Пасека в живописи (с медовым спасом!). Изображения иконы спас нерукотворный Картины на тему яблочный спас

К Медовому Спасу я обычно обновляю свои галереи, посвященные пасекам, пасечникам и меду. Поскольку наступает первый из трех летних Спасов - Медовый или Маковей, пора представить вам собранную с прошлого лета коллекцию.
Напомню, что в этот день Православная церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Еще Медовый Спас называют «Спасом на воде» или "Мокрым Спасом" в честь водосвятия, поскольку по старому стилю этот праздник совпадает с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, упоминаемом в летописях XVI века. В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды, а вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора. После «Мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы...
К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Поэтому Медовый Спас еще называют Маковеем, но не от слова "мак", а в память об иудейских мучениках Маккавеях. В Маковей готовили кушания с маком, ели мак, растертый с медом, маканцы или мачники.
Но мы сегодня говорим о мёде, пчелах и пасеках!

***
Вот и лето на исходе,
Отдохнули хорошо,
Рады тёплой мы погоде,
И Медовый Спас пришёл.

Пчёлы принесли нам радость,
Сот прекрасный аромат,
Мёда вкусного нам сладость,
Каждый будет очень рад.

Угощайтесь всем народом,
Пробуйте не один раз,
Наедайтесь спелым медом,
На дворе Медовый Спас!

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Медовый Спас (часть триптиха Спасы). 2005 г.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) Пасека. 1887 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Райлян Фома Родионович (1870-1930) Вечер. Пасека. 1898 г.

Атлашкина Елизавета Дмитриевна (1879-1965) Пасека. 1926 г.

Хитрова Тамара Александровна (1913-1991) Пасека. 1970 г.

Ишмаметов Энвер Дзерулович (1916-1985) Ульи. 1962 г.

Тюха Иван Андреевич (Украина, 1920-2000) На пасеке. 1957 г.

Лимарев Анатолий Григорьевич (Украина, 1929-1985) На пасеке. 1985 г.

Леонов Олег Александрович (род. 1959) Пасека. 2009 г.

Cердюк Борис (Украина, род. 1960) Тарас Шевченко на пасеке. 2013 г.

Камышный Юрий Константинович (Украина, род. 1962) На Лысую гору. 2007 г.

Белич Иван Васильевич (Украина) Отцовская пасека. 1994 г.

Лазарева Светлана Александровна (род. 1987) Медовый Спас. 2010 г.

Антонова Ирина Петровна (Украина) Пасека (жанровая лепка).

Хасанова Нурия Нурмухаметовна (Татарстан) Пасека.

Ягодкина Татьяна (Украина, род. 1982) Пасека.

Федотов Валерий Деревенский завтрак. 2010 г.

***
Спас наш первый, Спас Медовый,
Подари нам меда тонну,
Пусть на наше освященье
Погода будет загляденье.

Пусть и лето провожаем,
Но осенний дождь не ждем.
Воду с медом освящаем,
Булки и блины печем.

Саенко Руслан Николаевич (род. 1933) Пасека. 1992 г.

Бабак Вячеслав Петрович (род. 1946) Липовый мед. 2010 г.

Пацан Юрий Иванович (Украина, род. 1963) Без названия.

Третьяков Роман Павлович (род. 1966) В Лаврах на пасеке. 2010 г.

Полуян-Внукова Надежда Владимировна (род. 1968) На пасеке. 2007 г.

Иванишин Роман (Украина) Пасека. 2012 г.

Залищук Валерий Васильевич (Украина, род. 1963) Яблочный мед. 2008 г.

***
Прощаясь с летом, мы делаем запас
Всего того, что в зиму пригодится.
На этом рубеже – Медовый спас
С дарами лета в каждый дом стучится.
Очистят старые, забытые колодцы
И новые колодцы освятят,
Пчела не носит мёда у оконца
И с мёдом мак на праздник сей едят.
Прощанье с летом – время сенокосов
К зиме в селе уже готовят хаты,
Хоть далеко до снега и заносов,
Но лето красное уж клонится к закату!

К иконам Христологического ряда относят непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа.

Спас Нерукотворный

Первой иконой был Нерукотворный Образ Спасителя, запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Этот Святой убрус до нашего времени не сохранился, но иконы Нерукотворного образа, или иначе Спас Нерукотворный получили широкое распространение.
На иконе Спас Нерукотворный воспроизводится только лик Спасителя, вписанный в нимб или изображенный на убрусе, который иногда держат Ангелы.
Следует отметить, что на Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа – «Спас Мокрая брада», особенность которого заключается в том, что борода Христа на изображении сходится в один тонкий кончик.

Спас Вседержитель

Вседержитель или Пантократор – центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Владыку и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Традиционно этот образ занимает пространство центрального купола православного храма.

Яблочный спас в Малороссии.
Николай Корнилиевич Бодаревский. Ок.1921 г. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


Добрый дедушка.
Касаткин Н.А. 1899 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Картина "Добрый дедушка" была создана под влиянием учения о нравственном самоусовершенствовании Л.Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. С великим русским писателем Касаткина связывали долгие годы дружбы. Художник почти каждое лето гостил в Ясной Поляне, вёл оживлённую переписку с членами семьи писателя, выполнял различные его поручения. Теплые дружеские отношения были скреплены обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.
В основу повествования картины "Добрый дедушка" положен мотив помощи ближнему. Картина представляет незначительный эпизод из городской жизни: старик покупает пару яблок у уличной торговки, которая радушно раскрыла перед ним корзины с товаром, предлагая всё для выбора. Само название картины подсказывает, что старик покупает яблоки не для себя, а чтобы угостить мальчика, во взгляде которого читается восторг и обожание. Касаткин основное внимание сосредотачивает не на типах, участвующих в рассказе, а на событии как таковом. Удачен образ благообразного старика: книга в руке, добротное, но поношенное пальто, представляют человека небольшого достатка, образованного и добросердечного.
Действие происходит на фоне сказочной красоты старинной церкви фигурной красно-белой кладки с многочисленными "кокошниками" и шатровыми куполами, строгой решётки ограды с каменными столбами, мимо которой мелькают люди и телеги, в сквере с тонкими голыми деревцами, заботливо ограждёнными низеньким заборчиком. Под ногами героев картины разбросаны резные кленовые листья: красные, жёлтые, зелёные. Всё утопает и сливается в прозрачном осеннем воздухе, который обволакивает предметы и гасит краски, придавая всей сцене мягкость и какую-то теплоту.
Приклонская В.В.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Яблоневый сад.
Кустодиев Борис Михайлович. 1918 г. Холст, масло 70,5 х 124
Томский областной художественный музей


Натюрморт с яблоками.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1909 г. Холст, масло, 62,5 х 82,5.
Частное собрание


Натюрморт. Яблоки
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). Холст, масло. 96 x 125.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина


Алма-атинские яблоки
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 52 х 67,5.
Собрание Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи


Колхозный базар.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 78,9 x 101,2.
Арт-фонд семьи Филатовых


с. 66 ¦ 7. Спас Нерукотворный 1 . На обороте - Прославление креста

1 Тип Спаса «на чрепии», в отличие от Спаса Нерукотворного «на убрусе» (см. фрески на восточной и западной подпружных арках в церкви Спаса Нередицы; В. К. Мясоедов , Фрески Спаса Нередицы, Л., 1925, табл. XIX). О многочисленных вариантах легенды о Нерукотворном Спасе см. Н. В. Покровский . Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., 1895, стр. 49–52.

Обе стороны иконы были написаны во Владимире, быть может разными мастерами. Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире (см. доводы в пользу моей атрибуции у Н. Н. Воронина, в его статье «О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве Польском». - «Советская археология», М., 1962, I, стр. 142–148).

Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.

Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в квадрат доски. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны тонкими темно-коричневыми линиями по зеленовато-серой рефти. Черно-коричневые волосы с прядью на лбу украшены золотыми линиями. Вохрение по оливковому санкирю темно-желтое, мягкого тона, с еле заметными следами подрумянки. На губах, веках и описи носа - киноварь. Нимб, фон и поля золотисто-охряные. Перекрестье нимба - тона слоновой кости, со следами с. 66
с. 67
¦ изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС.

Прославление креста 2 . По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье - поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа - Гавриил с тростью. Выше - краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны - профильные головы в круглых клеймах - желтом (надпись: сълонце ) и красном (надпись: луна ). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».

2 Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). (См. Н. П. Кондаков , Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 22 и примеч. 1 и приложение «О древнехристианских композициях на тему «Слава креста», стр. 285–301). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам (В. Н. Лазарев , Искусство Новгорода, М., 1947, стр. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение » в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (В. К. Мясоедов , указ. соч., табл. V, 2).

На лицевой стороне доска с ковчегом. Паволока, левкас, яичная темпера. Оборот без ковчега и паволоки, с тонкой подгрунтовкой. Шпонки набивные по верхнему и нижнему торцам. 77 x 71.

На лицевой стороне (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего края) - красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.

Находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Раскрыта в Комиссии в 1919 году.

Поступила из ГИМ в 1930 году. с. 67
¦

Лазарев 2000/1


с. 164 ¦ 5. Спас Нерукотворный, оборот - Поклонение Кресту

Вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва .

Из Успенского собора в Московском Кремле. Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц ), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции (см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1931). «Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов - копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья - солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее - решить трудно. с. 164
¦

Прянишников И.М.

Спасов день на Севере. 1887

Холст, масло. 130 х 215

Справа внизу подпись: И.Прянишниковъ

Приобр. П.М.Третьяковым в 1887 с 15-й передвижной выставки.

Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. 564

Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) - один из талантливых русских художников второй половины XIX столетия. Он был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, которое организовывало выставки не только в Петербурге и Москве, но во многих провинциальных городах России, тем самым, демонстрируя и пропагандируя современное отечественное искусство. Более 20 лет Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, считая главным достоинством живописца умение «одухотворить факт» современной жизни.

Творческий диапазон Прянишникова был достаточно широк. Художник работал в жанре портрета, пейзажа, исполнял картины на военно-исторические темы, выступал в роли иллюстратора. С молодых лет он занимался церковными росписями, участвовал в оформлении храма Христа Спасителя в Москве в 1870-е гг. Но главный интерес на протяжении 40-летней художественной деятельности был сосредоточен в области бытового жанра.

В 1880-е гг. Прянишников много путешествовал по Северу России, мало изученному в то время краю. Многие художники ценили в нем не только величественную красоту природы, но в особенности патриархальность бытового уклада, верность старине и традиции. В эти годы активизируются исторические, археологические, этнографические, филологические исследования с целью воссоздания подлинности русского народного характера, обычаев, нравов и образа жизни. Свойственная художественной культуре и искусству в 1880-е гг. увлеченность поиском национального своеобразия русской деревни оказалась тесно связана с религиозной, церковно-обрядовой и патриархальной стороной народной жизни, которая по-своему преломилось в творчестве Прянишникова.

Именно с русского Севера художник привозит замыслы многих своих жанровых произведений. В 1880-1890-е гг. в его искусстве возникают полотна большого размера. Низкий горизонт открывал возможности широкого показа многолюдной народной массы на фоне суровой, даже летом, природы. Художник стремился объединить в общем действии праздников различные типы и характеры русской деревни. Среди произведений этого времени особое место занимает «Спасов день на Севере».

Земледельческие праздники испокон веков составляли важную часть жизни крестьян у всех народов. Они в первую очередь основаны на религиозных верованиях и национальных обычаях. До утверждения христианства на Руси довольно сильной была языческо-славянская традиция, связанная с природным годовым циклом сельских работ. Постепенно эта старинная традиция трансформировалась. Покровителями земледельческих работ стали святые Православной Церкви, а годовой календарь оказался привязан к церковному литургическому календарю.

Для церковно-православной жизни чрезвычайно важен литургический год. В центре него находится Пасха – праздник праздников. Среди православных праздников главными почитаются двенадцать праздников (Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и тд.), есть также праздники великие (день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы) и множество других торжественных праздников.

По церковному уставу Спасов день – праздник Господний – отмечался 1 августа по старому стилю. Это первый день осени и начало осеннего поста (по старому стилю). С этого дня начинался первый торжественный посев. Этот день также называли Первым или Медовым Спасом, потому что с 1 августа можно было вкушать мед, который прежде в этот день освящался в церкви. Особой торжественностью Первый Спас не выделялся в отличие от Второго Спаса или Праздника Преображения Господня, который относили к главным двунадесятым православным праздникам. Этот праздник называли еще и Яблочным Спасом. До него по правилам запрещалось вкушать яблоки. Именно в яблоках до Второго Спаса видели соблазн, им придавали смысл библейского плода познания Добра и Зла, и почитали грехом, если кто ел яблоки до 6 августа по старому стилю. На Яблочный Спас в церквях освящали разные плоды и яблоки, и груши, и виноград, которые приносили в корзинах.

1 августа в церквях праздновали Происхождение честного и животворящего Креста – праздник, установленный в XII веке Константинопольским Патриархом в Византии и митрополитом Киевским на Руси. В воспоминание крестной силы, вооружившись которой и византийские, и русские воины победили язычников, установили в первый день августа износить священнику из алтаря честный Крест, полагать его среди церкви для поклонения, кроме того, повелели совершать в этот день освящение воды. Честной Крест торжественно вместе со святыми иконами выносился из алтаря крестным ходом на реки, источники и колодцы. В северных губерниях после Водосвятия купали детей, причем снятые с младенцев рубашки оставляли в воде и надевали новые. Также купали лошадей, чтобы они были крепче и здоровее.

На картине И.М.Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.

На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.

Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка»

Юденкова Т.В. ст.науч. сотр. ГТГ

кандидат искусствоведения