Первые романовы на российском престоле кратко. История и этнология

Кандидаты

Претендентов на русский трон было немало. Двух самых непопулярных кандидатов - польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II – «отсеяли» сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа сторонников было больше, среди них - вождь земского войска князь Пожарский. Почему же патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце? Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам - родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга», но вероятнее всего это был "маневр" Пожарского, так как в итоге в борьбе за царский трон участвовали лишь русские претенденты – высокородные князья. Руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками, Иван Воротынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену, вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатностью. А ведь новый царь должен объединить расколотую Смутой страну. Стоял вопрос: как отдать предпочтение одному роду, чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц?

Михаил Фёдорович не прошел первый тур

Кандидатура Романовых как главных претендентов возникла не случайно: Михаил Романов был племянником царя Фёдора Иоанновича. Отец Михаила, патриарх Филарет, пользовался уважением среди духовенства и казаков. В пользу кандидатуры Михаила Фёдоровича активно агитировал боярин Фёдор Шереметьев. Он уверял строптивых бояр, что Михаил «молод и будет нам поваден». Другими словами, станет их марионеткой. Но бояре не дали себя уговорить: на предварительном голосовании кандидатура Михаила Романова не набрала нужного числа голосов.

Неявка

При избрании Романова возникла накладка: Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия, доказывая, сколь опасен путь из костромского села Домнино, где пребывал Михаил, в Москву. Не тогда ли возникла легенда о подвиге Ивана Сусанина, спасшего жизнь будущему царю? После жарких дебатов романовцам удалось убедить Собор отменить решение о приезде Михаила.

Затягивание

7 февраля 1613 года порядком подуставшие делегаты объявили двухнедельный перерыв: «для большого укрепления отложили февраля з 7-го числа февраля по 21 число». В города разослали гонцов «во всяких людех мысли их проведывати». Глас народа, конечно, глас Божий, но не маловато ли двух недель на мониторинг общественного мнения большой страны? В Сибирь, например, гонцу и за два месяца доскакать непросто. Скорее всего, бояре рассчитывали на уход из Москвы самых активных сторонников Михаила Романова – казаков. Прискучит, мол, станичникам в городе без дела сидеть, они и разойдутся. Казаки и в самом деле разошлись, да так, что боярам мало не показалось…

Роль Пожарского

Вернемся к Пожарскому и к его лоббированию шведского претендента на русский трон. Осенью 1612 года ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613-го он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа. Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст». Неужели Пожарский был настолько наивен, что не знал настроения большинства? Конечно, нет. Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей поддержкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя. Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым. «Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места. Вот почему 20 февраля князь Дмитрий, благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем - поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича. Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти - царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому, кто желал видеть на троне Рюриковичей не его, а какого-то шведского принца.

Казаки

Особая роль в ибрании царя принадлежит казакам. Прелюбопытный рассказ об этом содержится в «Повести о Земском соборе 1613 года». Оказывается, 21 февраля бояре решили выбрать царя, бросив жребий, но упование на «авось», при котором возможен любой подлог, не на шутку разозлило казаков. Казачьи ораторы разнесли в пух и прах боярские «хитрости» и торжественно провозгласили: «По Божии воли на царствующем граде Москве и всея России да будет царь, государь и великий князь Михайло Федорович!». Этот клич тотчас подхватили сторонники Романовых, причём не только в Соборе, но и среди многочисленной толпы народа на площади. Именно казаки разрубили «гордиев узел», добившись избрания Михаила. Неведомый автор «Повести» (наверняка очевидец происходящего) не жалеет красок, описывая реакцию бояр: «Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто не може что изрещи». Лишь дядя Михаила, Иван Романов по прозвищу Каша, почему-то не желавший видеть племянника на престоле, пытался возразить: «Михайло Федорович еще млад и не в полне разуме». На что казачьи острословы возразили: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме… ты ему крепкий потпор будеши». Дядюшкину оценку своих умственных способностей Михаил не забыл и впоследствии отстранил Ивана Кашу от всех государственных дел. Казачий демарш стал полной неожиданностью для Дмитрия Трубецкого: «Лице у него почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман». Князя можно понять: именно он, вождь казаков ополчения, рассчитывал на поддержку своих боевых товарищей, щедро одаривал их «казной» - и вдруг они оказались на стороне Михаила. Быть может, романовская партия заплатила больше?

Британское признание

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор принял историческое решение: избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Первой страной, признавшей нового государя, стала Англия: в том же,1613 г., в Москву прибыло посольство Джона Метрика. Так начиналась история второй и последней царской династии России. Показательно, что все свое царстование Михаил Фёдорович выказывал сособое отношение к англичанам. Так, Михаил Фёдорович восстановил после Смуты отношения с британской «Московской компанией» и хотя урезал свободу действий английских купцов, всё же поставил их в льготные условия не только с прочими иностранцами, но и с представителями российского «крупного бизнеса».

21 февраля 1613 г. в Москве был созван самый представительный Земский собор, который избрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613-1645) . Он 11 июля был коронован в Успенском соборе Кремля.

При юном царе делами государства заведовали его мать Великая старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых (1613-1619) , а после возвращения из польского плена патриарха Филарета , последний стал фактическим правителем России (1619-1633) , носивший титул Великого государя . В сущности, в стране установилось двоевластие: государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Перед правительством встал ряд задач: наладить финансовое положение в стране, восстановить экономику, укрепить государственные границы.

Финансовые задачи решались за счет дальнейшего усиления налогового гнета: была введена «пятая деньга» (налог, составлявший пятую часть прибыли), прямые налоги на сбор хлебных запасов и денег на содержание армии (1614).

Во время правления Михаила Федоровича начинает подниматься ремесло и образовываться первые мануфактуры. В 1632 г . под Тулой начинает свою деятельность первый в стране железоделательный завод .

Сложным и неоднозначным было положение во внешней политике. В феврале 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир (1617) (в д. Столбово). Одновременно польский королевич Владислав пытался военными действиями подтвердить свои претензии на русский престол. Польские войска встретили ожесточенное сопротивление и в 1618 г. было подписано Деулинское перемирие (1618) на 14,5 лет. Польше отходили смоленские земли (кроме Вязьмы), включая Смоленск, черниговские, новгород-северские земли с 29 городами.

В 1632-1634 гг. шла русско-польская война, которая также известна под названием Смоленской войны 1632-1634 гг . , вызванная стремлением России вернуть свои исконные земли. Вскоре был подписан Поляновский мир (1634) , по условиям которого сохранялась довоенная граница, а король Польши Владислав IV официально отказывался от претензий на русский престол. Для успешного ведения военных действий в течение 1631-1634 гг . была проведена военная реформа и созданы «Полки нового строя », т.е. по образцу западноевропейских армий. Были созданы рейтарский (1), драгунский (1) и солдатский (8) полки.

3. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Правление Алексея Михайловича Романова (1645-1676).

Во время правления Алексея Михайловича в России начинается распад феодализма. Начинается развиваться мануфактура (более 20), устанавливаются рыночные отношения (в связи с повсеместным развитием мелкотоварного производства), все большую роль в экономике страны начинает играть купечество.

При Алексее Михайловиче, прозванного Тишайшим, начались складываться предпосылки к образованию в России абсолютной монархии. Первым признаком абсолютизма стало Соборное уложение 1649 г ., которое подчеркивало священность царской власти и ее неприкосновенность. В главе «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Крестьяне лишались права судебного представительства по имущественным спорам.

В этот же период начинает падать значение земских соборов, последний из которых был созван в 1653 г ., а сразу после этого создан Приказ тайных дел (1654-1676) для политического сыска.

В 1653 г. началась церковная реформа патриарха Никона по византийскому образцу.

С 1654 по 1667 гг . между Россией и Польшей шла война за возвращение исконных русских земель России и за присоединение Левобережной Украины. В 1667 г. между Россией и Польшей был подписан Андрусовский мир (1667) , по которому России возвращались смоленские и новгород-северские земли, левобережная Украина и Киев (последний до 1669 г.).

Присоединение Украины требовало унификации церковных обрядов, образцом для которых Никон избрал византийские. Кроме того, правительство желало вообще объединить церкви не только Росси и Украины, но и восточных автокефальных церквей.

После присоединения Украины, Алексей Михайлович вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», стал именоваться «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

Реформы Никона породили такое явление, как раскол и движение старообрядчества , которое на начальном этапе принимало экзальтированные формы, а именно - крещение огнем, т.е. самосожжение. Особенно движение усилилось после церковного собора 1666-1667 гг., на котором они были преданы анафеме за их ересь. Отражение народного несогласия с политикой официальной церкви нашло в Соловецком восстании 1668-1676 гг .

Самовластная политика московского патриарха противоречила интересам светской власти, крепнущим элементам абсолютизма и не могла не вызвать царского недовольства. На соборе 1666-1667 гг. Ни­кон был низложен и под конвоем отвезен в Ферапонтов монастырь на Белоозере. Умер Никон в 1681 году.

В России началась смена сословно-представительской монархи монархией абсолютной: земские соборы больше не созываются, авторитет Боярской Думы упал, церковь была оттеснена на второй план светской властью, усиливается контроль правительства над жизнью страны, а само правительство находится под присмотром репрессивного аппарата (Приказ тайных дел), усиливается значение дворянства (происходит уравнение поместного владения с вотчинным). При этом становление абсолютизма происходит под знаком все усиливающегося социального гнета над населением - крестьянством и посадом.

Политика правительства Алексея Михайловича вызвало ряд народных возмущений, самыми значительными из которых были Соляной бунт (1648) и Медный бунт (1662) .

Соляной бунт (это другое название Московского восстания) был инициирован грабительской политикой правительства Б.И. Морозова после проведения налоговой реформы: все косвенные налоги были заменены одним прямым - налогом на соль, в результате которого цена на нее выросла в несколько раз.

Медный бунт (или Московское восстание 1662 года) разразился из-за финансового кризиса: в 1654 г. правительство ввело медные деньги по курсу серебряных, в результате массового производства медных денег произошло их обесценивание, что привело к росту спекуляции и выпуску фальшивых монет (зачастую правящей верхушкой).

21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

«Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

Иллюстрации:

1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

Царская династия Романовых — вторая и последняя на русском престоле. Правила с 1613 по 1917 годы. В её пору Русь из провинциального, лежащего за пределами западной цивилизации государства превратилась в огромную империю, влияющую на все политические процессы мира.
Воцарением Романовых закончилось на Руси . Первый царь династии Михаил Федорович был избран самодержцем Земским собором, собранным по инициативе Минина, Трубецкого и Пожарского — вождей ополчения, освободившего Москву от польских захватчиков. Михаилу Федоровичу было в ту пору 17 лет, он не умел ни читать ни писать. Так что фактически долгое время Русью правил его отец митрополит Филарет.

Причины избрания Романовых

- Михаил Федорович был внуком Никиты Романовича — брата Анастасии Романовны Захарьины-Юрьевой — первой жены Ивана Грозного, наиболее любимой и почитаемой народом, так как период её царствования был наиболее либеральным в бытность Ивана, и сыном
- Отец Михаила был монахом в звании патриарха, что устраивало церковь
- Род Романовых хоть и не очень знатный, но всё же достойный в сравнении с остальными русскими претендентами на престол
- Относительная равноудаленность Романовых от политических дрязг Смутного времени в отличие от Шуйских, Мстиславских, Куракиных и Годуновых, значительно в них вовлеченных
- Надежда бояр на неопытность Михаила Федоровича в управлении и вследствие этого его управляемость
- Романовых желали казаки и простонародье

    Первый царь династии Романовых Михаил Федорович (1596-1645) правил Русью с 1613 по 1645 годы

Царская династия Романовых. Годы правления

  • 1613-1645
  • 1645-1676
  • 1676-1682
  • 1682-1689
  • 1682-1696
  • 1682-1725
  • 1725-1727
  • 1727-1730
  • 1730-1740
  • 1740-1741
  • 1740-1741
  • 1741-1761
  • 1761-1762
  • 1762-1796
  • 1796-1801
  • 1801-1825
  • 1825-1855
  • 1855-1881
  • 1881-1894
  • 1894-1917

Русская линия династии Романовых прервалась с Петром Первым. Елизавета Петровна была дочерью Петра I и Марты Скавронской (будущей Екатерины I), в свою очередь Марта была то ли эстонкой то ли латышкой. Пётр III Фёдорович на самом деле Карл Петер Ульрих (Karl Peter Ulrich), был герцогом Гольштейна, исторической области Германии, расположенной в южной части земли Шлезвиг-Гольштейн. Его жена, будущая Екатерина II, на самом деле София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg), была дочерью правителя немецкого княжества Ангальт-Цербст (территория современной германской федеральной земли Саксония-Анхальт). Сын Екатерины Второй и Петра Третьего Павел Первый имел в женах сначала Августу-Вильгельмину-Луизу Гессен-Дармштадтскую, дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского, затем Софию Доротею Вюртембергскую, дочь герцога Вюртембергского. Сын Павла и Софии Доротеи Александр I был женат на дочери маркграфа Баден-Дурлахского Луизе Марии Августе. Второй сын Павла император Николай Первый был женат на Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской. Их сын, император Александр Второй — на принцессе Гессенского дома Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии…

История династии Романовых в датах

  • 1613, 21 февраля — Избрание Земским собором царем Михаила Федоровича Романова
  • 1624 — Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой, ставшей матерью второго царя династии — Алексея Михайловича (Тишайшего)
  • 1645, 2 июля — Смерть Михаила Федоровича
  • 1648, 16 января — Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, матери будущего царя Федора Алексеевича
  • 1671, 22 января — Второй женой царя Алексея Михайловича стала Наталья Кирилловна Нарышкина
  • 1676, 20 января — Смерть Алексея Михайловича
  • 1682, 17 апреля — смерть Федора Алексеевича, не оставившего наследника. Бояре провозгласили царем Петра, сына царя Алексея Михайловича от его второй жены Натальи Нарышкиной
  • 1682, 23 мая — под влиянием Софьи, сестры умершего бездетным царя Федора, Боярсккая дума объявила сына царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской Ивана V Алексеевича первым царем, а его сводного брата Петра I Алексеевича — вторым
  • 1684, 9 января — Иван V женился на Прасковьи Фёдоровне Салтыковой, матери будущей императрицы Анны Иоанновны
  • 1689 — Пётр женился на Евдокии Лопухиной
  • 1689, 2 сентября — указ об удалении Софьи от власти и ссылке её в монастырь.
  • 1690, 18 февраля — Рождение сына Петра Первого царевича Алексея
  • 1696, 26 января — смерть Ивана V, Пётр Первый стал самодержцем
  • 1698, 23 сентября — Евдокия Лопухина, жена Петра Первого сослана в монастырь, хотя вскоре стала жить как мирянка
  • 1712, 19 февраля — женитьба Петра Первого на Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине Первой, матери императрицы Елизаветы Петровны
  • 1715, 12 октября — рождение сына царевича Алексея Петра, будущего императора Петра II
  • 1716, 20 сентября — несогласный с политикой отца царевич Алексей бежал в Европу в поисках политического убежища, которое он получил в Австрии
  • 1717 — Под угрозой войны Австрия выдала царевича Алексея Петру Первому. 14 сентября он вернулся на родину
  • 1718, февраль — суд на царевичем Алексеем
  • 1718, март — царица Евдокия Лопухина обвинена в прелюбодеянии и снова сослана в монастырь
  • 1719, 15 июня — царевич Алексей умер в тюрьме
  • 1725, 28 января — смерть Петра Первого. При поддержке гвардии его жена Марта Скавронская провозглашена императрицей Екатериной Первой
  • 1726, 17 мая — Екатерина Первая умерла. Престол занял двенадцатилетний Петр Второй, сын царевича Алексея
  • 1729, ноябрь — обручение Петра II с Екатериной Долгорукой
  • 1730, 30 января — Петр II умер. Верховный тайный совет провозгласил его наследницей , дочь Ивана V, сына царя Алексея Михайловича
  • 1731 — Анна Иоанновна назначила наследницей престола Анну Леопольдовну, дочь своей старшей сестры Екатерины Иоанновны, которая в свою очередь была дочерью того же Ивана V
  • 1740, 12 августа — У Анны Леопольдовны от брака с герцогом Брауншвейг-Люнебургским Антоном Ульрихом родился сын Иван Антонович, будущий царь Иван VI
  • 1740, 5 октября — Анна Иоанновна назначила наследником престола малолетнего Ивана Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны
  • 1740, 17 октября — Смерть Анны Иоанновны, регентом при двухмесячном Иване Антоновиче назначен герцог Бирон
  • 1740, 8 ноября — Бирон арестован, регентом при Иване Антоновиче назначена Анна Леопольдовна
  • 1741, 25 ноября — в результате дворцового переворота российский престол заняла дочь Петра Первого от брака с Екатериной Первой Елизавета Петровна
  • 1742, январь — Анна Леопольдовна с сыном арестованы
  • 1742, ноябрь — Елизавета Петровна назначила наследником престола племянника, сына своей сестры, второй дочери Петра Первого от брака с Екатериной Первой (Мартой Скавронсой) Анны Петровны, Петра Федоровича
  • 1746, март — Анна Леопольдовна умерла в Холмогорах
  • 1745, 21 августа — Петр Третий вступил в брак с Софьей-Фредерикой-Августой Ангальт-Цербстской, принявшей имя Екатерины Алексеевны
  • 1746, 19 марта — в ссылке, в Холмогорах умерла Анна Леопольдовна
  • 1754, 20 сентября — родился сын Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны Павла, будущего императора Павла Первого
  • 1761, 25 декабря — Елизавета Петровна умерла. Петр Третий вступил в должность
  • 1762, 28 июня — в результате государственного переворота Россию возглавила Екатерина Алексеевна, жена Петра Третьего
  • 1762, 29 июня — Петр Третий отрекся от престола, был арестован и заключен в Ропшенский замок под Петербургом
  • 1762, 17 июля — смерть Петра Третьего (умер или был убит — неизвестно)
  • 1762, 2 сентября — коронация Екатерины Второй в Москве
  • 1764, 16 июля — после 23 лет нахождения в Шлиссельбургской крепости при попытке освобождения убит Иван Антонович, царь Иван VI.
  • 1773, 10 октября — Наследник престола Павел женился на принцессе Августе-Вильгельмине-Луизе Гессен-Дармштадтская, дочери Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского, принявшей имя Натальи Алексеевны
  • 1776, 15 апреля — жена Павла Наталья Алексеевна умерла при родах
  • 1776, 7 октября — Наследник престола Павел снова женился. На этот раз на Марии Фёдоровне, принцессе Софии Доротее Вюртембергской, дочери герцога Вюртембергского
  • 1777, 23 декабря — рождение сына Павла Первого и Марии Фёдоровны Александра, будущего императора Александра Первого
  • 1779, 8 мая — рождение ещё одного сына Павла Первого и Марии Фёдоровны Константина
  • 1796, 6 июля — рождение третьего сына Павла Первого и Марии Фёдоровны Николая, будущего императора Николая Первого
  • 1796, 6 ноября — Екатерина Вторая умерла, на престоле Павел Первый
  • 1797, 5 февраля — коронация Павла Первого в Москве
  • 1801, 12 марта — Переворот. Павел Первый убит заговорщиками. На престоле его сын Александр
  • 1801, сентябрь — коронация Александра Первого в Москве
  • 1817, 13 июля — брак Николая Павловича и Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской (Александры Фёдоровны), матери будущего императора Александра Второго
  • 1818, 29 апреля — у Николая Павловича и Александры Федоровны родился сын Александр, будущий император Александр Второй
  • 1823, 28 августа — тайное отречение от престола его наследника, второго сына Александра Первого Константина
  • 1825, 1 декабря — смерть императора Александра Первого
  • 1825, 9 декабря — армия и госслужащие принесли присягу на верность новому императору Константину
  • 1825, декабрь — Константин подтверждает свое желание отречься от престола
  • 1825, 14 декабря — восстание декабристов при попытке привести гвардию к присяге новому императору Николаю Павловичу. Восстание подавлено
  • 1826, 3 сентября — коронация Николая в Москве
  • 1841, 28 апреля — брак наследника престола Александра (Второго) с принцессой Максимилианой Вильгельминой Августой Софьей Марией Гессен-Дармштадтской (в православии Марией Александровной)
  • 1845, 10 марта — у Александра и Марии родился сын Александр, будущий император Александр Третий
  • 1855, 2 марта — умер Николай Первый. На престоле его сын Александр Второй
  • 1866, 4 апреля — первое, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1866, 28 октября — сын Александра Второго Александр (третий) женился на датской принцессе Марии Софии Фридерике Дагмар (Марии Федоровне), матери будущего императора Николая Второго.
  • 1867, 25 мая — второе, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1868, 18 мая — у Александра (Третьего) и Марии Федоровны родился, сын Николай, будущий император Николай Второй
  • 1878, 22 ноября — у Александра (Третьего) и Марии Федоровны родился, сын Михаил, будущий великий князь Михаил Александрович
  • 1879, 14 апреля — третье, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1879, 19 ноября — четвертое, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1880, 17 февраля — пятое, неудачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1881, 1 апреля — шестое, удачное, покушение на жизнь Александра Второго
  • 1883, 27 мая — коронация Александра Третьего в Москве
  • 1894, 20 октября — смерть Александра Третьего
  • 1894, 21 октября- на престоле Николай Второй
  • 1894, 14 ноября — брак Николая Второго с немецкой принцессой Алисой Гессенской, в православии Александрой Фёдоровной
  • 1896, 26 мая — коронация Николая Второго в Москве
  • 1904, 12 августа — у Николая и Александры родился сын, наследник престола Алексей
  • 1917, 15 марта (по новому стилю) — в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича
  • 1917, 16 марта — Великий князь Михаил Александрович отрекся от престола в пользу Временного правительства. История монархии в России закончилась
  • 1918, 17 июля — Николай Второй, его семья и приближенные

Гибель царской семьи

«В половине второго Юровский поднял доктора Боткина и попросил его разбудить остальных. Он объяснил, что в городе неспокойно и их решили перевести в нижний этаж… Чтобы умыться и одеться, пленникам понадобилось полчаса. Около двух часов они стали спускаться по лестнице. Впереди шел Юровский. За ним - Николай с Алексеем на руках, оба в гимнастерках и фуражках. Затем следовали императрица с великими княжнами и доктор Боткин. Демидова несла две подушки, в одной из которых была зашита шкатулка с драгоценностями. За ней шли камердинер Трупп и повар Харитонов. Незнакомая узникам расстрельная команда, состоявшая из десяти человек, - шестеро из них были венграми, остальные русскими, - находилась в соседней комнате.

Спустившись по внутренней лестнице, процессия ступила во двор и повернула налево, чтобы войти в нижний этаж. Их провели в противоположный конец дома, в комнату, где до этого размещалась стража. Из этого помещения, пять метров в ширину и шесть в длину, вся мебель была вынесена. Высоко во внешней стене находилось единственное полукруглое окно, забранное решеткой. Только одна дверь была открыта, другую, напротив нее, ведущую в кладовку, заперли на замок. Это был тупик.

Александра Федоровна спросила, почему в комнате нет стульев. Юровский велел принести два стула, на один из них Николай посадил Алексея, на другой села императрица. Остальным велели выстроиться вдоль стены. Через несколько минут в комнату вошел Юровский в сопровождении десяти вооруженных людей. Сцену, которая за этим последовала, он сам описал такими словами: «Когда вошла команда, комендант (Юровский пишет о себе в третьем лице) сказал Романовым, что ввиду того, что их родственники в Европе продолжают наступление на советскую Россию, Уралисполком постановил их расстрелять.

Николай повернулся спиной к команде, лицом к семье, потом, как бы опомнившись, обернулся к коменданту с вопросом: «Что? Что?» Комендант наскоро повторил и приказал команде готовиться. Команде заранее было указано, кому в кого стрелять, и приказано целить прямо в сердце, чтоб избежать большого количества крови и покончить скорее. Николай больше ничего не произнес, опять обернувшись к семье, другие произнесли несколько несвязных восклицаний, все это длилось несколько секунд. Затем началась стрельба, продолжавшаяся две - три минуты. Николай был убит самим комендантом наповал (Ричард Пайпс «Русская революция»)»

Для окончательного завершения Смуты требовалось не только избрать нового монарха на русский престол, но также обеспечить безопасность русских пределов от двух наиболее активных соседей - Речи Посполитой и Швеции. Однако это было невозможно, пока в Московском царстве не был бы достигнут социальный консенсус, а на престоле потомков Ивана Калиты не появился бы человек, который в полной мере бы устраивал большинство из делегатов Земского собора 1612-1613 гг. По целому ряду причин таким кандидатом стал 16-летний Михаил Романов.

ПРЕТЕНДЕНТЫ НА МОСКОВСКИЙ ТРОН

С освобождением Москвы от интервентов земские люди получили возможность приступить к избранию главы государства. В ноябре 1612 года дворянин Философов сообщил полякам, что казаки в Москве стоят за избрание на трон кого-нибудь из русских людей, «а примеривают Филаретова сына и воровского калужского», тогда как старшие бояре стоят за избрание чужеземца. Казаки вспомнили о «царевиче Иване Дмитриевиче» в минуту крайней опасности, Сигизмунд III стоял у порот Москвы, и сдавшиеся члены семибоярщины могли в любой момент вновь переметнуться на его сторону. За спиной коломенского царевича стояло войско Заруцкого. Атаманы надеялись, что в критическую минуту давние соратники придут им на помощь. Но расчеты на возвращение Заруцкого не оправдались. В час испытаний атаман не побоялся развязать братоубийственную войну. Вместе с Мариной Мнишек и ее малолетним сыном он явился к стенам Рязани и попытался захватить город. Рязанский воевода Михаил Бутурлин выступил навстречу и обратил его в бегство.

Попытка Заруцкого добыть для «воренка» Рязань не удалась. Горожане выразили свое отрицательное отношение к кандидатуре «Ивана Дмитриевича». Агитация в его пользу стала стихать в Москве сама собой.

Без Боярской думы выборы царя не могли иметь законной силы. С думой избрание грозило затянуться па многие годы. На корону претендовали многие знатные фамилии, и никто не желал уступить дорогу другому.

ШВЕДСКИЙ ПРИНЦ

Когда Второе ополчение стояло в Ярославле, Д.М. Пожарский с согласия духовенства, служилых людей, посадов, питающих ополчение средствами, вступил в переговоры с новгородцами о кандидатуре шведского принца на московский престол. 13 мая 1612 г. написали грамоты к новгородскому митрополиту Исидору, князю Одоевскому и Делагарди и отправили их в Новгород со Степаном Татищевым. Ради важности дела с этим послом Ополчения поехали и выборные - от каждого города по человеку. Интересно, что у митрополита Исидора и воеводы Одоевского спрашивали, как обстоят отношения их и новгородцев со шведами? А Делагарди сообщали, что если новый шведский король Густав II Адольф отпустит своего брата на московский престол и велит ему креститься в православную веру, то они рады быть с Новгородской землей в совете.

Черникова Т. В. Европеизация России в XV - XVII веках. М., 2012

ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА

Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года. Наконец Мстиславский с товарищами приехали, приехали и запоздавшие выборные, возвратились посланники по областям с известием, что народ с радостию признает Михаила царем. 21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? «Михаила Федоровича Романова» - был ответ.

СОБОР 1613 Г. И МИХАИЛ РОМАНОВ

Первым делом великого Земского собора, избравшего шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова на русский престол, было отправление к новоизбранному царю посольства. Отправляя посольство, собор не знал, где находился Михаил, и потому в данном послам наказе говорилось: «Ехать к государю Михаилу Федоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль». Прибыв в Ярославль, посольство здесь только узнало, что Михаил Федорович живет со своей матерью в Костроме; не медля, двинулось оно туда, вместе со многими и ярославскими гражданами, присоединившимися уже здесь.

В Кострому посольство прибыло 14 марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21 числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с женами и детьми встретили нового царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары. Местом своего здесь пребывания Михаил Федорович избрал древний Спасо-Преображенский монастырь. Здесь в кельях архимандрита, жил он со своей матерью инокиней Марфой и временным Государственным советом, который составляли князь Иван Борисович Черкасский с другими вельможами и дьяк Иван Болотников со стольниками и стряпчими. Отсюда 23 марта послана была и первая от царя грамота в Москву, извещавшая Земский собор о согласии на принятии царского венца.