Проектная работа по биологии на тему"Аквариум - искусственная экосистема" (5 класс). Маленькая искусственная экосистема аквариума

Бакулина Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АКВАРИУМ – МАЛЕНЬКАЯ ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА

Цель: научиться поддерживать экосистему аквариума Задачи: изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках; провести анкетирование; подготовить рекомендации для начинающих аквариумистов

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека

Методы исследования: изучение специальной литературы; поиск информации в сети Интернет; анкетирование; анализ и обобщение

Важность моей работы заключается в том, что многие мои сверстники хотят завести или уже завели аквариум, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить вместе, не знают.

Первые упоминания о разведении рыб связаны с Египтом и Ассирией. Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения.

В 1841 году появился аквариум в современном понимании этого слова. В аквариуме содержались растения и аквариумные рыбки. Создал его английский учёный Н. Вард

С 1900 по 1912 год любительская аквариумистика приобретает характер массового хобби, а разведение аквариумных рыб достигает почти промышленных масштабов.

Любой водоем, созданный человеком для содержания в нем водных обитателей в закрытых помещениях, называют аквариумом. Но чаще всего под «аквариумом» понимают стеклянный сосуд для содержания выходцев из тропических стран.

Золота́я ры́бка - подвид пресноводных рыб рода подвид пресноводных рыб рода карасей. Одна из первых одомашненных и одна из первых аквариумных рыб

ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. (созданная человеком) ЭКОСИСТЕМА

Организмы должны быть р азных «профессий»!

дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества. Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества. Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества. Разрушители

В анкетирование приняли участие 36 учащихся младших классов

Аквариум – маленькая искусственная экосистема В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

С чего начать? Подготовить грунт и воду. Высадить водные растения. Заселить простейшие микроорганизмы – различные бактерии, микроскопические водоросли. 4. Поместить рыбок.

Как ухаживать за аквариумом? 1. Менять воду, чистить аквариум. 2. Делать подсветку. 3. Следить за температурой воды. 4. Кормить рыбок.

жизнь экосистемы аквариума не возможна без вмешательства человека; создать искусственную систему, даже маленькую, трудно; для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите завести аквариум то найдите книгу и внимательно прочитайте ее или посетите специальный сайт в Интернете. Выводы:

Использованные источники: 1 . Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992. 2. Золотницкий, Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993. 3. Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991 . Интернет-ресурсы: http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/ http://akvarium1.narod.ru/

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

IV школьная научно – практическая конференция

«День науки, знаний и творчества»

Научно-исследовательская работа

по теме: «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Выполнила:

Бакулина Мария,

ученица 3 «А» класса ГБОУ СОШ №5

ОЦ «Лидер» г.о.Кинель

Научный руководитель:

Ионова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»

г.о.Кинель

Кинель, 2012

Введение

Идеей создания исследовательской работы бы ла тема урока по окружающему миру. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила узнать, как появился первый аквариум, каких рыбок можно разводить в аквариуме, как содержать и ухаживать за ними, как мыть и чистить аквариум.

Цель: научиться поддерживать экосистему аквариума.

Задачи:

  1. изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках;
  2. провести анкетирование среди младших школьников;
  3. подготовить рекомендации для начинающих аквариумистов.

Гипотеза:

предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека

Методы исследования:

  1. изучение специальной литературы;
  2. поиск информации в сети Интернет;
  3. анкетирование младших школьников;
  4. анализ и обобщение.

Важность моей работы заключается в том, что многие мои сверстники хотят завести или уже завели аквариум, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить вместе, не знают.

Глава 1

  1. Из истории создания аквариума

Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Даже сейчас, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может иметь « небольшое озеро » у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

Первые упоминания о разведении рыб связаны с Египтом и Ассирией. Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения. Архитекторы Вавилона создавали открытые декоративные пруды с рыбами ещё в IX в до н. э. Во дворцах для тех же целей устанавливались каменные чаши-бассейны. Китайские императоры содержали рыбок в роскошных вазах, украшенных цветами лотоса, а крестьяне плели из рисовой соломы корзины такие плотные, что вода не выливалась.

В 1841 году появился аквариум (англ. aquarium) в современном понимании этого слова. В аквариуме содержались растения и аквариумные рыбки. Английский учёный Н. Вард (Nathaniel Bagshaw Ward) (1791-1868), известен тем, что в 1829 году начал выращивать растения в стеклянных сосудах (англ. Wardian case) и так случайно стал одним из прародителей современного аквариума. Вард поселил в стеклянный сосуд золотых рыбок вместе с растением валлиснерией.

Упоминания о заморских золотых рыбках в России встречаются уже в свидетельствах 15 века - времен Великого князя московского Василия Темного. В 1862 году во время создания Московского Зоологического сада возникает идея устройства общественного «Аквариума». В 1864 году официально Императорским Русским Обществом акклиматизации животных и растений организован Московский зоопарк (зоосад). На его территории строится помещение для «Морского Аквариума», однако из-за сложностей с доставкой животных помещение не используется по назначению.

С 1900 по 1912 год любительская аквариумистика приобретает характер массового хобби, а разведение аквариумных рыб достигает почти промышленных масштабов. В эти годы в Москве, Киеве и Петербурге открываются массовые клубы аквариумистов, выходят аквариумные журналы, устраиваются ежегодные аквариумные выставки.

1.2. Виды и назначение аквариумов

Любой водоем, созданный человеком для содержания в нем водных обитателей в закрытых помещениях, называют аквариумом.

Специально построенные сооружения огромного объема для демонстрации животных, населяющих водную среду, так же называются аквариумами или, если речь идет о морских жителях, океанариями.

Домашние аквариумы могут быть как пресноводными, так и морскими. В свою очередь, аквариумы для содержания пресноводных рыбок умеренных зон называются холодно-водными. В них могут жить рыбы средней полосы России. Подходящий для них режим поддерживается за счет специальной системы охлаждения воды.

Но чаще всего под « аквариумом » понимают стеклянный сосуд для содержания выходцев из тропических стран.

Назначение комнатного аквариума может быть различным.

  1. Декоративный аквариум используется для оформления интерьера помещения. Обычно он бывает среднего или большого объема, красиво оформлен растениями или их пластиковыми заменителями, правильно подсвечен и заселен крупными подвижными видами рыб.
  2. Детский аквариум мало чем отличается от предыдущего типа, но чаще имеет меньший размер, заселен яркими крупными не пугливыми видами рыб (например, золотыми). Он призван пробуждать в ребенке интерес к жизни подводного мира и воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам.
  3. Исследовательский аквариум может иметь любые размеры в зависимости от интересов владельца. Он не всегда выглядит зрелищно, поскольку создается для удобства его обитателей (и удобства наблюдения за ними)
  4. Коммерческий аквариум близок к предыдущему. Его внешний вид большого значения не имеет. Он используется для массового разведения и выращивания аквариумных обитателей: как рыбок, так и растений, улиток и т. п.

В настоящее время комнатные аквариумы поверхностного наблюдения за рыбками в виде чаш или ваз, как это практиковалось в Древнем Китае, не применяются. Однако такие сосуды могут использоваться в качестве террариумов для содержания других животных. Иногда в помещениях (от отелей до зоопарков) строятся бассейны для тропических обитателей. Человек может любоваться ими как сверху, так и через боковые стенки.

1.3. Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком. Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. В аквариуме должны быть организмы разных “профессий”?

Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.

Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.

Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум - искусственно созданная маленькая экосистема. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.

Глава 2

2.1. Результаты анкетирования

Я провела анкетирование, в котором приняли участия 36 учащихся начальных классов. В анкету входили следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя аквариум?
  2. Что такое аквариум?
  3. Какая вода для аквариума?
  4. Какого размера должен быть грунт для аквариума?
  5. Нужен ли свет?

После обработки анкет оказалось, что аквариум есть у 21 из 36 опрошенных школьников. Не смотря на это, только 13 человек знают, что аквариум – искусственная экологическая система. 14 человек знают, что вода для аквариума должна быть отстоянная, определенной температуры, в зависимости от вида рыб. Только 6 человек знают какого размера должен быть грунт в аквариуме. «Свет нужен» - ответили 22 человека. На вопрос «Что еще должно быть в аквариуме» были даны разные ответы: водоросли, ракушки, растения, рыбки.

Выяснив, что мои сверстники, даже имея аквариум дома, не знают как за ним ухаживать, я подготовила для них и всех желающих разводить дома рыбок, рекомендации.

Прежде всего следует поразмыслить над собственным образом жизни и попробовать найти в ежедневных хлопотах и заботах 20-30 минут свободного времени для занятий аквариумом. Сразу хочу успокоить: 90% этого времени вы потратите лишь на наблюдение за своими питомцами. Уход за аквариумом не потребует много времени и труда, если владелец хорошо усвоил элементарные приемы его обслуживания.

Выбор аквариума. Все множество вариантов комнатных аквариумов делится на две группы: естественно сбалансированные и энергоемкие высокотехнологичные искусственные водоемы.

Естественно сбалансированный аквариум требует минимального вмешательства извне. Для него, кроме самого сосуда, требуется отстоянная вода, грунт, подводные растения, рыбки, корм для них, а также тепло жилого помещения и воздух, контактирующий с поверхностью воды. Естественно, такой аквариум надо время от времени чистить и подменять воду.

Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой.

Высокотехнологичный аквариум предполагает применение различных технических средств для обеспечения существования его обитателей.

Однако следует помнить: чем больше используется устройств и приспособлений для обслуживания аквариума, тем серьезнее окажутся последствия отключения электроэнергии в вашей квартире. К тому же оставлять без присмотра высокотехнологические аквариумы на время своего отъезда не рекомендуется.

Подготовка аквариума к заселению рыбок.

В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

С чего же начать? С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Грунт необходим для укоренения растений и их питания. Он является важным компонентом среды обитания для роющих рыб и для рыб, нерестящихся в грунте. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой.

Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, поглотают его, как и сами рыбки.

Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Озелененному аквариуму сразу же понадобится свет: много, но не переизбыточно. Сколько требуется света устанавливается опытным путем в первые месяцы жизни аквариума. Появились зеленые обрастания - света много. Стенки покрылись бурыми водорослями, растения вытянулись, стали бледными - света мало.

Аквариум должен около недели побыть без рыб - в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, попавших в водоем вместе с грунтом и растениями.

Поначалу вода в аквариуме помутнеет. Ни в коем случае ее не менять. Через 5-7 дней вода светлеет и приобретает особую прозрачность: происходит ее "самоочищение". Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.

Пора заселять водоем рыбками! Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип).

Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. Размер и поведение рыбок относят к очень важным характеристикам. В природе обычно более крупные поедают мелких. Выбирая рыбок, надо убедиться в том, что даже самые мелкие обитатели аквариума достаточно велики, чтобы не стать жертвами других, причем на это надо обращать внимание и в будущем, когда рыбки подрастут.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, львиноголовок.

Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см))

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток

Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекращается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм « впрок ». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

Заключение

Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, благополучие которого целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека не подтвердилась.

Выводы:

  1. Нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно.
  2. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям.
  3. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

Список использованных источников

1. Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992.

2. Золотницкий, Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993.

3. Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

4. Интернет-ресурсы:

Http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/

Http://akvarium1.narod.ru/

Приложение 1

Вопросы анкеты:

  1. Есть ли у тебя аквариум?________________
  2. Что такое аквариум?

_____

  1. Какая вода нужна для аквариума?

______________________________________

______________________________________

  1. Какого размера должен быть грунт для аквариума? ____________________________

_____________________________________

_____________________________________

  1. Нужен ли свет? _________________________

________________________________________

  1. Что еще должно быть в аквариуме?

____________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

1. Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой. Достижение биологического равновесия - такое соотношение микроскопических существ (бактерий, сине-зеленых водорослей и пр.) и видимых нами обитателей аквариума (рыбок, улиток, растений), при котором вода становится прозрачной.

2. Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, помотают его, как и сами рыбки.

3. Число обитателей водоема лимитируются его объемом: рыбки не должны испытывать дефицит кислорода. Показатель этого дефицита - если они утром поднимаются к поверхности и хватают ртом поверхностный слой воды (лабиринтовые рыбки (cм. дальше «Петушки») не принимаются в расчет).

4. Рыбки поселяются в аквариум после того, как вода в нем отстоится, будут высажены все растения, установится биологическое равновесие, а с поверхности исчезнет мутная бактериальная пленка.

5. Не спешите полностью заселять аквариум всем запланированным набором рыбок; выпускайте новых питомцев порциями и наблюдайте, к каким результатам это приведет. Кроме того, прежде чем оказаться в общем аквариуме, новые питомцы должны пройти карантин.

6. Лучше недозаселить свой аквариум, чем перенаселить его. Это улучшит существование рыбок в неблагоприятные сезоны года (недостаток естественного света зимой или даже отъезд хозяина на некоторое время).

7. Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекрашается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм «впрок». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

8. Для содержания подбираются такие рыбки, для которых температурный оптимум совпадает с температурой воды в аквариуме, обусловленной комнатной температурой.

9. Освещение должно обеспечивать нормальный рост растений; оно достигается комбинацией естественного и искусственного: аквариум ставят у стены в 1 - 1,5 м от окна (в боковом освещении рыбки смотрятся лучше), а над ним помещают светильник соответствующей мощности и спектра.

Аквариум является экосистемой. Ведь именно так мы называем сообщество животных и растений, существующее в определенных условиях.

Как и другие экосистемы, аквариум включает в себя несколько основных групп организмов, между которыми происходит непрерывный обмен веществ. Все подобные сообщества обладают определенным сходством.

Аквариум, по сути, является уменьшенной моделью гидро-экосистемы. Между аквариумом и природным водоемом, разумеется, существует множество различий, однако основные законы протекания всех процессов для них общие.

Для благополучного существования данной аквариумной экосистемы необходимо соблюдать ряд правил.

При подборе обитателей домашнего водоёма, необходимо научиться следить за тем, чтобы физические особенности и жизненные потребности одних питомцев не наносили ущерб другим.

Нельзя совмещать в одном аквариуме одновременно и водные растения, и рыб, которые их поедают.

То же касается рыб и хищников, которые на них охотятся.

Нельзя совмещать рыб с разными требованиями к среде обитания: освещению, температуре, составу воды.

Таким образом, важным условием продолжительного здоровья экосистемы является уравновешенный и разумный подбор обитателей аквариума по их функциональному назначению.

Составляющие аквариумной экосистемы

Грунт – почва, образующая дно водоёма. Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы. Грунт – это крупный песок. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

Аквариумные растения и рыбки нуждаются в правильном освещении. Свет, которым освещена комната, для них недостаточен. Вот почему для освещения аквариума используют люминесцентные лампы и лампы накаливания. Светильники с люминесцентными лампами более яркие и потребляют меньше электроэнергии.

При слабом освещении растения плохо растут, при слишком ярком - их угнетают водоросли

Живородящие рыбки. Это, пожалуй, самые распространенные питомцы аквариумистов, неприхотливые, разнообразные по форме и расцветкам, плодовитые. Мальки этих рыбок развиваются в организмах самок, появляясь на свет примерно через 30 дней. Новорожденные рыбешки тотчас после рождения могут питаться мелкими циклопами и умеют спасаться от врагов в зарослях растений. (Гуппи, Меченосцы)

Аквариумные растения — в основном выходцы из тропических и субтропических стран, приспособленные к температуре от 18 до 35° С. В наших природных водоемах практически нет растений, пригодных для домашнего аквариума.

Растения в аквариуме выполняют различные функции необходимые как для рыб, так и для аквариума в целом. Живые растения в аквариуме — это прежде всего активный потребитель нежелательных в аквариуме органических веществ, таких как нитраты.

При помощи растений в аквариуме устанавливается биологическое равновесие. Это источник кислорода для рыб, кроме того, многие виды рыб используют растения как укрытия и субстрат для нереста, например: скалярии, расборы и многие другие.

Кроме того, хорошо растущие и развивающиеся растения — это несомненное украшение аквариума, придающее ему более естественный и привлекательный вид.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

  • познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
  • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
  • развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
  • научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема экосистемы поля, аквариума;
  • иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
  • учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • карточки с тестом.

Базовые понятия урока:

  • экосистема,
  • цепь питания,
  • три "профессии",
  • аквариум,
  • растения аквариума,
  • животные аквариума,
  • значение аквариумов.

Определение понятий урока:

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.

Три профессии:

  • Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
  • Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
  • Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.

План урока:

Этапы урока

Виды и формы работы

1. Орг. момент Приветствие
2. Проверка знаний учащихся Блиц-опрос

Тест “Экосистема поля”

Развитие навыков самоконтроля

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) Блиц-опрос

Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей

4. Совместное открытие знаний Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

Объяснение нового материала.

Работа с учебником.

Сообщения детей.

5. Физкультминутка Комплекс упражнений
6. Этап закрепления изученного Обучение способам самостоятельного применения знаний

Работа с учебником

7. Подведение итогов Рефлексия.

Составление модели “Экосистема аквариума”

8. Домашнее задание Дифференциация
9. Релаксация Просмотр видеофильма

ХОД УРОКА

Слайд 1

  1. Орг. Момент
  2. Проверка знаний учащихся

1. Блиц-опрос

2. Тест “Экосистема поля”

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах )

  1. Поле – это…
  1. природная экосистема;
  2. искусственная экосистема.
  1. Культурные растения – это…
  1. одуванчик, вьюнок, осот;
  2. подсолнечник, лён, рис.
  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
  1. сорняки;
  2. яркие цветы.
  1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
  1. ядохимикатов;
  2. живых помощников.

Проверьте свою работу.

Подведём итог:

Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная )

Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай )

Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

1. Блиц-опрос

Учитель Дети
- Вспомним ещё раз основные понятия темы На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы )

ЭКОСИСТЕМА

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ПОТРЕБИТЕЛИ

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРИРОДНАЯ

ИСКУССТВЕННАЯ

- Что такое экосистема? ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
- Назовите составные части экосистемы?
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”)
- Что такое искусственная экосистема? Экосистема, созданная человеком.
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

2. Постановка проблемы

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.

Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.

  1. Совместное открытие знаний

1. Эвристическая беседа

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. Рассматривают рисунок.
- Какую экосистему создала Лена? Лена создала экосистему – аквариум.
- Какая она – природная или искусственная? Почему? Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек.
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом.
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).

2. Объяснение нового материала.

Слайд 9 (Просмотр презентации)

В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)

Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.

Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.

Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип ), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип ). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.

Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

3. Работа с учебником

Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.

Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители )

4. Сообщения учащихся

Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.

  1. Физкультминутка.
  2. Первичное закрепление изученного материала.

1. Беседа

Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком )

Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

2. Выполнение задания 4 на стр.76.

Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок. )

Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений. )

Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум )

Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см) )

3. Выполнение задания 5 на стр.76.

Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.

Слайд 24, щелчок

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Слайд 25, щелчок

Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).

Слайд 26, щелчок

Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).

Слайд 27, щелчок

Родина скалярии – Южная Америка.

Слайд 28, щелчок

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Слайд 29, щелчок

Родиной львиноголовки является Китай.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. )

Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?

  1. Домашнее задание.

2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77

3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию )

  1. Релаксация

Видеофрагмент “Коралловый рай”

Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.

Понятие экосистема обычно применяют к природным объектам разной сложности и размеров: тайга или небольшой лес, океан или маленький пруд. В них функционируют сложно уравновешенные природные процессы. Существуют также созданные искусственно. Примером может служить экосистема аквариума, необходимое равновесие в которой поддерживается человеком.

и их особенности

Экосистемой называют совокупность живых организмов самых разных видов на определенном участке биосферы, которые связаны не только между собой, но и с компонентами неживой природы круговоротом веществ и превращения энергии. Она может быть естественной и искусственной.

Естественные экосистемы (леса, степи, саванны, озера, моря и другие) являются саморегулирующей структурой. Искусственные экосистемы (агроценоз, аквариумы и другие) создаются и поддерживаются человеком.

Структура экосистемы

В экологии экосистема является главной функциональной единицей. В нее входят неживая среда и организмы как компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга. Ее структура, независимо от вида, будь природного водоема или экосистема аквариума, включает следующие составляющие:

  • Пространственная - размещение организмов в определенной биологической системе.
  • Видовая - число обитающих видов и соотношение их численности.
  • Компоненты сообщества: абиотические (неживая природа) и биотические (организмы - потребители, производители и разрушители).
  • Круговорот веществ и энергии - важное условие существования экосистемы.
  • Устойчивость экосистемы, зависящая от числа обитающих в ней видов и длины образуемых цепей питания.

Рассмотрим пример одной из - аквариум. Искусственная экосистема его включает все структурные единицы. В аквариуме определенного размера (пространственное размещение) обитает живой компонент системы (рыбы, растения, микроорганизмы). Его компонентами являются также вода, грунт, коряги. Аквариум - замкнутая экосистема, поэтому для его обитателей искусственно создаются условия близкие к природным. Для чего используется освещение, так как ничто живое не может полноценно развиваться и жить без света; терморегуляция - для поддержания постоянного уровня температуры; аэрация и фильтрация - для подачи кислорода в воду и постоянной ее очистки.

Отличия экосистем

На первый взгляд может показаться, что экосистема аквариума мало чем отличается от естественного водоема. Ведь сам аквариум - это своеобразная небольшая копия закрытого водоема, предназначенного для содержания и разведения рыбок и растений. Жизнь в нем протекает по схожим биологическим процессам. Только аквариум - маленькая искусственная экосистема. В ней степень воздействия абиотических компонентов (температура, свет, жесткость и других) на биотические компоненты уравновешивается человеком. Он же поддерживает в аквариуме всю необходимую жизнедеятельность, продолжительность которой во многом зависит от опыта аквариумиста, его умения управлять равновесием среды. Однако даже при грамотном уходе она периодически приходит в упадок, и человеку предстоит терпеливо устраивать ее заново в комнатном водоеме. Почему это происходит?

Причинные факторы

Экосистема аквариума зависит от возраста ее водной среды. Она проходит этапы становления, молодости, зрелости и деградации. Нарушения равновесия в экосистеме выдерживают немногие растения, а рыбы перестают размножаться.

Немалую роль играет и величина аквариума. От его объема напрямую зависит продолжительность жизни среды. Это подобно экосистеме в природе. Известно, что чем больше объем водоема, тем больше у него устойчивость к нарушениям необходимого равновесия. В аквариуме до 200 литров нетрудно сформировать среду обитания, близкую к естественной, однако значительно труднее нарушить в ней баланс своими неумелыми действиями.

Аквариумы маленькой вместимости до 30-40 литров требуют регулярной подмены воды. В разумных пределах ее смена на 1/3-1/5 может поколебать равновесную устойчивость, но среда восстанавливается через пару дней самостоятельно, а вот в случае замены всей воды можно легко нарушить установившийся баланс.

Аквариумист должен знать, что, сформировав экосистему, необходимо поддерживать в ней равновесие минимальным вмешательством.

Модель экологической системы

Аквариум - маленькая искусственная экосистема, структура которой мало отличается от природной. Составляющими экосистемы являются биотоп и биоценоз. В аквариуме неорганической природой (биотопом) служит вода, грунт, их свойства. Она же включает в себя объем пространства водной среды, ее подвижность, температуру, освещенность и другие параметры. Необходимые свойства среды обитания создаются и поддерживаются человеком. Он кормит обитателей аквариума, заботится о чистоте грунта и воды. Тем самым создает лишь модель экосистемы. В природе она замкнута и независима.

Абиотические факторы

Природную совокупность отличают значительно более глубокие взаимосвязи и взаимозависимости. В домашнем водоеме они регулируются человеком. Условно и в домашнем водоеме все живые организмы именуются аквариумным биоценозом. Они занимают в нем определенные экологические ниши, создавая гармонию местообитания. Благоприятные условия для жизнедеятельности создают для них с учетом абиотических факторов - соответствующей температуры, освещения и движения воды.

Температурный режим зависит от обитателей аквариума. Поскольку даже незначительные его перепады могут привести к гибели некоторых видов рыб, рекомендуется использовать обогреватели с встроенным терморегулятором.

Режим освещения необходим для нормального функционирования всех составляющих аквариумной среды. Источники света обычно располагают над поверхностью воды. Длина светового дня должна соответствовать фотопериоду обитателей в их естественных условиях жизни.

В природе стоячая вода более подвижна из-за воздействия дождя, ветра и других волнений. В аквариуме необходима постоянная циркуляция воды. Она достигается с помощью аэрации или прогонки воды через фильтр.

Постоянная циркуляция обеспечивает вертикальное вращение воды в аквариуме. Она также выравнивает показатель кислотности, предотвращает быстрое снижение редокс-потенциала в придонных слоях.

Органические и неорганические соединения

Вода, кислород, углекислота, аминокислоты, азотные и фосфорные соли, гуминовые кислоты - основные органические и неорганические соединения, которые также относятся к абиотическим элементам. Большая их часть заключена в самих организмах аквариума и в донных отложениях.

Скорость перехода данных питательных веществ в водный раствор обеспечивается в результате функционирования продуцентов и редуцентов экосистемы. Органические азотсодержащие выделения утилизируют бактерии, превращая их в более простые вещества, необходимые для усвоения растениями. переходят в минеральную (неорганическую) форму также благодаря разным видам бактерий.
Данные важнейшие процессы зависят от температурного режима воды, показателя ее кислотности, насыщенности кислородом. Они регулируют нормальное функционирование экосистемы.

При создании закрытой экосистемы аквариума важно знать, что к приему своих обитателей он готов, но полностью не уравновешен, поскольку многие важные типы бактерий стабилизируются в течение двух недель.

Устойчивость экосистемы и круговорот веществ в аквариуме

Обитатели аквариума не могут обеспечить полного круговорота веществ. В нем выявляется разрыв цепи между консументами и продуцентами. Этому способствует закрытая экосистема аквариума. Креветки, моллюски, рачки (консументы) едят растения (продуценты), но никто не питается самими консументами. Цепь прерывается. В то же время другая цепь питания рыбы - мотыли и другой корм - поддерживается человеком искусственно.

Создать условия для содержания в аквариуме необходимого количества дафний и циклопов для питания рыб достаточно сложно. Так как эти мелкие ракообразные, в свою очередь, также нуждаются в пище. Жизнь простейших зависит от наличия в аквариуме органических веществ. Количество инфузорий должно превысить количество ракообразных, последние, в свою очередь, должны содержаться в большем соотношении к рыбам. Подобного равновесия в цепях питания трудно добиться в таких пространственных условиях, как закрытый аквариум. Экосистема его не способствует поддержке количественных показателей на определенных уровнях.

В природных экосистемах каждый вид уравновешен соотношением с другими видами. Каждый из них занимает свою нишу, определяет взаимозависимость видов. Пропорции хищников и их жертв в развитии экосистемы строго уравновешены. Подобного балансирования не добиться в таком замкнутом пространстве, как аквариум. Искусственная экосистема требует грамотной подборки своих обитателей. Экологические ниши рыб, растений должны сопрягаться, но не накладываться одна на другую. Они подбираются так, чтобы их жизненные потребности и так называемые «профессии» (потребители, производители и разрушители) не были в ущерб другим.

Уравновешенный подбор обитателей по их «профессиональному» назначению в модели аквариумной экосистемы является важнейшим условием ее длительного здоровья.

«Адрес» обитателей аквариума

Местообитание в водоеме каждого вида также имеет немалое значение. Все они должны найти себе подходящее пристанище. Нельзя перенасыщать аквариум, чтобы не привести к деградации других видов. Так, плавающие растения, разрастаясь, перекрывают свет растущим ниже водорослям, нехватка укрытий на дне и мест обитания для донных видов рыб приводят к стычкам и к гибели более слабых особей.

Также важно помнить, что все животные и растения непрерывно изменяются, что, соответственно, не может не сказаться на их окружении. Необходимо следить за поведением рыб, не перекармливать их, ухаживать за растениями, отрезать их сгнившие участки, следить за чистотой грунта.

Для сохранения устойчивости экосистемы в аквариуме необходимо при любых попытках вмешательства подумать - не навредит ли это равновесию.

Ляпин Владимир

В своей работе ученик выясняет как устроена экосистеема аквариума и как надо ужаживать за ним, чтобы не нарушить жизнь его обитателей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме: «Аквариум – искусственная экосистема. Обитатели аквариума».

Актуальность:

В наше время, век техники, скорости темпа жизни так не хватает человеку общения с природой и, наверное, поэтому часто у человека возникает потребность воссоздания частички природы у себя дом, в офисе. Актуальность моей работы заключается в том, что многие желают завести аквариум, а как это правильно сделать, как создать искусственную эко систему не знают.

Причины обращения к теме:

Человек издавна интересовался подводным миром, населенным животными и растениями. Когда появились акваланги, дающие возможность по несколько часов находится под водой, люди с интересом стали наблюдать за рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни. И тогда появилась идея создать частицу подводного мира рядом с собой, так появились аквариумы.

Вот и я решил провести исследование уголка подводного мира. Меня заинтересовала эта тема, и я решил узнать, как появился первый аквариум, про обитателей аквариума, как содержать и ухаживать за аквариумом.Мне бы хотелось доказать, что аквариум – это живая система и вмешательство человека в эту систему может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.

Цель:

исследовать аквариум, как искусственную экосистему

Задачи:

  1. доказать, что аквариум – это искусственная экосистема, которая не может существовать без участия человека
  2. познакомиться с обитателями аквариума
  3. воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  4. написать работу, научиться и научить ребят создавать искусственную экосистему – аквариум

Гипотеза:

предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека

Объект исследования:

Аквариум и аквариумные рыбки.

Предмет исследования:

взаимодействие живых и неживых компонентов.

Методы исследования:

  1. поиск: собрать и изучить информацию в книгах, журналах, расспросить родителей, знакомых.
  2. наблюдение: за рыбками в аквариуме
  3. систематизация и сравнительный анализ полученной информации.

На основе собранного материала я создам копилку советов для начинающих аквариумистов из жизни аквариумных рыбок, а, самое главное, попытаюсь устроить свой аквариум.

1.Введение.

История возникновения и развития аквариумоводства в нашей стране своими корнями уходит в далекую эпоху.

Имеются летописные материалы, свидетельствующие о том, что в богатых домах встречались «склянки» с диковинными заморскими рыбами. Царь Иван Грозный неоднократно получал от заморских послов и купцов в качестве даров золотых рыбок в стеклянных шарах.

Первый в России аквариум с экзотическими рыбками был создан при дворе царя Алексея Михайловича.

При Петре I очень дорогие, но модные «склянки» с диковинными рыбками стали появляться и у некоторых приближенных царя.

Но в царской России аквариум был все же роскошью, доступной немногим. Подлинного расцвета аквариумоводство в нашей стране достигло после Великой Отечественной войны.

Сейчас аквариумы можно встретить во многих домах, офисах и учреждениях. Все это является свидетельством массового развития аквариумоводства в нашей стране.

2.Аквариум – как экосистема

Экосистема – это единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий, способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Аквариум – это искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

В аквариуме происходит большинство физических, химических и биологических процессов, свойственных природным водоемам. Чтобы круговорот веществ в экосистеме был замкнут, живые организмы в аквариуме должны быть разных «профессий»:

- «производители » («кормильцы») – живые организмы, главным образом растения. Они дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества.

- «потребители» («едоки») – живые организмы, т. е. рыбы, рачки. Они дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и питательные компоненты.

- «разрушители» («мусорщики») – живые организмы такие, как микробы, улитки. Они также дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества.

Среда обитания живых организмов аквариума - вода, грунт, воздух, свет.

3. Анкетирование и обработка полученных результатов.

Анкетирование учеников 4-х классов МБОУ «ООШ № 5». В процессе было опрошено 23 человека.

Результаты анкетирования

Вопросы

да

нет

Есть ли у тебя аквариум?

Какая вода нужна для аквариума?

Какой должен быть грунт в аквариуме?

Нужен ли свет в аквариуме?

Как выбирать рыб для аквариума?

Что ещё должно быть в аквариуме?

По итогам работы с анкетами мне удалось выяснить, что моим сверстникам нравится наблюдать за обитателями аквариума, хотят иметь его у себя дома, но не знают, как сделать жизнь экосистемы в аквариуме жизнеспособной.

4.Биологическое равновесие

Самым важным фактором нормального функционирования аквариума является биологическое равновесие. Если вода в аквариуме кристально чистая, растения пышные и сочные, грунт чистый, без скопления органики, отсутствуют бурые и зеленые водоросли, а рыбки с расправленными плавниками резво гоняют по аквариуму – то в аквариуме установилось биологическое равновесие . Под биологическим равновесием понимают состояние аква-системы, при котором в результате биологических и химических реакций продукты жизнедеятельности и пищевые остатки успевают разложиться и усвоиться, не вызывая отрицательной реакции живых организмов (рыб, растений, моллюсков). Для поддержания биологического равновесия в аквариуме используются также различные приспособления: Фильтры, терморегуляторы, термометры и многое другое.
Среда обитания. Вода.

Неотъемлемая часть аквариума – это вода, среда обитания рыб и растений. Вода из водопровода мутная, белого цвета, содержит большое количество хлора, который убивает вредных микробов. Опасен он и для рыб.

Вывод: в водопроводную воду пускать рыб нельзя!

Она должна отстояться в течение 2-3 суток.

За это время не только улетучится весь хлор, но и пройдут биологические и химические процессы, в результате которых погибают одни микроорганизмы и рождаются новые. После промывки аквариума, оставить его на несколько дней без рыб. После помещения рыб вода незначительно мутнеет, но через несколько дней обычно становится прозрачной.

Так как подготовкой воды для аквариума занимается человек, следовательно, его участие на данном этапе необходимо.

Грунт – это почва, образующая дно водоема. Он нужен для того, чтобы в нем росли растения. Кроме того, некоторые виды рыб любят зарываться в песок.

Со временем грунт наполняется органическими частицами, заселяется микроорганизмами, превращаясь в активную биологическую среду, в которой происходит переработка отходов и создается питательная почва, необходимая для нормального роста и развития растений.Грунт также является природным фильтром. Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.Это может быть крупный песок и мелкие камушки.

Прежде чем положить грунт в аквариум, необходимо его промыть, а еще лучше прокипятить и уложить на дно. Можно добавить декоративные коряги и домики, в которых любят прятаться рыбки.

Участие человека и на этом этапе необходимо.

Свет

Чтобы растения хорошо росли и размножались, они должны получать необходимое количество, света.

Освещение способствует фотосинтезу, жизненно важному для растений.

Однако если аквариум стоит близко к окну и получает много солнечного света, то в нем быстро размножаются водоросли и вода «зацветает». Если же аквариум поместить в темное место, то растения и рыбы погибнут.

Следовательно, аквариум нужно искусственно освещать, например,лампой дневного света.

И снова без участия человека не обойтись.

Кислород

Всем живым организмам для дыхания необходим кислород, в том числе и рыбам. Вода обогащается кислородом за счет деятельности водных растений, а также путем растворения его из воздуха. Чтобы следить за температурой воды в аквариуме, необходим еще и водный термометр.

Так как аквариум – это экосистема, то обитатели ее должны иметь разные «профессии», чтобы круговорот веществ в экосистеме был замкнут.

Живые организмы.

Производители - растения.

Аквариумные растения - это растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме.

Растения в аквариуме играют важную роль: служат источником кислорода, выполняют декоративный элемент подводного ландшафта, служат дополнительной пищей для рыб, служат для застилания дна нерестилища, убежищем для мальков и подрастающих рыб.

Лучше всего растения живут в том случае, если в аквариуме помещён лишь какой-нибудь один растительный вид. В аквариум желательно посадить больше растений, при этом нужно стремиться, чтобы растения как можно меньше мешали друг другу.

После того, как вода в аквариуме отстоялась в течение 3 дней, мы высаживаем водные растения.

круглый год хорошо растут в аквариуме аммания сенегальская, бакопа каролинская, бликса Ауберта, кубышка японская.

Мы видим, что в подборе растений участвует человек.

Потребители - рыбы.

Аквариум оживает по-настоящему лишь тогда, когда в нем появляются рыбы.

Существует бесчисленное многообразие видов, которые можно содержать в домашнем аквариуме. Аквариумные рыбы очень различны. Чтобы подобрать рыб для аквариума, их подразделяют на группы, исходя при этом из тех условий, которые необходимы для их жизни и развития: по внешнему виду, размерам, по условиям жизни, которые им необходимы.

Ну и, конечно, для начала надо выбирать неприхотливых рыбок.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков более частые обитатели комнатных аквариумов.

Меченосец – родина Северная Америка. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.

Гуппи – родина Южная Америка. Одна из наиболее распространенных и любимых аквариумных рыбок. В настоящее время аквариумисты вывели свыше 25 пород гуппи разных по окраске и по форме тела. Содержать гуппи может каждый. Они неприхотливы.

Данио – родина Индия, встречаются в Пакистане. Очень миролюбивы и неприхотливы. Можно содержать даже в пятилитровой банке. За свою необычную расцветку в прошлом веке получили название «дамские чулочки».

Неоны – родина Южная Америка. Относятся к самым популярным обитателям аквариума. Эти красавцы привлекают, прежде всего, своей великолепной окраской. Через все тело проходит полоса, светящаяся «неоновым» светом.

Рыба попугай – родина Африка. Свое название рыба получила из-за головы, передняя часть которой с небольшим ртом и покатым лбом, немного изогнута вниз и напоминает голову попугая. Окрашены рыбы красиво.

Не все рыбы, которых держат в аквариуме, родом их тропиков.

Делаем вывод: грамотный подбор рыбок обеспечит долгое существование экосистемы

Разрушители - мусорщики .

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, улиток. Самые частые обитатели аквариума улитки-катушки.

Освещенные стекла аквариумов постепенно зарастают зеленым ковром – мельчайшими водорослями. Они дают живительный кислород, но задерживают свет. На помощь приходят улитки-катушки, которые счищают водоросли со стекла.

Настоящие мусорщики – сомики. Они поедают остатки корма, упавшего на дно, уничтожают остатки гниющих растений.

В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.

Но мусорщиков может и не быть. За чистотой аквариума может следить человек.

Я рассмотрел все составляющие аквариума и пришли к выводу, что аквариум – это экосистема, а так как на каждом этапе необходимо участие человека, то она не может существовать без участие человека.

У меня получилась – памятка для начинающего аквариумиста.

  • воду отстоять
  • грунт промыть
  • использовать лампы для освещения и компрессор для кислорода
  • поселить растения
  • немного неприхотливых обитателей
  • следить за чистотой.

Главное условие, которое необходимо соблюдать, чтобы аквариум существовал долго – нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.

Вывод.

Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого необходимы знания, терпение, любовь к животным. Но еще труднее сохранить ее.

Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте ее.

Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты.

Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.

За всей этой красотой лежат приятные хлопоты владельца живого уголка, трудолюбие, любовь к животным, ответственность «за тех, кого приручили».

Список литературы:

  1. Энциклопедия «Все обо всем». Москва.2003 г.
  2. Золотницкий Н.Ф. «Аквариум любви». Москва. 1990 г.
  3. Набатов А.А. «Морской аквариум». С-Пб. 1999г.

В работе использовалась информация из интернета