Причастие причастный оборот задания. Учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему: Причастия, причастный оборот

Образование и правописание причастий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Образование и правописание причастий
Рубрика (тематическая категория) Литература

Упражнение 86. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Строить, бороться, хвалить, мыть, сеять, вести, смеяться, славиться, клеить, любить, знать, читать.

Упражнение 87. От данных глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени, пользуясь таблицей.

Сеять, похвалить, бороться, класть, положить, сесть, умереть, принœести, согреть, сжечь, привести, победить.

Упражнение 88. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, пользуясь таблицей.

Высказать, делить, предлагать, повторять, осуществлять, отвлекать, растворять, рисовать, сопровождать, управлять, читать.

Упражнение 89. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов (см. комментарий в конце упражнения).

Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посœеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть, к примеру: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) -у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, к примеру: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (к примеру: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, в случае если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (к примеру: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, к примеру: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист, ... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа͵ ... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка, ... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования какой-либо формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

Глагол Причастия
неопре- делённая форма пере- Вид действительные страдательные
ходн. наст. прошед. наст. прошед.
или вр. вр. вр. вр.
непере -
ходн.
читать пере- несов. читающий читавший читаемый читанный
ходн.
любить пере- несов. любящий любивший любимый -
ходн.
прочитать пере- сов. - прочитав- - прочитан-
ходн. ший ный
подойти непере-
ходн. сов. - подошед-
ший - -

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределœенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в данном нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел... ны неприятелœем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстрелœе...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всœех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н и нн в причастиях подчеркните.

1. Организовать - организованн ый - организован - организован а - организован о - организован ы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённ ый - внесён - внесен а - внесен о - внесен ы; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3. Возложить - возложенн ый - возложен - возложен а - возложен о - возложен ы; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

Девочка хорошо воспитана Девочка послушна и воспи-родителями. танна.

Встреча выпускников нашей Эта ученица дисциплинирован-

школы была организована и на и организованна.

в данном году.

Грозовая туча была рассеяна Ты вчера была рассеянна, ког-

ветром, и снова сверкало сол- да говорила со мной.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принœесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ строится напротив нашего дома. 6. В здании, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

Правописание суффиксов наречий и -о

Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя попущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (Н.). 2. На Белом море издавн... живет русское населœение. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи нужно мною собралися в вышинœе (П.). 6. Обстоятельства разлучили их нужнолᴦ... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; изредк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ... . 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.

Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.

Образец: очень просто - запросто.

I. Очень просто, высокомерно, II. Заново, запросто, издавна,

необдуманно, тихонько, исподлобья, исподтишка,

с давних пор, спросонья, свысока,

недружелюбно (смотреть), сплеча, сгоряча,

не выспавшись. сызнова.

Образование и правописание причастий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Образование и правописание причастий" 2017, 2018.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Границы причастного оборота определяются при помощи вопросов от причастия к зависимым словам.

Пример. В передней за столом , покрытым закапанной чернилами клеенкой , сидела девочка лет десяти, смотрела в раскрытую книгу и беззвучно плакала. (С. Никитин)

Столом (каким?) , покрытым закапанной чернилами клеенкой.

^

Знаки препинания при причастном обороте

Х, / /, …

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то на письме он выделяется запятыми.

Пример. ^ Мимо, по тракту, шли и шли машины , / груженные хлебом /. (В. Шукшин).
/ / Х.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится.

Пример. / Натруженные за день / руки аккуратно, неторопливо носили из общей большой чашки наваристую похлебку. (В. Шукшин).
/ причина / , Х.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом и имеет причинный оттенок (отвечает на вопрос почему? по какой причине? ), то он отделяется запятой.

Пример. Зимой, / засыпанные снегом и окруженные со всех сторон лесом / , пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга. (Ф. Абрамов).
Причастный оборот отделяется запятыми, если он оторван от определяемого слова другими членами предложения (так называемая дистантная позиция).

Пример. ^ Вообще с приездом дачников жизнь в поселке приободряется и, / словно подхлестнутая допингом /, становится безалаберно шумной, суетливой, праздно-веселой. (Б. Зубавин)/
^ Упражнение № 30. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите границы причастных оборотов.

1. Воронов постояв и отдышавшись ступил в лес где дорога выстланная листвой уже не была такой трудной. (С. Никитин). 2. Несколько дней неистово бушевавшие в городе пожары понемногу стихли. (Ю. Бондарев). 3. Вверху нечто безобразно огромное сорвавшееся с цепей бесновалось рыдало выло… (В. Шукшин). 4. Мы ехали не быстро, верхом на лошадях взятых из конного резерва милиции. (П. Нилин). 5. Я вспоминал, как нависали над нами эти скалы, гладкие, как будто их полировали льдистым снегом покрытые. (Г. Владимов). 6. Это была большая комната увешанная разноцветными флажками и гирляндами которые мы сами вырезали и клеили. (А. Рекемчук). 7. Лесная дорога была еще сыровата с весны еще часто попадались в ее колеях тяжелые лужи укрытые зеленой плесенью еще скользили ноги на розоватой глине на осклизлом еловом корне мускулисто вцепившемся в дорогу. (Г. Семенов). 8. Черный фокинский взгляд как-то вразброд гулявший до этого по залитому солнцем кабинету прилип к Егоршиному лицу. (Ф. Абрамов). 9. На приход чужих людей не обратила внимания и девушка лет восемнадцати читавшая книгу. (В. Сапожников). 10. У ног темнилась наискось срезанная козырьком крыши тень. (Г. Коновалов). 11. У нее действительно был необыкновенный слух, сквозь толстую стену и шум бьющей из крана воды она услышала их разговор. (Ю. Нагибин). 12. Прелестна Ока в этих местах, прелестны ее мягкие плесы, мягкие холмы кругом, леса подходящие к самой воде сочно-зеленые берега, и бронза сосновых стволов, и беспрестанно открывающиеся новые и новые дали. (Ю. Казаков).
^ Упражнение № 31. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите графически границы причастных оборотов.

1. Эти веществе…ые доказательства попавшие в наши руки говорили о многом. 2. Во-вторых, оружие оставле…ное бандитами в Уяне выгляд…ло совершенно новым. 3. На втором этаже, в светлом коридоре, прогуливалось уже много приглаше…ых мужчин и женщин. 4. Потом всех пригласили в зал, в тот самый зал, где в обычные дни за тесно составле…ыми столами сидят милицейские служащие стучат машинки приклад…ваются печати толпятся посетители. 5. Он, видимо, хотел, сказать этим беспризорным мальчишкам стеснивш..мся в углу чтобы они отдали сумку. 6. Венька сейчас увлече…ый игрой никого не замечает вокруг себя. 7. Большие электрические лампочки свисавшие с потолка в центре дли…ого зала гасли одна за другой. 8. Он подошел к раю плота и стал смотреть на реку на бело-синий пыхтящий пароход тянущий за собой против бурного течения две баржи с верхом груже…ые мешками и бочками. 9. И под нами закачались на волнах притянутые к берегу стальными канатами плоты. 10. По коридору этому по толстым дорожкам поглощавш…м шум шагов мы сами ходили с опаской проникнутые уважением к выдающейся личности нашего начальника и к собстве…ым немаловажным занятиям. 11. Механик уже облаче…ый в шоколадного цвета кожа…ое пальто застегнул на подбородке две пуговицы от кожа…ого же шлема натянул только что выда…ые рукавицы с дли…ыми отворотами нажал ногой на рубчатую педаль передвинул рычаг с костя…ым набалдашником. 12. Позади нас остались чуть вид…мые теперь огоньки. 13. Мы вышли на освеже…ую дождем улицу пахнувшую омытой листвой и взрытой землей. 14. Мы едем дальше по широким просекам переплете…ым толстыми корнями елей и всю дорогу разговариваем о кедровых шишках и о подлом поведении кедровок бандитствующих в кедровых лесах. 15. Возле управления уже толпился народ услыш…вший о поимке неуловимого Воронцова.

(П.Ф. Нилин).
Упражнение № 32. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1. Кусочек вечерней синевы почти уже растворе…ой предчу…ствием утра еще чуть держался в угольчатой выемке на горизонте. (В. Астафьев). 2. Расслабле…ый теплом охотник ра…жался весь, ра…кинулся, доглядывая последний сон. (В. Астафьев). 3. Дымка совсем уже отощавшая как ни старался напих…вать ее Арканя хлебом и тушенкой совсем и…бегавшаяся на охоте уже задевавшая отвисшим пузом снег поскучнела и собралась щениться. (А. Скалон). 4. Целиком занятый решением этой волну…щей загадки в своей судьбе Ваганов прошел в кабинет сразу достал несколько листов бумаги пр…готов…лся писать письмо. (В. Шукшин). 5. Ваганов просмотрел пока «бумаги» обвиня…щие Попова. (В. Шукшин). 6. Чуткие натуры плене…ые старыми обычаями любви стыдятся нежнейших своих дум, едва выйдут за ворота и столкнутся с внешней обыкнове…остью быта. (В. Лихоносов). 7. Ока. Тихая пут…водительница всех пережившая отдавшая в и…гибистые рукава воды прежние и влекущая воды свежие. (В. Лихоносов). 8. Кусты с обеих сторон сильно наклонившиеся под тяжестью (не)давнего снега который потом раста…л касались наших лиц и рук. (Ю. Казаков). 9. Земля согретая солнцем не успела еще остыть, и ее теплые и…парения обмет…вали реку прозрачным туманом. (Г. Семенов). 10. В гардеробном закутке навалом лежат пальто и шапки (не)уместившиеся на вешалках. (Г. Семенов). 11. Когда Лукашин подошел к людям склонивш…мся над Настей он с ужасом почу…ствовал запах горелого мяса. (Ф. Абрамов). 12. Подавле…ые потрясе…ые случивш…мся они сидели на старой валежине и молчали. (Ф. Абрамов). 13. Молодые актеры часто приходившие после спектакля с удовольствием накид…вались на телятину и бледно-розовую лососину. (А. Рыбаков). 14. Руки измаза…ые масля…ой краской торчали из рукавов, как птичьи лапы. (К. Паустовский). 15. Антиквар-эксперт присла…ый вместе с милицией только губами пр…чмокивал на богатства старика Есакова, а тот жарил себе яичницу-глазунью, в первый раз в жизни не скупясь на мосло, и злобно утверждал, что все эти вещи у него случайно сложе…ы и ему не пр…надлежат. (Ю. Герман).

^ ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, другого признака, предмета и отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? как? и др.

Пример: бежать (как?) быстро (признак действия), очень (в какой степени?) быстро, макароны (какие?) по-флотски (признак предмета).
мягкий знак: настежь, прочь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
На конце наречий после шипящих пишется под ударением О , без ударения Е:






хорошо ,

свежо ,

убеждающе ,

исчерпывающе

Исключение: ЕЩЁ .
Упражнение № 33. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Ударить наотмаш..., броситься проч..., ожидание стало невтерпеж..., пустились вскач..., лежать навзнич..., уж... полночь близится, сплош... пошли сорняки, ждать урочного часа невмоч..., докладывать слишком общ..., произносить слова певуч..., защищать блестящ..., звучать торжествующ..., спорить горяч..., попробовать ещ... раз, стало свеж..., смотреть осуждающ... .
ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется А : из давн а , до красн а , с прав а .

В наречиях, образованных от кратких прилагательных, с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пишется О : в лев о , на прав о , за мертв о .

! Чтобы избежать подобных ошибок, в качестве подстановки используйте слово «окно».

Примеры: изредк а - из окн а , докрасн а - до окн а , слев а - с окн а ;

вправо - в окно , налево - на окно , засветло - за окно .

Упражнение № 34. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Повернуть направ…; посмотреть искос…; накалить докрасн…; переписать набел…; отмыть добел…; собираться задолг…; сначал… подумать; уйти засветл…; повторить снов…; прыгнуть влев…; упасть замертв…; заходить изредк…
В отрицательных наречиях с приставками НЕ-, НИ- под ударением пишется НЕ- , без ударения - НИ- :





не когда

не куда

не где




ни когда

ни куда

ни где

Упражнение № 35. Перепишите, раскрывая скобки.

Ему все (не, ни)почем; (не, ни)чуть не волновалась; известий (не, ни)откуда не поступало; помощи ждать (не, ни)откуда; идти в (не, ни)куда; (не, ни)куда идти; спрятаться (не, ни)где; (не, ни)где не был; ей постоянно (не, ни)когда; (не, ни)когда не стоит отчаиваться.
Правописание Н – НН в наречиях
В наречиях пишется столько Н , сколько Н в словах, от которых они образованы: зако нн о - зако нн ый, вниматель н о - вниматель н ый.
Упражнение № 36. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

Поступить необдума(н, нн)о, слушать сосредоточе(н, нн)о, сделать искус(н, нн)о, ответить сдерж(н, нн)о, беше(н, нн)о вертелся, смотреть рассея(н, нн)о по сторонам, искусстве(н, нн)о затягиваемое решение, облегче(н, нн)о вздохнуть, буй(н, нн)о разрослись.
^ СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Слитное и раздельное написание наречий вызывает наибольшее затруднение при изучении грамматики. Поэтому после основных правил различения написаний особое внимание надо обратить на списки наречий и наречных выражений, помещенных в данном пособии.
^ НАРЕЧИЯ ПИШУТСЯ СЛИТНО:


  1. если они образованы при помощи приставок В-, НА-, ЗА- и суффикса -УЮ : врукопашную, наудалую, зачастую.
Исключения: на боковую, на мировую, на попятную, в открытую;

  1. если они представляют собой сложные слова с начальным корнем ПОЛ : вполглаза, вполнакала, вполоборота, вполпути;

  2. если в их составе есть формы, вышедшие из употребления в современном русском литературном языке: восвояси, впотьмах, втихомолку, натощак, невдомек, спросонок;

  3. если наречия образованы при помощи приставок ^ В-, НА- с собирательными числительными: вчетвером, натрое, вдвойне. Обратите внимание : по двое, по трое - пишется раздельно;

  4. если они имеют корни верх - низ, перед - зад, высь - даль, глубь - ширь, начало - век : наверх, донизу, спереди, позади, ввысь, вдаль, вглубь, вширь, сначала, навеки. Внимание! При наличии пояснения указанные слова являются существительными с предлогами и пишутся раздельно: в ширь полей, во веки веков, в высь заоблачную.

^ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО НАРЕЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ:


  1. если они представляют собой сочетания существительных с предлогами БЕЗ, ДО, НА, С : без оглядки, без умолку, до зарезу, до отказа, на весу, на диво, с маху, с разгона;

  2. если они представляют собой сочетание предлога В с существительными, начинающимися с гласной буквы: в обмен, в обнимку, в охапку;

  3. если они представляют собой сочетания существительных с предлогами, при существительное сохранило хотя бы две падежные формы: на карачки - на карачках, за границу - за границей - из-за границы, под мышки - под мышками - из-под мышек, на цыпочки - на цыпочках, под спуд - под спудом;

  4. если между сочетанием существительного с предлогом можно вставить определение: принести туфли в (повторную) растяжку, НО произносить слова врастяжку; теперь они поверили в (близкий) конец, НО измучились вконец.

^ СПИСОК НАРЕЧИЙ СО СЛИТНЫМ НАПИСАНИЕМ


вблизи

вполголоса

врукопашную

навылет

вбок

вполнакала

вряд ли

навырез

вброд

вполоборота

вскачь

навытяжку

ввек

вполпути

вслед

наголову

вдобавок

вполсилы

вслепую

назло

вдогонку

впоследствии

всмятку

наизнанку

взаймы

впотьмах

втемную

напоказ

взамен

вправду

втихомолку

наудалую

взатяжку

вправе

второпях

наудачу

вконец

вприглядку

въявь

некстати

вкрутую

вприкуску

доныне

подчистую

влет

вприпрыжку

дотла

поистине

вмиг

вприсядку

зазря

поодиночке

вовеки

впрок

замужем

поочередно

вовсе

впросонках

запанибрата

поутру

вовсю

враз

зачастую

смолоду

воедино

вразбивку

исподволь

снаружи

воистину

вразброд

исподлобья

сплеча

вообще

вразброс

исподтишка

спозаранку

вперевалку

вразвалку

кстати

спросонок

вперегонки

вразнобой

набекрень

сроду

вперемежку

вразнос

навеки

сызмальства

вперемешку

вразрез

навеселе

сызнова

вплавь

врассыпную

навечно

тотчас

вповалку

врастяжку

навыкате

чересчур

^ СПИСОК НАРЕЧНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ С РАЗДЕЛЬНЫМ НАПИСАНИЕМ


без ведома

в отместку

за границу

под вечер

без запроса

в охапку

за полночь

под гору

без оглядки

в противовес

на бегу

по дешевке

без отказа

в рассрочку

на весу

под конец

без просыпу

в розницу

на глаз

под мышки

без спросу

в ряд

на время

под мышкой

без толку

в сердцах

на грех

под стать

без удержу

в складчину

на диво

по одному

без умолку

в срок

на износ

по очереди

без устали

в сторону

на лету

про себя

бок о бок

в струнку

на миг

с боку на бок

в виде

в тупик

на отлете

с ведома

в головах

в упор

на ощупь

с виду

в добавление

в обрез

на плаву

с глазу на глаз

в заключение

в обтяжку

на память

слово в слово

в конце концов

в общем

на руку

с маху

в меру

во всеоружии

на скаку

с налета

в насмешку

во всеуслышание

на славу

с наскока

в ногу

до востребования

на смех

со всем тем

в обмен

до отвала

на ходу

с разбегу

в обнимку

до отказа

не в меру

с разгона

в одиночку

до свидания

не за что

с размаху

во избежание

до сих пор

не с руки

с ходу

во сто крат

до смерти

нога в ногу

с часу на час

в открытую

до упаду

один на один

час от часу

Упражнение № 37. Перепишите предложения, раскрывая скобки. В случае затруднения обращайтесь к спискам наречий и наречных выражений.

1. «Да нет такой проблемы!» - (с)плеча рубанул кандидат. 2. Венина мечта - когда-нибудь надеть кожанку и пройтись в выходной день по селу в ней (на)распашку - отодвинулась далеко. 3. Та некая растерянность, какую он уловил в глазах представительного мужчины, (в)миг вселила в него какую-то нахальную уверенность. 4. Он немного подождал в надежде, что женщина проговорится (в)сердцах: «Какой-то идиот, который отделывал твой кабинет», и писатель, может быть, выйдет сам. 5. Так бы вот встал (на)четвереньки и зарычал, и залаял, о головой бы замотал. 6. Тимофей со злости подумал: «Она красивой-то и не была (с)роду». 7. Мать (в)конец измучилась с ним и махнула рукой. 8. Он вскинул красивую голову, (в)упор посмотрел на женщину, улыбнулся. 9. (В)близи увидел, как полыхают темные глаза его обидой и гневом. 10. Стал на припечек, нашел (в)потьмах голову матери, погладил по жидким темным волосам. 11. «В чем дело?» - спросил (в)слух Спирька. 12. Вера недоверчиво посмотрела на Спирьку; (в)прочем, Спирька и не старался особенно-то казаться правдивым. 13. Была у него такая скамеечка со столиком, аккуратная такая скамеечка, он удобно устраивался - нога (на)ногу, закуривал и, поблескивая повлажневшими глазами, ждал кого-нибудь. 14. Когда (в)верху вспыхивало, все на земле - скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, - все как будто (на)миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все... 15. - Обормоты, - говорил он (на)ходу. - Не были же, не были - и в глаза врут стоят. 16. Но прошло время, год прошел, и старику и (в)прямь стало (не)(в)моготу. 17. И вот этот-то человек выскочил (за)полночь из дома и дважды саданул из ружья в небо. 18. - (К)стати, - по-доброму оживился участковый, - а чего вы-то салютовать кинулись? 19. Роман заставлял сына учить (в)слух, даже задачки Валерка решал (в)слух. 20. Если каждый будет (по)охапке (под)бок себе дергать, мне и коровенку докормить нечем будет. 21. Собака залает (с)дуру, и замолкнет - мороз. 22. Если мне кто-нибудь в этом великолепном соревновании сделает бяку (в)виде подножки, я поднимусь и дам по морде. 23. Анатолий пошел (в)развалочку по бережку. От шоссе до дома шел не торопясь; на руке, (на)отлете, этажерочка, на голове шляпа. (По В.М. Шукшину ).
^ ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Наречия пишутся через дефис:


  1. если они образованы от прилагательных и местоимений при помощи приставки ПО- и суффиксов -ОМУ- , -ЕМУ- , -КИ- , -ЬИ- : по- нов ому , по- прежн ему , по- тво ему , по- немец ки , по- собач ьи ;

  2. если они образованы от числительных при помощи приставок В- (ВО- ) и суффиксов -ЫХ- , -ИХ- : во- перв ых , в- треть их .

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Упражнение 2. Укажите место причастного оборота или одиночного причастия по отношению к определяемому слову. Расставьте знаки пунктуации.

А. 1.Списки эти валялись в рассохшихся шкафах захолустных военных канцелярий. 2.0 человеке загнанном в эту пустыню начисто забывали. 3.Кочевники с недоумением смотрели на пожилого солдата с желтым лицом и добрыми глазами бродившего по пустыне. 4.Семь лет Шевченко слышал только треск барабанов и раздирающие сердце звуки военного горна. 5.Слуга сидел у стола и лениво отковыривал ногтем воск на чадящей свече. 6.Дымные тени от недавно распустившихся берез шевелились под ногами. 7.Солнечный свет падал на суровую скатерть и раскрытую на столе книгу. 8.Сваты повязанные вышитыми рушниками степенно пили пшеничную водку и закусывали розовым салом и квашеной капустой. 9.И каждый раз появлялась и снова тонула в кромешном мраке припавшая к широким балкам степная станица. 10.Только брехали по всей станице собаки встревоженные ночным выстрелом.

Б. 1.Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 2.На столике около зеркала, на его морской фуражке лежала изорванная и измятая коробка "Казбека". 3.Только равномерно поскрипывали сходни переброшенные на берег. 4.Мельница эта вся тряслась от старости окруженная обильными брызгами и потоками воды. 5.Охрипший громкоговоритель передавал местные новости. 6.Разве не прекрасна каждая травинка наполненная пахучим соком и каждое летучее семечко липы? 7.Когда погасала очередная вспышка, гасли и здания, будто они сами являлись источником этого пульсирующего огня. 8.Позванивала подо льдом в арыках вода, и, как исполинские зимние розы, расцветали в палисаднике облепленные мохнатым снегом замерзшие цветы рудбекии. 9.Маленькие радуги дрожат над шумящими мельничными колесами, брызжут водой на черные прибрежные ветлы. 10.Котенок сидел под диваном, дрожал от охотничьего азарта и ловил растопыренной лапой то кружево, то легкий носовой платок пролетавшие мимо.

В . 1.Где-то вскрикнула и закудахтала испуганная курица. 2.Из всех окошек высунулись разгневанные хозяйки. 3.Неожиданно футбольный мяч угодил в козу привязанную к крылечку. 4.На столе горами лежал табак высыпанный из коробок. 5.Часто падали пожелтевшие лепестки. 6.Воробей вспорхнул под купол зала, сел на люстру и начал чистить растрепанные в драке перья. 7.Желтые чайные розы казались молодыми красавицами потерявшими румянец от злоупотребления чаем. 8.Все говорили мало и прислушивались к то возникавшему, то затихавшему в темноте колокольному звону. 9.От вокзала до монастыря стоявшего на высоком зеленом холме было два километра. 10.Художник подошел к картине висевшей на стене и закрытой холстом и снял холст.

Г. 1.Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. 2.Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. 3.Дагни почувствовала порыв ветра исходивший от музыки и заставила себя успокоиться. 4.Листья висели, как в летаргии, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их кверху изнанкой. 5.Слепо блестели окна особняков избитых во время блокады осколками снарядов. 6.Я сидел под мигающей свечой и читал в растрепанной книге журнала “Современный мир” бунинский рассказ “Илья Пророк”. 7.Пожалуй, только запах насквозь промокшей листвы акаций напоминал недавние летние дни. 8.Чуть позванивали и скрипели от ветра побитые фарфоровые розы и жестяные заржавленные листья на погребальных венках. 9. Проснулся я от далекого гула уходящих бомбардировщиков. 10.Падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон лившийся ручьями из дома.

Д. 1.В глубине были видны не успевшие еще дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок. 2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищенных зрителей. 3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки. 4.Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина. 5.За ее спиной в плетеной сумочке висели баранки посыпанные маком. 6.Мы подошли к дому окруженные взволнованными лающими собаками. 7.Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан. 8.Святославская улица застроенная скучными доходными домами из желтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами. 9.Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами. 10.Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

Из К.Паустовского

Упражнения по теме "Причастие"

Упражнение 1 .

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

Упражнение 4 .

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение 6 .

Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего 3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой 3 сокровищницы языка живого, сотворенного 3 и, однако же, без устали творящего 3 , больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Причастие"

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А ) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить - закрутивший

Б) решать - решенный

В) возвращаться - возвращающийся

Г) изучать - изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный - страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий - действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый - страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший - действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного - причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися - причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое - причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

Предложения с причастным оборотом (примеры): Я увидела кота, лакающего молоко из миски. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону. В небо поднимался самолет, улетающий в другую страну. На сцене находился мужчина, исполняющий веселую песню. Он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника. Снаружи моросил дождь, сопровождающийся небольшими раскатами грома.

Упражнение 100. Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.

Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, пристрел..нное ружьё, стрел..ный воробей, пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто.

Упражнение 101. Вставьте пропущенные в суффиксах и окончаниях причастий и прилагательных гласные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Около стро..щ..йся 3 купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев). 2. В Ломоносове было два бор..щ..хся призвания - поэта и учёного (Белинский). 3. На стене висели географические карты, все почти изорв..нные, но искусно закле..нные рукой Карла Ивановича (Л. Толстой). 4. Я беспощадно погонял измуч..нн..го коня (Лермонтов). 5. От надвига..щ..йся отовсюду растительности стало ещё теснее (Бунин). 6. Вдоль дороги дымились в росе вызр..вш.. 3 овсы (Шолохов). 7. Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл..щ..юся 3 пёстр..ю толпу (Фадеев). 8. Между колёсами телег, полузавеш..нн..х коврами, горит огонь (Пушкин). 9. Егорушка вообразил себе шесть высок..х, рядом скач..щ..х колесниц (Чехов). 10. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыбл..мый 3 песок (Лермонтов). 11. Вслушайтесь в дальн..й рокоч..щ..й гул (Л. Толстой). 12. Троекуров мало заботился о выигрыше зате..нн..го им дела (Пушкин). 13. Кое-где в ложбинках видны остатки та..щ..го снега (Л. Толстой). 14. Я заметил особый вид можжевельника, стел..щ..гося 3 по земле длинными плетями (Арсеньев). 15. Она свежа, как вешний цвет, взлеле..на в тени дубравной (Пушкин). 16. В котле, подвеш..нн..м на сучковатой палке, варилась рыба (Арсеньев). 17. В едва брезж..щ..м рассвете мы тихо шли по лесу (Соколов-Микитов). 18. Зарево на дальних высотах трепещ..щ..м румянцем отразилось (Лермонтов). 19. Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щ..й флажком связист (А.Н. Толстой). 20. Степь на многие вёрсты оделась колыш..щ..мся серебром (Шолохов). 21. В тёмных каменных трещинах зеленел, колебл..мый 3 ветром, дикий кустарник (Коптяева). 22. Лукьяныч отворил узк..ю дверь, окле..нн..ю обоями (Л. Толстой). 23. В искусственно возвыш..нн..х стойлах стояло около тридцати лошадей, выхол..нн..х и вычищенн..х на славу (Л. Толстой). 24. В прозрачн..м, насто..нн..м на кедров..й смоле воздухе чернели голые пики Верхоянского хребта (Алданов). 25. Последн.. тучка рассе..нн..й бури! Одна ты несёшься по ясн..й лазури (Пушкин).

Упражнение 102. Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы и н .

Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н; кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но; пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом; краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны; пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но; мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником; варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник; рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы; лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на; плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны; беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами; пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны; гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на; ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н; белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на; се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на; тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии; народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.

Упражнение 103. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Слыш..т..ся сдерж..ный, неясный ш..пот ночи (Тургенев). 2. Вслед за тяжелоран..ными с баржи сошло десятка полтора тех, кто мог ещё ходить (Симонов). 3. Уж налились колосики, стоят столбы точё..ные, головки золочё..ные (Некрасов). 4. Пухн..т с м..кины живот, сеч..ный, муч..ный, верч..ный, круч..ный, еле Калина бр..дёт (Некрасов). 5. Пуг..ная ворона куста боится (пословица). 6. Отшлифов..ные пр..боем мокрые бока камней бл..стели, как лакиров..ные (Куприн). 7. Ну, брат, табак мочё..ный, что конь лечё..ный, никуда не годит..ся (Шолохов). 8. Безмолвно стояли брош..ные, с закрыт..ми 3 ставнями курени (Шолохов). 9. За нами тащилась запр..жё..ная пушка с за..жё..ным 3 фитилём (Пушкин). 10. Бабушка готовила обед из купл..ной провизи.. (М. Горький). 11. Желтоватой лентой вилась наезж..ная дорога (Пушкин). 12. Вон кучера и кухарки задают себе бал.., а я... я как брош..ная (Чехов). 13. (Рыбо) промышле..ик, весь обвеш..ный 3 копчё..ными кутумами, сушё..ными и солё..ными судаками, сидит между этой благодат..ю, как ч..рная туча (Г. Успенский). 14. Гружё..ные машины скат..вались с наезж..ного крут..го берега на лёд (Ажаев). 15. Лат..ный, рва..ный (полу) шубок держался на нём, как накрахмал..ный (Серафимович). 16. Здесь я увидел Михаила Пущина, ран..ного в прошлом году (Пушкин). 17. Её [дороги] ч..рные, давно не езж..ные колеи едва проступали в траве (Фадеев). 18. Целый день слышался скрип немаз..ных колёс (Катаев). 19. Шос..е было гладким, асфальтир..в..ным (Быков). 20. Лошади пошли ходкой рыс..ю, отбивая по льду ков..ными копытами (Серафимович). 21. У Лёньки в глазах блес..нула непрош..ная слеза (Симонов). 22. Обледенелые нечищ..ные тротуары да талый снег на огромных булыгах (Гиляровский). 23. Ноч..ю меня разбудил грохот оков..ных колёс (Паустовский). 24. В несколько дней сборы были конч..ы, вещи собр..ны 3 и увяз..ны (Аксаков). 25. Любка лежала на сундуке, укрытая пёстрым, стёг..ным одеялом, сшит..м 3 из ситц..в..х л..скутиков (Чехов). 26. Кое-где прогляд..вала из-под снега колея заброш..ной, нехож..ной дороги (Б. Полевой). 27. С плеч свисал жёв..ный, с о..тянутыми до колен карманами плащ (Федин). 28. Слова эти не произвели жела..ного действия (Л. Толстой). 29. Коли парень ты румян..ый, братец будешь мне назва..ный (Пушкин). 30. Я долго не мог связать атамана Уралова с этим нежда..ным-негад..ным старич..ком-затворником (Гладков). 31. Простор р..внины вливался в обвеш..ное редкими облаками небо (Федин). 32. Он вприпрыжку бежал к нам в пиджаке, увеш..ном орденами и медалями (Антонов). 33. Размеш..ную глину подавали на стройку в вагонетках (Ажаев). 34. Везде подвеш..ны провода (Антонов). 35. На столе в гранё..ных стаканчиках стояли настойки и наливки домашнего изготовления, на тарелках закуски: малосольные огурцы, марин..в..ные грибки и помидоры, кваш..ная вилочная капуста (Рыбаков). 36. Песок, сорв..ный с откоса, обрушился на отряд, закрутился как беш..ный (А.Н. Толстой). 37. Несказ..ным оч..рованием была полна степь (Шолохов). 38. Два пулемётные гнезда были аккуратно устро..ны, всюду были сдел..ны земл..ные полочки (Симонов). 39. На мостовой валялась раздавл..ная скорлупа краш..ных яиц (Федин). 40. Я там привёз вял..ной воблы (Мамин-Сибиряк). 41. А весна в этот год сияла невид..ными красками (Шолохов). 42. В пр..метах заключ..но много точного знания и поэзии (Паустовский). 43. Дорожки сада были усып..ны ровным крупным гравием, хрустевшим 3 под ногами, а с боков обставл..ны большими розовыми раковинами (Куприн). 44. Толстый дворецкий, бл..стя круглым бритым3 лицом и крахмал..ным бантом белого галстука, доложил, что кушан..е под..но (Л. Толстой). 45. Нервные люди вспыльчивы и неуравновеш..ны. 46. Шансы противников ещё не уравновеш..ны. 47. Подсудимый был оправд..н судом присяжных. 48. Чрезвычайные меры в половодье чрезвычайно оправд..ны. 49. Для решения этой проблемы были организов..ны специальные коми..сии. 50. Младшая дочь всегда была скромна, воспит..на и организ..в..на. 51. Теперь это дисциплинир..в..ные, подтянутые, опытные бойцы (Тихонов).

Упражнение 104. Вставьте пропущенные н или нн .

Балова..ый, бедстве..ый, безвреме..ый, безуста..ый, бережё..ый, берестя..ой, берестя..ик, бесписьме..ый, беспламе..ый, бессемя..ый, беше..ый, великомуче..ик, вербова..ый, верче..ый, вея..ое (зерно), взвинче..ый, више..ик, вклее..ый, влася..ица, воспита..ик, вулканизирова..ый, выветре..ый, гладкокраше..ый, вытача..ый, гости..ый (двор), датирова..ый, дела..ый, дисквалифицирова..ый, дожёва..ый, бракова..ый, ладо..ый, мудрё..о, песе..ик, ольша..ик, осведомлё..ость, первозда..ый, племя..ик, подветре..ый, прося..ой, се..ик, свежеиспечё..ый, стира..ый, стреля..ый (воробей), филигра..ый, удлине..ие, удлинё..ый, соля..ой, слоё..ый, студё..ый, утончё..ый, чека..ый, це..ость, цельнокрое..ый, ядрё..ый, ячме..ый, штопа..ый, пута..ик, пута..о, варе..ик; копчё..ости; мороже..ое, муче..ик, уче..ица, да..ик, прида..ое, бесприда..ица, избра..ик, избра..ица, утопле..ик, свяще..ик, дела..о, труже..ик, ставле..ик, воспита..ик, листве..ица, дружи..ик, гриве..ик, гости..ица, нефтя..ик, масле..ица, ветре..ик, конопля..ик, мали..ик, оси..ик, берез..як, бессребре..ик, сторо..ик, це..ик, моше..ик.