Программа самообразования воспитателя на тему экспериментирования. План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности
Варава Наталия Ахроровна
(Ф. И. О. педагога)
Воспитатель
(должность)
Средне – специальное (Троицкое пед.училище)
(образование)
30 лет
(стаж педагогической работы)
2
2003, 2006, 2010, 2014 гг.
(курсы повышения квалификации)
01.09.2012
(дата начала работы над темой)
2014 -2015 гг.
(предполагаемая дата окончания работы)
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Юный исследователь»
Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет.
Актуальность темы
На четвертом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Школа волшебства»
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста « Почемучки»
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Основные задачи :
Ознакомление детей с явлениями природы;
Формирование начальных естественнонаучных представлений;
Эти задачи реализуются через:
Занятия по естествознанию;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:
Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей. Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Результативность
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду.
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу .
Создан учебно–методический комплекс по детскому экспериментированию «Юный исследователь».
По данной теме с 2012 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок
Тема
Содержание работы
Практический выход
Сентябрь
2012 г.
Подбор и изучение литературы по теме;
Родительское собрание на тему «Как прекрасен этот мир посмотри»
Октябрь
2012 г.
Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь
2012 г.
Создание предметно-развивающей среды
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»
Январь
2013 г.
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.
Анкетирование родителей.
Февраль
2013 г.
«Приборы-помощники»
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» (знакомство с лупой)
Март
2013 г.
Инновационные технологии - ТРИЗ
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов
Тематическое занятие «Вода в жизни человека»
Апрель
2013 г.
«Шаг за шагом»
Создание копилки опытов и экспериментов
Составление картотек опытов, экспериментов
Май
2013 г.
«Что? Зачем? Почему?»
Изучение метода итогового проблемного обучения.
Использование проблемного обучения в детском саду.
Сентябрь 2013 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации
Проведение опытов на занятиях и в свободное время (смотреть картотеку опытов)
Октябрь-ноябрь 2013 г.
«Круглый стол»
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.
Семинар на тему: «Где спрятался воздух»
Декабрь 2013 г.
«Шаг за шагом»
Пополнение «копилки опытов и экспериментов»
Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Приключение песчинки», «Куда исчез сахар», «Что такое почва и для чего она нужна», «Удивительная глина»)(смотреть картотеку опытов)
Январь
2014 г.
«Хочу все знать»
Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Знакомство с воздушным океаном», «Знакомство со свойствами воздуха»)
Февраль
2014 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации о явлениях природы
Проведение опытов на занятиях и в свободное время («Путешествие на воздушном шарике», «Можно ли воздух поймать?»)
Работа с методическими программами и рекомендациями
Март
2014 г.
Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве
Подбор DVD дисков по изучаемым темам
Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
Апрель 2014 г.
«Хочу все знать»
Поиск интересной информации о явлениях природы.
Консультация для воспитателей и родителей по обмену опытом. Проведение опытов на занятиях и в свободное время(«Как веточка тополя весну встречала», «Дружит ли семечко фасоли с водой?»).
Май 2014 г.
Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности
Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач
Сентябрь
2014 г.
Деловая игра «Аукцион идей»
Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности
Конспект
Москвичевой Светланы Михайловны 2-квалификационная категория; стаж работы Учебный год:2013-2014 Подготовительная к школе группа
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
Обобщение знаний по данной теме.
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Практический выход |
|||
Сентябрь |
Подбор и изучение литературы по теме; |
Памятки для родителей «Я познаю мир» |
|
«Шаг за шагом» |
Создание «копилки опытов и экспериментов» |
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
|
Ноябрь-декабрь |
Создание предметно-развивающей среды |
Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; |
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования |
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. |
Анкетирование родителей и воспитателей. |
|
«Приборы-помощники» |
Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) |
Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
|
Инновационные технологии-ТРИЗ |
Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов |
Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
|
Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве |
Подбор DVD дисков по изучаемым темам |
Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
|
«Что? Зачем? Почему?» |
Изучение метода игрового проблемного обучения |
Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Евгения Яровенко
Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник . Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает , нюхает, экспериментирует , исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности , и повышается познавательная активность .
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности .
Для достижения поставленной цели определила ряд задач :
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создавать условия для исследовательской активности детей .
3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .
4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста »; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : сайт, nsportal.ru.
На РМО ознакомилась с опытом работы д/с №10 «Белочка» на тему : «Детское экспериментирование и моделирование – как основы поисково-исследовательской деятельности».
Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников . В уголке природы оборудована «мини-лаборатория» . Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом :
-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
-медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей . Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами снега : снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод : состояние снега зависит от температуры воздуха. Затем, провели следующий опыт, обыграли его в форме сказки «Приключение любопытного котенка» , где котенок вышел на прогулку и по пути попадал в различные ситуации. Мы налили в литровую банку кипяток и закрыли ее крышкой с отверстиями, сверху положили кусочек снега. Под воздействием пара снег начал стремительно таять. Так любопытный котенок попал под дождь. Делаем вывод : чем выше температура, тем быстрее тает снег. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность» . Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос : «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Я предложила ребенку листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У ребенка появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек пластилина, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Я предложила детям проделать это с разными породами деревьев. Такие игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.
Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :
Видеть и выделять проблему;
Принимать и ставить цель;
решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей : наглядные, словесные, практические . С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам : «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование »; «Организация детского экспериментирования дома » ; выпустила папки-передвижки по данному вопросу.
Было запланировано открытое занятие на тему : «Путешествие с капелькой» . Цель занятия : познакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их .
В результате работы за год я :
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов .
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности .
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты НОД по экспериментированию .
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность , утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность ,
познавательный интерес ; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»
Программа саморазвития педагога
«
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
»
Кондратьева Ирина Викторовна
Образование - средне-специальное,
1 квалификационная категория.
Работа начата -01.09.2014 г.
Предполагается закончить -30.05.2017 г.
2014 - 2017
Оглавление:
Введение
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Основными направлениями, выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:
- детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;
Содействие распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;
Содействие творческой исследовательской активности детей;
Стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
Содействие формированию у детей научной картины мира;
Популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.
Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются , детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Актуальность темы:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:
Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);
Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)
Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)
Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)
Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)
Я поставила перед собой
Цель:
Создавать условия для исследовательской активности детей;
Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Через задачи:
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Изучить методическую литературу по данной теме;
Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Этапы реализации программы самообразования
Формы работы
Практический выход, примечание .
Сроки .
Теоретический этап. Изучение методической лит-ры.
*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников
*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.
*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.
*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.
*Изучение методики Л.А, Венгера
Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
* Интернет ресурсы
Изучение статей в журналах :
*Воспитатель ДОУ,
*Дошкольное воспитание,
*Ребенок в детском саду,
*Обруч.
Составление картотеки книг, статей из журналов.
В теч. 3 лет
Практический этап.
Работа с детьми
*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.
*Составление серии опытов для дошкольников.
* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.
*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.
*Открытые занятия.
В теч. 3 лет
Работа с родителями
*Консультация для родителей
*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях »
*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,
р екомендации .
В теч. 3 лет
Работа с воспитателями
* Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»
*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование работы с детьми по экспериментированию»
*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.
*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
*Изучение опыта педагогов ДОУ
*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
* Памятки о общих правилах исследовательского обучения.
*Оформление выставок литературы, дидактического материала.
*Проведение мастер-класса для педагогов.
В теч. 3 лет
Форма отчета
*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах ;
*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;
*Обобщение из опыта работы;
*Отчет на педсоветах;
*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне
*Представление администрации аналитического отчета.
*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.
*Презентации.
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
Желание улучшить образовательный процесс;
Разработка презентаций.
Разработка и внедрение дидактических материалов.
Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.
Доклады и выступления по распространению опыта работы.
Форма самообразования : индивидуальная.
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Пояснительная записка
Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Так же в 2016 - 2017 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие
волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.
Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и
экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих
опытов. На педагогическом семинаре по данной теме, который проходил на базе
нашего детского сада педагоги, занимающиеся этой темой в работе с детьми, как
дополнительной образовательной деятельностью, поделились своим опытом.
Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и
экспериментов. Где я подчеркнула для себя некоторую информацию. Из всего
вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и
общеобразовательного процесса к сожалению не всегда хватает времени для
более углубленного изучения какого либо дополнительного материала.
Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность темы
Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.
Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
- проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
- нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
- объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
- не оставлять вопрос без внимания;
- радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Педагог:
- Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
- Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
- Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
- Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
- Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
- Разработать консультации и памятки для родителей
- Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Дети:
- Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий, ответственность;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Планирование работы по самообразованию
Дата |
Этап реализации |
Практический выход |
|
Сентябрь - октябрь |
Подготовительный |
Постановка цели и задач для педагога и для детей |
Анализ научо-методической литературы, применение полученных знаний на практике. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Оформление экспериментального уголка, пополнение его атрибутами, материалом, спец. посудой. Знакомство детей с экспериментальным уголком. Ознакомить родителей с целью, задачами, проблемой по теме детского экспериментирования. Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя. |
Изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов (опыта коллег) |
|||
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центры игровой деятельности) |
|||
Подбор диагностики детей по теме |
|||
Разработка плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями |
|||
Аналитико-диагностический |
Мониторинг степени устойчивости познавательного интерес детей (начало года) |
Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в группе. Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. |
|
Анкетирование родителей |
|||
Октябрь - май |
Основной |
Реализация плана по опытно-исследовательской деятельности с детьми и родителями с учетом коррекции и дополнений |
Проведение комплекса занятий и игр по теме. Самостоятельная деятельность детей.Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником. Оформление картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Показ открытого занятия для педагогов ДОУ(обмен опытом). Проведение семинара-практикума для родителей воспитанников. Фотовыставка «Экспериментируем дома». |
Разработка памяток и консультаций по теме |
|||
Подготовка и реализация проекта «Мы маленькие волшебники» в средней группе |
|||
Подготовка открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе. Образовательная область «Познание» |
|||
Подготовка семинара - практикума для родителей |