Опоясывающая рифма примеры. Перекрестная рифма Что такое парные рифмы

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) -

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) -

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

ПЕРЕКРЕ´ СТНАЯ РИ´ ФМА - наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab:

Близился сизый закат.

Воздух был нежен и хмелен,

И отуманенный сад

Как-то особенно зелен.

(Ин. Анненский)

Ой, полна, полна коробушка,

Есть и ситцы и парча.

Пожалей, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча!

(Н. Некрасов)

В русской виршевой и народной поэзии принята смежная рифма .

  • - в ионосфере- то же, что Люксембург - Горъковский эффект...

    Физическая энциклопедия

  • - ПЕРЕКРЕ´СТНАЯ РИ´ФМА - наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab: Близился сизый закат. Воздух был нежен и хмелен, И отуманенный сад Как-то особенно зелен...

    Поэтический словарь

  • - "...Перекрестная контаминация - возможное загрязнение исходного сырья, материалов, полупродукта или готового продукта во время производства другим видом сырья, полупродукта или готового продукта.....

    Официальная терминология

  • - ПЕРЕКРЕСТНАЯ модуляция - взаимная модуляция двух или большего числа колебаний вследствие их взаимодействия в нелинейных устройствах или при распространении в пространстве с нелинейными свойствами...

    Большой энциклопедический словарь

  • Медицинская энциклопедия

  • Медицинская энциклопедия

  • - см. Гемианестезия альтернирующая...

    Большой медицинский словарь

  • - гемиатрофия, характеризующаяся уменьшением лица с одной стороны, а туловища и конечностей - с другой...

    Большой медицинский словарь

  • - сочетание центральных параличей одной руки и противоположной ноги; наблюдается при одностороннем поражении продолговатого мозга, на уровне перекреста пирамидных путей...

    Большой медицинский словарь

  • - Д., при которой изображение, относящееся к правому глазу, проецируется слева, а относящееся к левому, - справа; наблюдается при нарушении функции глазодвигательных мышц, приводящих глазное яблоко...

    Большой медицинский словарь

  • - И. в результате взаимного обмена возбудителями среди лиц, находящихся в тесном контакте...

    Большой медицинский словарь

  • - взаимная переуступка, предоставление лицензионных прав юридическими лицами...

    Словарь бизнес терминов

  • - взаимная переуступка прав юридическими лицами при заключении лицензионного соглашения...

    Большой экономический словарь

  • - оговорка в тексте договора о ссуде, предусматривающая, что неплатежеспособность заемщика по каким-либо иным займам будет рассматриваться как неплатежеспособность и по той ссуде, при предоставлении которой вводится...

    Большой экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - Попадать/ попасть в перекрёстную. Прост. Устар. Оказываться в сложном, неприятном или опасном положении. Ф 2, 74...

    Большой словарь русских поговорок

"перекрестная рифма" в книгах

Рифма

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

Рифма Выбор рифмы Для несозданных стихов - Это выбор Для невесты женихов, Это выбор Между бранью и мольбой, Это выбор Между пулей и

Елена Скульская Перекрестная рифма

Из книги Малоизвестный Довлатов. Сборник автора Довлатов Сергей

Елена Скульская Перекрестная рифма Письма Сергея Довлатова - В этих письмах нет ничего личного, кроме стиля, - так, мне кажется, сказал бы о них Сергей Довлатов, разрешая публикацию. И вот спустя одиннадцать лет мне передают коробочку темного цвета шиповника, на

Рифма

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Рифма Рэп открыл еще одно обширное поле для конкуренции. Поскольку диджеи воровали друг у друга самые классные треки, их плей-листы становились все более схожими (единстенное исключение представлял, пожалуй, Бамбата). Диджей нашел новый способ выделиться, пригласив ярких

Рифма

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Рифма – Рифма – это что-то механическое, она не имеет отношения к поэзии, – объясняет мне пожилой японец, сотрудник популярной газеты «Майнити». – В том, что вы называете «европейской поэзией», много правил, которые можно вызубрить и сочинять стихи. Да что там люди –

«Перекрёстная проверка» мнений и оценок

Из книги Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России автора Радаев Вадим Валерьевич

«Перекрёстная проверка» мнений и оценок Несколько слов по поводу характера используемой информации. Основным типом полученных данных в нашем исследовании являются оценки участниками рынка позиций своей компании и отношений с контрагентом, зафиксированные в

Перекрестная запись идей

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Перекрестная запись идей ЦЕЛЬ ИГРЫИногда самая лучшая идея представляет собой компиляцию нескольких разных идей. Перекрестная запись идей (Brainwriting) – это простейший способ генерации идей в группе, обмена ими и построения на их основе чего-то большего. Одна голова хорошо,

Рифма

Из книги Энциклопедический словарь (Р) автора Брокгауз Ф. А.

Перекрёстная модуляция

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Рифма

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

13. Рифма

Из книги Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина автора Набоков Владимир

Перекрестная продажа

Из книги 111 способов повысить продажи без увеличения затрат автора Сафин Айнур

Перекрестная продажа Очень действенным методом увеличения суммы среднего чека является cross-sell («перекрестная продажа»), подразумевающая предложение покупателю сопутствующих товаров и услуг, логично дополняющих уже выбранные клиентом. Например, при покупке ноутбука

ПРИЛОЖЕНИЕ Перекрестная аллергия по семействам

Из книги Аллергия. Как ее победить. Простые и эффективные методы держать аллергию под контролем автора Пигулевская Ирина Станиславовна

ПРИЛОЖЕНИЕ Перекрестная аллергия по семействам Семейство Березовые: береза, ольха, лещина (орешник).Семейство Ивовые: тополь, ива (верба).Семейство Сосновые: сосна, ель, кедр, лиственница.Семейство Буковые: бук, дуб, каштан.Семейство Масличные: ясень, форзиция, сирень,

Приложение 1 Перекрестная аллергия по семействам

автора

Приложение 1 Перекрестная аллергия по семействам Если у человека есть аллергия на какое-либо одно растение, то очень вероятно, что он будет реагировать и на другие растения этого семейства. Кроме того следует иметь в виду, что некоторые растения используются в народной

Приложение 2 Перекрестная пищевая аллергия

Из книги Аллергия. Народные способы лечения автора Константинов Юрий Михайлович

Приложение 2 Перекрестная пищевая аллергия Аллергия на пыльцу деревьев Люди с аллергией на пыльцу деревьев (берёза, ольха, лещина, дуб, вяз, клён) часто не переносят:– березовый сок,– косточковые: сливы, персики, нектарины, абрикосы, вишня, черешня, маслины,

Интегральная перекрёстная тренировка

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

Интегральная перекрёстная тренировка Обычная перекрёстная тренировка плоская. Вы занимаетесь немного аэробикой, немного – поднятием тяжестей и ещё, возможно, йогой, но всё это происходит лишь на физическом уровне. Что, если мы применим принцип перекрёстной тренировки

Под системой рифмовки понимается последовательность, в которой расположены в стихотворении строки, чьи окончания имеют схожее звучание. Использование в стихотворении только одной такой последовательности не является строго обязательным. Применяя различные чередования рифмованных строк, автор может добиться оригинального, нестандартного звучания всего стихотворения.

Наиболее распространенной является смежная система рифмовки, когда парные строки располагаются последовательно, друг за другом , то есть автор сначала «закрывает» одну рифму и только потом переходит к следующей. Стихотворения, написанные с использованием смежной рифмовки, отличаются быстрым темпом и высокой динамикой.

Многие авторы выбирают перекрестную рифмовку . В этом случае созвучные строки располагаются «через одну», то есть вводятся сразу две рифмы. Перекрестная рифмовка не считается сложным способом организации парных строк в стихотворении, более того, применяя ее, авторам проще передавать нужный эмоциональный настрой, легче выбирать ритмический рисунок.

Опоясанная, охватная или кольцевая схема рифмовки довольно известна, но применяется она гораздо реже , по сравнению со смежной и перекрестной. Пары рифмованных строк в этом случае располагаются таким образом, что первая из них как бы «разбивается», одна ее строка открывает, а другая - закрывает четверостишие. Вторая пара размещается между ними и остается неделимой. Эта система рифмовки является довольно сложной, однако ее применение придает особую выразительность стиху.

Более сложные схемы рифмовки, как правило, обозначаются общим термином «сплетенная рифма» . Под это определение попадают стихи, где в группах сток рифмованные пары используются не два, а три раза, или, где используется не две, а три и более рифмы. Сплетенные рифмы довольно сложны в использовании, зато они позволяют создавать стихотворения, необычные по звучанию. Однако прежде чем начинать эксперименты с подобными системами рифмовки, стоит освоить более простые способы чередования строк с созвучными окончаниями.

Рифма и ее разновидности

Системы рифмовки

Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб ) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов ).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб )

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба )

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой.

И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв , абввба и др.

Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои.

В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.


Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В разделе на вопрос Приведите пожайлуста примеры перекрестной опаясывающей рифмовки из знакомых стихотворений заданный автором Осознать лучший ответ это ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ рифма - рифмуются первая и вторая, третья и четвёртая строки. Такую рифму ещё называют смежной, парной. Вспомним известное стихотворение Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.. .
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. .
ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифма - рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(М. Ю. Лермонтов) .
Такой способ рифмовки - самый распространённый в русской поэзии.
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ рифма - рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки:
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
(Е. А. Баратынский) .
Из параллельной рифмы можно сделать перекрёстную или опоясывающую и наоборот.
подробнее здесь...