Сатирические оды Державина. "Фелица", "Вельможа", "Властителям и судьям"

«Вельможа» Гавриил Державин

Не украшение одежд
Моя днесь муза прославляет,
Которое, в очах невежд,
Шутов в вельможи наряжает;
Не пышности я песнь пою;
Не истуканы за кристаллом*,
В кивотах* блещущи металлом,
Услышат похвалу мою.

Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами;
Кого ни знатный род, ни сан,
Ни счастие не украшали;
Но кои доблестью снискали
Себе почтенье от граждан.

Кумир, поставленный в позор*,
Несмысленную чернь прельщает;
Но коль художников в нем взор
Прямых красот не ощущает,-
Се образ ложныя молвы,
Се глыба грязи позлащенной!
И вы, без благости душевной,
Не все ль, вельможи, таковы?

Не перлы перские* на вас
И не бразильски звезды ясны*,-
Для возлюбивших правду глаз
Лишь добродетели прекрасны,
Они суть смертных похвала.
Калигула! твой конь в Сенате
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела.

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами*;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака,

Каких ни вымышляй пружин,
Чтоб мужу бую* умудриться,
Не можно век носить личин*,
И истина должна открыться.
Когда не сверг в боях, в судах,
В советах царских - сопостатов,
Всяк думает, что я Чупятов*
В мароккских лентах и звездах.

Оставя скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Петр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!
Екатерина в низкой доле
И не на царском бы престоле
Была великою женой.

И впрямь, коль самолюбья лесть
Не обуяла б ум надменный,-
Что наше благородство, честь,
Как не изящности душевны?
Я князь - коль мой сияет дух;
Владелец - коль страстьми владею;
Болярин - коль за всех болею,
Царю, закону, церкви друг.

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть - польза, слава, честь.

А ты, второй Сарданапал!*
К чему стремишь всех мыслей беги?
На то ль, чтоб век твой протекал
Средь игр, средь праздности и неги?
Чтоб пурпур, злато всюду взор
В твоих чертогах восхищали,
Картины в зеркалах дышали,
Мусия*, мрамор и фарфор?

На то ль тебе пространный свет,
Простерши раболепны длани,
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай* - густое льет вино,
Левант* - с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?

Там воды в просеках текут
И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
Там розы средь зимы цветут
И в рощах нимфы воспевают
На то ль, чтобы на всё взирал
Ты оком мрачным, равнодушным,
Средь радостей казался скучным
И в пресыщении зевал?

Орел, по высоте паря,
Уж солнце зрит в лучах полдневных,-
Но твой чертог едва заря
Румянит сквозь завес червленных*;
Едва по зыблющим грудям
С тобой лежащия Цирцеи
Блистают розы и лилеи,
Ты с ней покойно спишь,- а там?

А там израненный герой,

Начальник прежде бывший твой,-
В переднюю к тебе пришедший
Принять по службе твой приказ,-
Меж челядью твоей златою,
Поникнув лавровой главою,
Сидит и ждет тебя уж час!

А там - вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает,
С грудным младенцем на руках,
Покрова твоего желает.
За выгоды твои, за честь
Она лишилася супруга;
В тебе его знав прежде друга,
Пришла мольбу свою принесть.

А там - на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смерти:
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска.

А там,- где жирный пес лежит,
Гордится вратник галунами,-
Заимодавцев полк стоит,
К тебе пришедших за долгами.
Проснися, сибарит! Ты спишь
Иль только в сладкой неге дремлешь,
Несчастных голосу не внемлешь
И в развращенном сердце мнишь:

«Мне миг покоя моего
Приятней, чем в исторьи веки;
Жить для себя лишь одного,
Лишь радостей уметь пить реки,
Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
Стыд, совесть - слабых душ тревога!
Нет добродетели! нет бога!» -
Злодей, увы!- И грянул гром.

Блажен народ, который полн
Благочестивой веры к богу,
Хранит царев всегда закон,
Чтит нравы, добродетель строгу
Наследным перлом жен, детей,
В единодушии - блаженство,
Во правосудии - равенство,
Свободу - во узде страстей!

Блажен народ!- где царь главой,
Вельможи - здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
Глава не ждет от ног ума
И сил у рук не отнимает,
Ей взор и ухо предлагает,-
Повелевает же сама.

Сим твердым узлом естества
Коль царство лишь живет счастливым,-
Вельможи!- славы, торжества
Иных вам нет, как быть правдивым;
Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться;
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять - и правду говорить.

О росский бодрственный народ,
Отечески хранящий нравы!
Когда расслаб весь смертных род,
Какой ты не причастен славы?
Каких в тебе вельможей нет?-
Тот храбрым был средь бранных звуков;
Здесь дал бесстрашный Долгоруков*
Монарху грозному ответ.

И в наши вижу времена
Того я славного Камилла*,
Которого труды, война
И старость дух не утомила.
От грома звучных он побед
Сошел в шалаш свой равнодушно,
И от сохи опять послушно
Он в поле Марсовом живет.

Тебе, герой! желаний муж!
Не роскошью вельможа славный;
Кумир сердец, пленитель душ,
Вождь, лавром, маслиной венчанный!
Я праведну здесь песнь воспел.
Ты ею славься, утешайся,
Борись вновь с бурями, мужайся,
Как юный возносись орел.

Пари - и с высоты твоей
По мракам смутного эфира
Громовой пролети струей
И, опочив на лоне мира,
Возвесели еще царя.-
Простри твой поздный блеск в народе,
Как отдает свой долг природе
Румяна вечера заря.

Анализ стихотворения Державина «Вельможа»

Поэтические произведения в некоторых случаях могут служить не только для эстетического удовольствия, но и интеллектуального развития. Многое о нравах и событиях конца XVIII века могут рассказать оды Гавриила Романовича Державина.

Одно из наиболее злободневных произведений поэта – стихотворение «Вельможа». В нём содержатся одновременно и поучение, и критика, и размышление на тему идеального политического устройства в России эпохи Просвещения. Оно было написано в 1794 году, и долгое время Гавриил Романович открещивался от авторства, поскольку в стихотворении весьма резко порицались деятели эпохи.

Вот, к примеру, такую метафору работы сенатских министров приводит поэт в строках оды:
Осёл останется ослом,

Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Конечно, именитым екатерининским вельможам такое сравнение понравиться не могло. А как поэт проходится по приближённым императрицы! Используя узнаваемые образы, эпитеты и намёки, автор рисует портрет виднейшего царского фаворита князя Г. А. Потёмкина:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший,
Начальник прежде бывший твой,
В переднюю к тебе пришедший

Сидит и ждёт тебя уж час.

В стихотворении приводится большое количество персонажей минувшего и настоящего. Поэт умело переплетает историю, сравнивая героев прошлого с современниками. При этом люди, прославившиеся за счёт своей жестокости, глупости и других отрицательных качеств и поступков ставятся в один ряд с гордецами, жившими во времена Державина. Так, тот же Потёмкин заслужил эпитет «второй Сарданапал» за свою тягу к праздности и любовь к пиршествам. Вельмож, которые стремятся получать награды, не делая ничего полезного, поэт сравнивает с сумасшедшим купцом Чупятовым, который изукрасил свой костюм фальшивыми орденами.

Есть, по мнению поэта, и достойные персоны. Намекая на них, Гавриил Романович использует сравнения со славными героями прошлого. Например, с римским консулом Камиллом автор сравнивает графа П. А. Румянцева-Задунайского, указывая на его имя в выражении «румяна вечера заря».

Размышляя о правильном устройстве государства, поэт предлагает свою модель. В его понимании страна предстаёт в виде организма, где царь – это голова, а чиновники выполняют функцию рук. Интересно, что похожая идея (органическая теория происхождения государства) будет сформулирована только к концу XIX века.

При всей политической актуальности ода «Вельможа» не лишена художественной ценности. В ней использованы нетривиальные эпитеты («позлащённая грязь», «душевны изящности», «бодрственный народ»), усиливающие эмоциональный накал анафоры («А там…», «Блажен народ!»). Сама композиция стихотворения внушает невольное уважение к таланту Гавриила Романовича: поэту удалось на протяжении 25 строф сохранять одну и ту же форму. Строфа представляет собой два четверостишия, первое имеет рифму вида abab, а второе – кольцевую рифму cddc.

Стоит отметить, что несмотря на то, что ода «Вельможа» написана более 200 лет назад, она по сей день не теряет остроты.

Важное место в творчестве Г. Р. Державина занимают гражданско-обличительные стихи, среди которых особенно выделяется ода «Вельможа». В ее основе лежит ранняя ода «На знатность», написанная двадцатью годами раньше. Новое стихотворение было расширено и заиграло всеми красками державинского таланта.

В оде «Вельможа» отобразились присущее поэту чувство справедливости и его понимание законности. Гражданская служба самого Державина сопровождалась рядом резких потрясений. Он был советником экспедиции доходов, но слишком честным и прямолинейным исполнением служебного долга вызвал ненависть своего начальника и был отправлен губернатором сначала в Олонецкую губернию, а затем в Тамбов. Вскоре Державин стал личным секретарем Екатерины II, однако новая должность принесла разочарование: увидев изнутри придворную жизнь, Державин с осуждением говорил, что Екатерина управляла государством больше по «своим видам, нежели по святой правде», а сам он ей «своей правдой наскучивал».

Как видим, тема, поднятая в оде «Вельможа», была очень близка Державину как гражданину и поэту. В своей ежедневной деятельности на благо отечества он часто сталкивался с несправедливостью, чванством, лихоимством. Естественно, что свой протест против этого он выразил привычным и наиболее выразительным способом - с помощью поэзии. По словам Д. Д. Благого, Державин «резко выдается из массы своих современников... высокими интеллектуальными и моральными качествами, делающими его одним из наиболее примечательных людей екатерининского времени».

В своих произведениях Державин приблизился к реалистическому искусству. Он, в частности, стремился не описывать отдельные человеческие свойства, не персонифицировать людские пороки и достоинства, а рисовать живые портреты. Так, в оде «Вельможа» Державин сделал попытку нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и предназначенного выполнять непосредственную волю государя.

Ода основана на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный образ царского любимца, грабящего государство и народ. Вступление построено на художественном приеме отрицательного параллелизма. Поэт предупреждает, что его муза прославляет не украшение одежд, «которое в очах невежд шутов в вельможи наряжает», в центре его внимания - достоинства, заслуженные праведными и похвальными делами. Программное задание поэта - внушить, что «лишь добродетели прекрасны, они суть смертных похвала». Недаром поэт обращается к образу Калигулы, который, по преданию, назначил своего коня на высшую государственную должность консула.

Ассоциации весьма прозрачны: вельможи, считающие своим главным достоинством знатность рода или приближенность к царственной особе, подобны коню Калигулы. Их деятельность также бесполезна и бессмысленна, так как, по сути, отсутствует вообще.

Еще один обличительный аккорд в оде «Вельможа» - краткая и едкая характеристика государственного деятеля:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами.

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости ситуаций, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством:

О, тщетно счастия рука,

Против естественного чина,

Безумца рядит в господина

Или в шутиху дурака.

Оставаясь государственным человеком, для которого высшая власть остается идеалом, Державин предлагает этот идеал как пример для подражания самовлюбленным вельможам. Автор удивлен, почему Петр, «как некий бог», не чурался никакой работы, но вельможи считают для себя физическую работу постыдной. По его мнению, императрица Екатерина «и не на царском бы престоле была великою женой».

Обличительная характеристика вельможи, забывающего о своем общественном долге, конкретизируется в двух контрастных картинах. С одной стороны, Державин рисует роскошный быт «второго сарданапала», живущего среди игр, праздности и неги. Чертоги вельможи восхищают взор пурпуром и златом, прихотливый обед состоит из множества изысканных яств. За какие достоинства позволено пустослову-вельможе украшать свой быт чрезмерной роскошью? Фонтаны, в которых воды текут и, с шумом вверх стремясь, сверкают; средь зимы цветут розы, а в рощах воспевают нимфы. Неужели вся эта красота только оттеняет мрачность и равнодушие вельможи, его скуку и пресыщенность?

В это же время череда униженных просителей толпится в приемной. Уже целый час сидит в ожидании аудиенции израненный герой, «как лунь во бранях поседевший». Когда-то он был начальником нынешнего вельможи, но сейчас пришел принять приказ по службе. А в сенях проливает горькие слезы вдова с грудным младенцем на руках. Ее супруг благородно защищал отчизну, оставив свою семью без защиты. Возникает вопрос: ради чего погиб славный воин? Неужели для того, чтобы потом упитанный вельможа, не забывая свои выгоды, пренебрежительно относился к его неутешной вдове с ребенком на руках? Прибрел на костылях согбенный старый воин-инвалид, чья простертая для куска хлеба рука когда-то в жестоком бою защитила вельможу от смерти. Однако вельможа равнодушен к просящим. Итоговым аккордом звучит гневное обращение автора к сибариту с требованием проснуться и внять голосу совести. Нельзя развращать свое сердце и разум мнимыми убеждениями, считая, что стыд и совесть - удел слабых Душ.

В своей позитивной программе Державин утверждает внесословную ценность человека. Исходя из этого, правила поведения вельможи должны быть предельно просты: быть правдивым, любить царя, блюсти интересы народа, жить общим, а не своим личным благом. И надо сказать, что, следуя этим правилам в жизни, Державин подавал блестящий пример своим соотечественникам.


В оде «Вельможа» (1794) есть попытки изобразить портрет социальный - российского вельможу. Мысли о назначении, правах и обязанностях вельмож, сановников империи, людей, исполняющих в стране распорядительную власть давно зрели в Державине. В основу стихотворения положена одна из читалагайских од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять. Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, т.е. именно Гаврилы Романовича Державина, разъясняющий как должно поступать первым лицам в государстве и обличающий их пороки. Эти стихи рассчитаны на ораторскую речь. Потом, кто кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое замечательное сравнение: * Осел останется ослом, * Хотя осыпь его звездами; * Где должно действовать умом, * Он только хлопает ушами. Важной особенностью оды, характеризующей высокий уровень литературного мастерства Державина, явилось то обстоятельство, что в этом произведении он представил собирательный портрет вельможи, обобщил его отличительные черты. Это не Потемкин или Зубов, но и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие, многие другие родовитые и «случайные», т.е. находившееся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал, как подчиненный и как писатель, а потом и зарисовал в своей прекрасной оде. Державин нападает на фаворитов царицы, которые не владея никакими достоинствами, как Зубов, приобретали вдруг нежданно негадано большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» в целом. Поэт, не скупясь на краски, описывает роскошный образ жизни вельмож, пресыщенный удовольствиями, живущего без малейших заботы о чем бы то ни было: * На прихотливый твой обед * Вкуснейших яств приносит дани, * Токай - густое льет вино, * Левант - с звездами кофе жирный, * Чтоб не хотел за труд всемирный * Мгновенье бросить ты одно? * Там воды в просеках текут * И, с шумом вверх стремясь, сверкают; * Там розы средь зимы цветут * И в Рощах нимфы воспевают * На то ль, чтобы на все взирал * Ты оком мрачным, равнодушным, * Средь радостей казался скучным * И в пресыщении зевал? Затем наступает мгновенный контраст, вельможа в полдень наслаждается сном в объятьях своей Цирцеи, «А там?» - сурово спрашивает и тут же отвечает поэт: * А там израненный герой, * Как лунь во бранях поседевший… * …А там - вдова стоит в сенях * И горьки слезы проливает… * …А там - на лестничный восход * Прибрел на костылях согбенный, * Бесстрашный, старый воин тот, * Тремя медальми украшенный, * Которого в бою рука * Иэбавила тебя от смери, * Он хочет руку ту простерти * Для хлеба от тебя куска… «Проснися, сибарит!» - негодует Державин, а в заключении указывает истинные обязанности государственных сановников: * …Как блюсть народ, царя любить, * О благе общем их стараться, * Змеей пред троном не сгибаться, * Стоять - и правду говорить. Положительные герои для Державина - полководцы Румянцев и Суворов. Самое видное место в галерее портретов Державина занимает Суворов. Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, его индивидуальный портрет. Это именно Суворов, со всеми присущими ему и только ему привычками и особенностями поведения. * Когда увидит кто, что в царском пышном доме * По звучном громе Марс почиет на соломе, * Что шлем и меч его хоть в лаврах зеленеют, * Но гордость с роскошью повержены у ног… Суворов поселился в Таврическом дворце, но не изменил своим солдатским привычкам - спал на полу на охапке сена, рано вставал - и спартанский образ жизни его в Таврическом, роскошном, дворце и отметил Державин в данном стихотворении. В другом стихотворении «Снигирь,1800», Державин пишет о персональных свойствах Суворова: * Кто перед ратью будет, пылая, * Ездить на кляче, есть сухари, * В стуже и в зное меч закаляя, * Спать на соломе, бдеть до зари, * Тысячи воинств, стен и затворов, * С гордостью россиян все побеждать? * Быть везде первым в мужестве строгом, * Шутками зависть, злобу штыком, * Рок низлагать… Поэт говорит о чертах личности полководца Суворова, о его системе физической закалки, необходимой военному человеку, о бытовом укладе полководца, о выработанной Суворовым Манере прикрывать свой ум шутками и чудачествами. В своей характеристике Суворова Державин подчеркнул момент единения полководца с армией, обеспечение сознательного выполнения его приказаний. «Солдат должен знать свой маневр» , - любил говорить Суворов, и эта замечательная черта была отражена Державиным в оде» На переход Альпийских гор» (1799): * Друзья! - он говорит, - известно, * Что нет теперь надежды вам, * Кто вере, чести друг неложно, * Умреть ли победить здеь должно» Державин был одним из немногих людей 18 века, который подобно Суворову, всегда помнил о солдате и уважал его. * В стихотворении «Заздравный орел» (1795): * О! Испослать, ребяты, * Вам, русские солдаты! * Что вы неустрашимы, * Никем непобедимы: * За здравье ваше пьем. Подвиги Суворова превращают его в былинного богатыря, Державин обращается к народной поэзии: * Ступит на горы - горы трещат, * Ляжет на воды - воды кипят, * Граду коснется - град упадет, * Башни рукою за облак кидает, * Дрогнет природа, бледнея пред ним, * Слабые трости щадятся лишь им. Белинский говорил о Державине: «Можно сказать, что в творениях Державина ярко отпечатлелся русский 18 век» Мы имеем в Державине великого гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины Великой.

Поэт Гавриил Романович Державин (1743-1816 гг.) писал в стиле русского классицизма, который в то время запрещал соединять высокую оду и сатиру в одном произведении, но об этом чуть позже.

Поэт принадлежал к семье мелкопоместных дворян, живших в Казани. Род Державиных, как записано в личном архиве самого писателя, начинался с потомков мурзы Багрима, который добровольно перешел на сторону князя Василия II.

Поэтическое в основном представлено одами: гражданскими, философскими, победно-патриотическими и анакреонтическими.

Державин, «Фелица»: сочинения краткое содержание

Отдельную нишу занимают гражданские оды, которые адресованы влиятельным государственным лицам: монархам и вельможам. Одним и самых ярких представителей этого поэтического жанра является ода «Фелица», краткое содержание ее будет представлено ниже. Поэт посвятил ее русской императрице Екатерине II.

Державин начал службу в Преображенском полку Санкт-Петербурга, этот момент совпал с началом его поэтической деятельности. Целых 40 лет он занимал различные гражданские и военные посты и даже состоял в секретной комиссии по поимке Емельяна Пугачева. Затем был на службе у генерала А. А. Вяземского. В это самое время он и напишет свою знаменитую оду «Фелица». Краткое содержание этого произведения рассказывает о мудрой и доброй киргизской царевне, которую звали Фелица. Здесь она выступает как справедливая правительница, законодательница и милостивая монархиня.

Ода и восхваление

Приступая к теме: «Фелица», краткое содержание», надо отметить, что образ для своей оды Державин взял из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для своих внуков.

Эту традицию - написание похвальных од образа просвещенного монарха - продолжил и Державин, позаимствовавший ее от Ломоносова. Эти великие люди видели в монархе человека, которому поручено обществом заботиться о благе государства и его народа.

В произведении показана борьба, направленная против злоупотребления своим положением высокопоставленными вельможами. Все должны служить во благо России - это и стало определяющей чертой творчества Державина. Именно в он видел ту силу, которая будет достойно руководить таким могущественным государством, как Россия.

Г. Державин, «Фелица»: стихотворение

Ода «Фелица» принесла небываемую славу ее автору и щедрые вознаграждения от самой императрицы, которая подаровала ему драгоценную табакерку, выполненную из чистого золота и всю усыпанную бриллиантами.

В 80-х годах Державин еще не был так близко знаком с Екатериной II, ее образ он создавал по рассказам, которые распространялись по ее же воле. Зато поэт знал многих ее приближенных, под командованием которых ему приходилось в разное время служить. В оде идеализация образа Екатерины II идет в сочетании с критикой ее дворовых вельмож.

Милосердная царица

Помощником для создания главного образа стал приказной документ, написанный Екатериной II. В этом своем «Наказе» она писала о необходимости смягчения некоторых законов о смертной казни, которые зачастую применялись из-за незначительные провинности. Поэтому свою героиню Фелицу Державин наделил таким милосердием и снисходительностью, как у Ее Величества Екатерины II.

Фелица в произведении прославляется в тем, что она прекратила преследования тех, кто имел смелость высказывать всякого рода оскорбления в ее адрес.

Об этом четко говорится в оде «Фелица». Краткое содержание описывает, что с первых строк оды можно узнать русскую правительницу Екатерину II. Так Державин рисует ее образ, в первую очередь, опираясь на присущие ей человеческие качества, и добавляет, что она с первых своих дней пребывания в России стала следовать ее обрядам и обычаям. В этом деле она очень даже преуспела и поэтому вызвала симпатии к себе дворовых вельмож и гвардейцев. Имеются сведения, что ода до слез тронула императрицу.

Державин проявил литературные новаторские способности и соединил в оде хвалебные и обличительные начала с сатирой, а тогда это было недопустимо. Мудрой Фелице и ее идеальному образу были противопоставлены нерадивые вельможи - «мурзы». В Екатерининском дворе ими были Г. А. Потемкин, граф П. И. Орловы, князь А. А. Вяземский и т. д.

Державин их так точно изобразил, что нетрудно было догадаться, о ком шла речь в его произведении.

Сатира на вельмож

Литературный анализ оды «Фелица» говорит о том, что Державин с глубокой сатирой подчеркивал все их слабости, мелочные интересы и прихоти. Достопочтенным людям высокого ранга нельзя выглядеть таким неподобающим образом. Вот, например, Потемкина он изобразил гурманом и чревоугодником, любившим пиры и застольные увеселения. Орловы любили развлекаться пляской и кулачными боями. Панин, оставив выполнять свои обязанности других, уезжал на охоту с собаками. А Вяземский просвещал свой ум чтением «Полкана и Бовы», так как над Библией он часто засыпал.

Продолжим изучать оды краткое содержание. Державина «Фелица» оригинально и очень смело преподносит образ самого автора в произведении. Живо и правдиво он написал: «Сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой…».

Обращает на себя внимание и очень оригинальный восточный колорит оды, так как она ведет повествование от лица татарского мурзы, да еще упоминаются восточные города Смирна, Кашмир и Багдад. Заканчивается ода по традиции в высоком и хвалебном стиле.

Державин в своей оде сравнивает правление Екатерины II, которая создает ряд полезных для государства Великого законов, с несправедливыми и жестокими нравами, царившими в России при Анне Иоанновне, называемые временами бироновщины.

Образ Фелицы в одах Державина «Фелица», «Вельможа»

После «Фелицы», которая навечно прославила Державина, поэт приступает к оде «Вельможа». Здесь опять же построение основывается на двух началах - хвалебном и сатирическом. Но если в «Фелице» было больше положительного начала, веселой сатиры и смеха над вельможами, то в оде «Вельможа» идет иное соотношение добра и зла. Хвалебной части очень мало - лишь в самом конце, больше связанной с упоминанием П. А. Румянцева. Большую часть перевешивает гневная сатира. Слышится негодование автора от равнодушия вельмож к долгу перед своим Отечеством. Этим не сильно отличались произведения XVIII века. Державин возмущен положением своего народа и подданных, страдающих от преступно равнодушных царедворцев, на прием к которым в приемной в очереди часами могли просиживать и ждать аудиенции и военачальник, и вдова с ребенком на руках, и израненный солдат.

Заключение

Итак, мы проанализировали оды краткое содержание. Державина «Фелица» и «Вельможа» - это такое обращение к сатире, которое немного позже, в XIX веке, повторили Гоголь в произведении «Повести о капитане Копейкине» и Некрасов в «Размышлениях у парадного подъезда».

Высоко оценили творчество и во многом потом подражали своему предшественнику А. С. Пушкин и декабрист К. Ф. Рылеев.

На вопрос Помогите пожалуйста! Подскажите краткое содержание оды Вельможа Державина. заданный автором Ёысоева Евгения лучший ответ это Произведение «Вельможа» относится к сатирическим произведениям Державина. Сатира Державина не колебала основ современного ему общественного строя. Политические взгляды его были консервативными: и крепостничество, и самодержавие он Считал коренными, естественными основами русской жизни. Но, тем не менее, сатира Державина клеймила пороки и недостатки общества.
В оде «Вельможа» Державин демонстрирует зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу. Эта острая критика представлена в оде с таким негодованием, которое можно усмотреть далеко не во многих произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. Он критикует неправедное устройство мира и поведение людей. При этом Державин составляет портрет идеального вельможи:
Вельможу должны, составлять
Ум здравый, сердце просвещенно,
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.
Что он орудье власти есть. Подпора царственного зданья, Вел мысль его, слова, деянъя Должны быть - польза, слава, честь.
В оде «Вельможа» нарисован идеал гражданина, но, несомненно, в этом идеальном образе просвечивают для нас реальные черты самого Державина.
Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами. .

Ответ от Невролог [новичек]
Ода «Фелица» заключают в себе нагнетание торжественных восхвалений царицы за высокую добродетельность ее правления. Из 26 десятистиший «Фелицы» (лирическая медитация в 260 стихов») 19 выражают такие растянутые и во многом однообразные восхваления. В «Фелице» после 4 строф вступления и первых восхвалений строгой жизни царицы, по контрасту с ними, следуют 7 строф, содержащих слегка насмешливое изображение вольной и беззаботной жизни самого лирического субъекта, одного из приближенных царицы, а в намеках – и ее вельмож. В этих строфах предметная изобразительность возникает при воспроизведении отдельных моментов привольной жизни вельможей, она явно преобладает над медитативностью. Но она все же подчинена общей иронической интонации описания. И даже синтаксически целых пять строф такого описания связаны между собой анафорическими повторами союза «или» («Или в пиру я пребогатом, // Где праздник для меня дают, // Где блещет стол сребром и златом, // Где тысячи различных блюд… » , «Или средь рощицы прекрасной, // В беседке, где фонтан шумит… » и т. д.) . А далее, развивая тот же контраст, поэт вновь обращается к длинным, нагнетенным и торжественным славословиям царице и ведет их в отвлеченно-медитативном плане.
А вот тебе и содержание: ссылка