С какой стороны находится ангел и демон. На каком плече сидит ангел-хранитель, и существует ли он вообще

Ангел-хранитель сопровождает человека на протяжении всей жизни. Дается он через таинство крещения. И после крещения начинается ожесточенная борьба за душу человека.

Кто с кем воюет? Нечистый дух, или бес. Он не дремлет, силясь завладеть человеческой душой. Ангел же ее охраняет. Вот и разгорается битва.

На каком плече сидит ангел, а на каком - бес? И как они сражаются друг с другом? Давайте выяснять.

Ангел - наш помощник

Что входит в задачу ангела-хранителя, мы перечислили выше. Если человек ведет правильную и Богоугодную жизнь, после смерти его душу забирают ангелы.

Мы часто расстраиваем своего невидимого хранителя. Каким образом? Собственными грехами. Давайте объясним на примере.

Представьте, что у вас есть подопечный. Допустим, это ребенок. И он постоянно испражняется. Вы должны находиться рядом с ним, но помыть малыша нет возможности. Вот и приходится дышать "ароматами", исходящими от ребенка. Он же совсем не чувствует запаха, который источает. Проблемы с обонянием. Радостно играет, агукает и раз за разом справляет нужду.

Фу, какая гадость! Неприятно находиться рядом с таким существом, правда?

Теперь понимаете, каково нашему ангелу? Когда мы грешим, то похожи на ребенка из примера. Наши грехи издают зловонное амбре. И заставляют ангела отходить от нас. Он плачет, но ничего не может сделать. И совсем оставить нас нельзя, и рядом находиться невозможно.

Кстати, на каком плече сидит ангел-хранитель? Считается, что на правом. И когда он отлетает от нас, то на сцену выходит бес.

Бес - погибель для нас

Почему погибель? Потому что основная его цель - затянуть душу человеческую в ад. И работает он вовсю, стараясь реализовать это.

Каким образом действует нечистый? Искушая человека, предлагая ему совершить грех. Разумеется, слово "предлагая" здесь нужно рассматривать не в том смысле, что говорит. Нет, просто умело подталкивает.

К примеру, человек знает, что блуд - это страшный грех. Тут в работу включается нечистый дух. Он начинает закладывать в мысли всякие фантазии. На эти фантазии реагирует тело. В итоге человек совершает грех. Бесу только это и нужно. Он ликует и радуется, ангел же стоит в сторонке и горько плачет.

На какой стороне плеча сидит ангел, а какую занимает бес? Согласно легендам, которые нам в детстве рассказывали, ангел занимает все правое плечо. Нечистый, соответственно, левое.

Почему именно плечи

Ангел и бес на плечах символизируют борьбу добра и зла. Но почему местом их обитания выбраны плечи? На каком плече ангел находится?

Если на то пошло, то не на плече, а за плечом. Считается, что человек идет, а за ним следуют ангел-хранитель и нечистый дух. Ангел справа, бес - слева.

С чем это связано? Все дело в том, что сакральная. Крестимся мы правой рукой, иконы дома вешаем в правом углу (на Восток). Даже слово "правда" произошло от слова "правый". И человека верующего, живущего по заповедям Божьим, мы называем праведником. Раз уж все начинается с правой руки, то и ангела сюда же поставили. Добро по правую сторону якобы.

Теперь поговорим о левой стороне. Вроде бы слева сердце расположено. Почему бы не должен ходить ангел по ней? Чтобы быть ближе к сердцу?

Вопросы риторические, ибо все плохое связано с левой стороной. Если у человека день не задался, говорят, что он встал с левой ноги. К людям-левшам относятся настороженно, по крайней мере, раньше так было. Халтуру и нечестный доход называют "левыми" деньгами.

Понятно, что левое - это плохо. Бесу самое место за левым плечом, он же плохой.

Что говорят священники?

Если священнику задать вопрос о том, на каком плече ангел-хранитель у человека сидит, батюшка слегка удивится. Хотя вряд ли: наши священники ко всему привычные, чего их только не спрашивают.

И что же они говорят по этому поводу? Деление на правое и левое плечо символическое. На самом деле мир не делится в соответствии с осью тела человеческого. Все куда более глубже и сложнее, чем нам кажется.

Какой вывод напрашивается?

Отвечая на детские вопросы о том, на каком плече сидит ангел, родители вводят детей в заблуждение. Это, конечно, легкий сарказм. Понятное дело, ребенку надо объяснять некоторые вещи на примитивном уровне. Но вырастая, надо бы задумываться о том, что не все так просто. В том числе и в вопросе нахождения рядом с нами ангелов и демонов.

Ангел не сидит на плече. Он незримо находится возле нас. Равно как и бес не занимает левое плечо. Он просто ждет, когда же мы пойдем на поводу у него в очередной раз. И отгоним от себя ангела этим.

Как правильно креститься?

Раз мы выяснили, на каком плече сидит ангел наш, теперь поговорим о крестном знамении.

Католики крестятся слева направо. Мы - наоборот. Подробная инструкция ниже:

    Складываем три пальца правой руки вместе. Большой, указательный и средний. У нас получается щепотка.

    Касаемся этой щепоткой лба, затем переходим к животу. Касаемся пупка.

    После этого прикасаемся к правому плечу.

    Затем - к левому.

    Опускаем руку, делаем поясной поклон.

Все очень просто, правда? Хотелось бы, раз речь зашла о правильности крестного знамения, вспомнить одно интересное суеверие. Оно настолько абсурдно, что не упомянуть нельзя.

Вы знали, что католики пересаживают беса на правое плечо? Ангела же сгоняют? Это они делают, когда крестятся слева направо. Теперь знаете.

Как молиться ангелу?

На каком плече сидит ангел наш? Он не сидит, он работает. Охраняет нас, глупых, от греха пытается уберечь. А мы, вместо того чтобы обращаться к нему молитвенно, отгоняем заступника нашего подальше.

Когда обращаются к ангелу? В любых ситуациях: в момент опасности, когда тяжело и плохо, в момент болезни. Зовите своего хранителя, данного при крещении.

Какие слова молитвы для этого нужны? Наверное, молитва к ангелу очень сложная? Отнюдь. Запомните эти слова:

Святый Ангеле-Хранителе, Угодниче Божий, моли Бога о мне грешном/грешной.

Всего девять слов. Запомнить не так уж и трудно, верно?

Чаще обращайтесь к ангелу и не забывайте благодарить его. За то, что он рядом. Не бросает нас, а терпеливо ждет, когда же подопечные обратят внимание на его призывы. Давайте не будем слушать искусителя нечистого, а обратимся со всей душой к своему ангелу.

Заключение

Сегодня мы развеяли очередное заблуждение относительно того, на каком плече сидят ангел и бес. Все эти деления "по плечам" подходят для объяснения маленьким детям. Мы - взрослые, и должны понимать, что все гораздо глубже, чем наши детские представления о мире.

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

– Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный Филарет Глинский рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Диавол – существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово “Эосфорос” и латинское “Люцифер” означают “светоносец”). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.

Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, – давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас – существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание. И тем не менее нередко оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, и делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Нечто подобное произошло и с самим диаволом: созданный благим и светоносным, он добровольно избрал зло и стал врагом Бога.

Отпав от Бога, диавол и демоны стали носителями зла. Означает ли это, что связь между ними и Богом прервалась? Нет. Между Богом и диаволом сохранились личные взаимоотношения, которые продолжаются и сейчас. Мы можем это видеть по начальным страницам Книги Иова, где говорится о том, что диавол предстал перед Богом вместе с ангелами, в числе других “сынов Божиих”, и Господь сказал ему: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” (Иов 1:8). Если можно так выразиться, этим вопросом Бог провоцирует диавола на некие действия по отношению к Иову. И сатана говорит: “Да, действительно Иов праведен, верен Тебе, но это потому, что Ты создал для него такие условия; измени эти условия, и он падет, как падают прочие люди”. На это Господь ответил ему, что отдает ему тело Иова, но запрещает касаться его души. Одни понимают это повествование как притчу, другие – как реальную историю, но суть дела в том, что, согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.

Каким должно быть отношение христианина к диаволу?

Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол – это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.

На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество “народных средств”, которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом – бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека “испортят”, сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.

Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых – к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний – в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: “Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?”, Тот отвечает трижды: “Отрекаюсь”. Священник говорит: “Дунь и плюнь на него”. Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. “Дунь и плюнь на него” значит “относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего”.

В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием – иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: “Что ж вы осла-то не уберегли?” Они с удивлением спрашивают: “Авва, откуда ты знаешь?”, – на что тот спокойно отвечает: “Мне бесы рассказали”. Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол – это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.

В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход – дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.

Приведу в пример случай, который произошел лет десять назад. Ко мне обратилась немолодая женщина, учительница литературы. В какой-то газете она прочла, что с помощью иголки, листа бумаги и особых заклинаний можно вызывать духов умерших и беседовать с ними. Она решила вызвать дух Чехова. И, представьте, “Чехов” ей явился. Поначалу все было очень занятно, она даже приглашала гостей и устраивала у себя в квартире “литературные вечера”. Но потом “Чехов” начал появляться уже без приглашения, портить мебель, бить посуду; возвращаясь домой, женщина обнаруживала, что все перевернуто вверх дном, обои порваны и т. д. Вся семья была в панике. Муж и дети боялись возвращаться в свою квартиру. Жизнь превратилась в ад, они были на грани самоубийства. К счастью, женщина вовремя поняла, что сама и теперь не может от него избавиться. Вся семья пришла в церковь. Первое, что я сказал им: “Вы должны перестать бояться”. Приехав к ним, я освятил квартиру, потом они исповедовались и причастились. “Чехова” как ветром сдуло.

Это один из примеров, подтверждающих, что, если человек открывает вход диаволу через какие-то действия вроде , колдовства, лечения у экстрасенсов, либо через наркоманию, алкоголизм и другие формы зависимости, через тяжкие грехи, которые он совершает сознательно, человек оказывается подвержен влиянию темных сил. Если же он твердо стоит на страже своего ума и сердца, своей нравственности, если ходит в церковь, исповедуется и причащается, носит святой крест, то ему не страшны никакие бесовские страхования.

Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным “демонским стреляниям”, то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.

Приведу еще один пример. Пришла как-то ко мне женщина с дочкой, девочкой лет восьми. Девочке постоянно являлись какие-то бесовские существа, пугали ее, она видела их и днем и ночью. Девочка исповедовалась и причащалась, ничего не менялось. А началось все с того, что в каком-то монастыре они купили книжку про диавола. В этой книжке было сказано, что если диавол на какого-то человека напал, то уже не отстанет никогда, и средств избавления от него нет никаких, разве что “отчитывание”, но и оно не всегда помогает. Они, конечно, от всего переживаемого были в шоке. Я побеседовал с девочкой, спросил ее: “Ты боишься их”? – “Боюсь”. – “А ты можешь в следующий раз, как только они тебе явятся, сказать им: “Я вас не боюсь, я на вас не обращаю внимание, у меня своя жизнь, у вас своя, убирайтесь вон”. И живи так, как будто их вовсе не существует”. Примерно через неделю мать с дочкой снова пришли и говорят: “Они исчезли”. Значит, единственное средство, которым в данном случае обладал сатана, был страх. Он хотел, запугав ребенка, сделать его своей жертвой.

Приходится сожалеть о том, что книжки и брошюры, в которых роль диавола всячески преувеличивается, издаются и продаются в церковных лавках. Происходит это от невежества, от духовной нечуткости, от незнания учения Святых Отцов. Православное учение о диаволе выражено преподобным Иоанном Дамаскиным в тридцати строках. А наши доморощенные богословы пишут книжку за книжкой о диаволе и демонах, запугивают народ Божий, портят людям жизнь.
Вход диаволу в душу человека открывают, как я уже сказал, магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов. Я не утверждаю, что все экстрасенсы и так называемые “народные целители” действуют исключительно под влиянием демонических сил. Но в подавляющем большинстве это люди, в чьих руках концентрируются силы и энергии, природу которых они сами не знают. Нередко, исцеляя одно, они повреждают другое. Были случаи, когда человек избавлялся с их помощью от головных болей, но при этом делался психически больным. И самое ужасное, что эти “целители” делают человека зависимым от себя, а всякая форма зависимости – это та самая дверь, через которую может проникнуть диавол. Наркотическая, алкогольная, сексуальная, психическая и иные формы зависимости представляют огромную духовную опасность. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы ни от чего в этой жизни не быть в зависимости, чтобы духовно и телесно быть максимально свободными. Человек, который контролирует свой рассудок, свое сердце, свои поступки, всегда может противостать сатане. Тот же, кто оказывается рабом какой-либо страсти или порока, становится неспособным отразить натиск диавола.

Вы можете спросить: насколько диавол вообще способен воздействовать на нашу мысль? Насколько он вообще знает, что происходит в наших мыслях и в нашем сердце? Насколько он компетентен в вопросах духовной жизни? У меня сложилось убеждение – отчасти под влиянием того, что я читал у Святых Отцов, отчасти на основе личных наблюдений, – что у диавола нет прямого знания о наших внутренних процессах. В то же время, будучи весьма опытным, – он ведь в течение истории имел дело с миллиардами людей и с каждым “работал” индивидуально, – он использует эти свои навыки и по внешним признакам распознает, что происходит у человека внутри. И ищет наиболее уязвимые места. Скажем, когда человек пребывает в унынии, диаволу очень легко воздействовать на него. Но единственное, на что диавол способен, – это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав “Добротолюбие” или “Лествицу” святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, “стоит на страже своего ума”, он может отвергнуть этот помысел, “дунуть и плюнуть” на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории – до тех пор, пока не охватит все его естество, – душу, сердце, тело, – и не подвигнет на совершение греха.

Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу – именно потому, что суеверие – суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек – по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств – подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: “Дуни и плюни на него”.

Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, – то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.

Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.

Я уже упомянул о так называемом “отчитывании”. Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты – люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже – те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.

Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые – это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине – потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве “отчитывания” существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу – один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.

Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: “Я не знаю, как это происходит”. Кому-то из посетителей говорил: “Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя”. Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве “отчитывания”, и не вполне понимал “механику” изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.

Нередко люди с теми или иными проблемами – психическими или просто жизненными – приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: “Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку”. То, что ваш сын непослушный – ответил я, – еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков – через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка – не панацея от жизненных трудностей.

Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.

В заключение хотел бы сказать о том, что действие, власть и сила диавола имеют временный характер. На какое-то время диавол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. По крайней мере, он старается создать иллюзию того, что есть область в духовном мире, где он властвует. Таким местом верующие считают ад, где оказываются люди, погрязшие в грехах, не принесшие покаяние, не вставшие на путь духовного совершенствования, не обретшие Бога. В Великую субботу мы услышим замечательные и очень глубокие слова о том, что “царствует ад, но не вечнует над родом человеческим”, и о том, что Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на кресте и сошествием во ад уже одержал победу над диаволом – ту самую победу, которая станет окончательной после Его Второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, диавол знает, что его дни сочтены (я говорю не о его днях как существа живого, но о той власти, которой он временно располагает).

“Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим”. Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: “Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам”; там же говорится, что Крест – это “ангелов слава и демонов язва”, это орудие, перед которым трепещут демоны, “трепещет и трясется” диавол.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.

Многие слышали, что Ангел Хранитель поддерживает человека в трудные моменты жизни. Но где искать этого Ангела? Если он сидит на плече, то на каком именно? Есть мнение, что Ангелам дозволено общаться с Богом, поэтому они всегда подталкивают нас в правильном направлении. Когда вы испытываете боль и страх, не нужно унывать — один их хранителей незримо присутствует рядом.

Кто такие Ангелы Хранители

Православные христиане полагают, что Ангел Хранитель даруется Богом при крещении каждому человеку. Это добрый дух, который по божиему велению защищает нас от напастей. Подходов к вопросу много, но правильный ответ один: каждый человек вне зависимости от факта крещения получает своего Ангела. Есть, правда, один нюанс: только душа крещеного православного христианина имеет право на заступничество. Вот несколько интересных фактов об Ангелах Хранителях:

  1. Человек с Ангелом неразлучны на протяжении всей жизни.
  2. Когда наступает время (после смерти) для перемещения души на небеса, именно Ангелы занимаются транспортировкой.
  3. Благодаря Ангелу бесы не могут сразу утащить человека в ад.
  4. На небесах Ангелы Хранители анализируют человеческие поступки, открыв «книгу жизни». Светлые мысли и действия складываются на весы, всё тщательно измеряется.
  5. Священное Писание не подтверждает наличия у человека нескольких Ангелов.

В достоверности и авторитетности источников, уверяющих, что хранителей может быть три и более, лучше усомниться. Присутствие в повседневной жизни Ангела можно ощутить, но как можно произвести рациональные подсчеты тех, кто невидим? Еще одно заблуждение, не связанное со знанием Библии, приписывает наибольшее количество «персональных ангелов» представителям актерской профессии. Какими достоинствами обладают актеры, почему им даны такие привилегии? Не стоит слепо доверять подобной информации.

Доказательства существования

Известный церковный анекдот рассказывает об иконописце, изобразившем Ангела. Приходит принимать работу к этому человеку храмовый настоятель и видит Ангела Хранителя в обычных ботинках. Такое «авторское видение» показалось настоятелю кощунством, и он поинтересовался, где обитают Ангелы в ботинках. На что иконописец ответил встречным вопросом: а где настоятель мог наблюдать Ангелов без ботинок?

Можно ли знать, исходя из личного опыта, о существовании Ангела? Каждый из нас может припомнить события, которые сложно объяснить с позиции формальной логики. Святые отцы могут привести большое количество источников, подтверждающих реальность существования Ангелов. Источники могут быть:

  • вероучительными;
  • историческими;
  • богослужебными;
  • фольклорными;
  • документальными.

В Священном писании сказано, что Иисус постоянно молился и обращался к «персональному» Ангелу Хранителю за поддержкой. Свидетелями того, что Христос вступал в контакт с Ангелами, были апостолы Иоанн и Петр. После Воскресения Сына Божьего к нему в пещеру вошла Мария Магдалина и встретилась с Ангелом, который возвестил о великом чуде. Небесные духи укрепляли веру Спасителя и сопровождали его во время скитаний по израильской земле.


Каким историческим свидетельством можно объяснить существование небесных заступников? Наиболее часто называемый случай — история Жанны Д`Арк. Воительница регулярно молилась Елизавете и Екатерине — своим святым покровительницам. Можно ли считать этих святых Ангелами? Вот что известно о взаимоотношениях Жанны с заступницами:

  1. Жанна Д`Арк могла видеть святых, но окружающим это умение было недоступно.
  2. Екатерина с Елизаветой помогли спрогнозировать победу над англичанами, хотя это и случилось после смерти Жанны.
  3. Победить французам помогло воцарение на престоле собственного короля — именно Ангелы надоумили Жанну взяться за это дело.
  4. Тяжелое ранение во время битвы едва не стоило Орлеанской Деве жизни, но святая покровительница усмирила боль.
  5. Ангелом также был послан луч света, благодаря которому воительница поверила в своё предназначение.

Общалась с Ангелами Хранителями и монахиня Евгения, умершая в Ялте в 1939 году. Ангельская помощь позволяла монахине делать важные предсказания, касающиеся жизни крымчан. Евгения предвидела жуткую войну, в ходе которой должен был подвергнуться масштабным разрушениям Севастополь. Точной даты монахиня не назвала, но покровитель поведал, что до начала военных действий послушница не доживет. В исторических анналах зафиксированы и другие случаи, доказывающие существование ангелов:

  • откровение Иоанна Богослова;
  • молитва подвижника Алексея Бортсуманского, попросившего небесных заступников даровать русским победу в 1812 году над французами;
  • пророчество матери одного из декабристов (ангелом была показана сцена казни ее сына в будущем);
  • помилование Федора Достоевского (его собирались казнить за участие в тайном обществе, но заменили наказание каторгой).

Общение с Ангелом Хранителем

Когда мы говорим об Ангелах, то представляем себе эдаких «почтальонов», курсирующих между людьми и Богом. Кое-кто из этих существ прячется за нашим плечом, готовясь помочь в минуты опасности. Слово «ангел» переводится на русский как «вестник», так что мы правильно видим картину вещей. Но общаться с этими созданиями нужно аккуратно, чтобы не отпугнуть их или случайно не обидеть.

Что же обижает ангела больше всего, выводит его из равновесия? Ответ прост: человеческая глухота.

Если вы не слышите подсказок заступника, не обращаете внимания на божественные знаки — это плохо. В подобных случаях вы обречены совершать однотипные ошибки. Чтобы не обидеть своего покровителя, избегайте следующих действий:

  • плевки через плечо (правое);
  • просьбы о причинении зла окружающим;
  • самосуд и месть;
  • любые прегрешения, нарушающие десять божественных заповедей;
  • словоблудие;
  • различные пороки.

Помните, что у ангелов можно просить помощи, но эта помощь не должна быть сопряжена со злыми поступками. Отмахиваться от ангельской помощи нельзя — в этом случае заступник может покинуть вас, а на его место придут бесы. Мы привыкли думать об Ангелах, как о чем-то неизменном, постоянно находящемся в пределах досягаемости. Но всё может перемениться в одночасье, если вы не захотите отвечать за собственные поступки.

На каком плече восседает покровитель и защитник

Забота о людях относится к числу ангельских добродетелей, поэтому небесные заступники стараются не выпускать нас из виду. Как вы помните, через правое плечо плевать нельзя — этот запрет введен не просто так. Именно там, с правой стороны, обитает наш незримый охранник. А вот за левым плечом обычно пребывают злые демоны — плевать туда можно и даже нужно когда заблагорассудится. Так вы доставите ангелу удовольствие, ведь бес — его извечный «конкурент».

Подобное расположение злых и добрых сил объясняет порядок наложения крестного знамения. Изначально рука двигается сверху вниз, после чего перемещается в правую область груди — в ангельские «владения». Опираясь на своего заступника, вы перебрасываете всё зло к демону, завершая крест в левой части груди. В соответствии с предпочтениями ангелов, мы привыкли делать и другие вещи:

  • иконы устанавливать в правый угол жилища;
  • рукопожатия осуществлять правой рукой;
  • ложку тоже удерживать правой рукой;
  • не лгать, утверждая свою «правоту».

Ангелами могут охраняться не только люди, но и вещи, которыми они пользуются. Существ, стоящих на страже дома, мы называем «хранителями домашнего очага». Освящение автомобиля убережет транспортное средство от катастрофы, угона и поломки. Заступники также помогают путешественникам и воинам.

Как призвать Ангела на помощь


Сразу настройтесь: любые наставления своего Хранителя надо воспринимать покорно, даже если они вам не нравятся. Хорошие советы тем и хороши, что они отражают реальное положение вещей. Обращайтесь к небесному посланнику с открытым сердцем и воспринимайте его рекомендации серьезно. Обычно «внутренний диалог» — это и есть общение с собственным ангелом. Поворотным моментом в судьбе может стать что угодно:

  • сломанная машина (если перед этим вы сомневались в целесообразности поездки);
  • заклинивший замок (на некоторые встречи лучше не приходить);
  • потерянный телефон (если вы собирались позвонить туда, куда не следует).

Над судьбами других людей Ангел Хранитель не имеет власти, поэтому не нужно просить его об изменении чужого характера.

Избегайте просьб, касающихся материального достатка. Лучше попросить для себя удачи, здоровья или решимости — тех качеств, которые помогут вам самостоятельно улучшить положение.

А призывать небесного заступника на помощь необходимо молитвами — ниже мы приведем самые популярные из них.

Молитва Ангелу Хранителю

Молитва к Ангелу Хранителю о заступничестве перед Богом:

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю об укреплении веры:

Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю о покровительстве:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь

Почитайте своего Ангела Хранителя, возносите ему молитвы, поступайте по чести и по совести, и тогда ваш заступник перед людьми и перед Богом никогда не оставит вас своей милостью.

Кто такие ангелы? Откуда взялись бесы?
Для чего нужны ангелы-хранители?
Как отличить веру от суеверия?
Как молиться ангелу-хранителю?

Об источниках знания

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.
Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно . Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как « вестник ». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы:
«Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего!
Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день,
и избавь меня от всякого коварного замысла врага,
чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога.
Но молись за меня, грешного и недостойного раба,
чтобы представить меня достойным благости и милости
Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа
и всех святых. Аминь.»

Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

За Каким Плечом Твой Ангел - Хранитель?

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.
Вот слова известной краткой молитвы:Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.