Обучение в школе во франции. Школьное образование во франции

«В середине пятого класса моя дочь, ученица московской школы, входящей в сотню лучших в России, начала учиться в провинциальном французском колледже - аналоге нашей средней школы. Французского языка она не знала совсем. Мерси, бонжур, сильвупле - не в счёт. Сегодня самая страшная для неё угроза - обещание отправить её учиться назад в Москву». «Мел» уже писал о том, как во Франции и , а сегодня мы публикуем монолог мамы, чья дочь учится во французском колледже.

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Под взглядами школьной администрации я всегда робела. Но, как оказалось, администрация может быть дружелюбной и гостеприимной. Нас удивило полное приятие со стороны колледжа: проживаете на нашей территории - значит, будете учиться. Не хватает нужного документа - не переживайте, принесёте как-нибудь потом. Про предыдущие оценки поверили на слово. Никто дочку не подвергал никаким тестам. Надо учиться? Будем учить. Возникнут сложности - поможем. «Может, её на класс ниже записать?» - поинтересовалась я. «Зачем? Пусть учится со своим возрастом! А вот если будет очень много проблем, лучше пусть повторит этот год. Но я почти уверена, что до этого не дойдёт», - вселила в меня надежду директор. И ни полунамека о каком-либо репетиторстве за деньги.

Французский колледж / Фото: devoirscmbaste-quieta.eklablog.com

В колледже в городке с населением три с половиной тысячи человек учатся около 450 детей 11-15 лет. Это шестые, пятые, четвёртые и третьи классы (здесь обратная нумерация классов), по четыре-пять параллелей каждого, по 25 детей в классе. В колледж съезжаются дети из окрестных крошечных городков и деревушек. Для этого существуют бесплатные школьные автобусы шести разных маршрутов.

В условленный час автобус забирает детей со специально оборудованных остановок и в определенный час возвращает туда же

Дети в целях безопасности обязаны надевать ярко-жёлтый жилет с символикой департамента.

Французы, как известно, в английском не сильны, поэтому довольно бойкий разговорный английский моей дочки - подмога слабая. И всё же, узнав, что дочка говорит по-английски, учительница математики, чтобы объяснить ей хоть что-то, стала приносить с собой на урок французско-английский словарь. Физрук не ленился прибегать к помощи англичанина из параллельного класса. Другие учителя активно использовали рисунки и пантомиму, так, что иногда все дружно смеялись. Никто не жаловался. Нам никто не звонил, тревогу не бил, не возмущался, о помощи не просил.

Занятие во французском колледже / Фото: franceinfo.fr

А еще нас отправили в ассоциацию, помогающую детям в учёбе. Стоимость помощи в освоении французского - пять евро в год. За эти пять евро к дочке в колледж приходит учитель и занимается с ней французским в часы, предназначенные для индивидуальных занятий. В расписании есть индивидуальные занятия для каждого ученика, у каждого свои предметы, которые он подтягивает, а если подтягивать нечего, то изучает углублённо.

Что такое Ля ви сколер

La vie scolaire, что в переводе «школьная жизнь» - это подразделение в школе, состоящее из шести человек, трёх девушек и трёх молодых людей в возрасте от 21 до 35 лет. У них есть специальный кабинет, куда может зайти каждый ребенок по любому вопросу. Задача «вискол» - решать все организационные вопросы. Один встречает учеников у ворот, другой дежурит в столовой, третий отмечает пропуски и следит за посещаемостью. Ля ви сколер организует внеклассную работу, помогает отыскивать потерянные вещи, разрешает конфликты между детьми и так далее.

Кабинет la vie scolaire / Фото: lyc-durand-castelnaudary.ac-montpellier.fr

Школьный день в колледже начинается в 8.30, а заканчивается в 17.00 (в среду в 12.00). Кажется, что долго, но дочка, возвращаясь домой, не выглядит уставшей. Во-первых, перемена на обед длится в среднем два часа, что позволяет не только поесть без спешки, но и по-настоящему отдохнуть. Кроме этого, есть ещё две перемены по 15-20 минут и несколько маленьких - только чтобы перейти из класса в класс.

На больших переменах детям запрещено находиться в школе - они должны дышать свежим воздухом и двигаться

Ученики гуляют в школьном дворе: играют в пинг-понг, игры с мячом, просто ходят группами, общаются, болтают с любимчиками из Ля ви сколер, которые присматривают за детьми на улице и часто принимают участие в их играх.

Перемена / Фото: eduscol.education.fr

Отдыхают дети и на этюдах, которые есть в расписании. На них можно успеть сделать домашку, а можно заняться своими делами, главное - сидеть тихо и говорить только шепотом.

Школьной формы в колледже нет. Нет и сменной обуви. Нет даже раздевалки. Куртки дети носят с собой из класса в класс. Зато у каждого есть шкафчики с замками, где дети хранят книги, спортивную форму, чтобы не таскать тяжести. Несмотря на то, что все ходят в уличной обуви, в школе всегда очень чисто, при этом дочка ни разу не видела уборщицу. Наверное, в отличие от наших грозных фей с половыми тряпками, гневно кричащих вслед детям, французские уборщицы выполняют свою работу во время уроков, и поэтому ученики им не мешают.

Самое яркое впечатление от школы - это обед

«Если утром не хочется вставать, я вспоминаю, какой вкусный обед меня ждёт в школе», - спустя месяц учёбы сказала дочь. Именно обеды стали, пожалуй, самым ярким первым впечатлением дочки от колледжа. На протяжении первых двух месяцев она каждый день с восторгом детально описывала меню, и я вместе с ней не переставала удивляться его разнообразию. Названия блюд звучали как ресторанные, а их состав вызывал у меня слюноотделение и даже желание приготовить нечто подобное гостям. Основные блюда в меню ни разу не повторились за два первых месяца.

Дочку удивляет забота: если среди фруктов есть грейпфруты, то к ним обязательно предложат сахар в пакетике

Сахар полагается и к клубнике (вдруг для кого-то она недостаточно сладкая), и к натуральному йогурту. К редиске дают кусочек сливочного масла, а к рыбе - дольку лимона. Нас это удивляет, но если вдуматься - это же нормально. Так же нормально, как и красиво сервировать блюда для детей, воспитывая в них любовь к красоте, а не дурные привычки.

Французская школьная столовая / Фото: france3-regions.francetvinfo.fr

Сотрудницы столовой улыбчивые, они не ругают ребенка, даже если тот уронил поднос. Но убрать за собой должен он сам.

Стоимость школьного обеда - два евро 10 центов, то есть примерно 150 рублей (родители оплачивают раз в триместр). Учитывая, что минимальная зарплата тут в несколько раз больше российской, цена за такой шикарный обед более чем скромная.

Как школьникам прививают любовь к спорту

Нормы ГТО во французских школах не сдают. Главное - спортивный досуг во время перемен. Многие дети приходят в школу со своими ракетками для пинг-понга, мячами (хотя все это можно взять в Ля ви сколер). Да и сам факт, что детей обязывают на переменах выходить на улицу и двигаться, а не стоять уткнувшись в смартфон у окна, немаловажен. К слову сказать, пользоваться телефонами в колледже строго запрещено. За неповиновение телефон у ребёнка изымают на 24 часа. Я думала, что факт запрета сильно расстроит мою дочку, но оказалось, что в свои 12 она уже вполне способна оценить все преимущества безгаджетового досуга.

Спортивные соревнования / Фото: blogs.crdp-limousin.fr

Уроки физкультуры проходят здесь совершенно иначе. Они сложнее и интереснее. Учитель страхует каждого ребенка при выполнении сложных акробатических и гимнастических упражнений. Кроме этого детей учат играть в разнообразные спортивные игры: пинг-понг, гандбол, бадминтон, футбол.

В течение года устраиваются соревнования по разным видам спорта между колледжами. Например, в мае у дочки были матчи по регби и футболу

Участие принимает весь класс, даже если ребёнок до этого ни разу себя в этом виде спорта не пробовал. К моему удивлению, после соревнований по регби моя дочка влюбилась в этот непопулярный в России вид спорта и теперь хочет им заниматься.

Победители в спортивном кроссе / Фото: asanatolefrance.canalblog.com

Почему двадцатибалльная система оценки лучше

Во Франции принята двадцатибалльная система оценок. Дочка считает, что такая система лучше отражает твой уровень знаний, более точная, при ней «не схалявишь». А еще, по её мнению, когда оценок всего пять, а на самом деле три, то учитель невольно натягивает оценки своим любимчикам и занижает тем, кого недолюбливает. И я с ней согласна. Когда в арсенале учителя 20 баллов, то более понятны критерии выставления оценки, поэтому выше вероятность точной и непредвзятой оценки. Каждая ошибка имеет значение. И не только ошибка.

Для того, чтобы получить оценку больше 17, нужно выдать что-то «выдающееся»: оригинальную мысль или решение. При пятибалльной системе эти усилия сложно оценить. Пятерку получает и тот, кто очень постарался, и тот, кто просто сделал добротно. Это убивает стремление делать что-то выдающееся. А четверку может в определенных случаях получить тот, у кого «есть много исправлений и нет ошибок» и тот, у кого целых три ошибки. Детям это, естественно, кажется несправедливым.

Фото: europe1.fr

Мне пришлась по вкусу система «отчётности» школы перед родителями. Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по двадцатибалльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику.

Для каждого предмета указана средняя оценка по классу - можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими

Но и это ещё не всё. Для каждого предмета указана самая низкая оценка в классе и самая высокая - так еще лучше видно, насколько хороши успехи ребёнка. Например, я вижу 14,72 по математике - может показаться, что это ниже, чем хотелось бы. Но, ознакомившись со всеми колонками, я понимаю, что с таким баллом она среди лучших.

В последней графе табеля каждый преподаватель пишет своё мнение о каждом ребёнке. Например: «Ученик очень хороший и мотивированный. Показывает прогресс, несмотря на сложности с языком, однако следует обратить внимание на почерк и оформление работ». Или: «Отличный результат, есть явные способности, которые ученик планомерно развивает». Кроме этого указано, сколько часов занятий ученик пропустил, и сколько из этих часов не подтверждено документами.

Фото: bfmtv.com

Я не знаю, насколько хорошие знания будут у моей дочери после окончания этого провинциального колледжа, но я вижу, что она ходит в него с большим желанием и удовольствием и не хочет пропускать ни дня. И считаю, такой настрой многого стоит. Иногда я даже ей завидую, например, когда она рассказывает, как проходят уроки географии, музыки и изобразительных искусств, у меня сразу возникает желание проникнуть на эти уроки в качестве учащегося.

Назад в московскую школу? Ни за что!

Я знаю, что применять угрозы - это непедагогично, но в минуты слабости, когда дочь-подросток своим поведением доводит меня до отчаянья, я иногда угрожаю отправить её назад в московскую школу. Она умоляет меня не делать этого, потому что не хочет возвращаться туда, где «ходят строем», на классном часе разучивают речёвки, где в столовой тошнотворно пахнет, а невкусную еду нужно умудриться заглотить за 10 минут. Где уборщица может «ни за что наорать», а на переменках нельзя бегать и играть в мяч, где учеников сгоняют в актовый зал, чтобы послушать выступления чиновника или священника, приехавшего на «Мерседесе» с охраной.

Прекрасная Франция - страна великих мыслителей и художников, родина таких понятий, как «права человека» и «толерантность», а также восхитительного по своей красоте языка, на котором разговаривает десятая часть населения планеты. Школа этого государства не может не иметь безупречной репутации.

Французские школы традиционно считаются достаточно строгими из-за требовательности учителей и насыщенности программы. Но в то же время в них царит свободная, удивительно непринужденная атмосфера, так что даже иностранцы очень быстро начинают чувствовать себя легко и комфортно.

В этой стране существует единая централизованная система школьного образования. Окончательно она сложилась к 60-м годам XX века, правда, формироваться начала еще в эпоху Просвещения. С 1967 года во Франции законодательно установлена обязательность среднего образования. За тем, чтобы все дети учились, строго следит государство.

Французская специфика

Власти также регулируют образовательную политику, ведают вопросами оплаты труда преподавателей, их подготовкой и наймом. Кроме того, ежегодно Министерство образования утверждает учебный план, единый для всех начальных и средних школ. Его публикуют в официальном издании Министерства - Государственном бюллетене по образованию.

Как во многих странах, учебные заведения Франции подразделяют на государственные и частные. Однако и те, и другие находятся под патронажем министерства. Большинство, естественно, составляют государственные бесплатные школы, но количество частных постоянно растет. Сейчас в них получают образование около 15 % всех учеников начальных классов и около 20 % детей, проходящих подготовку в средних учебных заведениях.

Интересно, что частные школы могут подписывать или не подписывать «контракт» с государством. При наличии такого соглашения преподаватели частных учреждений получают жалованье из казны, соответственно, стоимость обучения там на порядок ниже, чем в аналогичных заведениях, не имеющих «контракта». Еще одна особенность: родители не вправе выбирать для своих чад государственные учреждения - детям приходится посещать школы по месту жительства. Многие французы считают эту систему несправедливой, ведь школы не совсем благополучных районов, в частности иммигрантских кварталов, переполнены и не способны дать хорошего образования. Впрочем, взрослые могут послать ребенка в частное заведение, где он точно получит высококачественное образование, но за большие деньги.

У французской и российской школ есть общие черты. Например, нерадивого ученика там тоже могут оставить на второй год. Решение о том, переводить или не переводить его в следующий класс, принимает комитет, состоящий из педагогов, административного персонала и родителей. Впрочем, мать и отец ребенка имеют право оспорить вердикт. Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении работает специалист, помогающий преподавателям, детям и родителям решать не только административные, но и психологические проблемы.

Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Время каникул устанавливает опять же Министерство образования, в каждом регионе эти периоды отличаются.

В первый раз в 12-й класс

Начальное образование во Франции является обязательным и бесплатным. Уже в два-три года малыши посещают так называемые материнские школы (ecoles maternelles) - аналог наших детских садов. Здесь в течение трех-четырех лет опытные педагоги и психологи готовят ребят к поступлению в начальную школу. Но настоящими учениками дети становятся в возрасте шести лет. Причем русское выражение «первый раз в первый класс» по отношению к Франции не работает, потому что классы здесь нумеруют, начиная с 12-го, то есть первый класс заканчивают выпускники. Начальное образование занимает пять лет и состоит из трех этапов: подготовительный класс, два «элементарных» и два «средних» класса.

В 11 лет французский ребенок поступает в низшую среднюю школу, или, как у нас она называлась раньше, школу 1-й ступени. Во Франции этот уровень называется гораздо более солидно - колледж (Сollege). Здесь занимаются четыре года, отсчет классов, как уже отмечалось, ведут в обратном порядке: первый год именуют шестым классом, последний - третьим.

Четырехлетний период в колледже разбит на три цикла. Первый - адаптационный год, в течение которого ребенок привыкает к новым формам обучения и новым предметам - математике, французскому языку, истории и прочим. Следующий цикл - пятый и четвертый классы. Здесь к указанным дисциплинам добавляют физику, химию, латынь и иностранный язык. В третьем классе школьники приступают к завершающей, ориентационной фазе: на данном этапе учащийся выбирает специализацию, по которой будет получать образование в лицее.

Времена лицейские

Учебные заведения высшей средней школы во Франции называются лицеями (Lycee). Только их выпускники имеют право поступать в университеты, а потому стать лицеистом не так уж просто.

Для зачисления необходимо выполнение следующих условий:

    единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея, дальнейшей специализации и выбора квалификации; наличие рекомендации группового собрания педагогов колледжа, где учился ребенок, о зачислении его в лицей. Документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона (Inspecteur d’Academie), которая учитывает также наличие мест в региональных лицеях.

Итак, как правило, в 14–15 лет ученики колледжа становятся лицеистами. В данном образовательном учреждении обычно проходят подготовку в течение трех лет, заканчивая второй класс (Seconde), первый (Premiere) и выпускной (Terminale). Лицеи во Франции бывают нескольких категорий. Те, кто хочет быстрее начать работать, идут в профессиональный лицей (Lycee professionel, Lycee vocationnel) или в центр подготовки подмастерьев (CFA), чтобы получить знания, умения и навыки по определенной профессии. Здесь даже можно выбрать продолжительность курса: два или четыре года. Так как до 16 лет образование является обязательным, все равно как минимум два года отучиться необходимо. После этого в профессиональном лицее выдают Сертификат профессиональной квалификации (Vocationnel aptitude certificate - CAP) или Профессиональный диплом (Vocationnel - BEP). Оба эти документа дают право работать по специальности. После четырехлетнего обучения вручают Диплом профессионального бакалавра (Vocationnel baccalaureate - BAC). Имея его, можно поступать в вуз.

Однако за BAC в профессиональный лицей, практически являющийся эквивалентом нашего ПТУ или техникума, обычно не идут. Туда подают документы ребята, собирающиеся начать работать. Чтобы получить ВАС, поступают либо в общеобразовательный (General lycee), либо в технологический (Technologique lycee) лицей, где получают соответственно звания General baccalaureate (бакалавр общих наук) или Technologique baccalaureate (бакалавр технических наук).

В лицеях общеобразовательного направления наибольшее внимание уделяют филологии, экономике и естественным наукам. «Корочки», которые выдают выпускникам таких учебных заведений, различаются в зависимости от специализации: BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки) и BAC-S (естественные науки). В техническом лицее можно специализироваться на точных науках и промышленных технологиях (диплом STI), сервисе (STT), лабораторных исследованиях (STL) либо медицинском и социальном обслуживании (SMS).

Во втором классе (15–16 лет) в общеобразовательных лицеях происходит разделение на два потока. Одни школьники изучают естественные науки и математику, другие - гуманитарные науки. В первом классе (16–17 лет) гуманитарный класс подразделяется еще на два направления: первое - «литература и языки», второе - «экономика и социология».

Основными предметами на курсе «Естественные науки и математика» являются физика и математика; на потоке «Литература и языки» - французский язык, письменная и устная речь, основы информатики и математики, философия, литература. Те, кто выбрал программу «Экономика и социология», постигают экономику, математику, французский и английский языки. Кроме того, в качестве дополнительных предметов можно изучать историю искусства, биологию, предпринимательство, химию, информатику, французскую литературу, французский и иностранные языки - английский, итальянский, немецкий и испанский, а также географию, историю, право, математику, музыку, физику, психологию. Уроки продолжаются с 8:00 до 15:00, а факультативные занятия - с 15:00 до 18:00. Во многих лицеях каждую пятницу проводят контроль знаний, устраивая устный или письменный экзамен, а раз в две недели родителям отправляют отчет об успеваемости их чада.

Между прочим, сам факт обучения в лицее отнюдь не гарантирует автоматического получения диплома BAC. Его выдают только тем, кто набрал не меньше десяти баллов по итогам нескольких устных и письменных испытаний. Если оценка окажется ниже, придется сдавать вторую серию экзаменов или проходить переэкзаменовку. Тем, кому и тогда не удалось набрать проходной балл, просто выдают свидетельство об окончании средней школы. Разумеется, это очень плохо - и в вуз не поступить, да и на хорошую работу не возьмут.

Учеба в государственном лицее

Для французов бесплатна, дети иностранцев, не проживающих во Франции, имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно престижных государственных лицеях. Они расположены в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле, местечке Ферней-Вольтер (недалеко от швейцарской границы), в Ницце, Лионе и Страсбурге. Качество преподавания в каждом из этих образовательных учреждений отвечает самым высоким требованиям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что 94 % выпускников Lycee-College international de Strasbourg успешно сдают экзамены на BAC.

В страсбургском лицее наравне с французами проходят подготовку школьники из 52 стран, в том числе россияне. Для тех из них, кто недостаточно хорошо говорит по-французски, предусмотрен специальный курс интенсивного обучения языку (семь-восемь часов в неделю). Кстати, в группы набирают всего от двух до пяти человек.

В лицее практикуют индивидуальный подход. Каждую дисциплину разбивают на три уровня, и ученик нередко, скажем, по французскому языку находится на первом уровне, а по математике - на третьем. Он также способен, например, поступить в четвертый класс, но по итогам года ему разрешат перейти сразу во второй.

Для зачисления в государственный лицей иностранец должен прислать мотивационное письмо. Если администрация сочтет кандидатуру подходящей, его вызовут на собеседование. Затем придется пройти сложные отборочные тесты - надо показать хорошие знания в области французского и профильных предметов. Подготовка в государственных лицеях для иностранцев тоже бесплатна, однако за проживание, питание, а также книги и методические пособия нужно платить. Проживание в интернате при лицее с трехразовым питанием стоит примерно 6000 евро в год.

Учеба в частном лицее

Безусловно, дороже. Она обойдется примерно в 21 000–23 000 евро в год. Но частные школы - это, как правило, элитные и очень престижные заведения.

Например, Ecole des Roches просто уникальна. Она появилась более 100 лет назад как школа-пансион для детей аристократии и крупной буржуазии (в ней учились юные князья Голицыны). Сегодня Ecole des Roches - крупный международный образовательный центр, состоящий из трех структур:

1) международного интерната в Нормандии для детей от 11 до 18 лет;
2) начальной школы Ecole des Petites Roches - la Tournelle в Версале для детей 7–11 лет;
3) школы по изучению французского языка Perl в Париже для взрослых.

Еще одна знаменитая частная школа-пансион - Ecole Privee de Tersac, которая находится в окрестностях города Мейлан-на-Гаронне, между Бордо и Тулузой. Школа расположена в усадьбе XIX века на берегу Гароннского канала. Тут учатся французы и иностранцы в возрасте 12–18 лет. Заведение имеет отличные академические показатели, что объясняется высоким качеством подготовки, небольшими классами (максимум 15 человек) и современным техническим оснащением. С 12 лет все дети в обязательном порядке осваивают три иностранных языка. Главный принцип школы - гармоничное воспитание личности.

Следует упомянуть еще школу-пансион Institut Bois-Robert близ Анжера, которая стоит посреди живописного парка. Кстати, один из корпусов находится в настоящем замке. Максимальное число детей в классе тоже 15 человек. Помимо обязательного французского языка детям преподают английский, испанский, немецкий и латинский, а также изучают французскую культуру, живопись, математику.

Сентябрь – это не только месяц сбора урожая винограда. Во Франции он неизменно является месяцем, когда начинается учебный год. 4 сентября, спустя два месяца вполне заслуженных каникул, школьники и лицеисты снова радостно и в хорошем настроении приступают к учебным занятиям. Во Франции насчитывается примерно 13 миллионов учащихся. Первый день учебного года является всегда особенным днем: с одной стороны, детям хочется еще немного продлить каникулы, а с другой стороны, им не терпится встретиться со своими друзьями и познакомиться с новыми учителями.

Во Франции учебный год начинается в сентябре

На всей территории Франции установлена единая дата начала учебного года – это 4 сентября. Но так происходит не во всех странах. К примеру, в Японии дети возвращаются в школу в апреле, а в Индии в июле! Однако во Франции сроки других каникул не совпадают и зависят от зоны проживания. Антибы , например, входят в зону В, Лион в зону А, а Париж в зону С.
Когда французы говорят «начало года», они имеют в виду не только школьников. Термин la « rentrée » (с французского «начало года», «возвращение») затрагивает разные сферы деятельности: политику, журналистику, высшее образование.

К началу учебного года нужно тщательно готовиться!

В этот день ничего не происходит само по себе, к нему готовятся! Прежде всего закупаются школьные принадлежности. Обычно учителя раздают родителям списки необходимых учебников и принадлежностей, которые понадобятся на уроках. Но купить рюкзак, пенал, тетради и ручки лучше заранее иначе рискуешь провести много времени в длинных очередях.

Французская система школьного образования

Во Франции, как и во многих других странах школьное образование является обязательным до 16 лет.
После так называемой материнской школы, которая похожа на наш детский сад, дети идут в начальную школу, обучение в которой длится пять лет. В возрасте 6 лет на подготовительных курсах, они учатся читать и писать. В 11 лет они переходят в коллеж и учатся там 4 года. В конце года сдается первый школьный экзамен, который называется на французском le Brevet (экзамен на свидетельство о базовом образовании). Затем начинается обучение в лицее, которое длится три класса (второй, первый и выпускной). По окончании лицея, сдав экзамен на степень бакалавра и получив аттестат зрелости, лицеисты могут поступать в высшие учебные заведения. К этому моменту в их жизни праздник начала учебного года пройдет не один раз!!

В детский сад дети идут в возрасте трех лет, где проводят три года в разных группах: сначала в младшей группе, затем в средней, а после в старшей группе. Занятия во французском детском саду начинаются в девять часов и заканчиваются в половине пятого вечера. Малыши, как и в России, выполняют различные поделки, учатся обращаться с клеем и ножницами, рисуют, раскрашивают и лепят из глины, а также поют и танцуют. В некоторых детских садах ребятам преподают основы работы с компьютером. В младшей и средней группах после обеда тихий час. В старшей группе дети учатся читать и писать.

Начальная школа (L’ecole Primaire)

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу. Первый год обучения в этой школе называется C.P. (от французского – le cours preparatoire – подготовительный курс). По окончанию этого года дети должны уметь читать и писать. После подготовительного класса идут 4 следующих: C.E.1 (cours elementaire 1 – элементарный курс 1), C.E.2 (cours elementaire 2 – элементарный курс 2), C.M.1 (cours moyen 1 – элементарный курс 1), C.M.1 (cours moyen 2 – элементарный курс 2). Учебная неделя – пятидневная, но дети не учатся по средам и воскресеньям. Однако сейчас многие школы переходят на четырехдневную учебную неделю: в них занятий нет по средам, субботам и воскресеньям. С понедельника по пятницу занятия длятся с девяти до шестнадцати тридцати, в субботу – с девяти часов до полудня. Многие дети ходят в группу продленного дня, которая во Франции называется la garderie. В отличие от российской группы продленного дня, французская начинает свою работу утром, до начала занятий, в 8 утра и продолжает свою работу после занятий, до половины седьмого вечера.

Колледж (Le College)

Первый класс колледжа – это уже шестой год обучения. В колледж поступают после начальной школы, в возрасте 11 лет и проводят там 4 года: в шестом, пятом, четвертом и третьем классе. В отличие от российской системы, где классы идут на повышение, французские школьники в ходе обучения переходят в меньший класс. В шестом классе школьник должен выбрать иностранный язык для обучения: обычно это английский, но также может быть немецкий или испанский. В четвертом классе выбирают второй иностранный язык. Здесь выбор шире: английский, немецкий, испанский, итальянский или русский. С шестого по третий класс занятия идут всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Обеденный перерыв длится полтора часа – с полудня до половины второго. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются в половине пятого, кроме среды, когда занятия заканчиваются в полдень. Помимо иностранных языков в колледже изучают математику, французский язык, историю-географию (это один предмет во французской системе обучения), химию, физику, естествознание, есть занятия по физкультуре и музыке, труду, изобразительному искусству, правоведению, и иногда по латыни. В течение недели между занятиями у учеников есть несколько свободных часов, в течение которых они должны оставаться в школе и проводить это время в специальном классе под присмотром преподавателя, выполняя домашние задания. Помимо этой работы, французские школьники выполняют часть домашних заданий по вечерам, уже после колледжа. По окончанию колледжа, в третьем классе, все сдают экзамен, который называется le Brevet des colleges. Ученик покидает колледж в возрасте пятнадцати с половиной – шестнадцати лет.

Лицей (Le Lycee)

После колледжа французские школьники идут в колледж, где и заканчивается их обучение в школе. В лицее обучение длится три года – во втором, первом и терминальном (последнем) классе. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются обычно в половине шестого вечера. Во втором классе изучают те же предметы, что из в колледже, за исключением музыки, изобразительного искусства, права и труда. По желанию можно выбрать третий иностранный язык для изучения.
В первом классе необходимо выбрать общую специализацию: направление литературы, научное направление, экономическое или направление в области сервиса и непроизводственной сферы. Можно выбрать более узкое направление: например, медицинское, актерское или гостиничное дело. В конце первого класса учащиеся сдают экзамен по французскому языку и оценки за данный экзамен суммируются с оценками, полученными учеником в последнем терминальном классе; все оценки будут отображены в финальном дипломе по окончанию лицея. В конце обучения в терминальном классе ученики сдают бак (le bac) – экзамен по выбранной специальности. В последнем классе к имеющимся предметам добавляется философия. Средняя оценка за бак, которую получают учащиеся, 10 и более баллов из 20.

Университет (L’Universite)

Если французский школьник сдает бак с первого раза, он поступает в университет в 18 лет. Вступительных экзаменов во французские университеты не предусмотрено. По результатам бак можно выбрать университет и подать туда документы. Обычно у студентов занятия проходят не каждый день. Бывают недели, когда студенты ходят на пары не более 3-4-х дней. Предмет, который выбран студентом в качестве основного, занимает, обычно, бОльшую часть времени в обучении. Так, студенты, изучающие в университете английский язык, занимаются им около 18 часов в неделю (это зависит от университета). Почти все студенты, которые не получают стипендию, работают, чтобы оплатить свое обучение. Ранее во французской системе образования было 5 видов дипомов: le D.E.U.G., le diplome d’etudes universitaires generales (его получали спустя 2 года обучения в университете после получения бак), la Licence (3 года обучения), la Maitrise (4 года обучения), le D.E.A. (Diplome d’Etudes Approfondies) или le D.E.S.S. (Diplome d’Etudes Superieures Specialisees) после пяти лет обучения, и le Doctorat (8 лет обучения). Сейчас во Франции действует новая европейская система и дипломов всего три, их называют L.M.D. (по заглавным буквам названий дипломов): la Licence (3 года обучения после бак), le Master (5 лет обучения) и le Doctorat (8 лет обучения).