Саровский монастырь. Свято-успенская саровская пустынь

Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде. Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Саровская пустынь. Общий вид с северной стороны.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Вид на Саровскую пустынь с юго-востока.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело. Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иоанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

Вид на Саровскую пустынь с юго-восточной стороны.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея. Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

Общий вид Саровского монастыря.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

Саровская пустынь. Вид на колокольню и монастырские ворота.

Саровская пустынь. Вид на Соборную площадь через ворота.

Саровская пустынь. Внутренний вид храма Живоносного источника.

Саровский монастырь. Церковь св. Зосимы и Савватия.

Саровская пустынь. Внутренний вид храма Зосимы и Савватия.

Саровская пустынь. Дорога к святым местам.

Саровская пустынь. Место моления подвижника Марка, предшественника Преподобного отца Серафима.

Саровская пустынь. Место, где был избит Преподобный отец Серафим разбойниками.

Саровская пустынь. Общий вид на место камня, где молился препод. отец Серафим.

Саровская пустынь. Св. Источник преподобного.

Саровская пустынь. Крест над местом келии подвижника Дорофея.

Храм Иоанн Предтечи и вход в Пещеру преподобного отца Серафима.

Дорога к источнику отца Серафима.

Общий вид реки Саровки.

Саровская пустынь. Соборная площадь. 1903 год.

Саровская пустынь. Соборная площадь.

Саровская пустынь. Соборный храм Живоносного источника и Успенский собор.

1903 год.

Саровская пустынь. Успенский собор.

Саровская пустынь. Успенский собор.

Саровская пустынь. Усыпальница преп. Серафима.

Саровская пустынь. Храм преп. Серафима.

Саровская пустынь. Храм св. Иоанна Предтечи.

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Внешний вид храма Св. прп. Серафима Саровского.

Торговая часть посёлка Саровского монастыря.

Вид на Саровскую пустынь.

Дети на улице в Сарове. 1912 год.

Визит Николая II в Саровский монастырь. Отъезд четы Романовых в Саровский монастырь.

Визит Николая II в Саровский монастырь. Отъезд четы Романовых в Саровский монастырь.

Прибытие Их Императорских Величеств в Саровскую пустынь.

Саровская пустынь. Их Императорские Величества рядом с усыпальницей преп. Серафима. 1903 год.

Николай II и великие князья переносят гроб с мощами св. Серафима Саровского к новому месту захоронения. 18 июля 1903.

Богомольцы у часовни на месте источника Серафима Саровского.

Саровская пустынь. Паломники на Соборной площади. 1903 год.

Саровская пустынь. Паломники у входа в Успенский собор.

Саровская пустынь. Паломники рядом с усыпальницей преп. Серафима.

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

Местность нынешнего Сарова издавна была населена мордвой, платившей дань русским князьям - Рязанским и Владимирским. На горе, где впоследствии устроилась Саровская пустынь, сначала, вероятно, располагалась русская крепость. В 1298 г. татары под предводительством ширинского хана Бахмета покорили эти земли и на месте крепости построили укрепленный город Сараклыч («царственный город»). Он разделялся на три части (или городка), со всех сторон окруженные глубокими рвами, высокими земляным валом и речками Сатис и Саровкой. Нередко татарам приходилось биться здесь с местным населением, и потом первые монахи часто находили в земле стрелы, сабли, копья и много человеческих костей.

Серафим Саровский

Столицей ордынских князей Сараклыч был всего 90 лет, а потом местное население стало теснить их - особенно после Куликовской битвы. По преданию в 1389 г. последний правитель - хан Бехан - покинул город, и татары убрались сначала за речку Мокшу, а потом разошлись в разные стороны, основав множество своих селений. Стольный град Сараклыч, некогда грозный и могущественный, начал приходить в запустение, зарос лесом, и в нем завелись дикие звери. Позднее его назвали Старым городищем, но достоверных источников о существовании Сараклыча до сих пор не найдено, так что был ли город в действительности - остается неясным.

Впоследствии место это с окрестными деревнями было передано князьям Кугушевым, но нисколько не оживилось и еще 300 лет оставалось заброшенным. К тому же оно пользовалось недоброй славой, так как за эти три века рядом с ним прошла Большая посольская дорога, соединившая юг России с Москвой. До сих пор в народе передаются легенды о разбойниках-темьянах, промышлявших на Большой дороге и зарывших в Старом городище несметные сокровища.

Но гора у слияния двух рек и бьющие из-под нее ключи привлекли в это живописное место монахов. Первым избрал Саровскую гору для отшельнической жизни пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 г. и построивший себе келью на берегу речки Сатис - на валу бывшего городища. О подвизавшемся в уединении отшельнике узнали крестьяне близлежащего села Кременок, которые стали приходить к нему за благословением и советом. От него они и узнали о чудесах, происходивших на Саровской горе. Много раз он видел необыкновенный свет над горой и даже огненные лучи, освещавшие ее сверху. Иногда Феодосий слышал гул и звон, раздававшиеся изпод земли, и, наблюдая эти явления, он пришел к выводу, что месту этому предназначено великое будущее.

После шести лет отшельничества Феодосий вернулся в свою прежнюю обитель, а через 10 лет после него на Старом городище поселился монах Герасим, пришедший из Краснослободского монастыря. Около своей кельи он устроил огород, чтобы питаться овощами с него, и все время проводил в трудах, молитвенном подвиге и богомыслии. Герасим тоже был свидетелем многих чудес, а однажды, стоя на молитве в праздник Благовещения, он услышал такой сильный звон, что ему показалось, будто гора заколебалась. С тех пор звон слышался ему часто, крестьяне же из окрестных сел и деревень нашли им свое объяснение. Долго жили среди них предания и легенды о богатом и многолюдном городе Сараклыч: спешно покидая свою родину, татары не успели взять с собой сокровища и дорогие вещи, и пришлось им все зарыть в Саровской горе. Вот от этих сокровищ и разливался по ночам необыкновенный свет. И, конечно, многие крестьяне рыли гору, надеясь найти клады, но вместо них обнаружили 6 каменных крестов и один медный - складной и с углублениями для святых мощей.

Но место на Большой посольской дороге, как говорилось выше, оказалось разбойничьим, и в келью отца Герасима нередко после грабежей приходили незваные гости, чтобы разделить добычу. Из-за непрошенных посещений монах-отшельник вынужден был удалиться из этих мест. После него на Саровской горе жили еще два инока из соседнего Санаксарского монастыря, которые даже хотели основать здесь обитель, но не выдержали испытаний отшельнической жизни и вернулись в свою обитель.

После монаха Герасима Саровская гора 10 лет оставалась необитаемой, а потом здесь появился инок Иларион, выкопавший на склоне пещеру, которая послужила началом пещер Саровских, известных под названием «Иларионовых».

Рассказы о необыкновенной Саровской горе услыхал молодой инок из арзамасского Введенского монастыря Исаакий (в схиме Иоанн). Непроходимая глушь, суровая дикость и совершенное безлюдье произвели глубокое впечатление на молодого, восторженного инока, и он решил поселиться на Старом городище и устроить здесь монастырь. Сначала он водрузил здесь крест, а через некоторое время пришел сюда окончательно.

Исаак был человеком дальновидным, начитанным и красноречивым, однако и для него пустынническая жизнь оказалась тяжелой и полной искушений. Ночные видения, невыносимая тоска, уныния духа и телесные болезни часто посещали его, но вера в Спасителя преодолевала все дьявольские козни. Иногда к Исаакию присоединялись товарищи, но, не вынеся тягот отшельничества, уходили, и он опять оставался один. Однако со временем у Исаакия появились помощники. Из разных мест сходились сюда люди, рубили лес, строили себе кельи и постепенно в лесной глуши начала устраиваться обитель.

Первые монахи, самостоятельно поселившиеся на Саровской горе, не имели никакого статуса, поэтому уже вскоре у них возникла необходимость официально оформить свою монашескую жизнь. Чтобы урегулировать свои отношения с государством и церковными властями, они решили построить церковь, т. к. (согласно царскому указу) все монахи, жившие без церкви, считались раскольниками.

Еще в 1700 г. князья Кугушевы уступили монастырю землю под церковь, а в 1705 г. отцу Иоанну были выданы патриаршая грамота и антиминс на сооружение и освящение церкви, а также царский указ о монастырской земле. В феврале 1706 г. монахи начали валить лес, в мае на Старом городище уже высился сруб, а 16 июня был торжественно освящен первый храм Саровской пустыни, возведенный во имя Пресвятой Богородицы. Эта дата и считается днем основания Саровской обители, в которой в то время вместе с настоятелем было всего пять человек.

Вместе с церковью возникло и монашеское общежительное братство. Отец Иоанн с единодушного согласия братии приступил к составлению устава Саровской обители, который и написал за месяц по строгим древним образцам; служба совершалась по уставу Афонской горы. Суров был устав Саровского монастыря, суров был и быт монахов. Все нужное для жизни они добывали собственным трудом: одежду носили самую простую, жили в деревянных кельях, территорию монастыря обнесли оградой… Со временем возвели еще два храма, трапезу и кельи для посетителей. К 1711 г. был уже готов пещерный город с подземной церковью, сооруженной во имя Антония и Феодосия Печерских.

Но жизнь самого отца Иоанна закончилась не Саровской обители, как он мечтал, а в Тайной канцелярии. Первоначальника Саровского монастыря обвинили в участии в государственном заговоре, арестовали прямо в устроенной им обители и отправили в Санкт-Петербург. При обыске у него нашли документы, которые Феофан Прокопович назвал «факелом к зажжению смуты, мятежа и бунта». Ученые предполагают, что отец Иоанн был сторонником патриаршества и противником новых форм церковного правления - Святейшего Синода, введенного Петром I. Его заточили в неволю, и после трех лет заключения он скончался.

В годы своего царствования императрица Екатерина II повелела быть штату Саровской пустыни в 30 человек. При втором настоятеле - игумене Дорофее - архитектурный ансамбль Саровской обители приобрел законченный вид. Все монахи имели свои кельи, в монастыре были построены различные хозяйственные постройки (хлебня и поварня; столярная, просфорная и прочие мастерские), две кузницы, конюшни и т. д. Впоследствии (уже при императоре Павле I) монастырь получил рыбные ловли и две мельницы, располагавшиеся на речке Ужовке. Монахи сами выполняли все работы, необходимые для поддержания монастырского хозяйства: возделывали землю, косили, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу, плели лапти, изготавливали свечи и т. д.

Слава обители росла, у нее появились влиятельные вкладчики, и монастырь стал богатеть. В нем начало развиваться лесное хозяйство, появились лесопильни и деревообрабатывающие мастерские, в которых изготовляли деревянную посуду весьма тонкой работы.

На паломников, приезжавших издалека, сильное впечатление производила монастырская колокольня - величественный белый столп, уходящий ввысь и символизировавший тот духовный путь, который каждый христианин должен пройти в своей жизни. Первая колокольня, разместившаяся в центре монастыря, строилась вместе с храмом Живоносного источника. Когда обитель стала расширяться, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшийся от Старого городища, а потом решили совместить колокольню со Святыми вратами.

Колокольня строилась 10 лет на пожертвования вкладчиков, одним из которых был отставной майор Николай Афанасьевич Радищев - отец писателя А. Н. Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву». По первоначальному проекту колокольня должна была быть пятиярусной, но, видимо, не хватило средств, и ее возвели в четыре яруса. С верхнего этажа колокольни (высота ее составляла более 80 м) открывался прекрасный вид на окрестности. Под колокольней находятся Святые врата - для крестных ходов и торжественных встреч; справа и слева - малые каменные калитки для повседневного входа в монастырь.

Главной святыней и украшением Саровской пустыни является Успенский собор, своим внешним видом схожий с Успенским собором Киево-Печерской лавры. Это было первое каменное здание монастыря, и сначала оно представляло собой небольшую однокупольную церковь, которая строилась на деньги московского купца Демидова, за что и называлась Демидовской.

В 1770 г. по инициативе настоятеля монастыря - отца Ефрема - начали возводить большой новый собор, т. к. в монастырь шло много паломников, и маленькие храмы не вмещали всех желающих. В Саровскую пустынь приходили не только из ближних губерний (Тамбовской, Владимирской и др.), но и дальние богомольцы - с Кавказа и из Сибири. Особенно много их было осенью - на праздник Успения; в это время мест в гостиницах не хватало, и паломники располагались на ночлег прямо на земле в монастырском дворе.

Успенский собор возводился талантливым саровским монахом (в миру Иваном Федоровым), по замыслу которого Демидовскую церковь не стали разрушать, а превратили в алтарь и ризницу нового храма. Внутри Успенский собор богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. Великолепный резной пятиярусный иконостас, весь покрытый позолотой, был уставлен иконами византийского письма. Над широкими Святыми вратами алтаря находилась чудотворная икона - точный список иконы Успения Пресвятой Богородицы из Киево-Печерской лавры. До сих пор сохраняется предание, что рисунок этого великолепного иконостаса сделал знаменитый архитектор В. Растрелли. На правой стороне собора находилось огромное изображение Спасителя, исцеляющего расслабленного.

В 1779 г. в Саровской пустыни появился Серафим, жаждавший духовных подвигов. После перенесенной в обители тяжелой болезни религиозное рвение его усилилось, и в 1797 г. он уединился в отшельническую жизнь в своей пустыньке, которая располагалась в лесах на берегу реки Саровки. А в монастырском храме, возведенном в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» преподобный Серафим в сане иеродиакона в Великий четверг удостоился видеть Господа нашего Иисуса Христа, шествующего во славе с силами небесными.

С именем батюшки Серафима связана и церковь во имя Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Построена она была на месте старой больницы, в которой преподобный Серафим (в то время еще послушник Прохор) три года лежал больной и где он удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолами Иоанном Богословом и Петром, исцелившими его от тяжкого недуга. Деньги на сооружение этого храма преподобный Серафим после исцеления собирал сам. К тому же, будучи искусным столяром, он своими руками устроил для храма престол из кипарисового дерева. В этом храме до конца дней своих он причащался Святых Тайн.

Саровская пустынь к началу ХХ в. стала одной из самых крупных и благоустроенных обителей России. Монастырская ризница была очень богатой: в ней хранились массивные драгоценные священные сосуды, святые кресты, Евангелия и т. д. Хранились в ризнице и дорогие облачения, которые из-за тяжести на них золотого и серебряного литья при богослужении никогда употреблялись. Ризы эти являлись памятниками старины и благочестивого усердия благотворителей Сарова.

В 1853 г. в император Александр II и императрица Мария Федоровна прислали в Саров святое Евангелие. На верхней вызолоченной крышке переплета серебром были вышиты изображения четырех евангелистов, а в середине - образ Спасителя, сидящего на престоле.

Но участь Саровской пустыни, как и многих других монастырей, оказалась печальной. В 1927 г. его закрыли, а Успенский храм в 1951 г. взорвали, т. к. он «мешал» проведению проспекта им. И. В. Сталина. Но даже в те годы нашлись в городе люди, противившиеся уничтожению храмов, однако силы были неравными. Тогда никто и предположить не мог, что пройдет время - и монастырские здания будут возвращаться Церкви, и Саров поднимется из небытия. В 1991 г. на месте Успенского храма члены исторического объединения «Саровская пустынь» вместе с городскими строителями установили памятный камень.

Из книги Старчество на Руси автора Игнатия Монахиня

Зосимова пустынь и старчество Старчество <...> есть основание для доброго монастырского устроения. Пока не насадится оно, русские обители не поднимутся в нравственном отношении <...> Если бы знали они [иноки], сколько неоцененного добра заключает в себе старческое

Из книги Божии люди автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Зосимова пустынь Это было в 1910г. Посетить Зосимову пустынь побудило желание разрешить один душевный вопрос, который беспокоил меня долгое время. Для этого нужно было посоветоваться с лицом опытным и духовно-тонким. Таким мне показался, со слов знавших его лично,

Из книги «Остров». Подлинная история автора Орехов Дмитрий

Оптина пустынь и старчество Основателем старчества считается отец монашества святой Антоний, живший в III веке н. э. Старец – это человек, забирающий волю у своего ученика, принимающий его душу в свою. Ученик отдает себя старцу в полное послушание, с полным самоотречением.

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

«Шаталова Пустынь» «Шаталова пустынь» в церковной среде явление патологическое. К представителям сего класса относятся заштатные клирики, болтающиеся из храма в храм и непонятно чем занимающиеся, или запрещенные в служении за различные провинности, но при этом

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

5. Саровская пустынь и препод. Серафим В последней четверти XVIII и особенно в 1–й половине XIX в. одной из обителей, отличавшихся особой строгостью жизни своих насельников, стала сравнительно новая Саровская пустынь. Своим расцветом она обязана целому ряду монахов и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

6. Оптина пустынь и ее старцы В духовно–религиозной жизни России XIX столетия совершенно особое место занимает Оптина пустынь. Сама пустынь и скит, в котором подвизались оптинские старцы, со временем прославились на всю страну. Здесь сложилась та оптинская школа, которая

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

Из книги Не от мира сего автора

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Пустынь за задворках Говорят, слышал я, будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убегания в пустыню, и удивился, как вздумалось им неопределяемое определить местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное их благородство и

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Пустынь для американок Вдали от шума и суеты мира, в тихих монашеских убежищах, в пустынных местностях, наводящих на мысль о вечности, тысячелетие жены Святой Руси трудились ради своего спасения. Стремясь прежде всего приобрести смиренномудрие… Они старались быть

Из книги автора

Лесная пустынь Местность, в которой я когда-то служил, сильно пострадала от злодеяний, ниспосылавшихся русской деревне. К примеру, целый сельсовет со всеми населенными пунктами был опустошен ради некоего укрупнения, и обширные земли его в конце концов заросли

Из книги автора

НИЛОВСКАЯ ПУСТЫНЬ Нил Сорский возглавлял нестяжателей, выступавших за секуляризацию монастырских земель и отказ монахов от владения ими и людьми. О нем самом мы знаем очень немного, так как «Житие» его небогато биографическими сведениями. Восторжествовавшие в

Из книги автора

СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПУСТЫНЬ В ноябре 1656 г. царь Алексей Михайлович охотился со своими приближенными на землях «Ермолинской рощи». Вечером царь решил не возвращаться в Москву, а остаться ночевать здесь, для чего были раскинуты теплые шатры. Только царь начал засыпать,

Из книги автора

Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.

Друзья, давайте ещё немного побудим в прошлом,прежде чем вернуться в наше время.

Ну что же,побывав в 1903году в день канонизации Св.Серафима Саровского,вернёмся в настоящее 2003 год,столетие со дня канонизации Св.Серафима.Ваш покорный слуга присутствовал на этом мероприятии,в качестве водителя скорой помощи(я тогда,год жил у родителей и работал в больнице)Так что всё проходило на моих глазах.Множество паломников со всей России,огромное количество иностранцев.Мероприятие было впечатляющее,ну и мне повезло,всего два вызова,а остальное время присутствовал на церемонии.

Фото того дня и не только. Ну и наконец последний штрих..
Пещеры Саровского монастыря.

Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым к самым годам его истории. Описание начала строительства пещер дал в своей РУКОПИСИ «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих преподобных Киево-Печерских.

К сожалению, строительство и использование Саровских пещер не описано так подробно, как того бы хотелось. Но очевидно, что в первые годы монастыря, при первоначальнике Иоанне, роль их была в жизни Саровской пустыни значительнее, чем потом.
Тогож 1711 года Марта в 16 день окончены в полугоре пещеры, которые доведены почти до половины монастыря под землею; вход в оные из вне монастыря, и по разным местам оных поделаны келлии, в коих прежде сего живали и монахи..

Прежде сего означает, что во времена автора этой цитаты игумена Маркеллина, написавшего книгу по истории монастыря в 1804 года в пещерах уже никто не живал.)Всказаниях Иоанн упоминает еще и малую пещеру. Вход в нее находился к западу от главного пещерного входа. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Это сооружение сохранилось.Храм невелик- максимальные размеры его 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колонннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церквибыло получено с большими трудностями, причина которых нам не известна. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сте-фан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом.

В последние годы своей жизни в Сарове много времени проводил в уединении в пещерах настоятель Иоанн. Гроб, приготовленный им для собственных похорон, стоял в одной из подземных келий.
Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И если при Иоанне ремонту подземелий уделялось внимание, то после его ухода от должности и смерти церковь на долгие годы стала бездействующей.

В августе 1778 года для освящения новопостроенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иеро-ним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой 2,1 м4. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям. Приведем ниже впечатления некоторых посетивших их паломников.

У входа каждый получил пук зажженных свечей, затворы грянули, железная дверь заскрипела, и мы, спуслившись в мрачное подземелье, стали пробираться извилистыми, ходами, за опытным путеводителем. Вот здесь, сказал он, показывая на небольшое углубление в стене пещеры, жили люди покинувшие свет для света духовного,осветившего им путь к блаженству вечному". Восковое Распятие, два образа и жестяная лампада сохранили память удивительной жизни отшельников и свидетельствуют могущество веры, переселяющей человека из очаровательного мира в темный, сырой вертеп, где ожидает его тяжская борьба с прежними привычками и страстями и где только надежда небесной награды остается утешением страдальческой жизни.
Узкие своды. Высоким из нас приходиться нагибаться. Идем партией богомольцев. Как всегда впереди монах – водитель. Там и тут объяснения дает. <-> Идем, как водится, с горящими свечами у всех в руках, у монаха целый пук свечей. Колеблется, дрожит, разбрызгивается робкими полосками свет по мрачным, влажно холодным стенам, боязливо притрагивается к ним и уныло проползает за любопытствующими чужими людьми дальше и дальше в таящуюся во мраке и холоде пещерную глубь. Показывали простые заржавленные железные кресты, большие, тяжелые ржавые вериги <...>. Чувство ее какой-то странной, мучительно страшной отчужденности особенного испуганного изумления и потом стыда несмелого все не покидает... Плоть наша, душа человеческая, любящая солнце, свет, краски, многоцветную ширь и даль земли, сопротивляется, стонет, ворчливо жалобится <.. > зачем, зачем так надо уходить сюда, в подземную, мрачную, сырую и холодную глубину пустьнных пещер, залезать сюда, в эти тесные и узкие щели: «широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут им, но – тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их…
18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Николай II.
В легендах, связанных с саровскими пещерами, никогда недостатка не было. После закрытия монастыря упорно стали распространятся слухи, что протяженность ходов оставленных монахами, на самом деле гораздо дальше; молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). Никаких вещественных доказательств существования этих ходов нет, хотя периодически объявляются очевидцы, которые либо «сами ходили» по ним, либо помнят, как об этих проходах рассказывали их умершие родственники.

Интересно, что и сами Саровские монахи стали со временем забывать историю происхождения и назначение монастырских пещер. В Саровской пустыни в конце XIX и начале XX века паломникам рассказывали легенды о том, что пещеры якобы вырыты еще татарами во времена Золотой Орды или даже разбойниками.

Наиболее старый известный нам план пещер относится к 1780 году. Его привел в своих записках послушник Саровской пустыни Афанасий Илларионович («Записки» Афанасия Илларионовича дати-руются 1780-1785 гг., они были опубликованы вместе с планом пещерв 1904 году). План этот очень условный, он отражает лишь примерное взаимное расположение коридоров и келий. План известен в двух вариантах. Один находится в Центральном госархиве Мордовии в Саранске среди бумаг Афанасия Иларионовича, другой - в фонде «Рукописное собрание Саровской пустыни», хранящемся в РГАДА10 Подземные переходы в саранском варианте плана названы «улицами», каждая под своим номером - от 1 до 9.

В том же саранском архиве хранится еще один план Саровских пещер. На нем нет даты, но очевидно его более позднее происхождение - конец XIX или начало XX века. Правильность того или иного плана может быть подтверждена только сравнением с оригиналом. В нашем же случае объект был недоступен - когда в Сарове создавался секретный объект вход в подземелья был замурован, и постепенно пещеры и все, что"с ними связано, стало отходить в область городских преданий Точное вне Точное время закрытия входа нам не известно- пока документов найти не удалось. Эту дату можно приблизительно оценить по надписям (граффити), сделанным на стенах пещер; помимо многочисленных имен, там было и несколько дат. Самая поздняя из них - 3 .апреля 11956 года (сейчас при реставрации граффити стерта).

В конце 1980-х годов в Сарове (тогда еще Арзамасе-16) начало свою деятельность общественное историческое движение, официально оформившееся в 1990 году как объединение «Саровская пустынь» (бессменный председатель - А.А. Агапов). Среди задач объединения были, конечно, и исследовательские работы, связанные с пещерами. Велись поиски в архивах, расспрашивались старожилы. На земляные работы объединение решилось весной 1992 года. Тогда один из старожилов -Л.С- Русин -с большой степенью уверенности указал место входа в подземелье- Как оказалось впоследствии, он ошибся в воспоминаниях всего метров на 5, но и эти 5 метров стоили нам двух месяцев работы.

Вход в пещеры был открыт 22 июля. Главным впечатлением была довольно приличная сохранность подземелий. Было известно, что в начале 1950-х годов взрывами сносились соборы, стоявшие на монастырской площади над пещерами. Мы опасались, что из-за этого пещеры окажутся разрушенными. К счастью, этого не произошло, и подземные сооружения, находящиеся на глубине 8-12 м от современной поверхности земли, уцелели, несмотря на отдельные разрушения. АХ. Масловым была проведена первая топографическая съемка пещер; общая протяженность ходов, оказавшихся доступными в 1992 году, была около 300 метров.Современное расположение коридоров и келий хорошо совпало с поздним саранским планом. Никаких реставрационных или консервационных работ тогда не проводили, поэтому было принято решение вход в пещеры опять завалить.

Но Саровские пещеры вскоре о себе напомнили. 16 декабря 1992 года на монастырской площади произошла авария водопровода, образовался провал глубиной около 5 метров. Как оказалось впоследствии, лопнула старая труба, и около пятисот тонн воды и пятидесяти кубометров грунта ушли в открывшийся внизу провала вход в пещеры. Интересно, что провал произошел на участке пещер, который бьл недоступен в июле 1992 года и отсутствовал на «позднем» саранском плане. Тогда в декабре удалось пройти около 20 метров этого вновь открывшегося хода, в котором уже около ста лет не ступала
нога человека. Он лежит ближе к поверхности (на глубине около 6 метров), и возможно поэтому его сохранность оказалась хуже. По-видимому, им вообще очень мало пользовались, так как на потолке хода совсем не было копоти, в то время как потолки доступных ходов были все ею покрыты.

План пещер с недоступными ныне участками был найден в тамбовском архиве сотрудниками московского научно-реставрационного предприятия «Симаргл»12 . Он довольно точно воспроизводит известную часть подземелий, и, кроме того, на нем обозначены три довольно протяженные ответвления от основной системы ходов в западную сторону. По-видимому, провал произошел в северное или среднее ответвление, при этом изнутри пещер места двух из трех ответвлений обнаружить не удалось.

Летом1995 года историческое объединение вновь открыло вход в пещеры. Состояние пещер в 1995 году оказалось гораздо худшим чем в 1992. Весь пол покрывал слой грязи толщиной в несколько десятков сантиметров - последствие аварии. По тонкому следу, оставленному у самого потолка главного коридора и подземной церкви, мы заключили, что в течение довольно долгого времени пещеры полностью были затоплены, пока вода не нашла себе из них выхода (очевидно, весной).

После открытия входа подземелья некоторое время были доступны любому, и это имело самые пагубные последствия. В частности, хулиганами была уничтожена надпись об освящении церкви, выбитая в 1711 году на одном из ее столбов.

С середины 1990-х годов власти города наконец-то нашли средства на то, чтобы Саровскими пещерами занялись профессионалы. Обследованием пещер занималось упомянутое выше предприятие «Симаргл». Его сотрудниками было изучено состояние пещер, сделан проект реставрации. В настоящее время в пещерах ведутся реставрационные работы, свободный доступ в подземелья закрыт.

Несмотря на безусловные сдвиги в нужном направлении, проблемы Саровских пещер еще далеки от своего решения. Главные две опасности, которые им грозят, - это интенсивное автомобильное движение и ветхие коммуникации. Волею судеб архитектурный (и подземный) комплексы Саровской пустыни оказались в центре города, над пещерами проходит одна из самых оживленных городских автомагистралей. Ограничение движения транспорта - насущная необходимость для сохранения памятника, но оно трудно осуществимо, так как из-за сложного рельефа строительство объездной дороги будет очень дорогим мероприятием. Водонесущие коммуникации на монастырской площади проложены в конце 40-х - начале 50-х годов. Чем дольше будет срок их эксплуатации, тем больше вероятность повторения аварий, аналогичных происшедшей в декабре 1992 года (а сколько было более мелких - никто не считал). Карта обрушении в пещерах почти в точности повторяет схему коммуникации. Будет обидно, если памятник конца XVII - начала XVIII века не удастся сохранить.



























































Свято-Успенская Саровская пустынь - мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

История монастыря

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным - Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова - насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Духовное возрождение Сарова

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.

В 1990 в Сарове был организован православный приход.

Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.

В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.

В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.

В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчетам одной из лабораторий ВНИИЭФ.

В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

В июле - августе 2003 г. в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 г. на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.

В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась Детская школа искусств. В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР».

9 сентября 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации. В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.

Мужская Саровская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы Нижегородской епархии

Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в году. Продолжателем его подвигов через два десятилетия стал молодой инок Арзамасского Введенского монастыря Исаакий, впоследствии в схиме Иоанн . К году иеромонах Иоанн сумел организовать совместное житие монахов, пожелавших остаться на Саровской горе. Первые монахи селились самостоятельно, и их поселение не имело какого-либо статуса. К году Иоанн добился разрешения царя Петра Алексеевича и благословения местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского) на устройство монастыря и на строительство церкви во имя Пресвятой Богородицы и . В мае года началось строительство церкви, а уже 16 июня того же года первый храм Саровской пустыни был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря.

Деятельность отца Иоанна не ограничилась только внешним устройством пустыни. Вместе с первой церковью возникло и монашеское общежительное братство. Иоанн с единодушного согласия приступил к написанию устава Саровской обители по строгим древним образцам. В году устав был утвержден, и впоследствии стал образцом для многих монастырей России.

За несколько лет территория монастыря была обнесена оградой. После постройки первой церкви в обители были поставлены еще два храма, трапезная, кельи для гостей, а к году был готов пещерный город с подземной церковью.

Первый храм обители - в честь Живоносного Источника перестраивался в , а затем в годах. Храм отличался обширностью и обилием света, поражал искусной росписью стен, богатством утвари, драгоценным иконостасом. Главную ценность собора составляла особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника.

Самое древнее сооружение в Сарове - это пещеры. Возникновение подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземная церковь во имя Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия была устроена в году, а освящена при содействии царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, именно они прислали для этого храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования.

Последний храм обители был заложен в году, в первый раз освящен в году в честь преподобного Серафима Саровского.

В году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников. Саровская Пустынь являлась общительным нештатным монастырем и находилась под управлением игумена.

Закрытие монастыря

Разорение монастыря началось в году, когда в Саров из уездного города Темникова впервые прибыл инструктор с правом учредить здесь коммуну. Монахи в свою очередь обратились с просьбой организовать в обители трудовую артель с уставом, напоминающим устав монастыря. Однако темниковский земельный отдел посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах.

В сентябре года в обитель приехала первая опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300 тысяч рублей, а в ноябре на Саровскую Пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере одного миллиона рублей. Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. 17 ноября года по решению IX съезда Советов города Темникова комиссия вскрыла раку с мощами преподобного Серафима.

Хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни осквернены, мощи преподобного старца увезены в неизвестном направлении. В марте года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря, оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД.

Современный период

После закрытия на территории монастыря создается Трудовая Коммуна фабрики N4 НКТ (народный комиссариат труда), основной задачей которой было "перевоспитать беспризорников через вовлечение воспитанников в трудовые процессы". До года в коммуне проживало около 3,5 тысячи детей. После года коммуна была закрыта, а на ее месте организовали исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых системы НКВД.

С ноября года, после ликвидации колонии НКВД, ее производственная база передается в ведение наркомата машиностроения. По его решению, в Сарове организуется производство прессового оборудования и осколочно-фугасных снарядов калибра 152 мм. Завод реконструировался, постоянно расширялся, а в году он был передан в ведение наркомата боеприпасов и получил N550.

В период с - гг. здесь был налажен выпуск корпусов снарядов для реактивных минометов "катюша". Каждый пятый снаряд, выпущенный по врагу, имел корпус, изготовленный на заводе N550.

В году Саров избирается Ю.Б.Харитоном и И.В. Курчатовым для создания на его территории секретного объекта, целью которого было создание ядерного оружия. После года, из соображений секретности, Саров, или, как он тогда назывался, "Населенный пункт КБ-11", надолго исчезает со всех карт. Постоянно меняются его названия: КБ-11, Москва Центр-300, Кремлев, Арзамас-16. Силами ведущих ученых, техников и рабочих, возглавляемых Ю.Б. Харитоном и И.В.Курчатовым, секретный объект начинает активно функционировать.

Возрождение церковной жизни

26 сентября года в Сарове впервые за 62 года запустения на Дальней Пустыньке был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому. Православный приход в Сарове был образован в г., хотя зарегистрировать его удалось только в г., уже после обретения мощей преподобного Серафима . 2 августа года в дни перенесения мощей преподобного в Дивеево город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх освятил крест на месте Пустыньки, где подвизался преподобный, и памятник работы скульптора Клыкова.

14 июля года приходу города Сарова был передан храм в честь Всех Святых - бывшая монастырская кладбищенская церковь.

В году епархии был передан обезглавленный и перестроенный в советское время храм Иоанна Предтечи.