Почему Бог допускает страдания, смерть детей и теракты? Дальновидный взгляд Бога. Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития. А в те времена этот уровень у народа Израиля мало чем отличался от культуры окружавших Израиль языческих племен. И образ грозного Бога, карающего людей за их грехи, был просто наиболее понятным для иудеев ветхозаветной эпохи. Святитель Иоанн Златоуст прямо об этом пишет: «Когда ты слышишь слова „ярость“ и „гнев“ в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

С пришествием Христа - воплотившегося Бога, любые иносказания, образы и культурологические трактовки стали излишни и бессмысленны. Евангельский рассказ о Христе прямо, без всяких аллегорий показывает, каковы на самом деле свойства Бога. Может ли Он повелевать стихиями? Да, конечно. Но не стирает Христос с лица земли города вместе с их жителями, напротив - укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но запрещает своим ученикам думать о Нем в ветхозаветных категориях: …и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк 9:52–56).

На страницах Евангелия раскрывается такая полнота представлений о Боге, которую даже ученикам Христа было непросто воспринять. «Не погубить, а спасти» - как понять эти слова, если речь в них идет о том же Боге, Который сказал когда-то во времена Ноя: И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни (Быт 6:17).

Казалось бы - вот, прямое и ясное указание на причину катаклизма, погубившего допотопное человечество: Бог истребил людей за их грехи. На таком понимании Библии были воспитаны апостолы, подобным же образом они собирались поступить и с жителями самарянской деревни - грешниками, отказавшимися принять у себя Мессию. И вдруг - слышат от Христа упрек в том, что их понимание отношений Бога с грешниками - неверное. Такой же упрек потом, в Гефсиманском саду, услышит апостол Петр, попытавшийся с мечом в руках защищать Христа от пришедшей за Ним храмовой стражи. Если внимательно рассмотреть все подобные ситуации, описанные в Евангелии, вывод окажется вполне однозначным: Христос - воплотившийся Бог, много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над природой и стихиями, но ни разу не употребил эту власть для наказания людей за их грехи. Он чудесным образом восполнял недостаток еды и питья, исцелял болезни, возвращал людям зрение и способность двигаться, воскрешал мертвых. Но нигде мы не найдем в Евангелии упоминания о том, как Христос навел потоп или устроил землетрясение.

Хотя, конечно же, связь человеческого греха и происходящих на земле катастроф в христианстве ни в коем случае не отрицается. Но сводить эту связь лишь к примитивной схеме «человек согрешил - Бог покарал» было бы принципиально неверно. Как такое может быть, чтобы добрый Бог был способен убить во время Потопа почти все человечество?

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их (Быт 6:5–7).

Этот библейский текст в самом деле звучит очень страшно и вызывает множество нареканий как у самых разнообразных критиков христианства, так и у некоторых верующих. Но, помня мысль Антония Великого о том, что «…нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих», было бы столь же нелепо считать, будто Господь и в самом деле может «восскорбеть» или «раскаяться». Все это, безусловно, лишь образы, призванные показать всю глубину нравственного развращения допотопного человечества, по словам прп. Ефрема Сирина, «…дошедшего до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния».

Бог ни в чем не раскаялся и не перестал любить людей даже после того, как вся жизнь их стала сплошным злом. И, конечно же, Бог участвовал в судьбе погрязшего в грехах человечества, вот только характер этого участия был совсем иным, нежели может показаться на первый взгляд.

В Библии сказано, что Господь повелел единственному праведнику допотопного мира строить огромный корабль. Это была очень тяжелая, трудоемкая работа, на которую у Ноя ушло сто лет. Но посмотрите, какими удивительными словами комментирует это строительство прп. Ефрем Сирин: «…Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников». По мнению авторитетнейшего толкователя Библии, Бог не желал потопа! Так почему же потоп все-таки обрушился на землю? Дело в том, что, творя зло, человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, мучает и разрушает ее своими грехами. Но ведь природа человека не является чем-то изолированным от остального творения, а напротив - теснейшим образом связана с ним. Более того, церковное Предание прямо называет человека венцом творения, неким средоточием всего сотворенного бытия. Поэтому все, что происходит в духовной жизни человека, неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир. Так, Писание прямо свидетельствует, что грехом Адама была проклята земля, потерявшая после грехопадения способность обильно плодоносить, и что именно из-за людских грехов вся тварь совокупно стенает и мучится доныне.

Наглядный пример этой связи духовного состояния человечества со всей природой - экологический кризис, в который люди ввергли свою планету всего за одно только столетие научно-технического прогресса. Марина Цветаева еще в первой половине прошлого века писала:

Мы, с ремеслами, мы, с заводами,

Что мы сделали с раем, отданным

Нам?.. Планету, где все о Нем -

На предметов бездарный лом?

Слава разносилась реками,

Славу возвещал утес.

В мир - одушевленней некуда! -

Что же человек принес?

В ответ на горький вопрос Цветаевой сегодня можно с еще большей горечью констатировать: ничего хорошего. Уничтожение лесов, истребление целых видов животных, загрязнение рек, атмосферы, ближнего космоса… Нравственное состояние человечества эпохи НТР оказалось вопиюще не соответствующим тому уровню власти над миром, который люди получили с помощью науки и техники. Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление с религиозной точки зрения можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются причиной сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь и которая его в конце концов убила.

Очевидно, нечто подобное происходило и с допотопным человечеством, мысли которого были зло во всякое время. Библия не говорит, в чем конкретно выражалось это зло, но понятно, что столь беспрецедентное стремление людей к греху неминуемо должно было вызвать такой же беспрецедентный катаклизм в природе. Всеведущий Бог знал о надвигающейся катастрофе и еще за сто лет до ее начала повелел Ною строить ковчег спасения, тем самым предупреждая о грядущей беде все человечество. Ведь Ной строил свой ковчег не таясь, на виду у всех, и само это строительство по сути уже было пропо­ведью покаяния. Любой человек мог бы при желании построить себе такой же корабль и спасся бы так же, как и Ной. А если бы все люди осознали серьезность грозящей им опасности и начали строить себе ковчеги, это уже означало бы, что они поверили Богу и покаялись. И тогда вполне возможно, что никакого потопа не было бы вообще. Ведь уцелела же Ниневия, жители которой также получили предупреждение от пророка Ионы о том, что мера их грехов превысила критический порог и через сорок дней Ниневия погибнет. Жители обреченного города перестали грешить, и город уцелел. Но не Бога они ублажили, не «гнев» Его отвели от себя, а покаявшись, устранили саму причину надвигавшейся катастрофы.

К сожалению, допотопное человечество оказалось менее разумным и не вняло Божиему предостережению, хотя им было отпущено для этого гораздо больше времени. Ефрем Сирин пишет:

«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно… то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои». Трудно себе представить, будто все это Бог совершал для того, чтобы уничтожить грешных людей. Описанные прп. Ефремом Сирином события напоминают скорее спасательную операцию, во время которой подавляющее большинство терпящих бедствие почему-то вдруг отказалось от спасения. Опять, как и в Райском саду, человек не захотел поверить Богу. А ведь любой поверивший мог бы спастись, подобно Ною, и именно к этому призывал Бог всех людей древнего мира накануне катастрофы. Но, увы, никто, кроме Ноя и его семьи не внял призыву Господа. И то, что произошло с допотопным человечеством, вполне можно определить как массовое самоубийство посредством неверия Слову Божиему.

Наверное, главный урок этой трагедии в том, что любое стихийное бедствие не случайность и не карательная акция со стороны Бога, а прямое следствие человеческих грехов. И когда нежелание людей следовать добру становится для них основным жизненным принципом, Господь не казнит их, а просто перестает защищать от последствий их же собственной греховной жизни. Не «гнев» Божий был причиной человеческих страданий и гибели во все времена, а злоба и безжалостность людей друг к другу и к самим себе.

Согласно Библии, нас ожидают еще глобальные потрясения в будущем?

Да, в Библии прямо говорится об этом. Апостол Петр пишет о финале истории человечества: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10).

Апостол Иоанн в Откровении говорит, что предшествовать этой последней глобальной катастрофе будет ряд других катаклизмов: И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

И всякий остров убежал, и гор не стало, и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая (Откр 16:18–21).

Точно так же можно было бы спросить, например: «Правильно ли считать, что цирроз печени посылается алкоголику за его грех пьянства?» Безусловно, праведная или греховная жизнь отдельного человека или целого народа влияет на внешние обстоятельства их жизни. Таким обстоятельством вполне может оказаться и катастрофа - землетрясение или наводнение.

Эта зависимость жизни людей от их нравственного состояния называется у святых отцов законом духовным. К сожалению, сегодня люди об этом законе практически ничего не знают, поэтому и не находят для себя ответы на вопросы о соотношении человеческих грехов и последующих за ними воздаяний. Поэтому приведем здесь слова преподобного Марка Подвижника, в которых святой подробнейшим образом разъясняет эту проблему именно с точки зрения закона духовного:

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; Он не приводится к действиям страстью гнева, не вымышляет способов к наказанию за согрешения, не изменяется соответственно достоинству каждого, но все сотворил премудро, предопределив, чтоб все было судимо по духовному закону. По этой причине Он не сказал Адаму и Еве „…в тот день, в который вы вкусите запрещенного плода, Я умерщвлю вас“; но, предостерегая и утверждая их, предъявил им закон правды, сказав: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного».

На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может остановить даже в миллиметре от цели или даже после поражения цели. Поэтому даже самые страшные катастрофы, которые люди или целые народы уже навлекли на себя своими грехами, Бог может предотвратить, если люди покаются, осудят свой греховный образ жизни, и начнут жить праведно. Именно такая ситуация описана в библейской истории о пророке Ионе, когда покаяние жителей Ниневии спасло их город от неминуемой гибели.

Поэтому правильнее было бы говорить, что бедствия не посылаются людям, а попускаются любящим их Богом, но попускаются лишь в той мере, которая может оказаться полезной для нас. Это и есть наказание Божие. Но не в юридическом смысле, а в исходном, корневом значении этого слова - наказ, научение, средство к исправлению. Здесь есть еще один очень важный момент: наше личное отношение к таким попущениям Божиим. Если рассматривать наводнения, катастрофы или даже обычную болезнь какого-либо человека в категориях «за что» и считать эти бедствия наказанием, посланным от Бога за грехи, тогда очень легко можно и самому впасть в осуждение этого человека или даже целого народа. Действительно, почему бы не подражать Богу в Его отношении к наказанным грешникам? Однако Бог не посылает людям бедствия, а лишь попускает им произойти - как следствию человеческих грехов. И ждет от нас не безжалостного осуждения таких наказанных людей, а совсем другого к ним отношения. Вот как об этом пишет преподобный авва Дорофей: «…Всё, что отягощает нас, т. е. всё скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу, как то: голод, мор, землетрясение, бездождие, болезни, брани - всё сие бывает не по благоволению но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

Правда ли, что верующим запрещено паниковать и бояться катастроф - ведь «на все воля Божия» и без нее «не упадет с головы человека даже волосок»?

Дело тут не в каком-то формальном запрете. И вовсе не грядущих катастроф нужно бояться человеку, а совсем других вещей, куда более близких и очевидных. Каждый верующий человек должен когда-нибудь задаться простым вопросом: каким же образом Бог участвует в воздаянии, которое мы получаем за соделанный нами грех? По здравому рассуждению, ответов на это может быть три:

Бог усиливает естественные последствия нашего греха, чтобы наказать нас как можно больнее.

Бог никак не участвует в этом наказании, полностью и безраздельно отнеся его в область действия некоего «автоматического» принципа воздаяния.

Бог различными средствами делает так, чтобы закономерные последствия наших грехов не уничтожили нас вконец и чтобы мы, даже согрешив, имели возможность покаяться и спастись.

Первый вариант даже рассматривать нет смысла: это картина, не имеющая и малейшего подтверждения в Евангелии. Второй тоже нельзя отнести к христианству: это кармическое миропонимание в чистом виде, где Богу попросту нет места. Лишь третий вариант соответствует тому знанию о Боге, которое нам открывают Священное Писание и Предание Церкви. Именно благодаря такому, действию Божьему, «сдерживающему» последствия наших грехов, мы всё еще существуем на этой земле, несмотря на то, что мир тысячелетиями лежит во зле из-за нашей греховной жизни.

Святой Исаак Сирин пишет: «Будь проповедником благости Божией, потому что Бог окормляет тебя, недостойного, и потому что много ты должен ему, а взыскания Его не видно на тебе; и за малые дела, соделанные тобой, воздает он тебе великим. Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен».

И уж коль скоро мы, христиане, веруем именно в такого - благого и благостного Бога, тогда вовсе не грядущих катастроф, потопов и землетрясений следует нам бояться. Все это будет лишь неким божественным инструментом нашего спасения в тот момент истории, когда все прочие способы окажутся для нас уже бесполезными.

И в какую бы безнадежную катастрофу мы себя ни ввергли, Господь всегда протягивает нам руку помощи. Нам остается только поверить Ему или, не поверив, - погибнуть. В этом и будет заключаться выбор людей в последние времена. Перед концом света отвергающие Бога будут …издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк 21:26). Тем же, кто сохранит веру, Христос говорит: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк 21:28). Одни и те же признаки приближающегося финала человеческой истории будут действовать на людей совершенно по-разному. Для одних эти приметы станут причиной страха, уныния и жестоких страданий. Для других - радостным известием о скором прекращении всех бед и несчастий человечества и наступлении новой эры в истории этого мира.

И бояться верующему человеку нужно не самих грядущих катастроф, а утраты веры в Бога, а также своей привязанности к благам этого мира. Бояться нужно собственных грехов, которые отделяют нас от Бога и заставляют полагать свое упование в земной жизни не на Его заступничество и помощь, а лишь на земные же учреждения: государство, МЧС, армию, полицию, мудрых правителей… Вот такого греховного устроения собственной души нужно бояться верующему человеку, а не потопов и землетрясений. Ведь в катастрофе ли, или в собственной постели - но каждому из нас раньше или позже предстоит дать ответ Богу и закончить свое земное существование. Потоп и землетрясение могут обойти нас стороной, но еще никто на свете не смог избежать смерти. Поэтому, хотя это и непросто, нужно учиться жить так, чтобы в любой день быть готовым умереть и предстать на суд Божий. Других рецептов от страха бедствий, грядущих на вселенную, у Церкви нет.

Мы просим Бога оградить нас от «землетрясения, голода, потопа, огня, меча», зная, что это по Божьему попущению может с нами случиться. О чем же именно эта молитва? Получается, мы, зная, что «всему этому надлежит быть», тайно надеемся, что нас минует чаша сия?

Это вовсе не тайная надежда. Слова «О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, землетрясения, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы - Господу помолимся» священник вполне открыто произносит на православном богослужении в храме. И просьба эта основана на нашей вере в милосердие и долготерпение Божие. Мы просим Господа защитить нас от закономерного последствия наших же грехов, просим Его «…не помянути беззаконий и неправд людей Своих». Основание для надежды на то, что Бог может оградить покаявшегося человека от губительных результатов его прошлой греховной жизни, можно увидеть в Библии: …Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс 102:10–11).

Как не превратить готовность к любым бедам в постоянное депрессивное ожидание худшего, а смирение перед Божьей волей и Его Промыслом не спутать с апатией и отказом от борьбы за свою жизнь?

Говорить о том, как правильно настраивать свою душу в отношении к грядущим бедам, имеет моральное право лишь тот, кто эти беды пережил. Но все же какие-то минимальные представления об этом можно и даже нужно иметь заранее. В фильме «Титаник» (режиссер Р. Линдерман, 1996 год) есть короткий эпизод, где раскрывается вся глубина настоящего христианского отношения к катастрофе. В числе прочих пассажиров на корабле путешествует многодетная семья. Дети совсем еще маленькие, старшему нет и десяти. И вот, когда корабль уже начал погружаться в воду, семья выбралась, наконец, на палубу с нижних ярусов, и оказалось, что все шлюпки спущены на воду, а значит - они обречены на гибель. Отец семейства в отчаянии растерянно говорит:

Что я наделал? Какая жестокая шутка - вот так, отдать наши жизни ни за что… На что жена отвечает, глядя ему в глаза:

Мы никогда не боялись трудностей, мы всегда встречали их с поднятой головой. Ты хороший человек, Билли Джек. Ты честный, трудолюбивый и добрый. Ты сильный духом. И за это я тебя люблю. Они укутывают детей потеплее, садятся на скамейку и начинают читать молитву «Отче наш». А в это время мимо них по палубе носятся толпы обезумевших от ужаса людей, пытающихся спастись от неминуемой гибели…

Наверное, это и есть единственно верное отношение к грядущим бедам: до самого последнего момента делать все, что можешь, для спасения своих близких и себя, надеясь на Божью помощь. А если вдруг окажется, что дальнейшие усилия уже не имеют смысла - найти добрые слова для прощания с любимыми людьми, и просить у Господа сил на принятие неизбежного. Ведь молитва в подобной ситуации - это тоже борьба. Борьба против тех самых апатии и депрессии, которые обязательно поселяются в душе, утратившей молитву. Божию,но попустительно, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы этого желали или этому содействовали. Например, как я сказал, бывает попустительная воля Божия на то, чтобы город был разорён, но Бог не хочет, чтобы мы - поскольку есть Его воля на разорение города - сами положили огонь и подожгли его или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или в болезни, но хотя воля Божия и такова, чтобы он печалился, но Бог не хочет, чтобы и мы опечаливали его или чтобы сказали: так как есть воля Божия на то, чтобы он был болен, то не будем жалеть его. Этого Бог не хочет; не хочет, чтобы мы служили таковой Его воле. Он желает, напротив, видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно».

Патриарх Кирилл, из слова в храме Архангела Михаила

У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий - благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно - что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности. А если нет вечности, то всё становится бессмысленным - и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, - всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека - 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс 89:10).

Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

ТКАЧЕНКО Александр

1. Уважаемые читатели, зная обо всех ужасах, которые происходили и происходят на протяжении всей истории человечества, видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый (как об этом говорит Библия ), то почему он допускает несправедливость и страдание людей»? Как-бы противоречиво (на первый взгляд ) это не звучало, но, Бог все эти ужасы допускает потому, что он, является любящим и справедливым .Но каковы же причины того, почему любящий Бог допускает весь тот ужас который происходит на земле?

2. А - когда наши прародители (Адам и Ева ) нарушили основной закон жизни (признание главенства своего Творца ), в их организме произошла «поломка» (на генном уровне ), которую они передали всем своим потомкам по наследству (генетическая наследственность ). Следствие этой «поломки» - старение и смерть. Поэтому, все люди (хотя и не виновны в грехе Адама и Евы ), рождаются «поломанными» и нуждаются в серьёзном «ремонте» (Римлянам 5:12). Для такого ремонта необходимо создать подходящие условия, а на это, как мы понимаем, нужно определённое время.

3.Б - Сатана (противник Бога ), утверждал (и продолжает утверждать ), что люди без Бога, «будучи сами как боги», под его (Сатаны ) «чутким руководством», смогут быть успешны в своей жизни (Бытие 3:5). Эта мысль была посеяна не только в сознании людей, но

и ангелов. Прав ли Сатана? На то, чтобы получить ответ на этот вопрос, тоже необходимо определённое время.

4.В - Сатана поставил под сомнение то, что люди любят своего Создателя, и преданны ему из любви, а не из корысти. Он утверждал, что все люди (если Создатель предоставит их самим себе и перестанет их благословлять ) проклянут Бога и не будут ему послушны (сравните Иов 1:9-11). Сегодня у каждого из нас есть прекрасная возможность доказать то, что Сатана (в нашем случае ) является лжецом. Каждый из нас может показать, что любит Бога не потому, что «жизнь удалась», а по тому, что Бог подарил нам эту жизнь, и прекрасный мир который нас окружает. Вдумайтесь, будет ли величина нашей любви к родителям, оцениваться, исходя из их возможностей делать нам подарки? Или мы любим их потому, что они дали нам жизнь и являются нашими родителями? Для того чтобы люди ответили на этот вопрос, и показали свою суть, необходимо время.



5.Г - Всеми своими действиями, Сатана поставил под сомнение право и правильность Божьего правления над людьми, тем самым утверждая, что он с этим справится лучше, и, что под его правлением, люди смогут жить лучше. Для того чтобы был виден результат правления Сатаны, опять же таки нужно было время. Развитие (или деградация ) человечества, должны были это доказать (или опровергнуть ). Сегодня (говоря с иронией ), стал неоспоримо очевидным тот факт, что как говорил И.В. Сталин: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Настолько «веселей», что«вся тварь (творение, люди ) совокупно стенает и мучится доныне » (Римлянам 8:22). Но, для того чтобы результат был всем очевиден, нужно было время.

6.Д - Во всех перечисленных выше обстоятельствах, намерение Бога, населить землю людьми, должно было исполняться. Поэтому в истории человечества всё происходит так, как происходит, до необходимого времени, когда в этом деле, можно будет поставить точку. Бог «назначил день, в который (будут даны все ответы на все вопросы поднятые Сатаной ) будет праведно судить вселенную (обитаемую землю )» (Деяния 17:31). По сути, этот «день » очень скоро придёт!

7. Часто, в адрес Бога, можно услышать следующую претензию. Люди говорят: «Если он нас любит, то, видя то, как нам тяжело, мог бы, хоть где-то, хоть в чем-то, нам помогать». Для того чтобы ещё лучше понять, почему Бог не вмешивается в дела человечества, давайте обратим наше внимание на один важный момент земной жизни Иисуса Христа. Видя прекрасные качества и уникальные способности Иисуса, народ решил сделать его своим царём. Как в этой ситуации поступил Иисус? Узнав об этом, Иисус скрылся, не позволив людям этого сделать (Иоанна 6:15). Не смотря на это, противники истины обвинили Иисуса Христа в том, что он хочет иметь политическую власть и стать царём. Именно по этому, Понтий Пилат, на суде, спросил его: «Ты Царь Иудейский? » . Что на это ответил Иисус? «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители мои подвязались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям » (Иоанна 18:33,36. 19:12).

8. Почему, любя людей и заботясь о них, Иисус не хотел быть царём в этом мире? Имея царскую власть и полномочия, он (для людей ), мог бы сделать гораздо больше добра. Ответ на этот вопрос, находится в предложении, которое Сатана сделал Иисусу в начале его земного служения: «И сказал

Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сиими царствами, ибо она (власть )предана мне, и я, кому хочу, даю её » (Луки 4:6). Посути, Сатана предложил Иисусу возможность заботиться о благополучии всех людей на земле (делать добро во всемирном масштабе ), ведь именно в этом заключается «воля Бога ». Естественно, как и в выше описанном случае, Иисус отказался от такого предложения. Почему? Потому, что он не хотел работать на Сатану. Стал бы Иисус, помогать Сатане, доказывать Богу то, что Сатана (без Бога ) в состоянии решать проблемы людей, что его правление лучше правления Создателя?

9. Иисус прекрасно понимал, что имея предложенную ему Сатаной политическую, экономическую и религиозную власть над миром, он не избавил бы человечество от корня всех его проблем (от власти Сатаны и состояния греха ), а наоборот усугубил бы их ещё больше . Иисус понимал, что только Царство (правительство ) Бога сможет решить все проблемы человечества . Именно поэтому он не вмешивался в политические дела этого мира, и именно поэтому, его ученики, сегодня поступают также (Иоанна 17:16).

10. Претензии людей к Богу, стары как мир. Свои претензии люди высказывали так же и в адрес Иисуса Христа. Если бы Иисус жил и служил в наши дни, то к претензиям в его адрес (которые были в прошлом ), добавились бы новые. Почему? Потому, что людям, не ценящим истину, угодить не возможно. Если таким людям сказать: «белое», то они скажут: «а должно быть чёрное», и наоборот. Иисус Христос описал эту ситуацию так: «Пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьёт; и говорят: «в нём бес ». Пришёл Сын Человеческий (Иисус ), ест и пьёт; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам » (Луки 7:33,34). Сегодня, как мне часто приходилось слышать, Иисусу бы сказали: «Вместо того чтобы ходить и что-то говорить, лучше бы помогал людям физически и материально», как это делают другие.

11. В связи с этим давайте спросим себя: если бы Иисус занимался благотворительностью, то существовало бы сегодня христианство с учениями Иисуса Христа? Знали бы мы правду в отношении того, что происходит в мире и как можно спастись? Хотя Иисус (по мере своих возможностей ) и помогал людям (кормил их и исцелял ), но в первую очередь, все знали и знают его сегодня, как «учителя», который «истинно пути Божию учит » (Матфея 22:16), (Марка 10:17). Иисус всецело был занят делом проповеди и подготовки учеников. Почему? Потому, что он понимал, что его благотворительность не решила бы проблем людей, которые будут существовать, пока существует эта сатанинская система вещей. Все и всегда будут в чем-то нуждаться. Как говорят: «всех не обогреешь», на это не хватит, ни сил, ни средств, ни самой жизни (Матфея 26:6-11). Именно поэтому Иисус был сосредоточен на деле проповеди и подготовки учеников, и именно по этой причине, такое же задание он поручил выполнять и своим последователям (Луки 4:43), (Матфея 28:19,20).

12. Обучение, это основная задача, которую должны выполнять христиане, при этом, по возможности , помогая ближним физически и материально (Галатам 6:10). Самое большое добро, которое Иисус сделал людям, дал им возможность узнать истину, которая при условии её принятия, может освободить человека от всех проблем и страданий (Иоанна 8:32). Всем нам известна мудрость в отношении того, как лучше всего помочь нуждающемуся человеку. Конечно же (если у нас есть такая возможность ), мы можем дать ему рыбу, но, для решения проблемы, необходимо научить его, её ловить. Являясь великим учителем, Иисус Христос учил людей тому, как нужно жить, чтобы у нас было меньше проблем сейчас, и чтобы в конечном итоге, все проблемы исчезли полностью и навсегда (Матфея, главы с 5-7).

13. Уважаемые читатели, очень надеюсь на то, что помог вам найти ответ на вопрос поставленный в заголовке этой статьи, и вы поняли, что в том как Бог ведёт себя по отношению к проблемам человечества, проявляются его: любовь, сила, мудрость, и справедливость . Надеюсь, что помог вам понять и то, что претензии (относительно происходящего в мире ) необходимо предъявлять не к Богу, а только лишь к себе и Сатане, «избранному» правителю этого мира. Также надеюсь, что вы поняли, что всё происходящее на земле допущено (вынуждено ), как прецедент, чтобы раз и навсегда расставить все точки над «I», чтобы подобное, никогда, во всей вечности, больше не повторялось.

В большинстве основных религиозных направлениях, таких как христианство, ислам, иудаизм, вайшнавизм (направление индуизма) Бог представлен в виде Всемогущей разумной личности. Исходя из такого определения, абсолютно естественно возникает вопрос: — почему Бог допускает страдания, войны и смерть детей? Ведь исходя из определения Его могущества, стоит Ему только захотеть, все войны, страдания, в том числе страдания ни в чём не повинных детей, будут остановлены и предотвращены. Исходя из определения того, что Всевышний является всемогущей личностью, можно сделать вывод, что Бог осознанно допускает войны и страдания, в том числе страдания и смерть детей.

Наиболее частый ответ на этот вопрос обычно звучит так: «Бог допускает страдания и войны, так как это является расплатой за человеческие грехи».

Но здесь возникает следующий закономерный вопрос: — «За что и почему Бог допускает страдания и смерть ни в чём не повинных детей? Ведь они ещё не успели совершить различные греховные поступки? Разве это справедливо?».

А вот для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два основные момента из знаний о нематериальной (духовной) природе. К сожалению, большинство людей, и даже священнослужители разных религиозных конфессий либо не обладают этими знаниями, либо владеют ими не в полной мере.

Первое основное знание о нематериальной природе.

Согласно самым древним священным писаниям на Земле – Ведам, которые являются наследием древних высокоразвитых цивилизаций, все существующие вселенные можно разделить на две группы. Одну четвёртую часть от общего количества всех вселенных составляют вселенные, которые имеют материальную (молекулярную, атомарную) структуру, в том числе наша. Все объекты, в том числе и живые, имеют молекулярное строение, о котором мы знаем из курса физики и химии средней школы.

Три четверти то общего количества, занимают вселенные, имеющие трансцендентную (духовную) – более тонкую структуру. Все объекты этих вселенных (в том числе тела живых существ) имеют тонкое трансцендентное строение. Такие тела имеют гораздо больше свойств.

Второе основное знание о нематериальной природе.

Второй основной момент заключается в знании того факта, что человеческое сознание – есть нематериальная энергетическая субстанция, которая после смерти материального тела продолжает своё существование. Более подробные исследования, в том числе и научные (представлен документальный фильм), освещены в статье: и .

В подавляющем большинстве случаев, после смерти физического тела, человеческое сознание в виде энергетического тела (души) связывается определённым образом с оплодотворённой яйцеклеткой. Затем, энергетическое тело считывает и расшифровывает закодированную информацию в ДНК. Согласно этой раскодированной информации строится объёмный чертёж, в соответствии с которым начинает формироваться физическое тело зародыша. По другому, материальное тело формироваться («само – по себе») просто не может . Подробнее об этом

Знание о реинкарнации имели место и в европейских странах вплоть до 6 века нашей эры.

В 553 году нашей эры, был созван 2-й Константинопольский собор. На этом соборе, были отвергнуты некоторые учения таких богословов, как Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива. Были оглашены пятнадцать анафематизмов. Больше всего, интерес в этих анафемизмах, нашло обсуждение переселение души. Такие же темы обсуждались и на последнем поместном соборе в 543 г. Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, все вместе говорили о переселении душ, тоже самое говорил Ориген. Мнение церкви было следующим: душа рождается одновременно с телом. Римская церковь не принимала решения этого собора до самого конца шестого века.

Приказом императора Юстиниана, было убрано из Библии, оставленное даже Константином, учение о переселении души. Только пришлось переписывать библию, хотя вот что из Евангелия убрать забыли. Вот выдержка из Евангелия, подтверждающая знание апостолов о реинкарнации:

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (от Иоанна 9:1-3).

Возникает закономерный вопрос: когда он мог согрешить до того, как родился слепым? Ответ однозначен: только в своей прошлой жизни.

Ещё один эпизод из Библии: Иисус Христос говорит: (Матфей гл. 11 ст. 14) «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти». Ученики у Него спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илия должен придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. (Матфей 17;10-13)».

Интересно то, что император Константин назначил организацию «Корректория», которая изменяла все Евангелии. В итоге, все тексты на арамейском языке объявляются еретичными и уничтожаются! Остаются только манускрипты, написанные на греческом языке, самый ранний из них — 331 годом – это через шесть лет после Никейского собора! То есть огромный объём свидетельств, умозаключений за триста лет после смерти Иисуса, уничтожили. Убрали информацию о жизни Иисуса с 12 до 30 лет, хотя остались тибетское евангелие, повествующее о путешествии юного Иисуса в Непал, Индию, Персию, к дольменам Ведической Руси (подробнее: Апокриф ). В тайных архивах Ватикана хранится масса запрещённых для широкой публики свидетельств, в том числе дошедших до наших дней евангелии: от Никодима, от Андрея, от Петра, от Варфоломея, от Марка, от Варнавы. Их так боялись, что запретили даже упоминать.

Таким образом, учение о реинкарнации, было искусственно устранено из Христианства.

И ещё очень важный момент знания о реинкарнации, и того для чего это знание было убрано. Человек, который думает что со смертью всё заканчивается, как правило, очень сильно боится смерти. Это очень выгодно тем, кто хочет управлять людьми. В древние времена, верхушка религиозных организаций, которые «курировали» одно из религиозных направлений, находились в тесном сотрудничестве с административной властью. Под страхом смерти можно заставить делать человека очень многое. Страх смерти превращает человека в невежественное животное, как и отсутствие ответственности за содеянное. Наши далёкие предки, обладая знанием о реинкарнации, были бесстрашными. Человек, которого можно запугать, превращается в марионетку. А отсутствие ответственности за свои поступки, делает из него отвратительную и пугливую «личность», которая из-за страха смерти готова делать всё что угодно. В том числе, и любыми способами накапливать материальные ценности, думая, что это единственное, что может его «спасти». Именно такие «личности» и нужны в своём большинстве тем, кто хочет управлять людьми и миром в целом. Разумным человеком, который обладает настоящим знанием — манипулировать невозможно. Разумом может управлять только его владелец, и никто больше. Поэтому для тех, кто стремился под страхом смерти максимально эффективно управлять людскими массами, было крайне важно убрать истинные знания о нематериальной форме жизни человека, то есть, о вечной жизни его сознания.

Знания о живом существе как о нематериальной сущности имели место быть всегда. Вот как душа описана в древних священных писаниях:

«Точно та же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.» ).

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она не рождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело» . ) .

«Знай же, что то, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу .

Человеческое сознание (душа) после смерти физического тела, переселяется в другое тело не случайным образом. Согласно ведическим писаниям, душа человека переселяется в новое физическое тело, согласно тому, какая картинка будет находиться в его сознании в момент отделения души от материального тела (момент смерти тела). Если предсмертная картинка сознания будет отображать материальные объекты, то следующая жизнь будет проходить в материальном теле на планете материального мира.

Йоги, которые достигли совершенства в управлении своим сознанием, могут покидать своё материальное тело, не дожидаясь физической смерти. При этом, их сознание (душа) переносится в определённое место либо трансцендентного (духовного) мира, либо на планету материального мира с очень высокоразвитой цивилизацией. Краткий обзор всех духовных практик даётся в (опубликована на нашем сайте).

В трансцендентных вселенных, которые занимают ¾ от общего количества вселенных, нет страданий и войн. Нет там также и смерти тела. Живое существо, достигшее права обитать в трансцендентном мире пребывает в своём естественном состоянии счастья.

Единственное , что заставляет живое существо снова и снова воплощаться в материальном мире в физическом теле – это желание обладать живыми и неживыми материальными объектами!

Именно это необузданное желание становится причиной войн и многочисленных страданий на Земле.

Но почему Бог допускает страдания и смерть детей?

Дело в том, что «ребёнок» это лишь — временное обозначение физического тела живого существа. Само живое существо (душа) воплотилось в этом теле только по одной причине: желание видеть и обладать живыми и неживыми материальными объектами!!

Главный результат духовной практики, это отстранение (в дальнейшем полное отречение) от материальных объектов и интереса к ним. Путь духовного развития предназначен для того, чтобы в итоге, человеческое сознание было полностью сосредоточено на определённых духовных энергиях или объектах (в зависимости от религиозного направления). Если эта основная цель духовного развития достигнута, то в момент смерти материального тела, человек не воплощается в материальном мире. Если же эта цель достигнута не в полной мере, то человеческое сознание (душа) воплощается в материальном теле, но на планете материального мира — с высокоразвитой в духовном плане цивилизацией (это также известно из древних ведических писаний). Там продолжительность жизни значительно длиннее, практически нет войн, страданий и болезней.

Наша цивилизация идёт по пути развития материального прогресса. И чем дальше это развитие происходит, тем больше жертв, войн и страданий происходит. Материальное развитие не может по определению принести счастье. Чем выше материальные возможности, тем изощрённее способы передела сфер влияния, целью которых является отбор материальных ценностей. Это тупиковая ситуация, которая заканчивается масштабными катастрофами.

Живое существо – обладает определённой степенью свободы выбора. Иначе в его существовании не было бы никакого смысла. Объект – не обладающий определённой (большей или меньшей) свободой выбора действий нельзя назвать «живым». В зависимости от того, как своей свободой действий распоряжается живое существо, оно воплощается в определённом теле. Если живое существо имеет привязанность и желание обладать материальными объектами, то оно будет перерождаться в материальных вселенных до тех пор, пока не сможет осознать, что всё что он видит, принадлежит Источнику всех энергий – Верховному Разуму (это одно из основных понятий религии).

Более подробно о том, как в процессе определённых духовных практик начать себя осознавать духовной сознающей единицей, можно прочитать в статье (ссылка откроется в новом дополнительном «окне»)

Всё это происходит по аналогии с компьютерной игрой. Игры также придуманы для тех, кто имеет желание и хочет в них играть по определённым правилам. Единственная разница в том, что Создатель мироздания – более искусен и совершенен по сравнению с создателями компьютерных игр.

У человека всегда есть определённая свобода выбора. Для того чтобы в полной мере ей воспользоваться, необходимо обладать нужной для этого информацией. Вся необходимая информация о физических и метафизических вещах представлена в сжатом виде в бессмертном произведении . Это священное писание отражается в диалоге, который произошёл около 5 тысяч лет назад. Если вы решили получить больше знаний о нематериальной природе, то начинать нужно именно с изучения . Вариант «онлайн» опубликован на нашем сайте.

Мира всем! С. Амаланов

Хочу представить вам выдержку из лекций Торсунова Олега Геннадьевича на тему:

«Почему Господь допускает смерть маленьких детей?»

ВЫДЕРЖКА ИЗ ЛЕКЦИИ ТОРСУНОВА О. Г.

ВИДЕО

ТЕКСТ

Есть ещё некоторые варианты. Например: маленький ребёнок, пожил несколько лет и ушёл из жизни. Родители теперь страшно мучаются, думают: что за такое наказание?

А никакого наказания — не было. Этот человек просто отработал свою маленькую судьбу. Он даже в общем-то ещё и не жил. Просто ему не положено было это делать. И он куда уходит? В рай! Потому что ему положено — наслаждаться. А родители, так как они не чувствуют его, потому что они в сильном беспокойстве пребывают, от того что они — потеряли своё счастье. Они не понимают что он ушёл на высшие планеты, и стал ангелом хранителем для них. (Пояснение: «…ушёл на Высшие планеты…», означает, что душа (сознание) ребёнка воплотилась в теле живого существа, из Высших планетных систем нашей вселенной. Подробнее можно почитать в статье сайта: )
Продолжение лекции Торсунова О. Г.

— Он теперь будет им посылать божью благодать — всю жизнь, и только потому, что они дали ему возможность отработать свою плохую судьбу. И уйти туда — куда ему было положено уйти. Понимаете? А если бы эти родители успокоили свой ум, они бы почувствовали от своего ребёнка божью благодать, и были бы довольны. Ну, конечно не так вот, а были — очень благодарны. И чувствовали — чистоту от этого ребёнка, и чувствовали благодать.

Один мужчина подошёл ко мне и говорит: «Олег Геннадьевич, у меня была очень чистая и светлая семья. У меня было двое детей, жена. Все они занимались духовной практикой. И я в жизни своей не знал и не знаю людей чище и благопристойнее. И не думайте, что я вам это говорю просто потому, что я их — потерял. Понимаете, у меня не ностальгия, я действительно таких людей никогда в жизни не видел. У нас была счастливая семья. И один за другим все эти трое, они ушли из жизни на моих глазах. Теперь у меня к вам вопрос Олег Геннадьевич, как вы думаете, что это за напасть такая? Вы же говорите, что когда человек живёт праведной жизнью, он получает — счастье. Почему же я, живя правильной жизнью, получаю такие ужасные страдания?» Я помолился немножко в уме, и то что мне Бог в сердце сказал, то я ему и сказал. Я ему сказал: «На самом деле, все ваши родственники, они пошли на высшие планеты, вверх. (Имеет ввиду их сознания (души) воплотились в телах на более развитых высших планетных системах вселенной прим. админа ). Они испытывают сейчас — огромное счастье от того что они отработали здесь свою плохую судьбу на этой Земле, и ждут вас туда. И придёт время, и вы соединитесь с ними, и будете все вместе жить, пребывая в величайшем счастье». Это мой ответ ему был. Он посмотрел на меня, его взгляд стал очень твёрдым, сильным. Он сказал мне: «Я знал что вы мне это скажете. Потому что я сам это чувствую. Я хотел ещё раз в этом убедиться, поэтому вас спросил».

И его взгляд — просиял чистотой И он возрадовался в своём сердце. Это значит, он — принял свою судьбу, и — победил. А судьба его была чудесной, и будет чудесной.

Но, если вы считаете, что вам такая чудесная судьба не нужна, значит тогда вы к этому и — не готовы. И Бог вам — не планировал такой судьбы, понимаете? Не планировал. Каждый человек получает только то, что он может нести. Не надо думать, что если вы сейчас пойдёте этим путём победы над судьбой, Бог сейчас вам «нагрузит» вас этими трудностями. Нет, будет наоборот легче. Почему? Потому что такие трудности Бог посылает только великим людям. И они не «гнусят» от этого всего. Поэтому не надо бояться, что у вас в жизни всё будет плохо, тяжело, только потому, что вы встали на путь самосовершенствования. Всё будет — наоборот! Чем больше человек на этот путь встаёт, тем судьба его — смягчается.

Есть определённые этапы этого смягчения. Первый этап, это называется этап познания и раскрытия нового мира. Человек чувствует, что жизнь — поменялась. Он чувствует, что этот мир — другой, не такой как раньше думал. И он начинает чувствовать — красоту этого мира, и он изучает, изучает, изучает. И ему — нравится жизнь. Он чувствует, что не зря живёт благодаря этому изучению. Кто из вас стал на этот этап, поднимите руки?

Следующий этап победы над судьбой заключается в том, что человек находит — других друзей. У него появляется много друзей, которые идут тем же путём. И он счастлив с ними дружить, и он видит в этом свою — новую судьбу, новую жизнь. Поднимите руку — кто из вас проходит этот этап?

А следующий этап заключается в том, что человек реально начинает понимать — ЧЕМ ему в жизни заниматься, и начинает менять свою деятельность. Его деятельность становится другой. И он испытывает счастья от него. Кто из вас встал на этот этап? А следующий этап заключается в том, что после того как он получил новую деятельность, он углубляет свою победу над судьбой, и в результате начинает налаживать отношения со своим близким человеком. И это для него — как чудо! Потому что он в это никогда не верил. И эти отношения реально — меняются, меняются, становятся лучше. И даже, если этот близкий человек алкоголик, он — бросает пить. И всё меняется в лучшую сторону, но очень медленно. Потому что этот этап трудно преодолимый.

И когда человек проходит этот этап, то он дальше видит как меняются его дети. И он начинает влиять на своих детей. Дети начинают меняться. А следующий этап: меняются родители и старшие родственники. Они — тоже встают на путь благостный и возвышенный. И так, всё постепенно вокруг человека становится чистым и красивым.

И когда всё вокруг человека стало чистым, он не видит вокруг своей жизни плохих людей, он не видит обман, не видит грязь, то это значит, что он — уже достоин райской жизни прямо здесь на Земле. И он — будет здесь жить райской жизнью. Это и есть райская жизнь: видеть вокруг себя только хороших людей, только хорошую работу, только хорошее здоровье иметь, иметь хорошие отношения с родственниками, видеть хороших детей. Это райская жизнь приходит прямо здесь на Земле к человеку. А если человек ради Бога говорит себе, что я… Вот эта вот женщина, её звали царица Кунти (выше Торсунов приводил пример молитвы о трудностях, чтобы всегда думать о Боге ) Она жила 5 тысяч лет назад, она сказала Богу, у неё было пять самых святых сыновей на Земле. Более святых людей не было в это время. И она ему сказала: «Слушай, избавь меня от привязанности к моим сыновьям. Как Ганга стремится и течёт только к морю, не отвлекаясь ни на кого другого, так и я хочу стремиться только к Тебе (Богу )». Ещё один экзамен для женщины, да? Запомните, не надо имитировать таких людей, это — невозможно. Если человек отрекается от всего того земного счастья, которое он получил в этой жизни, он попадает в духовную реальность, которую невозможно описать словами. Я не смогу вам ничего рассказать об этом. Потому что я сам ничего об этом не знаю. Но знайте, даже если человек попадает в рай, а это в этой реальности (высокоразвитой «райской» материальной вселенной прим. админа ) в следующей жизни, то он всё равно там продолжает развиваться как личность, и заниматься духовной практикой. Ничего не теряет этот человек. Поэтому, человек который развивается как личность, работает над собой, он ничего не теряет никогда.

И поэтому, я вам всем говорю, что у вас у всех — хорошая судьба. Потому что судьба, это не то что там на карте (астральной ) нарисовали. А судьба, это то, к чему человек стремится, и как — живёт. Есть люди, которые — деградируют.

Есть люди, которые живут как все и ничего не меняют в своей жизни. А есть те которые — развиваются, и таким образом становятся удачливыми живыми существами. Знайте, что удачливых — очень мало. Может быть всего один процент на Земле, а может быть и — меньше. И поэтому, вы не встречаете так много единомышленников. Потому что таких людей — в принципе очень мало, которые хотят развиваться в этой жизни. В основном люди просто живут как все. А некоторые — деградируют. Тоже не так много, ну больше конечно чем те, которые прогрессируют.

КОНЕЦ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЛЕКЦИИ ТОРСУНОВА О. Г.

Торсунов Олег Геннадьевич – врач и психолог, профессор Бомбейского института «Ведическое здоровье». Специалист в области «Аюрведы», дерматовенерологии, иглоукалывания, акупунктуры, рефлексотерапии, фитотерапии, народной медицины. Имеет авторские методики лечения и диагностики заболеваний, обладающие высокой эффективностью и прошедшие испытания в системе Минздрава. Имеет два российских патента на изобретение. Закончил Самарский медицинский институт, интернатуру по специальности дерматовенерология, Московский университет Дружбы Народов по специальности иглорефлексотерапия.

Второе образование по классической восточной медицине аюрведе доктор Торсунов получил в Индии. Имеет пациентов по всему миру.

Вице – президент Ассоциации аюрведических врачей России.

Защитил научную диссертацию на тему общественного здоровья. Читает лекции. Результаты статистических исследований людей, которые постоянно слушают его лекции следующие:

50% - людей бросают совсем свои вредные привычки. Другие 50%, которые не бросают - улучшают свои отношения к вредной привычке.

65% - людей улучшают свои отношения в семье.

67% - людей улучшают отношение к питанию и к режиму дня.

47% - людей улучшают свои отношения на работе. И много, много другого.

Принципиальная разница от стандартного подхода к психологическому здоровью человека, это совмещение общей психологии, с древней ведической наукой о жизни и отношениях в семье.

— исследования, высказывания. цитаты известных учёных о Боге. Документальный фильм «ДЕВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА».

Страдание - это боль, неизвестность, одиночество, отверженность, болезни, немощи, страхи. И все мы имеем страдания в какой-либо сфере жизни: духовной, душевной, физической, материальной, личной. Почему же мы страдаем?

Сотворенный Богом мир не был предназначен для страданий, но в результате грехопадения первых людей дьявол принес страдания на землю.
Дьявол сбил с толку первых людей. Он посеял в их сердца сомнения по отношению к Богу. И по сей день, используя разные ситуации, дьявол делает все, чтобы мы перестали верить Богу.

ХРИСТОС НЕ ОТМЕНИЛ СТРАДАНИЯ

Интересно, что Христос, придя на землю, не отменил страдания, но Сам испытал все, что мы с вами переносим на этой земле. Более того, Он добровольно взял нашу боль на Себя. Об этом написано в 53-й главе книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12).

Страдания - это не то, что создал Бог, но это то, что Бог употребляет нам во благо. Он использует обстоятельства, чтобы чему-то нас научить. Христос Своими страданиями приобрел для нас совершенное искупление. Боль всего мира была возложена на Него. Святой, никогда не знавший греха, Он был впервые разлучен с Отцом из-за того, что грех всего мира, всех поколений был возложен на Него.

Поэтому для твоего прощения, искупления и оправдания достаточно того, что совершил Христос.

НО ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНЫ СТРАДАНИЯ?

Страдания - неотъемлемая часть жизни. Написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20). Кто-то будет избавлен здесь, на земле, но кто-то - только в вечности. Почитайте 11-ю главу послания к Евреям. Там написано о людях, героях веры, которых весь мир не был достоин, но их избавление наступило только с момента, когда они оставили свое тело и Господь принял их навсегда в Свою обитель.

Страдания нужны для того, чтобы мы возрастали духовно и, будучи христианами, проявляли свою новую Христову природу.

Думаю, вы наблюдали, как проходят через испытания неверующие люди. У них появляется ропот, недовольство, поиск виновного во всем. Но апостол Павел говорит: «...вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1:29).

СТРАДАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

Апостол Павел, став христианином, сам прошел через неимоверные испытания. До этого он был авторитетным, уважаемым человеком, религиозным лидером. Но, последовав за Христом, он не раз отстаивал свои убеждения, проходя через ужасные страдания, о которых он написал во 2-ом Послании Коринфянам: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор.11:23-30).

И дальше Павел говорит о том, что Бог дал ему различные откровения, но при этом дано ему от Бога «жало в плоть», чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:8-10).

Разве Павел служил не всемогущему Богу, способному избавить его от страданий? Именно. Однако Павел прошел через все это без ропота, потому что знал, ради чего страдает.

В нашей человеческой природе есть серьезные опасности: гордыня, тщеславие, разврат и т.п. Они приводят к бунту, к мятежу против Бога и в итоге - к вечной смерти. Павел это очень хорошо понял, потому написал: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

НАШЕ ЖИТЕЛЬСТВО - НА НЕБЕСАХ

Бог способен в одно мгновение избавить нас от всех страданий. Но что будет с нами, с нашими сердцами? Вспомним ли мы тогда о Боге? Бог хочет, чтобы мы славили Его и в благоденствии, и в страданиях, как царь Давид, написавший: «Благословлю Господа во всякое время». А ты сможешь благословить Бога во всякое время? И даже тогда, когда Бог испытывает тебя? А когда что-то теряешь, когда нет объяснения, почему с тобой так поступили, почему ты оказался один, почему тебя отвергли, почему пришла эта болезнь?

Пророк Аввакум написал: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Ав.3:17-19).

Есть и другие псалмы в Библии, например, 72-й, где вначале автор говорит: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро». Нужно ли все это было? - вопрошает псалмопевец. Знаешь, если бы не было вечности, тогда было бы не нужно. Но апостол Павел говорит: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20).

Если ты считаешь, что твое жительство только на земле, тогда «хватай чемоданы» и можешь бежать из церкви Христовой и брать от жизни все, что удастся. Но если ты решил не просто похаживать в церковь, но жить на земле с Иисусом Христом, чтобы потом быть с Ним и в вечности, то будь готов пройти с Ним через все, ибо написано: «Если с Ним страдаем, то с ним будем и прославлены».

Если для нас не открыто то, что наше жительство - на небесах, мы будем очень сильно хвататься за эту землю, потому что это все, что у нас есть. Но когда для тебя открыты небеса, ты готов платить любую цену: будешь смиряться и будешь просить прощения там, где ты трижды прав, и будешь делать все, что угодно, только бы не потерять свои отношения с Богом. Все, что Он тебе откроет, все, о чем Он тебя попросит, ты будешь делать, потому что ты ожидаешь встречи с Ним! Аминь!

ВЕРА ДРАГОЦЕННЕЕ ЗОЛОТА

Эту мысль повторяет апостол Павел во 2-ом Послании Коринфинам: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор.4:17-18). Те страдания, о которых мы говорили выше, он называет кратковременными и легкими.

Об этом же пишет апостол Иаков в своем послании: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение». «...дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:7).

Оказывается, есть вещи более драгоценные, чем золото огнем очищенное, - это испытанная вера, твоя и моя. И она испытывается в страданиях. Это тот огонь, который Бог использует для того, чтобы от нас могла отделиться примесь, чтобы мы росли в Боге и уже могли не только благодарить Его за то, чем Он нас благословил, но и за наши страдания.

В СТРАДАНИЯХ ПРОСЛАВЛЯЙТЕ БОГА

Дорогие! Не относитесь к страданиям, как к чуме, от которой нужно бежать, но прославляйте Бога, находясь в страданиях. Во время страданий надо смотреть не на сам источник боли, а на Того, Кто имеет цель, - проведя нас через эти страдания, показать нам самим, что есть внутри нас. И хорошо, если, увидев что-то плохое, ты скажешь: «Мне надо от этого избавляться, потому что мое жительство - на Небесах, и я не хочу менять курса, я не хочу менять цели».

У нас еще есть время, есть возможность молиться, у нас есть Ходатай на Небесах - Иисус Христос. Благодаря Его страданиям мы получили от Бога благодать вечной жизни, прощения, оправдания. Поэтому Библия говорит: «Если мы с Ним страдаем, то с Ним будем и прославлены».

С. Ю. НАКУЛ, епископ Христианской церкви Краснодарского края РЦ ХВЕ

Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим - и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.

Претензии к Творцу

– В апреле 2017 года в Кемерово прошёл массовый молебен о защите от пожаров, – пишет блоггер, намекая, что таки не помогло обращение к Богу.

– Помолились год назад, один раз, и сочли, что застраховались? – Недоумённо спросила я.

Когда ищут виноватых в очередной трагедии, Бог тоже в списке – почему допустил?

Интернет-истерия отметает здравый смысл, френд-лента в визгах и воплях, все ищут виноватых, тут же скандалят и обставляются фотографиями свечек на чёрном фоне – так демонстрируют сострадание.

Сострадать в виртуальном мире удобно – это не требует затрат.

Где-то в комментариях я робко заметила, что вообще-то в Великий пост развлекаться православным не след. Так чему удивляться, если люди, нарушая каноны своей религии, страдают? В ответ вспылила пожилая дама:

– Мракобесие! Днище! Вы считаете, что Бог сжигает людей за просмотр кино в пост?

Я уже не раз поясняла в статьях, что Бог сам не наказывает, он просто отворачивается от человека, который не чтит его. Бог - личность. Вы сами разве не отворачиваетесь от тех, кому вы не интересны, кто не уважает вас? Но когда мы становимся безразличны Творцу, на его место приходит Дьявол. Вот он и сжигает, он рушит, он губит. Потому что мы сами принимаем его власть.

– Я вообще не православная! – Сообщила собеседница.

Но примечательно то, что представители других религий на постсоветском пространстве тоже не отличаются набожностью. В Москве я из любопытства заходила в храмы разных конфессий – как правило, на будничных службах присутствовали 20-25 человек.

Поэтому – какие претензии к Богу? Его просто игнорируют.

В детстве я жила недалеко от Дома культуры, где демонстрировались различные фильмы. В пост и под православные праздники бабушка-церковница запрещала мне посещать сеансы, поскольку это грех. Однако мама была не столь ортодоксальна и разрешала ходить в кино в любое время. Но она опасалась обидеть бабушку, которая часто приезжала в гости. Поэтому порой происходила такая сцена. Я сижу в кинозале, заходит мама, вызывает меня, говорит:

– Сейчас из церкви вернётся бабушка, иди домой, иначе она расстроится.

И я шла домой. И так продолжалось до девятого класса.

Наверное, ни у кого из погибших в кинозале детей не было такой вот надоедливой бабушки, которая заявила бы:

– В пост никуда не пойдешь! Никаких развлечений!

Мракобесие? А сколько бы людей уцелело…

– РПЦ видит причину в том, что плохо молимся! – Заходятся в соцсетях либеральные соотечественники.

Да, молимся скверно, точнее вообще не молимся – только когда дело доходит до чьей-то панихиды, вспоминаем про иной мир.

Конечно, в случае трагедий, подобных кемеровской, с рациональной точки зрения, виноваты и владельцы, и чиновники, и охранники, и спасатели. Не просчитали, не успели, не сообразили… И не были действительно верующими людьми! Потому что в религиозном обществе такие трагедии были бы невозможны. Там сделали бы всё ради блага ближних, ради их безопасности. Не врали бы, не воровали, не подписывали фальшивых документов о безопасности здания, не медлили, когда требуется помощь.

Бог дал человеку свободу выбора, и мы выбрали себе всё по грехам нашим – и образ жизни, и власть. Вот последствие наших решений.

Без Бога - не до порога

Конечно, невинное развлечение в пост само по себе не преступление. Но проблема в повседневном мышлении россиянина – абсолютно не религиозном. Он лба не перекрестит перед едой, перед поездкой, перед работой. А потом грозит кулаком небу: как Ты допустил?!

Сама атмосфера, в которой мы живём, лишена благодати.

Раньше даже речь человека была полна упоминаний о Всевышнем: «Ступай с Богом!», «Ради Бога, послушай», «С Божьей помощью сделаю», «По Божьей милости получилось», «Слава Богу, всё хорошо».

Сегодня, по моим наблюдениям, в провинции разговорным языком является мат. Особенно у мужчин и, увы, подростковых компаний. Они не ссорятся, они так общаются – мирно и дружелюбно. Не только междометия, но и существительные и глаголы заменяет виртуозное сквернословие. И вот уже кто-то полез чистить колодец, а его завалило. Или трое въехали на машине в электрический трансформатор. Или гуляли летом свадьбу, а детей оставили в надувном бассейне – один там и утонул. И снова вопли над гробом: «Почему ушёл такой молодой?» «Почему такой маленький?» Горько, страшно, несправедливо.

Смотрела я ролик с пожара, где мужчины пытаются выломать дверь, чтобы спастись. Что там звучало? «Ё…ный в рот, мужики!» Даже в такой обстановке люди не просили: «Господи, помоги!» Ну непривычно это для них.

И кто из нас, начиная день, просит Всевышнего о защите? «Господи, благослови. Спаси и сохрани от внезапной лютой смерти». Монахи, священники да старушки.

Современный демотиватор

Грядёт сезон отпусков. Не раз на знойном юге слетали в пропасть туристические автобусы. Но о чём волнуется отдыхающий, садясь в такой автобус? Не забыл ли купить минералку и шоколадку! А про дорожную молитву не слышал. И некому вслед перекрестить.

Заткнул уши наушниками, а там любимый рэп и снова – здравствуй, матерщина. Что рядом с такими людьми делать ангелу-хранителю?

И к вопросу: почему гибнут дети? Придётся напомнить, уже сказанное в предыдущей статье о катастрофах – за грехи родителей.

«Если родители за детей не молятся, к Богу их не приучают, как Господь будет их хранить?» – задаёт риторический вопрос Паисий Святогорец.

Толерантное православие

Что интересно, когда происходят массовая гибель людей, даже на православном форуме нет религиозного осмысления трагедии, только вскрики: «Какой ужас!»

Тем, кто пытается найти в происходящем смысл, затыкают рот – мол, родственникам погибших это не нужно, не надо искать логику в случившемся.

Но у Бога есть логика. Это не бессмысленная стихия, которой поклонялся пещерный человек. И я не могу верить, отключив мозги ради толерантности. Неужели святые отцы также, как некоторые сегодняшние пастыри, говорили, что не следует искать причинно-следственную связь в происходящем?

Почти все современные люди блудили или блудят, все осуждают ближних, кто-то травит тех, кто от них зависит, кто-то попивает, кто-то подворовывает, но все считают, что на них это никогда не отразится! А если отражается, считают, что пали жертвами слепой судьбы. И для остальных это так же не становится уроком. Они слышать не хотят о Боге, они считают себя мудрыми, добрыми, чистыми. Случилась беда? Не повезло! Напортачили политики, чиновники. И только.

Но свечки надо ставить не в интернете, а в храме!


Современный священник Александр Уминский когда-то по поводу другой трагедии пояснил: «По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров».

Мои оппоненты могут сказать: значит, в том, что что-то где-то горит, рушится, взрывается, не виноваты ответственные лица? Разумеется, виноваты. Их долг заботиться о технической безопасности. Но всем не помешает забота о безопасности духовной!

Как защитить себя молитвой?

В современном обществе бытует заблуждение, что для молитвы предназначены только определённые места – церкви, часовни, святые родники. Туда приходят в трудные минуты. Однако молиться следует ежедневно, а по мнению святых отцов, ежеминутно.

Но поскольку современный человек не отшельник и многие профессии требуют сосредоточенности, то

нужно хотя бы утро начинать с обращения к Богу, креститься, начиная важное занятие, вспоминать ангела-хранителя, отправляясь в путь и отходя ко сну.

Вот как говорит об этом святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894):

«Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи!» Кончаешь дело - говори: «Слава Тебе, Господи», и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается - говори: «Спаси, Господи, погибаю»».