Отношение тараса к жене и детям. Н

Тарас Бульба воплощает себе все черты украинского казака. Он энергичный, не домосед, любящий активную жизнь и необычные приключения. Николай Гоголь изображает главного героя повести со стороны семьянина, отца, военачальника и личности. В этой статье мы рассмотрим нравственный облик Тараса Бульбы, что поможет лучше понять этого персонажа читателю, а также окажется хорошим подспорьем школьникам, которые готовят сочинение по этой теме. В первую очередь обсудим отношение Тараса Бульбы к женщинам и своей собственной жене в том числе.

Отношение Тараса Бульбы к жене

Нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия видны уже с первых страниц повести, а именно его отношение к своим родным. Отметьте это в вашем сочинении. Немного снисходительно он относится к жене, но при этом он не уважает женщин, считает их ничтожными существами.

Тарас Бульба не только не подчиняется жене, но и на своем примере показывает сыновьям, что не нужно поддаваться влиянию матери. Главный герой считает, что любовь опасна для мужчины, а тем более для казака, что, поддавшись ее чарам, может погибнуть воин в душе мужчины. Ведь думать нужно только о родине.

Тарас Бульба в роли отца

Подготавливая мысли для сочинения, подумайте о том, что нравственный облик Тараса Бульбы как отца также суров и неоспорим. Он установил отношение с сыновьями таким образом, чтобы они воспринимали его как старшего товарища, не проявляли к нему нежных чувств и относились с глубоким уважением и почитанием, не показывая слабостей своего характера.

Свою решительность в воспитании детей отец показывает при любом удобном случае. Например, если рассмотреть эпизод, когда сыновья вернулись домой, Тарас Бульба набрасывается с кулаками на старшего сына, для того чтобы определить его силу, хватку и рассмотреть в нем воина.

Хорошая тема для сочинения - нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия. Действительно, когда ему представляется тяжелый и ответственный момент, решающий судьбу младшего сына, он без малейшего сомнения убивает его, как человека, предавшего родину. История Андрия повергла в шок Тараса. Младший сын влюбился в панночку и перешел в строй врага. На одном из сражений Тарас увидел, что его младший сын воюет в польском окружении. Отец, встретившись с ним лицом к лицу, убивает его. Последнее слово умирающего Андрия – имя возлюбленной.

Тарас Бульба как военачальник

Нравственный облик Тараса Бульбы как военачальника непоколебим. Гоголь точно описал его. Он бесстрашен, энергичен, силен и мужественен. Он прекрасно знает своих подопечных, их слабые и сильные стороны, что позволяет ему оказывать на них влияние. Он отличный управленец. Тарас Бульба знает, когда нужно разрядить обстановку шуткой, а когда воодушевить солдат, его слушают и следуют его советам. В эпизоде в Запорожской Сечи он показал себя как грамотного дипломата: с помощью психологических навыков Тарас убеждает казаков в избрании нового атамана.

Из сцен полевых действий можно сделать вывод (важная мысль для вашего сочинения по теме: нравственный облик Тараса Бульбы), что к своим однополчанам Тарас Бульба относится лучше, чем к семье. Он проявляет к ним нежность, заботу, уважение. Когда Тарас Бульба погибает, он не думает о себе и своей боли, из последних сил он указывает им отступные пути.

Выводы для сочинения о Тарасе Бульбе

Нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия заключается в высокоморальном духе героя. Убил он младшего сына, потому что не понимал, как могло получиться, что он - патриот своей страны, а мог воспитать предателя. Старшего сына он потерял уже как героя. Остап был взят в плен поляками и приговорен к казни. Тарасу все же удалось отправиться на городскую площадь, где должен был погибать его старший сын. Остап окрикнул отца, а он отозвался.

Тарас Бульба сделал огромную ошибку для своей собственной жизни, но ему так хотелось поддержать сына в последние минуты его жизни, чтобы он почувствовал отцовскую любовь, которую ту не проявлял все годы. Внешне сильный мужчина оказал слаб в напряженной ситуации, но проявил себя героически. Таким образом, трагедия Тараса Бульбы заключается в том, что он потерял двоих сыновей, двух воинов и наследников.

Если вы готовите сочинение по теме нравственный облик Тараса Бульбы и его трагедия, эта статья окажется вам большой помощью. В нашем литературном блоге вы найдете множество подобных статей. Скорее всего, вас также заинтересует

Мать обоих молодых казаков, жена старого Бульбы, «стара», как он сам называет её, обрисована в повести вскользь, чертами, свойственными эпохе, когда женщина почиталась не за человека, а за существо низшее, ни к чему не годное. Автор даже не сообщил в повести ее имени, желая этим подчеркнуть ничтожное положение женщины в среде и эпохе, из которой почерпнут сюжет. Сама по себе она не играет в повести никакой роли, а выведена лишь, как мать казаков, как мать рыцарей; только с этой стороны женщина в рассматриваемую эпоху имела значение.

Это тихая, загнанная женщина, обреченная с одной стороны на вечное одиночество в своей семье, с другой — на вечную боязнь потерять мужа и сыновей в битве, а в мирное время угадывать и исполнять все малейшие желания и движения своего властолюбивого и упрямого мужа. Она ни о чем не смеет просить мужа, не то что спорить с ним. Когда подгулявший Тарас воспылал воинским духом и, объявил, что на другое утро уезжает с сыновьями на Сечь, стал колотить горшки и фляжки, бедная старуха печально сидела на лавке, не смея возразить; взглянув на своих сыновей, с которыми предстояла ей такая скорая разлука, она не Могла удержаться от слез, и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горя, которым были наполнены глаза ее и судорожно сжатые губы.

Даже в таком деле, как любовь и ласка к детям, «стара» не имела права обнаружить своей самостоятельности. Она была лишена суровыми условиями и понятиями того века даже того естественного права, которого мудрая природа не лишила и диких зверей. Ее ласки Тарас прерывает суровым восклицанием: «Полно, полно выть, старуха. Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай … » Бедная старуха была, казалось, вся соткана из любви к детям и покорности к мужу. Ничего другого в ней заметить нельзя. Это была личность без прав, без голоса, всецело подчиненная воле своего господина — мужчины.

Единственною областью, где женщине представлялась относительная свобода, была религия. Молиться за своих детей «стара» могла сколько угодно. В этом отношении ни Тарас, ни кто-нибудь другой не моли помешать ей; она и молилась и пользовалась удобным случаем, чтобы с есаулами Тарасова полка, уходившего в поход позже, отправить благословление своим сыновьям. Оставаясь дома, «стара» мысленно летела за своими сыновьями и мужем и все время душою была с ними. Можно думать, что когда не стало ее дорогих сыновей и мужа, не стало на свете и ее: в такую тесную связь и зависимость была поставлена условиями века жизнь этой женщины от жизни мужчин.

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ I

Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опира­ясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи.

События, изображенные Гоголем, отно­сятся ко времени освободительного дви­жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук­раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла­ва построена на антитезе: «суровый коло­рит» казачества и нежная любовь женщи­ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст­во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на­туре, живущий по суровым законам бран­ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден­ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя­ло характеры, отношения и жизнь людей.

Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по­нять, что он считал самым важным в жизни и са­мым существенным в человеке?

Встреча Тараса с сыновьями после дол­гой разлуки начинается с шутливой, пере­ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре­выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез­ным делом для казака.

С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав­торское описание, портрет, диалоги, охарактери­зуйте героя.

Характер героя раскрывается через ав­торские описания, его речь, портрет, по­ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль­ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе­ред нами предстает человек своего време­ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев­ная черствость — вот те черты Тараса, ко­торые явственно проступают уже на пер­вых страницах произведения.

В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб­ран «во вкусе того времени». Однако боль­шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»

Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на­пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос­ле прибытия сыновей везти их в Сечь.

Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?

Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми­нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об­разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак­тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това­рищами.

Чем продиктовано решение Тараса вести сы­новей в Запорожскую Сечь?

Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо­дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей­ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы­таний.

Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?

Жена в семье Тараса не имеет права го­лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю­бящая своих сыновей, преданная и покор­ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни­мание грубость Тараса к жене, не считаю­щегося с ее чувствами и не прислушиваю­щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи­сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе­ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо­щавая мать их, стоявшая у порога и не ус­певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза­ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды ».