Подробный план левша по главам. Лесков, анализ произведения левша, план

Сегодня в читательском дневнике появился рассказ Левша Лескова, вот и вам мы предлагаем познакомиться с анализом произведения, который облегчит вам работу на уроке литературы.

Лесков рассказ Левша

Николай Лесков сказку «Левша» написал в 1881 году. Свой рассказ Лесков подписал еще как Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Когда читаешь Лескова и его работу Левша дабы пересказать произведение, знакомишься с императором Александром Первым, который за границей восхищается умельцами и не слышит своего сопровождающего Платова, который утверждает, что и в России мастера не хуже. Поражает императора блоха, сделанная англичанами, ведь она была настолько правдоподобной и такой маленькой, что можно было рассмотреть ее под микроскопом.

После смерти императора, править страной стал Николай Первый, который захотел, чтобы русские мастера превзошли англичан и они превзошли, ведь тульские умельцы, которых автор описывает как хромых и косых, сумели подковать ту самую стальную блоху. И здесь мы знакомимся с Левшой, который не побоялся отправиться к императору, дабы показать старания мастеров. Не побоялся он поехать и за границу, где хотел принести пользу для своей страны, ведь он старался все замечать и подмечать. Причем Левша оказался настоящим патриотом, ведь англичане предлагали ему остаться, предлагали хорошие условия для жизни и работы, но нет, Левша уехал назад, на Родину, ведь для русского мужика, ничего нет лучшего, как жить в своей стране, пусть даже там не ценится его талант и умения.

А ведь у Левши как и у других русских умельцев золотые руки и очень жалко, что такая горькая судьба ожидала нашего героя. Когда Левша возвращался домой, то встретился ему английский моряк с которым они пили, не просыхая, допились до чертиков. Прямо с корабля его увозят в полицию, откуда переправляют в больницу и кладут его, как нищего, без документов, на пол. Здесь очень хочется, чтобы Левшу забрали, спасли, но увы. Его английский друг очень поздно находит его. Левша умирает, но при этом даже здесь он думает о том, как оказаться полезным для государства. Он просит передать просьбу, чтобы солдаты не чистили оружие камнями, ведь за границей так не делают от этого их оружие находится в лучшем состоянии.

Лесков Левша главные герои

В сказе Лескова Левша главным героем является непосредственно сам Левша, имя которого не называет автор ведь это больше собирательный образ. Левша — это неказистый мужичок, который обладал такими чертами характера, как патриотизм, отверженность, трудолюбие. У него настоящий талант и им восхищаются за границей, предлагая остаться там навсегда и выбрать невест. Но, Левша рвется домой. На его долю выпало много испытаний, но всегда он помнил о Родине, и даже в предсмертный час он старается передать военную тайну, которая бы помогла в крымской войне, вот только этот секрет не передали и, как результат, война была проиграна.

Также героями рассказа является Платов — казачий атаман, который раскрыл обман англичан и который был также патриотом своей страны. Патриотом был и Николай, ведь он гордится страной и ее умельцам, а вот Александр Первый восхищался всем заграничным, таланты своих же людей не замечал.

Есть и такой герой, как Чернышев. Именно Чернышев помешал сообщить важную новость, которую передал Левша, поэтому патриотом такого человека трудно назвать.

Лесков Левша главная мысль

Как мне кажется в произведении Лескова Левша главной мыслью является то, что и в нашей стране есть замечательные умельцы, мастера, которые не только не хуже, но и лучше заграничных и они не продаются. Их нельзя купить ни за гроши ни за почести, они готовы служить своей стране даже тогда, когда в самой стране их таланты не ценятся. Так было тогда, так есть и сейчас и от этого грустно.

Анализ произведения

В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова мож­но взять слова А. И. Введенского: «Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его све­жи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в боль­шинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении».

Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произ­ведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» — это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преда­ниям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова — это сочетание истинно народ­ных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыс­лями автора о сущности русского национального характера. Та­кая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем. Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ при­креплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения. Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на лите­ратурную реальность.

<…>В данном произведении Лескову необходимо было сде­лать рассказчика как можно ближе по духу своим героям. Он успешно делает это с помощью языковых характеристик. Лесков вообще отличается особым мастерством языка. Обращает на себя внимание сам набор лексики, словарь его произведений. Можно легко заметить, что сам рассказчик — это, скорее всего, один из мастеровых, подобных левше. И только в некоторых моментах слышится голос самого Лескова. Это, например, те характерис­тики, которые даны придворным особам: канцлер граф К. В. Нес­сельроде превратился в графа Кисельвроде и т. д.

Языковыми характеристиками обладают все герои «Левши». Сама по себе сказовая речевая мозаика, постановка лексики яв­ляется главным организующим моментом. Здесь царит «речь на­родная» во всем своем многообразии. В результате перед нами воз­никает многоцветность, колоритность лексикона, игра слов, изощ­ренность синтаксиса.

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающе­го, мыслящего, степенного. С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истин­но народная речь. Приехав в Англию, Левша показывает себя че­ловеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чув­ства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда. Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабри­ках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нече­го напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завис­тью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Лев­ша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива. Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько стано­вится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снима­ли, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скры­вается глубокая мысль автора. Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстра­ционно.

Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер — это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый. Учил­ся Левша по «Псалтырю» и «Полусоннику», он не знал «нимало арифметики», но сумел сработать нечто «сверх понятия», пора­зившее «хитрых» англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий меха­низм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа — вот истинные при­чины. На Руси живут по другим правилам. И тем не менее на­смотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.

Таким образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произ­ведениях писателя.

В последней главе ясно звучит голое самого автора, а не рас­сказчика, и мы переносимся в современное ему время. Он говорит о том, что история с Левшой — «дела давно минувших дней». Однако не стоит забывать о преданиях старины. Нынешний про­гресс науки и техники значительно уменьшает шансы людей про­явить свой талант, нет уже стольких вещей, способных пробу­дить народную фантазию. Потому так грустен взор автора на ны­нешнее время, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иног­да превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочине­нию подобных нынешней баснословных легенд».

Меню статьи:

Нередко таланты не ценят на родной земле! Именно об этом – произведение Николая Лескова «Левша» (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе), изданное в 1881 году, в котором в сказовой манере описана жизнь гениального, удивительного тульского оружейника.

Главные герои повести «Левша»

Левша – тульский оружейный мастер, который сумел сделать невероятное – подковать английскую механическую блоху микроскопическими подковами.

Платов – служил при Александре Павловиче и Николае Павловиче, – русских императорах, был атаманом донских казаков. Доказывал первому царю, что русские талантливее иностранцев.

Александр Павлович – русский император. Во время того, как он путешествовал по Англии, получил необычный подарок – заводную блоху и положил его в табакерку. После его смерти на престол вступил Николай Павлович.

Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Глава первая: увлечение Александра Павловича

Восхищаться разными заграничными диковинками – вот что было пристрастием российского императора Александра Павловича. При этом он нивелировал факт, что на родине тоже немало одаренных умельцев. Однако, Платов, донской атаман, который находился при нем в поездке, никак не соглашался с ним. В конце путешествия они прибыли в Англию.

Глава вторая: заблуждение царя

Когда англичане начали демонстрировать русскому государю новинки техники, Александр восторгался тем, что, благодаря научному прогрессу, умеют иностранцы.

Но при этом он полагал, что в его государстве отнюдь не способны на подобное искусное мастерство. Его мнения Платов не разделял. Он был уверен в том, что русский народ тоже очень талантлив, и это может быть доказано. Оказывается, пистоля неизвестного мастера, продемонстрированная иностранцами, принадлежала не кому иному, как тульскому Ивану по фамилии Москвин, о чем свидетельствовала надпись внутри. С тех пор англичане приняли решение: сотворить нечто такое, что бы превзошло русских.

Глава третья: разногласия между Платовым и царем Александром

С самого утра и русский царь, и Платов отправились в путь, чтобы осмотреть английский сахарный завод. Но не он привлек внимание важных посетителей, а последняя кунсткамера, в которой чего только не было: она удивляла собранными со всего света минеральными камнями и нимфозориями, здесь стояли всякие диковинные чучела. Но больше всего царя и атамана удивил пустой поднос из последней комнаты, который держали рабочие на руках. Оказывается, на нем была микроскопическая нимфозория с заводом и пружиной, которая танцевала дансе. Государь растрогался и дал англичанам миллион, заметив при этом, что они – самые лучшие мастера, и никто этого оспорить не сможет..

По этой причине разногласия между царем Александром и Платовым чрезвычайно усилились. Диковинную вещь царь положил себе в табакерку.

Глава четвертая: расследования нового царя Николая

Александр Павлович скончался, и табакерка с диковинной нимфузорией, которую подарили англичане, была передана сначала его жене, а уж затем – новому правителю, Николаю Павловичу. Царь поначалу не обратил на новинку техники абсолютно никакого внимания, а потом стал задумываться: «Зачем она понадобилась брату? Что это значит?» Для расследования этого нелегкого дела он позвал химика-англичанина, который подтвердил, что сувенир сделан из стали и мастера – чужестранцы. Однако, ни в делах, ни в списках информации по этому делу не было. Тогда, неожиданно для Николая Павловича, появился Платов. «Я пришел доложить насчет этой нимфозории, которую отыскали» – сообщил он. И завел диковинную блоху. Царь увидел тонкую и интересную работу, и поручил Платову исследовать, не могут ли русские мастера превзойти англичан в мастерстве, усовершенствовав их работу.

На нашем сайте вы можете прочитать произведение “Очарованный странник”. которое отображает всю гамму чувств русского человека, не останавливающегося перед трудностями.



Глава пятая: обещания тульских оружейников

«Как нам теперь быть?» – спросил Платов у тульских оружейников. И пообещали они найти какой-то выход, чтобы не превозносились перед русскими англичане. Только попросили дать им время, из-за чего Платов немного огорчился.

Глава шестая: тульские мастера отправляются в путь

Три тульских оружейника, в том числе и косой левша, отправились в дорогу. Скрывшись из города, они пошли в сторону Киева, но не только поклоняться угодникам, как думали окружающие. И вовсе не помышляли скрыться от них, вопреки мнению некоторых.

Глава седьмая: секретная работа

Оружейники направлялись вовсе не в Киев, а в Мценск, уездный город Орловской губернии, где находилась древняя каменесеченная икона Николая-угодника. И, зайдя в один из домов к левше, перед образом Николая начали работать, скрываясь от глаз людских, все держа в огромном секрете. Как ни любопытствовали соседи, не могли узнать, чем занимаются в таинственном жилище.

Глава восьмая: послы Платова

Платов поспешно ехал в Тулу. Погоняя лошадей, очень быстро добрались в город, да вот только как ни посылал свистовых за мастерами тульскими, которые должны были показать работу, ничего не выходило.

Глава девятая: труд завершен

А тульские мастера как раз заканчивали свою работу. Как к ним ни стучали послы, они не открывали и твердили, что очень скоро работа будет сделана полностью. Тогда курьеры пошли на крайнюю меру: решили снять из дома крышу, после чего Платов вышел и сообщил, что труд завершен.

Глава десятая: разочарование Платова

К своему разочарованию, Платов в золотой табакерке ничего не увидел: только ту же стальную блоху, что и была. Он очень огорчился и стал ругать тульских мастеров, тем более, что своими куцыми пальцами никак не мог взять ключ и открыть «брюшной завод». Но тульские умельцы тоже не лыком шиты: они сказали Платову, что только государю откроют секрет мастерства, которое удалось сделать. Рассердился атаман и всю злобу выместил на левше, схватив его и кинув к себе в коляску, принудив ехать в Петербург.



Глава одиннадцатая: Платов предстает перед царем

Очень боялся Платов перед царем предстать, ведь думал, что ничего не сделали искусные мастера. Когда пришло время, и он зашел к правителю, попытался отвлечь его посторонними разговорами, но не тут-то было. Вспомнил царь о тульских умельцах и потребовал отчета. С разочарованием сообщил Платов, что ничего не удалось сделать, но не поверил ему государь Николай Павлович. Догадался-таки, что «тут что-нибудь сверх понятия сделано», задумался.

Глава двенадцатая: пострадавший Левша

Поначалу и царь ничего не смог сделать с блохой (её хотя и удалось завести, но не танцевала она, как раньше), а рассвирепевший Платов схватил бедного левшу и стал трепать его за волосы. Тогда оружейный мастер предложил посмотреть в мелескоп, чтобы смогли увидеть, в чем заключается главный секрет работы.

Глава тринадцатая: тайна Левши

Услышав от Платова про мелескоп, Николай Павлович обрадовался, что русские все-таки оказались людьми честными. И велел привести к нему Левшу. Он и раскрыл главную тайну: оказывается, в мелескоп нужно смотреть не на всю блоху, а на её лапки, которые оказались подкованными в настоящие подковы. Увидев это, царь чрезвычайно обрадовался, и даже поцеловал левшу, несмотря на то, что был тот в неприглядном виде.

Глава четырнадцатая: удивительные подковы

Но это еще было не самым удивительным: оказалось, что на каждой подковке начертано имя русского мастера. А левша делал самую тонкую работу – выковывал мельчайшие гвоздики, которые не увидишь с помощью обычного мелескопа. Но вот глаза у мастера видят на удивление лучше, чем всякий увеличительный аппарат.

С той поры к Левше отношение совершенно переменилось, даже честь ему оказали – и повезли в Лондон.



Глава пятнадцатая: Левша в Англии

И отправился Левша в Англию с особым курьером. От Петербурга до Лондона ехали, не останавливаясь, а когда прибыли на место, шкатулка с нимфозорией была передана кому нужно, а левшу усадили в гостинице. А затем покормили, только не все смог кушать тот, кто всю жизнь питался иначе.

И захотели его видеть те, кто рассмотрел диковинную блоху в самый сильный мелескоп. Но еще более изумились, узнав, что он не знает арифметики.

Поговорив с этим удивительным русским мастером, решили англичане оставить его у себя погостить.

Глава шестнадцатая: тоска по родимой земле

Остался на время Левша в Англии, да все по родине тосковал. Так и не смогли удержать его силой: пришлось отправить обратно в Россию на корабле, предварительно одев очень тепло и наградив деньгами. И может быть, было бы все хорошо, если бы не попутчик полшкипер, умеющий говорить по-русски. Именно он уговорил Левшу заключить пари: кто больше выпьет.

Глава семнадцатая: пари

Итак, пари началось. Не уступали друг другу ни Левша, ни полшкипер, но допились до белой горячки, и нанесли себе вред.

Глава восемнадцатая: заболевший Левша

Однако, к англичанину и Левше в России отнеслись совершенно по-разному: первому позвали и лекаря, и аптекаря, дали лекарства, уложили спать; а оружейный мастер сначала лежал на холодном парате, потом его возили по больницам, ничем не прикрытого и все время роняли. Увы, бедного, измученного человека нигде не хотели принимать. Но вот начал выздоравливать «аглицкий полшкипер», и как только почувствовал себя хорошо, решил во что бы то ни стало найти «русского камрада».

Глава девятнадцатая: безуспешные попытки помочь

Как ни старался англичанин для Левши, ничем не смог помочь. Решил он попросить посодействовать Платова, но у атамана уже не было тех полномочий, что раньше. Так и умер бедный оружейный мастер, не признанный на родной земле.

Глава двадцатая: уникальные дарования не ценятся на русской земле

Увы, уникальные дарования на русской земле теперь не ценятся вовсе: «машины сравняли неравенство талантов». Но память о них будет жить в веках. А вдумчивый читатель извлечет пользу из этого необычного произведения.

“Левша” – краткое содержание произведения Н. С. Лескова

4.3 (86.67%) 6 votes

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Цели урока:

  1. кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова;
  2. дать представление о жанре сказа;
  3. заинтересовать учеников необычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Таблица стихотворных размеров

Стихотворные размеры

Ключевые слова

Схемы

Примеры

Хорей

море

Прибежали в избу дети... (Пушкин)

Ямб

земля

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (Пушкин)

Дактиль

золото

Ясность прозрачных небес... (Майков)

Амфибрахий

железо

Как ныне сбирается вещий Олег... (Пушкин)

Анапест

серебро

На тебя заглядеться не диво... (Некрасов)

П. Слово учителя

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова - город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая I, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» - Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать, по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Творчество Лескова не знает социальных границ. Его герои - представители разных сословий: чиновники - от министра до квартального, духовные лица - от митрополита до дьячка, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России.

Уже с детских лет он соприкасался с разными сословиями и общественными классами, отсюда разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. В умении воспроизводить речь разных слоев народа с ним может сравниться лишь А.Н. Островский. «Изучить речи каждого представителя социальных и личных положений - довольно трудно... Этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушав у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе..." Все говорят у меня по-своему, а не по литературному».

Николай Семенович Лесков подчеркивал, что детство его прошло «в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. Большинство впечатлений о народе, его жизни Лесков почерпнул в поездках по делам коммерческой службы. В течение трех лет будущий писатель ездил по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым жизненным опытом.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Ю. Нагибина. Прочитаем в учебнике хрестоматии фрагменты статей Ю. М. Нагибина и Л. А. Аннинского об истории тульского левши. .

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ, сюжет которого построен на привлекшем его внимание «присловье».

Первоначально писатель задумал объединить три «уже готовых маленьких очерка» под общим названием «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения», которые бы, по определению самого писателя, представляли собой «картины на родного творчества об императорах: Николае I, Александре II и Александре III (хозяйственном)» (из письма И. С. Аксакову, май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале один рассказ под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)». В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают «даже там, где взять нечего»). Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что ««Блоху» здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофильском шовинизме», и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

В первых изданиях «Сказ...» имел предисловие: «Я записал эту легенду, в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого, оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Позже Лесков уберет предисловие из дальнейших изданий.

Основные темы творчества Н. С. Лескова:

  1. Повести, посвященные женской доле: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница».
  2. Антинигилистические романы («Никуда», «На ножах»). Сотрудничество с «Русским вестником», Катковым - «убийцей родной литературы». Лесков" бедствовал, этим пользовался Катков, помещавший в журнале произведения Лескова в таком виде, что писатель их не узнавал («На ножах»).

3. Иконостас праведников («Человек на часах», «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Левша», «Очарованный странник»).

III. Работа с учебником

Прочитаем отрывки из статей Ю.М.Нагибина и Л.А.Аннинского, предваряющие рассказ «Левша».

IV. Определение жанра произведения

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши.)

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ. Заглянем в словарь:

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Запишем определение в тетради.

V. Выразительное чтение и беседа по вопросам

Учитель читает первую главу сказа.

  • Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? {В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы Другой оборот был».)
  • Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи Александр I и Платов - показаны с точки зрения простолюдина)
  • Когда и где происходит действие сказа? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 гг. Поездка Александра I с Платовым в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 г., названное «смятением».)

Читаем вторую и третью главы.

VI. Характеристика героев

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет»; «а Платов держит свою ажидацию, что для него все! ничего не значит»; и др.)

Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры. (Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, чтобы было «понятнее». Например: «мелкоскоп» - микроскоп; «кислярка» - кизлярка; «Аболон полведерский» - Аполлон Бельведерский; «долбица» - таблица; «двухсветная» - двухместная; «керамиды» - пирамиды; «преламут» - перламутр; «Канделабрия» - Калабрия и т. д.)

- Какова роль подобных слов? (Такие «народные» слова создают юмористический эффект.)

Домашнее задание

  1. Перечитать 4-10 главы сказа;
  1. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.
  2. Приготовить пересказ эпизода на выбор.