Правила написания суффиксов чик чик. Правило написания чик и чеки

1. Правописание суффиксов -чик-/-щик
Суффикс -чик- вносит в слово два значения:
а) уменьшительности-ласкательности; б) лицо по профессии.
В первом случае суффикс может присоединяться к любым корням. Во втором случае присоединение суффикса имеет ряд ограничений. Суффикс -щик- вносит лишь значение «лицо по профессии». Если корень оканчивается на д, т, з, с, ж, то пишется суффикс -чик-, в остальных случаях пишется -щик-.
Например :

Для смягчения [л] перед суффиксом -щик- пишется ь, в остальных случаях ь не пишется.
Например:

2. Правописание суффиксов -ик-/-ек-
Чтобы выяснить, какой суффикс писать, нужно поставить слово в родительный падеж.
Если гласный суффикса при изменении является беглым (т. е. выпадает), то пишем -ек-, если гласный не выпадает, сохраняется, пишем -ик-.
Например :

3. Правописание глагольных суффиксов -ова-/-ева- и -ива-/ева
Чтобы верно написать данные суффиксы, следует поставить глагол в форму настоящего времени первого лица единственного числа. Если глагол в данной форме оканчивается на -ую, -юю, то пишем -ова-/-ева-, если сохраняется -ива-/-ыва-, то эти суффик- сы и пишем.
Например:
разговаривать - разговариваю; рисовать - рисую

4. Правописание суффиксов перед -л- в глаголах прошедшего времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом прошедше- го времени -л- пишется тот же суффикс, что и перед -ть в инфи- нитиве.
Например :

5. Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных
Суффикс -к- пишется в следующих прилагательных:
а) качественных прилагательных, имеющих краткую форму: колкий - колок;
б) в прилагательных, образованных от существительных с осно- вой на к, ч, ц: ткач - ткацкий, немец - немецкий. Исключения: узбекский, угличский.
В остальных случаях пишется суффикс -ск-.

6. Правописание суффиксов наречий.
В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется суффикс -а, если данные наречия образованы от прилагательных, не имеющих в своем составе этих приставок. Если прилагательное уже имело данные при- ставки, в наречиях пишется суффикс -о.
Например :

§ 1 Существительные с суффиксами -ек-, -ик- (-чик-)

Начнём изучение темы с примера из сказки «Страна невыученных уроков», которую написала Лия Борисовна Гераскина. У входа в «Страну невыученных уроков» двоечника Витю Перестукина и его кота Кузю встретили странные человечки, которых Витя и его кот назвали Крючок и Палка. Вите было дано задание: правильно написать слова «замочек» и «ключик». Только в этом случае ключ отопрёт замок. Знание темы «Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-), которую мы будем рассматривать, помогло герою справиться с заданием.

В словах замочек и ключик суффиксы -ек- и -ик-, в слове телефончик-чик, они придают слову уменшительно-ласкательное значение:

В существительных со значением лица и профессии: обидчик, паркетчик, наладчик, ракетчик суффикс -чик.

Иногда при образовании слов с такими значениями происходит чередование согласныхг//ж, к//ч, х//ш, ц//ч:

§ 2 Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-)

В написании суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) можно ошибиться.

Что напишем в слове человеч…к-ек- или -ик-?

Вот как рассуждал Витя Перестукин:

Если в родительном падеже в конце слова выпадает гласный, то пишется -ек, а если не выпадает, пишется -ик. Это нетрудно проверить:

И.п. - замочек,

Р.п. - замоЧКа.

Ага! Буква выпала! Значит правильно - замочЕК.

Теперь совсем легко проверить и «ключик»: ключик-ключИКа.

Гласная остаётся на месте. Значит, надо писать «ключИК». После этого ворота распахнулись.

Итак, чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа.

Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-: горошек-горошка (е выпал, мы не произносим горошека).

Если гласный суффикса не выпадает, то пишем суффикс -ик- , например, дождик-дождика, глас. не выпадает - пишем -ик-.

Если мы поставим слова с суффиксом -чик-карманчик, сарафанчик, шкафчик в форму родительного падежа: карманчика, сарафанчика, шкафчика, то гласный и не выпадает, правописание суффикса -чик- совпадает с написанием суффикса -ик-, поэтому мы их рассматриваем вместе: -ик- (-чик-).

В суффиксе -чик- всегда пишется гласный и, потому что суффикса --чек- нет в русском языке: в словах платочек, носочекч входит в состав корня (чередуются к//ч).

Вернёмся к нашему слову человеч…к. Поставим слово в форму родительного падежа (человечек- (кого?) человечка), гласная суффикса выпадает, следовательно, пишем суффикс -ек.

чтобы узнать, какой суффикс - -ек- или -ик- (-чик-) пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа. Если гласный суффикса выпадает, то пишем -ек-. Если гласный суффикса не выпадает, пишем -ик- (-чик).

§ 3 Как запомнить правило

Чтобы запомнить это правило, я хочу рассказать вам лингвистическую сказку, которую сочинила сама.

Жили-были в стране Грамматика 3 друга: суффиксы -ек-, -ик-, -чик-. Суффикс -чик- любил трудиться: он образовывал слова со значением лица, профессии,

а суффиксы -ек- и -ик- , прячась за корнем, так и норовили сбить всех столку, перебегали с места на место, трудно было понять, где -ек-, а где -ик-.

Внимательный Родительный падеж предложил Именительному заинтересовать суффиксы

Ек- и -ик- фокусами и подарить им для этого 2 цилиндра: чёрный и красный, а также разноцветный чемоданчик.

Две недели суффиксы тренировались: -ек- накрывал молоточек чёрным цилиндром (его подарил Родительный падеж) и е из слова исчезал, поднимал чёрный цилиндр - получалось новое слово: молоточка. Затем он накрывал слово молоточка красным цилиндром, что подарил ему Именительный падеж, и е возвращался на своё место - молоточек. Дальше суффикс -ек репетировал фокусы с предметами: молоточек то появлялся под цилиндром, то исчезал - нет молоточка.

В разноцветном чемоданчике суффикса -ик- гласная не исчезала: мячик, мячика; пузырик-пузырика, шарик-шарика. Суффикс -ик- помещал в чемоданчик одну баночку с мыльными пузыриками, а доставал - много, клал один шарик, а появлялась - целая связка. Настал день представления.

Суффиксы -ек- и -ик- вышли на площадь, чтобы показать жителям Грамматики весёлые фокусы. Жители Грамматики были в восторге: в руках каждого зрителя был новый молоточек, а у каждой зрительницы - цветочек! Были незабываемые игры с мячИКами, мыльными пузырИКами, разноцветными воздушными шарИКами!

С тех пор суффиксы -ек- и -ик-, также как и суффикс -чик- занимаются делом, каждый своим, и каждый в стране знает, что молоточек, цветочек на представлении появляются у суффикса -ек-, а шарики, мячики и пузырики из чудесного чемоданчика суффикса -ик-.

Думаю, что эта сказка поможет вам запомнить правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-) в именах существительных и грамотно применять это правило на практике.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Быстровой Е.А./Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Книга для учителя/ Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - 2-е изд. - М.: Линка - Пресс, 1994.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Быстровой Е.А. для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В.; под ред. Шанского Н.М. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка.
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др.; под ред. Быстровой Е.А. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.

Карточки для контроля знаний по теме "Правописание согласных в суффиксах существительных -ЧИК - -ЩИК". (5-6 класс). Раздаточный материал готовился для занятий в 5 классе (УМК В.В.Бабайцевой), но может быть использован для повторения темы или контроля знаний и в других классах. Дидактический материал подготовлен к распечатке форматом А5.

Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -ЧИК -- -ЩИК»

5 класс

Вариант 1

1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет...ица 2) груз...ик 3) прессов...ик 4) объезд...ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) развед...ик 2) бакен...ик 3) камен...ик 4) спор...ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж...ик 2) вертолёт...чик 3) рассказ...ица 4) надсмотр...ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) компьютер...ик 2) экскаватор...ик 3) автомат...ик 4) обман...ик

1) стекол...щик 2) бетон...щик 3) домен...щик 4) смен...щик

5 класс

Тест по теме

Вариант 2

1. В каком слове пишется Щ:

1) налад…ик 2) груз…ик 3) гардероб…ик 4) захват…ик,

2. В каком слове пишется Ч:

1) прогуль…ик 2) прокат…ик 3) прищеп…ик 4) танцов…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) перебеж…ик 2) буфет…ица 3) лёт…ик 4) эксковатор…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) свар…ик 2) арматур…ик 3) развед…ик 4) бакен…ик

5. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил...щик 2) кровел...щик 3) барабан...щик 4) бурил...щик

5 класс

Тест по теме «Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 3

1. В каком слове пишется Щ:

1) рез…ик 2) копиров…ик 3) лёт…ица 4) подпис…ик

2. В каком слове пишется Ч:

1) расфасов…ик 2) домен...ик 3) извоз…ик 4) стеколь…ик

3. В каком слове пишется Щ:

1) попут…ик 2) заказ…ик 3) захват…ик, 4) прогуль…ик

4. В каком слове пишется Ч:

1) заговор…ик 2) перепис…ик 3) убор…ица 4) смен…ик

5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) набор…щик 2) пил…щик 3) сбор…щик 4) домен…щик

Задание 2

    Шахтёр, работающий в забое.

    Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

    Летчик, управляющий вертолётом.

    Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

    Типографский рабочий, делающий переплёты у книг.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

    Солдат, обслуживающий пулемёт.

    Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка

    Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

    Специалист по переводам с одного языка на другой.

    Строитель, который устанавливает арматуру строящегося здания.

Задание 2

По толкованию лексического значения слова определите его и запишите. Обозначьте условия выбора букв Щ и Ч в суффиксах существительных

    Агент разведки.

    Лицо, руководящее траловым ловом рыбы.

    Рабочий, работающий на фрезерном станке.

    Рабочий, обслуживающий доменные печи.

    Работник (или работница) буфета.

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 4

1

Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, лов­кий разнос….ик,

нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,

старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик

с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.

1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 5

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Веселый груз.…ик, аккуратный налад.…ик, лов­кий фонар….ик, жестокий захват….ик,

искусный рез….ик, главный объез…ик, старый гардероб….щик, постоянный заказ….ик,

ведущий атом….ик, бесстрашный пулемёт…чик, маленький барабан….щик, жестокий

надсмотр…ик, умелый налад….ик, известный перевод…ик, внимательный объезд….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Барабан…ик это…. 2) Пулемёт…ик это…

Контроль знаний по теме

«Суффиксы ЧИК и ЩИК в именах существительных»

Вариант 6

1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.

Хороший попут.….ик, сбор….ик налогов, расторопный халтур….ик, умелый налад….ик,

известный постанов….ик, умелый полиров…ик, интересный рассказ…ик, отважный лёт…ик,

вызванный водопровод….ик, ненадёжный смен…ик, хороший совет…ик, усталый домен…ик,

неумелый полиров…ик, отважный лет….ик, первопроход….ик.

2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.

1) Съём…ик это…. 2) Обман….ик это …

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

– Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

Таблица № 1

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

Таблица № 2

– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант.

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

V. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

Карточка № 2.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание.

Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .

Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .

Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:

Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;

Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а

В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц , например: хлебец , метелиц а ;

Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.

Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц , например: письмецо́ , зданьице ;

Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березоньк а, Лизоньк а, реченьк а, Володеньк а (исключения: заинька, паинька ).
Слова с суффиксом -онь к, -еньк надо отличать:

  • от слов на -инк -к- от существительных на -ин , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
  • от слов на -енк , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;

Суффикс ЕЧК

Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;

Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК

В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .

После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :

  • в существительных среднего рода
  • в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );

Пишется а :

  • в существительных женского рода;
  • в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).

Суффикс ИЩ

Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется в существительных мужского и среднего рода, пишется — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.