Основания возникновения образовательных отношений. Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение): составляем правильно Статья 54 договор об образовании

Статья 54 . Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. Автор неизвестен

Статья 54. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее – поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 20. 19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) –влечет наложение административного штрафа в размере от

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно – территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно – территориальном образовании (ЗАТО) – влечет наложение административного штрафа в

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 27. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) -влечет наложение административного штрафа в размере от

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

56. Полномочия представительных органов по принятию решении об образовании целевых внебюджетных фондов Представительные органы вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов, в которые включаются: 1) добровольные взносы и пожертвования граждан,

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г Уважаемые читатели! Если у вас в руках оказался бракованный экземпляр либо возникли иные претензии к издателю, просим вас обращаться на горячую линию 411-68-99 к ответственному

Из книги Лицензирование образовательной деятельности. С комментариями специалистов автора Шибелева Валентина Васильевна

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 1. В Российской Федерации выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании 1. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации 1. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения

Из книги автора

Лицензирование образовательной деятельности Закон РФ «Об образовании» Положение о лицензировании образовательной деятельности Формы представления сведений C комментариями В. В. Шибелевой Валентина Васильевна Шибелева – заместитель директора Московского центра

Из книги автора

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ,

Из книги автора

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств С конца 80-х годов Украина в одностороннем порядке стала стремиться расширить и

Из книги автора

Вопрос 98. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая

Из книги автора

Вопрос 105. Договор займа. Кредитный договор. Товарный и коммерческий кредит. Договор финансирования под уступку денежного требования. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные

Из книги автора

Вопрос 108. Договор поручения. Договор комиссии. Агентский договор. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным,

Стоит отметить, что ситуации могут быть различными: от направления работника в высшее учебное заведение для получения дополнительного образования, до направления на различные курсы переподготовки. В таком случае работодатель вынужден заключить договор с образовательной или иной организацией, оказывающей соответствующие услуги по обучению. Оказание образовательных услуг регламентировано положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Положения закона содержат перечень существенных условий договора на обучение. Необходимо отметить, что при заключении договора на обучение стороны не могут устанавливать правила, ограничивающие права поступающих и обучающихся по сравнению с тем, как они сформулированы законом. В данной статье мы рассмотрим особенности заключения и проверки договора об оказании платных образовательных услуг. Как и в предыдущей статье, давая рекомендации, мы будем использовать алгоритмы предлагаемые программой , представляемой правовой системой .

1. Преамбула

В преамбуле договора необходимо указать наименование сторон - кто является исполнителем, а кто заказчиком, а также указать лиц, уполномоченных действовать от их имени при заключении договора на обучение. Исполнителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие образовательные услуги. Если исполнителем является некоммерческая организация, то ее учредительные документы должны предусматривать возможность осуществления деятельности, приносящей доход, данная деятельность должна соответствовать целям создания организации, а также некоммерческая организация должна иметь достаточное имущество для оказания образовательных услуг. Исполнитель может быть, как образовательной организацией (профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования, организация дополнительного профессионального образования), так и организацией, осуществляющей обучение, но не имеющей статуса образовательной. Целесообразно в договоре также отразить сведения о наличии у исполнителя аккредитации на предоставление услуг по соответствующей образовательной программе. Учитывая изложенное, для заказчика разумно предпринять меры по проверке учредительных документов и наличия аккредитации у исполнителя. На стороне заказчика может выступать любое дееспособное лицо, как физическое, так и юридическое, заказывающее услуги. Договор на образование может заключаться непосредственно лицом, которое будет проходить обучение, или представлять собой договор об оказании образовательных услуг третьему лицу (обучающемуся). В таком случае заказчик несет обязанность по оплате, но получает услугу обучающийся. Указанное предполагает возможность заключения трехстороннего соглашения. В преамбуле такого соглашения помимо исполнителя и заказчика указывается, кто является обучающимся, а также лицо, уполномоченное действовать от его имени при заключении договора.

2. Предмет договора


Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение) представляет собой соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги, а вторая сторона (заказчик) обязуется оплатить эти услуги. Таким образом, предметом договора является оказание услуг по обучению. Если договор предусматривает обучение по образовательной программе, то в данном разделе необходимо отразить ее вид, уровень или направленность. Обучение может осуществляться по основной (вид: подготовка квалифицированных рабочих или служащих, подготовка специалистов среднего звена) или по дополнительной образовательной программе. Направленность может быть определена в договоре путем указания на профессию, специальность, присваиваемую квалификацию или иным образом. Если же договор предусматривает оказание разовых услуг (проведение лекций или семинара), то необходимо описать их содержание и объем. Характер оказываемых услуг может быть описан, как непосредственно в тексте дого вора, так и быть вынесен в отдельное приложение. В данном разделе договора стороны определяют наличие итоговой аттестации, а также форму ее проведения. В случае необходимости в договоре можно отразить получение обучающимся, не прошедшим итоговую аттестацию, справки об обучении. Если обучающиеся не является стороной заключаемого договора, то стороны должны согласовать в тексте договора или в приложении к нему сведения об обучающихся, а также предъявляемые к ним требования (уровень образования, опыт работы, возраст и т. д.) В договоре отражается наличие и формы контроля обучающихся, а также рассматривается вопрос о получении обучающимися документов, подтверждающих прохождение обучения.

3. Сроки оказания услуг


Срок оказания образовательных услуг (продолжительность обучения) является существенным условием договора на обучение. Указанное обстоятельство означает, что если стороны не согласуют срок, то договор может быть признан не заключенным, а значит, заказчик, равно как и исполнитель, не вправе будет требовать выполнения условий договора другой стороной. В данном разделе необходимо согласовать момент начала течения срока (периода обучения), а также момент окончания срока обучения. Также стороны вправе определить промежуточные сроки. Момент начала течения срока может быть определен путем указания на календарную дату или событие (например, внесение заказчиком аванса, подписание договора). Аналогично определяется и момент окончания периода обучения.

4. Порядок оказания услуг


Данный раздел договора предполагает согласование сторонами следующих условий: форма и место оказания услуг, применяемые при оказании услуг технологии, расписание занятий, допустимость привлечения субисполнителей, порядок оформления результатов оказания услуг, порядок зачисления обучающихся на обучение, обязанности обучающегося. При заключении договора на обучение по образовательной программе стороны определяют форму обучения (очная, очно-заочная или заочная), а также допустимость применения электронного обучения и дистанционных технологий. Несомненно, применение последних методов может быть крайне удобно для заказчика-работодателя, более того часто дистанционное обучение предполагает несение существенно меньших затрат по сравнению с обучением, предусматривающим присутствие обучающегося в месте оказания услуг. Однако заказчик образовательных услуг должен учитывать, что Минобрнауки РФ устанавливает перечень профессий, при обучении которым не могут использоваться исключительно электронное обучение или дистанционные технологии. Существенное значение может иметь условие о том, кто (исполнитель или заказчик) предоставляет оборудование и программное обеспечение для прохождения обучения. Во избежание конфликтов, целесообразно определить это в тексте договора. Также необходимо отразить, какие методические материалы и доступ к каким информационным ресурсам (библиотека, архив) предоставляет исполнитель. Учитывая тот факт, что обучение может происходить в период выполнения работником своих трудовых функций, заказчик может быть заинтересован в согласовании расписания занятий. В таком случае расписание и интенсивность нагрузки отражаются сторонами в тексте договора или в приложении к нему. Далеко не весь объем образовательной услуги может быть оказан исполнителем самостоятельно. Например, отдельные семинары могут проводить приглашенные исполнителем лица. Для урегулирования подобных ситуаций в договоре стороны вправе предусмотреть допустимость привлечения третьих лиц к оказанию образовательных услуг (субисполнителей), а также установить перечень допустимых субисполнителей и требования, предъявляемые к ним. Если в договоре стороны не отразили требования к третьим лицам, привлекаемым исполнителем для оказания услуг, то право выбрать субисполнителя предоставляется исполнителю. Заказчик в таком случае не сможет оказать влияние на выбор привлекаемого к исполнению лица. Еще одно условие, которое стороны должны согласовать в данном разделе договора, касается порядка оформления результатов оказания услуг. Как правило, речь идет о подписании акта оказанных услуг. Он может подписываться как по окончании всего периода обучения, так и по окончании промежуточных сроков, согласованных сторонами (месяц, семестр, год). Стороны определяют требования к форме и содержанию акта, а также к лицам, уполномоченным на его подписание. Допустимо согласование формы акта оказанных услуг. Целесообразно установить в договоре сроки подписания акта, а также допустимость составления одностороннего акта в случае уклонения другой стороны от его подписания.

5. Качество услуг


В данном разделе договора стороны согласовывают требования, предъявляемые к качеству оказываемых образовательных услуг. В частности, стороны вправе указать, что услуги должны соответствовать обязательным требованиям или требованиям, содержащимся в нормативных документах. Также стороны могут согласовать собственные требования путем указания на уровень профессиональной подготовки, порядок проведения занятий, организацию процесса и результаты оказания услуг. Требования к проведению занятий могут заключаться в строгом соблюдении образовательной программы, применении определённых образовательных приемов и методов обучения, простоте и доступности изложения материала. Организация учебного процесса включает в себя условия о достаточном материально-техническом обеспечении учебного процесса, надлежащем учебно-методическом обеспечении, состоянии аудиторий, доступности информации о времени и месте проведения занятий, доступе заказчика к информации о посещаемости и успеваемости обучающихся. Треб ования к результату оказания услуг могут быть сформулированы путем указания на успешное прохождение обучающимися итоговой аттестации, экзамена, зачета. Оказанные услуги могут не соответствовать согласованным сторонами требованиям к качеству. В связи, с чем в договоре целесообразно предусмотреть последствия оказания услуг ненадлежащего качества. Речь может идти о безвозмездном устранении недостатков (в таком случае в договоре указывается срок на устранение) или в возмещении расходов заказчика на устранении (тогда в договоре должен быть согласован срок выплаты возмещения).

6. Цена услуг


Условие о цене является существенным условием договора об оказании платных образовательных услуг. Таким образом, стороны не могут обойти его вниманием. Оплата может осуществляться как в денежной форме, так и путем иного встречного предоставления (оказание услуг, выполнения работ и т. д.) Если условия договора предполагают выплату денежной суммы, то стороны определяют валюту, в которой выражена цена. Цена может быть согласована сторонами путем указания на фиксированную сумму, на применяемые тарифы или путем указания на тарифы (цены) на аналогичные услуги, установленные государственным или муниципальным органом. Если объем услуг значителен, стороны могут согласовать составление сметы. Учитывая тот факт, что образовательные услуги могут оказываться в течение значительного промежутка времени, в договоре разумно согласовать условие о порядке и пределах изменения цены в связи с инфляцией или ростом курса валюты, в которой выражена цена. В условиях нестабильности курса целесообразно избегать установления цены в иностранной валюте. Как уже отмечалось выше, оказание образовательных услуг сопряжено с использованием оборудования, учебно-методических материалов и т. д. В данном разделе стороны согласовывают условие о включении издержек исполнителя в цену договора или порядок компенсации данных расходов.

7. Оплата услуг


В данном разделе стороны определяют порядок и сроки оплаты услуг исполнителя заказчиком. Так как договор оказания платных образовательных услуг может заключаться на значительный срок, то оплата может производиться частями по истечении расчетного периода (месяц, неделя и т. д.) Оказание услуги может быть авансировано. При использовании предварительной оплаты стороны могут согласовать условие об уплате процентов за пользование коммерческим кредитом. Однако на практике условие о коммерческом кредите редко включаются в договор, так как все риски, которые связаны с предварительной оплатой, могут быть урегулированы за счет уменьшения цены. В договоре также может быть установлено условие об оплате после оказания услуг или смешанном порядке оплаты. В данном разделе должен быть согласован порядок осуществления расчетов. Как правило, используется безналичная форма расчетов посредством платежных поручений. Но стороны могут использовать и иные способы осуществления расчетов. Независимо от выбранной формы безналичного расчета стороны должны определить момент, когда заказчик считается исполнившим обязанность по оплате. Договор может предусматривать условие об оплате оказанных образовательных услуг путем иного встречного предоставления (передача вещи, выполнение работ или оказание услуг). В указанных случаях в данном разделе договора необходимо согласовать порядок и сроки совершения необходимых действий, а также требования, предъявляемые к качеству встречного предоставления.

8. Ответственность сторон


В данном разделе стороны согласовывают условия наступления и размер ответственности за нарушение договора об оказании платных образовательных услуг. Наиболее распространённой мерой ответственности является неустойка. Как правило, заказчик допускает нарушение срока оплаты оказываемых образовательных услуг. Однако могут быть допущены и иные нарушения, влекущие обязанность уплатить неустойку. Например, непредставление необходимого оборудования или программного обеспечения, если соответствующая обязанность возложена договором на заказчика. В свою очередь, исполнителем могут быть допущены следующие нарушения условий договора: привлечение к оказанию услуг третьих лиц при наличии согласованного сторонами запрета или привлечение несогласованного сторонами субисполнителя, просрочка оказания услуг (может быть допущено нарушение срока начала или окончания оказания услуг, а также промежуточных сроков, согласованных сторонами при заключении договора), просрочка безвозмездного устранения недостатков, а также просрочка возмещения расходов заказчика на устранение недостатков. Стороны должны согласовать предельный размер подлежащей выплате суммы неустойки, а также соотношение убытков и неустойки. А так же установить порядок компенсации убытков, возникающих у одной из сторон при нарушении условий договора.

9. Изменение и расторжение договора


В данном разделе стороны согласовывают условия и порядок прекращения и изменения договора на образование. Рассматривается возможность изменения и расторжения договора по соглашению сторон или в судебном порядке. Необходимо отметить, что условие о порядке изменения и расторжения договора об оказании платных образовательных услуг является существенным. Стороны определяют основания для расторжения договора в судебном порядке, т. е. перечисляют те нарушения условий договора, которые они считают существенными. Среди нарушений, допущенных исполнителем, которые могут дать заказчику возможность требовать расторжения договора, могут быть названы нарушение сроков оказания услуг или привлечение третьих лиц к исполнению при наличии запрета. Исполнителю также может быть представлено право требовать расторжения договора, например, при нарушении заказчиком сроков оплаты оказанных услуг (невнесение аванса, нарушение промежуточных сроков оплаты). Также стороны могут включить в текст договора положение закона о праве заказчика отказаться от исполнения договора в случае наличия существенных недостатков оказываемых услуг, а также в случае не устранения исполнителем допущенных нарушений.

10. Разрешение споров


В данном разделе стороны определяют порядок разрешения возникающих противоречий. Стороны указывают суд, полномочный рассматривать все возникающие споры. Целесообразно согласовать в договоре претензионный порядок рассмотрения противоречий. Для этого требуется согласовать порядок и срок направления претензии и ответа на нее. Если в договоре стороны установили обязательное направление претензии до обращения в суд, то несоблюдения претензионного порядка препятствует обращению в суд.

11. Заключительные положения


В заключительных положениях указывается срок действия договора. Целесообразно указать, что, независимо от указанного в договоре срока, возникшие из договора обязательства продолжают существовать до момента их исполнения (например, обязанность по оплате услуг). Стороны вправе установить порядок и сроки ознакомления обучающихся с условиями договора на обучение. В данном разделе также указывается порядок направления юридически значимых сообщений (писем, претензий). Как отмечалось, получить полностью составленный договор, аналогично вышеуказанным этапам, можно использовав программу КонсультантПлюс «Конструктор договоров» . Автор благодарит юрисконсульта ОАО "ИФЗ" Надежду Брагинец за помощь в подготовке материала.

Договаривающимися являются отношения, урегулированы сторонами с помощью договора. Договоры имеют достаточно широкую сферу применения в области образовательной деятельности, однако, по нашему мнению, случаи их применения можно условно разделить на три группы: 1) использование договоров для оформления основного вида деятельности учебного заведения - сюда можно отнести договоры об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями; 2) другие сферы применения договоров в области высшего образования (научная и научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность учебных заведений); 3) закупка товаров, работ и услуг для обеспечения хозяйственных нужд учебных заведений. При рассмотрении данной темы студентам следует обратить внимание, прежде всего, на первую из вышеуказанных групп договоров.

Договорные отношения с участием учебных заведений регулируются нормами гражданского и хозяйственного права в зависимости от их направленности и субъектного состава (например в первом случае сторонами договора могут быть учебное заведение и студент, во втором - учебное заведение и субъект хозяйствования). В своей фундаментальной работе, посвященной исследованию правового регулирования услуг (в том числе образовательных), российская исследовательница Л. В. Санникова довольно убедительно обосновывает в целом гражданско-правовую природу договора о предоставлении образовательных услуг, поскольку он основан на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности сторон .

Соглашаясь с предыдущими исследователями, В частности. И. Шкатуллою, Г. Г. Валеев, определяет договор о предоставлении образовательных услуг как центральный институт педагогических отношений и образовательного права . В учебном пособии указанного автора довольно значительное внимание уделяется рассмотрению мнений разных ученых относительно правовой характеристики договора о предоставлении образовательных услуг, анализируются юридические особенности образовательных услуг .

Вместе с тем, необходимо учитывать, что не всегда образовательные правоотношения возникают на основании договора. Отношения между учебным заведением, учеником и его родителями могут быть двух видов: командно-административными и договорными (в которых стороны выступают равноправными партнерами) . Например, ст. 18 Закона Украины "Об общем среднем образовании" предусматривает, что зачисление учеников в общеобразовательное учебное заведение проводится приказом директора, который издается на основании заявления . Так же не содержит указания на обязательные договорные основания зачисления Закон Украины "О высшем образовании" , Закон Украины "О дошкольном образовании" . Закон Украины "Об образовании" вспоминает о подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров согласно заключенным договорам в контексте дополнительных источников финансирования учебных заведений (ч. 4 ст. 61) . В связи с этим существует мнение, что договор о предоставлении платных услуг может применяться в сфере образования лишь за пределами отношений бесплатного образования . Однако Порядок трудоустройства выпускников профессионально-технических учебных заведений, подготовка которых проводилась по государственному заказу, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784 содержит Приложение 2 - Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, заключается именно в случае подготовки физического лица за государственным заказом . Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. № 992 "О Порядке трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу" утверждено Типовое соглашение о подготовке специалистов с высшим образованием . Таким образом, можем сделать вывод, что договорный порядок предоставления образовательных услуг может быть применен в случае их предоставления негосударственными образовательными учреждениями (дошкольными и общеобразовательными), и, как правило, всегда при получении высших уровней образования.

В случае оказания образовательных услуг без договора такие отношения регулируются в основном административными методами.

Необходимо рассмотреть образовательную услугу как предмет договора о предоставлении образовательных услуг. Для этого, прежде всего, стоит ознакомиться с общими положениями договоров об оказании услуг, определены главой 63 ГК Украины. Согласно ст. 901 ГК Украины, по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязывается оплатить исполнителю отмеченную услугу, если другое не установлено договором.

Главные особенности услуг заключаются в их направленности на человека, на удовлетворение его потребностей, в отсутствии определенного вещевого их результата. При услугах продается не сам результат, а действия, которые к нему привели (или должны привести).

Сущность образовательной услуги Л. В. Санникова раскрывает как деятельность по обучению и воспитанию, состоящая в передаче знаний, умений и навыков, направленную на развитие духовного состояния личности ученика/студента .

Следует подробно остановиться на характеристике формы и содержания договоров о предоставлении образовательных услуг, порядка формирования их условий. При этом следует учитывать, что приказом Министерства образования и науки Украины от 11 марта 2002 г. № 183 утвержден Типовой договор об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями . Таким образом, все договоры в исследуемой сфере должны заключаться исключительно с учетом положений типового договора. В случае отклонения от его требований к таким правоотношениям все равно могут быть применены положения типового договора как обычаи делового оборота. Однако это касается только правоотношений, которые возникают в связи с предоставлением образовательных услуг на платной основе. Поскольку со студентами, которые учатся в ВУЗАХ и ПТУ по государственному заказу заключаются договоры на других условиях и с немного иным обязательствам таких студентов. Постановления Кабинета Министров Украины, которыми утверждены типовые формы таких договоров, было приведено выше (№ 784, № 992). Для всех типовых договоров обязательна письменная форма их заключения (в двух или трех экземплярах). При заключении договоров о предоставлении образовательных услуг может использоваться правовая конструкция договора в пользу третьих лиц.

Содержание договора составляют условия, определяемые по усмотрению сторон и согласованные ими, и условия, которые являются обязательными согласно актам гражданского законодательства. Собственно, это те условия, на которых стороны согласились выполнять договор . Различают несколько видов условий договора - важные (без согласования которых договор не может считаться заключенным), обычные (которые получили такое название ввиду того, что урегулированы законодательством, поэтому прописывать их не обязательно, однако в некоторых случаях могут быть изменены договором) и случайные. Договором может быть установлено, что его отдельные условия определяются согласно типовым условиям договоров определенного вида, обнародованных в установленном порядке.

Согласно ст. 638 ГК Украины договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия из всех существенных условий договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия договора о предоставлении образовательных услуг можно определить, ознакомившись с положениями гражданского законодательства и условиями соответствующих типовых договоров. Основным существенным условием гражданско-правового договора является его предмет. Раздел 1 Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями, утвержденного приказом МОН Украины от 11 марта 2002 г. № 183 предусматривает определение предмета договора, под которым понимается, фактически, образовательная услуга. В связи с этим обязательно в договоре должна быть указана форма обучения, образовательно-квалификационный уровень, название специальности подготовки, или по какой специальности, на какую специальность осуществляется переподготовка, или название специальности, по которой повышается квалификация кадров, или подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по рабочим профессиям, или название дополнительной образовательной услуги, место и сроки предоставления образовательной услуги . Под местом предоставления образовательной услуги, по нашему мнению, следует понимать, в частности, учебное заведение или его подразделение, а не только их местонахождение.

Для договора о предоставлении образовательных услуг вне государственного заказа существенным условием является также плата за предоставление образовательной услуги и порядок расчетов. При этом следует учитывать, что размер платы устанавливается за весь срок предоставления образовательной услуги и не может изменяться (общая стоимость). Для заказчиков - юридических лиц Типовой договор предусматривает необходимость установления размера неустойки за несвоевременное внесение платы за предоставление образовательных услуг. Однако, по нашему мнению, обязательность данного условия является сомнительной.

Договор о предоставлении образовательных услуг в сфере профессионально-технического образования между заказчиком рабочих кадров, физическим лицом и профессионально-техническим учебным заведением, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 г. № 784, дополнительно предусматривает необходимость согласования срока отработки по направлению у заказчика .

Ознакомившись с положениями типовых договоров, необходимо проанализировать правовое положение сторон договора и третьих лиц (их взаимные права и обязанности), которые могут выступать выгодоприобретателями по таким договорам (например, в случае заключения договора между учебным заведением и организацией с целью подготовки/переподготовки своих работников, или с родителями). Стоит уделить внимание возможным способам обеспечения исполнения обязательств, которые порождаются договорами о предоставлении образовательных услуг (неустойка, штраф, пеня).

Договорные отношения между сторонами могут прекращаться вследствие истечения срока договора или вследствие его расторжения. Следует отдельно рассмотреть порядок расторжения договора по инициативе лица, которое учится, по инициативе родителей или заказчиков образовательной услуги, порядок и правовые последствия расторжения договора по инициативе учебного заведения, по соглашению сторон и по другим основаниям. Одним из наиболее принципиальных вопросов в случае досрочного прекращения договора возврат уплаченных средств. Стоит обратить внимание на случаи, при каких условиях они возвращаются, а при каких нет.

Следует проанализировать основания изменения условий договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями. При этом необходимо обратить особое внимание на основания изменения платежных условий. Размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, заключаемом между высшим учебным заведением и лицом, которое будет обучаться, или юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение или предоставление дополнительных образовательных услуг, и не может меняться в течение всего срока обучения.

Следует помнить, что обязательным условием существования высшего учебного заведения является осуществление таким заведением научной и научно-технической деятельности. Научные исследования могут проводиться за счет средств государственного бюджета. В то же время научная и научно-техническая деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться на основании договора. Следовательно, необходимо проанализировать правовую природу договора на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, который урегулирован гл. 62 ГК Украины. По такому договору подрядчик (исполнитель) обязуется провести по заданию заказчика научные исследования, разработать образец нового изделия и конструкторскую документацию на него, новую технологию и тому подобное, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее. Договор может охватывать весь цикл проведения научных исследований, разработки и изготовления образцов или его отдельные этапы. Правовом (в частности договорном) регулированию инновационной деятельности ВУЗА уделено внимание, в частности, в учебном пособии "Образовательное право" под ред. В. В. Астахова .

договоре на выполнение научно-исследовательских или других научно-технических работ предметом договора является творческий поиск, результат которого заранее предсказать невозможно. Стороны в указанных договорах могут и обязаны четко формулировать основные требования, которым должна отвечать научная разработка, образцы или технология, которые создаются в соответствии с заключенными договорами. Однако исполнители указанных работ не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Получение в результате осуществления оговоренных договором работ не того результата, который был запрограммирован, не является нарушением договора. Этот отрицательный результат должен рассматриваться как один из возможных вариантов исполнения договора. Приведенные факторы обусловливают различное содержание прав и обязанностей этих двух типов договоров, а также различную ответственность сторон. В договорах на выполнение научно-исследовательских работ за риск невозможности получить ожидаемый результат отвечает заказчик. В подрядных договорах риск случайной невозможности за передачу заказчику готового результата работы несет подрядчик .

Существенными и иными условиями договора на выполнение научно-технических работ являются предмет, стороны, цена и сроки. Стороны могут предусматривать и другие условия, но они не должны противоречить действующему законодательству, они главным образом обусловлены характером научно-технических работ. Предметом договора является результат выполненных научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ, что может выражаться в научном исследовании, образце нового изделия и конструкторской документации на него или новой технологии и тому подобное. Специфика предмета данного договора заключается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности заранее определить его конкретные параметры. Поэтому при заключении договора стороны лишь определяют общие научно-технические, экономические, экологические и другие требования, которым должен соответствовать результат.

Сторонами договора является исполнитель и заказчик которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Как правило, исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения. Согласно ст. 893 ГК Украины, исполнитель обязан провести научные исследования лично, если другое не установлено договором на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ .

Выражением непредусмотрительности научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ является возложение на заказчика риска случайной невозможности достижения результата. Так, если в ходе научно-исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то заказчик обязан оплатить работы, проведенные к выявлению невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не выше соответствующей части цены работ, определенной договором . А если в ходе выполнения опытно-конструкторских и технологических работ обнаруживается невозможность достижения результата вследствие обстоятельств, возникших не по вине исполнителя, то заказчик обязан возместить расходы исполнителя (ст. 899 ГК Украины). Согласно ст. 900 ГК Украины, исполнитель отвечает перед заказчиком за нарушение договора лишь если не докажет, что нарушение договора произошло не по его вине .

Учебное заведение - это сложный хозяйственный механизм, в процессе работы которого возникают определенные потребности, без удовлетворения которых он не сможет полноценно предоставлять свои услуги ученикам и студентам. Поэтому целесообразно кратко указать на роль договоров в организации материально-технического снабжения учебных заведений (договоры поставки, купли-продажи, аренды и тому подобное). Для этого достаточно ознакомиться с соответствующими нормами ГК Украины (гл. 54, 58) и ГК Украины (гл. 30). Стоит остановиться на специфике закупок для обеспечения нужд учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности. С этой целью необходимо ознакомиться с Законом Украины "Об осуществлении государственных закупок" от 1 июня 2010 г. № 2289-УИ . Этот Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве - 300 тыс. грн.), а работ - 1 млн. грн. Однако, согласно ч. 3 ст. 2 этого закона его действие не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями за счет собственных поступлений . Закупка может осуществляться путем применения одной из таких процедур: открытые торги; двухступенчатые торги; запрос ценовых предложений; предварительная квалификация участников; закупка у одного участника.

Договоры в деятельности образовательного учреждения используются также для оформления трудовых отношений с наемными работниками, однако эти договорные отношения являются довольно специфическими, им посвящено отдельную тему учебного пособия.

Комментарий к статье 53


Ст. 53 Закона № 273-ФЗ четко определяет основание возникновения образовательных отношений. Таковым основанием является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Таким образом, далеко не во всех случаях необходимо обязательное заключение договора об образовании. По общему правилу, достаточно приказа руководителя о зачислении.

Соответственно, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение.

Тем не менее, в соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона № 273-ФЗ договор обязательно необходим:

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем (договор об образовании будет служить основанием возникновения отношений вместо приказа, с даты его заключения возникнут права и обязанности обучающегося);

В случае приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (в данном случае договор заключается до того, как будет издан приказ, являющийся основанием возникновения отношений, права и обязанности обучающегося возникнут с момента издания приказа).

Кроме этого, согласно ч. 3 ст. 53 Закона № 273-ФЗ в случае приема на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Порядок заключения договора об образовании предусмотрен ст. 54 Закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона № 273-ФЗ права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.

Данное положение Закона № 273-ФЗ предусматривает сроки начала обучения. Документы о приеме оформляются до начала образовательного процесса, поэтому нельзя привязать момент возникновения образовательных отношений (издание приказа о приеме, заключение договора об образовании) к началу образовательного процесса. Дата начала обучения или прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации в обязательном порядке указывается в документах, являющихся основанием возникновения правоотношений в сфере образования (в приказе и (или) договоре). В случае, когда Законом № 273-ФЗ предусмотрено два основания для приема – прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, а также прием на целевое обучение, – дата начала обучения в обязательном порядке, как существенное условие договора, указывается в соответствующем договоре. Поскольку приказ издается на основании договора об образовании (о целевом образовании), в нем указывается дата, установленная в договоре.


Автор - Янкевич Семён Васильевич,
канд. юрид. наук, младший научный сотрудник
Федерального центра образовательного законодательства