Основные этапы развития экономической науки, разделы и методы. Современная экономическая наука

Жизнь общества весьма разнообразна. Для изучения различных сфер его существования человечеством создано множество научных дисциплин. Одной из них является экономическая теория. Изучение этой науки непременно нужно начинать с истории ее возникновения и развития. Это позволит лучше понять непростую дисциплину.

Определение экономики

Существуют разнообразные трактовки этой многоплановой и емкой дисциплины, каждая из которых является верной. С одной стороны, экономика - это хозяйственная деятельность человека. С другой - национальное или домашнее хозяйство. Разговор может идти об экономике предприятия, отрасли или всей страны. Но как бы там ни было, данная теория является фундаментом любого общества.

Она представляет собой систему жизнеобеспечения государства, решая задачи не только производства, но и дальнейшего распределения и потребления разнообразных благ. Можно смело утверждать, что экономика возникла вместе с человеком. И сегодня она продолжает свое существование на благо всех людей.

Экономическая наука

Возникновению любой из дисциплин предшествует попытка людей решить определенные вопросы, связанные с обеспечением своей жизнедеятельности. Экономика и экономическая наука также появились по этой причине. Стоит сказать, что зачатками знаний по данной дисциплине люди обладали еще в первобытном обществе, когда определенную часть любого добытого продукта получал каждый его член.

Экономическая наука изучает правила, которые помогают государству, фирме или человеку решить свои экономические проблемы. Именно поэтому знание данной дисциплины важно для развития любого общества.

Этапы становления

Экономика и экономическая наука продолжали развиваться вместе с человеком. Нормы и правила данной дисциплины впервые были зафиксированы в документах, изданных в государствах Древнего Востока. Это был кодекс законов Вавилонии, который приняли еще в 8 в до н. э. Экономические заповеди человечеству записаны и в Библии. Относятся они ко 2 и 1 тысячелетиям до нашей эры.

Считается, что основные этапы развития экономической науки все же берут свое начало в античном обществе. Появление этой научной дисциплины связывают с трудами философов Древнего Рима и Греции. Первоначально их сочинения рассматривали лишь управление домашним хозяйством и домоводство.

Считается также, что основные этапы становления экономической науки как самостоятельной дисциплины имели место лишь в 16-17 веках. Произошло это в период появления капиталистического строя. Именно в это время стали развиваться связи внутри предприятий и между семьями, начали формироваться международные и национальные рынки. Государство все больше и больше стало обращать внимание на экономическую жизнь общества. Все это и послужило причиной более широкого распространения дисциплины по производству и потреблению различных благ.

Основные этапы развития экономической науки включают и возникновение политической экономии. Этот новый термин впервые появился в 17 в. после выхода книги Антуана де Монкретьена - экономиста из Франции. Труд, который назывался «Трактат по политической экономии», развивал теорию о необходимости жесткого правительственного контроля над существующим рынком. Здесь уже не рассматривалось управление домашним хозяйством. Политэкономия стала представлять собой науку о закономерности формирования национального рынка. Иначе говоря, дисциплина значительно расширила сферу своего изучения. Таковы основные этапы развития экономической науки (кратко).

На сегодняшний день теорию о производстве и распределении различных благ в каждой стране называют по-разному. Так, в Турции и Швеции это «национальная экономика», а в Финляндии данный термин звучит как «учение о хозяйстве». В современной России названием дисциплины является «общая экономическая теория».

Предмет изучения

Во все времена экономисты интересовались широким кругом проблем, стоящих перед человеческим обществом. Именно поэтому не было единой трактовки предмета изучения данной дисциплины. Если одни специалисты полагали, что наукой рассматриваются вопросы материального благополучия людей, то другие утверждали, что теория решает вопросы организации потребления и обмена. Существовало и множество других мнений.

Современная экономическая наука исходит из того, что предметом ее изучения является проблема ограниченных ресурсов общества и безграничности материальных потребностей человека. В нынешнем обществе дисциплина решает задачу получения максимальной выгоды при минимально произведенных затратах.

Система экономических наук представляет собой общую теорию. При этом в дисциплине выделяют три основных раздела:

Введение в экономическую теорию;
- микроэкономика;
- макроэкономика.

Все разделы экономической науки имеют большую значимость. Однако первый из них особенно важен. Он выполняет фундаментальную и методологическую функции. Именно поэтому без его изучения невозможно освоение как микро-, так и макроэкономики.

Второй раздел науки рассматривает малые хозяйственные единицы, давая объяснение выбору, который делают фирмы и частные лица. Что касается макроэкономики, то здесь изучаются крупномасштабные явления рынка, возникающие на уровне государства и всего общества. Второй и третий разделы экономической науки четких разграничений не имеют. Микро- и макроэкономика тесно связаны между собой. И это не удивительно, ведь все решения, принимаемые на уровне хозяйственных единиц, оказывают непосредственное влияние на формирование национального рынка.

Функции экономической дисциплины

Какова роль науки о производстве и распределении создаваемых обществом благ? Основная функция экономики - познавательная. Дисциплина описывает, обобщает и объясняет все процессы сфер производства и потребления.

Система экономических наук опирается на экономику, которая является основной методологической базой всех ее направлений. Это вторая основная функция данной дисциплины. Теория разрабатывает средства и инструменты для изучения экономики торговли и промышленности, транспорта и общественного питания и т. д.

Экономическая наука выполняет и практическую функцию. Она указывает на все желательные и нежелательные шаги и меры, которые важны для процветания общества на данном этапе его развития.

Существуют определенные социально-экономические науки. Их основная функция заключается в изучении различных аспектов поведения индивида в обществе. К таким наукам относится социология и политология, а также психология. Предмет изучения данных дисциплин частично совпадает с предметом изучения экономической теории.

Методология

Предмет, рассматриваемый любой наукой, изучается с помощью определенных способов. Методы экономической науки различны. В их перечне находятся:

1. С ее помощью экономические явления изучаются со стороны их формы и структуры.
2. Анализ. Этот метод подразумевает изучение каждой части рассматриваемого предмета по-отдельности.
3. Индукция. Это метод следования от частного к общему и построения на основе собранных фактов определенной теории.
4. Дедукция. Основной принцип данного метода заключается в построении гипотез, которые впоследствии сравниваются с фактами.
5. Сравнение. Это способ, выявляющий сходство и различие процессов, а также явлений и позволяющий выявить новое через уже изученное.
6. Аналогия. Данный метод подразумевает перенос некоторых свойств с уже изученного явления на неизвестное.
7. Диалектика. Это метод, использующий обширный набор разнообразных приемов познания.
8. Научная абстракция. Она предполагает неизменность всех явлений экономической сферы, помимо изучаемого.
9. Исторический метод. Данный способ позволяет оценить особенности, которые имеют различные экономические системы.
10. Его применение предусматривает переход от простого к более сложному.

Существующие методы экономической науки включают в себя и экономико-математическое моделирование. Оно представляет собой упрощенное описание действительности. Такая модель должна оказать помощь в определении причин различных экономических явлений, их изменений, закономерности, а также тех последствий, которые они могут нести.

Зарождение экономической науки

Систематизация столь важной для человеческого общества дисциплины шла параллельно со становлением государств. Первые этапы экономической науки проходили в периоды расцвета стран Древнего мира. Истоки этой дисциплины нашли свое отражение в трудах философов и некоторых государственных правителей. Эти мыслители стремились идеализировать рабовладельческое общество и опираясь при этом на нормы этики, нравственности и морали.

Начальные основные этапы развития экономической науки были пройдены благодаря философам Древней Греции. В своих трудах они систематизировали наивные отрывочные представления о производстве и распределении материальных благ. При этом произошло зарождение новой дисциплины, имеющей научный облик.

В списке этих выдающихся мыслителей находятся Ксенофонт, Платон и Аристотель. Причем основные этапы развития экономической науки от возникновения до наших дней невозможно описывать без упоминания этих ученых. Ведь именно Платоном было введено понятие «экономика». Этот философ первым сделал попытку обоснования правильности разделения труда и выделил такие отрасли, как торговля, ремесло и сельское хозяйство. Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству и полагал естественным существование свободных людей и рабов.

Огромный вклад в развитие экономической науки внес Платон. Он создал теорию идеального государства, основой существования которого является справедливость. По его мнению, при таком общественном строе каждый должен заниматься только тем, что он способен делать в наибольшей степени.

Свой вклад в развитие экономической науки внес и Аристотель. В его трудах нашли отражения все области знания, которые существовали в то время. По мнению Аристотеля, рабство - это основа любого производства, а рабы - живые орудия труда. При этом он утверждал, что человек не способен существовать вне государства и общества.

Развитие экономической науки получило свое продолжение в эпоху ведения феодального хозяйства. При этом теория производства и распределения благ имела богословский характер. В трудах философов эпохи Средневековья оправдывалось экономическое господство церковных и светских феодалов. Одним из таких ученых был арабский государственный деятель, философ и историк Ибн Хальдун.

Основные этапы развития экономической науки и экономических систем невозможно описывать без упоминания его трудов. Ибн Хальдун настаивал на искоренении жадности и расточительства, отрицательно высказывался о крупных ростовщических операциях и утверждал о богоугодности торговли. В противовес теориям философов Древнего мира, арабский мыслитель возвел деньги, сделанные в виде монет из золота и серебра, в категорию важнейших элементов хозяйственной жизни.

В Западной Европе наиболее значимыми авторами экономической мысли в эпоху Средневековья явились Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый из этих двух философов настаивал на всеобщей необходимости труда, высказывая мысль о равноценности умственной и физической формы. При этом мыслитель считал большим грехом получение торговой прибыли и ростовщическую деятельность.

По теории Фомы Аквинского, все вещи на Земле принадлежат не людям, а богу. Именно поэтому по своей природе они должны быть общими. Философ осуждал ростовщичество, но настаивал на необходимости существования сословий и частной собственности.

Создание школ экономической теории

Закончились мрачные времена Средневековья. Но основные проблемы экономической науки так и не были решены. Они состояли в том, что философы стран Древнего мира, а также Средневековья не смогли составить единого учения. Их взгляды обладали отрывочным характером.

Эпоха Возрождения стала периодом создания первой школы экономической теории. Она носила название меркантилизма, что в переводе с латыни означало «торговать». Приверженцы данной теории отождествляли богатство нации с серебром и золотом, источником которых являлась сфера обращения. Представители этой школы не были теоретиками. Большую их часть составляли купцы-мореплаватели.

В те времена, когда еще не были сделаны великие географические открытия, сформировался ранний меркантилизм. Актуально данное направление было до середины 16 в. Представители этой школы видели только законодательные пути для увеличения богатства. Они запрещали вывоз серебра и золота, а также ограничивали импортные операции.

С 16 до середины 17 века получил свой рассвет поздний меркантилизм. Основой учения данной школы являлось увеличение потока экспорта, по сравнению с импортом товаров. Приверженцы школы позднего меркантилизма полагали, что при сохранении активного баланса торговли страна будет становиться богаче. Представители этого течения разрешали заниматься вывозом за пределы страны золота и серебра. Это позволяло осуществлять выгодные торговые сделки. В то же время импорт облагался большими пошлинами, а экспорт всячески приветствовался.

Проблемы экономической науки после второй половины 18 в. решало учение физиократов. На его основе была создана школа французских экономистов.

Физиократы утверждали, что источником богатства любой нации является сфера материального производства, а не обращения. При этом они говорят о значимости только земледельческого труда. Приверженцы данной теории делят все общество на три класса:

Земледельцев;
- собственников земли;
- всех прочих граждан.

Последний из этих трех классов физиократы называли бесплодным.

Классическая школа политэкономии

Свое название это направление получило за истинно научный характер своих методологий и теорий. Школа политэкономии возникла в конце 17 в., достигнув своего расцвета в 18-19 вв. В развитии этого течения может быть выделено четыре этапа. Первый из них длился с конца 17 до второй половины 18 в. Это был период, когда бурно развивались рыночные отношения, а экономическая мысль сосредотачивалась на сфере производства. Представители данной школы, в числе которых были англичанин и француз Пьер Буагильберг, утверждали, что нация становится богатой не только благодаря драгоценным металлам. Значимую роль в этом играют также дома и земли, товары и корабли.

В последней трети 18 в. начался второй этап развития классической политэкономии. В этот период были написаны труды Адама Смита - шотландского философа и экономиста. Он внес неоценимый вклад в развитие экономики, изложив эту дисциплину как целостную теорию, найдя взаимосвязь между всеми ее элементами. А. Смит утверждал, что только личный интерес мотивирует человека к хозяйственной деятельности. По мнению философа, все люди стремятся к накоплению богатства и улучшению своего материального положения. При этом осуществляемая индивидом деятельность способствует расцвету общества. Философ полагал, что законы экономики будут действовать только в условиях свободной конкуренции и беспрепятственном передвижении капитала, денег и товаров.

В первой половине 19 в. начался третий этап развития школы политэкономии. Это был период, когда в большинстве развитых государств завершился промышленный переворот.

Ярким представителем данной школы явился Д. Риккардо. Им было завершено создание классической политэкономии. Несомненной заслугой Риккардо является его изложение дисциплины в логической последовательности и систематизации имеющихся на то время экономических познаний. Ученым была сформулирована которая послужила доказательством взаимовыгодности международной торговли.

Важное место экономической науки в развитии общества было доказано на четвертом, последнем этапе школы классической политэкономии, который начал свое существование во второй половине 19 в. Наиболее яркими представителями этого течения стали Джон Стюарт Милль и Карл Маркс.

В своих работах ученые опирались на положения классической школы, но в то же время выдвигали новаторские идеи. Они утверждали о необходимости участия государства в экономическом и социальном развитии общества, рассуждали о социалистическом строе, защищали и отстаивали интересы рабочего класса. Так, Карл Маркс создал теорию о неизбежной гибели капитализма и возможности устройства общества без частной собственности, которая в дальнейшем не подтвердилась на практике.

Современные школы

Множество новых экономических течений было сформировано на рубеже 19 и 20 веков. Эти школы принято считать современными. В период, когда экономическая наука получила прикладной характер, сформировалось такое направление, как институционализм. Название этого термина обозначает «образ действия», а также «обычаи» и «наставление».

Основные этапы развития экономической науки до институционализма представляли собой рассмотрение различных сфер жизни общества. Но эта школа, в отличие от всех остальных, строится на идее осуществления «социального контроля» над экономической сферой.

Институционализм прошел в своем развитии три этапа. Окончание первого из них приходится на 20-30-е годы 20 в. Второй этап длился до 60-70-х годов. Это был период рассмотрения демографических проблем, изучения профсоюзного движения и противоречий, имеющихся в социально-экономическом развитии капитализма. На третьем этапе представители школы изучали влияние процессов, протекающих в экономической сфере на социальную жизнь общества.

Институционализм имеет несколько направлений:

Социально-правовое;
- психологическое;
- конъюнктурно-статистическое.

Среди новых экономических течений выделяется маржинализм. Его представители первыми в истории этой науки предприняли попытку исследовать явления рынка при помощи математических методов, положили начало теории о размещении производительных сил, объяснили поведение людей их желанием получить максимальную полезность и т. д.

Существуют и такие новые теории экономики, как кейнсианство и неокейнсианство, дирижизм и посткейнсианство, неолиберализм и монетаризм.

Возникновение экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах ⌠справедливая цена ⌠ на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое ⌠губит человеческую душу¦.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа - МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ - торговец, купец). Она считала, что богатство людей - это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ - искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.
Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио - природа, и крат- власть), Основатель этого направления - Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. ⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) - основной труд - ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.
Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) . В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление.
В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос - новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории - отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. ⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского. ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

      1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.
      2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается, видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.
    3. Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.

ЭКОНОМИКА, экономики, мн. нет, жен. (греч. oikonomike домоводство). 1. Хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Советская экономика. Капиталистическая экономика. Отсталая… … Толковый словарь Ушакова

Экономика - – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают… … Банковская энциклопедия

Экономика - – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Современная энциклопедия

Экономика - Экономика ♦ Économie Этимологически это слово означает «закон» или «управление» (nomos) домом (oikos). Первоначально под словом «экономика» понимали домашнюю экономику в смысле управления семейным имуществом, т. е. ресурсами и расходами… … Философский словарь Спонвиля

Экономика - (от греческого oikonomike, буквально искусство ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоренс Питер В экономических вопросах большинство всегда не право. Джон Кеннет Гэлбрейт Незнание экономических законов не освобождает от ответственности.… … Сводная энциклопедия афоризмов

- [гр. oikonomia управление хозяйством] 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил; 2) хозяйство района, страны, мира; 3) наука, изучающая развитие хозяйства и условия производства.… … Словарь иностранных слов русского языка

Народное хозяйство, экономическая наука, политическая экономия, хозяйственная жизнь, хозяйство Словарь русских синонимов. экономика (народное) хозяйство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

- (от греч. oikonomike букв. искусство ведения домашнего хозяйства),..1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции2)] Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и … Большой Энциклопедический словарь

- (economics) Наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов. Микроэкономика (microeconomics) исследует организацию производства и потребления, изучает, что производится и кто получает выгоду. Макроэкономика… … Экономический словарь

Книги

  • Экономика , Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д.. Экономика Самуэльсона и Нордхауса - классический учебник экономической теории, в течение вот уже…

Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта , Аристотеля , Платона , Катона, Варрона , Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)

Последователи : Мизес, Хайек, Фридмен и др.

Исторический и логический методы;

Экономический эксперимент;

Экономическое моделирование и др.

Диалектический метод - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.

Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.

Индукция и дедукция . Индукция - это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция - метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).

Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.

Каждая наука имеет свой предмет исследования.

Экономика как научная дисциплина – это экономическая теория. За время своего становления она сменила три названия: экономия, политическая экономия, экономикс. Смена названий не случайна. Это эволюция в развитии предмета исследования экономической теории.

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама наука. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.

Экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее – к экономической теории. Предшественницами научной экономики были философия и социология.

Наряду с различными сторонами общественной жизни античные философы рассматривали и сферу хозяйственной деятельности человека. Древнегреческий философ Ксенофонт (430-355 г. до н. э.) в своих трудах "О доходах" и "Экономикос" в хозяйственной деятельности человека выделяет отрасли: сельское хозяйство, ремесленничество, торговля; высказывает мысль о целесообразности разделения труда. Им впервые был предложен термин "экономия". Платон (427 – 347 г. до н. э.) в своих исследованиях "Государство" и "Законы" много внимания уделяет управлению городом – государством, проблемам налогообложения. Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) в своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления с целью обнаружения в них общих закономерностей. Он первым обратил внимание на двойственную природу товара, который может быть использован либо для потребления, либо для продажи. Аристотель также связал продажу товара с появлением денежного богатства и много размышлял о противоречивых последствиях этого явления.

В Древнем Риме ученые, писатели, политические деятели также уделяли внимание экономическим проблемам. Они рассматривали проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Варрон (116 – 27 г. до н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве". Марк Порций известен своим трактатом "О земледелии".

Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. до н. э.) "О сельском хозяйстве" называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в 16-17 в.в. в эпоху Великих географических открытий. В этот бурный период появилась первая экономическая школа – меркантилизм, которая выражала интересы торговцев. Предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, саио же богатство отождествлялось с деньгами, золотом, серебром.

Политическая экономия сложилась в период становления капитализма. Начало политэкономии как науки было положено перенесением анализа из сферы обращения в сферу производства, осуществленного представителями классической буржуазной политэкономии – У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смитом, Д. Рикардо, А. Тюрго, П. Буальгибером.

Широкое распространение получила в мире марксистская политэкономия. Она исследует производственные отношения в органической взаимосвязи с производительными силами и экономической политикой государства.

"Краткая экономическая энциклопедия" предлагает следующее определение: "Политэкономия (от греч. рolitike – искусство управления государством и oikonomia – управление домашним хозяйством) – наука, изучающая общественно – производственные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, экономические законы функционирования, развития и обогащения общественно – экономических формаций.

Авторы "Краткой экономической энциклопедии" указывают, что термин экономикс введен в конце 19 в. и получил широкое распространение после опубликования в 1890 г. книги А.Маршалла "Принципы экономикс". Возникновение и развитие Экономикс. связано с разработкой теорий неоклассической школы (маржинализма, теорий предельной полезности, концепции всеобщего равновесия – У. Джевонс, К. Менгер, М. Вальрас)".

Представители экономикс за основу изучения экономических процессов берут принцип "чистой" экономической науки, отвлеченной от социальных и политических проблем.

Основная экономическая проблема для экономикс заключается в том, что человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены. Эти условия приводят отдельного человека, фирму, общество, страну к необходимости делать выбор. Отсюда в центре внимания экономикс – поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Делая выбор, мы принимаем хозяйственные решения, т. е. пытаемся сэкономить, чтобы получить больше товаров или услуг.

Таким образом, предметом изучения в экономикс является поведение людей в условиях ограниченности ресурсов.

Экономика считается наукой общественной. Это значит, что, наряду с аналогичными науками, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе.

Вместе с тем, в отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, т. е. хозяйственные связи и отношения экономическое поведение людей.

Таким образом, экономическая теория (экономикс) – это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения человеческих потребностей и желаний.

В последние годы все больше как западных, так российских экономистов обращаются к разработке экономических проблем с учетом социальных и политических явлений. В настоящее время изучаются и экономикс, и политическая экономия.

В экономической теории традиционно выделяют два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который изучает экономические процессы в отдельных экономических единицах как: предприятия, домашние хозяйства, фирмы, рынки определенных товаров и услуг. (Л. П. Кураков)

Она знакомит нас с такими понятиями, как ограниченность, выбор и альтернативная стоимость, а также с производством и потреблением. Исследует их взаимодействие, изучает влияние цен на поведение домашних хозяйств, фирм, потребителей.

Макроэкономика - раздел экономической теории, которая изучает экономические проблемы всей экономики в целом, рассматривая вопросы экономического роста, национального дохода, валовых сбережений и инвестиций, внешней торговли и финансовой системы. (Л.П. Кураков)

Макроэкономика сосредоточилась на таких вопросах, как инфляция, безработица и экономический рост, платежный баланс, т. е. она ищет решения таких проблем, как повышение занятости, увеличение производства товаров и услуг и т. д.

Макроэкономисты пользуются единой системой “мер и весов”, называемой системой национальных счетов (СНС).

Образно говоря, если микроэкономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.