему юридическую регистрацию, было передано здание храма и дом причта. В возвращенных помещениях сразу начались ремонтные и реставрационные работы. Первая после полувекового перерыва Божественная литургия была отслужена 17 декабря 1990 года. В настоящее время храм полностью восстановлен.
Главный престол (в верхнем храме) освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.
Боковой придел верхнего храма освящен в честь святителя Николая Мирликийского.
В нижнем храме один престол освящен в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, а другой в честь праведного Алексия и священномученика Сергия, пресвитеров Московских.
Святыни храма - чтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и рака с мощами святого праведного Алексия, пресвитера Московского.


Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.



На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая "в Блинниках" (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке "Блинники" каким-то образом трансформировались в "Кленники". Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты "нарышкинского стиля". После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.

Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.

Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).



Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).

Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете - маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII - начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.

В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859-1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913-1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892-1942), погибший в лагере.

В 1928-1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны. В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг. В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г. крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/



Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники - позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века "Блинниками". По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше. Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы. Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм - его повеление, разумеется, тут же исполнили. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца - она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки. История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году. Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, - в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более "древнерусским" по своему внешнему виду.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах. Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили - вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор. Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I. Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры - и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы. Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской. Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма. Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился - изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни - в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи. В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью - после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо "сочетались" с "новоевропейскими" формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.

Постепенно "Блинники" вышли из обихода, уступив место "Кленникам" - в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как "Никольский в Кленниках". В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах. Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы. Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование. В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин. В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва - Сергея, пришлись тяжелейшие испытания. После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось - в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения. Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё - второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.

С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим. В новейшее время Никольский храм преобразился - он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва). Храмы, "зажатые" между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды - тоже нечастое явление. Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую "московскую" изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря. При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании "облика" Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно. Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №128, 2015 г.

Святой праведный АЛЕКСИЙ МЕЧЁВ, московский старец (†1923)

«Отчего все святые апостолы, все до единого приняли мученический венец, погибли на крестах, были усечены мечом, а апостол Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирно скончался? - спросил как-то батюшка Алексий, - оттого, что у апостола Иоанна была такая безпримерная, великая, неодолимая христианская любовь, что ее силе и мучители покорялись, и гонителей обезоруживала она, их злобу она загасила и превратила в любовь». У о.Алексия была именно такая любовь к ближним, и все его наставления, проповеди и слова - о любви. Он был богат этой милующей любовью, и каждому приходящему казалось, что именно его о.Алексий любит больше всех.

Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в Москве в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.

С рождения жизнь о.Алексия связана с именем Cвятителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Он в своё время спас отца Батюшки от смерти на морозе и, увидев в этом промысел Божий, в дальнейшем заботился о спасённом ребёнке, а в последствии и о его семье.

Во время рождения о.Алексия (а роды у его матери, Александры Дмитриевны, были трудные) молился вместе с Алексеем Ивановичем Мечёвым об удачном разрешении его жены от бремени и предсказал: «Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия».

Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям.

Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми — сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.

Алексей отличался тихим, миролюбивым характером, любил развеселить, утешить, пошутить. Но от шумного веселья удалялся, в разгар игр вдруг становился серьезен и убегал. За это прозвали его «блаженный Алешенька».

Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом, чтобы наиболее плодотворно служить людям. Но мать воспротивилась этому: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником». Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери не пошёл. Впоследствии он понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери.

По окончании семинарии Алексий был определен в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Настоятель храма отец Георгий был человек крутой и придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые лежали на стороже, обходился грубо, даже бил. Но Алексий все сносил безропотно и не высказывал жалоб. Впоследствии он благодарил Господа, что он дал ему пройти такую школу. Уже будучи священником отец Алексий пришел на отпевание отца Георгия, со слезами благодарности и любви провожая его до могилы.

«Таких людей надо любить как благодетелей» , — учил он в дальнейшем своих духовных детей. Они указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, и помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» — батюшка называл так самолюбие, человеческое «я».

В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика 18-летней Анне Петровне Молчановой и был рукоположен во диакона. К Анне сватались женихи-семинаристы, но она всем отказывала. Но лишь только познакомилась с Алексием, твердо сказала матери-вдове: «вот за этого маленького - пойду». Брак его был счастливым. Анна Петровна была с «характером» и на фотографиях ранней молодости смотрела из-под нахмуренных бровей. Но взаимная любовь этот характер заметно улучшила. На дальнейших снимках этот взгляд потеплел, напряженность черт лица сгладилась. Анна нежно любила мужа и глубоко сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене отец Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца; тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки.

В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).

19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен во священника маленькой одноштатной церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два-три раза в седмицу.

«Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: "Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто... Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь"».

Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году Великим постом. В храме же «Николы-Кленники» на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно.

Как-то раз стоявшему на посту городовому показалось подозрительным поведение неизвестной женщины в очень ранний час на берегу Москвы-реки. Подойдя, он узнал, что женщина пришла в отчаяние от тягот жизни и хотела утопиться. Он убедил ее оставить это намерение и пойти на Маросейку к отцу Алексию. После этого случая, скорбящие и обремененные горестями жизни люди потянулись в этот храм. Батюшка всем спешил уделить внимание и утешить.

Небольшой деревянный домик, в котором помещалась семья о. Алексия, был ветхим, полусгнившим; в квартире всегда было темно и сыро. Скоро у матушки Анны Петровны началась сердечная водянка с отеками и мучительной одышкой. Она так страдала, что стала просить мужа перестать её вымаливать и скончалась 29 августа 1902 года в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Отец Алексий был безутешен. Для него померк свет и он не хотел выходить к людям. В то время приехал в Москву святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. О.Алексию устроили с ним встречу. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил его о. Алексий. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, — ответил о. Иоанн. - Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить… Войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Благодать, Божия, обильно почивающая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь о.Алексия. Он вступил на путь старчества, к которому уже был подготовлен многими годами подвижнической жизни.

Всех приходящих о.Алексий встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. Каждому казалось, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. Батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания, указывая, что прежде всего следует взвесить силы и возможности. Но на что уж решился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, иначе цель не достигается.

«Путь ко спасению, — постоянно повторял о.Алексий, — заключается в любви к Богу и ближним». Нужно утеснять себя ради блага близких нам людей, перестраивать свою душу, переламывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить. «Будьте для всех «солнышками»,- говорил он.

Отец Алексий теперь никогда не остается один, с утра до вечера отдаёт себя людям, он для них уже не только пастырь, а родной отец и заботливая мать. Вскоре о старце заговорила вся Москва. Церковь уже не может вместить всех желающих, "с раннего утра до поздней ночи толпится народ, среди простых людей, появляются профессора, врачи, учителя, писатели, инженеры, художники, артисты". Одно время о.Алексий стал посещать находящийся неподалеку Хитров рынок, пользовавшийся дурной славой. Он проводил там беседы с завсегдатаями городского дна. Но вскоре из-за все возрастающей нагрузки ему пришлось оставить это.

Крайне скудный в средствах, батюшка Алексий все-таки не проходил мимо нужды и горя ближнего. Однажды в Рождественский сочельник батюшка, сам имевший многодетную семью, оставил всё содержимое своего кошелька у больной женщины, которую пришел причастить. Приехав домой, он с горечью подумал: «Вот там нищета, и здесь нищета, там полуголодные дети, и здесь полуголодные дети, - правильно ли я поступил, что все отдал другим, а своим ничего не оставил?» Господь чудесно разрешил недоумение праведника. Неожиданно появился благотворитель, который пожертвовал о.Алексию достаточную сумму.

Никогда не обижался он ни на какие грубости по отношению к себе. «Я что... я убогий...» — говаривал он. Сторонился батюшка проявлений по отношению к себе знаков почтения, уважения, избегал пышных служб, а если приходилось участвовать, то старался встать позади всех. Тяготился наградами, они обременяли его, вызывали его глубокую, искреннюю скорбь.

Проповеди батюшки были просты, искренни, они не отличались красноречием. Главным их достоинством было то, что они несли практическое указание - как быть и что делать.

Когда его спрашивали, как наладить жизнь прихода он отвечал: «Молиться!» Призывал своих духовных чад молиться за панихидами: «Еще раз ты войдешь в соприкосновение с усопшими. Когда же предстанешь перед Богом, все они воздвигнут молитвенно за тебя руки, и ты спасешься».

Батюшка не одобрял, когда родители, стремясь в церковь, оставляли детей одних без призора. Благословляя мать с ребенком, и указывая на младенца, он ей внушительно говорил: «Вот здесь твои и Киев, и Иерусалим».

В нижнем жилом этаже храма Батюшка открыл церковно-приходскую школу, устроил приют для сирот и неимущих, в течение 13 лет преподавал Закон Божий в женской гимназии Е.В. Винклер; способствовал возрождению древнерусской иконописи, уступившей место живописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (в последствии монахиня Иулиания).

О.Алексий очень чтил святыню храма чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и часто служил перед ней молебны. Однажды в преддверии событий 1917 года во время молебна он увидел, что из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Это видели и присутствовавшие богомольцы. Батюшка был так потрясен, что не смог продолжать службу, и заканчивать ее пришлось сослужившему священнику.



Число молящихся в храме все увеличивалось. Особенно после 1917 года и среди них немало молодежи, студентов, разочаровавшихся в революционных идеалах. После закрытия Кремля часть прихожан и певчих Чудова монастыря перешла в храм отца Алексия. В храме стали служить молодые образованные священники, помогая о.Алексию в проведении лекций, бесед, в организации курсов по изучению богослужения. В их числе сын отца Алексия отец Сергий Мечёв , рукоположенный во иерея в Великий четверток 1919 года, ныне также прославленный в лике святых как священномученик.

В тяжелые годы гражданской войны и всеобщей разрухи, многие хотели переехать в хлебородные южные области страны, на Украину. О.Алексий не давал благословения на переезды, приводя слова Господа, сказанные иудеям через пророка Иеремию не бежать от рабства вавилонского в Египет, где всех ожидает смерть. Оставшимся будет явлена милость Божия и избавление.

Отец Алексий создал удивительную духовную общину в миру. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей. Особого внимания заслуживает традиция агап в общине. В ночь с субботы на воскресение (примерно с 1919 года) служилось всенощное бдение, затем литургия, а после нее в одном из помещений храма устраивалась трапеза с общением на духовные темы и чтением псалмов. Трапезы назывались агапами. Первоначально беседы на агапах выстраивал сам о.Алексей, но постепенно стал передавать ситуацию в руки собравшимся.

«Сюда заранее, кто мог, приносил что-нибудь из овощей, хлеб, сахар или конфетки карамельки для чая. Расставлялись столы, скамьи, стулья; приходили священнослужители и батюшка. Батюшка принимал участие в общей трапезе и, как на беседах по средам у себя на квартире, что-нибудь рассказывал, затрагивая самые насущные вопросы жизни и взаимоотношений. Высказывался кто-нибудь из присутствующих».

О. Алексий строил и межчеловеческие духовные и душевные отношения. Начал он просто с внимательного, ответственного, сострадательного отношения к своим духовным чадам, потом стал завязывать отношения между ними, постоянно трудился «над созиданием тесной духовной семьи». Он посылал кого-нибудь из сестёр навестить другую, заболевшую; давал что-нибудь съестное снести ей, благословлял, когда поздно возвращались, одну сестру ночевать у другой. И радовался, когда вечер проходил в чтении хорошей духовной литературы, и обязательно - в совместной молитве на ночь. Не благословлял ходить туда, где больше рассказы о новостях и прочая болтовня. Благословлял периодически собираться без него, указывая, что прочитать и на что обратить внимание. Постепенно о. Алексий приучил своих духовных чад служить друг другу кто чем мог, жить радостями и горестями друг друга.

Истинными духовными друзьями о.Алексия были современные ему оптинские подвижники — старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) и скитоначальник игумен Феодосий (Поморцев). Они изумлялись подвигу московского старца «во граде яко в пустыни». Старец Нектарий говорил кому-то: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть о. Алексий».

Почитал батюшку и архимандрит Арсений (Жадановский) как «мудрого городского старца, приносящего людям нисколько не менее пользы, чем какой-либо пустынник»; и святейший Патриарх Тихон, всегда считаясь с отзывом Батюшки в случаях хиротонии.

Дважды батюшку вызывали на собеседование в ОГПУ. Запрещали принимать народ. Во второй раз беседа была недолгой, так как увидели, что он тяжело болен, страдает очень сильной одышкой.

Епископ Арсений говорил: «Но если молитва бодрит и освежает человека, то принятие на себя страданий ближних сокрушает сердце пастыря, делает его физически больным». Батюшка Алексий стал страдать той болезнью сердца, от которой впоследствии скончался...

В последних числах мая о.Алексий уехал в Верею, где отдыхал прошлые годы. Он предчувствовал, что уходит навсегда. Перед отъездом отслужил в своём храме последнюю литургию, попрощался с духовными детьми и с храмом.

Батюшка, как тяжело думать, что вас не будет.

Глупыш, я всегда с Вами буду...

Скончался о.Алексий в пятницу 9/22 июня 1923 года . Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель.

Литургию и отпевание совершал архиепископ Феодор (Поздеевский), о чем просил его в письме сам батюшка незадолго до смерти. Владыка Феодор находился тогда в тюрьме, 7/20 июня был освобожден и смог исполнить его желание. Всю дорогу до Лазаревского кладбища пелись пасхальные песнопения. Проводить о.Алексия в последний путь прибыл Святейший Патриарх Тихон, только что освобожденный из заключения и с восторгом встреченный народом. Исполнились слова Батюшки: «Когда я умру — всем будет радость».

Через 10 лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки о.Алексия и его жены были перенесены на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Над его могилой стоял мраморный памятник с небольшим крестом над ним. В нижней его части высечены столь близкие сердцу о.Алексия слова Апостола Павла: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».


На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечёв был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Отец Алексий был канонизирован одновременно со своим сыном, священномучеником Сергием, и со множеством новомучеников и исповедников Российских. В 2001 году совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского и перенесение их в храм свт. Николая. В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечёва находятся в Московском храме святителя Николая в Кленниках .

Из духовных поучений старца Алексия Мечева

«При скорбях нужно не роптать и не спорить с Богом, а с благодарностью к Нему молиться. Господь не так, как люди; люди, если что-либо от кого потерпят, стараются отплатить, но Господь и в скорбях старается нас исправить. Если бы мы знали, как терпят другие, то не роптали бы».

* * *

«Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом».

* * *

«Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел».

* * *

«Господь говорит: «Доколе Я в мире, Я - свет миру», - этим Он говорит, что наш долг - светить другим. А между тем, мы сами ходим во тьме, не только уж не светим другим, поэтому мы должны обращаться к Господу, просить у Него помощи, потому что мы, как бы сильны ни были, какие бы преимущества не имели, мы все-таки без Бога - ничто; и потом у нас великое множество грехов, и потому сами мы не можем достигнуть того, чтобы светить и согревать других. И Господь зовет нас в Свою Церковь и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы», - перестаньте надеяться на свое я, ищите помощи у Меня. В такое время тяжелое можно ли говорить, что смерть далека от нас, нет... ко многим из нас [она] очень и очень близка. Так спешите же исполнять свой долг, к которому призвал вас Господь, потому что, как Он Сам сказал, когда наступит ночь, тогда никто не может делать; всему, что мы ни делали доброго или злого, - всему конец. Поэтому спешите понять, в чем ваш долг, который мы должны исполнять со страхом и трепетом, какой вам дан талант от Господа.

А мне хочется плакать, и плакать, и плакать, видя, как многие из вас дожили до седых волос и не увидели своего долга, как будто не было никакой благодати, ничто их не касалось, как будто они были слепы от рождения. Нельзя же злоупотреблять милосердием Божиим без конца, проводить время в превозношении, злобе, ненависти, вражде. Господь зовет: приидите ко Мне, пока вы живы, и Я успокою вас».

* * *

«Бывают минуты, когда очень хочется какому-нибудь человеку помочь, это, несомненно, Господь располагает так сердце на спасение другого; только будьте чистыми сосудами, чтобы Он мог через вас действовать и иметь орудием в Своих руках».

* * *

«Господь и со Креста не сердится, простирает к нам руки и зовет нас. Хотя все мы Его распинаем, но Он есть любовь и готов все нам простить. У нас иногда считается простительным, когда устанешь, раздражиться или еще что (себе позволить), но при каких бы ты обстоятельствах ни находился, как бы ты ни устал или ни был болен, ты должен делать только так, как заповедовал Христос».


Тропарь, глас 5:
Помози́ в беда́х, уте́ши в ско́рбех, / па́стырю до́брый, о́тче Алекси́е. / По́двигом бо ста́рчества ми́ру просия́вый, / ве́ру и любо́вь Христо́ву во мра́це беззако́ния испове́дал еси, / боле́знуя се́рдцем о всех притека́ющих к тебе́ // И ны́не за ны Бо́га моли́, любо́вию чту́щия тя.

Кондак, глас 2:
Ве́лии труды́ любве́ и милосе́рдия подъя́л еси́, / пра́ведный ста́рче Алекси́е, / от свята́го па́стыря Кроншта́дтскаго благослове́ние на по́мощь стра́ждущим прия́в, / бе́ды и ско́рби людски́я яко вери́ги на ра́мо свое́ возложи́. / Мы же ве́дуще тя моли́твенника дерзнове́нна ко Го́споду, со умиле́нием зове́м ти: // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Молитва святому праведному Алексию Московскому Мечёву:
О, всечестный и преблаженный отче наш Алексие, дивный старче Московский и всея Церкве Российския похвало и радование! Велию любовь ко Господу имея, заветы евангельския непреложно исполняя, душу твою за паству полагал еси, милующим сердцем болезнуя о всех, просящих твоея помощи. Приими малое сие моление наше, и яко в земном житии твоем отирал еси всяку слезу, облегчал еси всяку скорбь, так и ныне, милосердый молитвенниче и ходатаю наш, возьми тяготы, болезни и скорби наша, исполни страждущая сердца радостию, умоли Человеколюбца Бога о прощении безчисленных прегрешений наших, да очистив душу покаянием, к деланию доброму приступим. Ей, старче благий, буди и нам пастырь добрый, наставляя на стезю спасения, да молитвами твоими безпорочно преидем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное, идеже ты со ангелы и всеми святыми предстоиши Престолу Святыя Троицы, славяще Безначальнаго Отца со Единородным Его Сыном и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом во веки веков. А минь.

Закон Божий. Святой Праведный Алексий Мечев

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.

Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери. После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.

Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено. Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи. В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.