Получают ли батюшки зарплату. Сколько получают священники в России

Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку. Несмотря на это, клирики и настоятели до сих пор фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму - их благополучие полностью зависит от начальства.

В 2013 году РПЦ решила упорядочить ежемесячный доход священников. Был принят документ, согласно которому нуждающиеся священники и их семьи будут получать финансовую помощь от епархий, а необходимость и размер помощи будут определять специально созданные комиссии. В России принято считать, что РПЦ - достаточно богатая организация. Иначе чем еще можно объяснить количество сусального золота на церковных куполах, дорогие машины некоторых архиереев, а также порядок цен на требы в храмах, которые, казалось бы, должны быть бесплатными. Однако на практике это не совсем так: в церкви очень большое социальное расслоение, зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся священники не только не получают помощи, но напротив, вынуждены сами платить взносы в епархию.

За экономику церкви отвечает специально созданный в 2009 году орган - Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, которое возглавляет епископ Тихон (Зайцев). Этот отдел максимально закрытый и комментарии о своей работе предпочитает не давать - сотрудники говорят, что на это нужна санкция «сверху».

Чуть ли не единственный доступный пример работы Финхозуправления - это «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей». Положение было принято Архиерейским Собором РПЦ в начале февраля 2013 года. а на временной основе оно действовало уже два года.

Общий смысл документа сводится к тому, что церковнослужители и члены их семей должны быть социально защищены, а чтобы никто не был обижен, создаются так называемые «епархиальные комиссии по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций РПЦ, а также членах их семей». То есть фактически с принятием документа РПЦ решила навести хоть какой-то порядок в вопросе оплаты труда священников.

Официальные лица РПЦ пока не торопятся подводить итоги. Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва Тутунов, который входит в ближайший круг помощников патриарха по управлению епархиями и занимается подготовкой документов, регулирующих церковное управление, рассказал Public Post, что комиссии сформированы не везде: «Говорить об его широком применении пока сложно: прошло всего три месяца после Собора (на котором был принят документ. - Public Post), обратной связи пока не поступало. Пока даже не в каждой епархии сформированы Попечительские комиссии для помощи правящему архиерею в организации материальной поддержки нуждающихся священнослужителей и мирян - сотрудников епархии, приходов».

У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность - «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка.

Идея сформировать отдельные органы по контролю за финансовой обеспеченностью священников возникла у архиереев из-за того, что положение священников в разных местах очень уж разное. «Имеются такие приходы, где средств, которые собирают 2-3 десятка весьма небогатых прихожан, явно не будет хватать на коммунальные услуги, храмовый ремонт, на содержание священника, - пояснил отец Савва. - В таких случаях комиссия должна докладывать архиерею о сложившейся ситуации. После того, как получен сигнал о бедственном положении прихода, епархиальный архиерей, как правило, поручает городскому или другому более обеспеченному приходу помогать нуждающемуся священнику и его семье. Для перераспределения средств могут создаваться кассы взаимопомощи. Пополняться они могут как за счет благотворительных средств, так и за счет взносов обеспеченных приходов. По решению архиерея деньги из кассы должны выделяться для помощи необеспеченным приходам, семьям священников, небогатым вдовам священнослужителей, а также церковным сотрудникам».

Другую точку зрения представил священник Дмитрий Свердлов, запрещенный в служении на пять лет - по официальной версии за самовольное оставление прихода (он ездил волонтером в Крымск). А, по неофициальной отец Дмитрий пришелся не по нраву патриарху своими либеральными взглядами. В разговоре о епархиальной помощи приходам отец Дмитрий уточнил, что на практике епархия очень редко помогает какому-то отдельному храму: «Это единичные случаи и рассказы о них воспринимаются, как добрая легенда».

На первый взгляд кажется, что схема финансирования священников РПЦ достаточно проста. У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность - «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка. Каждый приход с юридической точки зрения - это религиозная организация, юридическое лицо, зарегистрированное в Министерстве юстиции. Так что каждый приход отчисляет средства за своих сотрудников - священников этого прихода - в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

"Заработные платы определяются, исходя из возможностей прихода, имея в виду среднюю ежемесячную сумму пожертвований, которая более или менее известна и не сильно меняется из год в год", - отметил архимандрит Савва Тутунов.

Финансовая ситуация у монашествующих непонятная - им не положены деньги в принципе.

Существует несколько категорий духовенства: монашествующие, клирики в многоштатных приходах, т.е. священники, не являющиеся настоятелями, настоятели, викарии (заместители епископов) и епископы. Финансовая ситуация у монашествующих непонятная - им не положены деньги в принципе, но монастырь, как правило, обеспечивает их несколькими тысячами рублей в месяц - на носки и белье, на поездку к родителями или в командировку, на книги. Также монастырь на свое усмотрение может выдать монаху или монахине деньги по запросу.

Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля. Согласно «Положению о материальной поддержке священнослужителей», при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники «должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников». Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тыс. рублей, в Томской области - чуть больше 10 тыс. рублей, в Новгородской области порядка 14 тыс. рублей, а в Москве и Подмосковье - в среднем 48-50 тыс. рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации «Положения», вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: «Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые».

Зарплата настоятеля определяется по такому же принципу - по возможности не ниже среднего оклада соцработника по региону. На деле настоятели обычно находятся в состоянии финансовой неопределенности. Основной доход любого храма складывается из средств, полученных от продажи свечей, пожертвований за требы (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания и проч.) и поминовения, пожертвований во время богослужений и деньги, полученные от продажи утвари и книг. Эти деньги настоятель распределяет на зарплату священникам и работникам храма и епархиальные взносы, из них же оплачивает коммунальные платежи и ремонт здания, приобретает предметы для богослужения.

При этом ежемесячная сумма денег, которая оказывается в распоряжении настоятеля, сильно зависит от того, где территориально расположен приход, насколько обеспечены прихожане, есть ли у прихода спонсоры или попечители. «Расход средств уже зависит от цели и мотивации самой личности. Настоятель может забрать себе деньги, оставшиеся после необходимых выплат. Вопрос, на что он их потратит: на нужды своей семьи, или ремонт храма, или покупку книг и утвари или еще на что-то», - рассказал о. Дмитрий Свердлов.

Священник получает благодать даром и даром же должен ее отдавать.

Оплата треб - это дилемма, которая до сих пор не нашла в РПЦ практического разрешения. По мнению отца Дмитрия - и эту точку зрения разделяют многие священники и миряне - зависимости между священническими действиями, тем, что в церкви принято называть «требами», и их оплатой быть не может: «Даже в семинарском учебнике по богословию говорится, что священник должен приложить усилие, чтобы разорвать у прихожан ассоциацию между требой и оплатой. Священник получает благодать даром и даром же должен ее отдавать. Доходы священника надо основывать на иных принципах, нежели на примитивной схеме „помахал кадилом - получил гонорар“. Настоятель, приход, епархия, вся церковь в конце концов должны взять на себя ответственность за достойное содержание священника, таким образом, чтобы ему не надо было ни побираться, ни вымогать деньги у прихожан под благочестивыми предлогами, ни „торговать благодатью“ на требах. Оплата, зарплата - как хотите, священника должна быть настолько высокой, чтобы он имел возможность не брать денег с человека. Во всяком случае, финансово он бы не зависел от оплаты треб».

С другой стороны, во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т.д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: «Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч».

Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы - это нормально: «Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняется церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников - от уборщиц до настоятеля. Меня, как обывателя, - ведь я не всегда был священником, - никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная. Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва - это то, что подается добровольно и по мере возможностей. Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма».

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

Владыке нужен мерседес, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни.

"Архиерей может просто озвучить сумму исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, - рассказал о. Дмитрий. - В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен мерседес, облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве - на день рождения викария, на день ангела патриарха".

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы - но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала. При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто «разжаловать» его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: «Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи. Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить, не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению. Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей… Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме».

“Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества“.

Права священников в «Положении» прописаны скорее как рекомендации, четкого регламента нет и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. «Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности», - утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимаются. По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия - служения церкви - с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы". “Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет” Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным. По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент - точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. «Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами. Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви и все пошло наперекосяк, - говорит священник. - Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого», - сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике - лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет - это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций. Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом. В этом случае, самым мягким «наказанием» будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру. У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих - разговоры на кухне и смирение. На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется «налог один на тысячу». Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии - летом и зимой.


Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))
Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего - поэтому они и пишут.
Следовательно, данный материал создавался из этих двух источников.
Немного общей информации по православной церкви в целом: на Кипре священники возмущались из-за слишком маленьких зарплат - 500 Евро. Правительство пошло им на встречу и подняло зарплату на 200 Евро. Там зарплату священникам платит государство. Так же государство платит зарплату священникам в Греции.
Частично, зарплату платит государство и в Румынии.
В России церковь отделена от государства, а следовательно, государство не может платить им зарплату. По выплате пенсий на священников распространяются ещё советские законы (новых законов пока просто нет), и по ним священник при уходе на покой, будет получать пенсию... 80 рублей в месяц!
Но недавно РПЦ заключило договор с Пенсионным фондом и теперь эта ситуация уже будет не столь плачевной. Но есть свои нюансы, предположим, священник не может стать ветераном труда, поскольку он не "работает на бога", а "служит" богу. Так же, видимо, обстоит дело и с больничным.
А теперь чтоже говорят сами священники,которые открыто рассуждают о доходах. Как правило, эти священники из провинциальных, небогатых, дальних приходов. Им нечего терять (дальше уже не пошлют) и соответственно особо некого бояться.
Итак, из чего состоит "труд" священника? Вот примерное расписание его дня:
в 8:00 проскомидия - он заготавливает Святые Дары для причастия. В 8:30 — начало исповеди, которая длится полчаса. В 9:00 — начало литургии, 10:00 — причастие, 10:20 — проповедь, 10:30 — водосвятие и панихида, 11:30 — своеобразный обеденный перерыв, потому что литургию служат натощак. В 12:00 — крещение; 13:00 — венчание; 14:00 — отпевание; 14:40 — встречи и беседы с прихожанами; 17:00 — начало вечерней службы.
Так же священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.
Средняя оплата труда священника 8-10 тысяч рублей. Летом,когда народ уезжает в отпуска она может быть и того меньше - 5 тысяч рублей. Прожить на такие деньги нереально, поэтому многие священники занимаются приусадебным хозяйством.
Зарплата священника складывается из пожертвований прихожан и продажи свечей и другой церковной утвари и печати. Как правило, с этих денег надо оплатить ещё труд двух-трёх человек служащих при храме. Формально деньги священнику платит приход, но зачастую священник сам является главой прихода.
Священник обязан часть дохода отдавать в епархию и иногда складывается такая ситация, что "вынь да полож" - т.е. денег в храме нет, а их отдать нужно. Редко бывают случаи, когда церкви разрешают неплатить налог в епархию, но это бывает лишь тогда, когда храм строится. Если священник не отдаёт епархии причитающиеся ей деньги, то тут может начаться "футбол" - священника начнут перебрасывать из прихода в приход, до тех пор, пока он не попроситсяза штат ("в отставку"). Неудачников не любят нигде.
К тому же могут бросить в какой-нибудь неуживчивый приход (епархия может не спрашивать приход согласия на кандидатуру того или иного священника), откуда ты через пару месяцев со скандалом вылетишь.
Жадность епархий уже в церкви стала притчей во языцах. Алексий-II в 2000 году открыто пожаловался, что епархии перечисляют всего 5% от общего бюджета РПЦ.
Пожаловаться рядовой священник на своё начальство теоритически может в Синод, но на практике это бессмысленно - ворон ворону глаз невыклюет. Начальство будет друг за друга.
Кстати, до революции у священников было больше прав, поскольку в Синоде тогда сидели гражданские чиновники, и они могли остудить и осудить зарвавшего архиерея. Сейчас рядовой священник практически бесправен.
Карьеру сделать практически невозможно: на карьерный рост может расчитывать лишь монах. Белому духовенству путь по карьерной лестнице закрыт. Более того, идущая сейчас в Московскую и Питерскую семинарию молодёжь, открыто признаётся, что примет монашество в основном из карьерных соображений, а не только из-за призвания к служению богу. Так что пропасть между белым и чёрным духовенством в церкви с каждым годом только увеличивается.
А если опальному священнику пытаться как-то устроиться в миру, то это будет тоже сложно - дипломы семинарий государством не признаются. По закону, священник, получается лицо без высшего образования.
Так же карьеру придётся завершить, если ты совершил даже неумышленное преступление (были случаи, когда священники совершали наезд на пешеходов), а так же если кто-то из твоей семьи не в ладах с законом - "не умея управлять своим домом, не сможешь управлять людьми".

Это было мнение обычных священников из небогатых приходов. А как живут высокопоставленные служители церкви, читайте в следующей части.

Конец первой части.=))

Славяне – набожные и почитающие духовную силу люди. Даже в мире инновационных технологий особое место в жизни многих россиян занимает церковь. Человек в ее стенах ищет гармонию, спокойствие, а священнослужители помогают достигнуть умиротворения. Они несут тяжкое бремя человека, который способен отпустить грехи, выслушать прихожанина, понять.

Отдельная роль в жизни церкви отводится священникам. Именно они проводят большинство обрядов (крестят детей, причащают, венчают пары и т.п.). В Библии написано, что деятельность священника должна быть на безвозмездной основе и исполняться исключительно по зову сердца.

Однако в современной реальности все иначе. Официальной ставки заработной платы у священника не имеется. Их жалование складывается из помощи спонсоров, милостыни прихожан, средств, вырученных с продажи церковного инвентаря, – икон, свечей и пр.

Давайте узнаем, сколько получают священники, и кто оплачивает их расходы? Какова заработная плата в Москве и Санкт-Петербурге?

Где учатся на священников?

Для получения «профессии» священника требуется закончить высшее учебное заведение, специализирующееся на обучении будущих работников церкви. Это духовная семинария, академия либо православный университет.

Длительность обучения составляет 5 лет. Студенты изучают богословие, основы веры, Библию и ее историю, педагогику пастыря, сектоведение (отрасль знаний, которая занимается изучением сект) и пр. Но главенствующим предметом выступает именно психология.

По завершению обучения выпускники проходят практику в какой-либо церкви. К ним приставляют наставника. При аттестации выпускника решающим выступает слово наставника, и только потом ему присваивают статус священника.

Работа священника

Недостаточно знать основы Библии и хорошо учиться в духовной академии, чтобы стать действительно хорошим священником.

Надо соответствовать таким качествам как:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • честность;
  • открытость к людям;
  • добросердечность;
  • порядочность;
  • принципиальность.

Хороший священник должен оказать поддержку человеку в трудной жизненной ситуации, понять его проблему и помочь найти решение, соблюдая все традиции церкви.

В круг обязанностей священника входят обряды – соборование, исповедь, венчание, причащение, миропомазание, крещение. Также священник осуществляет проведение богослужений, где молится за благополучие в мире.

Священник работает полный день, иногда у него он вовсе ненормированный. В некоторых ситуациях пребывание в стенах церкви составляет 14 часов и дольше в сутки.

Требования к священникам

К людям, которые хотят посвятить свою жизнь Богу, предъявляется ряд особых требований. В первую очередь священником может стать мужчина старше 30-летнего возраста.

Другие условия:

  1. Должен веровать.
  2. Быть женатым единожды.
  3. Постоянный прихожанин церкви.
  4. Есть рекомендации от действующего священника.
  5. Есть высшее образование (духовное).
  6. Знание церковнославянского языка.
  7. Опрятность внешнего вида.
  8. Знание священных писаний и пр.

Есть категории граждан, которые ни при каких условиях не могут стать священниками. Это некрещеные, женщины, грешники, люди до 30 лет, слепые и глухонемые, лица, сменившие религию. А также те мужчины, у которых несколько браков, либо состоящие в браке с женщиной, не верящей в Бога.

О заработке священников

От государства зарплату они не получают. Их заработок поступает из бюджета, сформированного в храме. Бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан, оплат различных услуг церкви. Выплатой средств занимается настоятель храма. Обычно заработок священника соответствует заработной плате бюджетника в этой же области.

Доход церкви складывается из пожертвований прихожан, торговой деятельности – в церковных лавках продают свечи, иконы, религиозные символы, церковную утварь и пр.

Также поступают средства от благотворительных организаций. Суммы пожертвований от известных людей бывают разные, иногда достаточно крупные. Они жертвуют на ремонтные работы, восстановление либо содержание храма. Естественно, с этих средств также выплачивают зарплату священникам.

В церковь также поступают средства, которыми оплачены религиозные обряды и ритуалы. Освятить дом, офис, окрестить ребенка – все это платные услуги.

Оплата расходов

Из полученных средств церковь осуществляет оплату коммунальных услуг: электрической энергии, водоснабжения, тепла, Интернета и пр.

Требуется много денег, чтобы отремонтировать церковь или восстановить храм. Также полученные средства расходуются на воскресные школы, дома престарелых. Из пожертвований оказывают материальную помощь малоимущим гражданам. Остаток может пойти на зарплату священнику.

Льготы и выход на пенсию

Священники имеют право на стандартный отпуск – 28 дней. Однако у них нет такого понятия как «пенсия». Хотя священники могут выйти на заслуженный отдых в 65 лет. Но обычно это не происходит, они работают до глубокой старости. Только по причине ухудшения самочувствия или здоровья могут отказаться от работы.

Средний заработок в РФ составляет 57 тыс. рублей. Но по большей части он зависит от региона. Так, в Москве зарплата около 60 000, в Санкт-Петербурге 50 000, а в Приморском крае 100 тыс. рублей.

Если в целом, то заработная плата священника зависит от пожертвований и других факторов, характеризуется нестабильностью. Условно: в этом месяце было крупное пожертвование, а в следующем только небольшие пожертвования от прихожан.

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко

В понимании обычного среднестатистического россиянина слово «священник» означает «служитель церкви». Согласно же церковной терминологии, священником называют пресвитера (в переводе с греческого языка – «старейшина, глава общины»), того, кто вправе проводить ритуалы священнодействия – молитвословия, причащения, крещения и другие.

Священство является таинством, то есть особым ритуалом посвящения церковью определенных (избранных) христиан в священнослужителей и церковнослужителей, которые выполняют различные обязанности. Священнослужители – это диякон, священник, епископ, а церковнослужители – чтец, певец, иподиакон. Таким людям не достаточно учебы в ВУЗе и диплома с прекрасными оценками, они не могут сами себя объявить священнослужителями. Чтобы христианин получил это звание, епископ проводит с ним обряд рукоположения, дающий особую власть над совершениями таинств.

Где учат на священников

Учебные заведения, в которых учат на священнослужителей (священников), в России есть. Наиболее известные ВУЗы – Московская духовная семинария, Троице-Сергиевская академия в Москве, духовная академия в Санкт-Петербурге, Российский православный университет и другие. Всего в Российской Федерации работает 8 православных институтов, 50 духовных семинарий, 32 духовных училища и 1 общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Курс обучения в семинарии занимает пять лет, во время которого ученики получают базовые богословские знания: введение в богословие, катехизис (основы веры), Библейская история, сравнительное богословие, сектоведение, догматика, пасторская педагогика и т. д. Обязательным является изучение курса психологии. Все эти знания будут необходимы при дальнейшей службе в приходском храме, для правильного соблюдения церковных традиций, умения общаться с окружающими.

Требования к священнику

Чтобы стать священником, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Возраст после 30 лет.
  2. Женат только 1 раз.
  3. Входить в число прихожан.
  4. Иметь рекомендации от уже служащего священника.
  5. Закончить обучение сначала в духовном училище, потом в семинарии (по желанию – в академии).

Помимо этого, христианин, готовящийся стать священником, должен вдумчиво изучить Священное Писание, творения Отцов Церкви, деяния Вселенских Соборов и т. д., постоянно молиться, посещать церковь, выучить церковнославянский язык, следить за своим внешним видом.

Священник работает в первую очередь с людьми, поэтому он должен обладать такими общечеловеческими качествами, как:

  • доброжелательность;
  • отзывчивость;
  • открытость;
  • сердечность;
  • честность;
  • порядочность;
  • принципиальность.

В книге «Таинство Священства» описаны основные условия, согласно которым кандидат не может быть священнослужителем:

  1. Неспособность к священству:
    • абсолютная (проявляется у некрещеных людей и женщин);
    • относительная (при наличии какого-нибудь недостатка, препятствующего священству).
  2. Физические препятствия:
    • возрастные ограничения (до 30 лет);
    • состояние здоровья (глухие, слепые).
  3. Духовные препятствия:
    • новообращение;
    • перешедшие из ереси.
  4. Социальные препятствия:
    • семейное положение (единственный брак, брак с нехристиянкой или неправославной);
    • ответственность перед государством (военнообязанный, утративший гражданскую свободу);
    • репутация перед людьми (ростовщики, актеры и т. д.).

Но самое главное требование, предъявляемое к священнослужителю РПЦ (Русской Православной Церковью) – это вера. Ведь священнику как посреднику между людьми и Богом нужно молиться, совершать богослужения, а это следует делать с открытым сердцем и чистой душой, что требует огромной работы над собой – строгости, взыскательности. Большую роль в работе любого священнослужителя играет умение строить отношения с прихожанами, верующими и не верующими людьми.

Обязанности священнослужителей

Священник обязан совершать шесть из семи таинств церкви:

  1. Крещение – обряд, через который человек становится членом церковной общины, и получает возможность принимать участие в других священных обрядах и таинствах.
  2. Миропомазание – обряд сознательного вероисповедания, нанесение на лоб верующего схематического изображения креста.
  3. Причащение – евхаристия, во время этого священнодейства освященные хлеб и вино подаются как Тело и Кровь Господа.
  4. Исповедь – покаяние в грехах перед священником.
  5. Венчание – обряд благословения брака между мужчиной и женщиной перед лицом Бога на вечную любовь и верность.
  6. Соборование – Елеосвящение, проводится несколькими священниками (а именно 7, так называемым собором) и призвано лечить духовные болезни.

Кроме этого, во время службы в обязанности священника входит проведение богослужений, во время которых молиться за весь мир. Он также может преподавать прихожанам пастырское благословение, учить их истинам христианской веры.

Занятость у священников полная, то есть работают по 12-14 часов в сутки, каждый день без выходных. В каждом приходе приблизительно схожий распорядок рабочего дня:

  • 8:00 – проскомидия (священник заготавливает все необходимое для причастия);
  • 8:30 – начало исповеди (длится полчаса);
  • 9:00 – литургия;
  • 10:00 – обряд причастия;
  • 10:20 – проповедь;
  • 10:30 – водосвятие и панихида;
  • 11:30 – перерыв на обед;
  • 12:00 – Крещение;
  • 13:00 – венчание;
  • 14:00 – отпевание;
  • 14:40 – беседы с прихожанами;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Также священник может служить на выездах, поэтому график получается ненормированным.

Ежемесячный доход священника на Руси

На Руси священник за свои услуги получал некую сумму пожертвований, на которую жил сам с семьей и обустраивал храм. Позже, ввиду малых сумм добровольных пожертвований, церковь разрешила установить фиксированные рекомендованные цены на ряд услуг, оказываемых священнослужителями. Такой ход позволил планировать бюджет прихода.

В начале 20 века доходы священников складывались из земельного надела и платы за проводимые церковные обряды, богослужения, из них две трети получали псаломщики (чтецы и певцы). Также принималась плата натуральными продуктами (яйца, мука, мед и т. д.). Усугублялось положение еще и выплатой налоговых отчислений – 25% на содержание духовных учебных заведений.

Заработная плата российского священника в 2019-2020 гг.

В современной России все обстоит несколько иначе. На сегодняшний день священники имеют такие личные документы:

  • трудовую книжку, в которой записана должность;
  • номер в Пенсионном фонде;
  • медицинскую страховку.

Всеми экономическими делами в российской церкви занимается Финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, созданное в 2009 году.

Доход любого российского храма состоит из таких получаемых денежных средств за услуги:

  • продажа свечей, утвари, книг;
  • пожертвования за требы (венчания, крещения, молебны, панихиды, отпевания и т. д.);
  • поминовения;
  • пожертвования во время проведения служб.

Попадают эти финансы в руки к настоятелю храма, который и занимается их распределением – выдает заработную плату служителям и работникам храма (священникам в том числе), платит взносы в епархию (20%), совершает платежи за коммунальные услуги, выделяет на ремонт здания и приобретение предметов для богослужений.

Эта общая ежемесячная сумма может быть разной для каждого храма, потому что зависит от ряда факторов:

  1. Место расположения прихода.
  2. Количество прихожан.
  3. Наличие обеспеченных прихожан.
  4. Наличие спонсоров и попечителей.

Зарплата священника и ее размер устанавливается настоятелем в виде фиксированной суммы, которая ориентирована на среднюю региональную зарплату для работников социальной сферы (психологов, учителей, медиков среднего звена). На сегодняшний день средняя зарплата работников благотворительной и социальной сферы составляет около 35 тысяч рублей, учителей – 40 тысяч рублей (по Москве и Московской области).

В 2019 году Русская Православная Церковь приняла в работу документ, который должен был упорядочить ежемесячный доход российских священнослужителей. Исходя из него, нуждающийся в финансовой поддержке, священник со своей семьей может получить денежную помощь от епархии (церковная административно-территориальная единица, управляемая епископом). Еще в нем говорится о том, что и священнослужители, и церковнослужители должны иметь социальную защиту, поэтому созданы комиссии по попечению о нуждающихся. Это положение работает сейчас, и будет работать и в 2020 году.

С этой статьей также читают:

Зарплаты в 2019-2020году оперуполномоченного уголовного розыска Патологоанатом – зарплата в Москве и городах России в 2019 году Какая будет зарплата у Национальной гвардии России в 2019 году