Обособленное подразделение юридического лица: отчетность и налогообложение. Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Организации вправе создавать свои обособленные подразделения: филиалы и представительства. Направления их деятельности и функции могут быть различными. Основные признаки обособленного подразделения юридического лица в 2017 году, так же как и в предыдущие годы, предусмотрены статьей 55 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Рассмотрим их подробно.

Признаки обособленного подразделения

Определение обособленного подразделения содержится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Если подразделение указанным в этой норме критериям не соответствует, оно не является обособленным. Этот вывод подтверждается Финансовым ведомством России в письме от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702 .

Основным критерием обособленного подразделения юридического лица является расположение его вне места нахождения головной организации. Это следует как из гражданского, так и из налогового законодательства России.

Основным предназначением представительства юридического лица является представление интересов организации и их защита ().

Филиалу присущи все функции головной организации, в том числе представительства ().

Возможно создание и иных видов структурных подразделений.

Самостоятельными организациями обособленные подразделения не являются. Их директора получают назначение в головной организации.

Директор обособленного подразделения имеет доверенность на осуществление полномочий от имени организации, а не от имени обособленного подразделения, т.к. единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица он не признается.

Информация об обособленных подразделениях отражается в ЕГРЮЛ.

Следовательно, приходим к выводу, что обособленное подразделение юридического лица — это филиал, представительство либо иное подразделение организации, место нахождения которого не совпадает с головной организацией.

По мнению Финансового ведомства России, обособленность филиала (представительства) от головной организации имеет место в случае, если адреса подразделения и головной организации различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702).

Стационарное рабочее место

Обособленное подразделение существует в случае создания рабочего места. Такое место должно быть стационарным. Отсутствие соответствующих мест свидетельствует о том, что обособленное подразделение не создано.

Например, деятельность созданного подразделения связана с разъездным характером работ. Если при этом стационарных рабочих мест, на которые работникам необходимо прибывать с любой периодичностью, не создается, подразделение не признается обособленным.

Организованное нанимателем рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца. Если срок меньше, факт создания обособленного подразделения отсутствует.

Кроме этого, территория нахождения созданного рабочего места должна находиться под контролем головной организации.

Имущество обособленных подразделений юридического лица

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не имеют своего имущества. Необходимое имущество предоставляет им головная организация.

В связи с этим, например, обособленное подразделение юридического лица может быть субъектом административной ответственности, выступать в качестве участника закупки для государственных или муниципальных нужд и т.п.

По вышеуказанной причине возможно наложение взыскания по задолженности головной организации на имущество, которым наделено обособленное подразделение. И напротив, по долгам, возникшим в результате деятельности обособленного подразделения, организация отвечает своим имуществом.

Обращаем внимание, что с 29 декабря 2015 года обособленные подразделения ООО и акционерных обществ не нужно включать в учредительные документы (см., напр., Письмо Налоговой службы России от 06 марта 2015 года № СА-4-14/3666@).

Выездная налоговая проверка обособленного подразделения

Правовые аспекты такой проверки установлены пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ:

  • выездная проверка федеральных налогов и сборов по обособленному подразделению может быть осуществлена только вместе с проверкой головной организации;
  • уплата налогов, установленных в регионе (муниципальном образовании), по обособленному подразделению может стать предметом отдельной проверки;
  • нельзя проводить больше двух выездных проверок за 1 календарный год;
  • срок отдельной проверки обособленного подразделения не должен превышать 1 месяц.

Отечественное законодательство допускает открытие российскими юридическими лицами обособленных подразделений, то есть филиалов и представительств. Процедура их открытия и требования, предъявляемые к ним, детально описаны в отечественных нормативных актах. Различные обособленные подразделения довольно широко применяются в хозяйственной деятельности. Важно отметить, что обособленное подразделение - это территориально удаленное от головной организации подразделение, при функционировании которого имеются некоторые особенности.

Общие положения об обособленных подразделениях

Действующие гражданские акты нормотворчества РФ и ГК РФ прямо предусматривают существование организаций в качестве субъектов правоотношений. Указанные лица создаются для достижения определенных целей, имеют правоспособность и имущество, а также могут быть стороной в судебном процессе (ст. 48 ГК РФ). Все юридические лица должны быть зарегистрированы, и сведения о них должны отражаться в ЕГРЮЛ.

Юридические лица обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Отечественное законодательство среди обособленных подразделений выделяет представительство и филиал. Надо учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами, а потому лишены правоспособности, присущей организациям.

Информация о каждом филиале и представительстве должна быть указана в ЕГРЮЛ.

Среди прочих прав особое место занимает право каждого юридического лица создавать свои обособленные подразделения. Так, обособленным подразделением организации признается структура, располагающаяся по иному адресу, нежели первоначальная организация. Такая структура не отвечает признакам юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

У них нет своих учредительных документов, и они работают на основании положения головной организации. Руководителю филиала или представительства главной организацией выдается доверенность.

Важно отметить, что ГК РФ, равно как и НК РФ, допускает создание обособленных подразделений как в одном муниципальном образовании, так и в разных населенных пунктах. При этом обособленное подразделение может находиться в том же городе, что и первоначальная организация, а также в городе, в котором находятся другие обособленные подразделения. Данный вывод подтверждается позицией Минфина РФ, изложенной в письме Министерства от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314 .

Законодательство РФ запрещает только создание обособленных подразделений по тому же адресу, что и у основной организации. Основным признаком обособленности подразделения является его адрес. Следовательно, по одному адресу может быть создано только одно обособленное подразделение организации, а создание двух обособленных подразделений по одному адресу невозможно, т.к. оба эти подразделения фактически будут являться одним.

В качестве заключения следует отметить, что в настоящее время нет необходимости указывать все обособленные подразделения в учредительных документах организации. Сведения об открытии филиалов или представительств отражаются в государственном реестре. О создании стационарных рабочих мест надо уведомить налоговиков в течение месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Важно помнить, что нет запрета на создание обособленного подразделения в одном субъекте с основной организацией или в разных субъектах.

В отличие от предпринимателей законодатель разрешает юридическим лицам открывать собственные обособленные подразделения (ОП), которые могут быть нескольких видов. Чаще всего открываются филиалы или представительства, реже простые ОП. Каждое из них имеет схожие черты, но в то же время и отличия.

Целью создания структурных единиц является расширение бизнеса, увеличение объемов продаж, открытие торговых точек или магазинов, привлечение потребителей, и в итоге – получение прибыли. Нередко, в зависимости от задач, которые ставит перед собой учредитель или директор предприятия, в различных регионах страны или в пределах одного населенного пункта он открывает различные виды ОП.

Изначально руководству компании необходимо разобраться, что представляет собой каждое из ОП, какими полномочиями оно может быть наделено, как его зарегистрировать и в дальнейшем платить налоги? Если компании, например, требуется разместить всего одного сотрудника удаленно от главного офиса, к какому из видов следует относить эту структурную единицу? Согласно НК, ст. 11 с целью налогообложения законодатель признает под ОП любое подразделение, оборудованное стационарными рабочими местами, которые могут функционировать более месяца.

Понятие стационарного рабочего места законодатель излагает в ТК, в ст. 209. Там говорится, что его должен контролировать работодатель. Для этого его отношения с наемных работников должны регулироваться соглашением (трудовым, гражданско-правовым, др.). Фактически ОП со стационарными рабочими местами может возникнуть, если предприятие вступит в трудовые отношения с физ. лицом.

Заключение иных договоров, например, на выполнение работ или оказание услуг не допускается. Вторым отличительным признаком ОП является его территориальная удаленность от расположения главного офиса, т. е. оно должно находиться по другому адресу. Признается подразделение обособленным независимо от того, отображена информация о нем в уставе компании или в других внутренних документах.

Обзор понятий и видов

У юр. лица может быть открыто одно или несколько ОП, оборудованных рабочими местами.

В свою очередь, они делятся на:

  • филиалы;
  • представительства;
  • простые (обычные) ОП.

Любое из ОП сможет полноценно функционировать, как только будут созданы рабочие места по адресу его расположения. Ссылки на данное понятие законодатель приводит в различных нормативных актах Налогового, Трудового и Гражданского кодексов.

Также считается, что имущество, которое находится в территориально удаленном ОП, принадлежит самому предприятию, независимо от того, как был оформлен факт его открытия. Основное предприятие организовывает деятельность через свою структурную единицу.

Отличие филиала от обособленного подразделения обычного или представительства заключается в функциях и полномочиях, которые предстоит выполнять:

  • филиалу предстоит выполнять все функции основного предприятия или их часть, в том числе и представительские;
  • на представительство возлагается обязанность представлять интересы компании и защищать их;
  • обычное ОП представляет собой дополнительный рабочий комплекс, который ничем не отличается от тех, что расположены по месту нахождения главного офиса предприятия.

Ни один из видов ОП не может являться отдельным юридическим лицом, но создается с целью осуществления деятельности от имени главного предприятия, т. е. своего создателя. ОП должны действовать на основании полномочий, которые будут утверждены руководством.

Обычное (простое) ОП может не вести отдельный бухгалтерский баланс, но филиалы или представительства могут. Поэтому имущество, которое будет для выполнения обязанностей отделено предприятием структурной единице, учитывается по-разному, на основном или его ОП.

Уполномоченный учредительными документами орган для руководства филиалом (представительством) назначает конкретное лицо, которое должно действовать на основании доверенности. Действия руководителя не могут основываться на указаниях, изложенных только в Положении о филиале или представительстве, учредительных документах. Когда предприятие открывает филиал или представительство, оно обязано внести в учредительные документы сведения об этом ОП.

Для создания удаленного рабочего комплекса под названием «простое ОП» требуется:

  • руководителю предприятия издать Приказ о его создании;
  • внести изменения в Положение или Правила трудового распорядка основного предприятия, т.е. в локальные документы.

Если юр. лицо решит создать в 2019 году простое ОП, ему необязательно приглашать сотрудника на руководящую должность, открывать отдельный расчетный счет в банке и давать подразделению полномочия нанимать наемных работников.

Достаточно во внутренних нормативных документах указать адрес ОП и внести другие правки. Решение открыть филиал или представительство принимается голосованием участников или учредителей с обязательным внесением записей в учредительные документы. Для руководства назначается отдельное лицо. Остальные вопросы решаются в индивидуальном порядке в каждом отдельном случае.


Специфика и особенности

Любая из этих структурных единиц – филиал (представительство), простое ОП должна:

  • находиться по адресу, отличному от материнской компании;
  • иметь минимально 1 рабочее стационарное место, которое может функционировать более 1 календарного месяца;
  • иметь для работы как минимум одного сотрудника;
  • находится под контролем предприятия, которое его открыло.

Помимо основных черт, у различных ОП есть и отличительные, которые связаны не только с исполнением функций и обязанностей, требованиями для открытия, но и регистрацией. Например, открывая отдельно оборудованный комплекс рабочих мест, предприятию нужно его регистрировать в налоговой, во внебюджетных фондах — нет, также не следует вносить сведения о создании в .

В отношении филиалов (представительств) НК ставит эти требования в обязанность. В зависимости от типа, открываемого ОП для налоговой заполняется специальный бланк со сведениями.

Наиболее встречающейся формой ОП является филиал, на который могут быть возложены все функции, роль и деятельность главного предприятия, что очень удобно для развития бизнеса, несмотря на более сложный процесс его открытия.

Критерии Филиал Представительство Простое ОП
Функциональные обязанности Выполняет функции основного предприятия полностью или частично, но может брать на себя представительские Защищает и представляет интересы предприятия, которое его открыло Нанятые для работы на удаленных стационарных рабочих местах сотрудники выполняют функции, свойственные деятельности предприятия
Коммерческая деятельность Может заниматься по решению уполномоченного органа Представительство не может заниматься коммерческой деятельностью Предусмотрена только деятельность в рамках трудовых отношений между предприятием и нанятыми работниками
Уведомление в налоговую для открытия Необязательно Следует направить уведомление в течение месяца после открытия
Регистрация в территориальном отделении НС Сведения вносятся в ЕГРЮЛ, ОП ставится на налоговый учет Данные о комплексе рабочих мест не вносятся в ЕГРЮЛ
Решением какого органа открывается Учредители (собственники компании) или совет участников принимают решение на общем собрании, это заносится в протокол и др. учредительные документы. Распорядительным документом является решение нескольких лиц, имеющих право голоса Решение принимает исполнительный орган предприятия, как правило, это руководитель. Исполнительным документом является его Приказ
Ведение бухучета Могут применяться на усмотрение уполномоченного органа обе формы: совместная или отдельная Не занимается и не имеет отдельного баланса
Открытие отдельного расчетного счета Разрешено, может его открыть и проводить платежи. Не может открывать счета отдельно от основного предприятия

Филиал (представительство) больше похоже на основное предприятие, чем простое ОП, последнее очень ограничено в своих правах и фактически является исполнительной обособленной структурой.

Главным документом, на основании которого должно трудиться любое из ОП, является Положение или Правила о порядке работы. В то же время копия устава должна быть передана в налоговую по месту расположения филиала (представительства), в отношении простого ОП этого делать не нужно.

Основные отличия филиала от обособленного подразделения

Несмотря на множество отличий между различными видами ОП, их общей чертой является зависимость от главной компании. Ей принадлежит не только имущество и средства на счетах, но и цели, задачи, которые она ставит перед своим структурным подразделением. Основные отличия: документальное оформление открытия, совершение хозяйственных операций, ведение учета и формирования отчетности.

Наглядно это может показать таблица:

Вид ОП Филиал Представительство Простое ОП
Задачи, которые ставит перед ОП предприятие Все или некоторые Только представлять и защищать его интересы В зависимости от потребностей организации
Статус независимости Отсутствует
Запись в уставе предприятия об открытии и функционировании Необходима Не нужна
Управление ХД Ведется через руководителя Ведется через главный офис предприятия и ответственного сотрудника
Документы, необходимые для осуществления законной деятельности Положение или Правила о создании и порядке работы, с обязательным внесением о них сведений в устав Внутренние локальные документы предприятия
Назначение руководителя Требуется, действует на основании доверенности На усмотрение руководства предприятия Не требуется, ответственное лицо за работу ОП действует на основании должностной инструкции
Наличие отдельного расчетного счета Имеется Можно открывать, но чаще всего его нет Не имеется
Ведение деятельности В любом месте, без ограничений, по месту нахождения ОП Только в пределах комплекса рабочих мест, т. е. по месту расположения простого ОП
Наличие лицензий для осуществления ХД Необходимо получать Необходимо получать, но не все могут быть выданы Не нужно получать, работает на основании лицензий, выданных предприятию (достаточно иметь копии)

Прочие уточнения

Важным моментом для осуществления законной деятельности ОП является регистрация в контролирующих органах по учету и перечислению налогов и взносов. На практике нередко оказывается, что открытое ОП работает не так, как планировало предприятие, поэтому многие нюансы необходимо предусматривать заранее.

Регистрация и постановка на учёт

Необходима постановка на учет в территориальном отделении НС по месту расположения любого ОП. Если ОП будет на выделенном балансе, то ему потребуется в дальнейшем сдавать отчётность.

Об открытии простого ОП необходимо в течение месяца подать уведомление в налоговую. Документы о филиале (представительстве) подаются сразу после того, как уполномоченный орган примет решение об открытии и запишет его в .

В территориальное отделение, где находится на налоговом учете основное предприятие необходимо сдать заявление о создании филиала (представительства), а также заверенные копии:

  • протокола собрания учредителей или участников;
  • Положения о филиале (представительстве);
  • устава предприятия с внесенными записями об образовании новой структуры с указанием ее названия и месторасположения;
  • доверенности на назначенного руководителя;
  • другие по требованию.

В течение 5 дней НС обязана внести изменения в ЕГРЮЛ и зарегистрировать в своих базах данных сведения о новом структурном подразделении предприятия. После регистрации предприятию вернется уведомление о внесении изменений в устав, выписка из ЕГРЮЛ, заверенный .

Все необходимые сведения о новой структуре будут отосланы налоговой в территориальное отделение НС по месту, где расположен филиал (представительство), где он будет находиться на учете. Если ОП в дальнейшем будет вести отдельный баланс, то придется сдавать отчеты, платить налоги по месту, где расположен филиал (представительство). Также новому структурному подразделению присваиваются отдельные коды Госкомстата.

Если на одной территории, которая подведомственна разным отделениям НС, открывается несколько ОП в пределах одного муниципального образования, то для постановки на учет можно выбрать одно из них.

О любых изменениях в отношении открытого ОП основное предприятие обязано сообщать в течение 3 дней, иначе на руководителя будут наложены штрафные санкции. Когда открывается простое ОП налоговая только уведомляется о том, что по такому-то адресу удаленно создается комплекс мест, работу которых будет контролировать основная организация.

Когда предполагается, что ОП откроет расчетный счет, будет самостоятельно вести баланс, начислять и выплачивать зарплату сотрудникам, это обозначает об обязанности сдавать отчетность в ПФР и ФСС, другие бюджетные и внебюджетные фонды. Зарегистрироваться филиалу, а в некоторых случаях и представительству потребуется в Фондах в течение месяца с момента открытия. Все необходимые документы перед сдачей заверяются у нотариуса.

В территориальное отделение ПФ по месту нахождения филиала (представительства) подается:

  • информация о постановке на учет в НС;
  • уведомление о регистрации основного предприятия в ПФ;
  • подтверждение из банка об открытом расчетном счете;
  • заявление на регистрацию;
  • другие по требованию.

Вместе с заявлением на регистрацию и письмом Росстата в территориальное отделение ФСС подаются сведения о:

  • госрегистрации основного предприятия в налоговой и ФСС;
  • постановке на учет в НС;
  • решении собрания учредителей об открытии ОП;
  • наличии расчетного счета.

Сравнительная характеристика

Понятие видов ОП отсутствует в НК, потому что для налогообложения важен сам факт открытия и работы подразделения, а не полномочия, которые на него возложит предприятие. Гражданский кодекс приводит различия между ОП в ст. 55, где указывается функциональное предназначение каждого из них. Если, например, представительство ведет переговоры с участниками гражданского оборота для заключения сделок до и после, но оно, как и филиал, не может представлять интересы компании в суде самостоятельно.

Филиал непосредственно заключает сделки, ведет переговоры от имени предприятия, выполняет действия для исполнения договорных отношений, может вести любую деятельность, которой занимается юр. лицо.

В отношении простого ОП можно сказать, что фактически это дополнение к тем рабочим местам, которые уже организованы предприятием по его основному месторасположению. Все по отдельности ОП не могут быть самостоятельными участниками оборота, а только вступают в трудовые, гражданские, налоговые отношения и иные от имени юр. лица. Поэтому ответственность за деятельность любого ОП несет предприятие, которое его открыло.

Например, отличие филиала от обособленного подразделения в том, что первый может представлять судебный иск от имени предприятия, но к нему требуется прилагать доверенность на руководителя, подтверждающую его полномочия. Обычное же ОП не может делать даже этого, а руководителя у него вообще нет. Любое из ОП нельзя привлечь к налоговой ответственности отдельно от основного предприятия, несмотря на его действия, противоречащие закону.

Территориальная обособленность ОП, о которой говорит ГК, подразумевает местонахождение в ином субъекте РФ, т. е. принадлежность к иному муниципальному образованию, а не наличие другого почтового адреса. Но на практике НС руководствуются НК и не придают особого значения этому понятию, поэтому разрешают открывать ОП в любом месте, отличном от нахождения основного предприятия, даже, например, в соседнем доме или подъезде.

Если руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности, то лицо ответственное за работу простого ОП согласно должностной инструкции. Первых назначают учредители предприятия, а вторых генеральный директор. Работа филиала регламентируется отдельным Положением, а комплекса рабочих мест – внутренними локальными актами.

Важные факторы

Законодатель не предусматривает для любого ОП государственной регистрации, ее проходит и получает статус юрлица только основное предприятие. Филиалы (представительства) могут иметь выделенный баланс или нет, чего нельзя сказать об обычных ОП. Они учета не ведут вообще, не сдают отчетность, не платят налоги и взносы, не выплачивают зарплату. Все это за них делает главный офис.

Все средства и имущество для организации своей деятельности ОП получают из основного предприятия. Если у филиала нет выделенного баланса, то не ведется бухучет, а значит, просто передается в главный офис, где производится ее обработка. Все ХО, которые произведет филиал, будут учтены основным предприятием, но на отдельных счетах баланса.

Когда у филиала есть расчетный счет и он ведет бухучет отдельно, формирует баланс, то, значит, самостоятельно обрабатывает первичные документы, начисляет зарплату, налоги, взносы, сдает отчетность, др. Руководителям предприятий важно помнить, несмотря на то, что открытие удаленного комплекса рабочих мест предполагает начало его деятельности спустя время, уведомить НС по месту его нахождения необходимо через месяц с момента открытия.

Иначе, когда простое ОП заработает, об этом все равно придется уведомлять НС для постановки на учет, но с оплатой штрафа. Любое ОП вести обязано. Основное предприятие будет по всем ОП брошюровать листы кассовых книг отдельно.

Что лучше выбрать

Важным аспектом для налогообложения является запрет на использование основным предприятием УСН, если оно имеет филиал или представительство, что не распространяется к организации простых ОП. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в переходе на УСН, должен учитывать, что ему лучше открывать удаленно работающие места, чем филиал (представительство).

Простое ОП также проще регистрировать в налоговой, потому что вносить сведения в ЕРГЮЛ не требуется, а потому о его открытии только направляется уведомление. В обычном ОП не требуется вести бухучет, а значит принимать на работу бухгалтера. В этом отношении комплекс рабочих мест обладает значительным преимуществом.

Но такое ОП ограничено в своих полномочиях, поэтому не все задачи через него сможет решить предприятие. Выбирать между филиалом и организацией комплекса рабочих мест, необходимо исходя из целей, поставленных перед структурной единицей, и функциональных обязанностей, которыми его планируется наделить.

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Кодекс кодексу рознь

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы. Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое. Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 5 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно: принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай. Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку. Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ 2002-663 , определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации. При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация. Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см. « »).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст. 116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст. 116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия. Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет. Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст. 23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон

Рано или поздно активно развивающиеся компании расширяются за счет территориальных отделений. Офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Порядок постановки ОП на налоговый учет

С момента открытия обособленного подразделения юрлицам дается 30 дней на то, чтобы поставить его на государственный учет. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят организации штрафами (ст. 116 НК РФ):

  • 10000 рублей за просрочку;
  • 40000 рублей и более (в размере 10% от полученных ОП доходов) - за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную отвественность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Необходимо придерживаться правильной последовательности действий. Сначала – открытие ОП, затем – уведомление налоговой. Для регистрации нового отделения у него уже должны быть собственный адрес и, как минимум, одно оборудованное рабочее место. Фактической датой открытия можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Регистрация обособленного подразделения юридического лица состоит в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы куда надо.

Заявление на регистрацию обособленного подразделения

Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение по форме С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.

Форма С-09-3-1 заполнятся следующим образом. На странице 1 указываются сведения об организации и ее представителе:

Станица 2 заполняется данными на открываемое отделение:

  • ИНН и КПП основной организации;
  • номер страницы – 0002;
  • название ОП;
  • фактический адрес подразделения;
  • дата создания;
  • код деятельности по ОКВЭД;
  • ФИО руководителя ОП, если он назначен, его ИНН и телефон;
  • подпись заявителя.

Данный лист заполняется на каждое из открываемых подразделений.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

Что касается стоимости регистрации обособленного подразделения, никаких государственных пошлин за такие действия не предусмотрено. Ваши расходы будут складываться только из оплаты нотариальных услуг по заверке копий документов.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.