О чём следует помнить, если вы собираетесь совмещать учёбу и работу. Как студенту совмещать работу с учебой? Советы студентки из Новосибирска

Работодатель (бюджетное учреждение) планирует принять студентку очной формы обучения, достигшую возраста 18 лет, в качестве уборщицы на неполное рабочее время (0,5 ставки).
Может ли студент очной формы обучения совмещать учебу с работой?

О:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лицо, получающее образование по очной форме обучения, вправе совмещать учебу с работой.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 2 ТК РФ одним из принципов правового регулирования трудовых отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Дискриминация в сфере труда запрещена. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Право на труд может быть ограничено только федеральным законом (ст. 3 ТК РФ).

Трудовое законодательство не содержит запрета на совмещение работы и обучения по очной форме. Напротив, например, абзац девятый части второй ст. 59 ТК РФ прямо предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров по соглашению сторон, в том числе с лицами, обучающимися по очной форме обучения. Кроме того, ст.ст. 173-177 ТК РФ для лиц, совмещающих работу с обучением, предусмотрены дополнительные гарантии.

Таким образом, со студентом, обучающимся по очной форме обучения, может быть заключен трудовой договор - как срочный (часть вторая ст. 59 ТК РФ), так и на неопределенный срок. Аналогичного мнения придерживается и представитель Роструда И. Шкловец (смотрите ответ на вопрос: "Хотим заключить трудовой договор со студентом очного отделения. У него есть справка о переходе на свободное посещение. Можно ли заключить договор на полный рабочий день?", (Договор - основа трудовых отношений (И. Шкловец, "Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2011 г.)).

Следовательно, студент очной формы обучения вправе совмещать учебу с работой.

Со студентами, достигшими возраста 18 лет, трудовой договор заключается в обычном порядке, как и с прочими работниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги

Без умения грамотно организовать свое время, выделить приоритеты, никакой успешной деятельности не получится. Однако любой человек может научиться совмещать сразу множество разноплановых дел, и в этом ему помогут следующие простые и действенные советы.

Никакие конкретные практические советы человеку не помогут, если он не знает базовой информации, основ управления временем. Любой студент через совсем короткий отрезок времени заметит, что его жизнь стала насыщенней и продуктивней, если он будет выполнять следующие рекомендации:

  • Определите свои цели. Лень, низкая личная эффективность, нежелание ни работать, ни учиться – это постоянные спутники людей, живущих не «своей» жизнью. Трудно приходиться и тем людям, которые поступили на экономиста/юриста, потому что так модно, и работают там, где проще, и тем людям, деятельность которых в действительности является реализацией своих способностей. Однако в первом случае человек обречен на безрадостное, серое существование, а также низкие показатели как на работе, так и на учебе. Выход один: необходимо определить действительно «свои» цели, в процессе достижения которых реализуется весь потенциал и все таланты, а затем всеми силами направлять свою деятельность в соответствии с избранными приоритетами;
  • Правильная организация отдыха. В данном пункте речь идет именно об отдыхе, а не об его сомнительных заменителях (дискотеки, бесцельное сидение в Интернете). Лучше всего, если в свободные минуты/часы человек будет максимально «переключаться». Лучшие варианты отдыха: спокойные прогулки, медитации, легкие физические упражнения. Каким образом данный совет относиться к рассматриваемой теме? Чем лучше организован отдых, тем меньше шансов у человека превратиться в «загнанную лошадь», выполнение рекомендации поможет значительно увеличить личную эффективность;
  • Сон. Большинство студентов на своем опыте прочувствовали, что такое острая нехватка сна, и как она влияет на продуктивность работы/учебы. Здесь не будет советов об организации восьмичасового сна, во что бы то ни стало, ведь при совмещении работы с учебой это не просто сложно, но зачастую невозможно. Выход один: спать/дремать в любое возможное время. Пусть сон будет длиться всего 15-20 минут, даже эта малость позволит выжить, и даже преуспеть при жестком недостатке времени.

Студенту будет значительно проще совмещать все направления своей деятельности, если его работа будет соответствовать изучаемой специальности. Да, возникают большие сложности в поиске подходящей работы (которая, к тому же, не должна быть на полный день), но они не столь непреодолимы, как кажется вначале. Как вариант, можно устроиться на «черновую» работу. К примеру, студент факультета журналистики может попробовать себя в качестве внештатного сотрудника небольшой газеты, студент медицинского факультета – в качестве санитара, студент факультета программирования – в качестве фрилансера;

Ежедневное планирование дня

Ежедневник – это не просто желательный, но обязательный помощник студента. Существуют некоторые секреты ведения органайзера. В частности, это не просто записывание всех предстоящих задач, но формирование гибкого графика. К примеру, дела, привязанные к конкретному времени (работа, начало учебных занятий), записываются в сетке времени органайзера. «Гибкие» задачи, которые можно выполнить в любое время дня (выполнение домашних заданий, чтение необходимой литературы, работа, которую можно выполнить дома), записываются в свободном пространстве ежедневника, и выполняются в наиболее удобное время суток/недели;

Выбор необходимых приоритетов

В этом пункте не будет говориться о том, что успех и в работе, и в учебе требует отказа от бессмысленного времяпрепровождения, так как такие вещи являются очевидными и непререкаемыми. Речь пойдет о расстановке приоритетов в делах, связанных с работой/учебой. Каждый занятый студент, перед выполнением любой работы, должен взять за правило задавать себе вопрос: «А стоит ли вообще это делать?». При глубоком анализе всех своих «крайне необходимых» действий, практически каждый человек обнаружит, что некоторые дела можно исключить без всяких неприятных последствий. К примеру, чтение некоторой литературы (которая не оказывает принципиальное влияние на степень овладения студентом своей специальности) можно заменить изучением ее краткого содержания. В условиях жесткой нехватки времени этот совет будет более эффективным, нежели рекомендация не спать ночами, но стараться переделать все текущие дела;

Грамотное использование каждой свободной минуты

Время от времени появляющиеся «окна» студенту рекомендуется занимать чтением учебной литературы, выполнением работы (которую можно выполнить, вне зависимости от местонахождения). Реализовать этот совет помогут планшеты/современные телефоны. Доступ ко всей необходимой информации в любое время и в любом месте значительно облегчается, если она будет храниться в электронном виде на мобильных устройствах;

Способ нейтрализации поглотителей времени и повышения эффективности

Как избавиться от таких отвлекающих моментов, как Интернет и телевизор? Все просто. Самое действенное решение в этой ситуации – отслеживание показателей. К примеру, показателями могут являться подготовка к экзаменам, работа (в том случае, если студент фрилансер). Итак, необходимо начертить простую таблицу, на вертикали которой будут обозначены минуты (от 10 до 60 и выше), а на горизонтали будут обозначены дни недели. Алгоритм работы с таблицей такой: определяем большие по времени задачи (подготовка к сессии/экзаменам), которые предполагается разбивать по дням. В таблице фиксируем, сколько минут в день ушло на выполнение задач. К примеру, в один день читали учебный материал 10 минут, а в другой 30 минут. Таким образом, получается кривая, фиксирующая падение/повышение показателей. Смысл составления таблицы прост. Человек, фиксирующий время, затраченное на работу, обязательно будет стремиться повысить свои показатели. Затраты времени на составление таблицы ничтожны, но результат просто ошеломляющий.

Заключение

Студентам, совмещающим работу и учебу, несомненно, приходиться сложно, но не стоит унывать. Грамотное распределение времени, определение целей и ценностей – все это пригодиться не только для успешной деятельности сегодня, но и для построения карьеры в ближайшем будущем. И напоследок можно привести интересный факт: согласно исследованием социологов, студенты, совмещающие работу с учебой, отличаются более высокой успеваемостью, нежели их не работающие сокурсники.

32 ответа

Очень многое зависит от формы работы и учебы. По сути, можно сделать такую матрицу, 2х3, где учеба - очная/заочная, а работа удаленная/неполная/полная.

В некоторых случаях - никак. Например, у вас не получится совмещать очную учебу и полный рабочий день.

Совмещать же очную учебу и неполный рабочий день можно, договариваясь с работодателем об удобном для вас времени работы, а также с отдельными преподавателями, если их лекции/семинары приходится пропускать. В целом, при должном уровне дипломатичности и продуктивности у вас все получится, хотя свободного времени станет немного меньше - примерно 0.

С удаленным графиком (мой случай) дела обстоят так же, даже получше - выполнять задачи можно на выходных, в свободное время, вечером и ночью, а также вместо некоторых пар. Как правило, все зависит от загруженности. Но тут вам придется вдоволь поработать над самодисциплиной! Если вы не умеете правильно распределять свое время, то просто сдадитесь под напором дедлайнов с обоих флангов.

С заочным типом обучения же совмещать зачастую можно любой тип занятости.
И каким бы случаем ни был ваш, желаю удачи:)

Зависит от специальности по которой идет обучение, загруженности учебой и желания высыпаться/иметь личную жизнь.
Как минимум лучше не брать работу на полную ставку, иначе учебы никакой не выйдет. Если есть потребность - то лучше перейти на заочную форму и не мучить себя.
Если специальность позволяет и она доставляет удовольствие - лучше идти по ней на полставки (либо 3/4), и опыт по окончанию вуза будет, и денег заработаете.
Если не позволяет - то так же идти на полставки в те сферу, куда душа лежит.
Ну и всегда нужно четко иметь представление, что важнее - работа или учеба, потому что может наступить момент, когда они вообще никак не хотят сочетаться.

Совмещать работу и учебу сложно, но можно. На это влияет множество факторов. Очень влияет город в котором вы живете, если это Москва или Санкт-Петербург дела обстоят гораздо проще, нежели города вроде моего с населением около 500тыс. В маленьких городах найти работу на неполный день очень сложно. Соответственно встает новый фактор - насколько вам важна учеба или работа. Если вам очень важна учеба и вы чувствуете, что это вам нравится, в дальнейшем хотите заниматься тем, что изучаете и ваш универ дает достаточные знания, лучше все же посвятить себя учебе полностью. К сожалению таких вариантов среди моих друзей немного. В основном знания которые дают большинство вузов являются либо не актуальными, либо не нужными на практике (не говорю за все университеты. есть вузы, где дают достойное обучение(не мой случай)). В таком случае, для меня учеба в университете является не столь важным фактором, больше знаний я получаю от самообразования и опыта на работе. В следствии вышеперечисленных факторов я работою полный день в сменном графике, из-за этого приходится пропускать занятия. В основном проблема с пропусками решается очень просто - достаточно разговаривать с преподавателями, все вопросы можно решить в индивидуальном порядке, большинство преподов пойдут на встречу, будут давать доп. задания и.т.д. Соответсвенно если язык подвешен, то сможете и работать и образование получить. Было бы желание.

Я работаю, и учусь. Работаю полный день, и дневная форма обучения. Приходится много пропускать. Но благо и на работе, и в университете меня понимают. Потому с работы либо могут отпустить, либо дать внеочередной выходной с дальнейшей отработкой, а в универе, дают задания, которые я приношу на здачу преподавателю и получаю оценки. Бывает такое, что попадаю на лекции и семинары, но больше, я приношу готовую работу.

Если нет серьёзной потребности в деньгах, то подрабатывайте по выходным, раздавая какие-нибудь листовки. На всякие приколюхи (кино, выпивка и т.д) хватит.
Если вы, как и я, начали нуждаться в действительно больших суммах (решили жить САМОСТОЯТЕЛЬНО), то тут придётся жертвовать чем-то. Если вы являетесь роботом, то могу советовать уменьшить время, отведённое на отдых, дабы уделять время лишь работе и учёбе. Но так же неинтересно жить, правильно? Я, скажем, подзабил на учёбу. Не сильно, но всё же. После пар (~15:00) шёл на работу, а потом ехал отдыхать домой. Оценки, конечно же, просели знатно, но тут ничего не попишешь.
Сами выбирайте, чего вам больше надобно в данный момент.

Дорогая Полина, попробую ответить на ваш вопрос. Я начала совмещать работу с учебой на втором курсе (в конце первого вышла на стажировку, полноценно со второго), и это, признаться, далеко не просто. Безусловно, в данном случае вам понадобится или уже применять, или наработать скиллы для тайм-менеджмента- он вам так или иначе понадобится, поскольку теперь у вас работы будет удвоенное количество. Также работа должна вам нравиться или давать какие-то перспективы (профессиональные или материальные), в таком случае у вас будут стимулы трудиться и совмещать с учебой получится лучше. Иногда придется не спать ночами, где-то не ходить на учебу, договариваться или покупать дз; на работе придется договариваться с начальником о посещении, с коллегами о помощи и прочее. Повторюсь, если вам нравится ваша работа или вы видите какие-либо перспективы после или в ходе работы на данной должности у вас будут стимулы научиться подстраиваться, прогибаться, чтобы совмещать такие два непростых вопроса как учеба и работа. Важно ваше желание, оно решает все. Успехов вам и полезных ответов!)

Сказать по правде, я не знаю как. Так как я учусь на очном отделении Вышки, не на самом простом факультете, то я не работаю и вряд ли буду. Очень страшно вылететь, т.к. было вложено много сил и времени в то, чтобы поступить и доучиться до 3 курса. Как мне кажется, при принятии решения о том, стоит ли идти работать, надо учитывать следующую вещь:

Что даст вам больше: диплом хорошего вуза или опыт работы?

Если Вы объективно понимаете, что о Вашем вузе мало кто знает, то есть смысл пойти работать, при условии, что Вас не выгонят, если придётся пропускать некоторые пары. В моем случае, когда вуз достаточно известный, мне выгоднее нормально доучиться, во-первых, потому что страшно вылететь, во-вторых, потому что если я буду работать, то упущу некоторые очень важные профессиональные вещи, которые мне никто потом не расскажет. Однако это не отменяет возможность прохождения стажировок, возможно, в том числе и в университете. Я до сих пор с теплотой вспоминаю свою стажировку в Вышке летом, после первого курса.

На самом деле, очень сложно совмещать работу и учебу. учитывая, что учусь очно и работаю полный рабочий день. Пары практически не посещаю. Но со многими преподавателями можно договориться и получить задания, которые помогут получить зачет/экзамен. но плюс моей работы заключается в том, что я работаю по специальности, и это мне во многом помогает. То есть после получения диплома я буду уверена в завтрашнем дне.

P.S. Если у вас есть возможность НЕ работать во время учебы, постарайтесь ею воспользоваться

Попросили ответить на вопрос.

Во-первых, всё зависит от того, насколько деканат готов закрывать глаза на ваши пропуски.

Во-вторых, вы уверены, что вам учеба дается достаточно легко, чтобы, выйдя на работу, не завалить первую же сессиию?

Моя подруга просто выбрала дни, в которые она в институт не ходит – и забила их работой бариста в маленькой кофеенке. Мы учимся в параллельных группах, но я себе такого позволить не могу.

Ищите либо работу на вечер (вечерний секретарь, например), либо необременительную подработку (выгульщик собак).

Уже имел сегодня честь ответить на подобный вопрос:

Конкретно, в Вашем случае, ориентируясь по тегу "интернет" - так же можно рассмотреть и фриланс. Скажем: в рамках копирайтера, на нехитрые тексты.
Но, дело в том что бывалые уличные бродяги, со сдачи бутылок получают больший доход, чем начинающий копирайтер. Хотя, может Вам повезёт больше:)

Зависит от формы обучения. Я - заочник, учусь по субботам, в остальные дни работаю. Но так не у всех. Если вы очник, то можете работать о выходным, или быть самозанятым, если есть какие-то навыки.

Тут на самом деле два варианта. Либо перевести тумблер «свободное время» на ноль и работать в перерывах между учёбой и сном. Либо не ходить на некоторые пары.

Как личный опыт могу сказать: из кучи моих знакомых только пара-тройка успешно совмещают работу и учёбу. Остальные же либо перестают учиться и накапливают долги, либо их прут с работы из-за вечных опозданий и прогулов.

Как уже писали выше, все зависит от формы вашего обучения и загруженности расписания. Когда я последний раз подрабатывал в ресторане официантом, целью было добыть немного денег на сигареты/вкусняшки и прочее, а не съехать от родителей и жить самостоятельно. И я вполне справлялся, с учебой проблем не возникало т.к. учусь в дневную смену, но в какой-то момент я понял что очень сильно страдают мои отношения с девушкой из-за этого. Нет, не было предъяв по типу, "ты так много работаешь мы почти не видемся, бросай это кококо", просто мне было очень тяжело не видеть самого любимого человека, порой, неделями. Ну и отсутствие выходных давало о себе знать.
Ну, а если отвечать на ваш вопрос, то могу сказать что во многих образовательных учреждениях есть такая фишка как "работай по специальности/профессии на которой учишься и пропускай сколько хочешь", это весьма и весьма удобно: и бабло зарабатываешь и опыт получаешь, все превосходно.
А так отличным вариантом являются всякие МакДоналдсы, где ты можешь выбрать график вплоть до часов и минут. Ну и про промоутерство уже писали.
Удачи вам на пути к самодостаточности:)

Теперь давайте подумаем, логично будет предположить что совмещать работу и учебу хочет студент, всё зависит от вида работы и того насколько у вас много материала для изучения. Очень часто студенты пренебрегают парами и позволяют себе на них не ходить(жиза) и вместо этого занимаются добычей денег но и учить что-то нужно, и вот тут уже проблема, в ответе выше было верно указано время где-то в районе 15:00 можно впихнуть учебу. На личном опыте имею друга который работает по вечерам охранником в ночном клубе, а днем с максимально уставшим лицом сидит на парах, конечно не на первой, ибо сон важнее. И тут получается что вам самим нужно выделить для себя максимально оптимально подходящее время для учебы выходя из времени работы.

Как практикующая это дело, расскажу о своём опыте.
Мне кажется, оптимальный для студентов вариант работы после пар - это репетиторство. Так зарабатываю деньги я сама и очень много моих знакомых студентов.

Во-первых, это самый приятный по соотношению полученных денег и потраченного времени вид подработки. Даже в рамках фриланса (переводы, копирайтинг и корректура в этом плане - страшно неокупаемые занятия, на второй странице ты можешь уже начать горько жалеть, что взялся за это), не говоря уже об официальной работе. Можно за 500 рублей часик сидеть с милым третьеклассником и показывать ему, как пишутся жи и ши, а можно за те же деньги 6 часов бегать от бургеров к картошке - что вы предпочтёте?

В-третьих, это не лишает вас свободы настолько, насколько может это сделать официальное трудоустройство. Повторюсь, за одно занятие можно получить столько же, сколько за частичный рабочий день в общепите, и если вас не захватит азарт, у вас останется куча свободного времени. К тому же (хоть и не стоит увлекаться подобным) в случае чего вы без проблем сможете отменить или перенести занятие.

На фоне всего этого минусы лично мне кажутся незначительными, но о них тоже скажу:
- дорога. Многие студенты не имеют возможности принимать учеников у себя, многие ученики не готовы ездить куда попало и предпочитают сидеть дома. А если вы живёте в общаге СПбГУ в Петергофе или в ВШЭ в Одинцово, дорога от работы до дома и наоборот может занять у вас в несколько раз больше времени, чем само занятие
- студентам платят в целом сильно меньше и относятся к ним в целом критичнее, чем людям с высшим образованием. Будьте готовы к тому, что ваша ставка будет ограничена вашей биржей репетиторов (например, не больше 700 рублей за 60 минут), а в половине подходящих заявок будет указано «не для студентов».
- искать учеников через знакомых не всегда получается, особенно если вы учитесь не в родном городе, а все биржи репетиторов забирают какой-то процент ваших денежек (обычно это цена одного занятия, так что не очень ударяет по вам, но приятного тут ничего нет)
- если вы пользуетесь вк для общения с учеником и его родителями, придётся удалить подписки на анекдоты категории Б и Палату 69, закрыть видео с клипами Томми Кэша и не ставить в статус некоторые цитаты из Летова, не выставлять фотографии с бухлом и сигаретами - словом, обыкновенный учительский этический кодекс вас затронет. Поэтому лучше не общайтесь с учениками вк))
- если вы хотите корпоративного братства, работы в коллективе и деловой социализации, здесь, увы, вы их не получите, это совсем другой тип работы.

У меня не получилось.

Вакансии, которые я находила, кардинально не подходили: то пирамида какая-то, то занимают всё время, то вовсе не отвечали. Даже промоутером не могла поработать, так как многие вакансии требовали работать в субботу днём, а у меня даже в такое время учёба.

Очень просто. Отказаться от личной жизни. Днем учеба, вечером (или скорее ночью) работа. Сон или на работе в свободные минутки или днем между учебой и работой.

Поделюсь личным опытом.

Отсеить ненужные пары (вроде БЖД, теоретической(!) физры в гуманитарном вузе и тд) и те, знания от которых можно получить за неделю самоподготовки и спокойно сдать экзамен (зависит от лояльных преподов). Затем с чистой совестью идти работать кем угодно на неполную занятность (на полный день все же сложновато). Отличный вариант (по крейней мере для моих коллег) - репетитор, учитель начальных классов во вторую смену, экскурсовод, переводчик-фрилансер и иже с ними.

Ну, если вы учитесь на очной форме, то работать имеет смысл только по совместительству после учебы. Почти все мои одногруппники работают именно так, да и я, собственно, тоже. Мое мнение такое:либо вы полноценно учитесь, либо вы полноценно работаете. Потому что, например, у нас в вузе, даже те люди, которые имеют свободное посещение, все равно должны отрабатывать семинары, т.е. за отсутствие или 2 сдавать пропущенную или невыученную тему. Да и вообще, если вы собираетесь работать по специальности, то имеет смысл посещать пары.

Правильный ответ на этот вопрос появится только у задающего. Как совмещать - либо очень легко, либо очень просто!И чтобы на него ответить, надо просто начать это делать - существует просто море подработки для студентов.

Начнем с промоутеров - я вообще считаю, что это взлетная полоса для тех, кто хочет начать строить свою карьеру (особенно продажи). Найти работодателя как раз плюнуть - можно попросить номерочек у тех, кто стоит с листовками, или заходить в любой магазин и предлагать свои услуги! Успех в обоих случаях гарантирован!

Второй вид заработка - это то, чего все так боятся, но мы все равно идем к этому - сетевой маркетинг. Здесь пригодится терпение, потому что результат приходит не сразу, но за успех, достигнутый через несколько месяцев, ты сам скажешь "Спасибо!" самому себе.

Официант в ночное время, охранник (возможно в том же самом баре/ресторане/кафе), экскурсовод... Можно продолжать до бесконечности, и единственный фактор, определяющий возможность совмещения работы и учебы - собственное желание!

Как проходит большинство вечеров после учебы?...Посидеть дома, поскролить ленту новостей и обновления друзей, посмотреть еще одну - последнюю! - серию. Если так, то совмещать работу с учебой невозможно. Вот. Так. Вот.

Для начала опишу кратко свой режим, чтобы было понятнее.

Учеба у меня 5 дней, в среднем в расписании 4 пары. Работаю программистом в конструкторском бюро, то есть, работать требуется с приборами и прочим таким; график достаточно гибкий: появляюсь тогда, когда необходимо физическое присутствие для отладки и тестирования программы с использованием той или иной железяки. Бывает, приходится сидеть в офисе каждый день, бывает, что не появляюсь довольно долго.

Как совмещать? Во-первых, в каждый конкретный отрезок времени надо понимать, что приоритетнее: разгребать учебу или наверстывать работу. Понимать очень хорошо, дабы не прилагать лишние усилия. Поэтому "учусь" я только тогда, когда появляется острое ощущение веротяности неотвратимых проблем.

Во-вторых, это вытекает из первого пункта, надо четко осознавать, чем именно чреват каждый пропуск, хвост и т.д. Довольно часто учебные мероприятия, работы и т.п при всей своей ужастности могут быть сданы и закрыты "как нибудь потом", и "как нибудь потом" - легче и удобнее. Если пытаться делать все прилежно и в сроки, на работу времени не останется.

В-третьих, придется научиться хотя бы приблизительно распределять время. Я бы написал что-то про тайм менеджмент, но сам никогда не занимался, тем не менее, интуиция и некоторая пунктуальность позволяют понимать, как рационально распределить время, чтобы не оказаться в заднице. А ежели уже оказались, то учиться не спать и при этом нормально функционировать.

Кстати, это тоже отдельный пункт: нормальный сон. Не знаю, что здесь сказать, но понимаю, что если бы я уделял этому аспекту внимание, было бы проще:)

Также я бы упомянул психологическое восприятие данного вопроса. Совмещать работу и учебу, да ещё когда не всегда понимаешь, сколько придется работать, сможешь ли решить поставленную задачу, нервно пытаешься ночью допилить фичу или закрыть баг, что обусловлено спецификой моей специальности, - это все тяжко, короче. И постоянно будет давить груз незаконченных дел и нерешённых проблем, причем это чувство не уйдет: никогда не будет дня, в который ты встанешь и поймёшь: "ХА, да я же ВСЁ сделал, пойду развлекаться". В такой ситуации самое главное - уметь от этого абстрагироваться, выделять время на отдых даже тогда, когда кажется, что отдыхать ну вообще нельзя, придумывать себе досуг на выходных и не отделяться от социума (если вы в нем привыкли находиться, конечно).

Пожалуй, стоит упомянуть и прокрастинацию. Кратко: бороться я с ней не умею, но знаю, что чувство страха и груз ответственности ее стабильно перевешивают в определенный момент. Так что, надо просто найти ту границу, когда тянуть дальше опасно, и от нее выстраивать свой график.

Вроде все.

Данный ответ, как вы могли заметить, предназначен скорее для таких, как я, то есть людей, которые не привыкли четко соблюдать режим, заниматься тайм-менеджментом и трудолюбиво все делать в ущерб свободному времени.

Важно и то, что совмещаю я полгода и это мой первый раз, причем, живя с родителями, особо не рискую ничем, даже если немного накосячил. Отсюда и несколько раздолбайский подход.

Ну и при прочтении стоит, отмечу ещё раз, учитывать специфику работы: отсутствие четкого графика при отсутствии и четких временных рамок (мои деньги зависят от того, как я быстро все сделаю), а также и особенности места учебы (меня там не бьют палками за каждый прогул)

Я, пожалуй, не самый лучший советчик в данном вопросе, однако попросили ответить – отвечаю.

Какое-то время я пропускала большинство пар ради того, чтобы подрабатывать, но это не лучший способ, потому что в период сессии вам придётся ох как нелегко, да и если вы, как и я, привыкните пропускать пары, то это уже не исправить.

В общем, в какой-то момент я осознала, что мне абсолютно скучно и неинтересно учиться. Я очень сильно разочаровалась в системе образования в нашей стране и поняла, почему пропускаю так много пар. Не из-за лени, как могло бы показаться, а из-за того, что почти все они бессмысленны. Особенно обидно осознавать это, обучаясь платно, ибо по идее, плачу я именно за эти бесполезные пары. Но что-то я ушла от вопроса...

Студенчество можно назвать одним из наиболее противоречивых этапов в жизни каждого человека. С одной стороны – это период полной свободы, новых знакомств и открытий. С другой – время неопределенности, и какой-то постоянной ограниченности своих желаний. В осоновном, это проблемы с работой: студенту работу сложно найти, еще сложнее совмещать с учебой, почти нереально успевать хорошо учиться и работать одновременно. Поэтому сегодня Reconomica поговорила о самых распространенных проблемах студентов, их причинах и путях решения со студенткой Татьяной Масюк.

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна, я студентка из Новосибирска. Хочу рассказать о наиболее типичных проблемах студентов из личного опыта.

Проблема №1. Студентам вечно не хватает денег

Последние социологические исследования в Новосибирске показали интересные результаты, позволяющие узнать значительно больше о буднях современных студентов:

  • Около 27% из них самостоятельно оплачивает обучение в высших учебных заведениях, причем, как мальчики, так и девочки.
  • 41% студентов на регулярной основе получают помощь от своих родителей: деньгами, продуктами, подарками.
  • Приблизительно 53% студентов «расстается» со своей стипендией в первые две недели месяца. Как они выживают потом – загадка.
  • 32,5% студентов постоянно испытывает дискомфорт от того, что не могут купить то, что им хочется, вынуждены экономить, следить за скидками и т.д.
  • При этом большая часть из них, а именно 84% категорически или не совсем довольны своим материальным положением, даже если на регулярной основе получают определенную помощь или содержание от родителей.

Так что неудивительно, что в наше время работающий студент – это не редкость, а скорее жизненная необходимость. 11 из 100 студентов начинают работать на первом курсе, ко второму к ним присоединяется еще 13-15 человек, а вот к третьему их будет уже 40. Такой прирост связан и с тем, что, по наблюдению специалистов, многим иногородним студентам нужно больше времени, чтобы адаптироваться в новых условиях. Ведь они меняют не только род деятельности, но и место проживания и т.д. А к третьему курсу они привыкают к этому, чувствуют себя абсолютно комфортно, их расходы начинают увеличиваться – и это подтвержденный факт.

Проблема №2. А ту ли профессию/специальность я выбрал?

Этот вопрос хотя бы раз задавал себе каждый, а многие сосуществуют с ним постоянно. Чтобы ответить на него, попробуйте устроиться по специальности или подыщите вакансию в смежной отрасли. Зачем постоянно мучать себя, если вопрос можно исследовать опытным путем? К тому же параллельно получить новые знания, навыки, обзавестись полезными знакомствами и «получить материал» для своего будущего резюме.

Проблема №3. Нет опыта работы – не могу никуда устроиться

Многие работодатели хотят молодых, но опытных сотрудников, . На самом деле, задача решаема. Все ведь как-то получают первый опыт и трудоустраиваются!

На специализированных сайтах представлено множество вариантов работы для студентов в Новосибирске, в том числе и без опыта. Ну а если вы нашли вакансию своей мечты, которая вам полностью подходит – позвоните. Возможно, ваше потенциальное руководство, услышав ваш энтузиазм, даст вам шанс попробовать себя в этом деле.

Проблема №4. Как совмещать работу с обучением в высшем учебном заведении?

Крайне важный вопрос, волнующий, пожалуй, каждого студента. Ведь достаточно сложно вести «двойной» образ жизни, в первой половине дня посещая лекции, во второй – работу, вечером готовиться к лекциям и семинарам. А хочется еще и погулять, и съездить куда-нибудь и с девушкой на свидание сходить. Что же делать? Сложно давать конкретные рекомендации в этой ситуации, но все-таки обратите внимание на следующие наблюдения:

  • Согласно статистическим данным, студент, обучающийся на дневном, может без ущерба для учебы и своего здоровья работать до 20 часов в неделю . Поэтому подбирайте подработки с почасовой оплатой или неполным рабочим днем. Это может быть привычная раздача листовок или более престижная работа в офисе, например, помощником секретаря, подойдет и курьерская служба, выгул собак, рабочие специальности, требующие вызова мастера по необходимости.
  • Студенты заочной формы обучению могут работать и полноценные 40 часов, при условии рабочего дня не более 10 часов и наличии 1-2 выходных в течение недели , чтобы высыпаться, решать личные вопросы, посещать родителей в другом городе и, конечно же, готовиться к сессии, ведь ее никто не отменял.
  • Кстати, никаких проблем с учебой не возникает у тех, кто прибегает к подработкам периодически , по необходимости. К примеру, ребята, работающие аниматорами. Основными днями их заработка считаются пятница и выходные, а вот репетитор может набрать себе несколько учеников пару раз в неделю. А еще многие парни с удовольствием подрабатывают в службе такси, а девушки – нянями.

Познакомившись с этой статьей, можно сделать определенный вывод – студенту живется непросто. Но если подходить к решению каждой сложности с умом, помнить о важности обучения и контролировать свои финансы, можно достаточно быстро адаптироваться и начать получать именно то, чего вы хотите.