Обособленное подразделение юридического лица: признаки и порядок. Понятие обособленного подразделения

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием. Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна. Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса :

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение .

Здесь есть важное условие - критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места , а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения . ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос - как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на ? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала . То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях ». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала. А потеря права на ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно).
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала. Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров). Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию , утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал .

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет - 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет - штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС - 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Организации вправе создавать свои обособленные подразделения: филиалы и представительства. Направления их деятельности и функции могут быть различными. Основные признаки обособленного подразделения юридического лица в 2017 году, так же как и в предыдущие годы, предусмотрены статьей 55 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Рассмотрим их подробно.

Признаки обособленного подразделения

Определение обособленного подразделения содержится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ . Если подразделение указанным в этой норме критериям не соответствует, оно не является обособленным. Этот вывод подтверждается Финансовым ведомством России в письме от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702 .

Основным критерием обособленного подразделения юридического лица является расположение его вне места нахождения головной организации. Это следует как из гражданского, так и из налогового законодательства России.

Основным предназначением представительства юридического лица является представление интересов организации и их защита ().

Филиалу присущи все функции головной организации, в том числе представительства ().

Возможно создание и иных видов структурных подразделений.

Самостоятельными организациями обособленные подразделения не являются. Их директора получают назначение в головной организации.

Директор обособленного подразделения имеет доверенность на осуществление полномочий от имени организации, а не от имени обособленного подразделения, т.к. единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица он не признается.

Информация об обособленных подразделениях отражается в ЕГРЮЛ.

Следовательно, приходим к выводу, что обособленное подразделение юридического лица — это филиал, представительство либо иное подразделение организации, место нахождения которого не совпадает с головной организацией.

По мнению Финансового ведомства России, обособленность филиала (представительства) от головной организации имеет место в случае, если адреса подразделения и головной организации различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702).

Стационарное рабочее место

Обособленное подразделение существует в случае создания рабочего места. Такое место должно быть стационарным. Отсутствие соответствующих мест свидетельствует о том, что обособленное подразделение не создано.

Например, деятельность созданного подразделения связана с разъездным характером работ. Если при этом стационарных рабочих мест, на которые работникам необходимо прибывать с любой периодичностью, не создается, подразделение не признается обособленным.

Организованное нанимателем рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца. Если срок меньше, факт создания обособленного подразделения отсутствует.

Кроме этого, территория нахождения созданного рабочего места должна находиться под контролем головной организации.

Имущество обособленных подразделений юридического лица

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами и не имеют своего имущества. Необходимое имущество предоставляет им головная организация.

В связи с этим, например, обособленное подразделение юридического лица может быть субъектом административной ответственности, выступать в качестве участника закупки для государственных или муниципальных нужд и т.п.

По вышеуказанной причине возможно наложение взыскания по задолженности головной организации на имущество, которым наделено обособленное подразделение. И напротив, по долгам, возникшим в результате деятельности обособленного подразделения, организация отвечает своим имуществом.

Обращаем внимание, что с 29 декабря 2015 года обособленные подразделения ООО и акционерных обществ не нужно включать в учредительные документы (см., напр., Письмо Налоговой службы России от 06 марта 2015 года № СА-4-14/3666@).

Выездная налоговая проверка обособленного подразделения

Правовые аспекты такой проверки установлены пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ:

  • выездная проверка федеральных налогов и сборов по обособленному подразделению может быть осуществлена только вместе с проверкой головной организации;
  • уплата налогов, установленных в регионе (муниципальном образовании), по обособленному подразделению может стать предметом отдельной проверки;
  • нельзя проводить больше двух выездных проверок за 1 календарный год;
  • срок отдельной проверки обособленного подразделения не должен превышать 1 месяц.

"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Судебная хроника
На круги своя

Материалы к видеосеминару

Многие, стремясь расширить бизнес и увеличить объем продаж, открывают новые магазины и отделения фирм. Фирма, предлагающая услуги или работы через офисы в разных районах, тоже не редкость. Часто в связи с расширением бизнеса учредители юридического лица принимают решение о создании одного или нескольких обособленных подразделений.

Наличие у организации территориально удаленного подразделения порождает целый ряд вопросов:

- Является оно филиалом, представительством или иным обособленным подразделением?

- Чем отличается один вид обособленного подразделения от другого?

- Какие организационные и налоговые действия связаны с открытием разных видов обособленных подразделений?

- Как и куда уплачивать налоги и сдавать отчетность?

- Считается ли обособленным подразделением одно удаленное рабочее место?

Для начала рассмотрим понятие и признаки обособленного подразделения, что поможет отличить филиалы и представительства от иных обособленных подразделений:

В соответствии со ст.11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового учета признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Первым отличительным условием для признания обособленного подразделения в целях налогообложения является территориальная обособленность от создавшей его организации. Указанный признак означает, что оно должно быть расположено на иной, отличной от места нахождения организации территории.

Вторым условием признания обособленного подразделения организации таковым является наличие по месту его нахождения оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц). Поскольку понятие рабочего места не содержится в НК РФ , обратимся к ТК РФ .

В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируется ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.

Учитывая, что обособленным является любое подразделение на отдельной территории со стационарными рабочими местами, то получается, оно начинает существовать, как только готовы стационарные рабочие места. Создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последние (то есть стационарные рабочие места) создаются по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Аналогичный вывод можно встретить во множестве решений арбитражных судов. Так, например, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 N А75-430/2010 сделан вывод, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Обобщая вышесказанное и исходя из определения, приведенного в статье 11 Налогового кодекса РФ , с учетом требований пункта 4 статьи 83 НК РФ , можно выделить следующие существенные признаки обособленного подразделения:

территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;

наличие рабочих мест, созданных на срок более одного месяца;

ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

Теперь необходимо дать понятие филиалов и представительств, которое закреплено в гражданском законодательстве.

Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиал не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность от имени создавшего их юридического лица, которое и несет ответственность за их деятельность. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ , может не иметь отдельного баланса.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами, и действуют на основании его доверенности. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ , отсутствует.

На необходимость доверенности указано и в пункте 20 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 , в котором сказано, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве), либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

Отличие филиалов и представительств друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Следовательно, к представительствам относятся обособленные подразделения, выступающие в интересах организации и защищающие их, а к филиалам - исполняющие все или часть ее функций, включая представительские ( , и "). И те и другие структурные единицы нужно указывать в учредительных документах.

При сопоставлении понятия "обособленное подразделение организации", приведенного в статье 11 НК РФ , и понятия "филиал", раскрытого в статье 55 ГК РФ , видно, что понятие "обособленное подразделение организации" является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в том числе филиалы. Следовательно, при решении вопроса о наличии у организации филиала (представительства) необходимо учитывать как общие признаки, установленные в

Присутствие компании на новых территориях необходимо для освоения рыночных ниш. Однако открытие подразделения зачастую вызывает много вопросов. Данные структуры предполагают начисление налогов, которые требуется правильно зарегистрировать и отразить в бухгалтерском учете.

Что такое обособленное подразделение?

Обособленное подразделение компании – это территориально отделенная структура, в которой есть рабочие места с соответствующим уровнем организации. К последним предъявляется дополнительное требование – они должны быть стационарными. Юридическим статусом обособленное подразделение наделяется только тогда, когда открывается оно на срок, превышающий месяц.

Подразделение признается обособленным даже если его появление не зафиксировано в учредительной и распорядительной документаций. Также не имеет значения перечень полномочий, которые возложены на структуру. Последнее правило отражено в пункте 2 статьи 11 НК.

Признаки обособленного подразделения

ОП отвечает двум основным характеристикам:

  • На его территории есть стационарные рабочие места. Эксплуатироваться они будут в течение не менее одного месяца.
  • Структура находится на территориальном отдалении от главного офиса.
  • Подразделение должно быть создано самой компанией.

ВАЖНО! Под рабочим местом, по статье 209 ТК, понимается место, на которое приезжает сотрудник для исполнения своих должностных функций. Рабочее место должно контролироваться работодателем. Под данные стандарты не подходит работа на дому. Квартира сотрудника не может считаться рабочим местом. Под данные признаки не попадает и работа уборщицы, нанятой для уборки офиса клиента. Такое «подразделение» не было открыто головным офисом. Помещения для работы не снимались в аренду, не приобретались. Поэтому в данной ситуации признаки обособленного подразделения отсутствуют. К ОП также не относятся платежные терминалы, банкоматы.

Рассматриваемые признаки определяются на основании следующих факторов:

  • условия, прописанные в договоре;
  • отношения между работниками и организацией.

Под территориальной обособленностью понимается ситуация, при которой адреса головного офиса и его подразделения различаются.

Функции и цели открытия

ОП может создаваться с целью представления интересов компании и их защиты. Открывается оно обычно в следующих целях:

  • Было зарегистрировано юридическое лицо, однако руководители не сняли офис. Вся корреспонденция приходит на юридический адрес. То есть, на адрес владельца ЮЛ. Но с началом функционирования организации сложно работать в подобном порядке. Потребуется фактическое место нахождения.
  • Было принято решение о расширении бизнеса, освоении рынков в других городах.

Если дополнительная структура будет выполнять часть функций основного офиса, имеет смысл открывать филиал.

Разновидности

Обособленное подразделение включает в себя две формы:

  • Филиал . Берет на себя часть функций головного офиса. Деятельность его относительно универсальна.
  • Представительство . Представляет интересы организации, защищает их.

В большинстве случаев имеет смысл открывать именно филиал. Это более широкое понятие, позволяющее возложить на подразделение различные функции. Вне зависимости от выбранной формы, ОП будет действовать на основании норм, утвержденных главным офисом.

Как открыть обособленное подразделение

Для открытия ОП потребуется создание внутренней документации. Она включает в себя , подписанный членами совета директоров или представителями собрания аукционеров. В приказе указываются сведения:

  • наименование ОП;
  • первичный документ, на основании которого создается подразделение (к примеру, протокол собрания совета директоров);
  • место нахождения ОП;
  • руководитель обособленной структуры;
  • срок постановки на учет.

На приказе должна стоять подпись руководителя центрального офиса. Затем создается Положение об ОП. В нем указываются следующие данные:

  • полномочия подразделения;
  • функции;
  • деятельность;
  • состав управленческого штата;
  • иные моменты, связанные с работой.

Только после создания всех внутренних распоряжений можно приступать к регистрации и к прочим юридическим действиям по оформлению.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение?

О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие выделенного баланса.
  • Открытый расчетный счет.
  • Начисление заработных плат.

Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.

Создание ОП с точки зрения налогообложения

Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:

  • постановка на налоговый учет;
  • необходимость в уплате сборов;
  • начисление сборов по месту нахождения ОП.

В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.

ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.

Сроки

Для постановки на учет требуется подать . Предоставляется оно, согласно 23 и 83 статье Налогового кодекса, в следующие сроки:

  • В течение 30 дней с даты реорганизации или ликвидации.
  • В течение 30 дней с даты создания подразделения.

Идти нужно в налоговый орган по месту нахождения ОП.

Нужно ли идти в налоговую, если обособленное подразделение не ведет деятельность?

В налоговом законодательстве принята норма, которую можно читать двояко. Если принимать ее буквально, то в налоговую не нужно подавать заявления до тех пор, пока подразделение не начало вести деятельность. Однако подобное решение может быть чревато для компании.

В законе сказано, что заявление должно быть подано в течение 30 дней после открытия. Если ОП начнет свою деятельность спустя 2 месяца и будет поставлена на учет именно через этот срок, установленное время подачи заявления будет сорвано.

ВАЖНО! Сообщать нужно не только об открытии, но и о закрытии ОП. Заявление о ликвидации составляется по .

Резюме.
Открытие подразделения учитывается в налоговой инспекции и других органов. Новая структура должна быть зарегистрирована в установленные сроки, иначе придется оплачивать штраф. Существуют четкие признаки ОП, на основании которых образование получает соответствующий юридический статус. Если все признаки не присутствуют, то сформированная структура не может считаться обособленным подразделением.