Российская смута. Смутное время (Смута)

Выборы царя

Пока М.И. Татищев сочинял «Сказание» с опытными книжниками и дьяками, В.И. Шуйский продолжал активно действовать. По его инициативе 18 мая Боярская дума собралась в полном составе для решения вопроса о власти. На повестке дня стоял один вопрос: кому править до избрания нового царя? Раньше существовала традиция, по которой царя мог заменять патриарх. Но Игнатий как ставленник самозванца был свергнут вместе с ним и отправлен в заточение в Чудов монастырь. Поэтому большинство бояр пришли к мысли о том, что уже на следующий день на импровизированном Земском соборе следует решить вопрос о кандидатуре нового нареченного царя. Его следовало выбрать из числа самых знатных князей, и наиболее подходящим для многих представлялся князь Ф.И. Мстиславский, состоявший в родстве с прежними московскими государями. Но тот, отличаясь редкой щепитильностью и порядочностью, решительно отказался от предложенной чести. Тогда выбор пал на главного заговорщика В.И. Шуйского. Правда, ему было очень трудно доказать свои права на престол. Он не состоял в родстве с великими князьями Московскими, поскольку принадлежал к суздальско-нижегородской ветви Рюриковичей. К тому же был стар, по меркам того времени, и не имел сыновей-наследников. Поэтому было сомнительно, что он сможет основать новую царскую династию.

Однако сам претендент решительно рвался к власти, и это повлияло на мнение бояр. Ради царской короны Шуйский был готов даже подписать Ограничительную запись в пользу Боярской думы. К тому же он обещал не наказывать всех мнимых родственников и сторонников Лжедмитрия и даже соглашался сохранить за ними все прежние пожалования. Последнее обстоятельство, видимо, стало решающим. Бояре согласились с тем, что 19 мая на Соборной площади будут собраны все находящиеся в столице представители власти, члены двора, духовенство и рядовые москвичи. Это сборище должно было представлять собой Земский собор, полномочный избрать нового государя.

Сторонники В.И. Шуйского тут же отправились «в народ» и начали активно агитировать горожан проголосовать за их ставленника. Еще не успевшие протрезветь после погромов и пьянства москвичи были готовы поддержать любого, кто не стал бы их наказывать за расправу над поляками и грабежи. Поэтому когда 19 мая бояре спросили собравшихся на площади людей, кого следует избрать новым царем, тут же раздались крики: «Князь Василий Шуйский! Он самый достойный! Он избавил страну от злого еретика и защитил православную веру!»

Так, без каких-либо сложных формальностей В.И. Шуйский был наречен царем. Воодушевленные москвичи с радостными криками подхватили князя и на руках внесли в царские покои. Сам он не стал ждать, как когда-то Б.Ф. Годунов, других доказательств готовности подданных ему служить и тут же надел царскую корону. После этого во все концы страны полетели грамоты, извещающие об его избрании на престол. В них писалось следующее: «Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, щедротами и человеколюбием славимого Бога и за молением всего Освященного собора, по челобитию и прошению всего православного христианства учинились на отчине праводителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал Бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине». (СГДД. Ч. 2. № 89.)

Новый царь, видимо, полагал, что подданные будут удовлетворены его доказательствами прав на престол и согласятся с его воцарением. Но он, судя по всему, заблуждался. Сведущие люди могли сразу понять, что во всех строках этой грамоты – ложь.

Прежде всего было ясно, что в Москве не собирался Освященный собор, поскольку патриарх Игнатий был свергнут и нового главы Церкви еще не было. Не могли умолять Шуйского и все православные христиане, поскольку в Москве находились лишь местные жители.

К тому же Российское государство никогда не являлось отчиной князей Шуйских, поскольку они принадлежали к ветви суздальско-нижегородских Рюриковичей. Даже прославленный князь Александр Невский, считавшийся великим князем Владимирским, не был их прародителем. По летописям известно, что предком Шуйских был брат Александра Ярославича Андрей. По завещанию отца он получил Суздаль и Нижний Новгород. Правда, с 1249 по 1252 г. он был великим князем Владимирским и даже занимал существенно более высокое положение, чем родоначальник московских князей Даниил Александрович, земли которого ему никогда не принадлежали. Но со временем потомки Андрея Ярославича измельчали и уже в XV в. были вынуждены поступить на службу к московским князьям. Напротив, потомки Даниила Александровича с начала XIV в. все время возвышались, расширяли свои владения и в конце XV в. стали государями всея Руси, «взяв под свою руку» остальных князей Рюриковичей, в том числе и Шуйских.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.10 автора Акунин Борис

Про выборы 3 сентября, 9:38Для России сегодня нет темы более важной, чем московские выборы. Мне удивительны люди, которые этого не понимают.Я хочу обратиться к тем, кто не собирается голосовать, считая, что эти выборы - фарс и все равно ничего не изменишь, или что Навальный

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

25.13. От царя-повелителя до царя-жертвоприносителя «Кто хочет преобразовать старый строй в свободное государство, пусть сохранит в нем хотя бы тень давних обычаев». Таково название двадцать пятой, по совпадению, главы первой книги «Рассуждение о первой декаде Ливия»

Из книги История Российская. Часть 4 автора Татищев Василий Никитич

ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ С НАЧАЛА ЦАРСТВА ЦАРЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА, ПО РУССКОМУ ИСЧИСЛЕНИЮ ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА 7090, А ОТ ХРИСТА 1582-го ГОДА, ПИСАННАЯ В СРЕДИНЕ ЦАРСТВА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, И К ТОМУ НЕЧТО ИЗ ДРУГИХ

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора

Из книги Изгнание царей автора

2.2. «Лжедмитрий» - настоящий царевич Дмитрий, сын царя Ивана Ивановича Он не погибал в детстве, но ему лукаво приписали гибель его тезки, святого царя-мальчика Дмитрия Ивановича, погибшего в 1563 или 1564 году Выше мы напомнили основные моменты начала знаменитой истории

Из книги Россия под властью масонов [с иллюстрациями] автора Платонов Олег Анатольевич

Выборы-99 1999 год принес новую расстановку в иудейско-масонской элите, правящей в России. Неуважение русских к этой элите может поспорить только с ненавистью к ней. В этих условиях происходит сдвиг внутри правящей элиты от криминально-космополитического клана

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

2. Козни против юного полководца со стороны «брата-соправителя» или дяди-царя или брата царя Оказывается, при царском дворе против Тита начались серьезные интриги со стороны родственника. Светоний сообщает следующее: «БРАТ НЕ ПЕРЕСТАВАЛ СТРОИТЬ ПРОТИВ НЕГО КОЗНИ и почти

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Выборы Мужики редко приходили на усадьбу, а коли приходили, то все больше по делу. В школу они тоже не любили ходить. Разве только когда мы ставили спектакли, устраивали концерты. Разговоры всегда сводились к одному: "Ну как, Александра Львовна, большевики-то скоро

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА БИОГРАФИИ БИБЛЕЙСКОГО ЦАРЯ ДАВИДА (ТО ЕСТЬ В КНИГЕ 1 ЦАРСТВ) ОПИСЫВАЕТ РУССКО-ОРДЫНСКОГО ЦАРЯ-ХАНА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО XIV

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

Выписка из истории с начала царства царя Феодора Иоанновича, по русскому исчислению от сотворения мира 7090, а от Христа 1582-го года, писанная в средине царства царя Алексея Михайловича, и к тому нечто из других присовокуплено Пред смертью царя Иоанна Васильевича изменили

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

3. Гибель короля Генриха II является отражением смерти царя-хана Василия III, то есть библейского царя Ахава Библейский пророк Михей - это предсказатель Мишель Нострадамус 14a. СОФЬЯ-МАРИЯ ПАЛЕОЛОГ. - СТРАННАЯ ГИБЕЛЬ БИБЛЕЙСКОГО ЦАРЯ АХАВА = ОТРАЖЕНИЯ ВАСИЛИЯ III. Следуя

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Выборы царя Пока М. И. Татищев сочинял «Сказание» с опытными книжниками и дьяками, В. И. Шуйский продолжал активно действовать. По его инициативе 18 мая Боярская дума собралась в полном составе для решения вопроса о власти. На повестке дня стоял один вопрос: кому править до

Из книги Почему «поставили» именно Путина автора Мороз Олег Павлович

Выборы Президентские выборы состоялись 26 марта 2000 года. Уже в конце этого дня стало ясно, что Путин побеждает с довольно большим - более 16 процентов - отрывом от следующего за ним вечного коммунистического кандидата в президенты Зюганова.Окончательные итоги выборов

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Выборы нового царя После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.В самом

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

1. Рождение царя Сервия Туллия и рождение Христа, Царя Славы 1.1. Наш логический вывод и свидетельство Ливия Прежде чем обратиться к первоисточникам, вспомним эмпирико-статистические и астрономические результаты, отождествляющие Царский Рим со Второй и Третьей Римскими

Смутное время в Московском государстве, было последствием тиранического правления , расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начало XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, привело в брожение все слои русского населения, подвергло страну крайней опасности быть захваченной иностранцами. В октябре 1612 нижегородское ополчение (Ляпунов, Минин, Пожарский) освободило Москву от поляков и созвало выборных всей земли для избрания царя.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907-09

КОНЕЦ РОДА КАЛИТЫ

Несмотря на всю неудовлетворительность показаний, содержащихся в следственном деле, патриарх Иов удовлетворился ими и объявил на соборе: «Перед государем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная: царевичу Димитрию смерть учинилась Божиим судом; а Михайла Нагой государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна, Андрюшу Мочалова, и много других ведунов. За такое великое изменное дело Михайла Нагой с братьею и мужики угличане, по своим винам, дошли до всякого наказанья. Но это дело земское, градское, то ведает бог да государь, все в его царской руке, и казнь, и опала, и милость, о том государю как Бог известит; а наша должность молить Бога о государе, государыне, о их многолетнем здравии и о тишине междоусобной брани».

Собор обвинил Нагих; но в народе винили Бориса, а народ памятлив и любит с событием, особенно его поразившим, соединять и все другие важные события. Легко понять впечатление, какое должна была произвести смерть Димитрия: и прежде гибли удельные в темницах, но против них было обвинение в крамолах, они наказывались государем; теперь же погиб ребенок невинный, погиб не в усобице, не за вину отца, не по приказу государеву, погиб от подданного. Скоро, в июне месяце, сделался страшный пожар в Москве, выгорел весь Белый город. Годунов расточил милости и льготы погоревшим: но понеслись слухи, что он нарочно велел зажечь Москву, дабы милостями привязать к себе ее жителей и заставить их забыть о Димитрии или, как говорили другие, дабы заставить царя, бывшего у Троицы, возвратиться в Москву, а не ехать в Углич для розыска; народ думал, что царь не оставит такого великого дела без личного исследования, народ ждал правды. Слух был так силен, что Годунов почел нужным опровергнуть его в Литве чрез посланника Исленьева, который получил наказ: «Станут спрашивать про пожары московские, то говорить: мне в то время не случилось быть в Москве; своровали мужики воры, люди Нагих, Афанасья с братьею: это на Москве сыскано. Если же кто молвит, что есть слухи, будто зажигали люди Годуновых, то отвечать: это какой-нибудь вор бездельник сказывал; лихому человеку воля затевать. Годуновы бояре именитые, великие». Пришел хан Казы-Гирей под Москву, и по Украйне понесся слух, что подвел его Борис Годунов, боясь земли за убийство царевича Димитрия; ходил этот слух между простыми людьми; алексинский сын боярский донес на своего крестьянина; крестьянина взяли и пытали в Москве; он оговорил многое множество людей; послали сыскивать по городам, много людей перехватали и пытали, кровь неповинную проливали, много людей с пыток померло, иных казнили и языки резали, иных по темницам поморили, и много мест от того запустело.

Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою, упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.

Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался. Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею; пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще человек, который не только носил название царя и великого князя, но и действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом несчастии летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от обвинения в смерти самого царя Феодора.

УЖАСЫ ГОЛОДА

Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ ВРЕМЕН СМУТЫ

Подъем народных движений в начале XVII века был абсолютно неизбежен в условиях тотального голода. Знаменитое восстание Хлопка в 1603 году было спровоцировано самими владельцами холопов. В условиях голода владельцы изгоняли холопов, ибо им невыгодно было держать холопов у себя. Сам факт гибели воеводы И.Ф. Басманова в кровопролитном сражении конца 1603 года с холопами говорит о весьма значительной воинской организованности восставших (многие холопы, очевидно, тоже относились к разряду «служилых»). Резко снизился авторитет царской власти и лично Бориса Годунова. Служилые люди, особенно южных городов, ждали смены власти и устранения монарха нецарского рода, о чем все чаще начинали напоминать. Начиналась истинная «Смута», в которую немедленно включились и те, кто совсем недавно вынужден был покинуть Центральную Россию и искать счастья в ее пограничных, главным образом южных пределах, а также за пределами России.

МОСКВА ПОСЛЕ УБИЙСТВА ЛЖЕДМИТРИЯ

Между тем, Москва была усеяна трупами, которые несколько дней вывозили за город и там хоронили. Тело самозванца три дня лежало на площади, привлекая любопытных и желающих обругать хотя бы труп. Затем его захоронили за Серпуховскими воротами. Но и на этом преследования убитого не закончились. Неделю с 18 по 25 мая стояли сильные морозы (не так редкие в мае-июне и в наше время), наносившие большой ущерб садам и полям. За самозванцем и раньше следовал шепот о его чародействе. В условиях чрезвычайной неустойчивости бытия, суеверия разливались рекой: что-то страшное видели над могилой Лжедмитрия, и с ним связывали возникшие природные катаклизмы. Могилу раскопали, тело сожгли, а пепел, смешав с порохом, выстрелили из пушки, направив ее в ту сторону, откуда пришел Расстрига. Этот пушечный выстрел, однако, создал Шуйскому и его окружению неожиданные проблемы. В Речи Посполитой и Германии распространялись слухи, что казнен вовсе не «Дмитрий», а какой-то его слуга, «Дмитрий» же спасся и бежал в Путивль или куда-то в польско-литовские земли.

ПРОТИВОБОРСТВО С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ

Смутное время не закончилось в одночасье после освобождения Москвы силами Второго ополчения. Помимо борьбы против внутренних «воров», вплоть до заключения в 1618 г. Деулинского перемирия продолжались военные действия между Россией и Речью Посполитой. Ситуацию этих лет можно охарактеризовать, как широкомасштабную пограничную войну, которую вели местные воеводы, опираясь, в основном, только на местные силы. Характерной особенностью военных действий на пограничье в этот период являются глубокие опустошительные рейды на территорию противника. Эти удары были нацелены, как правило, на определенные укрепленные города, уничтожение которых приводило к утрате противником контроля над прилегающей к ним территорией. Задачей руководителей таких набегов было разрушить опорные пункты неприятеля, разорить деревни, угнать как можно больше пленников.

Смутное время на карте Москвы

Сегодня мы отмечаем большой праздник - День народного единства. Ровно 403 года назад Минин и Пожарский с ополчением захватили Китай-город, подошли к Кремлю и вынудили капитулировать поляков. А праздник этот - очередной повод вспомнить события начала 17 века и разложить всё по полочкам. Мы ходим от метро к работе, сидим на лавочках бульварного кольца, фотографируемся на фоне храма Христа Спасителя и даже не представляем, какие кровавые события разворачивались в этих местах четыре сотни лет назад. Многие из этих мест неблагодарно позабыты, памятников или хотя бы информационных табличек там очень не хватает. Ну что-ж, попробуем сами разобраться.

Нарисуем карту, отметим на ней все эти важные исторические пункты.

1) Кремль


За века Кремль насмотрелся многого, его стены и соборы всё это хорошо помнят. Здесь предстал перед народом Лжедмитрий I в 1605 году, тут он женился на Марине Мнишек, успел построить себе новый деревянный дворец на крыше каменного запасного дворца Бориса Годунова. Сейчас на его месте поросший травой южный склон Боровицкого холма, чуть ниже смотровой площадки перед нынешним Большим Кремлёвским дворцом. В Кремле же, в Вознесенском монастыре вдова Ивана Грозного, инокиня Марфа признала в самозванце своего убиенного сына. И через одиннадцать месяцев после своего появления в Кремле, со второго этажа своего дворца и выпрыгнул Лжедмитрий, убегая от раскусивших его русских. Но спастись ему не удалось. Тут же, в кремле, он был убит, а тело бросили на Лобном месте. Позже Кремль стал свидетелем правления Василия Шуйского, и его же свержения и заточения в Чудов монастырь. А затем польский королевич Владислав и «Семибоярщина», но об этом несколько позже.


Запасной дворец Бориса Годунова, и деревянные хоромы Лжедмитрия I на его крыше.

2) Серпуховские ворота

Метро Добрынинская, Макдональдс, длинные подземные переходы… Сейчас тут даже о 19 веке почти ничего не напоминает, лишь парочка укутанных в зелёные сетки домов. А 400 лет назад на месте нынешнего Садового кольца проходила граница Москвы с земляным валом и деревянной крепостью. Именно в Серпуховские ворота земляного города торжественно въехал в 1605 году Лжедмитрий I. Именно через эти же ворота в 1606 году вывезли его тело, закопав неподалёку, на «убогом» кладбище. Но, пошли слухи, что дело тут нечисто, что мертвец ходит по ночам, а над могилой носятся какие-то огни. В конце концов останки самозванца выкопали, предали огню, и, смешав с порохов пальнули ими из пушки в сторону Польши – туда, откуда он пришёл. Всё это происходило тут же, у Серпуховских ворот.

Серпуховская площадь в начале ХХ века

Здесь же, у этих же ворот по окончании смуты, в ноябре 1614 года по приказу первого Романова – царя Михаила Фёдоровича был повешен сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек – трёхлетний Ивашка Ворёнок или «Иван Дмитриевич». Суровое было время!

3) Ходынка
Давка на Ходынке во время коронации Николая II отнюдь не самое кровавое событие этих мест. Объявившийся под Москвой в 1608 году Лжедмитрий II пытался взять Москву штурмом, но войска Василия Шуйского этого сделать не дали. В ходе сражений кровью облили всю тверскую дорогу от нынешних Химок и до Белорусской, самая страшная битва разыгралась на Ходынке, здесь полегло около 14000 человек.

4) Тушино.
После Ходынки Лжедмитрий II решил переждать и разбил лагерь в Тушино. Причём только первое время это было похоже на палаточный лагерь, как на картине Иванова:


Вскоре это превратилось в самый настоящий город, с крепостью и посадом за её стенами, с домами и улицами, государственными учреждениями, приказами, боярской думой и т д. Многие из московских бояр признали Лжедмитрия II и перебирались в Тушино. Тут даже свой Патриарх появился – Филарет, отец 11-летнего Михаила, будущего царя, первого из Романовых. На стороне Москвы остался патриарх Гермоген.
Сейчас разыскать невооружённым глазом какие-либо следы ставки второго из самозванцев не представляется возможным. Говорят, ещё в начале 20 века сохранялись остатки крепостного вала, да проходила рядом улица с названием Царикова гора – последний топонимический след. Единственным зданием, помнившим «царя Дмитрия Ивановича», и прошедшим сквозь века, оставалась церковь Андрея Стратилата бывшего Спасского монастыря. Да и та была снесена в 1890 году.
Однако мы знаем, что крепость и дворец «Тушинского вора» располагались на высоком холме, на правом берегу реки Сходня, недалеко от её впадения в Москву-реку. Раскопки 19 века помогли более точно локализовать место, а сейчас на месте этом месте стоят автокомбинат №36 и 17-й таксомоторный парк.


Лагерь Лжедмитрия II продержался почти 2 года, и летом 1610 г. часть тушинцев начала переговоры о приглашении на русский престол Владислава – сына короля Сигизмунда, при условии, что он перейдёт в православие, а его правление со всех сторон будут ограничивать бояре.

В июле 1610 года «кремлёвский царь» Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи.
В августе 1610 года «Семибоярщина» «мирно» впустила в Кремль поляков и королевича Владислава в качестве правителя, что в итоге превратилось в самую настоящую оккупацию. Дальше же начинается совершенный хаос. Постоянные интриги, локальные разборки поляков и русских вылились в полное разорение города и страшный пожар – за пределами занятых поляками кремля и Китай-города сгорело почти всё. Белый город превратился в огромное пепелище, лишь его стена, да несколько обгоревших каменных храмов торчали из безжизненной земли. До наших дней дошли четыре храма Белого города, пережившие смуту – церковь Николы в Подкопаеве, соборы Рождественского и Петровского монастыря, да церковь Антипия на Колымажном дворе. Красная площадь оказалась полностью завалена трупами так, что не пройти и не проехать.

5) Волхонка
Во время всеобщего разорения города и контроля над ним поляками, в марте 1611 года русским войскам удалось прорваться в Белый город и занять Чертолье – нынешнюю Волхонку. Казалось, что с двух сторон их защищала стена Белого города, которая тогда шла и вдоль Москвы-реки, стыкуюясь с кремлём. Но не тут-то было, поляки вышли из Кремля через Тайницкие ворота (сейчас заложенные), прошли вдоль стены по ещё крепкому мартовскому льду на Москве-реке, вошли в Белый город через незапертые Чертольские (Пречистенские) ворота, атаковали русских с тыла, и перебили их всех. Сейчас на этом месте стоит храм Христа спасителя, однако он построен в память вовсе не тех событий, а тех, что произошли в Москве через 200 лет.


Нынешнее Чертолье.


Фрагмент Сигизмундова плана 1611 года. Хорошо видна стена Белого города, примыкающая снизу к кремлю. Угловая башня у Москвы-реки - Семиверхая. Правее - Чертольские ворота и подходящая к ним Волхонка.

6) Стены Белого города. Семиверхая башня
Эх, матушка Екатерина! Почему ты не соизволила сохранить стены Белого города, как памятник войне с поляками, схваткам за Москву и тысячам жертв? В 1611-12 году основные бои разворачивались в районе городских стен, поскольку остальной город был фактически стёрт с лица земли. Стена Белого города постоянно переходила из рук в руки, осыпая оборонительные рвы телами погибших. И снова уже знакомые места, соседняя с Чертольскими воротами угловая, Семиверхая башня Белого города. По-видимому она была самой большой, и из-за реки производила впечатление воистину неприступной цитадели. Поляки прозвали её «чёртовой кухней», поскольку в тот момент, когда 300 поляков заняли башню и оборонялись, русские подожгли её пороховые погреба. Огонь охватил всю башню, и полякам оставалась либо сгореть заживо, либо спуститься из башни по верёвкам и в ту же секунду принять смерть от русских сабель. Сейчас на этом месте скверик у Храма Христа Спасителя на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной.


Семиверхая башня на рисунке Апполинария Васнецова.

7) Палаты Пожарского на Большой Лубянке
Еще только на горизонте появилось народное ополчение Прокопия Ляпунова, а на Большой Лубянке уже укреплялся князь Пожарский. В первом сражении в районе Сретенки Пожарский прогнал врагов в Китай-город, однако на следующий день поляки подошли вплотную к дому Пожарского. И прямо здесь, во дворе своих палат князь целый день бился с поляками, был тяжело ранен, и вывезен из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Сейчас на Большой Лубянке, 14, стоит заброшенным роскошный особняк, завешенный строительной сеткой, и постепенно разрушающийся. Все его знают, как дом московского генерал-губернатора Ростопчина, фигуранта событий 1812 года. Но, именно в основе этого дома могут сохраняться палаты начала 17 века – князя Пожарского. До сих пор неизвестно, осталось ли что-то от древнего дома – может быть лишь фундамент, а может и часть первого этажа. В любом случае дом-герой двух войн - предан забвению.


Усадьба Ростопчина, возможно с палатами Пожарского в основе, сейчас выглядит далеко не лучшим образом.

Руководили первым ополчением дворянин Ляпунов, казак Заруцкий и князь Трубецкой. Им удалось захватить Белый город, однако вместо того, чтобы копить силы и думать об освобождении Кремля и Китай-города, они стали раздавать должности другу другу, и в итоге съели сами себя. Разногласия казаков и дворян переросли во вражду, и, в конце концов, Ляпунов был убит казаками, а остальные разбежались.

8) Крутицкое подворье
И вот, в августе 1612 года к Москве наконец-то подоспело второе ополчение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, начало которому было положено в Нижнем Новгороде. На подступах к Москве ополченцы сделали остановку в Крутицком подворье, ведь именно там временно находился главный собор Москвы. Кремлёвский Успенский собор оказался в руках поляков, так что функции кафедрального в те годы выполнял Успенский храм Крутицкого подворья. Но не тот, который сейчас мы видим, оказываясь у стен подворья, а тот, который стоял справа от нынешнего теремка и в середине 17 века был встроен в митрополичий дворец, превратившись в домовую Воскресенскую церковь крутицких владык. Но пара окошек начала 16 века реставраторы раскрыли на алтарных апсидах. Именно тут целовали крест Минин и Пожарский, поклявшись освободить Москву от неприятеля.


Митрополичий дворец в Крутицком подворье. Видны алтарные апсиды домовой Воскресенской церкви, изначально - Успенского собора, который помнит Минина и Пожарского. Окошки первого этажа алтарных апсид восстановлены реставраторами на начало 16 века.

9) Остоженка. Церковь Ильи Обыденного
Штаб Пожарского и второго ополчения расположился в районе Остоженки, у церкви Ильи Обыденного, в то время деревянной. Именно в этом храме 24 августа 1612 года отслужили молебен о победе над поляками во время решающего сражения.


Нынешняя церковь Ильи Обыденного построена в 1702 году на месте старой, деревянной, видевшей войну 1611-12 годов.

События разворачивались стремительно, 21 августа 1612 года к Москве подошёл 12-тысячный отряд врагов под руководством литовского гетмана Яна Ходкевича. В Кремле и Китай-городе оставалось ещё 3000 поляков. Ополченцев Минина и Пожарского было примерно 8000, плюс 2500 человек из отряда Трубецкого (остатки первого ополчения).
22 августа войска Ходкевича переправились через реку и наступили на Москву со стороны Новодевичьего монастыря, но на пути к Чертольским воротам Белого города наткнулись на ставку Пожарского. Первый бой развернулся в районе Остоженки. Причём, на помощь Ходкевичу подключился отряд интервентов из Кремля, они пытались разделить отряды Пожарского, и прижать их к реке, но затея провалилась, и этот отряд поляков понёс большой урон. Войско Ходкевича вернулось к Новодевичьему монастырю и на исходную позицию в район Поклонной горы.


10) Замоскворечье. Церковь Климента, папы Римского

23 августа 1612 года Ходкевич решил зайти в город со стороны Замоскворечья, занял Донской монастырь, и начал подготовку к решающему сражению. Основные силы Пожарского заняли северную часть Замоскворечья, район нынешней Болотной площади. У церкви Климента, папы Римского, в то время деревянной, находился укреплённый острожек, который занимали русские войска. Гетманские рати направились дальше к Москве-реке, конные войска второго ополчения в течение пяти часов сдерживали наступление поляков, но в конце концов не выдержали и беспорядочно отступили назад. Войска Пожарского охватила паника, и часть их переправилась через реку обратно в Чертолье и к Кремлю. Гетманские войска захватили Климентовский острожек, перебили всех его защищавших, и организовали там временный штаб. Подвезли к острожку 400 возов с продовольствием для осаждённых соотечественников в Кремле, и раскрыли знамя на церкви Климента. Казалось, битва проиграна. Но во время перерыва Минин и Пожарский собрали и успокоили разрозненные войска, и к вечеру началось контрнаступление на позиции Ходкевича. Климентовский острожек был отбит, и вражеские войска вынуждены были бежать обратно к Донскому монастырю, а на следующий день отступили в сторону Можайска. Это сражение было решающим, и определило дальнейшую судьбу Москвы.


Всё Замоскворечье представляло собой почти сплошное поле боя, места с прыдудущей фотографии выглядели примерно так:


11) Китай-город. Казанский собор
Но осаждённые поляки просидели в Кремле на сундуках с сокровищами ещё два месяца. Запасы еды истощились настолько, что, помимо кошек и мышей, приходилось есть иногда и друг друга. И вот, 22 октября (1 ноября по новому стилю) ополченцы взяли штурмом Китай-город, а 25 октября (4 ноября) – Кремль. И 26 октября поляки окончательно сдались и оставили кремль.


«Изгнание поляков из кремля», художник Лисснер.

Храмом-памятником этим событиям является Казанский собор на Никольской улице. Есть версия, что первый деревянный храм на этом месте был построен князем Пожарским по обету, в память освобождения Москвы. В любом случае, в 1636 году строится каменный храм для размещения Казанской иконы божией матери, которая сопровождала ополчение Минина и Пожарского ещё из Ярославля, а в 1612 году была поставлена Пожарским в своём приходском храме – Введения на Лубянке.


Восстановленный в 1990-е годы Казанский собор в Китай-городе.

Тем не менее, смута на этом не закончилась, междуусобные разборки в стране продолжались до избрания на престол Михаила Романова в 1613 году. Поляки же не оставляли попыток вновь завладеть Москвой, и в 1618 году нанесли удар, по Арбатским и Тверским воротам Белого города, но потерпели поражение. Наверное только после этой битвы смута окончательно рассеялась в Москве. Ещё долгое время город восстанавливался, оправиться было нелегко. Москва за пределами Кремля строилась фактически с нуля, и только ближе к середине 17 века начался новый расцвет столицы, ставшей ещё краше, чем когда-либо до этого.

1598-1613 гг. - период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17-го вв. Россия переживала политический и социально-экономический кризис. и , а также Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства в обществе. Это и послужило причиной начала Смутного времени в России.

Первый период Смуты

Первый этап Смуты характеризуется борьбой за престол. После смерти к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править. Фактически страной управлял брат жены царя - Борис Годунов . В конечном счете его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия 1-го (в действительности - Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1-го поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Однако он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, а также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1-й был убит, на престол вступил В.И. Шуйский с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап Смуты был отмечен правлением Лжедмитрия 1-го (1605-1606).

Второй период Смуты

В 1606 г. , предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий 2-й . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий 2-й вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы: бояре, купцы, чиновники работали на два фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией, и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий 2-й бежал в Калугу.

Шуйский был пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие - Семибоярщина (совет из семи бояр). пошла на сделку с польскими интервентами, и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий 2-й, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап Смуты был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606-1607), царствованием Василия Шуйского (1606-1610), появлением Лжедмитрия 2-го, а также Семибоярщиной (1610).

Третий период Смуты

Третий этап Смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия 2-го русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г.

Смутное время в России это одна из ключевых страниц нашей истории. По сути дела это было введение в 17 век, который вошел в историю под названием «Бунташный». И Смута, сколько бы нам не говорили о ее коротком историческом периоде, не была подавлена и она "выходила" из России весь 17 век. Она фактически была завершена только после создания режима Петра 1. Именно он окончательно задушил тот процесс, который нагнивал весь 17 век.

Смутное время – это эпоха социального, политического, экономического, династического и духовного кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, классовой и межклассовой борьбой, самозванцами, польской и шведской интервенцией и практически полным разорением страны.

Исторический справочник

Концепции Смуты

В русской историографии было 2 схемы Смуты: Ключевского и Платонова. Вот что писал Ключевский - «В Смуте последовательно выступают все классы русского общества и выступают они в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены на социальной лестнице. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало смуту. Поэтому первая фаза боярская, затем дворянская и потом общенародное».

Кстати, абсолютно по этой же схеме развивалась и Смута начала 20 века, приведшая к падению Империи. Также начиналась и Смута, первой фазой которой была Перестройка. То есть, первая фаза всех трех русских Смут это боярская фаза, когда элита начинает делить власть.

Вторая схема Смутного времени в России принадлежит историку Платонову, который выделял три периода в истории смуты: династический, дворянский и социально-религиозный. Но по сути дела это тоже самое, что и у Ключевского:

  1. Династический. Бояре и знать борются за власть.
  2. Дворянский. Менее богатые и влиятельные люди подключаются к этим разборкам.
  3. Национально-религиозный. В Смуту включается народ

Основные причины смутного времени в России можно выразить в следующем:

  • Экономические причины. В результате погодных условий случился голод 1601-1603 годов. Население массово умирало. Доверие к действующей власти падало.
  • Династический кризис. После гибели царевича Дмитрия в Угличе и Федора Ивановича в Москве, династия Рюриковичей прервалась.
  • Социальный кризис. Практически все слои населения России конца 16 - начала 17 века были недовольны своим положением.
  • Политический кризис. В России шла активная борьба за власть между боярскими группировками.
  • Польша и Швеция усиливались и активно выказывали свои претензии на русские земли и престол.

Более детальные причины Смуты приведены в следующей схеме:

Начало Смуты на Руси

Смутное время в России фактически началось с момента смерти Ивана Грозного. В 1598 году умер Федор и происходят события, которые можно назвать «Латентная стадия Смуты». Дело в том, что Федор не оставил завещания, и формально должна на престол была сесть Ирины. Но она в это время расчищает дорогу своему брату Борису Годунову и добровольно уходит в монастырь. Боярская дума в результате раскалывается. Романовы выступили с нападками на Бориса, а тот в результате перестал ездить в Думу.

В конечном итоге Земский собор избрал Годунова на царствование, но Боярская дума этому воспротивилась. Произошел раскол. Это классическая черта Смутного времени в России – двоевластие. Земский собор против Боярской думы. Двоевластия возникнет потом после февральского переворота 1917 года. Это будет "Временное правительство" против "Петросовета" или "Красные" против "Белых". Двоевластие в конце 20 века будет следующее - сначала Горбачев против Ельцина. Потом Ельцин против Верховного совета. То есть Смута всегда раскалывает власть на 2 противоборствующих лагеря.

В конечном итоге Борис Годунов переиграл Боярскую Думу и стал царем. Подробнее о том, как это происходило .

Движущие элементы Смутного времени

Нужно понимать, что Смута это массовое явление, в котором принимали участие практически все слои населения и социальные группы. Тем не менее было три крупных сословия, которые сыграли исключительную роль в тех событиях, и о которых нужно рассказать отдельно. Это следующие группы:

  1. Стрельцы.
  2. Казачество.
  3. «Боевые холопы».

Рассмотрим подробно каждую из этих групп.

Боевые холопы

Проблема в России после голода 1601-1603 годов заключалась и в том, что рост численности служилых людей обгонял рост земельного фонда. В стране (даже странно такое говорить о России) не было ресурсов, чтобы обеспечить всех детей дворянских землей. В результате на Руси стал возникать слой "Боевых холопов".

Это были те дворяне, у которых не было земли, но у которых было оружие (мало об этом говорят, но Иван Болотников был из числа Боевых холопов), и которые шли в услужение в качестве военного услуги к какому-то боярину или богатому дворянину. Процент Боевых холопов на Руси в конце 16 начале 17 века был +/-10%. А теперь подумайте вот о чем... События 90-х годов (распад СССР). Тогда тех кто служит в различных частных и охранных фирмах, в армии, и всех вооруженных людей в стране - это как раз те самые 10%. То есть это социальный динамит, который может взорваться в любой момент.

Что такое боевые холопы в начале 16 века? На 25 тысяч дворян в ополчении приходилось до 5 тысяч боевых холопов.

Например после обстрела Ивангорода в 1590 году воеводы повели на штурм 350 стрельцов, 400 казаков и 2382 боевых холопа. То есть боевых холопов было очень много, и их удельный вес в войске изменил его структуру в пользование этих людей. И эти люди были крайне недовольны своим положением.

Именно из боевых холопов происходил руководитель самого крупного восстания низов времен 1602-1603 году - Хлопко Косолап. В 1603 году он подошел к Москве, и чтобы его разгромить пришлось послать регулярное войско.

Стрельцы

Стрельцы, как военное подразделение, были созданы в середине 16 века. Несомненным достоинством его создания было то, что именно благодаря стрелецкому войску была взята Казань. В Москве стрельцов было 10 тысяч человек (то есть достаточно большая социальная прослойка). В других крупных городах до 1 тысячи человек. Оклад стрельцам составлял от 7 рублей в Москве до 0,5 рубля на окраинах. Получали они и хлебное жалование.

Проблема была в том, что полностью они получали деньги только во время военных действий. Кроме того стрельцы получали деньги с большой задержкой, поскольку те, кто раздавал деньги, по русской традиции - воровали. Поэтому стрельцы, жившие в посадских поселениях, держали огороды, занимались торговлей, некоторые даже бандитизмом. Поэтому они чувствовали социальное родство с посадскими людьми, т.к. образ жизни и приоритеты их были идентичными.

Казачество в период Смутного времени

Еще одна группа, которая сыграла исключительно важную роль в Смутном времени в России, и которая тоже была недовольна властью - казачество. Общая численность казачества в конце 16 века от Днепра до реки Яик (современная река Урал) оценивается в 11-14 тысяч человек. Казачья организация была следующей: В России это было станица, на Украине - сотня. Вольные станицы не являлись частью правительственных войск, но фактически несли службу по охране границы.

После обнищания на Дон бежали боевые холопы, правительство требовало вывести их, но существовало правило - "С Дона выдачи нет!". Отсюда антиказаческие меры Годунова, который пытался вернуть боевых холопов, поскольку на него давило богатое дворянство. Естественно это вызывало недовольство и казачества. В результате Годунов попал в ситуацию когда всё, чтобы он не делал, проблему не решало, а усугубляло.

Казачество было связано с южными уездами, в которых социальные противоречия и так отличались остротой, потому что в южные уезды бежали те кто был обижен властью. То есть казаки это такой обособленный пласт, который всегда считал себя выше остальных.

Начало открытой стадии Смуты

Таким образом, можно сказать, что на рубеже 16-17 веков в России сложилась взрывоопасная ситуация:

  1. обострились практически все возможные противоречия между сословиями и внутри них.
  2. усилились противостояния внутри страны – «Юг» против «Центра».

Было выработано очень много "социального динамита" и оставалось только заинтересованным лицам зажечь фитиль. И его зажгли одновременно в России и в Польше. В начале 17 века сложилась ситуации в России, которая способствовала переходу Смутного времени из латентного (скрытого) состояния, в состояние открытое.


Первая стадия Смуты

В Польше появился человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича. Разумеется, он заявил о своих правах на престол и стал собирать в Польше войско, чтобы идти и силой вернуть «свой» престол. Я не буду сейчас подробно останавливаться на этом человеке и элементах его попытке (причем удачной) захвата власти. У нас на сайте есть целая статья, где подробным образом рассмотрены все события этой стадии. Прочитать ее можно по этой ссылке .

Скажу только, что на этом этапе Польша не поддерживала Лжедмитрия. Он набрал там войско наемников, но польский король Сигизмунд 3 дистанцировался от этого похода. Более того, он даже предупредил Годунова, что «по его душу» идет человек.

На этом этапе:

  1. Шла династическая борьба за власть.
  2. Появился Лжедмитрия 1.
  3. Масштабы Смутного времени были еще небольшими. Фактически вовлечена в них была пока только элита.
  4. Убийство Лжедмитрия 1.

Вторая стадия Смуты

После свержения Лжедмитрия Василий Шуйский стал царем. Кстати, далеко не последнюю роль в убийстве самозванца сыграл сам будущий царь. Большинство историков сходятся во мнении, что это был именно его заговор, который он с блеском реализовал. Воцарение Шуйского, как считал историк Платонов, это начало вступления Смутного времени во второй период (дворянский), отмеченный уже не только династической борьбой за власть, но и глубокими социальными конфликтами. Хотя начиналось правление Шуйского очень неплохо, с подавления восстания Болотникова. Вообще восстание Болотника это крайне важная вещь для понимания сути Смуты в России. Опять же, подробно рассматривать этот вопрос в данной теме не будем, поскольку эта тема уже была нами разобрана. Вот ссылка для ознакомления .

Важно понимать, что восстание Болотникова это не крестьянская война, как нам часто пытаются ее представить, а борьба за власть в условиях Смуты. Болотников был человеком Лжедмитрия 1, всегда действовал от его имени и преследовал конкретную цель – власть.

Смутное время в России характеризовалось следующим явлением. Вольное казачество, особенно на заключительном этапе Смуты, претендовало на замену дворянства в его функции военной защиты страны. То есть у Смутного времени было много измерений, но очень важным измерением была борьба дворянства и казачества за то, кто станет главным военным сословием страны. Казаки бились не за свободу. Это они потом, при Разине, через 50 лет после окончания Смутного времени, будут биться за свободу. Здесь они бились за то, чтобы занять место дворянства. Это стало возможным из-за того, что Опричнина, раскачав ситуацию в стране, оставила некоторые пустоты.

Тушинцы и их роль в Смуте

Долгое время в России сохранялось двоевластие. С одной стороны был законный царь Василий Шуйский в Москве, а с другой стороны был Лжедмитрий 2 с Тушинским лагерем. Фактически, этот лагерь стал рассадником бандитизма и всякой нечестии, которая грабила страну. Не случайно народ называл потом этого человек «тушинский вор». Но такая ситуация была возможна только до тех пор, пока силы были равны. Как только Шуйский получил в помощь шведские войска, а польский король Сигизмунд 3 начал поход на Смоленск – Тушинский лагерь распался автоматически. Вмешательство польского короля и распад Тушинского лагеря стали важным этапом развитие всех событий Смутного времени.

На этой стадии произошло:

  • Победа царских войск над Болотниковым.
  • Появление Лжедмитрия 2.
  • Смута приобретает массовость. Все большее число людей оказывается вовлеченными в события.
  • Формирование Тушинского лагеря, как альтернативы действующей власти.
  • Отсутствие элементов интервенции.

Третья стадия Смутного времени в России

Смерть Тушинского вора и начало хозяйничества поляков в Москве стало началом 3 фазы Смутного времени в России - национально-религиозной или общесоциальной. Ситуация максимально упростилась. Если до 1610 года ситуация была очень сложной, потому что одни русские силы призывали на свою сторону иностранцев, другие русские призывали других иностранцев, т.е. такая смешанная ситуация. Теперь ситуация стала очень простой: вот поляки католики, а вот русские православные. То есть борьба стала национально-религиозной. И ударной силой этой национальной борьбы стали Земские ополчения.

Конечными героями этих события стали Минин и Пожарский , которые выбили поляков из страны. Но опять же не стоит идеализировать образы этих людей, поскольку мы мало, что достоверно знаем о них. Известно только, что Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо, и его поход на Москву был родовым гербом, что напрямую указывает на его попытку захвата власти. Но это уже другая история. Можете прочитать в этой статье о событиях тех лет.

На этом этапе:

  • Началась польская и шведская интервенция в Россию.
  • Убийство Лжедмитрия 2.
  • Начало Земских ополчений.
  • Захват Москвы Мининым и Пожарским. Освобождение города от польских захватчиков.
  • Созвание Земского Собора 1613 года и воцарение новой правящей династии - Романовы.

Окончание Смутного времени


Формально Смутное время в России завершилось в 1613-1614 годах, с началом правления Михаила Романова. Но по факту в этот момент было сделано только следующее - поляки выкинуты из Москвы и... И все! Окончательно решить польский вопрос удалось только в 1618 году. Ведь Сигизмунд и Владислав активно претендовали на российский престол, понимая что местная власть там крайне слаба. Но в итоге было подписано Деулинское перемирие, по которому Россия признавала все завоевания Польши в период Смуты, а между странами устанавливался мир на 14,5 лет.

Но была еще и Швеция, которую призвал Шуйский. Мало кто об этом говорит, но Швеция владела практически всеми северными землями, включая Новгород. В 1617 году Россия и Швеция подписали Столбовский мир, по которому шведы вернули Новгород, но сохранили за собой все побережье Балтики.

Последствия Смуты для России

Смутное время это всегда тяжелая фаза, которая очень сильно бьет по стране, и из которой потом очень долго нужно выходить. Так было и в России. Смута формально прекратилась с воцарением Романовых, но по факту это было не так. Еще долгие годы русские цари активно боролись с пассивными, но все же с элементами Смуты, в стране.

Если говорить про последствия Смутного времени в России, то можно выделить следующие основные последствия:

  1. Россия сохранила свою независимость и право быть государством.
  2. Создание новой правящей династии Романовых.
  3. Страшное экономическое разорение и истощение страны. Простые люди массово бежали на окраины.
  4. Падение авторитета церкви. Люди не могли понять, как церковь могла допустить такую пассивность в борьбе с интервентами.
  5. Произошло полное закрепощение крестьян, чего раньше не было.
  6. Россия потеряла часть своей территории (Смоленск, Балтику (выход к которой потом так настойчиво будет добиваться Петр 1) и Северные регионы страны).
  7. Военный потенциал страны был фактически уничтожен.

Это основные последствия, которые были крайне важны для страны, но самое главное - Россия сохранила свою государственность и продолжила развиваться. Попытки Польши и Швеции захватить власть в России закончились ничем.


Сложность толкования Смуты

Смутное время было очень неудобным для советских историков. Дореволюционная историография не создала строгую концепцию смуты. Есть схемы Ключевского и Платонова (мы позже поговорим о них) - они эмпирически очень неплохо отражают реальность, но концепции Смуты они не дают. Потому что для того чтобы разработать концепцию Смутного времени в России нужно сначала разработать концепцию русской истории и концепцию самодержавия. Но этого не было. У советских историков совсем дела плохо обстояло с концепцией Смуты. Собственно никакой Смуты советские историки не изучали. Пример профессора Андрея Фурсова:

когда сдавал русскую историю, вернее историю СССР, в билетах не было вопроса "Смутное время". В билетах было два совершенно разных вопроса: «Восстание под руководством Ивана Болотникова» и «Иностранная интервенция в начале 17 века».

Андрей Фурсов, историк

То есть Смуту рассеяли, словно ее и не было. И понятно почему. Дело в том, что в Смутном времени для советских историков в противоречие пришло буквально все. С классовой точки зрения советский историк должен был стоять на стороне Ивана Болотникова, потому что он боролся против эксплуататоров. Но дело в том, что Иван Болотников был человеком Лжедмитрия 1 (об этом мы ниже будем говорить), а Лжедмитрий был связан с поляками и шведами. И получается, что восстание Болотникова это элемент деятельности Лжедмитрия по предательству страны. То есть, это то, что бьет по государственному строю России. С патриотической точки зрения советскому историку никак нельзя было быть на стороне Болотникова. Поэтому решили сделать очень просто. Смутное время интегрально рассекли: восстание Болотникова это одно, а интервенция - другое. Лжедмитрий вообще третье. Но это была абсолютная фальшивка. Всё было намного сложнее. И Все это было очень тесно связано, и никакого Болотникова бы не было без Лжедмитрия и Смуты.

Чем фактически была Смута в истории России

Смута, безусловно, была революционным событием. Чем принципиально революция отличается от восстания? Кто знает, кстати, когда термин "революция" появился, как политический? Подсказка - есть какая-то связь между словом "революция" и "револьвер"? Помимо того что в революциях используются револьверы... Есть какая-то связь в названиях "революция" и "револьвер"? Дело касается того, что барабан "крутится". Сначала революция появился в 1688 году во время, так называемой, "Славной революции" в Англии, когда как бы все вернулось на круги своя. То есть изначально революцией назывался поворот на 360 градусов. Совершили оборот и вернулись на свои места с некоторыми изменениями. Но со времен французской революции 1789-1799 годов революциями стали называть поворот не на 360 градусов, а на 180. То есть повернулись, но не вернулась в предыдущую точку.

Любые народные движения можно разделить на 3 категории:

  1. дворцовые перевороты. Это разборки элиты.
  2. восстания и бунты. Активное участие принимает население.
  3. революции. Когда происходят революции, происходит следующее - часть элиты входит в союз с частью населения, и бросает его против другой части элиты. Так что на какой-то момент верхушка самая начинает выражать интересы общества, а не только свои. Поэтому на короткий момент революции происходит единение. Потом в большинстве случаев элита обманывает общество.

И в Смутном времени начала 17 века, безусловно, видны некоторые революционные черты, тем более что после Смуты окончательно встал на ноги самодержавно-крепостнический строй, которого до этого на Руси не было.