Окончания ова ева ива ыва правило. Правописание глаголов

УРОК НА ТЕМУ

«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»

Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.

Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

осен н ий ← осень вид е л ← видеть

(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ

(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне - изображение аккуратной девочки.)

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил → выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

доклад о ы вать, команд о ы вать,

Гор е и вать, наста е и вать.

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материалом.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

гор и е ватъ, доклад о ы вать

1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

↓ ↓

Ую, -юю -ываю, -иваю

↓ ↓

Ова, -ева- -ыва-, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ - горЕВАть.

командУЮ - командОВАть.

настаИВАЮ - настаИВАть.

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАтъ

командУю

командУЕешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - о, е.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - прооперирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливался - прогулМВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.

2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.

Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.

Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.

3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

5. Промежуточный контроль,

Самостоятельная работа.

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.

1. -ыва- Оправдывать - атаковать.

2. -ова Воспит..вать - торжеств..вать.

3. -ова- Лакир..вать - испыт..вать.

4. ова Доклад..вать - исслед..вать.

5. -ова- Записывать - чувств..вать.

6. -ова- Негод..вать - откус..вать.

7. -ыва- Действ..вать - образов..вать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа.

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.

Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,

расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,

высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,

склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,

проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.

Самопроверка по записи на доске:

О О Е И

Ы Ы Ы И

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.

7. Подведение итога урока

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Дополнительный материал .

Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.

9. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - _____ расход - _____

зависть - _____ участие - ________

горе - _______ сочувствие -_______

2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

обвинять - _________ копить - __________

печалиться - молчать -

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ___

покрывать лаком - _____________________________________________,

быть шефом - __________________________________________________,

принимать участие - ____________________________________________,

ездить по новым местам - _______________________________________,

проводить расследование - _______________________________________,

посылать телеграмму - _________________________________________,

дать совет -__________________________________________________ .


Тема : ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА-)

Цели:

Образовательные:

изучить правописание суффиксов глагола; гласные в суффикса -ова- (ева), -ыва- (ива); прививать любовь к русскому языку; развивать память, мышление.

Развивающие:

Развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательные:

Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умение работать в коллективе, умение слушать;

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

учебник Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, рабочие листы для учащихся, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

2.. Повторение с использованием кар­точки

«Уважаемое Словообразование».
Отвечая на поставленный вопрос, учени­ки заполняют карточку.

- Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую за­дачу?

Видеть -видел, осенний- осень

(На интерактивной доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

- Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываемся, одеваетСЯ, собирается

(Учитель открывает шторку. На другой стороне экрана - изображение аккуратной девочки.)

- Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил - выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «За­гадки Словообразования»:

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Доклад..вать, команд..вать,горевать, наста..вать.

Сообщение темы урока: «Правописа­ние суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова- (ева-), -ыва- (ива)»-.

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо вы­брать гласную букву. Должно существо­вать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материа­лом (в учебнике под ред. В. В. Бабацевой данный материал представлен в § 97).

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (ева), -ыва- (ива).

Гор..ватъ, доклад..вать

1. Ставлю глагол

в форму наст, или буд. вр.

/,-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю

-ова, -ева-- -ыва, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм запи­санные нами глаголы, вставляя пропу­щенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командЫВАть

настаИВАЮ - настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказ­ку. Такой ассоциативно-образный под­ход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффик­сы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень предан­ными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам: рассказЫВАю,

рассказЫВАешъ,

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива всегда оставались верными, постоянно при­сутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким посто­янством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива, а если стремится убежать, как колобок, то это

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Ра­бота по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с про­пусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочета­ния близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматрива­емыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - проогшрирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальти­ровали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливал­ся - прогулИВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперирова­ли, опаздывать.

2. Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола.
Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горе­вать.

Кто не умеет выполнять, не должен (пршазЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а ста­рых не теряй.

Последний глагол является «провока­ционным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать вни­мание учащихся и подчеркивают необхо­димость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограм­ма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суф­фиксе глагола.

3". Фразеологическая пауза .

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

(На интерактивной доске)

Фразеологизмы

Глаголы

подливать масла в огонь

набрать в рот воды

из кожи вон лезть

подзадоривать

безмолвствовать

усердствовать

безмо

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Следуйте за мной.

а)Закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б)откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;

в)опустите голову, резко посмотрите вниз;

г)поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д)делайте вращательные движения глаз;

Самостоятельная работа .

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и запи­сываем его в таблицу, выделяем суф­фикс.

-ыва~ Оправдывать - атаковать

-ова- Воспитывать - торжествовать.

-ова- Лакировать - испытывать.

-ова- Докладывать - исслед..вать.

-ова- Записывать - чувств..вать.

-ова- Негод..вать - откус.вать.

-ыва- Действ..вать - образовывать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

- Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если зада­ние выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку.

Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа .

Работая по алгоритму, вставьте пропу­щенные буквы.

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспраш..вать, отпляс..вать, откапывать, высчитывать, вспахивать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, проветривать, дневать и ночевать.

На интерактивной доске.

Ответы:
О О Е И

ы ы ы и

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допу­щенных ошибок.

7. Подведение итога урока и выставление оценок.

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответст­вующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..ва­ли, доказ..вали, проб..вали.

0егодня на уроке русского языка мы

образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки" без­ударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, опреде­лите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с по­мощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

9. Итог урока.

(Учитель работает с гитарой)

Итак, сделаем выводы по материалу, с которым мы сегодня работали.

10. Рефлексия.

Ребята, закончите мою фразу.

Мы сегодня повторили ……..

Мне было интересно (делать что?)

Вы все хорошо работали, молодцы. Сейчас вы сами себя оцените. Кто работал хорошо поднимите красный кружочек, а кто считает, что мог бы работать лучше -зелёный.

11. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - расход -

зависть - участие -

горе - сочувствие -

2. К данным глаголам подберите антонимы
с изученными суффиксами.

обвинять - копить -

печалиться - молчать

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ,

покрывать лаком - ,

быть шефом - ,

«Гласные в суффиксах

-ова-, –ева-, -ыва-, –ива-».

Учитель: Грошева А. В.

1 воспит_вать волю

2 исслед_вать местность

3 ступеньки поскрип_вали

4 свёрт_вать палатку

5 пожертв_вал собою

6 обрад_ваться встрече

7 рассе_вать сомнения

8 участв_вал в соревновании

9 проклад_вать теплотрассу

10 завед_вать секцией

1 израсход_вать средства

2 выздоравл_вал быстро

3 откупор_вать бутылку

4 цементир_вать дорожку

5 закап_вать лекарство

6 прокат_вать по асфальту

7 воспит_вал в строгости

8 продл_вать визу

9 перебрас_вать мяч

10 перекле_вать окна

2 корч_вать пни

3 проповед_вать добро

4 танц_вали до утра

5 проб_вать на вкус

6 треб_вал объяснений

7 расспраш_ вать о нём

8 ноч_вать у костра

9 оцен_вать результаты

10 потч_вать гостей

1 гор_вать о погибшем

2 рассматр_вал в бинокль

3 дружески совет_вать

4 рассчит_вать на успех

5 доклад_вать командиру

6 испыт_вать неловкость

7 расстёг_вать пуговицу

8 погляд_вать с интересом

9 запут_вать следы

10 подыгр_вать на гитаре

Упражнение №1. Объясните написание суффиксов глаголов. Образуйте от данных глаголов форму 1-ого лица единственного лица, укажите вид, выделите суффикс.

Упражнение № 2. От глаголов совершенного вида с помощью суффикса –ыва-(-ива-) образуйте глаголы несовершенного вида. Составьте с ними словосочетания (глагол + существительное)

Укажите тип подчинительной связи образованных словосочетаний ____________

Упражнение № 3. Образуйте от данных слов глаголы с помощью суффиксов – ива- (-ыва-) -ева- (-ова-), обозначьте орфограмму.

Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы.

Прослуш_вал записи, корч_вать пни, проповед_вать добро, проб_вать на вкус, расспраш_вать о случившемся, дружески совет_вать , рассчи_вать на успех, оцен_вать результаты, гор_вать о погибшем, треб_вал объяснений, доклад_вать командиру, расстёг_вать пуговицу,строго экзамен_вал, запут_вать следствие, подыграть на гитаре.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Суффиксы глаголов -ива-(-ыва-), -ева-(-ова-), -ва-

Правописание некоторых суффиксов прилагательных

ПРАКТИКА

Задание: выполните тестовую работу.

1. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) заворач. вать 2) огранич. вать 3) отлаж. вать 4) потч. вать

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) выпляс. вать 2) испыт. вал 3) попроб. вать 4) высчит. ваю

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) команд. вать 2) использ. вала 3) преслед. вать 4) развед. вать

4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) врач. вать 2) выпяч. вать 3) корч. вать 4) окольц. вать

5. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) передёрг. вать 2) гор. вать 3) просматр. ваю 4) подмиг. вать

6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) адрес. вать 2) догад. ваться 3) насвист. вать 4) опазд. вать

7. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) обрад. ваться 2) оборуд. вать 3) наклад. вать 4) бесед. вать

8. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) прицел. ваться 2) запечатл. вать 3) зашпакл. вать 4) размал. вать

9. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

10. В каком глаголе нет суффикса –ЕВА-

1) во. вать 2) забол. вать 3) буш. вать 4) ноч. вать

Задание: выполните тестовую работу

Выпишите все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать Б. привередл..вый В. алюмини..вый Г. успока..ваться

А. завистл…вый Б. эмал…вый В. несговорч…вый Г. плеч…вой

Выпишите все слова, где пропущена буква И?

А. налаж..вать Б. сбивч..вый В. откле..ваться Г. стержн..вой

А. фасол..вый Б. отрасл..вой В. настойч..вость Г. догадл..вый

А. вкрадч…вый Б. нож…вое (ранение) В. раскач…вать Г. продл…вать

Выпишите все слова, в которых пропущена буква И?

А. вылавл…вать Б. коч…вать В. Разговорч…вый Г. Вид…мый

А. подогр. вать Б. расспраш..вать В. приветл. вый Г. глянц..вый

Глагольные суффиксы в русском языке. Правописание глагольных суффиксов. Глагольный суффикс -ова-

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс –ова-/-ева-, –ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда – командовать;
  • проба – пробовать;
  • зависть – завидовать;
  • волнение – волноваться;
  • расход – расходовать;
  • горе – горевать;
  • беседа – беседовать;
  • участие – участвовать;
  • чувство — чувствовать;
  • сочувствие – сочувствовать;
  • штрих — штриховать.
  • Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: «Я сейчас что делаю?» Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.
  • Как видно, глагол заканчивается на –ую. В таком случае пишется суффикс –ова-/-ева-.

    Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс –ова-/-ева-:

    • Завидую – завидовать, приветствую – приветствовать, исследую – исследовать, организую – организовать, корчую – корчевать, волнуюсь — волноваться, клюю – клевать, атакую – атаковать, преследую – преследовать, использую – использовать, враждую – враждовать.
    • Морфемы –ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: откусывать.

      Суффиксы –ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

      (что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать.

      Правописание этих морфем тоже зависит от формы глагола 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: «Я сейчас что делаю?» И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», «Я сейчас заканчиваю».

      После этого определяем, что на конце – ываю/-иваю.

      Примеры слов, в которых он выделяется:

      Захлебываюсь – захлёбываться, придумываю — придумывать, замахиваюсь — замахиваться, воспитываю — воспитывать, откусываю — откусывать, отказываюсь – отказываться, обыскиваю – обыскивать, подмазываю – подмазывать, развешиваю – развешивать, раскрашиваю – раскрашивать, распиливаю – распиливать, разматываю – разматывать, растаскиваю – растаскивать, расчерчиваю – расчерчивать, расшатываю – расшатывать, разбрасываю – разбрасывать, подмигиваю – подмигивать, подвешиваю – подвешивать, испытываю — испытывать, вздрагиваю – вздрагивать, задумываюсь – задумываться.

      Суффиксы в причастиях

      Морфемы — ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

      Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

    • жир-ова-л
    • шеств-ова-л
    • гост-ева-л
    • задум-ыва-лся
    • вскак-ива-л
    • лак-иро-вал
    • вздраг-ива-л
    • вычит-ыва-л
    • прикид-ыва-л
      • жир-ова-вший
      • шеств-ова-вший
      • гост-ева-вший
      • задум-ыва-ющийся
      • вскак-ива-ющий
      • лакир-ова-вший
      • вздраг-ива-ющий
      • вычит-ыва-ющий
      • прикид-ыва-вший
      • Глагольный суффикс –ва и гласная перед ним

        В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять –ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной – ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

        Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

      • ослабеть (сов.в.) – ослабе-ва-ть (несов.в.);
      • запотеть (сов.в.) – запоте-ва-ть (несов.вид);
      • полить (сов.в.) – поли-ва-ть (несов.вид);
      • продеть (сов. в.) – проде-ва-ть (несов.вид);
      • напеть (сов.в.) – напе-ва-ть (несов.вид).
      • Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом –ва, нужно пропустить этот суффикс.

        Назревать – назреть, заболевать – заболеть, надевать — надеть, выдавать — дать, выбивать — бить, раздаваться — раздасться, запивать — запить, одеваться — одеть, перебивать — перебить, познавать – познать, вставать — встать, успевать — успеть, создавать — создать, овладевать — овладеть, зашивать — зашить, отогревать — отогреть, преодолевать — преодолеть, претерпевать – претерпеть.

        Внимание! Есть несоответствие правилу в следующих глаголах: застрять – застревать, намереваться, затмить – затмевать, продлить – продлевать.

        Суффикс –ирова-

        Если суффиксы –ыва-/-ива-, -ова-/-ева- имеют варианты, то морфема –ирова- пишется всегда одинаково. Она также образует глаголы несов. вида. Чтобы выделить этот суффикс, нужно определить производящее слово, выделить в нём основу, ориентируясь по которой, легко определить, где начинается словообразовательная морфема: группа – групп-ирова-ть.

        Обычно глаголы с этим постфиксом образуются от основы существительного и обладают значением активного, целенаправленного действия: резерв – резервировать, саботаж – саботировать, тренер – тренировать.

        Суффикс –ирова- имеет очень интересное происхождение. Одна его часть –ier- заимствованная из немецкого языка во времена правления Петра I , соединена с русским –ова-: experimentieren — экспериментировать, gruppieren – группировать, modernisieren — модернизировать, formieren — формировать.

        Примеры слов с суффиксом –ирова-:

      • изолировать;
      • лакировать;
      • лидировать;
      • ликвидировать;
      • маршировать;
      • минировать;
      • оперировать;
      • ориентировать;
      • планировать;
      • приватизировать;
      • реагировать;
      • репетировать;
      • сервировать;
      • сортировать;
      • фаршировать;
      • фотографировать;
      • цитировать.
      • Глагольный суффикс –и-

        В глаголах, сочетающихся с существительным и местоимением в винительном падеже без предлогов, обычно бывает суффикс –и-:

      • избав-и-ть (кого? что?) нас;
      • обеспеч-и-ть (кого? что?) детей;
      • обезлес-и-ть (кого? что?) местность;
      • обезвод-и-ть (кого? что?) территорию;
      • побел-и-ть (кого? что?) стены;
      • подкрас-и-ть (кого? что?) волосы;
      • черн-и-ть (кого? что?) брови.
      • Такие слова обозначают, что это действие кто-то производит по отношению к какому-то предмету. То есть это переходные глаголы.

        Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

      • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
      • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
      • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
      • побел-е-ть (от чего?) от старости.
      • В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

        Гласные перед суффиксом –л-

        Глагольный суффикс прошедшего времени –л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

        Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед –ть, сохранится и перед –л:

      • вертеть – вертел;
      • веять – веял;
      • затеять — затеял;
      • зависеть — зависел;
      • измерить — измерил;
      • каяться — каялся;
      • кланяться — кланялся;
      • лелеять — лелеял;
      • надеяться — надеялся;
      • объездить — объездил;
      • отчаяться — отчаялся;
      • приклеить — приклеил;
      • реять — реял;
      • слушать — слушал;
      • сеять — сеял;
      • чистить – чистил;
      • чуять — чуял.

      Глагольный суффикс в неопределенной форме является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед –в- и –вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

      Задание для закрепления

      Итак, когда известно, какие глагольные суффиксы в русском языке бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

      В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание орфограмм в суффиксах глаголов.

      Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

      Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

      Тест. Правописание суффиксов -ова- (-ева-) / -ыва- (-ива-) в глаголах

      В данном тесте необходимо выбрать один правильный вариант ответа на правописание суффиксов гаголов.

      Список вопросов теста

      Укажите верное продолжение правила:

      Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то.

    • в повелительном и условном наклонениях пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (ева-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ува-
    • Укажите верное написание глагола БЕСЕДУЮ в неопределенной форме.

    • Беседывать
    • Беседовать
    • Побеседывать
    • Беседовал
    • Укажите верное написание глагола РАЗГОВАРИВАЮ в прошедшем времени

    • Разговаривать
    • Разговаревал
    • Разговаревать
    • Разговаривал
    • Укажите глагол с ошибкой в правописании.

    • Беседовать с другом.
    • Необходимо складывать вещи на свои места.
    • Это правило необходимо использывать на уроках.
    • На конкурсе я декламировать рассказывать поэму.
    • Укажите строку, где в неопределенной форме глагола есть суффикс -ОВА-.

    • Завидую, воюю.
    • Рассказываю, горюю.
    • Рисую, командую.
    • Докладываю, мечтаю.
    • Укажите глагол, где в неопределенной форме глагола есть суффикс -ЕВА-.

    • Ночую
    • Советую
    • Командую
    • Опаздываю
    • Укажите верне продолжение правила:

      Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ЫВАЮ- (-ИВАЮ-), то.

    • в неопределенной форме и условном наклонении пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ува-.
    • Укажите глагол, где на месте пропуска пишется буква О.

      Варианты ответов
    • Уклад. вать
    • Салют. вать
    • Выпис. вать
    • Танц. вать
    • Попроб. вать
    • Выпляс. вать
    • Испыт. вал
    • Высчит. ваю
    • Укажите глагол, где на месте пропуска пишется буква Е.

      Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме «Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)»

      Цели урока:

      познакомиться с правописанием суффиксов -ова- (-ева- ), -ыва- (-ива- );

    научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

    I. Организационный момент

    II. Повторение. Словообразовательная разминка

    На карточках.
    Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
    ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?
    Какая приставка поможнт нам завершить действие?
    УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
    Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
    умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ
    (на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
    На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
    Объяснение нового материала.

    III. Постановка проблемы

    – Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
    В какой морфеме?

    ДОКЛАД? ВАТЬ,
    КОМАНД? ВАТЬ,
    ГОР? ВАТЬ,
    НАСТА? ВАТЬ.

    IV. Сообщение темы урока

    Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива- ) и -ова- , (-ева- ) (Приложение 1 . Слайд 1).

    – Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1 . Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1 . Слайд 3).
    Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1 . Слайд 4).
    Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1 . Слайд 5).
    – Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

    Составление инструкции для применения правила (Приложение 1 . Слайд 6).

    V. Применение алгоритма

    – «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы (Приложение 1 . Слайд 7).

    – Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)

    – Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а час, пожалуйста послушайте сказку.

    VI. Грамматическая сказка

    Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова- , -ева- , -ыва- , -ива- . Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
    Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1 . Слайд 8).
    Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
    Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
    А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у- , -ю- , оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1 . Слайд 9).
    Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива- , а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

    – Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

    VII. Закрепление нового материала

    – Это задания не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

    VIII. Работа с карточками

    Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)

    • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
    • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
    • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
    • Всякий трус любит о храбрости беседовать.
    • Новых друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне.
    • IX. Самостоятельная работа (Приложение 1 . Слайд 11)

      – Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
      – Подчеркните, пожалуйста, первые буквы каждого глагола; если правильно выполнили, то вы прочитаете вашу отметку.

      Подведение итога урока. (Приложение 1 . Слайды 15, 16)
      – Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

      X. Дополнительный материал

      Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
      Умолчать – умАлчивать (МОЛЧА)

      – Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда. Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва- , -ива- .
      Подберите проверочные слова., определите гласную в корне.

      Ослабеваю – ослабеть.
      Повелеваю – повелеть.

      В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом.суф -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом.глагола СВ. Записываем в словарики.

      XI. Домашнее задание (на карточках)

      Карточка 1

      От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфлограмму.

      Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу..ствие

      Карточка 2

      К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

      Обвинять – Копить –
      Печалиться – Молчать –

      Карточка 3

      Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

      Торжественно идти –
      Покрывать лаком –
      Быть шефом –
      Принимать участие –
      Проводить расследование –
      Дать совет –

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


      Подписи к слайдам:

      Правописание суффиксов - ева - (- ова -), -ива- (- ыва -) в глаголах Урок в 6 классе

      Какую гласную надо писать перед - ва? п одсматр.. вать о перир.. вать з агад.. вать к оманд... вать н оч.. вать

      Перепишите данные глаголы в два столбика: в один – с суффиксами - ова -, - ева - , в другой – с суффиксами -ива-, - ыва - . Участвовать, обманывать, выздоравливать, любопытствовать, горевать, завидовать, рассказывать, советовать, обдумывать, воевать.

      Поставьте каждый из этих глаголов в форму 1-го лица ед. числа настоящего времени Разгадывать – разгадываю б еседовать – беседую.

      Сравните глаголы. Чем они отличаются? в ыздоравл ива ть – выздоравл ива ю о бдум ыва ть - обдум ыва ю з авид ова ть – завид ую с овет ова ть - совет ую -ива-, - ыва - - ова -, - ева -

      Ответ-правило: Если в глаголах настоящего или будущего времени нет суффикса (суффикс выпадает), то пишется - ова -, - ева - , а если суффикс сохраняется, пишется -ива-, - ыва - .

      Ставлю глагол в форму 1-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени и смотрю, на что оканчивается: н а - ываю (- иваю) Вывод: п ишу - ыва -, -ива- . на - ую (- юю) Вывод: п ишу - ова -, - ева - .

      Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ива- , - ыва - или - ова -, - ева - Вести беседу, проводить исследование, испытывать зависть, проводить демонстрацию (опыта), вести расследование, проявлять настойчивость, отдавать приказ, давать совет, принимать участие, выражать сочувствие, делать ремонт, хранить безмолвие, осуществлять контроль.

      От данных существительных образуйте глаголы прошедшего времени с помощью суффиксов - ива-, - ыва - или - ова -, - ева - Интерес Аплодисменты Редакция Расход Упаковка Зарисовка Загадка Остановка Доклад Интерес ова лся Аплодир ова л Редактир ова л Расход ова л Упаков ыва л Зарисов ыва л Загад ыва л Останавл ива л Доклад ыва л

      Вставьте по смыслу пропущенные слова. Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если … Как все …, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел … самые загадочные преступления. Скоро сказка …, да не скоро дело делается. Дельфины высоко … из воды и … рыбу из рук человека. При неудачах не стоит …, надо всегда надеяться на лучшее.

      Проверьте: Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если проигр ыва л. Как все обрад ова лись, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел расслед ова ть самые загадочные преступления. Скоро сказка сказ ыва ется, да не скоро дело делается. Дельфины высоко выпрыг ива ют из воды и выхват ыва ют рыбу из рук человека. При неудачах не стоит отча ива ться, надо всегда надеяться на лучшее.

      Что необходимо запомнить?


      Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

      Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

      Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

      Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

      • команда - командовать;
      • проба - пробовать;
      • зависть - завидовать;
      • волнение - волноваться;
      • расход - расходовать;
      • горе - горевать;
      • беседа - беседовать;
      • участие - участвовать;
      • чувство - чувствовать;
      • сочувствие - сочувствовать;
      • штрих - штриховать.

      Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

      • я сейчас танцую;
      • я сейчас рисую.

      Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

      Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

      • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

      Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

      Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

      (что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

      Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

      После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

      Примеры слов, в которых он выделяется:

      Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

      Суффиксы в причастиях

      Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

      Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

      Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

      В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

      • ослабе-ва´-ть;
      • запоте-ва´-ть;
      • поли-ва´-ть;
      • проде-ва´-ть;
      • напе-ва´-ть.

      Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

      • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
      • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
      • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
      • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
      • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

      Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

      Суффикс -е-

      Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

      • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
      • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
      • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
      • побел-е-ть (от чего?) от старости.

      В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

      Гласные перед суффиксом -л-

      Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

      Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

      • вертеть - вертел;
      • веять - веял;
      • затеять - затеял;
      • зависеть - зависел;
      • измерить - измерил;
      • каяться - каялся;
      • кланяться - кланялся;
      • лелеять - лелеял;
      • надеяться - надеялся;
      • объездить - объездил;
      • отчаяться - отчаялся;
      • приклеить - приклеил;
      • реять - реял;

      • слушать - слушал;
      • сеять - сеял;
      • чистить - чистил;
      • чуять - чуял.

      Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

      Задание для закрепления

      Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

      В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

      Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

      Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.