Преподобный моисей угрин. Молитвы святым

О победе в войне, проигранной нами – Сергей Комаров.

«Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтоб человек, помраченный этой скверной, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только чистии сердцем Бога узрят». Такими словами начинается житие преподобного Моисея Угрина, память которого Церковь чтит 8 августа. Действительно, Моисей победил ту страсть, которая всегда, а тем более сегодня, стояла и стоит в авангарде дьявольской армии искушений. Блуд, поваливший множество великих столпов, и в самом деле способен закрыть лик Божий от человека и полностью обокрасть личность, лишив ума и воли. Эта страсть выедает душу изнутри, оставляя после себя уныние, безумие, бесчувственность ко всему духовному, и неминуемо порождает последующие звенья разрушительных страстей. Полная победа над блудом, на уровне мыслей и чувств, – редкое явление даже в огромном мире христианских святых. Именно такую победу мы и празднуем в день памяти великого святого, преподобного Моисея Угрина.

Будучи по происхождению венгром (Угрин и значит венгр), Моисей служил в дружине князя-страстотерпца Бориса. После убийства Бориса его братом, Святополком Окаянным, Моисей скрывался в Киеве, а в 1018 г. попал в Польшу, став пленником короля Болеслава. Там в него влюбилась богатая полячка-вдова, которая и выкупила его, желая сделать своим сожителем. Встретив отказ, она придумывала разные средства, пытаясь всячески совратить юношу. Одевала его в роскошные одежды, кормила изысканными кушаньями, показывала богатства своих имений, заставляла слуг кланяться перед ним, называла своим мужем. Сам король упрашивал преподобного взять женщину в жены. Рабы полячки тоже уговаривали Моисея. В житии представлены интереснейшие диалоги о браке и безбрачии, вложенные в уста Моисея и дворовых людей развратной вдовы.

Слуги: «Не говорит ли Христос в Евангелии: Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Мф. 19:5). Также и апостол: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:9). Он же говорит и о вдовах: Я хочу, чтоб молодые вдовы вступали в брак (1 Тим. 5:14)… Кто возгнушался женщин из первых праведников, как Авраам, Исаак и Иаков?.. Иосиф сперва бежал от женщины, но потом и он взял жену».

Моисей: «Если многие праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу спастись с женой. Но, если бы Иосиф послушался раньше жены Потифара, то не царствовал бы потом, когда взял себе жену в Египте (Быт. 39 и 41). Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства, и не господствовать над властями… но все это презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо что сказал Христос в Евангелии? Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19: 29). Больше слушать вас или Христа? Апостол же говорит: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7:32–33). Спрошу я у вас, для кого подобает работать – для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: Рабы, послушайте господей своих, – но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви».

Закончилось это противостояние тем, что проезжавший через Польшу афонский иеромонах постриг Моисея в иночество. Женщина, узнав об этом, рассвирепела и велела привязать страдальца к кровати, намереваясь его изнасиловать. Но даже когда она принялась ласкать его, то он своей молитвой и неимоверным напряжением воли заставил свое тело быть полностью мертвым для греха. Тогда шляхтянка распорядилась растянуть преподобного и ежедневно давать ему по сто ударов палками, а затем приказала оскопить его.
Вскоре в Польше разгорелся мятеж, злая вдова была убита, а чудом выживший Моисей, страдая от жестоких ран, пришел в Киево-Печерский монастырь. Там он прожил еще десять лет. За его великую победу Господь даровал ему силу помогать другим людям побеждать страсть блуда. Так, один брат, мучимый похотью, пришел к преподобному за помощью. «Я обещаюсь соблюдать до смерти все, что ты мне повелишь», – говорил он. Моисей сказал: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова с женщиной». Брат пообещал. Тогда преподобный, подобно библейскому Моисею, творившему великие чудеса жезлом, прикоснулся своей тростью к груди монаха – и он был тут же исцелен.
Дар Божий помогать другим Моисей не утратил и после смерти. В житии Иоанна Многострадального описывается, как святой Иоанн, борясь с блудной страстью, закопал себя по плечи в пещере, напротив мощей преподобного Моисея. Но и тогда похоть не оставила его. Исцеление Иоанн получил лишь после того, как Господь велел ему помолиться мертвецу, лежащему перед ним. Впоследствии сам Иоанн избавил другого монаха от той же страсти, повелев ему приложить кость Моисея Угрина к своему телу.

Мощи прп. Моисея Угрина в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Житие Моисея удивительно не только мужеством преподобного, силой его терпения и веры. Оно поражает самим прецедентом. Молодой, красивый мужчина, еще даже и не будучи монахом, отказывается ради сохранения девства от всего того, чего миллионы людей ищут как величайшего счастья: от богатства, власти, выгодного брака с роскошной женщиной. И не только отказывается, но и терпит ужасные муки. Как мы видим, его выбор искренне не могли понять не только вдова и ее слуги, но и сам король. Отказываться от того, о чем многие только мечтать могут!

Когда-то я пересказывал житие подросткам из воскресной школы. Говорил – и чувствовал, что они не понимают. Конечно, стоит сделать поправку на возраст – дети не способны все уразуметь. Но тем не менее был очевиден огромный смысловой разрыв между тем, что нашим детям внушается в школе и на улице, и тем, что они слышат в Церкви. Там, за храмовыми стенами, – идеология под названием «Возьми от жизни все». Здесь: «Откажись от видимого ради невидимого». Школа и улица – шесть дней в неделю, Церковь – пару часов в неделю. Чей образ победит в их жизни? Моисея Угрина или Селены Гомес? Не знаю. Бог знает.

Да что дети! Мы, верующие взрослые, сами пропитаны гедонистической философией мира и часто поступаем по его волчьим законам. В закрытом от остальных людей мире чувств и мыслей ежедневно, ежечасно может происходить внутренний выбор «не ради Иисуса, но ради хлеба куса». Можно не иметь больших денег, но мечтать о них; быть далеким от власти, но желать ее; быть добропорядочным семьянином, но при этом носить в себе раскаленный вулкан похоти. А война, проигранная внутри, при необходимом стечении обстоятельств легко способна перейти в мир внешний и попасть в очередной репортаж криминальной хроники.

Есть в пещерах уникальное место для всех блудников – пространство между мощами преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального. Часто там можно увидеть плачущую навзрыд женщину или сумрачного вида мужчину, понурившего голову. Да и всякий верующий, проходя мимо угодников Божиих, преклонит колени и помолится об очищении ума и сердца и ограждении от беса блуда. В раке с мощами преподобного Иоанна есть небольшое отверстие, из которого исходит сладкое благоухание святых мощей. Оно заметно, если только встать на колени. Говорят, что впавший в фактический блуд человек не почувствует запаха. Возможно, так устроил Господь, чтобы напомнить грешнику, опустившемуся на самое дно блуда, о покаянии и о несомненном молитвенном заступничестве тех, кто полностью победил блуд при жизни.

Писатель жития преподобного Моисея насчитывает шестнадцать лет его подвига и соединяет каждый период с именем библейского святого. За пять лет плена преподобный явил терпение Иова. В шестой год пострадал за чистоту, подобно Иосифу. В десятилетнем безмолвии в пещере просиял, как первый Моисей, принесший Израилю Десять Заповедей, и также удостоился быть боговидцем, ведь сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Если продолжить подобные сравнения, мы придем к отождествлению Киевской Лавры и Киева с русским Иерусалимом и не придумаем ничего нового, ибо об этом сказали многие задолго до нас.

Такие ассоциации явно будут обличением по отношению к тем, кто живет у стен древнейшего монастыря Руси или имеет возможность добраться до него в течение нескольких часов, но пренебрегает этим Божиим подарком. Божественная Лавра зовет к своим святыням издалека – звоном колоколов, сиянием куполов, бесчисленным множеством книг и фильмов, посвященных ей. Как много еще есть тех, кто живет рядом с киевскими холмами, но, слыша, не слышат и, видя, не видят. Лавра молится о них и ждет.

Ждут преподобные Антоний и Феодосий, святой Агапит, непостижимый Марк Гробокопатель, грозный Илья Муромец, страшный для бесов Исаакий Затворник и великое множество других Божьих угодников, готовых выслушать и молитвенно помочь. Ждет нас и подземная келья Ближних пещер, в благодатной тишине которой покоятся мощи удивительного подвижника, показавшего нам великий пример любви к Богу, к девственности, к монашеству. Святость преподобного зовет нас к его гробу, чтобы поплакать, помолиться, попросить. Придем к нему – и горячая молитва Моисея подхватит наши слабые вздохи, и вознесет их высоко-высоко, к престолу Божьему. Придем, чтобы от его огня взять нечто и нам. Придем, чтоб научиться верить, терпеть, надеяться, любить, хранить себя от похотей мира. Придем, чтобы понять значение и величие тех святынь, рядом с которыми мы живем. Придем туда, чтобы сказать:
«Преподобный отче Моисее, моли Бога о нас!»

Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: "Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой". Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: "Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне". Преподобный Моисей сказал: "Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори". Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Все молитвы преподобному Моисею Угрину

Память: 26 июля / 8 августа, 28 сентября / 11 октября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих)

Венгр по происхождению, был вначале на службе благоверного князя Бориса. После убийства князя, скрылся в Киеве. Попал в плен к полякам, выдержал домогания выкупившей его польки-вдовы. В плену принял постриг от проезжего афонского монаха, после чего озлобившая хозяйка приказала его оскопить. После ее убийства во время мятежа, вернулся в Киев и подвизался Печерском монастыре. Господь дал ему силу против блудной похоти. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений. Об этом же просят его в молитвах христиане и сейчас.

***

Тропарь преподобному Моисею Угрину, глас 3

Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молимтися прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.

Второй тропарь преподобному Моисею Угрину, глас 3

Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не удивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.

Кондак преподобному Моисею Угрину, глас 3

В Вышних единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, крове излияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: Радуйся, Моисее, отче блаженнейший.

Молитва преподобному Моисею Угрину

О пречудный и богоносный отче Моисее, изрядный угодниче Христов и великий чудотворче, к тебе смиренно припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любве твоея ко Богу и ближнему, помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, заповеди Господни совершати непогрешительно, призри благоутробно на всякую душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих. Ей, всеблагий угодниче Божий, услыши нас, молящихся тебе, и не презри нас, требующих твоего заступления и достойную песнь тебе приносящих; тебе ублажаем, отче Моисее, тя воспеваем, чистоты светильниче, прославляюще милостиваго Бога, во Святей Безначальней Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ УГРИНА, ПЕЧЕРСКОГО,

В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕГО

Преподобный Моисей был родом угрин (то есть из Венгрии). Вместе со своими братьями Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисог-лебский монастырь в городе Торжке; +1053; память 28 января/10 февраля) он пришел на Русь и поступил на службу к ростовскому князю святому страсто-терпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), вме-сте с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля/6 августа). Свя-той Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы и скрывался здесь от Святополка, молясь при-лежно Богу, пока тот не был побежден благо-честивым князем Ярославом. Окаян-ный же Святополк убежал же в Ляшскую землю, оттуда возвратился в 1018 году с королем Болеславом, тестем своим, и, изгнав князя Ярослава, занял киевский престол. Святой Моисей вме-сте с другими был уведен в Ляшскую землю, в Польшу. Блаженного вели, заковав железными цепями по рукам и ногам, а там заключили в темницу, где он томился пять лет.

Находясь в темнице, преподобный Моисей усердно молился Господу и дал обет: если вернется в Киев, там примет монашеский постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятит служению Богу. Но Господь, испытывая искренность его желания и верность данному обету, попустил святому Моисею тяжелое иску-шение. Однажды его увидела знатная молодая полячка, муж которой погиб в походе на Киев. Она поразилась красотой и стройностью преподобного Моисея и, воспылав к нему плотской похотью, начала обольщать его, убеждая лестными словами: «О, человек! Зачем ты переносишь такие мучения, от ко-то-рых, имея разум, мог бы избавиться?» «Богу так угодно», — отвечал преподобный Моисей. «Если ты мне покоришься, — продолжала женщина, — я избавлю тебя и сделаю известным по всей земли ляхов, и будешь обла-дать мною и всеми моими владениями». Блаженный же, понимая ее нечистое вожделение, возразил: «Кто из мужей, послушавшись жены, поступил хорошо? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая. Самсон, превосхо-дивший всех силою и победивший целое войско, женщиной был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь женщине, покло-нился идолам. Ирод, одержавший много побед, угождая жене, отсек голову Иоанну Предтечи.
И каким образом я стану свободным, сделавшись рабом женщины, которой я не знал со дня рождения?» Моисей как бы говорил ей, что со дня рождения соблюл он нерушимым свое девство. «Я тебя выкуплю, — говорила она, — сделаю знаменитым, поставлю господином над всем моим домом и желаю иметь тебя своим мужем, только ты исполни мою волю, ибо нет сил видеть твою красоту бессмысленно погибающей». «Будь уверена, — решительно ответил ей блажен-ный Моисей, — я не исполню твоей воли и не желаю ни господства над тобою, ни богатства; выше всего этого для меня душевная и телесная чистота. Да не погублю пятилетнего подвига этих мучительных уз, которые Господь определил мне незаслуженно терпеть, за что надеюсь избавиться мук вечных».

Тогда панна та, видя, что может лишиться такой красоты, перешла
к дру-гому диавольскому решению, размыслив, что если выкупит его, то он всячески, хотя бы насильно, покорится ей. Она послала к тому владельцу,
у которого святой был в плену, чтобы он взял с нее, сколько хочет, только пусть продает ей Моисея. А тот, видя удобный случай приобрести богатство, взял с нее почти 1000 золотых, а Моисея передал ей. И получив власть над ним, она уже без всякого стыда влекла его на неподобное дело. Освободив от оков, она приказала сбросить с него худые одежды и одеть в многоценные ризы, питать сладкими брашнами и еще больше стала соблаз-нять его на блуд. Но бл-аженный, видя неистовство жены, прилежнее совершал молитву и пост, при-нимая лишь сухой хлеб и воду. Потом он сбросил надетые на него одежды и, как некогда Иосиф, избежал греха. Тогда посрамленная жена впала в ярость и приказала бросить святого в темницу, намереваясь уморить его голодом.

Но Господь, дающий пищу всякой плоти, не оставил и сего блаженного. Один из слуг, сжалившись над Моисеем, тайно принес ему пищу, другие же из слуг угова-ривали преподобного, говоря: «Брат Моисей, что возбраняет тебе же-ниться? Ты молод, а сия вдова жила с мужем только одно лето, красотою же лучше всех, богатство ее бесчисленное и власть велика. Сам князь не гнушался бы ею, а ты, пленник и раб, и не хочешь быть ее господином. Если ты боишься нарушить заповедь Христову, то разве Христос не сказал: Сего ради оставит че-ловек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей и будут оба в плоть едину (Мф. 19, 5). Тоже и апостол: Лучше есть женитися, нежели разжизатися (1 Кор. 7, 9). И о вдовах: Хощу юным вдовицам посягати (1 Тим. 5, 14). Ты же
не обязан чином монашеским, но свободен; зачем, поэтому, предаешь себя столь великим мукам? Ибо если ты умрешь, то какая от того польза? Ведь и пра-ведники Авраам, Исаак и Иаков имели жен. Иосиф-раб убежал от жены, но после и он взял себе жену (Быт. 41, 45). Да и ты, если живой уйдешь от сей жены, после, как думаем, также сам себе отыщешь жену. И кто не посмеется над твоим неразумием? Лучше тебе покориться жене этой, сделаться свободным и господином над всем домом ее». Блаженный же Моисей отвечал им: «Истинно, братия и добрые друзья мои, вы хорошо советуете. Но я понимаю так, что пред-лагаете мне слова, злейшие из нашептанных змеем Еве в раю. Вы понуждаете меня покориться этой жене, но ни в коем случае я не приму вашего совета: если мне случится и умереть в этих оковах и тяжких муках, то я ожидаю за это от Бога многообразной милости, и если много праведников спаслось с женами, я грешный один не могу спастись с женою. Да если бы и Иосиф повиновался вначале жене Пентефрия, то после, когда взял себе жену, не царствовал бы
в Египте. Видев же его прежное терпение, Бог даровал ему Египетское царство; поэтому он был прославляем в роды и роды, как целомудренный, хотя и прижил детей. А я не желаю Египетского царства и еще менее господствовать, и быть высоко стоящим в земле ляхов, и пользоваться честью далеко по всей Русской земле, но все это презрел ради Небесного Царства. Поэтому-то, если я выйду живым из руки этой женщины, то никакой другой жены искать не буду, но, если Богу угодно будет, сделаюсь черноризцем. Ибо сказал Христос в Евангелии: Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет и живот вечный насле-дит (Мф. 19, 29). Христа ли больше послушать или вас? Апостол еще говорит: Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви,
а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене
(1 Кор. 7, 32—33). Итак, спрашиваю вас: для кого надобно больше работать — для Господа или для жены? Знаю также, что апостол пишет и следующее: Раби, послушайте господий своих (Еф. 6, 5), но во благо, а не во зло. Поэтому пусть будет вам известно, что никогда не прельстит меня женская красота, ни тем более удалит меня от любви ко Христу».

Услыхав это, жена та приняла другое хитрое намерение в своем сердце. Она при-казала посадить блаженного на лошадь и в сопровождении многих слуг водить по своим города и селам, говоря ему: «Все это твое, если тебе нравится; поступай со всем, как хочешь». И сама она говорила людям: «Это ваш господин, а мой муж; всякий, кто встретится ему, пусть кланяется». Но он, посмеявшись безумию жены, сказал: «Всуе труждаешься, ибо не можешь прельстить меня тленными вещами мира сего». Жена с яростью сказала: «Разве не знаешь, что ты продан мне, и кто избавит тебя от моих рук? Я не отпущу тебя живого, но после многих мучений предам смерти». Преподобный же
с дерз-новением отвечал ей: «Не боюсь никакого зла, ибо Господь со мною».

В это время, по Промыслу Божию, пришел к блаженному Моисею со Святой Горы один черноризец, иерей, и облек его во святой ангельский иноческий образ. Затем, много поучив его чистоте душевной и телесной, убедив не бояться той скверной жены, он ушел. Несмотря на все розыски, нигде не могли найти этого черноризца.

Узнав об этом и отчаявшись и в последней надежде, жестокая его облада-тель-ница уже не щадила своей жертвы и велела терзать ее ударами, пока
не снимет монаше-ское одеяние. Кровь лилась потоками; свирепые исполнители воли своей госпожи увещевали мученика под ударами, чтобы согласился испол-нить ее желание, если не хочет погибнуть в тяжких муках. Но страдалец спо-койно отвечал им: «Братья, делайте, что вам приказано, без всякого замед-ления: я же ни в каком случае не могу отречься от монашества и любви
к Богу, и никакое истязание ни огнем, ни мечем, ни нанесением ран не может заставить меня отказаться от Бога и от великого ангельского образа. А этой по-терявшей стыд и с помраченным разумом женщине никогда не покорюсь и не исполню ее окаянного приказания. Много сокрушаясь и желая отомстить за посрамление, неистовая жена, потеряв страх Божий, обратилась к королю Болеславу и, изложив ему в послании, как осталась вдовой после мужа и как купленный ею пленник пренебрегает брачными узами и, несмотря на все истязания, облекся самовольно в иноческий образ, она просила совета и участия. Болеслав велел пригласить к себе жену ту и привести с ней ее узника. Он сначала уговаривал святого отложить свой обет и вступить в брак с той, ко-торая предлагала ему все свое богатство, но потом, видя безуспешность своей попытки, разрешил делать с праведником все, что она захочет. Мужествен-ный Моисей, обращаясь к Болеславу, сказал: «Кая польза человеку , — говорит Господь, — аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою? (Мф. 16, 26). А ты, который обещал мне почет и славу, скоро и сам лишишься всего, и гроб тебя примет уже ничего не имеющим. Точно так же и эта нечистая жена жестоко будет убита».

Все это и сбылось по предсказанию преподобного. Но прежде этого жена та, получив над ним окончательную власть, еще более бесстыдным образом привлекала его ко греху: она приказала насильно положить Моисея на свою постель и лобызала и обнимала его; но не могла и этим привлечь его к тому, чтобы он исполнил ее желание, ибо преподобный говорил ей: «Напрасен труд твой, я только ради страха Божия гнушаюсь тебя, нечистой». Услышав это, жен-щина приказала давать ему ежедневно по сто ран; напоследок она при-казала оскопить его.

Господь не оставил подвижника без отмщения: в 1027 году Болеслав внезапно умер, в народе произошел мятеж, во время которого были убиты многие паны, в том числе и бесстыдная жена. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как побе-дитель и храбрый воин Христов. Возможно, это произошло в 1031 году, когда великий князь Ярослав вернул на Русь многих пленников. Святой Моисей пришел в пещеру к преподобному Антонию и в течение десяти лет подвизался там в посте и молитве. За великое целомудрие Господь дал преподобному Моисею власть исцелять плотские страсти. Однажды к святому пришел инок, боримый плотской страстью, и молил его помочь в искушении. Преподобный Моисей сказал: «Никог-да в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он прикоснулся к груди пришедшего к нему брата, и тотчас тот был избавлен от искушения.

Преподобный Моисей провидел свою кончину. Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно почил 26 июля 1043 года, еще при жизни преподоб-ного Антония (+1073; память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября), и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений. Известно, что преподобный Иоанн Многострадальный (+1160; память 18/31 июля), более тридцати лет мучимый плотской похотью, по повелению Божию обратился с молитвой к святому Моисею и получил исцеление. Частицей мощей преподобного Моисея он исцелил приходившего к нему инока, также страдавшего от плотской страсти. Божествен-ный голос сказал святому Иоанну, что преподобный Моисей в своем подвиге за целомудрие стал выше Иосифа Прекрасного.

Житие преподобного Моисея Угрина написано монахом Киево-Печерского мона-стыря преподобным Поликарпом (память 24 июля/6 августа). Святые мощи преподобного Моисея и поныне лежат нетленно в пещере преподобного Антония, подавая всем победу над блудными и нечистыми страстями.

Преподобный Моисей Угрин, Печерский по происхождению венгр, вместе с братом своим Георгием поступил на службу к св. благоверному князю Борису (+ 1015 г.; память 24 июля/6 августа). После убийства его на реке Альте был убит и Георгий, а св. Моисей скрывался в Киеве. В 1018 г., когда польский король Болеслав захватил Киев, св. Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.
Богатая полька-вдова, загоревшись к нему страстным желанием, выкупила пленника. Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочел голодные муки пышным пирам, духовные богатства тленным вещам этого мира. Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг св. Моисея в иночество. Бесстыдная же полька, не добившись ничего, приказала оскопить преподобного Моисея. После мятежа в Польше, во время которого была убита и вдова, преподобный Моисей пришел в Киево-Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей.
Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался ок. 1043 г. и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Вот как описана жизнь и подвиг преподобного Моисея Угрина в исторической книге священника Якова Кротова «История как жизнь»:

МОИСЕЙ УГРИН.

Глава первая

Икона прп.Моисея Угрина. Находится над ракой с его мощами в Киево-Печерской Лавре.
Русь одиннадцатого века и Россия шестнадцатого, да и двадцатого, вполне могут быть сочтены разными странами. Разные столицы (Киев - не Москва), разные территории (ведь западные земли, основа государства Ольги и Владимира, отошли к Польше). Изменился язык, изменился внешний облик нации, в которую вливались финские племена. И, конечно, изменились экономика и государство. Князь Владимир, к примеру, и ближайшие его преемники - не всесильные монархи во главе единого царства, а вожди федерации славянских (и неславянских) племен. Единство России XI века - это кровное единство вождей, стоявших во главе таких племен, это единство вокруг великого князя, единство не подчиненных, а союзников. Сила князей XI века не в дворянстве и не в бюрократии, а в военной дружине, в собственной отваге, в поддержке городов (воплощавших силу племени).
Из четырех русских святых Х века - четверо неславян. Среди святых XI века есть и варяги, и греки, и русские, и венгры. Если русская душа чем загадочна, то способностью быть от рождения нерусской. Что князья в XI веке стали вполне русскими, понятно; но вполне русскими святыми стали, к примеру, и три брата-венгра, которых в начале века мы видим среди слуг одного из сыновей Владимира - Бориса, князя Ростова. Летопись называет братьев "отроками" - это подразумевает, что они могли быть не свободными воинами, а рабами из военнопленных. Когда умер Владимир, их господину было около тридцати лет; братья, вероятно, были того же возраста или моложе - ровесники "крещения Руси".
Неизвестно, кого из своих сыновей хотел видеть преемником Владимир, вероятно, старшего - Святополка. На самом деле, после смерти Владимира сыновья начали долгую и кровавую борьбу друг с другом. Первый удар нанес Святополк, по приказанию которого в 1015 году были убиты князья Борис, Глеб и Святослав. Затем верх взял Ярослав: он изгнал Святополка, некоторое время делил власть с Мстиславом Тмутараканским, а после смерти Мстислава заточил в тюрьму последнего своего брата, Судислава, и стал единоличным правителем России. Обычные Средние века. После смерти Карла Великого было даже немного средневековее.
В эту братоубийственную мясорубку и попали братья-венгры. Летом 1015 года Георгий и Моисей сопровождали своего господина в походе против кочевников. Вместе с ним они возвращались из похода, когда узнали о смерти великого князья Владимира. Остались они с Борисом и тогда, когда дружина покинула его (Борис отказался начинать борьбу со Святополком за престол).
24 июля, через девять дней после смерти Владимира, воины Святополка устроили резню в лагере Бориса. Георгий - любимый слуга Бориса - пытался заслонить хозяина от удара меча, но был убит. Чтобы снять с его шеи золотую гривну - подарок князя - ему отсекли голову.
Моисей спасся и укрылся в Киеве у княгини Предиславы Владимировны. Он был свидетелем короткого торжества Ярослава, который во главе новгородской армии победил Святополка и воцарился в Киеве на два года. Но уже в августе 1018 года Святополк вернул себе трон. Вернее, ему вернул трон тесть, польский король Болеслав Храбрый. Польское войско разбило Ярослава и без особого сопротивления вошло в Киев; Святополк, как можно разглядеть и через призму пристрастной летописи, пользовался симпатиями горожан. Его прозвище - "окаянный" - точнее переводить как "несчастный".
Болеслав помог зятю отнюдь не бескорыстно. Он прибавил себе политического блеска, символически присев на трон Владимира и взяв в наложницы его дочь - ту самую Предиславу, которая укрыла Моисея. Он округлил свои земли, взяв в качестве платы за помощь западную область России ("червенские города"). И, естественно, он захватил изрядное количество золота и несколько тысяч рабов - в том числе Моисея.

Глава вторая

Два десятка лет предстояло провести Моисею в плену. Один год из двадцати стал решающим для всей его жизни: в него влюбились полька.
Прошло пять лет рабства - и вдруг появился проблеск надежды. Красивая и молодая, знатная и богатая вдова, муж которой погиб во время похода Болеслава на Киев, распоряжавшаяся городками и селами, тысячами крестьян и рабов, - сама стала рабой любви. Представьте себе возлюбленную Бальзака Эвелину Ганскую - только юную, прожившую с мужем не двадцать лет, а год, и любящую не из тщеславия - знаменитого писателя, а самозабвенно - нищего и раба.
Но любящую безответно. Моисей отказался стать её любовником и её мужем. Это было невероятно, но это было. Кроме того, это было непонятно, особенно в мире, где брак был коммерческой сделкой либо социальным союзом, а любовь была несколько экзотической роскошью, наподобие перца - вещью ценимой, но не необходимой.
Любовь польки, перешагнувшей через социальное неравенство, достойна была Джульетты. Обращение её к Моисею звучит как песнь: "Я тебя выкуплю, сделаю знатным, господином поставлю над всем домом моим! Мужем иметь тебя хочу! Только ты волю мою сотвори, вожделение души моей утоли, дай красотою твоей насладиться! Согласие дай мне! Не могу стерпеть безумной я гибели твоей красоты!"
Заметим, что, упомянув вожделение, полька тут же подчеркивает, что не только страсть движет ею, что она мечтает о "браке честном и ложе нескверном": "Сердечный пламень, сжигающий меня, утихнет, перестанут мучить меня помыслы, и отдохну я от страсти. А ты насладишься моей красотой и будешь господином всему богатству моему, наследником моей власти, старейшиной бояр".
Ожидать от Моисея в таком положении чувств Ромео было вряд ли возможно, но он не проявил и элементарного благоразумия, гласящего: "Стерпится - слюбится". Из двух зол он выбрал большее.
Заметим, что самой польке Моисей свой отказ объяснил не слишком убедительно. Она услышала только расхожие, даже вульгарные женофобские выпады: из-за женщины-де пострадали Адам и Самсон, Соломон и Ирод; лучше власти и богатства - душевная чистота, "а более той, - совсем не по-христиански добавил Моисей либо тот, кто записывал позднее его рассказ, - телесная".
Это было неубедительно уже потому, что ему предлагался брак, в котором Церковь никогда не видела "нечистоты". Может быть, Моисей не считал возможным вдаваться в прения с влюбленной дамой, может быть, и сам не до конца осознавал причины своего отказа.

Глава третья

То, что произошло вслед за отказом Моисея, показало, что либо в любви польки было больше "вожделения", чем любви, либо что саму любовь она понимала своеобразно. Не получив добровольного согласия на брак, боярыня отнюдь не удалилась со слезами. Не стала она и утруждать себя дальнейшими просьбами. Она решила взять свое силой.
Прежде всего она купила Моисея. Чувств своих она не скрывала, и с неё взяли около тысячи гривен (сумма, относившаяся к нормальной цене раба, по выражению из "Алых парусов", как клятва к простому "да").
Теперь она имела юридическое право приказать ему сочетаться с собой, но приказ она подсластила: "Освобождает его от оков, в многоценные одежды одевает, сладкими кушаньями кормит и любовными обольщениями понуждает его утолить свою страсть".
Моисей отказался от всего, "предпочитая, - по замечанию биографа, - есть сухой хлеб и пить воду с чистотою, нежели дорогую еду и вино со скверной".
Разъяренная полька решила, что в таком случае он не получит и сухого хлеба, и решила уморить его голодом (или, по крайней мере, напомнить, что его жизнь и смерть - в её руках). Один из слуг (впрочем, тайком от госпожи) носил все же упрямцу пищу.
Пока Моисей проходил испытание голодом, его товарищи по рабству попробовали образумить его (по наущению ли боярыни или по собственной инициативе). Разговор их с Моисеем напоминает беседу Иова с незваными утешителями. Правда, жизнеописатель превратил диалог в два монолога, объединив вместе все реплики спорящих, но восстановить ход прений нетрудно.
- Вдова жила с мужем только один год, - начали советчики, как бы вообще перечеркивая первый брак и делая вдову девицей, - она прекрасней многих, имеет бесчисленное богатство, и если бы она захотела выйти за какого угодно князя, тот бы ею не погнушался.
- Что ж, братья и добрые друзья мои, - ответствовал Моисей, - вы даёте мне добрые советы: ваши слова лучше тех, что нашептывал змей Еве…
Похвала была сомнительна. Но, в конце концов, и советы были сомнительны - с точки зрения любой морали, знакомой с понятием "любовь".
- Я не хочу… - продолжал Моисей, - ни власти, ни величия среди поляков или русских... (о богатстве, он, естественно, даже не упомянул). Ради Царства Небесного я всем этим пренебрег.
Касаться щекотливого вопроса о связи мирских и вечных благ советчики пока не стали. Увидев, что пряник не подействовал, они напомнили о кнуте:
- Зачем обрекать самого себя на муки, ради чего страдать? Если тебе придется умереть от этого истязания, то какая тебе будет слава?
- Если придется умереть в этих оковах - знаю, что я приму милость от Бога.
Друзья вновь предпочли пока не обращать внимания на религиозный аспект положения.
- Лучше покориться женщине, - продолжали они, - стать свободным и господином всему. Как ты, пленник и невольник этой женщины, не хочешь стать её господином?
Вопрос звучал риторически, но встречный вопрос Моисея сразу открыл пустоту этой риторики:
- Рабы, конечно, должны повиноваться господам... на благое. Но как же я, свободный, сделаюсь рабом женщины? Кому мне следует служить: Христу или женщине?
Ситуация оказывалась парадоксальной: Моисей был рабом - но духовно он был свободен; он мог стать господином своей госпожи - но тогда именно он попал бы в подлинное рабство. Если любовь надевают, как ярмо, человек превращается в скотину. Впрочем, утешители не стали спорить; да они чувствовали, что Моисей прав - недаром сами употребили словцо "покориться".
В общем, разговор упёрся в высшие материи. Здесь можно было сыграть на довольно решительном разделении в тогдашнем обществе всяких материй, включая нравственные, по сословиям.
- Что мешает тебе жениться? Ты еще молод, ты не монах и свободен (Моисей, как видим, отвоевал эту позицию). А кто, кроме монахов, гнушается женщин? И ты, если теперь останешься жив (увесистое "если"), всё равно потом женишься, и кто тогда не посмеется над твоей глупостью?
- Красота женщины никогда не соблазнит меня, не отлучит от любви к Христу. Если я выживу, стану монахом.

Глава четвертая

В разговоре наступил переломный момент. Советники, в общем-то, должны были бы отступиться - ведь перед ними, оказывается, без пяти минут монах. Обручение рассматривалось тогда как такой же юридический акт, что и брак, и намерение стать монахом вполне приравнивалось к монашеству. Все, что говорилось, говорилось впустую. Но они решились довести спор до конца. Может быть, над ними тяготела воля госпожи, может быть, они надеялись на то, что от благого намерения до настоящего монашеского обета далеко. Так или иначе, разговор перешел на богословскую почву.
- Если ты скажешь, что не можешь переступить заповеди Христовой (собственно, Моисей это уже говорил), то разве не говорит Христос: "Оставит человек отца своего и мать, и прилепится жене своей, и будут оба единой плотью; так что они уже не двое, а одна плоть"?
- Но Христос же сказал: "Всякий, кто оставит отца своего, и мать, и жену, и детей, и дом, - тот есть Мой ученик".
- Апостол Павел писал: "Лучше вступать в брак, чем распаляться". Вдовам он особо велел вступать во второй брак.
- И добавлял: "Женатый печется о том, как угодить жене, а неженатый думает, как угодить Богу".
Обмен цитатами вел в никуда, так что далеко не все цитаты и были использованы. Решать вопрос о соотношении брака и девства можно различно, но ясно одно: решать его человек должен сам. Но "решать" в то время означало прежде всего найти твердую опору в прошлом, прецедент, иллюстрацию истины.
Здесь на память советчикам прежде всего пришла, естественно, история Иосифа; Моисей был совершенно в его положении, а полька если отличалась от египтянки, то в лучшую сторону - ведь о супружеской измене здесь речи не было. Но на напоминание о том, что "Иосиф сначала победил женскую любовь, а потом и он женщине покорился", Моисей ответил удивительно глубоким анализом знаменитой библейской истории:
- Если бы Иосиф покорился жене Потифара, то не царствовал бы он после: Бог, видя стойкость его, даровал ему царство, за то и сохранилась слава о нем как о целомудренном человеке, хотя он имел потом детей.
Целомудрие для Моисея - это не столько физическая чистота, сколько точное следование божественной воле. И сопротивляясь женщине, и женясь, Иосиф исполнял замысел Бога о сохранении и спасении всего Израиля.
- Авраам, Исаак и Иаков?.. - лаконично напомнили советчики. Лаконичность скрывала и их силу - ведь ветхозаветные праведники были праведниками и для христиан. Но за этим таилась и их слабость - ведь среди христианских праведников им было бы трудно найти святых супругов. Но Моисей честно отклонил эту лазейку и признал силу аргумента, что видно из его заключительных слов:
- Пусть все праведники спаслись с женами! Я же один грешен, не могу с женою спастись...
Это оказалось то единственное, подлинно собственное, а не заёмное решение, против которого ничего возразить было нельзя. До сих пор Моисея убеждали, что он слишком слаб, чтобы совладать с женщиной; нельзя было начать убеждать его, что он достаточно силен для этого.
Лукавил ли юноша, называя путь брака более трудным (и, соответственно, более почетным - ведь по подвигу и венец), чем путь аскезы? Вряд ли; того же мнения держалось и держится большинство людей, вступивших на путь брака, как и множество великих аскетов.

Глава пятая

"Я один не могу спасись" - этот смиренный девиз едва не привел Моисея к настоящей физической гибели. Чем дальше, тем резче отвергнутая им возлюбленная металась от одной крайности к другой, но кроме кнута и пряника ничего измыслить не могла. Сначала, отставив пытку голодом, она устроила Моисею поездку по своим многочисленным поместьям, приказав (психолог!) всем людям кланяться ему как ее мужу и их господину. Что мог сказать Моисей, кроме банального: "Напрасно стараешься. Тленными благами ты меня не прельстишь, духовного богатства у меня не украдешь".
- А ты не забыл, что ты мне продан? Я тебя живого не выпущу, замучаю до смерти.
- Этого я не боюсь. Жаль, что часть твоей вины падет на продавшего меня. Я стану монахом, если Бог захочет.
Действительно, в этот момент относительной свободы забредший во владения полячки афонский монах постриг Моисея. Этот достаточно символический акт не лишил польку последней надежды. Церковные каноны запрещали пострижение раба в монахи без согласия владельца, так что монашество Моисея юридически было фиктивным. Постриг ничего не значил для нее - но он ничего не значил и для Моисея; оба стояли на прежних позициях.
Последовал очередной кнут: было приказано дать Моисею палок. Сердобольные исполнители наказания просили его помиловать самого себя: перестать упрямиться. Моисей лишь расставил все точки над "i", справедливо отказав польке в праве называться любящей:
- Повеленное вам - исполняйте, не медлите. Мне уже невозможно отречься от иноческого образа и любви Божией, ни огонь, ни меч, ни раны не разлучат меня с Богом и монашеским обетом. Безумная женщина показала, что не боится не только Бога, но и людей, - бесстыдно принуждает меня к осквернению и прелюбодеянию. Я не покорюсь.
Последний пряник оставался у вдовы после этого наказания. Она отвезла Моисея к королю Болеславу; тот удивился:
- Можно ли быть таким бесчувственным, как ты?! - и охотно подкрепил посулы и угрозы боярыни. - Скольких благ и какой чести ты себя лишаешь, на какие муки себя отдаешь! Тебя ждут или жизнь, или смерть; если исполнишь волю своей госпожи, будешь у нас в чести и получишь великую власть; если ослушаешься - после многих мучений примешь смерть.
Болеслав, как государственный деятель, усмотрел в происшествии еще и опасный факт неповиновения раба господину. Поэтому он посоветовал боярыне не освобождать Моисея из рабства, а просто "делать с ним, что хочешь, как госпожа с рабом, чтобы и прочие не дерзали ослушаться господ".
Вернувшись от короля, полька и попробовала "сделать что хочешь": велела насильно уложить новоявленного монаха к себе в постель и заключила его в свои объятья, но опять потерпела фиаско. За хладнокровно-ироничной репликой Моисея: "Напрасно стараешься; я не сумасшедший и не евнух, но тебя гнушаюсь, как нечистой", - скрывается, должно быть, его борьба не только с животным инстинктом в себе, но и со страхом.
Нетрудно было предвидеть, что боярыня вновь возьмется за кнут. Буквально: по сто кнутов ежедневно велела давать "влюбленная" Моисею и, наконец, приказала оскопить его. До рождения Абеляра оставалось еще полвека, а Моисей уже превзошел его романтическую трагедию влюбленного монаха - подвигом ради той единственной и подлинной Любви, которая не терпит подделок, обмана, принуждения.
Игрушка была сломана - так, должно быть, смотрела на дело боярыня. Биограф Моисея прибавляет, что "Болеслав же, из-за любви к этой женщине и ради её могущества, потакая ее, воздвиг великое гонение на черноризцев и всех их изгнал из земли своей". Польские летописи, правда, не упоминают об изгнании монахов из Польши при Болеславе, но подтверждают, что между королем и духовенством в эти годы были враждебные отношения.
Биограф пометил, что после пяти лет плена Моисей один год был в любовной осаде, и сразу перешел к рассказу о его возвращении в Россию. В реальности, однако, между этими событиями прошло пятнадцать лет.

Глава шестая

В 1025 году Болеслав умер; после его смерти с трудом сколоченные единство и величие Польши стали рушиться, как рушились единство и величие России после смерти Владимира. Один за другим сменялись князья в Польше, боролись за самостоятельность недавно покоренные племена, теснили страну Германская империя, Чехия и Россия (в 1031 году соединенные войска Ярослава и Мстислава отвоевали "Червенские" города),
Моисей оставался в плену. Не освободило его, видимо, и мощное народное восстание 1037 года. Хотя крестьяне убили его хозяйку, наследники наверняка нашлись. Вряд ли Моисей одобрял бунт вообще, а это восстание, кроме того, было и войной язычников против христиан. С особой ненавистью громили монастыри и церкви, убивая епископов и священников.
Заметим, что позднее русский летописец, смутно представляя хронологию польских событий, изобразил Моисея пророком, предсказывающим скорую гибель и князю, и боярыне, а восстание - заступничеством народа за гонимых Болеславом монахов.
Можно ли, в таком случае доверять и прочим, довольно подробным деталям древнего Печерского патерика? Ведь все разговоры, приведенные выше, - лишь перевод славянского текста.
Видимо, да. Мы знаем, откуда неточности автора - от путаницы в русских летописях; а вот точным он мог быть, потому что первое житие Моисея было написано вскоре после его смерти человеком, знавшим эту историю с его собственных слов. Важно, наконец, не только достоверно ли описана позиция Моисея и говорившееся им, но и то, что биограф достоверно стоял на той же самой позиции. Позиция эта ("я один грешен и не могу с женой спастись") интересна и сама по себе, настолько она отличается от обычного женоненавистничества того времени.
Избавление пришло только в 1039 году. Ярослав (уже два года единовластный правитель Руси) помог внуку Болеслава Казимиру вернуться на престол. Ярослав, кроме того, выдал за Казимира свою сестру Марию.
Русский князь сыграл в польских событиях ту же роль, что князь Болеслав в русских событиях двадцать лет назад. Вознаграждение его было таким же: Ярослав получил признание законности своей власти над спорными территориями, а в качестве "вена" - выкупа за невесту - Казимир вернул восемьсот (не считая женщин и детей) пленников, оставшихся в живых из числа захваченных Болеславом в 1018 году. Среди них был и Моисей.

Глава седьмая

Вторая родина встретила Моисея расцветом и политическим, и экономическим. Единая держава, по меньшей мере на равных говорящая с соседями западными и восточными, колонизирующая новые земли, Ярослав, прозванный Мудрым, через детей породнившийся почти со всеми королями Европы и - более того! - с византийским императором, построивший в Киеве величественный собор Святой Софии, вдохновивший составление кодекса законов и переводов творений учителей Церкви. Был еще жив брат Моисея Ефрем, основавший в Новом Торжке монастырь в память князей Бориса и Глеба.
Одна деталь показывает, насколько религиозность XI века отличалась от нынешней. После гибели брата Георгия Ефрем нашел на месте резни его голову и всю жизнь хранил у себя, не погребая; она была похоронена лишь вместе с ним в 1053 году. Через год - в 1054 году - умер и князь Ярослав.
Все эти события обтекали Моисея, ведшего жизнь отшельника. В 1051 году дюжина монахов, в том числе и он, во главе с еще одним афонским постриженником - Антонием, - объединились в монастыре, соединявшем черты и отшельнической, и общинной жизни. Они жили порознь в пещерах, которые выкопали в крутом обрыве около Киева, но собирались вместе для молитвы. На востоке такие монастыри называют "киновиями". До основания этого, "Печерского" ("пещерного") монастыря Моисей жил либо один, либо в одном из крохотных монастырьков, которые основывались тогда знатью. В летописи Печерского монастыря и сохранился подробный рассказ о нем.
Говоря о годах, проведенных Моисеем в Печерском монастыре, биограф не упоминает ни искушений, ни страстей. Перед нами человек, дорого заплативший за свое целомудрие, выдержавший бой за любовь, обладающий непререкаемым авторитетом: "Он более Иосифа сделал и может помогать страждущим от блудной страсти", - говорили о нем монахи.
Один из подвижников по совету Моисея принял обет не говорить с женщинами. Но молчание не помогло.
"У святого же был посох в руке, потому что с трудом ходил от ран, - пишет автор патерика, - и посохом ударил его в живот, так что омертвел член его, и с тех пор не было искушений этому брату".
Помощь жестокая. В иную эпоху за такое могли бы и в тюрьму отправить. Но чтобы такое гуманное время наступило, нужно было, возможно, пройти через истязание и самоистязание. И после смерти Моисея к нему обращались и обращаются с молитвой те, кто считает: "Я один грешен и не могу спастись с женой". Да и те, кто считает, что не может спастись без жены, имеет с Моисеем достаточно много общего: Того, Кого считает Спасителем.

Тропарь, глас 4:

           Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, / кто не удивится? / Глад бо, темницу и раны приемля, / не поработился еси сластем ляховицы, / но, яко царь, страстьми обладаяй, / ныне и тогда воспрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, / от Него¬же во искушениих всем пособствовати бла¬годать прием, / пособствуй и нам, твою память чтущим, / Моисее преподобне.

(days.pravoslavie.ru; www.krotov.info; иллюстрации - davidova-pustin.ru; www.karpat-tour.com; zov-severa.livejournal.com; www.hram-flot.narod.ru; www.vgd.ru; www.lyalovo.ru).

Вознесенская Давидова пустынь, в которой имеется частица мощей прп Моисея Угрина. Пос.Новый Быт Чеховского р-на. Москва