Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагате6льных, образованных от существительных. Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях

Н и НН во всех частях речи

На нашем сайте вы можете .

Правила 1956 года:

§ 61 Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный.

Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени , например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребёнок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени, если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторые другие , определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами на -ик, -иц, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитанница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и существительные пишутся с одним н , например: путано, путаник, путаница (путаный); учёно, учёность (учёный); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65 . Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени , в полной форме которых - двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны, девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны, юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

Понятная табличка

Правило достаточно трудное. Не рекомендуем изучать его самостоятельно. Лучше, если всё объяснит опытный преподаватель. Научиться применять это правило можно на курсах нашего сайта.

Примеры

Жарен ый лук (отглагольное прилагательное в полной форме: нет приставки, зависимого слова, -ованнн-, -еванн-, образовано от гл. нес. вида).

Зажаренн ый лук (причастие в полной форме, есть приставка).

Жаренн ый на сковородке лук (причастие в полной форме, есть зависимое слово).

Консервированн ый лук (причастие в полной форме, есть буквосочетание -ованн-).

Лук пожарен (причастие в краткой форме).

Территория ограничен а забором (причастие в краткой форме).

Эти люди безнравственны и ограниченн ы (краткое прилагательное, произошедшее от причастия).

Он озабоченн о посмотрел на меня (наречие от озабоченный).

Общество озабочен о происходящим (причастие в краткой форме).

Серебрян ый нож (отымённое прилагательное, суффикс -ЯН-).

Картинн ая галерея (одна буква Н в корне, другая - в суффиксе).

Торжественн ая встреча (отымённое прилагательное с суффиксом -ЕНН-).

Всё было очень торжественн о (наречие от торжественный).

Какие слова нужно запомнить (здесь исключения + трудные случаи).

Одна буква Н пишется в словах:

Прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

Две буквы НН пишется в словах:

Стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, деланный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклёванный, недрёманный, пущенный.

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов (причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный

2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.

3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

не мороженый
полу мороженый

1. с приставкой

за мороженный сом

2. зависимое слово

мороженный мамой сом

3. суф. ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей
2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспитанн ы и образованн ы (воспитанные и образованные).

Задачи и тесты по теме "Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях"

  • Правописание причастий - Причастие 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание причастий, причастный оборот

    Уроков: 4 Заданий: 11 Тестов: 2

  • Правописание имён прилагательных - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 5 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора н, нн в суффиксах прилагательных, образованных в существительных; совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой, формировать орфографическую зоркость.

    развивающие: развивать навыки устной и письменной речи учащихся, способности и умения самостоятельно добывать знания, систематизировать их и применять на практике; развивать творческие способности учащихся.

    Воспитательные: формировать умение чувствовать красоту слова через работу с текстом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, мультимедийная презентация, раздаточный материал, таблицы, карточки.

Ход урока:

I . Организационный момент

II . Языковая разминка (повторение теоретических сведений по теме).

Прием «Закончи фразу».

Имя прилагательное – это часть речи, которая…

Имена прилагательные изменяются по…

По значению и форме имена прилагательные делятся на…

Буква о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных пишется…

III . Актуализация опорных знаний

Прочитайте ряды слов. Сформулируйте свое задание.

1). Кумач…вый, свинц…вый, лебеди…ый;

2). Лиц…вой, осе…ий, ключ…вой;

3). Образц…вый, соломе…ый, еже…вый;

4)…………………………………………….

Какие слова можно исключить из первого ряда, второго и третьего? Почему?

Запишите эти слова в четвертый ряд.

4). Лебединый, осенний, соломенный.

IV . «Вызов». Определение темы и целей урока.

Постановка учебной проблемы.

Прочитайте слова, записанные в четвертом ряду. К какой части речи они относятся?

В какой части прилагательных вы вставили буквы?

Сравните свои записи с правильным вариантом (открыть образец правильного написания).

Все ли слова вы написали правильно? Почему? Что нам неизвестно?

Какова тема урока?

Что должны будем иметь к концу урока?

V . Поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к гипотезам диалог.

    Работа с текстом (тексты у каждого учащегося);

Серебряная сказка.

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!

Ночами лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, звериными тропами.

Пушистый иней все вокруг делает торжественным.

Травинки превратились в белые цветы, искусственные кружева. Шишки сосен напоминают ледяные кудри великана. Березки кажутся таинственными призраками.

О чем текст?

Какую роль играют прилагательные в тексте?

Задание

Выписать имена прилагательные в два столбика: с – н – и – нн-

серебряная лунные

звериные сонные

ледяные искусственные

таинственными

Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна н , а в других – нн ? (выдвижение гипотез).

Вспомните, в какой морфеме находится изучаемая орфограмма?

От каких частей речи образованы имена прилагательные?

С помощью каких суффиксов?

2. Работа с таблицей.

(таблицы перед каждым учащимся)

Образование и написание прилагательных

Существительное

Суффикс

Прилагательное

I

чугун

экскурсия

клюква

Н –

Они –

Енн -

II

орел

кожа

трава

Ин –

Ан –

Ян -

Задание:

Образуйте от каждого существительного имя прилагательное с указанным суффиксом.

В прилагательных выделите суффикс и определите количество н.

Используя таблицу, сформулируйте правило о написании н и нн в суффиксах прилагательных.

(Учащиеся работают с таблицей и делают выводы.)

VI . Организация деятельности по применению новых знаний.

1. Рассмотрим алгоритм работы с правилом (карточки с алгоритмом – правилом учащиеся получают заранее). Обратите внимание на слова – исключения.

Буквы н и нн в прилагательных, организованных от существительных

- Н - - НН -

1. Если корень слова не 1. – н + н -:

оканчивается на - н -; Если корень слова

Оканчивается на – н -;

2. – ин - : 2. – онн - ;

суффикс указывает на

принадлежность к

живому существу.

3. – ан – (- ян -) : 3. – енн - ;

прилагательные с этим

суффиксом указывает

на материал, из которого

сделан предмет.

Исключения: Исключения:

- стеклянный; ветреный (но: безветренный)

- оловянный; масленый (но: промасленный)

- деревянный.

Коллективная работа.

2. Устно объяснить правописание слов:

Утренний утро + енн

Лебединый лебедь + ин

Стеклянный исключение

Телефонный телефон + н

Государственный государство + енн

3. Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор – н – и – нн -.

гусь –

дерево –

трава –

лимон –

солома –

клюква –

Взаимопроверка.

VII . Физкультминутка.

4. Работа с учебником.

Выполнение упражнения № 369.

(Образовать прилагательные от существительных. Сгруппировать полученные слова: а). прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы; б). прилагательные с суффиксом – ан – (- ян -); в). прилагательные с суффиксом – енн -, - онн - . Обозначить условия выбора изучаемой орфограммы).

5. Выборочная проверка выполнения упражнения.

6. Буквенный диктант.

Написать в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Под каждой цифрой обозначить только н и нн , в зависимости от того, сколько их в словах, которые читает учитель.

Стеклянный, ржаной, муравьиный, лиственный, ветреный, каменный, песчаный, таинственный, мышиный, оловянный.

Проверка

7. Работа в группах.

(Каждая группа получает лист с заданием вставить в слова буквы - н – и – нн -. Учащиеся по очереди выполняют задание, проверяя правильность написания предыдущих слов).

VII . Рефлексия.

Возвращение к началу урока.

Обоснование правильного написания слов, предложенных в начале урока.

X . Итоги урока.

С какой новой орфограммой познакомились?

Расскажите о правописании – н – и – нн – в прилагательных, образованных от существительных.

XI . Домашнее задание.

Используя словосочетания серебряный иней, торжественная тишина, багряное солнце, звериные тропы - … написать сочинение - миниатюру «Волшебница зима».

В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой

Примечание: при образовании производных от сущ. суффикс -НИК- (-НИЦ-) присоединяется к основам сущ.: дружин -ник (от дружин -а) , полен-ниц-а (от полен-о);а суффикс -ИК- (-ИЦ-) – к основам прил. или прич.: дровян -ик (от дровян -ой), изгнанн -ик (от изгнанн -ый).

28. Вставьте пропущенные буквы.

Воспита…ик, моше…ик, карма…ик, собстве…ик, муче…ик, пута…ица, гости…ая, соотечестве…ик, подли…ик, карма…ик, меха…ик, таможе…ик, труже…ик, прида…ое,

листве…ица, собстве…ик, пута…ик, родстве…ик, ремесле…ик, поле…ица, муче…ик, совреме…ик, изгна…ик, довере…ость, бесприда…ица, несогласова…ость, трезве…ик.

РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
РАЗРЯДЫ ПРИЗНАКИ
1. Качественные
  1. Образуют степени сравнения: более темный.
  2. Образуют краткую форму: темна (туча).
  3. Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.:
очень темный.
  1. Образуют сложные прилагательные:
темный-темный.
  1. Образуют прилагательные с не-: нетемный.
  2. Обозначают форму, размер, цвет, свойство (прочный, вязкий), вкус, вес, запах, температуру, звук, общую оценку (важный, вредный ).
2. Относительные
  1. Не может быть в большей или меньшей степени.
  2. Не сочетаются со словом очень.
  3. Обозначают материал, из которого сделан предмет - каменный, место - морской , временные или постоянные признаки - осенний, деревянный.
  4. Можно подобрать синонимичные словосочетания: каменный забор – забор из камня
3. Притяжательные
  1. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.
  2. Отвечают на вопросы чей? чья? чьё?
  3. Имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий: отцов , папин , волчий .

Одни и те же прилагательные в зависимости от смысла могут относиться к разным разрядам: золотые часы (относит.) – золотые руки (умелые – качествен.), медвежья пасть – притяжат., медвежья шуба – относит., медвежья походка – качествен.

29. Определите разряды имён прилагательных.

Молодой учитель, абаканские улицы, медвежья берлога, медвежья услуга, зелёный шарик, лёгкий рюкзак, деревянный дом, воронье гнездо, холодный взгляд, высокий юноша, зимний день, спортивная обувь, золотые руки, умный ученик, лисий хвост, дедов тулуп, железное сердце, зимний день, спортивная обувь, Настина книга.

30 . Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей команде. 3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче. 5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского. 7. Твои босоножки дешевее. 8. Листья к концу сентября стали желтее. 9. Твой голос звончее моего. 10. Сделай узел послабже. 11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. 12. Наши игроки не плохее. 13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее. 14. Детские впечатления всегда ярчее. 15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. 16. Он самый старейший член нашего коллектива. 17. Швабрин был более образованнее Гринёва. 18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. 19. Эта задача стала более легче.

Тест

1. Сколько существует степеней сравнения?

2. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

1) притяжательные

2) качественные

3) относительные

3. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

3) -ее, -е, -ше

4. Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

3) -ейш-, -айш-

5. Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

1) более, менее

3) наиболее, наименее

6. Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

3) самый, наиболее, наименее

Н-НН В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, образованных от существительных

Прилагательные на -ЕНН образуют краткую форму двояко: тождественный – тождествен , тождественен.

СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ

Я запутался совсем,

Сколько нужно в слове Н?

Не могу никак понять.

Помогите разобрать.

Вот основа слова БАНЯ.

Н одна. Прошу вниманья!

БаННый пар полезен всем,

Суффикс -Н-, и нет проблем.

Суффикс -ИН-

Пример: мышИНый,

ЛебедИНый, журавлИНый,

И курИНый, и пчелИНый,

Поднатужимся: зверИНый.

АН- и -ЯН- как близнецы.

Ах, какие молодцы!

Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,

В куртке кожАНой наш -АН-.

Хлеб ржАНой они жуют

И кисель овсЯНый пьют,

А серебрЯНые ложки

Дружно черпают окрошку.

Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-

Приближались с двух сторон

К станциОННому буфету.

И чего в нём только нету!

Но деньжонок было мало,

И купили что попало:

Ужасно кислый клюквЕННый сок,

И тыквЕННых семечек целый мешок,

Да утрЕННюю газету.

Спасибо и за это.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

Хоть мы умны не по годам,

Не все нам ясно и понятно,

А сколько Н писать в -АН, -ЯН,

Нас мучит всех невероятно.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках:

Когда -АН, -ЯН, то Н одно,

И больше никаких излишков.

Сперва внимательно смотри,

Какая встретилась часть речи.

Как ни верти, как ни мудри,

Но с этим суффиксом при встрече

Румяный Дед Мороз взмахнет

Серебряною рукавицей.

Здесь Н одно лишь подойдет,

А два тут вовсе не годится.

А где два Н? Простой ответ

В окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет

И подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н,

Но если город стал туманным,

В основе Н и суффикс Н,

И получается два Н.

Запомним этот случай странный.

31. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка, ветреый день.

32. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

33. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

34. В приведенном тексте найдите прилагательные с Н и НН. Выпишите эти прилагательные, графически объясните их правописание.

В самом центре городка в старинном особняке располагается картинная галерея. Каких только полотен не увидишь здесь!

Вот несколько пейзажей: тут – зимний лес, серебряный от инея; здесь – песчаный берег небольшой речушки: там – березовая роща, где каждое деревце нарядилось в зеленый сарафанчик. А вот лебединый клин, отважно борющийся со стихией в ветреный день.

Чего только не изобразит художник с помощью акварели, пастели и масляных красок! Это и ветряная мельница, около которой, сидя на деревянной ступеньке, отдыхает в безветренную погоду мельник; и таинственная сказка, которая родилась от мерцания ночью в отдалении пристанционных огней и которая, вероятно, исчезнет в утреннем свете; и даже веселое гуляние румяных от легкого морозца людей на Масленой неделе.

35. Образуйте от приведенных ниже слов имена прилагательные с указанными суффиксами:

Н-: старина, пустыня, полынь, осень, картина, лимон;

Ин-: лебедь, мышь, гусь, голубь, комар, петух, тигр;

Ан-: кожа, песок, рожь;

Ян-/-янн-: олово, дерево, глина, серебро, нефть, толокно, слюда;

Онн-: станция, демонстрация, пенсия, операция, лекция, дискуссия, информация;

Енн-: утро, болезнь, клюква, письмо, торжество, тыква, лекарство.

36. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Ветр…ая девушка, масл…ые руки, ветр…ая мельница, подветр…ая сторона, масл…ая капля, безветр…ый день, масл…ые блины, масл…ый портрет, ветр…ая оспа, ветр…ое поведение.

37. Распределите словосочетания на две колонки: c Н или НН, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограмму графически.

Стекля(н,нн)ая статуэтка, комиссио(н,нн)ый сбор, масл. (н,нн)ые глаза, безымя(н,нн)ый полустанок, племе(н,нн)ой скот, ветр. (н,нн)ая оспа, серебря(н,нн)ые ложки, безветр(н,нн)ый зной, кожа(н,нн)ый мяч, конопля(н,нн)ое масло, утре(н,нн)яя свежесть, карма(н,нн)ый органайзер, ю(н,нн)ый исследователь, масл. (н,нн)ый портрет, румя(н,нн)ый малыш, ржа(н,нн)ой хлеб, деревя(н,нн)ый дом, звери(н,нн)ые следы, подветре(н,нн)ая сторона, равни(н,нн)ый пейзаж, мужестве(н,нн)ый поступок, оси(н,нн)ое гнездо, багря(н,нн)ый закат, ветр(н,нн)ое утро, ревизио(н,нн)ый отдел.

38.

1. Име…ой, со…ый, са…ый, исти…ый, ржа…ой, конопля…ый, деревя…ый, оловя…ый, серебря…ый, багря…ый, румя…ый, сви…ой, ветре…ый, зеле…ый, ю…ый, пря…ый, рья…ый, павли…ый, це…ый, карти…ый, стари…ый, клюкве…ый, земля…ой, масля…ый, обеде…ый.

Ко…ый плуг, каме…ый столб, карма…ые часы, чугу…ая решетка, дли…ая веревка, кожа…ый портфель, ю…ый натуралист, це…ая находка, серебря…ый подстаканник, соломе…ая крыша, недюжи…ый ум, полотня…ая скатерть, моното..ая речь, оловя…ая ложка, сви…ое сало, зеле…ая лавка, румя…ые щеки, клюкве…ый морс, глиня…ый кувшин, урага…ый ветер, дискуссио…ая проблема, дровя…ой склад, тума…ая погода, племе…ой скот, подли…ое искусство, карти…ая галерея, песча…ый берег, земля…ой пол, овчи…ый тулуп, ледя…ой покров, бесчисле…ые звезды, осе…ие вечера, багря…ый закат.

39. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Мальчики принесли кожа..ый чемодан и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать листы золотой и серебря..ной бумаги, синей, зелё..ой и оранжевой, картон, коробку с дутыми стекля..ыми шариками, пучки золотой и серебря..ой канители, фонарики с цветными слюдя..ыми окошечками и большую звезду. (По А.Толстому)

Имя числительное

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Количественные числительные

Слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, БИЛЛИОН, ТРИЛЛИОН и под. многие лингвисты относят к существительным, т.к. они обладают грамматическими свойствами сущ. (имеют значение рода, изменяются по числам и падежам) и в словосочетаниях ведут себя как существительные : миллион жителей - миллионы жителей, миллиона жителей, миллиону жителей, миллионом жителей, о миллионе жителей.

Слово ОДНИ не обозначает множественности:

  • в сочетаниях с существительными, имеющими форму только множественного числа, числительное ОДНИ выражает значение единичности предметов: одни часы, одни брюки, одни сани, одни ножницы;
  • в сочетании с существительными во множественном числе форма ОДНИ выражает значение ограниченности предметов, являясь не числительным , а ограничительной частицей в значении «только, лишь»: одни столы, одни друзья, одни девочки, одни студенты.

Одинаковыми по значению являются слова ноль и нуль , но написание их зависит от формы слова: в И. и В. падежах допускаются написания с о и у, в остальных - только у : равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул"- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация . Только с о : ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в И. падеже).

Суффиксы -н- и -нн- относятся к тем трудностям русской грамматики, которые требуют запоминания большого объема материала и усвоения не только правил, а и исключений из них. Основная часть этих правил касается имен прилагательных, а также наречий и причастий. Свои особенности есть и у написания этих суффиксов в существительных.

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных

Если имя прилагательное образовано от существительного с помощью таких суффиксов, как -ан-, -ян- и -ин-, то оно пишется с одной н, например, как в слове глиняный. И этого грамматического правила есть три слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Если же в образовании прилагательного участвовали такие суффиксы, как -онн- и -енн-, то писать нужно удвоенную н, как в слове родственные.

Но и из этого правила есть исключения – это два слова, ветреный и масленый .

Если прилагательное образовано от слова с основой на -н с помощью суффикса -н-, то получается слово с удвоенной н, хотя одна буква является частью основы, а вторая – суффиксом – картинный.

Прилагательные также могут образовываться от глаголов – и это роднит их с причастиями, так что правила правописания н и нн в суффиксах в данном случае будут общими.

Так, если прилагательное или причастие имеют приставку или зависимое слово, то в суффиксе следует делать удвоение н: вспаханный, варенная на воде. То же самое касается случаев, когда в слове есть такие суффиксы, как -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный .

Кроме того, если слово образовано от глагола без приставки, но он относится к совершенному виду, н также следует удваивать: лишенный .

Исключением из данного правила является слово раненый .

При этом в кратких причастиях всегда будет писаться одна н, а в кратких прилагательных этих букв столько же, сколько и в полных, за исключением одной формы – это единственное число мужского рода, в которой, как и в причастиях, пишется одна н.

Нужно отличать причастие и отлгагольное прилагательное, которые часто совпадают. Например, слово “воспитанный” может быть и тем, и другим, но если у причастия краткая форма в женском роде будет воспитана, то у прилагательного – воспитанна. Сделать это несложно – перед “подозреваемым” нужно поставить слово более. Если оно неуместно, то это причастие, а если уместно, то прилагательное.

Другие трудности с суффиксом -н-

Эта словообразовательная единица используется в разных частях речи. Так, в наречиях и именах существительных, образованных от прилагательных, пишется столько же букв н, сколько и в исходном слове: воспитанник (от воспитанный), организованно (от организованный) .

Что мы узнали?

Основные трудности выбора между н и нн в суффиксах касаются имен прилагательных. Именно на их правописании основано правописание тех существительных и наречий, которые от них образуются. Прилагательные же могут образовываться от существительных и глаголов разными способами, которые и объясняют использование н или нн. Необходимо различать отглагольные прилагательные и причастия.