Простые техники нлп. Что такое НЛП

НЛП (нейролингвистическое программирование) популярное направление практической психологии и психотерапии, которое широко распространилось в различных сферах жизни. Человек, владеющий НЛП, воздействует на подсознание своих слушателей или на свое подсознание с помощью специально подобранных фраз – лингвистических конструкций. НЛП стала одной из самых популярных психологических практик, с помощью которых человек может менять свою психику и влиять на других людей с целью моделирования их поведения.

Влияние НЛП на подсознание происходит посредством мягкого эриксоновского гипноза. Он очень отличается от классической методики, которая полностью отключает сознание. Владеющий НЛП, может ввести своего собеседника в легкий транс с помощью подстройки по частоте дыхания, зрительного контакта, метафор и образных фраз, которые соответствуют психическим особенностям человека. Состояние транса помогает переместить внимание на внутреннее «Я», облегчает поступление информации в подсознание. Сознание собеседника не отключается. Но говорящий получает возможность обходить его «фильтры», что позволяет внушить симпатию и вызвать доверие.

Сфера применения НЛП

В последние десятилетия НЛП широко используется в психотерапии и повседневной жизни.

  • НЛП в психотерапии и психологическом консультировании. Элементы НЛП используют для лечения: психологических травм, фобий , депрессий , психосоматических расстройств , устранения вредных привычек. Его применяют в семейном консультировании и спортивной психологии. В психологических тренингах повышения стрессоустойчивости и других личностных качеств.
  • НЛП в повседневной жизни широко используется тренинговыми компаниями и коучами при проведении тренингов и семинаров по личностному росту, повышению эффективности персонала коммерческих компаний, специалистов, работающих в сфере продаж и рекламы. Пикап или современное искусство соблазнения также основывался на принципах НЛП.

Основным понятием в НЛП является «субъективный опыт» – познание окружающего мира через органы восприятия. Он включает три взаимосвязанных компонента: восприятие, идеи и убеждения. Опыт определяет чувства человека, его образ мыслей – следовательно, и поведение. Исходя из личного опыта, каждый строит свою картину мира, свою реальность. Наблюдая за поведением можно понять субъективный опыт и получить ключ к изменению поведения. Поэтому в НЛП подход к каждому человеку должен быть сугубо индивидуальный. Использование стандартных схем и шаблонных подходов вызывает отторжение и неприязнь к пользователю методики.

История появления НЛП

Методика разработана в 60-70-х годах в Калифорнийском университете. К ее созданию причастны три специалиста: психолог Ричард Бэндлер, лингвист Джон Гриндер, а также кибернетик и антрополог Грегори Бейтсон. Они анализировали работу трех известных и очень успешных психотерапевтов, работающих в разных направлениях: Ф. Перлза, В. Сатир и М. Эриксона (основателя эриксоновского гипноза). После изучения их методов работы с сознательным и бессознательным исследователи составили алгоритмы, которые впоследствии стали основой НЛП.

Как создавалось НЛП

Авторы НЛП, а в дальнейшем и их последователи, находили успешных психотерапевтов и людей, которые удачно справлялись с психологическими проблемами, и перенимали их секреты. Они анализировали полученную информацию, раскладывали на составляющие, а затем создавали пошаговую инструкцию по решению данной проблемы.

Как работает нейролингвистическое программирование

НЛП дает практические советы и четкие инструкции, пользуясь которыми можно понять мотивы действий человека и донести до него свою точку зрения, сделать своим сторонником, вызвать симпатию и изменить его повеление, избавить от психологических проблем.

Эффективность НЛП зависит от ряда факторов:

  • Некритичного восприятия основ НЛП. Сомневающиеся люди, которые критично относятся к пресуппозициям и требуют научных доказательств спорных высказываний, не смогут эффективно влиять на собеседника. Чтобы убедить оппонента нужно самому верить в то, что ты делаешь и говоришь.
  • Индивидуального подхода к каждому человеку . Не существует идеальных методик НЛП, подходящим всем людям и работающим во всех ситуациях. В каждом случае требуется анализировать, проявлять гибкость и выбирать то, что больше подходит.
  • Правильного подбора техник НЛП и их грамотного сочетания. Даже работая с одним человеком, требуется применять несколько техник. Одни из них могут оказаться неэффективными, другие со временем перестают действовать, поэтому требуется в совершенстве владеть многими методиками.
  • Точного соблюдения всех деталей методики. Все нюансы техники очень важны. Например, если указано, что во время психотерапии с помощью НЛП пациент должен находиться в состоянии транса, то пренебрегать этим правилом нельзя. В противном случае внушение не будет работать.
  • Мастерства и навыков общения. Быстро освоить НЛП могут люди, которые знают азы психологии, привыкли общаться и делают это непринужденно – психологи, психотерапевты, преподаватели, коучи. Тем, у кого нет подобных навыков, придется много практиковаться.

Основные принципы НЛП – пресуппозиции


Основные принципы НЛП
(их еще называют пресуппозициями) – это утверждения и постулаты, которые являются теоретической базой методики. Люди, практикующие НЛП принимают пресуппозиции как аксиомы, которые не требуют доказательств. Эти утверждения призваны изменить точку зрения человека на ситуацию, чтобы упростить решение проблем.

  1. Карта – это не территория. Как карта местности не является той территорией, которую она описывает, так и наше виденье реальности не совпадает с «объективной реальностью», существующей на самом деле. Наше виденье зависит от прошлого опыта, воспитания, настроения, установок и принципов. Поэтому одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-своему. НЛП учит понимать, что реальный мир шире той карты, которую нарисовал наш опыт. У каждого человека есть свое виденье, и это необходимо учитывать. Ничья карта не является подлинной и правильной, а лучше та, которая дает больше возможностей решения проблем. Чужие картины мира могут помочь увидеть проблему с новой стороны и найти неожиданное решение. Понимание того, как человек видит действительность, помогает выстроить эффективную модель общения с ним.
  2. Тело и «сознание» – единая система. Самочувствие зависит от мыслей человека, и одновременно самочувствие значительно влияет на ход мыслей. Изменения в сознании и эмоции влияют на телесные ощущения, поскольку способны снять или повысить тонус мышц, улучшить или ухудшить кровообращение и иннервацию. Например, вспоминая об отдыхе, человек испытывает умиротворение. Сам того не замечая, он расслабляет мышцы, что способствует снятию мышечных спазмов, улучшению кровообращения и облегчению боли.
  3. В основе любого поведения есть позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением. Человек всегда «хочет как лучше», то есть им движет позитивное намерение. А вот действия, которые он предпринимает для достижения цели, не всегда одобряются обществом. Например, чтобы обеспечить семью один будет воровать, а другой - работать. Выбор действия (поведения) зависит от ситуации, в которой принималось решение, воспитания, характера, моральных норм. Случается, что действительность меняется, и та модель поведения, которая раньше была приемлема, больше не работает. В этом случае необходимо понять, какое намерение стало основой данного поведения, а затем изменить поведение на положительное. Например, в основе энуреза лежит подсознательное намерение ребенка привлечь к себе внимание родителей. Поэтому, чтобы избавиться от нежелательного поведения нужно помочь ребенку достичь цели другим путем, предложив здоровую альтернативу – доброжелательно общаться с ним, проводить вместе больше времени.
  4. Весь жизненный опыт храниться в нервной системе . Все, что когда-то случалось с человеком, записывается в его нервной системе и остается в памяти, хотя иногда доступ к этим воспоминаниям может быть затруднен. В НЛП прошлое не всегда рассматривается как корень проблем. Опыт прошлого – это источник ресурсов, которые помогают найти решение в сложных ситуациях. Также примеры удачного поведения можно найти в опыте других людей и вымышленных персонажей.
  5. Субъективный опыт разделяется на зрительные образы, звуки, запахи, ощущения и вкус. В НЛП выделяют пять каналов восприятия информации – зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кинестетический (рецепторы тела и мимика). Один из органов чувств является ведущим, через него человек получает основную информацию. На основе информации он строит свои суждения и намерения, которые влияют на поведение. Зная, модальность человека, то есть какой анализатор у него ведущий, владеющий НЛП может эффективнее донести ему нужную информацию. Тем самым он влияет на поведение собеседника. Например: чтобы достучаться до подсознания человека, у которого ведущим является кинестетический канал, и убедить его поехать с вами, можно построить фразу таким образом: «Почувствуй, как обжигает кожу горячий песок, как освежает морская вода».
  6. Нет поражений, а бывает лишь обратная связь. То, что люди привыкли считать поражением или неудачей, на самом деле является новым опытом и полезной информацией, которая делает человека совершеннее и приближает к успеху. Например, после собеседования человека не взяли на работу. Ситуацию можно рассматривать как полезный опыт. Проанализировав ошибки, можно сделать выводы: как вести себя в следующий раз, какие навыки и умения требуются, чтобы собеседование прошло успешно.
  7. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. Когда человек говорит, он имеет определенное намерение: передать или получить информацию, эмоциональную реакцию, побудить собеседника к действию. Случается и так, что слова вызывают реакцию противоположную той, на которую рассчитывал говорящий. В ответ на нейтральную фразу или похвалу собеседник может обидеться. Это означает, что действие (высказывание) не соответствовало вашему намерению. НЛП предлагает выход, который поможет получить от оппонента желаемую реакцию – изменить действие, подобрать другой тон, фразы, ситуацию. То есть, если по реакции человека видно, что ваши доводы его не убеждают, то следует сменить тактику. Например, не рассказывать, а задавать вопросы.
  8. Поведение – выбор лучшего варианта из того, что доступно на данный момент . Человек в любой ситуации выбирает самое лучшее и эффективное из того, что имеется. Обычно этот выбор закрепляется, и он ведет себя подобным образом в аналогичных ситуациях, даже если методика потеряла свою эффективность. Например, человек может постоянно отвечать криком на конструктивную критику, если это сработало один раз. Чем больше его возможности (умственные, финансовые, физические), тем богаче выбор стратегий поведения. Методика НЛП направлена на развитие поведенческой гибкости и новых нестандартных моделей поведения в различных ситуациях. Это повышает возможности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, и за счет этого стать более успешным. В рамках психотерапии эта пресуппозиция помогает научиться не жалеть о содеянном в прошлом – ведь это было лучшее решение в той ситуации, а руководствовались мы исключительно позитивными намереньями.
  9. У каждого есть все необходимые ему ресурсы . Под ресурсами в НЛП имеются в виду знания, умения, убеждения, способности, время, финансы, вещи и люди. Это все, что позволяет расширить выбор решений проблемы. Например, стоит задача сделать ремонт. Если у вас достаточно ресурсов, то вы можете выбрать один из трех вариантов: 1) можно сделать самостоятельно, затратив время и силы; 2) можно привлечь знакомых; 3)можно заплатить наемным рабочим. Если ресурсов недостаточно (нет времени, нет денег), то число вариантов снижается. Чем больше ресурсов, тем шире выбор и легче справиться с проблемой. Пресуппозиция утверждает, что необходимые ресурсы есть у каждого. На первый взгляд с этим утверждением сложно согласиться. Но сторонники НЛП утверждают, что человеку достаточно начать действовать, как будто ресурсы у него есть, и они и действительно появятся.

  10. Вселенная благоприятствует нам и изобилует ресурсами.
    Окружающий мир наполнен ресурсами. В процессе эволюции человечество научилось их использовать, что и поставило человека на вершину пирамиды. Если бы люди только избегали опасностей, а не пытались добиться большего, этого бы не произошло. Эта пресуппозиция говорит нам, что стоит верить в добрые намерения других людей и смело использовать все доступные ресурсы. В этом случае вселенная будет становиться еще более дружественной и щедрой.

Данные пресуппозиции достаточно общие, их сложно доказать при помощи научных экспериментов. Поэтому сторонники НЛП предлагают просто принять их на веру, или действовать так, как будто вы уверены в правоте этих тезисов. После смены поведения начинает меняться и ощущение мира, и ход мыслей. Таким образом, НЛП предлагает совершать сознательные действия, чтобы, влияя на глубинные структуры психики, получить подсознательные результаты.

На основе пресуппозиций создано большое количество моделей, техник и приемов НЛП. Каждый автор и тренер добавляет что-то свое. В данной статье будут рассмотрены самые популярные техники.

Применение НЛП

Обучение тому, как применять НЛП на практике проводят на семинарах и тренингах, но можно научиться этому и самостоятельно, имея достаточно времени и настойчивости. Для этого нужно ознакомиться с моделями, техниками и приемами НЛП, проходить онлайн тренинги и применять полученные знания на практике.

Модели НЛП

Модели НЛП – это различные варианты восприятия ситуаций. Модели – это способы мышления, применяя которые можно найти оригинальные и действенные подходы к людям.

Модель НЛП: ФОКУСЫ ЯЗЫКА

Модель «Фокусы языка» позволяет менять убеждения оппонента и работать с его возражениями. Таким образом, она дает преимущества в споре, применяющим НЛП в повседневной жизни. Знание ее приемов дает возможность улучшить свою публичную деятельность, что важно работающим в сфере обучения, продаж, в политике. А психологам и психотерапевтам эти приемы позволяют изменить позицию клиента по данному вопросу, сменить его мировоззрение на более позитивное и здоровое.

По сути «Фокусы языка» – это набор речевых моделей, которые помогают быстро переубедить собеседника. С их помощью можно заставить оппонента засомневаться в правильности его суждений, путем смещения фокуса внимания на новые аспекты обговариваемой проблемы.

Существует четырнадцать фокусов языка. Их используют в зависимости от ситуации и типа нервной системы собеседника.

  • Фокус языка – намерение

Суть метода – интуитивно определить цель, движущую человеком, которая скрывается за его высказыванием. Затем человеку предлагают совершить действие ради этой цели.

– Ценю вашу рациональность и ответственность, именно поэтому считаю, что Вы лучше других справитесь с этой задачей.

  • Фокус языка – переопределение

Суть метода – замена одного из слов в высказывании собеседника близким по значению, но имеющим другой контекст.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Вы не можете сказать: «я не хочу это делать», находясь на работе.

Или более позитивное:

– Действительно, это не ваш долг. Но не могли бы вы мне помочь?

  • Фокус языка – последствия

Суть метода – обрисовать собеседнику последствия его выбора. Они могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от того, в каком ключе строится разговор.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Хочу Вам напомнить, что сейчас рассматривается распределение премий лучшим работникам года. Ваше решение может повлиять на этот вопрос.

  • Фокус языка – разделение

Суть метода – разобрать по деталям каждый элемент высказывания оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Что именно из того, что я прошу, не прописано в Ваших обязанностях. Давайте разберем по пунктам.

  • Фокус языка – объединение

Суть метода – обобщить часть убеждения. Это дает возможность изменить взаимосвязи между частями высказывания.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы все здесь выходим за рамки должностных обязанностей. Иначе работа остановилась бы.

  • Фокус языка – аналогия

Суть метода – подобрать аналогию, которая придает высказыванию собеседника другой смысл. Хорошо если это будет анекдот, притча, пословица. Но подойдет любая метафора, которая ассоциируется с данной ситуацией.


– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– А Ной был виноделом. В его обязанности тоже не входило спасать мир от потопа.

  • Фокус языка – изменение размера фрейма

Суть метода – посмотреть на ситуацию с точки зрения прошлого или будущего.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Вам сказали, что придется выполнять эти функции, когда Вы устраивались к нам на предприятие? Вы все равно были бы заинтересованы в трудоустройстве?

  • Фокус языка – другой результат

Суть метода – показать, что у данного действия может быть результат более значимый, чем тот, что заявляет оппонент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Возможно, это не прописано в Вашей должностной инструкции, но это способно на порядок увеличить наши прибыли, привлечь большее количество клиентов.

  • Фокус языка – модель мира

Суть метода – переоценить ситуацию с другой точки зрения, использовать другую модель мира. Желательно делать это с позиции значимого и авторитетного для оппонента человека.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Гаррисон Форд не выходил за рамки своих обязанностей, все бы еще ездили на паровых машинах.

  • Фокус языка – стратегия реальности

Суть метода – обращения к реальным фактам, которые постигаются через логику и аналитическое мышление. При этом отметаются домыслы, интуитивные выводы и эмоции оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Оставим эмоции и поговорим по существу. В действительности это входит в Ваши обязанности. Об этом говорится в пункте № .

  • Фокус языка – противоположный пример

Суть метода – требуется найти исключение из правил и привести его в качестве примера. Это делает убеждение собеседника менее весомым.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– В мои обязанности тоже не входит обучать сотрудников, но я сейчас этим занимаюсь. К тому же дополнительная нагрузка есть у многих в нашем коллективе.

  • Фокус языка – иерархия критериев

Суть метода – переоценить высказывание собеседника с точки зрения более важного критерия.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы здесь для того, чтобы помогать людям. Это важнее, чем следование должностным инструкциям.

  • Фокус языка – примените к себе

Суть метода – применяет ли собеседник к себе правило, которым он руководствуется на данный момент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Тогда и Вы не должны просить для себя таких исключений, как гибкий график, возможность удаленной работы.

  • Фокус языка – мета-фрейм

Суть метода – время меняется, то, что раньше было правильным, потеряло свою актуальность.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Так можно было рассуждать до кризиса. Теперь необходимо всеми силами бороться за клиента и за свое рабочее место.

Модель НЛП: ЯКОРЯ

В НЛП под термином «якорь», подразумевают стимул , вызывающий реакцию или условный рефлекс. В свою очередь стимулом для создания якоря может быть любое слово, предмет, человек или что-либо другое (жест, поза, мелодия, запах), запускающее эмоцию или состояние. Если якорь устанавливается специально, то в качестве стимула используют нечто необычное, но что можно в точности повторить в нужный момент: непривычный жест, новый брелок.

Установка якоря НЛП имеет тот же принцип, что и формирование условного рефлекса. Например, в отпуске вы начали пользоваться новой туалетной водой. После этого впечатления об отдыхе ассоциируются с этим ароматом. Через некоторое время воспользовавшись этой туалетной водой вы, сами того не желая, вызовете воспоминания об отпуске. Так аромат стал якорем, запускающим приятные эмоции.

В зависимости от того, какое переживание вызывает якорь, он может быть положительный и отрицательный.

  • Положительный якорь вызывает приятные эмоции и ресурсные состояния, полезные для решения задач. Он помогает вызвать это состояние в нужный момент. Например, работоспособность на рабочем месте, бодрость в конце дня и т.д.
  • Отрицательный якорь вызывает негативно окрашенные переживания, которые усложняют деятельность. Он может использоваться для лечения вредных привычек (переедания, курения).

С якорями можно совершать различные действия:

  • Наложение якорей – действие, в результате которого один стимул вызывает два разных состояния. Так, для повышения работоспособности рабочий инструмент (например, планшет) можно сделать якорем, запускающим бодрость и интерес.
  • Коллапс якорей – это состояние, когда якоря, обозначающие противоположные эмоции и состояния (например, страх и спокойствие), нейтрализуют друг друга. В итоге оба рефлекса, связанные с ними больше не работают, а сам стимул не вызывает никаких эмоций.
  • Переякорение – замена состояния, которое раннее вызывал якорь, другим. Например, если школьный рюкзак вызывал у ребенка тревогу, связанную с возможными неприятностями в школе, то после переякорения он будет вызывать интерес или уверенность в своих силах.
  • Интеграция якорей – объединение нескольких позитивных или нескольких негативных состояний на одном якоре. Например, после интеграции якорей сигарета может стать якорем для отвращения, тошноты, неприязни, что поможет человеку справиться с вредной привычкой.

Модель якоря в НЛП является одной из наиболее востребованных. Подробнее об установке якоря и использовании этой модели на практике описано в технике «Якорение ресурсных состояний».

Модель НЛП: АССОЦИАЦИЯ – ДИССОЦИАЦИЯ

Представим себе ситуацию – вам нахамили на улице. В данном случае возможны два варианта восприятия ситуации.


  • Ассоциация – Вы видите ситуацию своими глазами и являетесь ее непосредственным участником. Вы смотрите на раскрасневшееся лицо оппонента, слышите его голос, чувствуете, как вас переполняют гнев и обида, как кровь приливает к лицу и стучит в висках. При ассоциации вы воспринимаете происходящее всеми органами чувств. Из-за этого возникает множество эмоций, которые могут, как помочь в разрешении ситуации, так и навредить.
  • Диссоциация – это способ восприятия, когда вы видите себя в этой ситуации со стороны. Вы смотрите на себя, конфликтующего, и на своего оппонента. Вы видите и слышите все происходящее, но при этом не ощущаете эмоций, которые мешали бы вам принять рациональное решение. Смотреть на себя можно сверху, из-за плеча, сбоку.

Для чего используется модель «ассоциация - диссоциация»? Ассоциация нужна, когда вы хотите вызвать эмоции, которые пережили в той ситуации. При разговоре с любимым человеком, на отдыхе, при сексе, в момент триумфа. Эти состояния используются для установки якоря.

Диссоциация помогает взглянуть на ситуацию без лишних эмоций. Это может помочь в момент, когда нужно держась себя в руках, например при ссоре с начальством. Отстраненный взгляд со стороны помогает снизить тревожность. Например, когда вы страдаете бессонницей из-за того, что беспокоитесь о событиях, которые могут случиться (или не случиться) в будущем. Также метод диссоциации используется при борьбе с фобиями и психологическими травмами.

Модель НЛП: МЕТАПРОГРАММЫ

Метапрограммы – это фильтры, которые определяют, какая информация попадет в сознание и на чем концентрируется внимание человека. Определив метапрограмму человека можно спрогнозировать его поведение, добиться понимания, эффективно мотивировать, определять должность, где он будет наиболее полезен.

Необходимо учитывать, что метапрограммы явление не стабильное. Один и тот же человек может проявлять разные метапрограммы в разных ситуациях. Например, на работе он полагается только на свое мнение, а семейных делах прислушивается к мнению супруги. Выраженность метапрограммы также зависит от состояния здоровья и других факторов. Поэтому требуется подбирать индивидуальный подход к одному и тому же человеку при каждой встрече.

Виды метапрограмм:

На данный момент насчитывается более 50-ти метапрограмм. Коротко опишем самые распространенные из них.

  1. Метапрограмма «мотивация ОТ-К»

Метапрограмма мотивация ОТ-К делит людей на две группы.

  • Мотивация К (у 30% людей). Люди, для которых свойственна мотивация К ориентируются на успех. По природе они лидеры. Их интересует, чего они могут достичь, что смогут приобрести. Например, человека будет больше интересовать, как продвинуться по карьерной лестнице. При этом вопрос: «как избежать гнева начальства и неприязни коллег», его не волнует.
  • Мотивация ОТ (у 60%) характерна для людей, избегающих неудач и негатива. Они склонны ставить перед собой небольшие цели, которые можно быстро достичь. Они ценят стабильность. Не любят риска и перемен, которые могут повлечь за собой изменения к худшему. Склонны избавляться от проблем и недостатков. Например, они скорее купят гипоаллергенный шампунь, обещающий избавление от перхоти и выпадения волос, чем шампунь для красивых пышных и густых волос.
  1. Метапрограмма «СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ»

Метапрограмма «способ мышления» описывает способ обработки информации. Людей делят на 3 группы, исходя из того, предпочитает ли человек укрупнять, разукрупнять или искать аналогии

  • Обобщение. Эти люди склонны выделять общие существенные свойства предметов и явлений. На основе наблюдений за мелким и частными случаями они делают выводы обо всей категории. Например, такая женщина будет утверждать, что все мужчины полигамны, на основе одной измены.
  • Разукрупнение. Для людей характерно дедуктивное мышление. Из знаний об общем с помощью умозаключений они делают выводы о частном. Например, попугаи умеют говорить, поэтому любого волнистого попугайчика можно научить разговаривать.
  • Аналогии. Люди с таким способом мышления делают выводы на основе схожести эквивалентов: если Маше 10 лет, то и ее одноклассникам тоже по 10 лет.
  1. Метапрограмма «МОТИВЫ»

Условно можно поделить людей на 4 категории, соответственно мотивам, которые ими движут.

  • Власть . Этих людей побуждает к действию власть, возможность влиять на эмоции и действия других. Они превыше всего ставят свой престиж, значимость и уважение со стороны окружающих. Они хорошие управленцы и прирожденные лидеры.
  • Причастность . Командные игроки. Они всегда настроены на общение, любят заводить новые знакомства, поддерживают старые связи. Эти люди всегда в центре внимания и нуждаются в признании и общении. Хорошо работают в группе, способны длительно выполнять монотонную работу, не стремятся занять ответственные должности.
  • Достижение . Люди такого склада предпочитают сложные задачи, исследования, новые проекты, которыми раньше никто не занимался. Они не нуждаются в соратниках и помощниках, предпочитая работать в одиночку. Постоянно стремятся к совершенствованию и развитию. Должны стать лучше других и лучше себя в прошлом.
  • Избегание . Эти люди, прежде всего, ценят безопасность. Они стараются избегать всех возможных рисков, часто чувствуют себя беспомощными. Программа страха у них запускается по самому незначительному поводу. Они исполнительны, но боятся проявить инициативу. Не высказывают свое мнение, стараясь не провоцировать конфликт.
  1. Метапрограмма «РЕФЕРЕНЦИЯ»

Метапрограмма «Референция» помогает разделить людей на две группы, учитывая, какие ценности являются ведущими в принятии решений: внутренние или внешние.


  1. Метапрограмма «ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ МОДАЛЬНОСТЬ»

Метапрограмма «Предпочитаемая модальность» описывает, по какому каналу человек предпочитает получать информацию о внешнем мире. Ведущим каналом может быть: зрение, слух, чувства (тактильные ощущения, вкус и запах) или внутренний диалог. Знание предпочитаемой модальности собеседника дает возможность подстроиться под его образ мышления, что дает преимущества при общении с ним.

Модальность

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Дигиталы

Численность среди населения

Ведущий канал

Телесные ощущения, запах, вкус, движение

Смысл, функциональность

Предикаты – ключевые слова

Сидеть, смотреть, яркий, красочный, цветной

Слушать, громкий, ритмичный, звучит

Чувствовать, касаться, теплый, нежный

Рациональный, эффективный

Характерные черты

При общении рассматривают собеседника. Внешний вид важнее функциональности. Для запоминания и восприятия им нужны: схемы, графики, изображения.

Очень общительны. Любят и поговорить, и послушать. Часто у них приятный выразительный голос и хороший музыкальный слух. Для запоминания проговаривают вслух или про себя.

При общении стремятся коснуться собеседника – пожать руку, поправить одежду. Не слишком разговорчивы. Ценят удобство и комфорт. Постоянно находятся в действии, редко сидят на месте, что-то вертят в руках. Импульсивны. Не любят планировать.

Предпочитают рассуждать, выделять важное, анализировать ситуацию, перенимать чужой опыт. Мышление критичное, верят только весомым доказательствам. Внешне спокойны, стараются избегать сильных эмоций, которые являются для них очень болезненными.

Что ценит

Посмотреть, увидеть, изображение, макет, нарисовать

Потрогать, пощупать, контактировать

Услышать обо всех сторонах вопроса, обговорить тему

Доказательства, справки, сертификаты

Воздействие на человека с помощью этой метапрограммы НЛП можно разделить на 3 этапа:

  1. Анализ человека. Определение его репрезентативной системы. Какой канал у него является ведущим: слух, зрение, чувства.
  2. Подстройка к репрезентативной системе субъекта. Например, визуалу мы говорим – «Я вижу, что вы правы», аудиалу – «Все, что вы говорите правильно», кинестетику – «Я чувствую вашу правоту», а дигиталу – «Вы правы по всем пунктам».
  3. Воздействие на субъект с помощью различных методик. После подстройки выбирают соответствующую ситуации методику.

Все метапрограммы в разной мере присущи каждому человеку. Например, ваш собеседник на 70% проявляет мотивацию «ОТ», на 80% ему характерна внутренняя референция, на 90% - визуал. Но в остальных случаях он может проявить мотивацию «к» или свойства кинестетика. Поэтому при общении требуется внимательно следить, какой отклик вызывают ваши слова.

Методики НЛП

Методики НЛП – это пошаговые инструкции, которые позволяют решить проблему, не углубляясь в причины ее возникновения. Рассмотрим самые продуктивные методики НЛП.

Техника ВЗМАХ

Техника «Взмах» одна из самых востребованных методик, действующих на уровне подсознания. Она помогает избавиться от вредных привычек: курения, алкоголизма, переедания, грызения ногтей.

Шаг первый

  1. Выяснение намерений : зачем вам это? Что вы от этого получаете? - Курю, чтобы успокоиться и получить удовольствие.
  2. Выяснение вторичных выгод : какие еще преимущества вы получаете? Для чего вы это используете? – Курение помогает общаться с коллегами и скоротать время на работе.
  3. Выгоды от нового состояния : почему вы хотите избавиться от этой привычки? Какие преимущества вы получите, если бросите курить? – Здоровье, самоуважение.
  4. Проверка экологии: возможны ли негативные последствия после избавления от этой привычки? Чем грозит отказ от нее? Можно ли как-то уменьшить негативные последствия?

Шаг второй

Составление репрезентаций. В зависимости от модальности человека, (что доминирует – зрение, слух, ощущения и т.д.) составляется две картинки. Одна символизирует образ или ощущение, возникающее при запуске нежелательной программы. Вторая – это образ человека свободного от вредной привычки.

Рассмотрим пример, попытка избавиться от никотиновой зависимости у человека с ведущим зрительным анализатором.

  1. Картина первая – рука, подносящая ко рту зажженную сигарету.
  2. Картина вторая – фото счастливого и успешного человека, сумевшего отказаться от курения.

Шаг третий

  1. Картина 1. Необходимо представить картину «рука с сигаретой» крупным планом, сделав ее максимально четкой, цветной, контрастной.
  2. Картина 2. В темный угол первой картинки необходимо поместить вторую – маленькую и тусклую.
  3. Выполнение «взмаха». Картинки моментально меняются местами. Картинка с сигаретой становится черно-белой, тусклой и маленькой. Картинка с идеальным образом разворачивается, наполняется цветами и деталями. Действие происходит за долю секунды.
  4. Черный экран. После того, как идеальная картинка была детализирована, требуется «очистить экран». Обе картинки исчезают, остается черный фон.
  5. Повторить смену картинок 12-15 раз. Упражнение повторять ежедневно, до тех пор, пока тяга к курению полностью не исчезнет.

Техника «ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Используя технику «якорение ресурсных состояний», в нужный момент можно вызвать состояние или эмоцию. Это дает возможность управлять чувствами в любой ситуации.

Шаг первый

  1. Выяснение цели: в какой ситуации необходим дополнительный ресурс? - при работе, при общении с противоположным полом.
  2. Определение необходимого ресурса : чего вам не хватает в данной ситуации, чтобы успешно с ней справиться? Например, спокойствие на экзамене, смелость при публичном выступлении, вдохновение во время творческой работы.
  3. Проверка экологии: будь у вас этот ресурс вы бы им воспользовались? Не ухудшило бы ваше поведение ситуацию?

Шаг второй

  1. Вспомните ситуацию , когда необходимый ресурс у вас был: когда вы чувствовали себя уверенно, спокойно, радостно. Если такого положительного опыта не было, можно придумать историю, в которой вы проявили нужное качество.
  2. Придумайте якорь . Это может быть не привычный для вас жест. Например, обхватить запястье правой руки большим и указательным пальцами левой руки или сплести руки в замок, выпрямив и соединив указательные пальцы.
  3. Якорение . Воспроизведите выбранную ситуацию в воображении до мельчайших подробностей: кто присутствовал, что говорил, запахи, атмосфера. Вспомните, ресурсное ощущение, которое бы вы хотели испытывать. Когда положительные переживания достигнут самой высокой точки, то в этот момент необходимо присоединить якорь. После якорения необходимо прервать воспроизведение ситуации.
  4. Закрепление якоря . Цепочку: «воспроизведение ситуации – пик ресурсного состояния – якорь – прерывание ситуации» повторяют 7-10 раз. Этого количества повторений обычно достаточно, чтобы закрепился условный рефлекс.

Шаг третий

  1. Проверка якоря . Займитесь повседневными делами. Через некоторое время выполните действие, служащее якорем. Вслед за этим непроизвольно должно возникнуть ресурсное состояние (спокойствие, уверенность). Если оно не возникло, то якорение повторяют еще 5-7 раз.
  2. Проигрывание проблемной ситуации . В воображении смоделируйте ситуацию, в которой вам раньше не хватало уверенности. Например, вы находитесь за столом, где разложены экзаменационные билеты, напротив сидит преподаватель. Вас переполняют волнение и тревога. Воспользуйтесь якорем, чтобы вызвать желаемое состояние.
  3. Закрепление условного рефлекса . Используйте якорь на практике как можно чаще, чтобы закрепить навык.
  4. Техника «БЫСТРОЕ ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ» или «КИНОТЕАТР»

С помощью этой техники можно избавиться не только от навязчивых страхов и фобий, но и любых сильных эмоций: ненависти, злости, зависти.


Идеал состоит в реализации своего подлинного «Я»

История создания НЛП по-американски проста и прагматична. Лингвист Джон Гриндер и специалист в области теории систем Ричард Бэндлер в начале 70-х годов прошлого века задались целью доказать, что если нечто уникальное умеет делать хотя бы один человек в мире, то этому можно научить и всех остальных. Иными словами, они хотели понять, как можно стать успешным, не имея при этом особого таланта. И начали наблюдать за работой разных успешных специалистов. Сначала объектом их наблюдения стали известные психотерапевты Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир и Фриц Перлз, затем вместе с командой единомышленников они изучили людей из других сфер деятельности. В итоге авторы НЛП выделили и описали большой набор коммуникативных алгоритмов и техник, которыми, на их взгляд, пользуются успешные люди. И предложили всем остальным делать то же самое. Так появилось НЛП.

Слово из трёх букв

Что означают три буквы НЛП?

Нейро - что мы делаем с помощью своего мозга.

Лингвистическое - словесный и несловесный язык, который мы используем, чтобы систематизировать и сообщать свои мысли.

Программирование - тот уникальный способ, которым каждый человек собирает все это вместе, организовывая свои действия.

Изначально НЛП подавали как опасное и эффективное оружие, разработанное спецслужбами, что, безусловно, привлекало внимание и вызывало дополнительный интерес. Споры о том, можно ли с помощью НЛП манипулировать людьми (то есть заставить делать их то, что им совсем не нужно), не утихают до сих пор. Но однозначного ответа нет, потому что в принципе любую технологию работы с людьми можно назвать манипуляцией - любая продажа, любое общение в таком случае тоже является программированием. С другой стороны, люди вообще по природе хорошие манипуляторы, и для того, чтобы этим заниматься, вовсе не нужно изучать НЛП. Справедливости ради стоит сказать, что большинство методов и технологий, исполняемых в НЛП, придумано отнюдь не отцами-основателями этой теории. Многие люди, например, не имеющей ни малейшего представления, но интуитивно пользуются теми или иными техниками. Заслуга же автор НЛП состоит в том, что они выделили их и деталь описали.

Техники НЛП можно использовать всюду, где есть общение и взаимодействие - в психотерапии, бизнесе, образовании и т. д. Правда, до сих пор никто не подсчитал, сколько их на самом деле. По самым приблизительным оценкам, в НЛП описано не менее двух тысяч серьезных технологий, а мелких приемов - еще больше.

Условно все эти технологии можно разделить несколько блоков. Первый - это все, что связано установлением успешного контакта. То есть механизм взаимодействия с другим человеком, проведение пер говоров, техника слушания и задавания вопросов, искусство мотивировать и убеждать и т. п. Второй блок - личный менеджмент. Это техники работы с собственным состоянием - как вызывать определенное состояния (например, работоспособности) и как переключаться, как быстро перерабатывать информацию. Сюда же относятся методы управления временем, искусство самопрезентации и т. п. Наконец, третий блок - это техники, которые можно применять для организации - формирование миссии фирмы, корпоративной культуры, работа в команде и проч.

Пойти на контакт

Главное в общении, по мнению последователей НЛП, - это установить хороший контакт с собеседником, только важно при этом не забывать, что все люди разные.

Жили-были три слепых мудреца. В меру своих ограниченных возможностей познавали они мир, и следуя буквально все, что попадалось им под руку, попался им как-то под руку слон. Обрадовались тогда мудрецы и тут же стали его исследовать.

Первый из них наткнулся на бок слона и воскликнул: «Слон подобен огромной стене!» Второй, подержавшись за хобот, возразил: «Слон - это большая змея!» Третий же обследовал хвост, а потому уверенно заявил: «Что вы, друзья? Слон мне больше напоминает веревку».

Они бы еще долго спорили, но ведь не зря же их прозвали мудрецами. По своему, надо сказать, большому жизненному опыту мудрецы догадались, что каждый из них столкнулся лишь с малой частью реального слона. Конечно же, все трое правы. Правда, только в пределах той области, с которой они непосредственно столкнулись. Осознав это, мудрецы сложили свои представления о слоне, но даже это знание не могло быть полным.

Ограничения заложены уже в сами системы восприятия. Люди способны воспринимать механические и электромагнитные волны вполне определенных диапазонов и определенной интенсивности. Вряд ли найдется умелец, способный увидеть ультрафиолетовые лучи, услышать инфразвуковое излучение или же почувствовать удар одного-единственного атома. Но даже при этих биологических фильтрах оставшееся количество информации остается огромным.

Наш мозг слишком разборчив, чтобы хватать все, что дают. Да все, в общем-то, и не надо. Чтобы узнать, как проехать на машине, достаточно воспользоваться картой автодорог или же просто схематическим рисунком - нам не нужно для этого знать каждую кочку на дороге. Чтобы уверенно добраться до нужной станции в метро, нам хватит схемы, которая явно не отражает истинного расположения станций в пространстве. Карты мира нужны, чтобы ориентироваться в нем.

В НЛП под картой мира отдельно взятого человека понимают индивидуальный набор убеждений об окружающих событиях и явлениях. Люди ходят на ногах, после дня приходит ночь, на стуле можно сидеть, горячее обжигает… Здесь не все абсолютно верно, но эти упрощенные утверждения помогают людям эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это опоры для нашего мышления.

Здесь есть и обратная связь. Опираясь на свои убеждения, мы формируем фильтры восприятия. Мы отбираем только ту информацию, которая важна для нас в данный момент, игнорируя прочую.

- Вас уже оперировали? - спросил врач.

- Ну и как?

- Три тысячи баксов!

- Я имею в виду, что у вас было?

- Только одна тысяча.

- Вы опять не поняли. Я спрашиваю, на что

вы жалуетесь?

- Плата слишком высокая.

При этом мы рискуем потерять массу информации, мало-мальски противоречащей нашим убеждениям. Информации, способной значительно расширить нашу карту.

- Вовочка, скажи, какое сейчас время года?

- Лето.

- Какое же это лето, когда снег на дворе?

- Вот такое хреновое лето!

Все в порядке, но, обмениваясь информацией с другими людьми, полезно помнить, что у каждого свои фильтры восприятия, а значит - свои представления о мире. У ученого они одни, а у священника - другие. И уж будьте уверены, у спортсмена - третьи. Эти различия полезно учитывать, иначе можем нарваться на курьезы.

Лежал один монах под деревом и размышлял о Мире и о Боге.

Явился ему Бог. Явился и сказал своим грохочущим голосом: «Спрашивай, и да отвечу я тебе!» Собрался наш монах с мыслями и выпалил: «О, Господь Всемогущий! Правда ли, что для тебя наше тысячелетие все равно, что для нас - минута?» «Правда», - усмехнулся Господь. «А правда, что для тебя мешок золота, как для нас грошовый медяк?» - «И это правда». «Господи! - взмолился тогда монах. - Подари мне, пожалуйста, один свой грошовый медяк!» «Ладно, - легко согласился Бог. - Только подожди минуточку».

Для того чтобы успешно строить процесс общения, основатели НЛП разложили по винтикам всю вербальную («словесную») и невербальную коммуникацию (мимика, жесты и пр.). Они разделили всех людей на типы в зависимости от способа восприятия информации. Так, визуальный тип лучше воспринимает зрительную информацию, аудиальный - звуковую, кинестетический тип больше ориентируется на свои ощущения. Цель - научить человека понимать всех, а не только людей своей «направленности». Соответственно, чтобы заинтересовать и лучше понять собеседника, необходимо определить его тип и подстроиться под него, употребляя соответствующие слова. Например, «визуалы» лучше понимают, когда им говорят, например, «посмотри», «это надо видеть», «аудиалы» легче поймут, если к ним обращаться - «послушай», «это неслыханно». К «кинестетику» - «почувствуй» и т. д.

Кроме того, подстройка ведется и другими методами - копированием позы, жестов, ритма дыхания и проч. Все это происходит очень быстро - опытные «нэлперы» способны за несколько секунд распознать собеседника и незаметно под него подстроиться. Более того, они считают, что именно так собеседнику будет комфортнее общаться. Механизм действия подстройки в принципе несложен: здесь работает резонанс. У человека много внутренних ритмов, самые главные - сердечный и дыхательный. По сути, подстраиваясь к ним, мы получаем подстройку к человеку в целом.

Бросить якорь в чужую душу

Одним из очень часто встречающихся терминов НЛП является «якорь». «Якорь» - это условный раздражитель, который когда-то один или несколько раз в прошлом сочетался с важным для человека событием и вызывал то или иное психофизиологическое состояние. В реальной жизни мы многократно сталкиваемся с подобными явлениями, порой даже не обращая на них внимания. Бывает, что случайно воспринятый в толчее метро запах туалетной воды внезапно поднимает нам настроение, а в другой раз необратимо его портит. Это может быть связано с тем, что одну туалетную воду использовал дорогой нам человек, а вторую - нелюбимый начальник.

Условно «якоря» можно разделить на «положительные» и «отрицательные» (по тем эмоциям, которые они вызывают), а также на «зрительные», «слуховые» или «телесные» (исходя из задействованных при этом ощущений).

В жизни каждого человека было много моментов, когда он испытывал мощные положительные эмоции: радость, уверенность, бесстрашие или спокойствие, и при помощи НЛП оказывается возможным при помощи «положительных якорей» по собственному желанию вызывать эти состояния в нужный момент, например при проведении переговоров или при сдаче экзаменов.

«Как же это возможно?» - спросите вы. Для начала попробуем сделать упражнение, которое называется «ресурсное якорение». Оно позволит вам извлекать из вашего собственного прошлого энергию и способности, нужные в определенные моменты жизни, когда существующих ресурсов недостаточно для успешного решения проблемы.

  1. Устройтесь поудобнее в кресле или на стуле в уединенном месте. Подумайте о какой-то ситуации, где вы боялись чего-то, тревожились или испытывали беспокойство.
  2. Подумайте, в каком состоянии вы хотели бы находиться в тот момент или какое качество вам бы очень пригодилось в той негативной ситуации (уверенность, решительность, настойчивость, храбрость, творческий настрой и т.д.). Выберите из этого ряда такое качество, при обладании которым вы с честью вышли бы победителем из трудной ситуации.
  3. Когда вы подобрали для себя нужные ресурсы, обратитесь к своему прошлому опыту и из множества реальных ситуаций выберите такой эпизод из вашей жизни, в котором вы проявляли нужное качество. Постарайтесь выбрать такие воспоминания, которые бы отличались наибольшей ясностью и интенсивностью. (Если вам кажется, что вы не испытывали в своей жизни подобного состояния или не обладали необходимым качеством, можете представить своего знакомого или героя кинофильма, обладающего подобным качеством, и мысленно поставить себя на его место.)
  4. Когда у вас есть ситуация, где вы обладаете нужными ресурсами, начинайте подбор «якорей», которые будут запускать ресурсные состояния по вашему желанию.

Первый вариант якоря - телесный (как правило, он самый мощный). Например, вы можете крепко взять себя за запястье левой руки или особым образом переплести пальцы, или прикоснуться к мочке уха - важно только, чтобы этот «якорь» не являлся для вас привычным жестом.

Второй вариант якоря - слуховой. Он может быть словом или фразой, произносимой про себя. Это может быть любое слово, звук, например «слон» или прищелкивание языком, но будет лучше, если оно и по смыслу отражало бы искомое состояние и напоминало бы вам о нужном ресурсе. Скажем, для работы со страхами лучше подошло бы слово «Смелость!», произносимое с соответствующей интонацией, для преодоления нерешительности - слово «Уверенность!» и т.д.

Третий вариант якоря - зрительный. Это может быть вид определенного предмета (нитка на запястье, носовой платок) или мысленный образ той ситуации, где вы уже когда-то проявляли нужный ресурс.

  1. Переходим к связыванию выбранных якорей с желаемым состоянием. Вернитесь в своем воображении к той ситуации из вашего прошлого, в которой нужное качество присутствовало. Вспомните, где вы тогда были и что делали. Постарайтесь как можно более подробно восстановить окружающую обстановку, увидеть мысленным взором людей, которые тогда были возле вас, услышать звуки и голоса, звучавшие тогда, и испытать чувства, связанные с той ситуацией. Так как вы проявили в той ситуации качества, достойные уважения, то насладитесь воспоминанием подольше, не спешите возвращаться в настоящее. Когда воспоминания подойдут к своему пику и вы вновь, как и тогда, получите доступ к нужным ресурсам (ощутите уверенность или смелость, или спокойствие…), задействуйте выбранные вами якоря: телесный, зрительный или слуховой (например, прикоснитесь к своему запястью, вспомните соответствующий зрительный образ и произнесите слово «Уверенность!»). Якорь должен быть задействован перед самой высокой точкой переживаний и продолжаться несколько секунд.
  2. Вернитесь из своих воспоминаний к реальности и проверьте, какой якорь (зрительный, звуковой или телесный) у вас лучше работает. Оцените, какой якорь работает лучше всего. Если сила его воздействия вас не удовлетворяет, вновь вернитесь в прошлое - в ту же самую ситуацию или другую и снова почувствуйте или переживите ощущения уверенности (смелости, спокойствия или др.) Чем большее количество раз вы будете сочетать якорь и искомые ощущения, тем прочнее они свяжутся в вашем сознании и тем надежнее этот якорь будет их вызывать в будущем.
  3. Теперь вновь вернитесь к первоначальной ситуации, которая вызывала у вас неприятные чувства (страха, неуверенности, тревоги и пр.) Подумайте, что служило предшественником неприятных чувств? Какие сигналы вызывали у вас страх? Может быть, это дверь приемной вашего непосредственного начальника, может быть, вид экзаменационных билетов на столе, может, голос человека, которого вы стесняетесь… Теперь представьте мысленно, как начинает развертываться неприятная ситуация, и когда она дойдет до этого критического момента, предъявите заготовленный якорь (например, возьмите себя за запястье или твердым голосом произнесите про себя слово «Смелость!»). Почувствуйте, как резко изменится ваше состояние, насколько лучше начнете вы себя чувствовать! Повторите это несколько раз, чтобы закрепить в подсознании. Теперь сигнал, который ранее вводил вас в стрессовое состояние, будет придавать вам смелости и уверенности в себе.

Ищущий да обрящет

Знаменитый американский психолог Уильям Джеймс, основоположник так называемой «периферической теории эмоции», отмечал, что наши эмоции и действия, которые они вызывают, настолько тесно связаны друг с другом, что образуют единую систему. Когда мы радуемся, у нас напрягаются одни мимические мышцы, когда боимся - другие.

Представьте себе на мгновение, что вы держите в руке один из своих любимых фруктов. Вообразите, что вы чувствуете его вес и кожуру. Он твердый или мягкий, когда вы его сжимаете? Какого он цвета? Произнесите про себя его название. Теперь закройте глаза и представьте, что вы нюхаете его. Какие ощущения вызывает этот запах? Сейчас вы собираетесь его попробовать. Мысленно разрежьте, если это необходимо, и медленно поднесите ко рту. Откусите кусочек, чтобы почувствовать сок у себя под языком.

Если при этом у вас не выделилось ни грамма слюны, то вы, должно быть, спите.

Фрукт воображаемый, но слюна-то реальная! На самом деле этот опыт всего лишь наглядно показывает, что изменения в сознании повлекли неминуемые изменения в теле, то есть сознание и тело - части единой кибернетической системы. А это значит, что по внешним проявлениям можно определить внутреннее состояние человека: какое у него настроение, какой у него характер, как он относится к тому, что происходит вокруг. В НЛП этот метод называют калибровкой.

Секретарша своему шефу:

- К вам посетитель.

- По какому вопросу?

- Он говорит, что хочет получить свои деньги назад.

Шеф спешно перебирает в памяти своих кредиторов.

- А как он выглядит?

- Он выглядит так, что лучше бы уж вы ему их вернули!

По каким признакам это определяется? По позе и мимике, по цвету кожи, по ее влажности, по типу дыхания, по скорости и высоте речи, по привычным жестам, по их скорости, по движениям глаз, по способу организации речи. Вот лишь возможный вариант списка внешних признаков, которые можно заметить, калибруя состояния «да - нет»:

Список можно существенно дополнить. Единственным ограничением здесь могут стать ваши собственные способности замечать, сортировать и запоминать внешнюю информацию.

Работа с метафорой

Неплохо работает такой прием НЛП, как работа с метафорой. Например, руководитель крупной фирмы беседовал с кандидатом на должность директора по персоналу. Послужной список кандидата не оставлял сомнений в его профессионализме. И тут его попросили ответить на простой вопрос: «Вы в бизнесе как кто?» Соискатель выдал метафору: «Я - как боец на ринге. Один на один. Я должен выиграть, во что бы то ни стало». В общем, управлять кадрами его не взяли.

От улыбки станет всем светлей…

Бытует мнение, что собственными эмоциями управлять невозможно, ибо человек - существо живое и самобытное - влиянию извне не поддается. Конечно, живое! Конечно, самобытное! И именно поэтому мы вольны сами выбирать то, что и по какому поводу будем испытывать.

Как это работает? По принципу обратной связи. Вспомните какого-нибудь сильного и уверенного в себе человека. Что вспоминается? Голова посажена ровно, плечи расправлены, фигура симметричная… И еще куча всего. А теперь очень неуверенного, постоянно боящегося человечка. Весь сгорбленный, голова низко наклонена, взгляд где угодно, но только не на вас, скованные движения…

Хотите стать увереннее в себе? Отразите позу и жесты уверенного человека. Обратите внимание на его речь, дыхание, походку. Хотите войти в состояние «критика» - притворитесь, что вы уже в нем. Покажите окружающим, что вы умеете конструктивно и очень точно критиковать, но только без слов - своим телом. Будьте уверены - вы войдете в это состояние.

Превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорить так, словно вы уже проникнуты бодростью. Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества.

Если не получается, не расстраивайтесь, можно попробовать представить себя на месте другого человека или вымышленного персонажа.

Тост: Королева пожелала иметь любовником Александра Македонского. Желание королевы - закон. Что делать, если он умер много веков назад? Пригласили актера. Королева была в восторге.

Через некоторое время она пожелала Петра Великого, а затем Юлия Цезаря. Опять все было прекрасно. Актер с блеском сыграл этих великих людей.

- А теперь я хочу тебя, - сказала королева актеру.

- Это невозможно, Ваше Величество. Я давно импотент.

Слава системе Станиславского, позволяющей творить чудеса!

Сравнительно новая система НЛП постоянно дополняется новыми методиками, помогающими работать над собой, позволяющими научиться управлять вербальными и невербальными приемами коммуникации. Неудивительно, что так много людей хотят узнать, как научиться нейролингвистическому программированию. Освоить подобные техники несложно. Главное - уделять этому достаточное количество времени.

Суть нейролингвистического программирования

НЛП - одно из самых обсуждаемых направлений современной практической психологии. Это объясняется множеством причин:

  1. Методы, которые использует нейролингвистическое программирование, вмещают в себя несколько смежных дисциплин: языкознание, психотерапию, программирование и психологию. НЛП – сравнительно новое направление, которое нацелено на активное практическое применение.
  2. Эффективность и польза этих приёмов осуждаются некоторыми представителями академического сообщества, и это подогревает интерес к этой дисциплине.
  3. Обучение и тренинг НЛП позволяет человеку освоить базовые навыки, которые включают в себя полный спектр упражнений, в т. ч. и гипноз.
  4. НЛП изучает материалы и позитивный опыт гипнотерапии, гештальтпсихологии и лингвистики для дальнейшего использования этих знаний.

НЛП - не полноценная наука, а только теоретические и практические знания, которые из-за характерных особенностей получения не считаются подтверждёнными научным сообществом. Создатели изначально не планировали разрабатывать полную теорию. Целью было формирование общедоступных и простых техник влияния, основанных на сложных методах и приёмах психологов-практиков.

Области применения навыков НЛП

НЛП помогает человеку научиться наблюдать за окружающими, анализировать мотивы поступков. Обладая этими умениями, он может строить крепкие взаимоотношения и эффективно влиять на людей, как это делают мастера общения и психологи.

Вопрос изучения НЛП актуален в современное время, т. к. сфера его применения обширна. В НЛП входят следующие направления:

  1. Искусство ораторское, актёрское и сценическое.
  2. Психотерапия и гипноз.
  3. Управление.
  4. Журналистика.
  5. Литература.
  6. Юриспруденция.

Одна из главных особенностей НЛП в том, что оно даёт практическое руководство по овладению коммуникативными навыками, которые необходимы людям, работающим в социальных сферах. Эти уроки помогают саморазвитию и самосовершенствованию.

Человек меняется эмоционально, достигает гибкости в поведении с окружающими. Новые техники, тренинги по НЛП позволяют сохранять здоровую психологическую форму, лечить фобии, поддерживать высокие показатели умственной деятельности и работоспособности.

Этапы обучения техникам НЛП

Принцип обучения предполагает, что без основательной теоретической базы знаний человек не сможет получить необходимую информацию и использовать приёмы и методы на практике.

Каждый волен выбирать для себя удобный метод обучения: самоучители для начинающих (библиотеки и книжные магазины, по желанию клиента предложат много учебной литературы) или же тренинг-центры.

Современная методика изучения теории НЛП, которую предлагают эти организации, состоит из трёх этапов:

  1. «Практик» - человек, самостоятельно или вместе с группой на тренингах изучающий базовые навыки нейролингвистического программирования, со временем их совершенствует и применяет на практике.
  2. «Мастер» - более детальное и обширное изучение как основных, так и дополнительных техник НЛП.
  3. «Тренер» - этот этап наступает после завершения обучения, и человек самостоятельно работает с аудиторией уже в качестве преподавателя.

Прежде чем останавливать выбор на конкретном тренинге, нужно пройти небольшое тестирование. Оно покажет, какие теоретические знания есть у человека, можно ли начать курс обучения.

5 основных уроков НЛП

Сейчас полноценное обучение НЛП проводится и в режиме онлайн. Если у человека есть желание, но нет возможности посещать курсы, можно записаться на онлайн-уроки. Один такой курс вмещает в себе все ключевые понятия и приёмы, изучение которых лежит в основе освоения более продвинутых концепций. Он также поможет начать практическое применение усвоенных навыков. Пять основных уроков описаны ниже.

Метамодель программирования

В 2018 году одной из самых доступных концепций программирования является метамодель, которая также известна под названием модель языка. Упражнения, которые используют для развития навыка, помогают понять смысл речи собеседника.

Это большая проблема, когда человек, высказывая свои мысли, часто путается в словах, не передавая того, что он в действительности хотел бы рассказать. Что-то неумышленно искажается, иное просто упускается из вида.

Человек не сможет правильно понять оппонента, если тот будет некорректно объясняться. Первый урок был разработан совместно с психоаналитиками и психотерапевтами.

Они сформулировали ряд специализированных направлений, помогающих постигнуть глубину человеческой мысли. Модель языка в НЛП поможет понимать собеседника, а иногда менять его восприятие через использование определённых техник психотерапии.

Позиции восприятия и фрейминг

Этот урок знакомит с двумя нужными и полезными упражнениями (техниками). Первое позволяет работать с 5 позициями репрезентации и восприятия. Фрейминг помогает обрамлять свои мысли в конкретные формулы. Это дает возможность следить за своей речью и править ее, совершенствуя свои коммуникативные способности. Обе модели упражнений активно воздействуют на речевые способности, делая их более активными и гибкими.

Репрезентативные системы

Этот урок также знакомит с лингвистическими системами, но рассматривает их с точки зрения понимания нейропроцесов, т. е. того, какое воздействие они имеют на психику. Во время этого занятия разбирают, что такое органы чувств, как они могут влиять на интерпретацию получаемого человеком опыта.

Калибровка, постройка, раппорт

Также как речь важны и естественные процессы организма. Они сопровождают абсолютно все моменты коммуникации и взаимодействия людей. Всем хорошо известно, что невербальные приёмы так же активно используются, как и вербальные.

Этот урок предполагает упражнения, которые позволяют человеку научиться влиять на физиологическую сторону во время коммуникации. Это поможет быть хорошим, удобным собеседником во время построения диалога с разными людьми.

Якорение, результативность

Здесь рассматриваются те техники программирования, которые направлены на повышение эффективности человека и нервных процессов в его организме. В рамках НЛП появились такие популярные и востребованные методы улучшения, как SMART. Этот урок помогает изучить на практике основные модели, необходимые для управления эмоциональным состоянием и мотивацией.

Чтобы во время уроков успешно освоить базовые техники, человеку необходимо:

  1. Изучать теоретические данные. Важно, чтобы ученик запоминал не только ход действий и их последовательность, но и полноценное описание, все факты, относящиеся к технике НЛП.
  2. Тренироваться самостоятельно. Так практикуются ранее выученные приёмы и методы.
  3. Применять практически, но аккуратно. Делается это, чтобы не испортить отношения с окружающими.

Постоянное использование техник позволит усовершенствовать навык и полностью овладеть НЛП.

Применение знаний на практике учит человека самостоятельно создавать новые, удобные для себя и не менее успешные приёмы, а также повышает уровень внимательности в беседе.

Принципы или пресуппозиции

Во время создания техник НЛП разработчики тщательно изучили и объединили уже известный материал в одну структуру. Она была названа «Системой Пресуппозиций». В лингвистическом программировании они выступают в роли инструментов, которые облегчают результаты применяемых методов. Основные пресуппозиции НЛП:

  1. Не бывает поражений, есть только обратная связь. Этот принцип был создан на основе материалов Эшби. Программирование нельзя рассматривать в рамках двух основных понятий «неудачи» и «успеха». Любые отрицательные результаты - не повод для разочарования, а необходимая и важная информация, определяющая степень эффективности тех или иных действий человека.
  2. Карта не есть территория. В топографии даже самая подробная карта не даёт максимально точных показаний действительности. Слова тоже не всегда 100% отображают наш опыт, хотя являются его репрезентацией. Нейролингвистическое программирование предполагает два уровня явлений, внешнюю и внутреннюю реальность. Техники работают с убеждениями и индивидуальным восприятием реальности, это и есть карта. Человек, у которого хорошо развита гибкость в общении, имеет больше влияния на окружающий мир и систему. Он в состоянии выбирать больше вариантов решения ситуации, т. к. в его коммуникативном арсенале есть конкретный набор инструментов для этого.
  3. Поведение и личность – разные понятия. Человек сам по себе представляет нечто большее, чем то, как он ведёт себя в социуме. В жизненных ситуациях он проявляет себя особым образом, совершает поступки, иногда они продиктованы чьим-то влиянием, иногда сделаны и вовсе не намеренно. Человеческое поведение не отображает личность.
  4. Тело и разум имеют прочную связь. Неизбежно их влияние друг на друга. Это происходит по физиологическим причинам. В человеческом теле заложено более 100 миллиардов нейронов, большая часть которых расположена в головном мозге. Каждая нервная клетка соединена в одно целое, это доказывает взаимосвязь разума и тела.
  5. В основе поведения лежит позитивное намерение. Этот принцип вписал в свою систему Сатир. Суть этой пресуппозиции в том, что даже негативные действия в программировании рассматриваются как неосознанное положительное намерение.

Эти принципы (пресуппозиции) часто упоминаются в учебной литературе.

Заключение

НЛП ориентируется на разработку приёмов и прикладных техник, которые помогают направлять и исправлять человеческое поведение. Освоить их несложно. Нужно уделять этому достаточное количество времени, постоянно практиковать новые техники и отмечать полученные результаты. Пусть они не будут сразу высокими, но мало-помалу удастся достичь желаемого и полностью освоить НЛП на уровне «тренера».

Инструкция

Обучение методам и упражнениям НЛП занимает некоторое время. Можно начать заниматься самостоятельно, можно вместе с мастером. Наличие преподавателя ускорит получение результатов, поможет избежать ошибок. Но в любом варианте придется прикладывать усилия и регулярно выполнять упражнения, наблюдать за собой и за людьми.

Чтобы освоить азы НЛП, начните читать книги. Для новичков рекомендуют такие произведения: Ричард Бендлер, Джон Гриндер "Из лягушек - в принцы."; Андрей Плигин, Александр Герасимов "НЛП-практик"; Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор "Введение в НЛП"; Александр Любимов " Мастерство Коммуникации"; Джил Андерсон "Думай, пытайся, развивайся"; Ричард Бендлер "Время перемен". Важно не только ознакомиться с этими книгами, но и выполнять все предложенные упражнение. Навыки появятся после того, как вы начнете практиковать их в жизни, а не просто накапливать теоретические данные.

Можно читать не книги, а статьи, которых очень много в сети. В них чаще встречаются действенные техники, а не теория. Конечно, чтобы стать специалистом, придется изучить все аспекты НЛП, но иногда нужно начать с чего-то практического, получить результаты, а потом лишь двинуться в глубину этой науки. Статьи помогут лишь поверхностно узнать что-то о поведении человека, но и этого бывает достаточно для изменения жизни.

Сегодня существует огромное количество вебинаров для обучения НЛП. Многие начинающие авторы проводят занятие , чтобы собрать слушателей, чтобы создать себе имя. Именитые мастера тоже практикуют эту форму обучения, но при этом просят некоторую оплату. Это удобный способ освоить НЛП, так как не нужно выходить из дома, достаточно лишь иметь компьютер или планшет и стабильный выход в интернет.

Максимального эффекта можно добиться на тренингах по НЛП. Это возможность не просто наблюдать за действиями, а участие в процессе обучения. Сразу можно опробовать все техники на живых людях, научиться использовать их максимально эффективно, а значит моментально получить результаты. Для изменения жизни достаточно пройти один тренинг или семинар, но за это занятие невозможно будет освоить все методы. Чтобы получить больше инструментов, обращайтесь к разным преподавателям за знаниями.

Чтобы научиться нейролингвистическому программированию, потребуется терпение. Нужно понять, как думает человек, как себя ведет и чего ожидает. По его жестам, фразам, тону речи можно понять устремления, и на основе этих факторов делать свои предложения. Это отлично работает при выступлениях на публике, при продаже каких-то товаров и услуг, а также при психологическом консультировании.

Во все времена человек стремился найти приемы и техники того, как он может влиять на окружающих людей, при этом добиваться от них желаемого. В некоторой степени завесу тайны открывает нейролингвистическое программирование, которое на сегодняшний день является популярным. Оно базируется на идее о том, что человека делают его в некоторой степени поддающимся манипуляциям. Примеры НЛП можно проследить повсюду.

Человек обладает мышлением. Его формированием зачастую занимаются родители, учителя и общество в целом. Если понимать, каким образом человек запрограммирован, можно на него влиять. Также учитываются особенности функционирования мышления. Можно абсолютно не знать человека, но воздействовать на его мышление таким образом, что будет естественно вписываться в его процесс.

Сайт психологической помощи сайт понимает, что многие читатели хотели бы знать тайные секреты влияния. Однако нейролингвистическому программированию нужно обучаться постоянно, ведь даже последователи данной теории не все тайны пока еще раскрыли.

Каждый день человек является объектом для программирования. Его, как робота или компьютер, пытаются запрограммировать на определенные действия, которые желательны не ему самому, а другим людям, которые его программируют. Как они это делают? Основными методами являются манипулирование на страхе или повторения. Когда вам страшно, вы не контролируете себя, а значит, делаете то, что обычно делаете, поддаваясь панике. Если вам постоянно повторять одно и то же, то со временем вы привыкнете к этой мысли и согласитесь с тем, что вам говорят или что с вами делают.

Человека можно запрограммировать на определенные действия через идею, которую вы выражаете словами письменно или устно. Говорите человеку только то, какую идею вы хотите внедрить в его голову. Со временем на подсознательном уровне он запомнит ее и будет действовать в соответствии с внедренной мыслью. Здесь применяется принцип: все, что вы делаете, видите, говорите, слышите и т. д., формирует ваше будущее. А здесь формируется будущее посредством слова, смысл которых вы хотите внедрить в голову другого человека.

Большинство людей легче воспринимают конкретную ситуацию – картинку или образ происходящего, а не философскую мысль. Другими словами, лучше демонстрировать картинку или создавать такую ситуацию, чтобы она запомнилась человеку и осталась у него в подсознании.

Более того, люди не любят длинные речи или тексты. Больше запоминаются короткие выражения, слоганы или фразы. Поэтому если вы хотите воздействовать на людей словом, говорите поменьше, используя четкие и ясные выражения.

Что такое нейролингвистическое программирование?

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – недавно появившееся понятие, которое обозначает набор техник и приемов, которые главным образов сказываются на деятельности мышления человека таким образом, что он начинает выполнять нужные действия. Обычно люди обращаются к НЛП с желанием управлять и манипулировать другими людьми. На самом деле психологи сомневаются в эффективности данных методик. Конечно, на человека можно воздействовать помимо его воли. Однако он продолжает оставаться свободным человеком. Если он останется бдительным и не захочет поддаваться , тогда никакие НЛП-техники на него не подействуют.

Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено на изменение человека самого себя. Человек может достичь успеха и сделать свою жизнь такой, какой она ему будет нравиться, если воспользуется специальными техниками и начнет воздействовать на самого себя.

В НЛП используется множество приемов, среди которых популярными являются:

  1. Использование слова. Люди еще не полностью осознали значение слова, которое на самом деле несет очень сильное влияние.
  2. Подстройка на уровне невербалики.

Каждый читатель должен понять, что его мозг является своеобразным компьютером, в который закладывались определенные шаблоны, стереотипы, убеждения, страхи, комплексы, эмоции, опыт и пр. Все это теперь влияет на поведение человека, его стратегию делания выбора и принятия решений, образ жизни и т. д. Если человек недоволен своей жизнью или собой, то он должен понять, что в первую очередь все проблемы находятся у него в голове. Можно с помощью специальных приемов настроить себя на , чтобы помешать остальным программам, которые уже сделали человека несчастным, действовать.

Техники нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование было разработано Бендлером, Эриксоном и Гриндером. Изначально техники использовались в психиатрической практике для устранения страхов, фобий, стрессовых состояний и пр. Однако НЛП получило популярность среди обычных людей, которые тоже захотели самостоятельно воздействовать на свое подсознание.

Следует брать ответственность на себя за те последствия, которые возникнут в результате нейролингвистического воздействия на окружающих. Техниками НЛП можно как принести пользу, так и навредить.

Очень распространенными становятся техники в рекламе, где специалисты пытаются обойти все преграды и защитные психологические механизмы. В первую очередь учитывается, каким образом человек воспринимает информацию, а затем уже используются соответствующие слова:

  • На визуалов (людей, которые воспринимают информацию преимущественно глазами) воздействуют такие слова, как «посмотри», «обрати внимание», «обрати свой взор» и пр.
  • На аудиалов (людей, которые преимущественно воспринимают информацию через уши) воздействуют такие слова, как «послушай», «услышь», «прислушайся» и пр.
  • На кинестетиков (людей, которые привычно воспринимают информацию через тактильные ощущения) воздействуют такие слова, как «потрогай», «мягкий», «ощути» и пр.

Нейролингвистическое программирование может изменить жизнь человека. Все зависит от того, на что человек направляет силы. Можно избавиться от страхов и негативных эмоций. Можно повысить свою самооценку. Можно отработать новые навыки успешной коммуникации. Можно изменить свое отношение к конкретным явлениям или жизни в целом.

На примере возникновения чувства ревности рассмотрим, как действует нейролингвистическое программирование:

  1. Сначала человек себе представляет картины измены своего партнера. То есть действует визуальный канал.
  2. Затем человек начинает представлять себе охи и вздохи во время измены (аудиальный канал).
  3. Развивается ревность (кинестетический канал).

Чтобы изменить свое ощущение, нужно на первом или втором этапе изменить сценарий:

  1. К примеру, на этапе визуализации нужно осознавать, что картинки являются ложными, недоказанными, неправдивыми.
  2. На этапе аудиального восприятия нужно представить, что любовники занимаются половым актом под юмористическую программу или мультяшную музыку.
  3. Уже на третьем этапе ревности не возникнет, если первые два этапа были проделаны правильно.

НЛП предлагает множество техник, которые должны позволить достичь поставленной цели. Приведем некоторые из них:

  • «Засветить пленку» — когда нужно отпустить или забыть какое-то воспоминание. Нужно каждый раз делать картинку воспоминаний все более светлой, пока она полностью не исчезнет.
  • Чтобы вспомнить о том, что было забыто, нужно как можно чаще прокручивать в голове воспоминание, «сгущать краски», выдвигать предположения, что было, так делать до тех пор, пока воспоминание не будет изъято.
  • «Двадцать лет спустя» — когда нужно снизить силу теперешних переживаний. Для этого нужно представить себя, место или другого человека спустя двадцать лет и обратить внимание на то, какие теперь возникают ощущения к нему (к ситуации).

Важным приемом в НЛП является раппорт – подстройка человека под собеседника с целью установления с ним контакта доверия и доброжелательности. Делается это путем занимания позы, выполнения жестов и мимики, которую делает человек.

Нейролингвистическое программирование предлагает людям действовать так, как будто желаемый результат уже был достигнутым, реальным. Это позволяет человеку избавиться от многих зажимов и внутренних страхов. Считается, что человек совершает максимально благоприятное действие на сегодняшний момент и исходит всегда из благих побуждений. Отрицательный результат не является чем-то плохим, а показывает возможность человека в следующий раз действовать по-другому, поскольку у него есть потенциал.

Еще одним приемом НЛП является «Якорь» — это когда человек у себя или у другого индивида желает вызывать определенное состояние при помощи условного раздражителя. Так, человек постоянно совершает какое-то действие, говорит слово или наблюдает предмет, при этом испытывая положительные эмоции. После нескольких повторений данного процесса можно уже просто сказать слово, сделать действие или посмотреть на предмет, чтобы возникли положительные эмоции как условный рефлекс.

Примеры нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование получило свою популярность в рабочей сфере, где люди желают воздействовать и достигать желаемых результатов. Так, наиболее популярными сферами становятся управление, торговля, реклама и даже политика. Однако есть люди, которые применяют НЛП и в любовных отношениях, так, например, известно такое направление, как пикап, который предлагает различные способы привлечения девушек быстро.

Зачем программировать людей на что-либо? Каждый человек хочет иметь влияние на окружающих, чтобы они делали то, что хочет он. Конечно, лишь единицы имеют такого рода влияние. Но если хорошо постараться, то можно и самому приблизиться к такому рода контакта с окружающими, чтобы они начали исполнять ваши пожелания.

Как запрограммировать людей своими словами? Самое простое и легкое правило: вы должны говорить лишь то, что непосредственно касается вашего желания. Не говорите того, чего бы вы не хотели, чтобы воплотилось в реальность. Помните, что все ваши слова являются программами, которые впечатываются в голову вашего собеседника и потом реализовываются через его поступки. Чего вы хотите? О том и говорите. Обо всем остальном забудьте. Ни слова не говорите о том, чего бы вы не хотели видеть в своей жизни.

Неужели можно таким способом запрограммировать человека? Можно. Ведь говорят же, что «если постоянно говорить другому, что он свинья, то вскоре он захрюкает». Здесь действует тот же самый принцип: вы постоянно говорите об одном и том же, чем и программируете человека на исполнение вашего желания. И не беспокойтесь по поводу того, что вначале человек не хочет вам подчиняться. Вначале всегда происходит сопротивление. Но потом человек свыкается с мыслью о том, что вы ему говорили, после чего он сам начинает думать о том же, на что вы его программировали.

Итог

Нейролингвистическое программирование предлагает множество техники и приемов. Это отдельное направление, которое нужно изучать, чтобы быть гуру и уметь управлять как своей, так и чужой жизнью.