Обобщённо-личные предложения. Примеры предложений из литературы

Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией: Сердцу не прикажешь; Голой овцы не стригут; Что имеем, не храним, потерявши - плачем . Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений - форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, - является и самой экспрессивной: За чем пойдешь, то и найдешь; Поспешишь - людей насмешишь ; Перед смертью не надышишься . Афористичность и яркость таких высказываний ставит их в ряд высокохудожественных произведений-миниатюр русского фольклора.

Глагол-сказуемое 1-го и 3-го лица в обобщенно-личных предложениях указывает на действие, которое может относиться к любому лицу: В чужом глазу - сучок видим, а в своем и бревна не замечаем; За одного битого двух небитых дают .

Народно-поэтический оттенок обретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям: Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина (Г.); В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа ... (Л.) Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-лицо глагола указывает на самого говорящего. В иных случаях действенность речи усиливается использованием формы давнопрошедшего времени: Эх, бывало, заломишь шапку, да заложишь в оглобли коня ... (Ес.)

Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивает их функционирование. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. В критических статьях, публицистике обобщенно-личные предложения придают суждениями большую объективность: На каких весах взвесишь, измеришь, например, это маленькое стихотворение...; Писать, о чем думаешь (из газ.).

Наименее экспрессивны среди обобщенно-личных предложений конструкции со сказуемым в форме 3-го лица множественного числа: Льет дождь. На даче спят два сына, как только в раннем детстве спят (Паст.). По структуре и семантике такие предложения близки к неопределенно-личным, но, в отличие от них указывают на действие, которое может принадлежать всякому (все спят, каждый в детстве так спит ). Эта структурная схема односоставных предложений находит применение и в научном стиле.

Безличные предложения

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи: Хочется есть; Больно!; Не спится; Морозит; Ни души; Нет денег; Пора домой; Стыдно сказать , и такие, которые выделяются канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей... выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния; О сохранении правоотношений с одним из родителей... должно быть указано в решении об усыновлении . Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: И скучно и грустно, и некому руку подать (Л.); Все помнится, и кажется, и мнится, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.); Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть и жить, не засоряясь впредь (Паст.); Быть твоею сестрою отрадной мне завещано давней судьбой (Ахм.), и есть предложения, используемые в публицистической речи, предназначенные для обычной информации: Строителям предстоит возвести санно-бобслейный комплекс; Ответ надо искать всем заинтересованным организациям . Правда, журналисты черпают из состава безличных конструкций и эмоциональные, которые необходимы для усиления действенности речи: Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам; Нужно было бы искать ему [спортсмену] замену, а достойных кандидатов в сборной нет; На равных бороться ему не по силам; Побеждать всегда приятно, но не разумнее ли отвлечься на время от дня сегодняшнего и заглянуть чуть дальше ?

Отдельные группы безличных предложений постоянно используются в научном стиле: Известно, что...; Приходится признать, что...; Начинать опыт следует с вливания наименее концентрированного раствора и переходить к более концентрированным; За один опыт рекомендуется применять не более 7-10 раздражений кислотой . Отличающий этот функциональный стиль безличный принцип изложения обусловливает сравнительно частое использование безличных предложений со сказуемыми, выражающими различные оттенки долженствования, необходимости: При установлении исходного функционального состояния организма следует обратить внимание на объективные физиологические данные; С подобной неоднозначностью приходится сталкиваться при всех прямых методах решения структур . Возможно использование здесь и безлично-предикативных слов в роли сказуемых: Можно заметить следующую закономерность...; Для характеристики пегмалитового поля одного образца недостаточно .

При стилистической оценке безличных предложений важно учитывать, с одной стороны, возможность замены их другими конструкциями, что создает конкуренцию этих синонимов, и, с другой стороны, полное отсутствие такой возможности, что снимает проблему стилистического выбора.

Поясним эту мысль. Нельзя предложить какие-либо замены для безличных предложений такого типа: И стало страшно вдруг Татьяне (П.); Ах, в самом деле рассвело (Гр.); Ему стало приятно от этой мысли (М. Г.); На небе ни облака (Ч.); Ногу ломит; Везет же людям !; Писем нет . Иные же безличные предложения легко трансформировать в двусоставные или односоставные неопределенно- или определенно-личные; ср.: Сегодня тает. - Снег тает; Следы засыпало снегом. - Следы засыпал снег; Метет. - Метет пурга; Хочется есть. - Я хочу есть; Где тебя носило? - Где ты был?; Следует уступать места старшим. - Уступайте места старшим; Полагается принимать лекарство. - Принимайте лекарство; Про батарею Тушина было забыто. - Про батарею Тушина забыли; Решено начать атаку на рассвете. - Атаку решили начать на рассвете; Меня там не было. - Я там не был.

При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что «личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным оборотам присущ оттенок пассивности, инертности». Кроме того, в отдельных типах безличных предложений заметна функционально-стилевая окраска, хотя порой и слабая. Так, подчеркнуто разговорные предложения: Где тебя носило?; Везет же людям!; В доме ни души . Книжную окраску имеют такие: Следует уступать...; Полагается принимать...; Решено начать ...

Инфинитивные предложения

Инфинитивные предложения предоставляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли: Чему быть, того не миновать (посл.); Кого любить, кому же верить ? (Л.);Так держать !; От судьбы не уйти ; Быть бычку на веревочке ! Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи, эта конструкция приемлема даже для лозунгов: Работать без брака ! Однако основная сфера их функционирования - разговорный стиль: Сказать бы об этом сразу!; А не вернуться ли нам?; Берега не видать . Последняя конструкция (распространенная дополнением со значением объекта) имеет просторечную окраску.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи: Ну, куда тебе возиться с женой да нянчиться с ребятишками ? (П.)

Экспрессивная окраска препятствует использованию инфинитивных конструкций в книжных стилях. В художественной и публицистической речи эти предложения вводятся в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями: Подать свежих шпицрутенов ! (Л. Т.); Унять старую ведьму ! - сказал Пугачев (П.). Эти конструкции ценят поэты: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд ... (Паст.); Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей ! (Маяк.) При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Номинативные предложения

Номинативные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные способности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, литераторы рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру: Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуга ! (Гр.); Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя ... (Ес.); Черный ветер, белый снег (Бл.); Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад (Ес.). Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета, даже если номинативы - отглагольные существительные и помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон ... (П.) Здесь, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание событий номинативными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время. В контексте оно может получать значение настоящего исторического, но грамматическое выражение форм прошедшего или будущего времени переводит предложение в двусоставное, ср.: Бой. - Был бой. - Будет бой .

Использование в речи номинативных предложений разнообразно. Они выполняют и чисто «техническую» функцию, обозначая место и время действия в пьесах, называя декорацию постановки: Декорация первого акта. Восемь часов вечера. Звонок (Ч.). Но и в драматургии художественное значение номинативных предложений может увеличиваться, если ремарки указывают на поведение героев, их душевное состояние: Пауза. Смех. Ропот и шиканье (Ч.). В новом жанре драматургии - киносценариях - номинативные предложения стали сильным средством художественных описаний: Открытое пространство большого аэропорта, залитого солнцем. Грандиозная перспектива самолетов, выстроенных к параду. Оживленные группы военных летчиков. Чкалов неторопливым шагом идет вдоль линии самолетов .

Номинативные предложения могут звучать и с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении. Это относится прежде всего к оценочно-бытийным и желательно-бытийным предложениям, которые выделяются в составе номинативных: Какая ночь! Я не могу ... (Ес.); Только бы силы!; Если бы не уверенность !

Наглядно изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована писателями еще в прошлом веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья ... - все стихотворение состоит из одних номинативов, что возводит в принцип их стилистическое применение. Можно назвать поэтов и нового времени, которые питали особую склонность к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы: Пустых небес прозрачное стекло; Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле; Чугунная ограда, сосновая кровать. Как сладко, что не надо мне больше ревновать; Вот и берег северного моря, вот граница наших бед и слав ... У Б. Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:

Осень, сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой,

Как венец на новобрачной.

Лик березы под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным художественным приемом. Например, у Твардовского:

Переправа, переправа...

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темна вода, -

Ни приметы, ни следа...

В наши дни номинативные предложения привлекают внимание и журналистов, которые видят них средство лаконичных и образных описаний обобщающего характера:

Тайга, рассеченная бетонными трассами. Мох и лишайник, содранные гусеницами. Гнилые черные лужи с пленкой нежнейшего спектра. Сырые цветы кипрея на гарях. Легчайшие, как аэростаты, серебряные цистерны. Раскрытый дерн под ногой и короткий изгиб трубы с дрожащим манометром, будто глянуло око земли.

Такие протяженные описания, насыщенные номинативами, характерны в первую очередь для очерков, но этим не ограничиваются стилистические рамки использования этой конструкции. К ней обращаются авторы и научно-популярных книг.

[ Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. 448 с. ]


Похожая информация.


Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом 2-го лица единственного числа (настоящего и будущего времени), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. субъект действия мыслится обобщенно.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Из песни слова не выкинешь; С кем поведешься, от того и наберешься; Что посеешь, то и пожнешь; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Что написано пером, не вырубишь топором; Любишь кататься - люби и саночки возить; Шила в мешке не утаишь; Скажешь слово - не воротишь .

Предложения данного типа распространены и в описаниях. Например: Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит (Т.); А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (Т.); Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.); Глянешь с горы - какой вид! (Т.); Бродишь часами, не замечаешь, как время летит (Т.); Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не кипел?! (М.); Словно смотришь в бинокль перевернутый - все, что сзади осталось, уменьшено (Сим.); Бывает: входишь в двери иль за угол свернешь, и вдруг - глазам не веришь, стоишь - себе не веришь, что другу руку жмешь (Щип.).

Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто; для обозначения повторяемости действия в прошлом употребляется частица бывало: Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... (Т.).

Глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.); А дуги гнут с терпеньем и не вдруг (Кр.); После драки кулаками не машут (посл.); Ах, он любил, как в наши лета уже не любят (П.).

Иногда встречается и форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем - не храним, потерявши - плачем (посл.); Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред (П.).

Довольно распространены обобщенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения. Например: Век живи, век учись; Не спеши языком - торопись делом; Семь раз отмерь - один раз отрежь (пословицы).

Обобщенно-личные предложения с главным членом - глаголом в форме повелительного наклонения могут формально выступать в качестве придаточных частей предложений, но фактически они превращаются в устойчивые сочетания и теряют значение придаточных; затемняется и отнесенность действия к какому бы то ни было лицу, даже обобщенному: И бороду так приморожу к вожжам - хоть руби топором! (Н.); Хоть убей, следа не видно (П.); Куда ни сунься - тут как тут (Гр.); Что ни говори, а работа выполнена хорошо; Хоть глаз выколи, ничего не видно .

Обобщенно-личные предложения обычно бывают односоставными, поскольку в них сообщается о действиях и состояниях безотносительно к определенному лицу. Однако иногда они могут иметь форму двусоставного предложения, где подлежащее, выраженное личным местоимением, употребляется в значении обобщенного лица. Например: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим (Кр.). Распространен такой вид предложений и в художественных описаниях: Вы входите в лес. Вас сразу охватывает прохлада. Вы медленно идете по опушке (Т.); Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце (Т.). Во всех этих случаях дается описание состояния и действий вообще, любого человека, без отнесенности к конкретному лицу.

Характерны подобные конструкции и для разговорно-обиходного языка: ну что ты с ним (ней) сделаешь, ну что ты скажешь, хоть ты семи пядей во лбу будь и др.; Вот не доедешь, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? (Г.).

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (реже – другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Любишь кататься люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

А.М. Пешковский писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А.М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями. А.А. Шахматов рассматривал данный тип предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял.

В современном русском синтаксисе статус обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. В исследованиях нет единого взгляда на грамматическую природу и специфику односоставных глагольно-личных предложений, отсюда различия в их классификации, поскольку основанием служит преимущественно семантический принцип. Природу синтаксической единицы прежде всего удастся объяснить с грамматической точки зрения, не абсолютизируя семантический критерий.

Одни лингвисты выделяют среди односоставных глагольно-личных предложений три самостоятельных типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные (А.А. Юдин, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, С.И. Сятковский, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев и др.), другие – два: определенно - и неопределенно-личные (А.А. Шахматов, В.И. Борковский, Л.В. Щерба,
Е.С. Истрина и др.) или неопределенно- и обобщенно-личные (А.М. Пешковский, С.И. Абакумов, В.М. Березин и др.).

По такому же принципу классифицируются односоставные глагольно-личные предложения и в учебно-методической литературе, но авторы (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, А.Ф. Кулагин) по-разному определяют круг грамматических структур для каждого из трех типов глагольно-личных предложений. Что касается учебно-методических руководств для школ и педучилищ, то в них представлены два типа глагольно-личных предложений. Все это создает в преподавательской практике большие трудности: во-первых, в разграничении неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений при омонимичности форм сказуемого; во-вторых, определении разновидностей определенно-личных предложений. Так, предложение Любят летчиков у нас.. . (Твардовский). А.Г. Руднев приводит как пример неопределенно-личных конструкций, а А.К.Федоров считает это предложение обобщенно-личным.



Не меньший разнобой существует в квалификации предложений со сказуемым-глаголом в форме 1-го лица мн. числа и повелительного наклонения. Так, предложение Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (А. Пушкин). Одни ученые (А. Н. Гвоздев, А.М. Финкель, Н.М. Баженов) относят к определенно-личным предложениям, а пословичные выражения Поживем – увидим, а нет, так услышим; Готовь летом сани, а зимой телегу некоторые относят к обобщенно-личным предложениям (Е.М. Галкина-Федорук, А.Г. Руднев), А.М.Земский, Н.С. Валгина часть подобных конструкций квалифицируют как обобщенно-личные предложения, а другие (Будем мир беречь ) – как определенно-личные предложения.

По личным формам глагольного ска­зуемого можно установить производителя действия – это второе лицо. Однако это второе лицо в подобных предложениях восприни­мается как обобщенное: Неодолимы воспоминания детства в часы затишья, когда остаешься наедине с самим собой (Перв.).

Значительно реже встречаются обобщенно-личные предложения со сказуемым в форме других лиц, поскольку не все лица в одинаковой степени способны к обобщению.

Обобщающий характер деятельности людей, обязательность и бесспорность положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках благодаря их переносному значению и афористическому характеру. В.В. Бабайцева для таких предложений предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными а по семантике являются неопределенно-обобщенными».

В основном обобщение в этих лицах встречается в пословицах и поговорках. Например:

а) в форме 1-го лица ед. ч.: Чужую беду рука­
ми разведу, а к своей ума не приложу
(посл.);

б) в форме 1-го лица мн. ч.: Что имеем, не храним, потерявши плачем .

в) в форме 3-го лица мн. ч.: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.);

также форма 3-го лица получает обобщенное значение на уровне неопределенности: действие соотносится с любым неопределенным лицом, действие принадлежит другим, многим, любым лицам: – Ты чего? – спросила Клава… – Или потеряла что? – Потеряла, – сказала Даша. – Потеряла я колечко, потеряла я любовь. – Теряют то, что не хранят, – отозвалась Клава наставительно (Вл. Лидин). Говорящий сообщает о факте реальной действительности, относящемся к неопределенным лицам, но включает и себя (1-е лицо) и собеседника (2-е лицо) в число тех, на кого распространяется это обобщенное замечание.

– Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия: Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов).

– в обобщенно-личных предложениях легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, формы глагола в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи;

По мнению А.М. Пешковского, предложения, главный член которых выражен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность»: Из песни слова не выкинешь (посл.); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь, не спрячешься (Ю. Нагибин);

– Сема обобщенности действующего субъекта способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица ед. ч. представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего: Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя несчастливым в виду иных несчастий (А. Грин).

– Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица мн. числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.).

– Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем не храним, потеряем плачем (посл.).

– Могут быть выражены глаголом в форме повелительного наклонения : Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.).– Особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие: Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков). Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения различные смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям: Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.).

2) допущения возможности или невозможности действия: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин).

3) действия, оцениваемого иронически: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли: Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

Сообщая о событиях в прошлом, говорящий отодвигает свою личность на задний план, подчеркивая картины прошлого. При­надлежность действия говорящему, 1-му лицу, несомненна, так как в таких предложениях 2-ое лицо может быть свободно заменено 1-м. Но такая замена хотя и возможна, но не адекватна, так как она лишает глагол, а вместе с ним и все предложение его обоб­щенного характера: Нет для наших девушек за­бавы милее, как собирать ландыши. Идешь по сплошным ландышевым листьям, крупным, светло-зеленым и прохладным. А цветов мало: словно только что кто-то прошел здесь и все сорвал. Но опустишься на колени, нагнешь голове) ниже, глянешь снизу и сбоку, и увидишь тут, и там, и там, – ах, у самых ко­лен твоих, у самой руки! – везде, везде, спрятанные под листья­ми, светятся жемчужные шарики ландышевого цвета! (Пан.). Здесь говорящий относит действие к себе, но он не противоставляет себя другим, а объединяется с ними, его действие выставляет­ся как типическое при подобных обстоятельствах для многих или для всех; в этом сказывается обобщающий характер этой кон­струкции.

Обобщенно-личные предложения с глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения могут быть при­даточными в составе сложного предложения, где они иногда приоб­ретают характер устойчивых сочетаний с обобщенным значением лица деятеля. Например: Вы поэт, так же, как и я; а что ни говори , поэ­ты – славные ребята ! (П.).

Отличие от других односоставных предложений с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие . Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой – там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Обобщенно-личные предложения существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности – в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах – всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего – в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа… (М. Лермонтов).

Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены:

в описаниях , когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного протекания действия или проявления состояния: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.);

в критических статьях, в публицистике предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.);

иногда используются и в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия: По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты;

в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.);

в очерковой литературе : Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира не заметишь.

Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Они широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают условие для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – всё стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин).

Обобщенно-личные предложения используются со стилистиче­ской целью. Это удобная форма передачи личных переживаний, настроений, воспоминаний, обращения к читателю, выражения об­щих суждений, пожеланий, советов

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г. Москва

Продолжение. См. № 13, 15/2004

Система уроков по синтаксису в 8-м классе

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные определенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы. Два человека выходят к доске, первый записывает предложения, в которых присутствуют оба главных члена, второй – только с одним главным членом.

1. Я сердце по свету рассеять готов.
2. Слез ручей у Тани льется из очей. (А.Пушкин)
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
4. Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда. (А.Пушкин)
5. Стыдом и страхом замираю. (А.Пушкин)
6. Замечу кстати: все поэты любви мечтательной друзья. (А.Пушкин)

Вопросы

Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу?

Какой можно сделать вывод? Их грамматическая основа состоит только из одного члена. Можно дать определение односоставных предложений:

Продолжим запись и разбор материала для наблюдения (найдите сказуемые и определите, к какому лицу относится обозначаемое ими действие, обратите внимание на их грамматическую форму).

1. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.Грибоедов)
2. Благодарю за наслажденья, / За грусть, за милые мученья, / За шум, за бури, за пиры, / За все, за все твои дары...… (А.Пушкин)
3. Но здесь с победою поздравим / Татьяну милую мою. (А.Пушкин)
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь? (М.Исаковский)
5. Чему смеетесь? Над собой смеетесь. (Н.Гоголь)
6. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием. (А.Пушкин)

После того как выясним, что действия, обозначенные сказуемыми, в этих предложениях относятся к единственно возможному лицу (1-му или 2-му), и установим, какими формами выражаются сказуемые, можно попросить учеников дать определение односоставного определенно-личного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить найти или придумать по 3 примера на каждый способ выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.

Односоставные неопределенно-личные предложения

I. Изучение нового материала можно начать с грамматической работы: на доске один ученик записывает односоставные предложения, другой – двусоставные, оба подчеркивают грамматические основы и определяют грамматические значения сказуемых.

1. Очень уж шумят у нас в классах. (А.Чехов)
2. Самолеты громко шумят на взлете.
3. Родители водили его за ручку.
4. По улицам слона водили. (И.Крылов)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

Определяем, к какому лицу относятся действия, выраженные сказуемыми, в односоставных конструкциях (1, 4, 5), почему в них необязательно присутствие подлежащего, а также определяем грамматические значения сказуемых в этих предложениях, обращая внимание на непременное присутствие формы множественного числа. После чего даем определение неопределенно-личных предложений. В результате анализа приходим к выводам, что подлежащее здесь не нужно, предложения завершены по смыслу, так как действия, выраженные сказуемыми, относятся к неопределенным лицам, которые не интересуют говорящего: важен сам процесс. Эти выводы помогут составить формулировку неопределенно-личных предложений, которую ученики, как всегда, делают самостоятельно.

II. Закрепление нового материала также можно провести в форме грамматической работы: у доски один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Вас, наверное, тоже арестуют. (М.Горький)
2. Арестуйте любого подозрительного.
3. Зауважаешь тогда своего отца.
4. Не очень-то нынче старших уважают. (А.Островский)
5. Годы шли. Перевели его в другую губернию. (А.Чехов)
6. Переведу часы, хоть знаю, будет гонка. (А.Грибоедов)

Одному из учеников можно предложить индивидуальное задание (ниже приводится примерный образец)

Снова в сер_ц_ (н_)чем (н_)умер_ш_
До ланит во_х_дящую кровь.

(А.Фет)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, найдите грамматическую основу и определите значение предикативности и вид предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это же время разбирается другое предложение:

Жди ясного на завтра дня,
Чижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.

После выполнения фронтальной работы проверяем написанное на доске и переписываем в тетради.

В качестве домашнего задания можно предложить детям найти или придумать 12 примеров неопределенно-личных предложений.

Обобщенное значение односоставных предложений

В некоторых учебниках и учебных пособиях обобщенно-личные предложения рассматриваются как самостоятельная конструкция. Я же считаю, что это – особое значение определенно-личных и неопределенно-личных предложений, и предлагаю свой вариант изучения этих предложений.

Изучение новой темы начинаем с грамматической работы: на доске один ученик записывает определенно-личные предложения, а второй – неопределенно-личные.

1. Не пером пишут, а умом.
2. На всех не угодишь.
3. Цыплят по осени считают.
4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
5. После драки кулаками не машут.
6. Голыми руками ежа не ухватишь.

При записывании примеров обращаем внимание на то, к какому лицу относится действие, выраженное сказуемыми, в этих конструкциях (грамматически – к единственно возможному в определенно-личных предложениях или к неопределенному, не интересующему говорящего, в неопределенно-личных). А семантически, то есть по смыслу, действие во всех предложениях относится к любому возможному лицу, то есть на месте адресата речи может быть кто угодно. Это и есть обобщенное значение односоставных предложений. Дети сообща самостоятельно дают определение конструкций с обобщенным значением.

В качестве домашнего задания можно предложить детям подобрать 15 примеров односоставных предложений с обобщенным значением.

Односоставное безличное предложение

I. Закрепление изученного материла. Два человека работают у доски по индивидуальным заданиям (примерные задания приводятся ниже).

С классом разбираем в это время другое предложение.

1. Все(же) песню отмщенья за гибель / Пропоют мне на том берегу. (А.Блок)

2. Балагуру смотрят в рот, / Слово ловят жадно. (А.Твардовский)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с записи материала для наблюдения. Ученики обозначают грамматические основы и определяют морфологические способы их выражения.

1. Из дебрей туманы несмело / Родное закрыли село; / Но солнышком вешним согрело / И ветром их вдаль разнесло. (А.Фет)

2. С вечера все спится, / На дворе темно. / Лист сухой валится, / Ночью ветер злится / Да стучит в окно. (А.Фет)

Дети находят в этих примерах односоставные предложения и определяют, к чему относятся действия, выраженные сказуемыми, могут ли быть в предложениях подлежащие. Даем определение безличного предложения.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или найти 15 примеров безличных предложений.

Морфологические способы выражения сказуемого в безличном предложении

I. Закрепление пройденного материала можно провести путем индивидуального опроса по карточкам, например, таким.

Как здесь свежо под липою густою...… (А.Фет)

Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)

Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы.

С классом в это время можно разобрать следующие примеры.

1. Мело весь месяц в феврале. (Б.Пастернак)

2. Такой зимы давно не выдавалось, / Подобной стужи не было давно. (Д.Самойлов)

3. На свечку дуло из угла. (Б.Пастернак)

II. Объяснение нового материала. Безличные предложения при всей кажущейся легкости темы на самом деле представляют трудность для детей в первую очередь потому, что очень многообразны в них морфологические способы выражения сказуемых. А кроме того, среди этих способов есть такие, которые в курсе морфологии в среднем звене не привлекали достаточного внимания учителей. Это прежде всего безличные глаголы и предикативные наречия или, по терминологии Л.В. Щербы, слова категории состояния. К тому же сложным материалом является различение собственно безличных глаголов и личных глаголов в значении и форме безличных. Именно поэтому я считаю целесообразным посвятить этой теме отдельный урок. Главное здесь – показать особую семантику безличных глаголов и наличие у них только трех форм, а также научить различать безличные глаголы и личные в значении и форме безличных.

Объяснение новой темы начинаем, как всегда, с материала для наблюдения (нужно найти сказуемые и определить морфологические способы их выражения).

1. Светает!.. Ах, как скоро ночь минула! (А.Грибоедов)
2. Вот сыростью холодною с востока понесло. (М.Лермонтов)
3. Сладко дремлется в кроватке. (А.Блок)
4. Не нагнать тебе бешеной тройки. (Н.Некрасов)
5. Как мало пройдено дорог, / Как много сделано ошибок. (С.Есенин)
6. Под навесом темной риги жарко. (А.Ахматова)
7. Ей-ей, не жаль отдать души / За взгляд красотки чернобровой. (А.Пушкин)
8. Мечтам и годам нет возврата. (А.Пушкин)
9. Ни ветерка, ни крика птицы. (А.Блок)
10. Но суждено нам разлучиться. (А.Блок)

В первом примере сказуемое выражено безличным глаголом, то есть таким, который обозначает самосовершающееся действие и имеет только три формы: инфинитив, аналог формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (светает) и аналог формы прошедшего времени единственного числа среднего рода (светало).

Во втором предложении сказуемое уже выражено личным глаголом в безличном значении. Действие это представляется нам самосовершающимся, так как нет никакого субъекта, производящего его, но глагол этот может обозначать и обычное субъектное действие, так что он является личным глаголом, употребленным в данном случае в безличном значении и, соответственно, в одной из трех безличных форм.

Третий пример очень важен, так как в нем фигурирует безличный глагол, образованный по продуктивной в современном языке модели: путем прибавления к обычному глаголу постфикса -ся.

В четвертом предложении сказуемое выражено инфинитивом. В некоторых пособиях такие конструкции выделены в отдельный – инфинитивный – тип, но я считаю, что для школьного курса грамматики такое выделение нецелесообразно, тем более что эти конструкции удовлетворяют всем условиям безличного предложения.

В пятом примере сказуемые выражены краткими страдательными причастиями.

В шестом предложении сказуемое выражено предикативным наречием. Сложность этого случая заключается в том, что такие наречия могут иметь в качестве омонимов обычные наречия, которые будут обозначать признак какого-либо действия (ср. жарко дышал ), а также краткие прилагательные (ср. дыхание жарко ). Может быть, такие случаи стоит разобрать особо. Уверен, что в сильном классе это сделать необходимо. При предикативных наречиях могут быть вспомогательные глаголы, меняющие значение настоящего времени на прошедшее или будущее (ср. Под навесом темной риги было/будет жарко ). На это тоже следует обращать внимание учеников. Такие сказуемые относятся к разряду составных именных.

В седьмом примере сказуемое выражено предикативным наречием жаль (ср. жалко ) с примыкающим инфинитивом. Вообще примыкающий инфинитив – часто встречающаяся структурная часть сказуемого в безличных предложениях.

Восьмой и девятый примеры дают различные формы отрицания в качестве сказуемого в безличном предложении. Чаще всего здесь употребляются слово нет и формы родительного падежа существительных с частицей ни. Обычно в таких конструкциях функции частицы и союза соединяются в одном слове, как в приведенном примере.

Последний, десятый, пример дает сложный и редкий случай употребления в роли сказуемого в безличном предложении краткого прилагательного, употребляемого в роли краткого причастия. Но этот случай можно рассматривать только в очень сильном классе как факультативный.

В качестве домашнего задания можно предложить детям придумать или подобрать по 2 примера на каждый способ морфологического выражения сказуемого в безличном предложении.

Назывные (номинативные) предложения

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке материала можно провести в сочетании индивидуальных заданий с фронтальной работой, два человека работают у доски и записывают примеры.

С классом можно разобрать следующие примеры.

1. Старику не грех и отдохнуть.

2. Бывало грустно им, а скучно не бывало. (И.Крылов)

II. Дальнейшее закрепление материала проводим в форме грамматической работы.

На доске один ученик выписывает из диктуемых примеров предложения с безличными глаголами, другой – предложения с личными глаголами в значении безличных.

1. По сонной реке сверкнуло мелкой рябью. (Н.Лесков)
2. А на дворе уж побелело. (А.Грибоедов)
3. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (М.Кольцов)
4. Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. (А.Пушкин)
5. В это самое время его знобило и ломало. (Л.Толстой)

III. Объяснение нового материала: объяснение темы «Номинативные предложения» я рекомендую проводить при помощи раздаточного материала в виде карточек, на которых напечатано стихотворение А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Стихотворение переписывается в тетради, находятся все предложения. Кроме первых двух стихов, представляющих собой двусоставное предложение, осложненное обращением, все остальные стихи – номинативные предложения. Задавая соответствующие вопросы, подвожу учеников к формулировке определения этих конструкций.

В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подобрать 10–15 примеров этих конструкций.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

После изучения общих вопросов структуры простого предложения и структуры его грамматической основы можно перейти к изучению второстепенных членов предложения.

Определение как второстепенный член предложения.
Виды определений

I. Закрепление материала по безличному предложению или по номинативному предложению. Два человека работают по индивидуальным заданиям, примерные образцы которых приводятся ниже.

Стройный мост из железа ажурного, / Застекленный осколками неба лазурного. (Д.Самойлов)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого.

Медлительная вспышка белой молнии. (Г.Калашников)

Найдите грамматическую основу предложения, определите его вид и морфологический способ выражения сказуемого

С классом можно разобрать другие предложения или проверить выполнение домашней работы.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Лермонтов)

2. Холодная подкладка воздуха. / Ледяная изнанка воды. (Г.Калашников)

II. Изучение новой темы, как обычно, начинаем с материала для наблюдения (выходящие к доске ученики должны в приведенных примерах определить синтаксические функции одного и того же слова).

1. Осень в этом году была поздняя. (Н.Некрасов)
2. Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)

На этих предложениях демонстрируем, что прилагательное может быть как главным членом предложения, так и второстепенным. Продолжаем записывать материал для наблюдения, ученики в приводимых примерах находят словосочетания со значением «предмет и его признак», построенные на основе связи согласования , и определяют морфологическую принадлежность зависимых слов.

3. В тот вечер возле нашего огня / Увидели мы черного коня. (И.Бродский)
4. И с каждой осенью я расцветаю вновь. (А.Пушкин)
5. В последний раз, за третьим перевалом / Пропал ямщик, звеня и не пыля. (А.Фет)
6. Из ярко освещенной комнаты дверь налево вела в гостиную.
7. А на сосне, поросшей мхом, / Мелькает белки хвост пушистый . (А.Фет)

Вопросы

1. Что обозначают зависимые слова?
2. На какой вопрос отвечают?
3. Какими частями речи являются?

Проанализировав эти аспекты, дети дают формулировку определения.

Продолжение материала для наблюдения

В шестом примере найдите словосочетание с тем же значением («предмет и его признак»), но построенное на основе связи примыкания , и выпишите его отдельно.

В седьмом примере найдите словосочетание с тем же значением, но построенное на основе связи управление , выпишите его отдельно.

8. События крупнее и важнее не было в его жизни.

Вопросы

1. При помощи какой подчинительной связи соединены здесь определяемые слова и определения (события крупнее и важнее; его жизни) ?

Исходя из этого сформулируйте, какие определения называются согласованными и какие несогласованными.

В качестве домашнего задания можно попросить учеников придумать или подобрать по 10 примеров согласованных и несогласованных определений.

Продолжение следует