Основы гештальтпсихологии. Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, методы и характеристики

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

Вот как она звучит:

«Гештальтпсихология, немного теории, интересные факты, мифы и заблуждения»

Тема довольно специфическая, попробуем по максимуму донести ее простым языком без большого количества специальных подробностей.

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура).

Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Согласно теории гештальтпсихологии целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

М.Вертгеймер

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира — физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.
Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.) принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

«Схватывание» изображения: наше сознание способно воссоздавать из отдельных элементов изображения известного нам объекта изображение всего объекта. В третьем рисунке уже есть достаточное количество деталей для узнавания объекта.

Давайте приведем пример одного из исследования, чтобы было более понятно.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:


1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеи решения — инсайт.
5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон. Это неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное — окрашенное холодное, которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное (фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции , был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения . Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Таким образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришел к похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам?

Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.

Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, «озарений», т.е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Гештальтпсихология потерпела крах, поскольку в своих теоретических построениях разъединила образ и действие. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношения к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии. Недавние работы, являющиеся продолжением исследований гештальтистов, позволяют предположить, что их движение еще в состоянии внести вклад в развитие науки.

Гештальт-психология, в отличие от своего главного конкурирующего научного движения — бихевиоризма, многое сохранила от своей первоначальной оригинальности, благодаря чему ее основные принципы не растворились полностью в главном направлении психологической мысли. Гештальтизм продолжал поощрять интерес к сознательному опыту даже в те годы, когда в психологии доминировали идеи бихевиоризма.

Интерес гештальтистов к сознательному опыту был не таким, как у Вундта и Титченера, он строился на основе новейших феноменологических взглядов. Современные приверженцы гештальтизма убеждены, что опыт сознания по-прежнему должен изучаться. Однако, они признают, что он не может исследоваться с той же точностью и объективностью, как обычное поведение.

В настоящее время феноменологический подход в психологии шире распространен в Европе, чем в США, но его влияние на американскую психологию можно проследить на примере ее гуманистического движения. Многие аспекты современной когнитивной психологии обязаны своим происхождением работам Вертхеймера, Коффки и Келера и тому научному движению, которое они основали около 90 лет тому назад.

источники

http://studuck.ru/documents/geshtaltpsikhologiya-0

http://www.syntone.ru/library/psychology_schools/gjeshtaltpsihologija.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473736#1

http://psi.webzone.ru/st/126400.htm

http://www.psychologos.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya

http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/shulc/kritika_geshtalt_psihologiikritiki_geshtalt_psihologii_utverjdali_problemy_printsipy.php

А вот кстати, несколько месяцев назад у нас уже была в столе заказов тема по предмету психологии: Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.

Понятие и основные идеи гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

    Предмет гештальтпсихологии - это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

    Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

    Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

    Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

    Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

    Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

    Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

История возникновения и развития гештальтпсихологии.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии.

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

    Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

    Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

    Решение сложившейся проблемы;

    Принятие решения;

    Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.

Проблема целостности – главная проблема гештальтпсихологии. Предмет - психическая целостность. Термин «гештальт» впервые ввел Энфейс.

Метод – феноменологический.

Области исследования:

Восприятие (факторы и законы образования структуры; принцип изоморфизма)

Принципы целостности:

1. надсуммативность целого – не сводится к сумме составляющей частей. Основывался на том, что элементы, составляющие целое, могут меняться в своих характеристиках. Если изменения не касаются структуры целого, они не меняются качества целого

2. транспонируемость целого (гештальт остаётся узнаваемым также и в транспонируемой форме)

Гештальтпсихология возникла в начале 20-х годов в Германии как реакция против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Отцы-основатели: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка – представители Берлинской школы; и, конечно же, огромный вклад внес К.Левин, основавший собственную школу.

Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» (1890) при исследовании восприятий.

1912 г. – статья о восприятии движения. Этот год – дата рождения гештальт-психологии. Задача – не описание экспериментов, а трактовка в свете принципа изоморфизма, действия разнонаправленных сил, основой которого являются гештальты.

1918 – Келер провел эксперименты с обезьянами. Это также начало гештальт-психологии. Было открыто, что мышление, интеллект у обезьян и человека разные. Если животное объединяет в единое целое условия и средства решения, то через некоторое время возникает инсайт (внезапное усмотрение связей для решения).

1920 – Келер проводит эксперимент с курами. Показал, что курица реагирует не на отдельные воздействия, а на целостные отношения между элементами ситуации. Гештальт – основополагающее свойство психики.

Коффка – объяснение развития с позиций гештальта: изначально мир гештальтирован, но гештальты не коммуницируют один к другому и сами по себе недостаточно совершенны.

20-е - журнал «психологические исследования». Распространение психологии. Формулируются основные принципы гештальт-психологии.

1926 – Левин выпускает книгу «Намерения…»

Первопроходцами целостной психологии были ученые Лейпцигской школы – Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Ф. Зандер (конец 10-х – конец 30-х годов ХХ века). Главное понятие их психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Разрабатывать не стали – испугались каких-то методологических трудностей.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В этой работе описал эффект кажущегося движения (стробоскопическое движение). Весьма занимательно.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886-1941), В. Кёлер (1887-1967), К. Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Вообще гештальтисты серьезно вышли за пределы психологии → а давайте все процессы действительности определим законами гештальта!

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии.

Важные моменты:

1. Новое понимание предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Целое нельзя разложить на элементы, так как тогда оно перестает существовать.

2. Критика метода аналитической интроспекции. Гештальтисты считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

3. С помощью экспериментов с использованием феноменологического метода было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ - это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. → Формулировка некоторых законов восприятия (не расписываю, так как думаю, что это уж точно все прекрасно помнят):

Закон дифференциации фигуры и фона;(разделение зрительных ощущений на объект - фигуру, расположенный на фоне)

Закон прегнантности(существование тенденции к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.)

Закон дополнения до целого (амплификации)(четкие, но не законченные структуры всегда дополнялись до четкого геометрического целого.)

4. Данная феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. → Структуры не являются результатом психической деятельности. Психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов.

5. Экспериментальное изучение мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком → выделение основных этапов мышления:

Возникновение темы → появление чувства «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека;

Анализ ситуации, осознание проблемы → создание целостного образа ситуации;

Решение проблемы → в значительной степени неосознанно, хотя предварительная сознательная работа необходима;

Инсайт → возникновение идеи решения;

Исполнительская стадия.

6. Работы К.Левина (1890-1947)

Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение - квази-потребность. Приставка квази- нужна Левину, чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями. Квази-потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Она образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина - «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один предмет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой - не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность.

В связи с квазипотребностями Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и некоторые др.

Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик:

a. опыты на прерванное действие (М. Овсянкина);

b. опыты на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б. В. Зейгарник);

c. опыты на замещение (К. Лисснер и А. Малер);

d. опыты на выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе);

e. опыты на пресыщение(А. Карстен) и др.

6. Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с психоанализом Ф.Перлз основал гештальттерапию.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — «форма», «структура») возникла в 20-х гг. 20 в. в Германии. Создание этого направления связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина.
В отличие от психоанализа и бихевиоризма, кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологии является сознание.
Однако гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и познавательных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры — гештальты. Изучение сложных явлений по отдельным элементам и их связям в исследованиях гештальтпсихологов было заменено выяснением структуры этих связей.
Так, М. Вертгеймер, исследуя зрительное восприятие, вводит понятие психического поля, заимствованное из физики. Подобно тому, как в физическом поле элементы выстраиваются в целостные системы, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких свойств как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Позже Вертгеймер занимался изучением мышления, выделив механизмы творческого мышления.
К. Коффка представлял психическое развитие как процесс дифференциации гештальтов. Изучая развитие восприятия в детском возрасте, он доказывал, что поведение ребенка зависит от того, как он воспринимает мир. Сформулированная Коффкой теория восприятия не потеряла значения и в настоящее время.
В. Келер, изучавший интеллект шимпанзе, подверг критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». Результаты опытов привели его к выводу о возможности переструктурирования поля, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи — инсайту.
К. Левин, в отличие от своих коллег, сосредоточился на изучении личности. В своей теории личности он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности.
После переезда в США Левин занимался проблемами социальных групп. По аналогии с психологическим полем личности он предложил понятие социального поля. Левину принадлежит заслуга в создании оригинальной типологии лидерства.
Идеи гештальтпсихологии сыграли большую роль в разработке ряда важных проблем психологии — от познавательных процессов до активности личности.
Если кратко: в исследованиях этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия.
Такова краткая характеристика гештальтпсихологии.

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть . Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность . Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда . Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Задачи, которые ставит перед собой гештальт


1.Научить человека быть в контакте с собой

То есть осознавать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, понимать, чего хочет, какие потребности удовлетворяет и прочее. Человек с высоким уровнем айкью не будет успешным и счастливым, если его эмоциональный интеллект будет на минимуме. К сожалению, в школах и семьях редко учат распознавать свои чувства, проживать их, осознавать, почему возникли. Человек, который не в контакте с собой, будет отгораживаться от эмоций, которые считает негативными и игнорировать их, что повлечёт за собой внутренний дискомфорт и различного рода болезни.

2.Научить быть в контакте с окружающими

3.Научить быть «здесь и сейчас»

То есть находиться в реальности, а не жить воспоминаниями или мечтами. Даже если проводится терапия по поводу давно произошедшего события, делается акцент на переживаниях в данный момент. Прошлое изменить невозможно, возможно только изменить наше отношение к нему.

4.Показать, что нет необходимости «ковыряться» в своём бессознательном

Так как самое важное и необходимое обязательно будет лежать на поверхности. И будет являться фигурой. Действительно просто, и значительно облегчает жизнь, так как отпадает необходимость «надумывать» себе вероятные сложности, цепляться за них и удерживать. Как только актуальная проблема будет осознана и решена, появится новая фигура, и так далее.

5.Научить проживать какое-либо чувство

Очень интересная задача, так как значительно отличается от методов других направлений в психологии и психотерапии. Обычно ведь принято бороться с негативными переживаниями, преобразовывать их в позитивные, перекрывать какими-то другими эмоциями, или рационализировать. Идея состоит в том, что если сознательно остаться в переживании какого-то чувства столько, сколько потребуется – оно изменится. То есть, если вам грустно, не нужно целенаправленно себя веселить, так как эффект будет кратковременным, если вообще будет. Лучше погрузиться в него, подумать, с чем связано и позволить себе побыть в нём, тогда эта грусть пройдёт, оставив пространство внутри для того, чтобы на смену пришла другая эмоция.

Завершающий этап гештальта


Перлз, основатель этого направления, считал, что личность должна быть зрелой, тогда она будет здоровой и успешной. То есть она должна уметь брать на себя ответственность за свои действия, уметь присваивать опыт, даже если он был негативный, рисковать и самостоятельно удовлетворять свои потребности, взаимодействуя с окружающими, а не манипулируя ими. Пол Гудман описал как раз цикл опыта, то есть сам процесс удовлетворения потребности, чтобы, как говорится, «гештальт был завершён»:

  1. Преконтакт – это фаза, когда человек ещё не выделил потребность. Ну, к примеру, начал «бурлить» живот, а я не могу пока понять от чего, может потому, что хочу кушать, а может несварение желудка из-за завтрака.
  2. Непосредственно само контактирование, когда человек уже распознал, чего именно хочет и начинает взаимодействовать со средой, чтобы удовлетворить желание. Только здесь именно порыв, а не уже процесс. То есть, я понял, что хочу кушать и какое именно блюдо. Поэтому принимаю решение идти на кухню, чтобы его приготовить.
  3. Полный контакт. Фаза соединения с объектом желания. Границы стираются, а действия происходят здесь и сейчас. Продолжая мой пример — я приготовил и ем.
  4. Ассимиляция – осмысление, переваривание, как в прямом, так и в переносном смысле. Очень важная фаза, которая не всегда случается, если ошибиться хотя бы в одном вышеописанном этапе. Если отойти от теории, и использовать пример с пищей, то я мог неверно распознать желание, и приготовить суп, хотя хотелось, как потом окажется, конфет с чаем. Тогда и насыщения от супа не будет, я имею в виду эмоционального. Бывало ведь, что живот полный, а всё равно чего-то хочется? Потому что удовлетворение не наступило. Благодаря ассимиляции человек развивается и продвигается вперёд, потому что не приходится возвращаться на предыдущие этапы, то прислушиваться к себе, то экспериментировать со способами, чтобы, наконец, вышло получить желаемое.

Заключение

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

До скорых встреч, друзья. Подписывайтесь на обновления блога, впереди ещё очень много материала о практической психологии. Пока, пока.