Понедельник Великого поста - первый день Страстной недели! Великий понедельник страстной седмицы.

Во время оно, возвращься Иисус во град, взалка. И узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница. И видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница? Отвещав же Иисус рече им: аминь глаголю вам, аще имате веру, и не усумнитеся, не токмо смоковничное сотворите, но аще и горе сей речете: двигнися, и верзися в море, будет. И вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете. И пришедшу Ему в церковь, приступиша к Нему учащу архиерее и старцы людстии, глаголюще: коею властию сия твориши? И кто Ти даде власть сию? Отвещав же Иисус, рече им: вопрошу вы и Аз слово едино: еже аще речете Мне, и Аз вам реку, коею властию сия творю. Крещение Иоанново откуду бе; с небесе ли, или от человек? Они же помышляху в себе, глаголюще: аще речем, с небесе: речет нам, почто убо не веровасте ему? Аще ли речем, от человек: боимся народа: вси бо имут Иоанна яко пророка. И отвещавше Иисусови реша: не вемы. Рече им и Той: ни Аз вам глаголю, коею властию сия творю. Что же ся вам мнит? Человек некий имяше два сына, и пришед к первому, рече: чадо, иди днесь, делай в винограде моем. Он же отвещав, рече: не хощу. Последи же раскаявся, иде. И приступль к другому, рече такоже. Он же отвещав рече: аз, господи, иду. И не иде. Кий от обою сотвори волю отчу? Глаголаша Ему: первый. Глагола им Иисус: аминь глаголю вам, яко мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии. Прииде бо к вам Иоанн Креститель путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему: вы же видевше, не раскаястеся последи, веровати ему. Ину притчу слышите: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаст и делателем, и отыде. Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его. И емше делателе рабы его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайша первых: и сотвориша им такоже. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего. Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите, убием его, и удержим достояние его. И емше его, изведоша вон из винограда, и убиша. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в Писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла? От Господа бысть сей, и есть дивна во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас Царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его.

Вконтакте

В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Дионисий (1440–1502) , Public Domain

Евангельский рассказ

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек». - Мф.21:18-19

После этого Иисус пришёл в Иерусалимский Храм где рассказал притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях.

Богослужение

Православная церковь

Утреня

С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтыри (кроме 17-ой кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы.


Rossano Gospels , Public Domain

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи»:

«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф.21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой » (реминисценция притчи о брачном пире).

«Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя».

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что это важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется «Утреней Жениха », в собственно понедельник из алтаря торжественно выновится и полагается посреди храма икона «Жених Церкви », изображающая Христа в терновом венце.

Часы

В Великий понедельник и два последующих дня часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются:

  • Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великий понедельник, вторник и среду читается уже Евангелие от Иоанна.

Julius Schnorr von Carolsfeld (1794–1872) , Public Domain
  • На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великий понедельник прочитывается отрывок Иез.1:1-20 — видения славы Божией, почивающей на таинственных херувимах (животных с четырьмя лицами и шестью крыльями).

Литургия

Совершается литургия преждеосвященных даров. Стихиры на «Господи, воззвах» возвращают молящихся к обстоятельствам, предшествовавшим входу в Иерусалим: пророчеству Христа о Его грядущих смерти и воскресении, просьбе Саломеи и её сыновей о привилегированных местах в будущем Царстве, беседе с апостолами о первенстве через служение ближним. Эти же стихиры указывают и на будущие события: распятие, погребение и воскресение. Характерным примером может служить первая из этих стихир (она же исполняется и «на хвалитех» на утрени):

«Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже писано о Нем. Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное».

В качестве паремий предлагаются:

  • 1 глава книги Исход (Исх.1:1-20), напоминающая о страданиях евреев в Египте и злобе фараона, желавшего смерти новорождённых еврейских мальчиков;
  • начало книги Иова (Иов.1:1-12), где праведности Иова противопоставляется злоба дьявола, желающего искусить праведника.

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…».

Фотогалерея



Полезная информация

Вели́кий понедельник, Страстно́й понедельник

Тема Иосифа

Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых.

В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображается воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью.

История Иосифа и жены Потифара символически противопоставляется падению прародителей: жена Потифара, подобно Еве, стала сосудом лукавого змея, но Иосиф, в отличие от Адама и подобно грядущему Спасителю, смог противостоять соблазну и остаться чистым от греха; согрешивший Адам устыдился своей наготы перед Богом, а целомудренный Иосиф предпочёл остаться нагим, лишь бы сохранить свою нравственную чистоту.

Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях (Деян.7:9-16).

Типичным примером темы Иосифа может служить икос Великого понедельника:

«На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный».

Католическая церковь

Литургия совершается обычным порядком. Первое чтение Литургии слова - пророчество о Мессии из книги Исайи (Ис.42:1-7), евангельское чтение этого дня (Ин.12:1-11) повествует о том, как сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса миром.

Согласно Евангелию от Иоанна это происходило за день до Входа Господня в Иерусалим, однако читается этот текст в Великий понедельник, так как в субботу читается фрагмент Евангелия, повествующий о воскрешении Лазаря.

Причастное песнопение Великого понедельника взято из Псалма 101 - «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день когда воззову к Тебе, скоро услышь меня» (Пс.101:3).

В амвросианском обряде до литургической реформы Павла VI на мессе читался отрывок Лк.21:34-38 (предупреждение Иисуса о скором Страшном суде), после реформ - Ин.12:27-36 (последняя публичная проповедь Христа в Иерусалиме).

Древневосточные церкви

В западно-сирском, восточно-сирийском, коптском, армянском обрядах богослужение Великого понедельника, как и последующих Великих вторника и среды, характеризуется обилием библейских чтений.

Так в восточно-сирском обряде в Великий понедельник читаются Быт.37:1-23 (завистливые братья намереваются убить Иосифа), Нав.22:21-30 (Иисус Навин отпускает колена Рувима и Гада в их уделы за Иордан), в этот же день вспоминается воскрешение Лазаря.

В богослужении западно-сирского обряда ночью Великого понедельника совершается особый чин «Восхождения на небеса » (иначе «10 светильников » или «10 дев »). Пресвитеры и диаконы обходят вокруг (или от северных к южным вратам) храма, воспевая псалом 117 и особые гимны, напоминающие «Се, Жених грядет в полунощи». Затем в полной темноте поётся покаянный псалом 50, совершается ряд библейских чтений (в том числе притча о десяти девах (Мф.25:1-13)), после ектении предстоятель трижды касается крестом алтарной завесы, царские врата и завеса отверзаются, зажигаются все храмовые светильники, и процессия священнослужителей входит в алтарь.

Армянская церковь, подчёркивая особый траурный характер Великого понедельника, как и двух последующих дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров.

Великий понедельник - народно-христианский праздник. Он отмечается в последний понедельник перед Пасхой. Дата праздника в 2019 году - 22 апреля.

Великий понедельник начинает Страстную неделю, которая посвящена воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа в последние дни Его земной жизни.

История праздника

Великий понедельник посвящен евангельскому повествованию о том, как Сын Божий проклял иссохшую бесплодную смоковницу (инжир). Он сравнил ее с душой, в которой нет места покаянию, молитве и вере. Такая душа так же, как и несчастное дерево, не способна породить духовные плоды.

Великий понедельник также посвящен воспоминаниям о сыне Иакова Иосифе, которого братья из зависти и ненависти продали в египетское рабство за 20 сребреников. О нем рассказывается в Ветхом Завете. Он - прообраз Иисуса Христа, которого ученик Иуда предал за 30 сребреников. Это сравнение приводится не случайно. Впоследствии Иосиф стал царствовать в земле Египетской, как Иисус над миром.

Традиции и обряды праздника

В Великий понедельник в храмах проходят богослужения. Они начинаются с Утрени. Она соединяется с Часами, во время которых читается Евангелие. Затем начинается Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. Вечером совершается Великое Повечерие.

В народе в этот день люди начинают готовиться к Пасхе. Они проводят генеральную уборку в доме: избавляются от хлама, чинят, красят.

Что можно кушать в Великий понедельник

Великий понедельник приходится на Великий пост. По календарю православных постов, в этот день разрешается пить воду и кушать хлеб, соль, сырые овощи и фрукты, сухофрукты, орехи и мед. По негласному правилу, некоторые верующие воздерживаются от пищи в Великий понедельник.

Что нельзя делать в Великий понедельник

По церковным правилам, в этот праздник запрещается ссориться, сквернословить, думать о плохом. Нельзя петь и танцевать.

Приметы и поверья на Великий понедельник

  • Утром небо чистое, и солнце «играет» на нем - примета богатого урожая.
  • Если умыться на заре с серебряной или золотой посуды, то это сохранит молодость и привлечет достаток в дом.



Что происходило в Страстную седмицу по дням можно прочитать подробно в четырех Евангелие, плюс к этому, если человек ходить в храм в эти дни, то на проповедях после службы можно узнать много интересного о тех событиях, а также глубже понять их интерпретацию.

Посвящается эта строгая неделя поста воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, его страдания, распятие на Кресте, смерть и затем погребение. Каждый день Страстной недели считаются величественным и важным. Эти дни воспринимаются в христианстве как Божественный праздник, который озарен спасением через страдание и смерть. В эти не не совершается служб поминовения, не поются молебны, в Страстную пятницу не проводится литургии.

Еще со времен апостолов особенно почиталась у христиан именно эта неделя. В самом начале еще не было долгого семинедельного поста накануне праздника, а вот строгий пост в Страстную неделю был установлен и строго соблюдался уже тогда. Это время, если правильно подойти к каждому дню, наполнено переживаниями, созерцанием и скорбью.

Что происходило по дням Страстной седмицы

Великий понедельник

В этот день вспоминают ветхозаветную историю о патриархе Иосифе Прекрасном. Его братья завидовали ему и продали его в рабство в Египет, но Иосиф все равно смог прожить достойную жизнь и помочь египетскому народу. Также в этот день вспоминают иссушение, которое Иисус Христос провел покрытой богатой зеленью смоковницы. Это растение имеет много листиков, но не дает плодов.




Точно также и книжники, фарисеи явно позиционировали свою набожность, но на самом деле в Господа не верили, не жили по предписаниям Бога. Так и душа человека, который только внешне верит, не принесет духовных плодов.

Великий вторник

В Евангелие написано как в этот день Господь Бог Иисус Христос, уже находясь в Иерусалиме, обличал книжников и фарисеев. В Иерусалимском храме Иисус рассказывал притчи и вел беседы с обычными людьми. Он рассказ о будущем воскресении мертвых, о Страшном суде.

Также в этот день вспоминают Марию, которая омыла Иисусу ноги своими слезами и вытерла их своими волосами. Иуда в этот день в Иерусалимском храме проявил большую заботу о нищих, обнаружив свое сердолюбие и уже вечером этого дня принял решение продать Христа за тридцать серебряных монет. В то время на такие деньги можно было только купить небольшой кусочек земли рядом с Иерусалимом.

Великая среда

В этот день страстной седмицы вспоминают о предательстве Иуды Искариота. На литургии в этот день в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина. Считается, что именно эту молитву миряне должны ежедневно читать в период всего Великого поста.

Великий четверг

В народе знают о том, что этот Четверг еще называется , можно готовить четверговую соль. Но вот какие именно евангельские события вспоминают в этот день? Произошла Тайная вечера - последний ужин Иисуса со своими учениками, где он рассказал о том, что уже совершенно предательство и завтра свершится его арест.




Великая пятница

Самый страшный день - суд над Иисусом Христом, его распятие и смерть на Крсете. Утром читается 12 Евангелие Святых Страстей Христовых, вечером выносится плащаница в центр храма. С этого дня и уже до окончания пасхального богослужения по строгому церковному уставу священнослужители должны воздерживаться от пищи.

Великая суббота

Воспоминания в этот день посвящаются погребению Иисуса Христа, его пребыванию во гробе. В этот день душа Иисуса сошла в ад, чтобы там возвестить победу жизни над смертью и избавить грешные души от страдания. Богослужения начинаются рано утром, продолжаются в течение всего дня до пасхальной полуночницы.

Вот какие именно события происходили в Страстную неделю более двух тысяч лет назад, когда Спаситель жил и ходил по земле, исповедовал христианство и даровал людям свободу от грехов, надежду на будущую жизнь. В Страстную неделю каждый верующий христианин должен постараться вести праведную жизнь, отказаться от развлечений, ходить в храм или усердно молиться дома. Надеемся, что этот период поста будет полезен вам в качестве сильной и правильной духовной подготовки накануне наступления радостного праздника Пасхи Христовой.

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

Проповеди

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . . Проповедь в Великий Понедельник

Богослужение

Иконография

  • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров) .

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский