Проекты знакомство со временем подготовительная группа. Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах

Проект в детском саду «Удивительный мир часов» (6-7 лет)


Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям детских учреждений и просто любознательным.
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Для детей 6- 7 лет (подготовительная группа)
Вид проекта - исследовательско -творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный (апрель 2015 год)
Участники - дети 6- 7 лет
Проблема, её актуальность:
Проект реализуется в подготовительной группе детского сада в рамках программы «Детство» в разделе формирование элементарных математических представлений. Главная цель-дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

2 этап- основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
- Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы» Мирошникова Ирина, «Стихи про часы и о времени», С.Маршак «Мы в часы мячом попали», Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат», Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», сборник Т. Вишняковой «Часы-будильник», О.Подтуркина «Часы», И.Фомичёва «Солнечные часы», А. Прохоров «Весёлые часики», А.Мальгинова «Часы для Биби», М.Манакова «Мой день».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».
- Книжка с наклейками «Время», С.Гаврина.
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы» , «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
- Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»
- Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).
- Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», « Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов» интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов»
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов» перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;

Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик.Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

Фотоматериал:












Татьяна Тихонова
Конспект НОД в подготовительной группе «Часы. Время» (Детский сад 2100)

Направление:

познавательно – речевое развитие.

Образовательная область:

познание (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира).

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Задачи:

Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; уточнение и расширение словаря по теме.

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Словарная работа:

Активизация- часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные;

Пассивный словарь- циферблат, механические, электронные.

Материалы и оборудование: лепестки к игре «Цветок-годовик», ТСО для демонстрации фото, различные виды часов, тетради «Раз - ступенька, два - ступенька», карандаши простые, мяч, кукла- Фея Времени, мольберт

Ход:

1. Эмоциональный настрой.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Воспитатель: «Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку

От улыбки в хмурый день светлей

От улыбки в небе радуга проснется

И она к тебе не раз ещё вернётся. ”

2. Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: -Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени»”. Как вы думаете на чём можно до неё добраться?

Дети: называют варианты, в том числе и машину времени.

Воспитатель: - Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)

Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Фея времени (появляется кукла).

Фея: - Здравствуйте ребята, наверное вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну тогда ответьте на вопрос: что такое время? Как вы понимаете?

Дети: Это часы, минуты ….

Фея: Правильно, но это не только часы. Например говорят «Время года». Что это значит?

Дети. Это зима, весна, лето, осень,

Фея: Все согласны? У каждого времени года есть свои месяцы, а сколько их всего в году?

3. Фея: Давайте с вами соберём “Цветок - годовик”. Каждому времени года

соответствует свой цвет, возьмите по одному лепестку и называя месяц соберите из них цветок.

(Дети собирают цветок называя месяцы по порядку.)

Фея: А каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?

4. Фея: Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.

Дети: Стоя в кругу, передавая мяч друг другу, называют дни недели.

Фея: Молодцы. Послушайте загадку

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.

Дети: Календарь

Фея: Кто думает по-другому? Почему вы так решили? Ну, конечно же, это загадка про календарь. Каждый сорванный листок это ушедший от нас день, улетевший как птичка. А нужен ли людям календарь?

Дети: Чтобы не перепутать дни, месяцы, недели.

5. Фея: Итак, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день и час, люди придумали календарь. Отгадайте ещё одну загадку

Мы день не спим и ночь не спим

И день и ночь стучим, стучим

Ног нет, а ходим,

Рта нет, а скажем: когда спать,

Когда вставать, когда работу начинать.

Дети: Часы

Фея: Все так думают? Верно - это часы. Человек который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?

Дети: (ответы детей)

6. Фея: предлагает детям занять места перед ТСО. Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ фото на ТСО). Но пользоваться ими человек не всегда мог.

а как вы думаете, почему? Дети: рассуждают (если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).

Фея: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, воду нужно было постоянно доливать

Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Фея: Затем изобрели часы -свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?

Дети: Свеча может упасть и случится пожар.

Фея: Верно

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь и господин.

И придумали песочные часы. (Показ слайдов.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3,5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?

Игра: «Хорошо-плохо» (Песочные часы- это хорошо, потому что,Но это и плохо, потому что)

Фея: Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута -небольшой промежуток времени, а час –большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.

7. Физминутка.

Игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы часы - наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга,

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки не спешите

Вы нам время подскажите.

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).

Игра повторяется 2-3 раза.

8. Воспитатель: А теперь давайте сядем за столы и в тетради выполним задание № 1. (тетрадь «Раз ступенька, два ступенька, Петерсон, занятие № 21) Как вы думаете что нужно здесь сделать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Рассмотрите циферблаты часов на рисунке. Соедините «волшебной ниточкой» циферблат часов с соответствующей цифрой в кружочке. Задание выполняется с комментированием: -На первом рисунке показано время 3 часа, поэтому ниточка проведена к цифре 3 (работа самостоятельно). Давайте поиграем.

9. Воспитатель: А теперь скажите как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе – (настольные

На руке – (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

Стоят на камине – (каминные)

Воспитатель: Посмотрите какие еще бывают часы (рассматривание разных часов). Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с Феей.

Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу.

10. Воспитатель:- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?

Дети: рассуждают.

Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени- поднимите руки, а кому было трудно- присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Фея подарила вам подарок - задание для каждого ребенка «Который час?» (определить какие часы показывают одинаковое время и раскрасить их попарно в одинаковые цвета).

Спасибо за работу, можно рассмотреть подарки Феи Времени.

Елена Юдина
Календарно-тематическое планирование. Части суток. Календарь

Тема Части суток . Календарь .

Цель : Дать представление о времени; познакомить с понятием минута, час, время суток , дни недели, времена года.

Итоговое мероприятие Развлечение «Веселая неделька»

Дата проведения 24 .03.2017.

Ответственный за проведение итогового мероприятия Юдина Е. М.

Режим 12 часов, понедельник, 20.03.2017 Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Групповая, подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро : игры, дежурство,индивид. работа,поручения, утр. гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

1. Беседа с детьми о времени. Познакомить с понятием «минута» , «час» , «время суток » , «дни недели» , «время год» .

2. Пальчиковая игра неделька Цель координация речи с движением. Игра «найди ошибки» Семе, Егор, (даны картинки с изображением различных ситуаций и схемы к ним) .

Цель научить находить несоответствия между картинкой и схемой. Беседа волшебные слова. Слушание «Вежливой песенки»

Дидактическое упражнение «Доскажи Последнее слово» . Учить употреблять в речи вежливые слова. Внести картинки по теме части суток , времена года.

Непосредственно образовательная деятельность

1. Дошкольник входит в мир социальных отношений.

Тема : Что такое время? Цель дать представления о времени; познакомить с понятиями «минута» , «час» , «время суток » , «дни недели» , «времена года» . Смотреть Познавательное развитие стр. 169.

2. Формирование основ безопасности. Тема : О правилах пользования электроприборами. Цели : формировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении. Стр. 125 Основы безопасности.

3. Двигательная деятельность. Задачи. Повторить ходьбу и бег по кругу с изменением направления движения и врассыпную; разучить прыжок в высоту с разбега; упражнять в метании мешочков в цель, в ползании между предметами. Стр. 79 Пензулаева.

Прогулка :

игры, наблюдения,

труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная работа 1. Наблюдение за лужами Цели : расширять представления детей о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать.

2. Подвижняя игра «удочка» Упражнять детей в прыжках в высоту.

3. Малоподвижная игра «Угадай, кто позвал?»

Развивать внимание, терпеливость.

Упражнять детей Катю, Полину, Дашу в беге по узкой дорожке, между линиями, с ускорениями и замедлениями темпа. Труд- помочь малышам собрать игрушки, после прогулки помочь малышам раздеться. Воспитывать заботливое и бережливое отношение.

Вынести : игрушки, скакалки, лопатки, ведерки.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном Беседа на тему : «Берегите лес» Объяснение смысла пословиц и поговорок.

1. Не имей привычки носить в кармане спички.

2. Спичка невеличка, а огонь от нее – велик.

3. Огонь - друг и враг человека.

Много леса – береги, мало леса - не губи, нет леса – посади.

Рощи да леса – всему свету краса.

Срубили дерево - прощай птицы.

II пол. дня : оздоровит. и закалив. процедуры, КГН, полдник. Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.

2. Словесно-двигательная игра (с мячом) «Если хочешь быть здоров» Упражнять детей в умении выражать свои мысли словами, грамотно строить предложения. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Упражнять в ловкости.

3. Слосестно-двигательная игра «Летает – ни летает» . Продолжать развивать у детей внимание, наблюдательность, речевые навыки.

Непосредственно образовательная деятельность, кружки

1. НОД по познавательному развитию. «Лес богатство Земли!»

Цель : дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы. Смотреть стр. 84 Волчкова.

Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Смотреть стр. 83 Моя страна. Натарова В. И.

Предварительная работа.

1. Чтение литературы о лесе.

2. Наблюдения на прогулках и экскурсиях.

Методическое оборудование : панно для модели «Лес» , картинки для моделирования. Набор картинок «Чего не следует делать в лесу» . Дидактическая игра «Зачем пилят деревья» , «Зачем человек ходит в лес» .

Подготовка к прогулке.

Вторая прогулка

1. Подвижная игра «Мы веселые ребята» . Упражнять детей в быстром беге, в умении быстро увертываться. Воспитывать желание играть честно, соблюдать правила игры.

2. Словесно-дидактическая игра с мячом «Хорошо-плохо» . Стимулировать речевую активность, умения делать умозаключения. Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.

1. Прыжки вправо и влево через шнур с продвижением вперед (дистанция 3 м) 1. Уборка мусора на участке . Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.

2. Вынести савочки, ведерки, игрушки, спортивный инвентарь.

Вечер : подготовка к ужину, ужин, игры, самост.

д-ть, уход домой Развивающая образовательная ситуация «Весна пришла» . Цели : Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаться с одного действия на другое; Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу; Закреплять умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы; Активизация словаря по теме.

Заучивание стихотворения с подгруппой детей «Кораблик

См. стр. 332Т. С. Комаровой. Компьютерные игры :

«Пройди по лабиринту» ,

«Найди сходство»

«Цифры» . Упражнять детей в сохранении устойчивого внимания и способности переключения внимания. Тренировать память, логическое мышление.

Взаимодействие с родителями

Консультация на тему : «Права и обязанности по отношению к детям» .

МБДОУ детский сад «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»

разработала

воспитатель

Заморохова С.И.

2016 год

Интегрированное занятие по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о часах»

(ФЭМП + ознакомление с окружающим)

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями; - вызвать интерес к понятию «время»;

- воспитывать интерес к разным часам.

- закрепить знания по ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;

- закрепить знания прямого и обратного счета в пределах 10;

- формировать доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;

Оборудование:

часы настенные, наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками; карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель водяных часов, парафиновая свеча.

Активизация словаря:

время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные, механические, электронные, секундомер и др.

Методические приемы:

1. Художественное слово.

2. Игра «Назови соседей» (дни недели)

3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по кругу»

4. Познавательный рассказ воспитателя о часах.

5. Опыт с водяными часами.

6. Демонстрация принципа действия солнечных часов.

7. Чтение стихотворения о часах

8. Зарисовка часов.

9. Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за руки:

Воспитатель: « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.

Воспитатель: Ребята , а давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук, по очереди говорите: «Здравствуйте, меня зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети отвечают : часы

Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:

Мы день не спим, мы ночь не спим, И день и ночь стучим, стучим.

Дети: тоже часы.

Воспитатель: - А теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали? (ответы детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, что такое часы? (ответы детей )

- «Часы это прибор для измерения времени»

Воспитатель: - А для чего нужно измерять время?

Дети: Что бы во время ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.

А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей )

Воспитатель: - Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом слове? Повторите его (дети повторяют )

Воспитатель: - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.

Воспитатель: - Время не возвращается, а идет только вперед.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают - часы.

Воспитатель: - Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками ) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как? Циферблат; и двумя или тремя стрелками. Но, часы, такими как сейчас были не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

Первыми часами. Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.

(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик )

Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

Люди придумали водяные часы (клипсидры ), которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.

(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

- «Течет время» и в песочных часах . Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

(дети рассматривают песочные часы )

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.

(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)

Воспитатель: - Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов? Назовите их.

(настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)

Воспитатель: - А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)

А как называются часы, которые будят нас по утрам? (Будильник ) А как вы думаете, какими были первые будильники? (Крик петуха )

Рассматривание часов на проекторе.

Воспитатель: А теперь послушайте Сказку о часовых (Авторы разработчики программы «Радуга»)

Сказка о часовых

В стареньких часах-ходиках жили-были две сест рички и брат.

Самую маленькую сестричку звали C е кунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие ко сички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Се кунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду . Но это было нелегко — уж очень она бы­ стро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!

Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда 60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела­ ла шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.

Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.

Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели , и да­ же месяц, и год . Но мы-то не забываем, какой у нас ме­сяц и год?

Тема проекта: «Человек и время»

Проблема: Зачем человеку знать время? Создание машины-времени.

Тип проекта : вид – монопредметный, по предмету области – математический, по форме – практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 неделя).

Цели проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

развивающие:

Развивать интерес к математике, представление о времени.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

обучающие: научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:

воспитывающие: расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Руководитель проекта: воспитатель Зуева Татьяна Владимировна.

Обеспечение проекта

Материально-техническое и учебно-методическое:

· Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.

· Детская художественная литература;

· Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.

· Модели часов различных временныхпромежутков.

· Дидактические игрына развитие ориентировки во времени.

Предполагаемый результат

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.Создание «машины времени» будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.

Продукт проектной деятельности

Изготовление модели « машины времени». Выступление на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Презентация проекта

Защита проекта прошла в форме выступления на «научном»симпозиуме «Я и мир вокруг».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

· Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

· Подбор материалов для реализации проекта.

· Изготовление дидактических игр.

· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.Выполнение проекта

· Изготовление «деталей» машины.

· Конструирование модели «машины времени».

· Систематизация знаний о временных отношениях.

3 этап. Результаты

· Презентация проекта в форме демонстрации работы «машины времени» на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг».

· Подведение итогов и анализ работы.

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Форма и содержание

Понедельник

Занятие

«В мире часов»

Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».Заучивание стихов о частях суток и временах года.

Цель:

Уточнить представления детей о частях сутоки временах года,

Способствовать накоплению опыта при изучении времени,

Вызвать интереск изучению времени;

Развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

Стихио частях суток

Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?»

Обсуждение конструкции «машину времени».

Вторник

Экскурсия в часовую мастерскую.

«Дело мастера боится»

Цель:

Расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Знакомство со строением циферблата.

Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.

Практикум «Делу время, потехе – час».

Среда

Калейдоскоп математических игр

«Ориентировка во времени»

Цель:

Развивать представления о времени.

Закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.

Поощрять желание играть в математические игры.

Улучшать память, внимание.

Развивать мелкую моторику рук.

Брейн-ринг.

Четверг

Ттворческая мастерская

« Создаем машину времени»

Цель:

Научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.

Закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами.

- развитьтворческую фантазию

Изготовить модели часов суток, часов недели и часов.года (круги разного диаметра, выдержанных в соответствующей цветовой гамме).

Разучивание стихов о времени.

Пятница

Защита проекта.

Выступление на «научном» симпозиуме «Я и мир вокруг»

Цель:

Обобщить знания детей о времени.

Совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

Демонстрация «машины времени».

Машина времени.

Мы хотим представить вашему вниманию модель Машины времени, которую мы изобрели в нашей лаборатории.

С помощью М.времени легко ориентироваться в разных временныхинтервалах. Каждая детальэтой машины заставляет работать определенный промежуток времени.

Чтобы узнать, что было год назад, нужно сделать поворот на главном временном диске против часовой стрелки.

Год назад мне было 5 лет.

Год назад я весил 18 кг.

В прошлом году мой рост был 96 см.

В прошлом году моей бабушке исполнилось 50 лет.

Чтобы узнать, что будет через 2 года,надо сделать 2 оборота стрелки вправо, по часовой стрелке.

Через два года я перейду во 2 класс.

А мой брат закончит школу.

Через 2 года Полянке будет 25 лет.

Следующий диск разделен на 12 частей.

Даша, объясни ученому совету работу этого диска времени.

(В году 4 времени года- осень, зима, весна, лето. В каждом времени года 3 месяца. А всего в году 12 месяцев.

А зачем нам знать названия месяцев? Можно обойтись без них?

Нет, нельзя.

Я родился в марте. Март- первый месяц весны.

Июнь-середина лета.

А в сентябре, когда наступает осень, дети идут в школу.

Молодцы, вы все правильно объясняете. Но давайте перейдем к следующему диску.

Данила, что означает этот диск?

Этот диск разделен на 7 разноцветных частей. В неделе 7 дней.

Посмотрите, уважаемые коллеги, этот веселый гномик Тик-так помогает быстрее запомнить дни недели.

Давайте расскажем,что делал гном всю неделю.

В понедельник добрый гном в красный цвет покрасил дом.

А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг.

Желтым все покрасил в среду и успел он лишь к обеду.

А четверг зеленыйвесь. Он принес такую весть.

В пятницу стал дом другим - словно небо голубым.

А шестой был день - Суббота. Синий цвет - его примета.

В воскресенье гномик отдыхает дома. А фиолетовая краска ему расскажет сказку.

Что мы еще можем узнать по нашей машине времени?

Мы можем узнать о частях суток.

Сутки это-утро, день, вечер, ночь.

А зачем нам знать их?

Чтобы соблюдать режим дня.

Чтобы знать, когда начинаются занятия.

Когда мы ложимся спать.

Последний диск нашей М. времени это - Часы.(Хором).

Которые отсчитывают часы, минуты, секунды.

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Где можно увидеть часы?

Дома. В детском саду. В группе. В телефоне. В машине. На вокзале. На Спасской башне Кремля и т. д.

И люди не могут обойтись без часов в современной жизни.

Стих. «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.