Самопознание и развитие личности. Понятие и общая характеристика самопознания

Самопознание личности - сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств.

В психологии установилось единое мнение о том, что этот процесс имеет уровневую организацию. Разногласия касаются лишь числа таких уровней. Большинство отечественных психологов рассматривают развитие самопознания как двухуровневый процесс. Познание начинается (по А. Леонтьеву) с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения самого существенного. Другими словами, на первом уровне идет накопление первичной фрагментарной информации о самом себе через соотношение себя с окружающим социальным миром. Этот уровень как бы подготавливает индивида к интенсивному и глубокому самопознанию, реализуемому на основе самоанализа.

На втором уровне индивид познает себя посредством оперирования полученными на первом уровне сведениями о себе. Наибольший поток информации теперь поступает не из сферы «Я - окружающий социальный мир», а замыкается на сфере «Я - Я».

К механизмам самопознания относят процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:
- опознает объекты (явления, процессы, путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;
- отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других люден на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);
- проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;
- постигает и проникает в перелсивание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Рефлексия (лат. reflexio - обращение; назад, отражение) - самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания индивида сосредоточиться на самом себе. В философии это понятие связывалось с размышлением человека о том, что происходит в его сознании, каково содержание его мыслей. Социальная психология расширила рамки понимания рефлексии. Здесь она переносится на взаимодействие двух человек или взаимодействие людей внутри более многочисленной группы и приобретает характер взаимного отображения индивидами друг друга. Каждый индивид не только стремится познать самого себя, но и понять, как он отображается в сознании других людей. Это отображается рядом позиций, образующих рефлексивный процесс:
- индивид А, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом А самого себя;
- видение индивида А индивидом Б;
- индивид Б, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом Б самого себя;
- видение индивида Б индивидом А.

Таким образом, рефлексия - это не только интроспективное погружение в мир своих психических процессов, состояний и свойств, но и осознание своих целей, мотивов и поведения, а также видение своего образа, складывающегося в мыслях собеседника.

Атрибутирование (англ. attribute - приписывать, наделять) - процесс наделения индивидом А каких-либо характеристик другому индивиду Б и приписывания ему каких-то личностных черт, мотивов, целей, установок на основании восприятия его текущего поведения. Чаще всего здесь имеет место стереотипное «достраивание» образа собеседника, приписывание причин его поведения. Атрибутирование рассматривается как один из основных механизмов социального восприятия, или восприятия человека человеком, в результате которого индивид расширяет рамки самопознания.

Атрибутирование обусловлено тремя взаимообусловленными факторами (по А. Бодалеву):
- особенностями внешнего вида и поведенческих манер собеседника, на которого направлен процесс атрибутирования;
- личностными особенностями субъекта атрибутирования (его характером, мировоззрением, установками, ценностями и др.);
- спецификой ситуации, на фоне которой: разворачивается процесс атрибутирования.

В психологии выделяют понятие каузальной атрибуции (лат. causa - причина) как факта интерпретации индивидом А причин конкретного поведения индивида Б на основе признаков, полученных в процессе межличностного восприятия.

Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.

Значение и общая характеристика

Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.

Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.

У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.

В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:

  • критерий психологически здоровой ;
  • способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
  • и самореализации индивида.

Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.

Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.

Лишь через познание человек , обретает счастье и делится им с окружающими людьми.

В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.

Определение «самосознание» имеет несколько значений:

  1. Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
  2. Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
  3. Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.

Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.

Виды самосознания

В психологии обозначены следующие виды самопознания:

  • опосредованное;
  • естественное;
  • самоисповедь;
  • рефлексия;
  • познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.

На практике существуют такие способы самопознания, как:

  • анализ;
  • наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
  • правдивый внутренний самоотчет;
  • размышления о происходящем в сознании.

Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.

Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства. В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию. Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.

С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.

Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации , дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.

— эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.

Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:

  • сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
  • оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
  • собственное отношение к успехам, неудачам.

Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно. Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт. Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.

Структура самосознания

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:


Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Процесс самопознания

В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:

  1. Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
  2. Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
  3. Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.

По активности этапы самопознания можно разделить на:


Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.

Упражнения на самопознание

Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.

Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.

Упражнение «4 квадрата психологии сознания»

Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.

Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.

Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.

Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.

Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.

Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.

Упражнение «Мои желания, мечты и цели»

На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения. Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется. Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.

Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.

Результаты самопознания

Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.

Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.

Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.

К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:

  1. Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
  2. Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
  3. Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При развивается и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
  4. Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.

Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.

Самопознание в психологии занимает особую позицию. Эта тема, которая волнует многих людей, стремящихся к самосовершенствованию. Сделать свою жизнь более осмысленной и примечательной в силах каждому человеку. Нужно только прилагать собственные усилия для развития. Путь самопознания сам по себе не может считаться легким. На этой дороге человека ждет множество испытаний. Только преодолевая эти преграды, личность и развивается, полноценно двигаясь вперед. Механизмы самопознания связаны с его внутренней организацией. Психологическая жизнь как нельзя лучше отражает личностные переживания человека. Самопознание – это такой способ прийти к пониманию собственных истинных мотивов. Не всегда следует задумываться над тем, с чего начать. Развитие сознания включает в себя элементы и формы рефлексии.

Самопознание и саморазвитие являются неотъемлемыми элементами самосовершенствования человека. Чем больше времени уделяется работе над собой, тем более многогранно развивается личность, в ней обнаруживаются глубинные пласты. Рассмотрим подробнее особенности самопознания. Психология самопознания достаточно интересна.

Этапы самопознания

Процесс самопознания сам по себе довольно трудоемкий. Он требует от человека колоссальных энергетических затрат. Ведь требуется же многое переосмыслить, принять верное решение, освободиться от груза дополнительных переживаний. Самопознание и воспитание характера всегда идут рука об руку. Одно понятие обусловлено другим, между ними выявляется тесная взаимосвязь. Самопознание человека состоит из нескольких ступеней. Они в свою очередь должны быть пройдены последовательно. Этапы самопознания приближают личность к тому, чтобы обрести свою собственную сущность.

Самоузнавание

Этот этап начинается с того, что ребенок начинает выделять самого себя из окружающей реальности. Самоузнавание представляет собой естественный процесс, помогающий познавать мир. Каждый должен начинать приближаться к собственной индивидуальной сущности через самоузнавание. Пропустить этот этап невозможно, он происходит самостоятельно, и человек в силу детского возраста, его, как правило, сознательно не отслеживает.

«Я – концепция»

Создание образа своего «Я» складывается постепенно. У человека должно сформироваться адекватное представление о самом себе. Только в этом случае образуется положительная «я – концепция», которая будет способствовать индивидуальному развитию. «Я – концепция» отражает то, что человек сам думает о собственной личности. Отношение к самому себе формирует, в свою очередь, уровень притязаний, помогает выстраивать личностные границы. Человек, таким образом, учится лучше понимать самого себя, свои потребности и желания. Самопознание и воспитание характера – неотъемлемые составляющие самосознания. Познание окружающего мира всегда начинается с самопознания. Процесс самопознания априори не может быть быстрым. Иногда требуется пройти довольно тяжелые этапы, которые бывают очень болезненными в своих проживаниях.

«Я – концепция» предполагает, что человек понимает свои истинные предпочтения и мотивы собственных поступков. Когда человек становится самостоятельным, у него возникает желание воплотить в жизнь свои индивидуальные стремления и желания. В каком-то смысле «я – концепция» значительно оберегает личность от вторжения любых негативных факторов. Разумеется, от всего защититься невозможно, однако у личности появляется возможность научиться ими в достаточной степени управлять.

Самооценка

Самооценка представляет собой важную составляющую жизни человека. Она определяет уровень притязаний, учит понимать свои стремления и имеющиеся возможности. Исходя из самооценки, человек получает возможность к развитию самосознания, либо, напротив, замыкается в своей проблеме. Если самооценка низкая, то личность неминуемо начинает страдать. У нее попросту не хватает сил для эффективной самореализации. Такая личность часто теряется в различных жизненных ситуациях, не знает, как ей следует поступить. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, необходимо обрести значимую уверенность в себе. А это возможно только при формировании адекватной самооценки. Достаточно развитая самооценка позволяет личности всесторонне развиваться и совершенствовать свои навыки. Самосознание в этом случае развивается стремительным образом. Человек раскрывается во всей полноте своих возможностей. Страхи же, напротив, препятствуют самореализации. Человек сознательно себя ограничивает в любой форме. Реализация многих планов и стремлений требует достаточной смелости и активности.

Виды самопознания

Виды самопознания представляют собой серьезный материал для вдумчивого и осмысленного изучения. Их называют способами самопознания, поскольку их функция заключается в раскрытии своего истинного потенциала. Ступени самопознания определяют уровень развития личности, ее способность к оцениванию своих поступков. Рефлексия в этом случае выступает значимым элементом для раскрытия самосознания. Рассмотрим подробнее методы самопознания.

Самонаблюдение

Такой способ достаточно прост в исполнении и доступен каждому человеку. По сути, он является самым простым и понятным даже человеку непосвященному в психологию. Самонаблюдение помогает увидеть свои ошибки, отследить какие-то значимые реакции, которые раньше не замечались. Осуществляя наблюдение за своим поведением, личность обязательно отмечает, от чего ей следует отказаться, что убрать, на что обратить пристальное внимание. Самонаблюдение – это отличный способ самопознания. Его функция заключается в отслеживании негативных моментов и определении собственных недостатков с целью их дальнейшей проработки. Самонаблюдение помогает человеку совершать меньше ошибок и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Самоанализ

Этот метод представляет собой способ погружения в проблему с целью отыскания собственных резервов для своевременного реагирования на ситуацию. Функция самоанализа состоит в том, чтобы суметь вовремя сделать соответствующие выводы. Самоанализ помогает осознать, почему в жизни повторяется та или иная ситуация и по какой причине люди поступают определенным образом, а не иначе. При этом обязательно развивается самосознание, человек перестает мыслить шаблонными категориями. С помощью самоанализа можно проработать самые глубокие вопросы существования, ушедшие глубоко в подсознание. Самоанализ почти во всех случаях довольно эффективен, хотя это достаточно болезненная процедура.

Самоисповедь

Это такой вид самопознания, при котором человек сознательно погружается в собственные размышления. Такой внутренний диалог может сопровождаться однотипными движениями, например, хождением по комнате. Самоисповедь нередко заканчивается слезами или осознанием своей вины по поводу какой-то ситуации. Здесь важно вовремя остановиться, а лучше найти человека, который смог бы выслушать и что-то дельное посоветовать.

Сравнение

В большинстве случаев люди сравнивают свою жизнь с другими. Достижения окружающих при этом кажутся более весомыми и значительными, чем свои собственные. Сравнение как способ самопознания позволяет выявить какие-то дополнительные цели, куда можно направить свои стремления. При этом важно не углубляться и не сравнивать свои недостатки с достоинствами окружающих. Необходимо стараться мыслить только в позитивном ключе.

Таким образом, самопознание представляет собой необходимый шаг в развитии личности. Когда человек дорастает до способности анализировать свою жизнь, у него появляется уникальная возможность попробовать многое изменить.

Достигнув в материальном мире определенных высот, человек часто остается неудовлетворенным, т.к. достигнутые цели не приносят душевного спокойствия. В жизни любого человека когда-нибудь наступает момент, когда он задает себе вопросы, касающиеся самопознания, самоопределения и осознания своего предназначения. Поначалу поиск ответов, через процесс самопознания происходит во внешнем мире. Человек может перечитать огромное количество книг, перепробовать на себе кучу различных практик, удариться в религию. В какие-то моменты может казаться, что истина, наконец, достигнута. Но на смену одной концепции приходит другая, и процесс может продолжаться бесконечно.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

  1. Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.
  2. Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.
  3. Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения , оно происходит с использованием следующих методов:

  1. Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  2. Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  3. Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  4. Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  5. Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  1. Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  2. Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  3. Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  4. Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  5. Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  6. Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Человек в конце концов понимает, что главная цель – это научиться жить и наслаждаться жизнью. Это понимание может прийти не сразу, а лишь после страданий или долгого жизненного пути, позволившего получить необходимый опыт. А может произойти мгновенно, подобно озарению. Если человек становится на путь самопознания , это неминуемо произойдет.

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.