Развитие высших психических функций начинается. Высшие психические функции

Синонимы ВПФ: высшие церебральные функции, высшая нервная деятельность (устаревший термин), высшие корковые функции (устаревший термин), высшие психические функции.
Элементы ВПФ есть и у животных: собак, кошек, лошадей, обезьян, дельфинов. Но именно у людей ВПФ достигают максимального развития и, в свою очередь, являются основой развития человека как члена общества. Особенность ВПФ человека - способность к творчеству, открытиям, прогнозированию ситуации. Итак, ВПФ - это основа развития человека как члена общества.

Морфологический субстрат ВПФ, условия их формирования


Морфологический субстрат ВПФ:

  • кора больших полушарий головного мозга (совокупность центральных звеньев анализаторов);
  • стволово-подкорковые структуры (отсюда бытовавший ранее, а ныне оставленный термин «высшие стволово-подкорковые функции»).

Указанные образования объединены в иерархическую систему.
Между корой, стволом и подкорковыми образованиями имеются многочисленные многосторонние связи. Например, каждый из 13-14 млрд нейронов, находящихся в коре больших полушарий мозга, связан с 10 ООО своих «собратьев». Подкорково-стволовые структуры служат энергетическим источником, тонизирующим кору и обеспечивающим той или иной, необходимый по ситуации, уровень бодрствования и дифференцированную активацию той или иной функции (за счет влияний ретикулярной формации): в зависимости от решаемой организмом задачи активируются определенные центры - чтения, слуха, речи и прочее.
Современные методы исследования позволили установить, что отдельные группы нейронов «отвечают» за восприятие и распознавание различных ракурсов одного и того же лица, за восприятие главного предмета и «фона», на котором он представлен. Бытовавшая ранее точка зрения, что все возможности мозга, якобы, не используются в полной мере, несостоятельны, так как в каждый конкретный момент работают только те его части, которые задействованы для выполнения осуществляющейся функции и решения имеющейся задачи. Кроме того, в целях компенсации необходима некоторая избыточность клеточных элементов. Наконец, нельзя забывать о постоянном выведении из строя клеток мозга с постарением. Например, есть данные, что в возрасте 60 лет человек теряет до 40-50% нейронов; однако и имеющихся обычно достаточно и для выполнения социально-профессиональной деятельности, и для решения задач творческого характера.
Мозг новорожденного ребенка напоминает книгу с незаполненными, белыми страницами. Кроме некоторых инстинктов и форм врожденного поведения мозг ничем не обладает. В то же время мозг ребенка обладает уникальной особенностью всему научиться благодаря усвоению и творческой интерпретации поступающей информации. Эта способность определяется генетической программой, обучением и воспитанием. Реализация программы обучения позволяет усвоить необходимые бытовые и профессиональные навыки и знания, принципы и законы общения в социальной среде. Именно для этого дитя человека имеет самый длинный период детства, который нецелесообразно сокращать. И именно это обстоятельство - способность всему научиться и на этой основе творчески совершенствовать окружающую среду и себя самого - и определяет могущество будущего взрослого человека.
В эволюционном плане перед Природой стояла задача: каким путем ей развиваться. Обновление могло идти двумя путями:

  • путем вечной жизни созданного организма, некоторые части которого, изнашиваясь, будут отмирать;
  • путем полового размножения и гибели старых особей, дающих жизнь новым организмам и освобождающих место для них.

Очевидно, Природа избрала второй путь: это более выигрышный с точки зрения человечества и вообще живого путь, так как именно он обеспечивает и полноценное приспособление к постоянно меняющимся условиям существования, и возможность усвоения накопленного поколениями опыта. Этот путь освобождает рабочее место нашим детям, которые когда-то будут готовы его занять.
Обучение возможно в определенных условиях и определенным образом сказывается на морфологическом субстрате ВПФ. Показано, что у животных - приматов, выращенных в обогащенной сенсорной среде, слои коры больших полушарий толще, а структура нейронов сложнее, чем у особей, выросших в обедненных условиях. Таким образом, научение может влиять на строение коры головного мозга. В этой связи для правильного формирования морфологического субстрата ВПФ необходимы определенные условия, которые обеспечиваются в семье при достаточной заботе родителей и которые не могут полноценно моделироваться в условиях детского дома.

Условия формирования ВПФ:

1. Наличие социальных контактов - ребенок рождается без знаний и умений, речи. Обучение возможно только в человеческом обществе, в среде себе подобных. Крайне важен контакт с родителями, воспитание, обучение, подражание взрослым в играх (по сути - ролевых играх, где дети «примеряют» на себя будущие роли отца, матери, жены, мужа, начальника и подчиненного, товарища, моделируют решение проблем бытового, семейного, социального характера. Формирование речи возможно только при условии, если ребенок слышит названия предметов, ситуаций и действий (или ему указывают иные обозначающие их эквиваленты, при отсутствии слуха, например). В этой связи важно воспитание в обогащенной сенсорной среде, при постоянном притоке информации. С другой стороны, вредно пребывание в переобогащенной среде в связи с неумением ребенка ограничивать, «отсекать» избыточную информацию.

2. Наличие функциональных систем, то есть взаимодействующих структур, предназначенных для выполнения той или иной высшей функции.

3. Наличие генетической программы в значительной степени определяет способности человека.

Жизнь ребенка в условиях невнимания к его физическим нуждам, при недостатке общения, при психологической запущенности, когда родители не обращают внимания на ребенка, не откликаются на его обращение, крик, не разговаривают с малышом, когда родители не испытывают теплых чувств к своим детям, когда дети лишены ощущения собственной защищенности (физической и психической), - все это ослабляет развитие ВПФ и негативно влияет на формирование эмоционально-психологической сферы.
Эффективное научение возможно в первые годы жизни и «упускание» этих жестких сроков крайне негативно сказывается на формировании ВПФ, связи между структурами мозга консервируются, и эффективное обучение, прежде всего речи, ходьбе, социальным навыкам, письму спустя 7-10 и более лет становится невозможным.

Мышление

Мышление (М.) - это отвлеченное познание сущности явлений, их взаимосвязи путем мыслительных операций. В неврологии под М. понимается способность к принятию решений, определяющих поведение человека, способность к решению задач бытового, профессионального и творческого характера.

Морфологический субстрат для реализации М.:

  1. Лобные доли. Они программируют деятельность человека, направленную на решение имеющихся задач, обеспечивают «социальную» программу поведения, критическую оценку действий и их последствий, то есть оценку адекватности избранной формы поведения. Для принятия решений нужен анализ информации, содержащейся в памяти и полученной в течение жизни, и информации об окружающих условиях и о состоянии и возможностях собственного организма.
  2. Зоны зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, кожного анализаторов в коре головного мозга, с их взаимосвязями (например, в системе «зрительный образ - звук - вкус»).
  3. Гипоталамус, таламус, стволовые образования. Здесь - исходный пункт мотиваций, центры ощущений жажды, голода, полового поведения, иных инстинктов.

Для реализации М. нужна согласованная деятельность всех 3-х уровней. Логически-смысловое мышление обеспечивается левым полушарием у правши; образное, чувственное - правым полушарием.
Оценивая уровень, степень организации М., необходимо учитывать возраст (ребенок, взрослый, человек пожилого возраста), уровень образования (несколько классов, средняя школа, высшее образование и проч.), а также социальное положение, внимание, память.


Интеллект

Интеллект (И.) - способность к мышлению, к рациональному познанию. И. зависит от генетической программы, воспитания и обучения. Например, суперинтеллектуальный подросток может не уметь читать и писать, если у него не было условий для соответствующего обучения. И. можно проверить с помощью различных тестовых, в том числе невербальных программ.

Память

Память (П.) - способность к сохранению информации. Есть еще одна сторона - для использования П. необходимо иметь возможность не только запоминать, но и воспроизводить информацию. Запоминание обычно идет по принципу обобщения, из обобщений конструируется система знаний.
В реализации П. участвуют: зоны коры больших полушарий, гиппокампальные извилины левой височной доли (височно-теменно-затылочные области); подкорковые образования; ретикулярная формация.
П. по механизму и особенностям подразделяется на кратковременную, промежуточную и долговременную.
Логически-смысловая П. связана с левым полушарием (у правши), чувственно-образная - с правым.
Субстрат хранения информации - РНК, нейропептиды, энкефалины.
Эндогенный стимулятор П. - норадреналин.
Экзогенные стимуляторы П.: ноотропные средства: кавинтон (винпоцетин), семакс, глиатилин (церепро), церебролизин (не при эпилепсии), ноотропил (пирацетам, луцетам) и другие. Следует иметь в виду, что пирацетам и его аналоги не показаны при эпилептической готовности, могут повышать тревожность и не назначаются на ночь.

Праксис (праксия)

Праксия - способность к совершению сложных целенаправленных действий. Праксис - совокупность бытовых и профессиональных навыков. Утрата этой способности при сохранности мышечной силы и координации называется апраксией.
Зоны: премоторные, префронтальные поля - поля 6, 8, постцентральные отделы - поля 40, 39. Функциональная система праксиса включает в себя много корковых зон.
При повреждении постцентральных отделов мозга (поля 1, 2, 3, 5 и частично 7) возникает кинестетическая апраксия, или апраксия позы, и оральная апракция. В основе - нарушение афферентации, мешающее правильно строить движения. Нижнетеменные очаги слева дают трудности при воспроизведении положения пальцев рук при отсутствии зрительного контроля.
Оральная апраксия - затруднение моторной речи из-за невозможности сложить язык и губы трубочкой, придать определенное положение языку и губам.
При поражении премоторных областей - поля 6, 8, 44 - затруднено выполнение серии движений. Возможно возникновение динамической апракции, сочетающееся с эфферентной моторной афазией и эфферентной моторной аграцией при поражении левого полушария.
При поражении нижней теменной дольки (поля 39, 40) возможна пространственная (конструктивная) апраксия: затруднение построить из отдельных частей геометрическую фигуру, путает правую и левую стороны. В тяжелых случаях не может сам одеться (апраксия одевания), зажечь спичку, показать, как грозят пальцем, и т. д.
При страдании левого полушария присоединяются семантическая афазия, акалькулия, алексия, аграфия.
При страдании полюсов лобных долей возникает лобная апраксия - нарушена программа(действия, отсутствует контроль его результатов. Апраксия сочетается с нарушением социальных норм поведения.

В ранних классификациях выделяются 3 формы апраксии:

  • моторная: невозможность выполнить действие ни самому больному, ни по подражанию. Возможна апраксия одной половины тела (при поражении премоторных отделов - полей 6, 8 левого или правого полушария);
  • идеаторная: нарушаются планы действия;
  • конструктивная (пространственная): невозможность по словесному заданию или по образцу сложить из кубиков фигуру или построить пирамиду, колодец (при поражении теменно-затылочных отделов).

Письмо (графия)

Письмо - графия. Аграфия - нарушение функции письма: невозможность писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательных функций. Страдает доминантное полушарие. Часто сочетается с сенсорной и моторной афазией (при поражении поля 6 - заднего отдела средней лобной извилины).

Чтение (лексия)

Чтение обеспечивается работой центра в области левой угловой извилины. Алексия - нарушение функции чтения из-за непонимания текста. При поражении левой угловой извилины (поле 39) наблюдается изолированно. Часто сочетается с афазией. Проявляется пропусками, перестановкой букв в словах (паралексия литеральная), заменой слов (паралексия вербальная), непониманием прочитанного. Иногда чтение невозможно.

Счет (калькулия)

Счет - способность производить арифметические действия. Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, нарушение функции счета (при поражении поля 39 доминантного полушария).

Гнозис (гнозия)

Гнозис (гнозия) - способность к познавательной деятельности, к узнаванию знакомых раздражений, образов и т. д. Агнозия - нарушение способности узнавать знакомые раздражители при сохранности восприятия.

Выделяются:

  • предметная зрительная агнозия - неузнавание знакомых предметов, лиц, а также их изображений, страдают височно-затылочные области обоих полушарий;
  • цветовая агнозия в сочетании с буквенной (лево-полушарные височно-затылочные очаги поражения). Неузнавание цвета и близких по начертанию букв;
  • зрительно-пространственная агнозия (при височно-затылочных очагах, преимущественно левополушарных). Затруднения в определении пространственного расположения, а также правых-левых сторон объекта;
  • слуховая агнозия (при поражениях правой верхней височной извилины) - неузнавание знакомых ранее звуков, шумов, мелодий;
  • астереогнозия (тактильно-кинестетическая агнозия) - неузнавание знакомых мелких предметов наощупь (при поражении теменной области левого полушария);
  • агнозия на лица - неузнавание знакомых лиц или их фотографий (при поражении нижнезатылочной области правого или преимущественно правого полушария);
  • аутотопоагнозия - дезориентация в собственном теле;
  • обонятельная агнозия - неузнавание запахов;
  • вкусовая агнозия - неузнавание вкуса.

Итак, для чего же она вообще нужна? Например, Вам нужно в макете печатной формы изменить буквально несколько символов или добавить строку или что-то убрать. Снимать с поддержки конфигурацию, чтобы потом при каждом обновлении испытывать трудности? Зачем? Лучше использовать внешнюю печатную форму!

Для создания нам понадобиться обработка которую я нашел на просторах Интернета, спасибо автору за это чудо «Конструктор внешних печатных форм». Скачать и обсудить ее можно по адресу: forum.-infostart.-ru/-forum24/-topic74569/ .

Начнем, обработка запускается в 1С:Предприятие. Так выглядит главное окно:

Для примера, нам нужно изменить печатную форму документа «Приходный кассовый ордер», для этого в поле Вид документа выбираем его. Заходим в конфигуратор и копируем весь модуль документа «Приходный кассовый ордер». Затем вставляем его в поле «Исходный текст», как изображено на следующей картинке:

Следующий шаг - кнопка Построить дерево. Здесь все что от нас требуется - в списке процедур найти имя процедуры «Печать», выделить ее и нажать кнопку «Выбрать основной». Обработка сама определит, какие процедуры и функции нужны для печати и дополнительно кнопка «нужна/не нужна» я выбрал две процедуры «ПолучитьСтруктуруПечатныхФорм», так как в теле процедуры используется функция «СформироватьТаблицуХОДляПроведения», то и ее тоже выбираем кнопкой «нужна»:

Следующим этапом вводим имя макета который будет выводится на печать и который мы будем изменять, как показано:

Сразу же откроем ее для проверки! Откроется форма обработки, в поле выбирем нужный документ для печати РКО, кнопка формы «Выполнить» и внешняя печатная форма готова.

Из формы обработки, так же можно легко зарегистрировать внешнюю печатную форму, для этого есть специальная кнопка на форме, после чего из появляется возможность печати из документа. Вот и все, теперь можно вносить изменения в макет печати. Удачи!

Версия 5.1 БП 3.0.73.54 стал делать ВПФ, выяснилось (внезапно), что в общем модуле "УправлениеПечатью" процедура "ПодготовитьКоллекциюПечатныхФорм" лишилась "Экспорт", пришлось вставить немного изменённую в модуль формы ВПФ.

В принципе всё описано в исходной публикации .

Могу добавить только, что для последних версий БСП и, соответственно, конфигураций на управляемых формах, наметилась тенденция выносить процедуры и функции печати из модуля менеджера в общие модули. Поэтому, чаще всего, созданную конструктором ВПФ придётся допиливать, перенося в модуль ВПФ эти самые процедцры и функции из общих модулей.

Инструкция для управляемого приложения

Создадим ВПФ, например, для документа Счет покупателю , печатная форма Счет-заказ (пример делаю на платформе 8.3.8.1784 БП 3.0.43.247 база ДЕМО).

Создание ВПФ

Исхожу из того, что пользоваться конфигуратором, тот, кто создаёт ВПФ умеет, потому картинки оттуда рисовать не будем. Результатом будет внешняя форма, которая ничем не отличается от типовой печатной формы документа.

Итак, по пунктам:

  1. Копируем модуль менеджера документа Счет покупателю, открыв его в Конфигураторе. Копируется весь модуль, например, нажав Ctrl + A , потом Ctrl + С .
  2. Открываем конструктор в режиме учета, выбираем Тип документа СчетНаОплатуПокупателю и нажимаем кнопку Вставить:
  1. Жмём следующую кнопку Анализ. Получаем на закладке Команды и функции список доступных команд печати, список процедур и функций модуля менеджера, и текст выделенных процедур в правом окне. В левом верхнем окне снимаем все галки (кнопки управление вверху) и отмечаем нужную нам печатную форму СчетЗаказ. В левом нижнем окне нужные для печати выбранной формы процедуры будут отмечены зелёным цветом автоматически. Если необходимо, можно отметить и другие процедуры и функции с помощью кнопки нужна\ не нужна , они будут перенесены в итоговую обработку, но использовать автоматически ВПФ их не будет, поэтому подумайте, оно Вам надо? В правом окне можно просмотреть текст выделенных в левом нижнем окне процедур и функций. Текст можно изменить, правда никогда этой возможностью не пользовался, но мало ли кому понадобится?:

  1. Следующая кнопка Сформировать . Создаёт текст модуля обработки ВПФ:

  1. Жмём Скомпилировать - на экране ничего не изменится, просто будет создана ВПФ.
  2. Кнопка Сохранить предложит выбрать путь, куда сохранить созданную обработку и открыть созданную ВПФ для проверки. ВПФ создаётся со встроенной формой обработки, поэтому её можно отлаживать не прибегая к дополнительным средствам. При открытии ВПФ сразу проверяем работоспособность, выбрав документ и сформировав печатную форму:

Как уже говорилось, сейчас она ничем не отличается от типовой, и если нужно что-то изменить, это придётся делать руками, о чём расскажу ниже. Хочется заметить, что указанный порядок формирования ВПФ минимален, остальное пробуйте сами…или не пробуйте. Здесь фактически просто перечислены шаги быстрого создания ВПФ для последующей доработки.

Что удивило, и типовая и внешняя вместо суммы прописью выдают в демке сумму числом:

Изменение полученной ВПФ

Для исправления ситуации, и добавления чего-то своего в ВПФ, начнём вносить изменения:

  1. Вставим макет счета в ВПФ (по умолчанию используется тот же, что и в типовой форме счета). Для этого посмотрим, какой макет используется. В модуле объекта ВПФ:
Если УправлениеПечатью.НужноПечататьМакет(КоллекцияПечатныхФорм, "СчетЗаказ") Тогда ТаблицаСведенийСчетНаОплату = ПолучитьТаблицуСведенийСчетаНаОплату(МассивОбъектов); УправлениеПечатью.ВывестиТабличныйДокументВКоллекцию(КоллекцияПечатныхФорм, "СчетЗаказ", "Счет на оплату", ПечатьТорговыхДокументов.ПечатьСчетаНаОплату(ТаблицаСведенийСчетНаОплату, ОбъектыПечати),"ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ"); ПараметрыВывода.Вставить("ФормироватьЭД", Истина); КонецЕсли;

Из процедуры Печать видим, что нам нужен общий макет ПФ_MXL_СчетЗаказ. Копируем его в конфигураторе. Ветка Общие - Общие макеты :

Затем в обработке встаём на Макеты и вставляем, теперь макет есть в ВПФ, нужно изменить код модуля, чтобы использовать именно его, а не общий макет:

  1. Анализируем текст процедуры печати и добавляем процедуры и функции общих модулей, использующиеся при формировании печатной формы:
#Область ДобавленныеПроцедурыИФункции //между этими строками вставляем скопированные из общих модулей процедуры #КонецОбласти
  • Сохраняем то, что получилось (или нажимаем на синтаксис контроль). Получаем сообщение об ошибках:

{ВнешняяОбработка.СчетНаОплатуПокупателю_ВнешняяПечатная.МодульОбъекта(371,3)}: Процедура или функция с указанным именем не определена (ВывестиЗаголовокПредупреждение)

<>ВывестиЗаголовокПредупреждение(СведенияОДокументе.Получатель, ТабличныйДокумент, Макет); (Проверка: Сервер).

Поскольку не определена процедура без указания через точку, делам вывод, что она находится в том же общем модуле, что и скопированная нами перед этим функция ПечатьСчетаНаОплату - находим её там, и копируем в модуль ВПФ. И вновь пробуем сохранить. В данном случае нам повезло - ошибок больше нет. В обще-то это редкость, по большому счёту, это самый трудоёмкий момент. Бывает, что может понадобится копирование нескольких процедур и функций, и, может быть, даже не из одного модуля. Главное не просто скопировать, но и правильно их потом вызывать. Универсального рецепта для этого у меня нет.

  • Убираем в процедуре печать строку «ПечатьТорговыхДокументов. » - теперь эта функция будет вызываться из модуля ВПФ.
  • Сохраняем ВПФ, проверяеем в режиме учёта - всё работает, только теперь, всё, что нужно для изменений, у нас находятся в ВПФ. Теперь можно делать необходимые изменения.
  1. Изменяем текст модуля ВПФ:
  • Вызов встроенного макеета вместо общего - находим строку "ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ", видим, что находится она в добавленной функции из общего модуля, и не меняя общий модуль ПечатьТорговыхДокументов (сохраняя типовую конфигурацию на полной поддержке) изменяем функцию модуля ВПФ:
//Макет = УправлениеПечатью.МакетПечатнойФормы("ОбщийМакет.ПФ_MXL_СчетЗаказ"); //Было Макет = ПолучитьМакет("ПФ_MXL_СчетЗаказ"); //Стало

Внимание: После каждого изменения лучше сохранять ВПФ и проверять работоспособность, если менять всё подряд, потом может получится, что легче будет начать с начало, чем исправить то, что наменяли. Ещё совет, когда всё работает, и собираетесь что- то допилить, создайте новую версию ВПФ, и меняйте её - останется рабочий вариант, и текущий, с попыткой допила)))

  • Исправим сумму прописью - сейчас она почему - то выводится числом, вариантов много, можно, например, использовать форматную строку в ячейке макета СуммаПрописью, но это некрасиво, поэтому попробуем найти место в тексте модуля, где заполняется этот параметр и исправим его. Видим строку:
ДанныеПечатиСуммаПрописью.СуммаПрописью = ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью(СуммаКПрописи, СведенияОДокументе.Валюта);

Отладчиком смотрим, где собака порылась. На вид всё фильдиперсово, однако видим вместо строки число. Видим, что при вызове функции общего модуля ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью в параметре СведенияОДокументе.Валюта пусто. Вариантов исправления много - можно вытащить процедуру СформироватьСуммуПрописью в модуль ВПФ, можно посмотреть заполнение строки СведенияОДокументе и заполнить валюту там, можно проверить заполнение валюты, и если там пусто использовать валюту по умолчанию из константы. Мне лень, поэтому возьмём валюту из договора:

ДанныеПечатиСуммаПрописью.СуммаПрописью = ОбщегоНазначенияБПВызовСервера.СформироватьСуммуПрописью(СуммаКПрописи, СведенияОДокументе.ДоговорКонтрагента.ВалютаВзаиморасчетов);//СведенияОДокументе.Валюта);

Сохраняем, проверяем:

  • Теперь добавим в макет новый параметр, например Комментарий и выведем после итоговой строки (пример условный, просто как пример)))):

Говоря о понимании детского развития Л. С. Выготским, нужно сказать о его подходе в целом. Он понимал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие ребенка с обществом, в ходе которого ребенок присваивает выработанные в ходе исторического развития и хранящиеся в социуме формы психической деятельности. Ребенок не просто социализируется, приспосабливаясь к социальным обстоятельствам, а присваивает систему общественных отношений. Ребенок с точки зрения способа своего существования рождается как предельно социальное существо. Взрослый организует социальную ситуацию развития, проживая которую у ребенка формируются высшие психические функции.

Высшая психическая функция обладает двумя главными свойствами – произвольностью и осознанностью. Развитие высших психических функций обеспечивается в процессе овладения средствами психической деятельности, в качестве которых выступают знаки. Знак представляет собой орудие, направленное на организацию поведения человека. Поэтому в знаке выделяется две стороны – материальная оболочка знака и значение. Общий ход развития состоит в том, что в силу материальности знака имеется возможность (реализуемая взрослым) помещения этого знака в поле взаимодействия ребенка и взрослого. В этом случае знак выступает как элемент этого поля. Однако логика оперирования знаком отличается от естественной (натуральной) логики организации этого ноля. Знак структурирует взаимодействие не по натуральным законам, а по законам культуры, что и позволяет в итоге сделать психические функции ребенка произвольными и осознанными. Наиболее важным знаком для Л. С. Выготского выступает слово.

Развитие любого психического образования, опирающееся на использование знаков, проходит ряд стадий. На первой (примитивной) стадии осваиваемая операция осуществляется так, как она сложилась на примитивных ступенях поведения. Ребенок как бы натурально воспринимает знак. Если, например, рассматривать развитие речи, то на этой стадии можно говорить только о доинтеллектуальной речи и, соответственно, о доречевом мышлении. Затем наступает вторая стадия, или "стадия наивной психологии". Ребенок уже начинает использовать знак, но неадекватно. В области речевого развития эта стадия проявляется в том, что ребенок использует формы придаточных предложений ("потому что", "так как", "когда" и т.п.), но освоение логических операций, соответствующих этим формам, происходит значительно позднее. Третья стадия (стадия внешнего знака) характеризуется тем, что ребенок использует знак внешним образом. Например, это может быть счет на пальцах. В случае развития речи в качестве стадии внешнего знака выступает эгоцентрическая речь, которая адресована к самому ребенку и выполняет функцию планирования поведения. Затем наступает четвертая стадия (стадия вращивания), на которой внешняя операция уходит внутрь. В качестве примера можно привести счет в уме, логическую память. В области речи четвертой стадии соответствует внутренняя речь.

Системная организация высших психических функций определяет строение развивающегося сознания ребенка. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция выступает на первый план и организует смысловую систему всего детского сознания, что находит отражение в особенностях значений слов.

Выводы

Давая оценку культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, следует отметить, что он основан не только на преобразовании базовой ассоциативной теории, но и на расширении пространства психологического знания за счет объединения социологической и собственно психологической точек зрения. Например, принцип дискретности, характерный для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа. Кроме того, сама проблематика исследования мышления и речи заимствуется Выготским из ассоциативной психологической теории. Принцип сознательности выражается в том, что в понимании Л. С. Выготского психика и есть сознание, которое определяется системой высших психических функций.

Объединение социологии, уделявшей особое внимание коллективным, а не индивидуальным представлениям, и ассоциативной психологии позволяет Л. С. Выготскому сформулировать ряд новых принципов. В первую очередь это принцип структурности, противоположный принципу дискретности, который Выготский использует при анализе строения психики. Помимо этого следует назвать принцип опосредствования, т.е. представления психики с помощью средств (знаков). С этим принципом тесно связана идея интериоризации – развития по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредствования закономерно приводит к таким понятиям, как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития. С точки зрения теории Выготского, развитие понимается, с одной стороны, как саморазвитие (т.е. собственно процесс созревания), а с другой стороны, как внешне обусловленное развитие, связанное с взаимодействием ребенка и взрослого и процессом передачи культурных средств.

Все это существенно обогащает психологию в целом, в том числе детскую психологию. Поскольку теория Л. С. Выготского относится к теориям базового порядка, она выступает равномощной психологической теорией, как и ассоциативная психология, и обладает многими возможностями теоретического развития.

Одно из следствий, которое вытекает из подхода Л. С. Выготского, состоит в том, что все психологические теории детского развития могут быть разделены на две группы: теории, рассматривающие процесс развития ребенка естественным образом, т.е. натуралистические теории, и теории, рассматривающие психическое развитие не только как социально обусловленный процесс, но и как процесс опосредствованного развития. В этом случае именно взрослый выступает носителем средств развития, организатором социальной ситуации. Таким образом, взрослый ведет за собой развитие, формой которого выступает обучение. Подход Выготского оказывается принципиально выигрышным в сравнении с натуралистическими взглядами. Сама идея развивающего обучения ставит взрослого в принципиально иную позицию: взрослый становится не сторонним наблюдателем и аналитиком детского развития, а организатором и разработчиком этого процесса. Подход Л. С. Выготского открывает широкие перспективы как для анализа, так и для построения эффективных образовательных систем, позволяющих решать задачи развития творческой детской личности.

Ключевые понятия

Высшая психическая функция – функция, формирующаяся при жизни индивида, обладающая произвольностью и осознанностью; возникает за счет освоения ребенком психических средств.

Закон детского развития – закономерность, согласно которой для каждого возрастного периода существует доминирующая психическая функция, которая развивается в первую очередь и обусловливает развитие других психических функций.

Зона ближайшего развития – область психических процессов, находящихся в стадии формирования. Поскольку всякая психическая функция первоначально выступает как функция, "передаваемая" взрослым ребенку, то зону ближайшего развития можно определить теми задачами, которые ребенок оказывается в состоянии решить с помощью взрослого.

Кризис развития – состояние, при котором возросшие психические возможности ребенка не соответствуют исходной социальной ситуации развития.

Новообразование – то новое в психическом и социальном строении личности, что впервые возникает на данном возрастном этапе и определяет психическую жизнь ребенка.

Психическое средство – орудие, направленное на овладение собственным поведением или поведением другого. В качестве такого орудия выступают знаки.

Системное строение сознания – подчинение всех психических функций доминирующей функции на конкретном возрастном этапе.

Социальная ситуация развития – характерные для данного возрастного периода отношения между ребенком и его социальным окружением.

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.



Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные - обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.