Семь подвигов сергия радонежского в сокращении. Сочинение "Сергий Радонежский

Года в селе Варницах , под Ростовом , в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии , в крещении получил имя Варфоломей.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

В течении веков мощи святого Сергия почивали в основанной им Троицкой Лавре , являясь одной из величайших святынь Русской Церкви. Закономерно, они явились одной из первых мишеней анти-церковной борьбы развязанной безбожниками пришедшими к власти после Октябрьской революции в году. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в году, являвшееся одним из главных звеньев широкой кампании властей по вскрытию святых мощей . Когда Лавра была закрыта в году, святые мощи были помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли честную главу преподобного. Лишь в году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена Церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Молитвословия

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Литература

  • Житие (большое)
  • Житие (большое, разбитое на отдельные страницы-главы)

Использованные материалы

  • Житие (по "Настольной книге священнослужителя"):
  • Полный Тропарион , Изд-во "Троица", 2006, т. 1, с. 71-73, 81, 82.
  • Андроник (Трубачёв) , игум., "Судьба главы преподобного Сергия", ЖМП , 2001, № 4, с. 33-53.

Имя Сергия Радонежского и краткая биография преподобного знакомы не только верующим людям, но и любителям истории. Исследователи по-разному относятся к чудесам, творимым святым при жизни и после смерти, признавая или отрицая наличие у него божественного дара. Но с тем, что этот мудрейший человек внёс огромный вклад в объединение русских земель, развитие культуры и укрепление позиций православия на Руси, соглашаются все учёные.

Основным источником сведений о биографии Сергия Радонежского является произведение Епифания Премудрого, ученика преподобного старца. Точной информации о том, в каком году родился Сергий, в «Житие» не представлено. Исследователи, основываясь на труде Епифания, называют следующие даты: 1314 г., 1319 г., 1322 г.

Известно, что младенец появился на свет в благородной семье, жившей под Ростовом, предположительно в селе Варницы. При крещении ребёнку было дано имя Варфоломей. Его родители, Кирилл и Мария, были людьми верующими и часто брали сына с собой в храм или на церковную службу.

В семь лет мальчика отдали в школу. В отличие от своих братьев, старшего Стефана и младшего Петра, учёба давалась ему с трудом. Задания учителей Варфоломей выполнял медленно и никак не мог освоить грамоту. Родители и педагоги старались повлиять на него, но их попытки не увенчались успехом. Только благодаря терпению, старанию и труду мальчик не только научился читать, но и весьма преуспел в этом. С большим интересом он стал изучать Священное Писание .

Есть и другая версия того, каким образом ребёнку, изначально не проявлявшему таланта к чтению, удалось в короткие сроки освоить грамоту. Однажды отец отправил Варфоломея искать затерявшихся в поле лошадей. Выполняя поручение, мальчик случайно увидел странника, одетого в чёрную ризу, прилежно молящегося Господу.

Ребёнок, доверчиво рассказав старцу о том, что хочет научиться читать, но никак не может освоить эту науку, и попросил незнакомца обратиться к Богу, чтобы тот помог ему в изучении грамоты. Святой старец исполнил просьбу мальчика и предсказал, что теперь он будет учиться лучше своих братьев и других сверстников. Так и произошло.

К удивлению родителей, Варфоломей стал с лёгкостью читать псалмы, чего ранее у него никак не получалось. Таинственный старец сообщил родителям мальчика, что их сын избран Богом и ему суждено помочь многим людям понять заповеди Божьи.

Ближе к двенадцати годам Варфоломей совершил свой первый духовный подвиг. Он стал строго соблюдать церковный пост. По средам и пятницам мальчик и вовсе отказывался от еды. Часто он не спал ночами, проводя время в молитвах. Матери не нравилось такое поведение сына, но повлиять на него она не могла.

Истории о чудесном научении грамоте и строгом соблюдении поста юным Сергием Радонежским описаны Епифанием в «Житие». Иные сведения и факты о детстве и отрочестве святого неизвестны.

Монашеский постриг

В 1328 году (в других источниках встречаются 1330, 1334 и 1341 годы) семья переезжает жить в город Радонеж. После смерти родителей Варфоломей принимает судьбоносное решение. Он оставляет свою часть наследства Петру и уходит в Покровский Хотьковский монастырь, где уже находился его старший брат.

Спустя некоторое время он уговаривает Стефана отправиться вместе с ним на пустынное жительство. В «Житие» есть сведения, что братья после длительных поисков нашли подходящее место в чаще леса, где был источник питьевой воды. Там они соорудили келью, а затем и маленькую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы.

Вскоре Стефан понял, что жизнь одинокого отшельника, полная лишений и трудностей, ему не подходит. Он покидает своего брата и поселяется в Богоявленском монастыре. Позже он был облечён в сан священника и стал игуменом.

Варфоломею же пустынная жизнь пришлась по вкусу. Он принимает постриг и нарекается именем Сергий. Через некоторое время рядом с ним начинают селиться другие монахи, ставшие позже его учениками. Число их постепенно увеличивалось.

Игуменство и основание монастырей

В 1354 году Сергий становится игуменом основанного им монастыря и начинает устанавливать там свои порядки. Он вводит правило, согласно которому все иноки должны были усердно трудиться и самостоятельно обеспечивать себя. Просить подаяния запрещалось.

Дела не всегда шли успешно. Случалось, что монахам не хватало еды. Сергий своим примером показывал, как нужно стойко сносить все трудности, проводя время в труде и молитвах. Ситуация изменилась, когда Радонеж стал вотчиной князя Владимира Андреевича. С тех пор обитель регулярно снабжалась продуктами.

Сергий вводит в монастыре общежитие вместо привычного особножительства. Теперь всё необходимое (еду, одежду и прочее) монахи получали от обители, но лишались личного имущества и права собственности. С новыми правилами многие были несогласны. Из-за возникающих конфликтов Сергий временно поселился на реке Киржач, где основал монастырь, ныне известный как Благовещенский.

Всего преподобный основал пять обителей. В их число, кроме Троицкого и Благовещенского монастырей, входят:

  • Старо-Голутвин (около Коломны);
  • Высотский;
  • Георгиевский (на Клязьме).

Настоятелями в монастырях Сергий ставил своих учеников. Те, в свою очередь, основали около сорока обителей.

Деяния на благо отечества

Сергий обладал удивительной способностью оказывать плодотворное влияние на других людей. Своим тихим спокойным голосом он мог смягчить самое жестокое сердце. Существуют сведения, что он не раз примирял враждующих князей и призывал их подчиниться Москве. В том, что во время Куликовской битвы почти все князья объединились и признали главенство Дмитрия Иоанновича, есть огромная заслуга Сергия.

Перед известным сражением с Мамаем, вошедшим во все учебники истории, князь Дмитрий, позже названный Донским, встречался со старцем и получил его благословение. Однако среди исследователей существует мнение, что этот эпизод относится к битве на реке Воже, а не к Куликовскому сражению.

Есть свидетельства, что Сергий благословил и двух иноков, вызвавшихся сразиться с войском Мамая, хотя существовал строгий церковный запрет на участие монахов в боях. Этими добровольцами стали два представителя боярского рода, обученные военному делу, - Александр Пересвет и Роман (Родион) Ослябя.

Кончина и погребение

Сергий покинул этот мир в 1392 году. Старец предчувствовал свою смерть. За шесть месяцев до этого события он передал игуменстсво своему ученику Никону, а непосредственно перед кончиной собрал всю братию и наставлял оставаться в вере православной, беречь чистоту душевную и иметь страх Божий превыше всего.

Сергий просил похоронить его на монастырском кладбище . Но с согласия митрополита Куприяна он был погребён в церкви. Такое решение было продиктовано особым уважением к мудрому старцу.

Почитать Сергия как святого стали ещё до того, как были созданы правила канонизации. В некоторых источниках содержится информация, что он был причислен к лику святых в 1452 году. Есть исследователи, считающие, что это было сделано по политическим соображениям. Другие (М.Грек) и вовсе сомневаются в святости Сергия. Но народной любви, признанию и уважению мало дела до учёных баталий.

Личностей такого масштаба, которые, по словам Ключевского, «выступили из границ времени», история знает не так уж и много. Именно так можно описать кратко жизнь Сергия Радонежского и его подвиги (молитва, отшельничество, строгий пост).

Видения и чудеса

Людям часто являлся в снах и видениях, предсказывая важные события или помогая справиться с врагом, после своей смерти Сергий Радонежский. Кратко опишем некоторые из таких событий:

  • Небольшой городок, расположенный близ Пскова, был осаждён литовским войском. Жители мужественно оборонялись, сбрасывая с высоких стен на войско неприятеля большие деревья и камни. Но запас «снарядов» подходил к концу. Оставалось только уповать на Бога. Именно тогда во сне простой горожанке явился Сергий и указал, что за алтарём местной церкви лежит множество камней. Та пересказала свой сон воеводам, но они ей не поверили. И лишь нищий, случайно услышавший беседу, отправился к церкви и, раскопав землю, обнаружил огромные каменные глыбы. Город удалось отстоять.
  • Сергий явился во сне настоятелю Троицкой обители Иринарху и сообщил, что враги собираются ночью разорить монастырь, после чего окропил обитель святой водой. Проснувшись, Иринарх передал полученное сообщение монахам. Подготовившись к встрече с недоброжелателями, они смогли предотвратить попытку ограбления.
  • В «Житие» приводятся сведения, что многим жителям Казани, в ту пору принадлежавшей татарам, привиделся Сергий, который ходил по стенам города, осенял его крестом и кропил святой водой. Местные мудрецы истолковали это видение как плохой знак, предвещающий завоевание Русью татарских земель и установление христианской веры. Вскоре Казань была покорена Иоанном Васильевичем, а на её территории были воздвигнуты многочисленные храмы, в том числе монастырь преподобного Сергия.

Епифаний описывает и чудеса, сотворённые самим святым при жизни. Большинство из них касается исцеления больных, есть даже случай воскрешения из мёртвых сына праведника.

Сам старец отрицал факт оживления отрока, объясняя его вполне естественными причинами: замёрзший подросток просто отогрелся в тёплой келье и пришёл в себя. Но отец мальчика был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

Исследователи, придерживающиеся материалистических взглядов (например, историк В. Ключевский), считали, что в жизни Сергия не происходило событий, противоречащих законам природы. Другие, напротив, считали, что старец действительно обладал необычными способностями.

В 2014 году патриарх Кирилл, как бы обобщая противоположные точки зрения, сказал, что главным чудом преподобного Сергия Радонежского был он сам, имея в виду преображение и духовное совершенствование личности.

Дни памяти святого

Православная церковь поминает преподобного 8 октября (день кончины) и 18 июля (обретение мощей). В эти же дни отмечают именины мужчины, крещённые в честь святого. Но есть и другие даты, в которые поминается старец:

  • 5 июня;
  • 6 июля;
  • 19 июля;
  • 8 сентября.

Молитвы преподобному старцу

Сергий считается покровителем всех учащихся. Перед иконой святого часто молятся студенты, надеясь успешно сдать экзамены. Многие утверждают, что чудотворец помогает даже в самых безнадёжных ситуациях.

Священник Сергий Якушкин описывает интересный случай, произошедший с ним в 1997 году. К сдаче весенней сессии в Московской духовной семинарии он подготовиться не успел. Следуя негласному правилу, принятому среди учащихся, студент-заочник приложился к раке прп. Сергия Радонежского, помолился своему небесному покровителю и отправился на экзамен. Как утверждает священник, помочь ему могло только чудо.

Взяв билет, он сел на место, прочитал вопросы. Вдруг в голове у него появился чёткий, ясный и подробный план ответа. Священник с лёгкостью смог вспомнить не только последовательность службы, но и тексты песнопений. Совершенной неожиданностью стало то, что он смог ответить даже на дополнительные вопросы, которых не было в программе. Экзамен был блестяще сдан.

Через несколько дней С. Якушкин захотел произвести впечатление на коллег тем, как здорово он знает наизусть службу, но нужные слова никак не вспоминались. Ясность предмета, которая была на экзамене, исчезла. Священник признаётся, если бы ему сказали, что всё произошедшее было всего лишь сном, он бы поверил. Но всё это случилось на самом деле. Что же это, если не очередное чудо Сергия Радонежского, даже после смерти помогающего людям в добрых начинаниях и духовном совершенствовании.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Родителями Сергия Радонежского были бояре Кирилл и Мария, которые жили на территории княжества Ростовского. Семья отличалась благочестием. У Кирилла и Марии было трое детей - Стефан, Варфоломей, Петр. Вскоре Ростов был разорен, и семья переехала в Радонеж, который находился под властью московского князя.

Варфоломею плохо давались науки, он сильно переживал. Но мальчик старался, и усердно молился. Однажды ему явился инок. Инок благословил мальчика, и с тех пор он без труда усваивал все науки. Когда родители Варфоломея состарились, то они ушли в . Вскоре Кирилл и Мария умерли. Тогда Варфоломей, оставил все завещанное родительское наследство Петру, и вместе со Стефаном решили принять монашеский постриг.

Варфоломей и Стефан долго готовились к постригу. Братья срубили в Радонежском лесу келью, где они горячо молились. Через некоторое время, живя в труде, братья возвели маленький деревянный собор Святой Троицы. Стефану была в тягость уединенная жизнь. Он попрощался с Варфоломеем и ушел в Богоявленский монастырь.

Варфоломей решил продолжить уединенный образ жизни. Он преодолел страх перед дикими животными, жил в труде. Вскоре слава о нем разнеслась во все уголки . Митрополит московский Феогност приехал в лес, чтобы освятить храм, построенный братьями. Здесь же Варфоломей был пострижен митрополитом в монахи. В иночестве Варфоломей стал Сергием. Различные чудеса приписывали Сергию. Говорят, что с медведем научился ладить монах. Люди рассказывали, что большой дикий зверь лежал в ногах и Сергия и слушался его, принимал еду с рук Святого.

Разносившаяся слава о Сергии Радонежском, приводила в лес много самых разных людей. Кто приезжал сюда ненадолго, искать уединения и покоя, кто-то, как Сергий Радонежский. хотел провести всю свою жизнь в трудах и молитвах. Пройдет немного времени и вокруг Троицкого собора, появится много домиков, в которых жили монахи.

Сергий Радонежский не чем не отличался от своих братьев. Также носил воду, колол дрова, возделывал землю, молился. Несколько раз выдавались трудные годы, не хватало еды. Тогда в Радонежский лес, большие московские монастыри присылали, кто что мог: пшено, рожь…

Обитель, построенная Сергием Радонежским, росла. Вскоре ему предложили сан игумена. Монах отказался, посчитав себя недостойным. В итоге, обстоятельства все же заставили Сергия Радонежского, через какое-то время стать игуменом его же обители.

Шли годы. начинала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы, примером для всех стал Сергий Радонежский. Преподобный сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества, благодаря нему в народе царили патриотические настроения. Именно Сергий Радонежский благословил приехавшего к нему перед Куликовской битвой князя . Помимо благословления, он отправил в ряды русского войска двух своих монахов, русских богатырей Пересвета и Осяблю. Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, благословление и Божья помощь, сыграли в этой великой ратной победе не последнюю роль.


Сергий Радонежский, после , прожил еще 20 лет. Вклад его, в дальнейшее развитие русского государства, огромен. Ему удалось сгладить непонимания князей, свести братоубийственные усобицы практически на «нет». Сергием Радонежским был разработан устав для монахов. Устав был принят с благословления митрополита Алексия. По данному уставу, в будущем жили практически все монастыри России. Перед смертью он благословил на игуменства обителью своего ученика Никона. На месте обители построенной Сергием Радонежским и его братиями, сегодня находится Троице-Сергиева лавра - одно из самых благодатных мест на русской земле. Сергий Радонежский по праву считается одним из величайших , канонизирован русской православной церковью. Московские князья и цари, правившие после Дмитрия Донского, считали Сергия Радонежского своим небесным покровителем.

В 2014 году в России будет широко отмечаться юбилей Преподобного Сергия Радонежского - событие общегосударственного значения.

В литературе встречается несколько разных дат его появления на свет. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия называлось либо 9 мая, либо 25 августа 1322 года. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.

«Год рождения отрока Варфоломея потерян (от 1314 до 1322). Время отшествия Преподобного Сергия известно точно - через двенадцать лет после Куликовской» (В. Г. Распутин).

В семье было три сына: Стефан - старший, Сергий - средний и младший - Пётр. В том месте, где стоял их дом, сейчас - Троице-Сергиев Варницкий монастырь, основанный в 1427 году после причисления Сергия к лику святых. Есть, впрочем, версия, что монастырь стоит на месте явления Варфоломею ангела в виде монаха. Не смотря на то, что родители Варфоломея были «бояре знатные», образ жизни они вели по-крестьянски простой.

«Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым»,- в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы» (Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца).

Варфоломей был старательным ребенком, но, когда его отдали обучаться грамоте, выяснилось, что учеба дается ему крайне тяжело.

Так было до тех пор, пока однажды Варфоломей не встретил в лесу монаха «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Мальчик дождался, когда тот закончит молитву и старец обратился к нему «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?»

Варфоломей рассказал монаху о своих неудачах в учебе. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания...о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».

Варфоломей пригласил старца к родителям, те рассказали о знамениях, предшествующих рождению сына, и монах предсказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Некоторое время спустя, вся семья была вынуждена перебраться в местечко Радонеж. Надо отметить, что название Радонеж происходит от того же корня, что и праздник почитания родителей - Радоница. И в субботу, предшествующую Дню Святой Троицы, поминаются усопшие. Таким образом, хорошо видно, что имя Сергия Радонежского тесно связано с семейными ценностями.

После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан ушли в пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построили небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы (произошло это в 1337 году), на месте которой стоит теперь Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Через год Стефан не выдержав сурового быта, ушел в Москву, где поступил в Богоявленский монастырь и сблизился с монахом по имени Алексий. Ему Стефан и поведал о своем брате.Алексий удивился, как же будущий подвижник и не монах. Вскоре к Варфоломею пришел некий игумен Митрофан и постриг его под именем Сергий, так как тогда был день памяти мучеников Сергия и Вакха.

Сергий остался один. Существует предание, что именно тогда будущий святой приручил медведя, разделив с ним кусок хлеба. Позже к Сергию стали приходить люди и проситься остаться с ним. Так образовывался монастырь. Сергий жил от своего труда и так же учил других, прошение милостыни запрещалось.

Была построена новая церковь, выросло число монахов, но монастырь по-прежнему оставался строгим и бедным. С благословения митрополита Алексия будущий святой установил общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Троице-Сергиевская обитель ширилась и богатела. Сергий находился в согласии и дружбе с митрополитом Алексием.

По своему душевному устремлению Радонежский был пустынник, любил тишину и уединение. В скором времени Сергий покинул Троицкую обитель для того, чтобы основать новую - близ Киржача. Так появился Киржачский монастырь. Потом был основан общежитийный Спасский монастырь в Москве, где игуменом стал ученик Сергия - Андроник.

Воспитанники Сергия Радонежского постепенно расходились по Русской земле и строили все новые монастыри, которым покровительствовала на ту пору уже Троицко-Сергиевская Лавра. По сути происходило становление святой Руси.

В то же время Орда собирала силы. Близилась решающая битва. Святой Сергий не был приверженцем кровопролитий. Прежде чем благословить Дмитрия, он спросил, все ли возможные мирные пути исчерпаны и, только услышав положительный ответ, дал благословление, в одном из источников - прислав ему грамотку и просфору, в другом – речь шла вовсе не о Куликовской битве, а о небольшом сражении, и лишь позже это благословление было привязано к более масштабной - Куликовской. Сергий желал русским победы.

Своими деяниями Сергий Радонежский способствовал главному - объединению Руси, становлению единой нации. В одной из книг о Святом хорошо сказано: «...на Куликово поле пришли костромские, суздальские, ярославские, псковские, а ушли - русские».

Сергий Радонежский не оставил после себя никаких писаний или учений. Сама жизнь Святого является примером для нас. Он не стремился к признанию, к власти, отказывался от церковных степеней и лишь при сильнейшем напоре своих учеников принимал почести как Божью волю. Сергий стремился к самосовершенствованию и делал лучше тех, кто окружал его.

Наиболее подробно с жизнью и деяниями Сергия Радонежского, уважаемые читатели, вы можете узнать из книг, находящихся в Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина. Часть из них представлена на книжной выставке, функционирующей на юношеском абонементе.

Житие, написанное Епифанием Премудрым

Сергий Радонежский. Имя это сохранилось в народной памяти благодаря житию, созданному в 1417 - 1418 годах. Написал его монах Епифаний Премудрый (ум. 1420), выдающийся деятель русской культуры. Он постигал богосливие в Ростове, в Григорьевском затворе, в обществе Стефания Пермского, затем много путешествовал, совершил паломничество в Святую землю. В конце жизни поселился в Троице-Сергиевом монастыре, был свидетелем деяний и последних дней жизни его основателя и настоятеля Сергия Радонежского.

Житие посвящено личности выдающейся: Сергий Радонежский не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек, жизнь и дела которого оказали определяющее влияние на всю последующую жизнь народа русского, а его житийное изображение - на русскую литературу и культуру в целом.

Автор жития стремится писать «невидимо на разумных скрыжалех, сердечных», а не на «чювственых хартиах». Стиль плетения словес, которым в совершенстве владел Епифаний Премудрый, делал русский литературный язык ярким, выразительным.

Епифаний Премудрый хотел донести до читателя главное: образ человека, который не мыслит своей жизни без постоянного, каждодневного труда, человека высочайшей нравственной, внутренней, духовной силы. Сергий Радонежский всегда спешил на помощь другим, не гнушался никакой, даже самой грязной и неблагодарной работой, «без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился». Подвижником добрых дел и предстаёт Сергий Радонежский в сочинении Епифания - замечательном произведении древнерусской литературы.

XIV век - пунктиром

Вскоре после монголо-татарского нашествия был проведена первая перепись населения. По спискам ордынцы определяли выход дани и количество человек, которые уводились в ордынские вспомогательные войска. Под перепись не попадали только священнослужители. Именно с этого времени начинается значительный рост числа монастырей в русских землях.

До второй половины XIV века монастыри не были общежитийными. Каждый монах имел своё хозяйство, питался отдельно, жил в отдельной келье, с остальной братией встречался только для молитвы.

Княжеские междоусобицы, начало возвышения Москвы, постоянный сбор дани для выплаты в Орду - вот основные черты исторического времени, в которое было суждено начинать свой путь мальчику Варфоломею, будущему святому Сергию Радонежскому. Епифаний Премудрый упоминает события, случившиеся при жизни святого. Среди них Ахмылова рать (1322 год), приведённая на Русь Иваном Калитой, когда был разорён город Ярославль и окрестные земли. Именно во время княжения Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1340) после подавления тверского восстания 1327 года Москва подчинила себе и Ростовское княжество. Вотчины местных владельцев были конфискованы в пользу служащих Москве бояр. «Обнищал и оскудел» отец Сергия Кирилл, славный боярин ростовский, от преследований переселившийся в тихий Радонеж. Монгольское владычество оставляло свои следы на жизни всей русской земли.

Варфоломей становится Сергием Радонежским

В соответствии с житийным каноном Епифаний начинает свой рассказ с описания детства отрока Варфоломея. Ещё в утробе матери он был отмечен причастностью к божественным таинствам. Чудесным образом он постиг грамоту, получив из рук таинственного старца маленькую просфору. Став взрослым, Сергий - сын знатных родителей - отказывается от мирской, суетной чести и ищет смирения и покорности воле Божией. Вместе с братом Стефаном они основывают Троицкий монастырь. Но брат не выдерживает тягот пустынножития и уходит в Москву.

Для Сергия начинаются дни, месяцы и годы полного одиночества, годы борьбы с тёмными силами, которые православным человеком осознаются как силы дьявола. Ни один из вступивших на путь духовного совершенствования не может избежать этой борьбы. Лишь при неуклонном стремлении к Свету, при строжайшей дисциплине духа с годами устанавливается внутреннее равновесие, каждый подвижник находит меру своего постоянного горения. Это труднейшее время, которое требует от Сергия напряжения всех духовных и физических сил. Епифаний передаёт, что Преподобный сам рассказывал своим ученикам о посетивших его видениях: бесовских полчищах и явлениях сатаны. Являлись ему и посланники светлых сил. Сохранилось предание о том, как однажды книга, открытая на житии Богородицы, просияла Светом Небесным, так что Сергий мог читать её и без лампады.

Сергий духом постиг, что всё живое сотворено Господом. У него исчез даже страх перед дикими зверями. Огромный медведь приходил к дому Сергия, но святой не пугался его, а делился с ним своим хлебом.

«Общежительный» устав

Слухи о подвижническом житии молодого инока скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося совета, приходили ученики. Сергий никому не отказывал, но предупреждал о трудностях жизни в пустыне. Когда Сергий становится игуменом Троицкого монастыря, он в 1354 году меняет правила жизни в монастыре: вводит в нём «общежительный» устав.

Отныне земля и имущество монахов стали общими. В этом был очень глубокий смысл. В монастырь приходили люди разных социальных групп, с разным имущественным положением. Отдавая своё имущество в общее пользование, новый член общины становился в то же время хозяином собственности всего монастыря. Имущественное неравенство теперь не разделяло монахов, они легче ощущали себя «братией». Общая работа и общее хозяйство дали возможность сооружать крупные постройки, основывать новые монастыри, осваивать новые земли за Волгой, где ещё много оставалось в те времена некрещёных жителей. Община могла брать на себя заботу о больных и немощных, кормить странников, в годы голода жертвовать из монастырской казны на хлеб для крестьян.

Став основоположником нового иноческого пути, Сергий не изменяет основному типу русского монашества, сложившегося в Киеве XI века. Но в его облике проступают более утончённые и одухотворённые черты. Основа его духовного склада - кротость, ясность и простота. Он непрестанно трудится, но мы нигде не видим поощрения суровой аскезы, указания на ношение вериг или истязание плоти.

Владимир Мономах писал: «…малым делом можно получить милость Божию». Сергий Радонежский не пренебрегает никаким малым делом: он работает в огороде, рубит избы, носит воду. Непрестанный физический труд побуждает к труду духовному. Введённая Сергием суровая дисциплина требовала от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, создавала из обители воспитательную школу, в которой росли мужественные, бесстрашные люди. Они готовы были отказаться от всего личного и работать на общее благо. Величайший смысл жизни Сергия Радонежского в том, что он создал новый тип личности, укоренившийся в народном сознании как идеал человека.

Чудеса и обыденность

Спустя десять лет крестьяне окружили монастырь своими посёлками. Преподобный входил во все нужды, во все будни своих учеников и приходящих к нему. Он заботился о монастырских огородах и обсуждал содержание новых икон. Заботился о списывании книг и знал, что квас не должен слишком бродить. В каждом деле он видел движение жизни и проявление Бога, устремляя свой дух к постижению Его воли.

Епифаний описывает чудеса, которые совершает Сергий: чудо с источником, когда из креста, который начертил на земле преподобный, пробился родник; чудо воскрешения умершего ребёнка. Счастливый отец упал к ногам Сергия со слезами благодарности, но святой стал убеждать его, что никакого чуда не было: «Прельщаешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нёс больного, он изнемог от сильной стужи, тебе же показалось, что он умер, ныне же согрелся у меня в келии и припадок прошёл. Но иди с миром домой и не разглашай никому о случившемся, чтобы тебе вовсе не лишиться сына».

Сергий просит свидетелей не рассказывать о чудесах, которые были явлены ему: видение чудного Небесного Света и явление Богородицы.

Как чудо воспринимает братия общение на расстоянии своего игумена и Стефания Пермского, людей высокого духовного уровня. Как чудо воспринимают окружающие удивительную скромность Сергия, его желание жить в бедности, которая соединяется с духовной чистотой.

Но жизнь в монастыре не всегда была гладкой. Возникли споры, кто создал новую обитель. Сергий не желает оспаривать у родного брата Стефана право называться основателем обители и тайно уходит в пустынное место, предоставляя брату и всем, кто недоволен суровыми правилами общежития, остаться наедине со своей совестью. Долго странствовали ученики Сергия по пустынным местам, пока не нашли святого в уединённом месте на реке Киржач. Лишь митрополит Алексий сумел уговорить Преподобного вернуться в Троицкий монастырь. Сам митрополит часто приезжал в святую обитель отдохнуть и посоветоваться с мудрым старцем. Порой он возлагает на Сергия труднейшие политические поручения - словом и делом усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского.

Не случайно Алексий, чувствуя близкую смерть, хочет назначить Сергия своим преемником, но святой отказывается от этой чести. Алексий не стал настаивать, убоявшись, что Сергий вновь удалиться в пустыню.

Благословление на битву

Алексий умирает в 1378 году, за два года до великой битвы на Куликовом поле. В стране, на некоторое время лишённой митрополита, Сергий остаётся самым авторитетным церковным деятелем. Согласно житию, он благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

С точки зрения человека нашего времени совершенно естественно воспринимается благословение православных на битву с Мамаем, данное Сергием Радонежским князю Дмитрию Ивановичу. Историки спорят, когда именно состоялась встреча великого князя и преподобного Сергия: непосредственно перед битвой или за два года до неё, перед сражением на реке Воже. Однако не конкретное место действия и не даже не время благословения придавали значимость этому событию с точки зрения современников.

В XIV веке ордынский властитель носил сакральный титул царя, чья власть освящена Богом, а князь, даже великий , обязан был подчиняться царю . Темник (командующий «тьмой», то есть десятью тысячами воинов) Мамай, захвативший власть в левобережной Орде, не был потомком Чингисхана, но в народном сознании того времени он был «царь Мамай». По обычаям Средневековья князь был ниже царя и не имел даже права на открытую битву с царём, чья власть освящена свыше. Это означало бы противодействие Богу.

Благословение, данное Сергием Радонежским князю Московскому Дмитрию Ивановичу, означало дерзкое нарушение средневековых обычаев и возведение великого князя в царское достоинство. Только авторитет святого мог подвигнуть великого князя на такой серьёзный шаг, как открытое противодействие царю. Этому способствовало осознание предстоящей битвы как сражения христиан с «погаными» в защиту православия.

Во время битвы Сергий являет своим ученикам новое чудо: находясь в церкви на молитве, духом своим он там, где решается судьба русской земли. Перед его духовным взором проходят все события битвы на Куликовом поле. Стоя в церкви, он сообщает изумлённой братии о ходе битвы, время от времени называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознёс молитвенное благодарение Богу.

Только великий эпос Индии «Махабхарата» даёт нам описание подобной сцены: во время грандиозной битвы на поле Курукшетры один из дваждырождённых, находясь в столице, в священном зале дворца, описывает собравшимся ход сражения. Так перекликаются эпос Индии и рассказ о русском святом.

Победа в Куликовской битве, освящённая именем Сергия Радонежского, укрепила веру русских в помощь Божию и повысила значение Москвы как центра русских земель.

Отслужили благодарственный молебен, но между княжествами вновь вспыхивает старая вражда. В 1385 году Сергий едет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князем московским и грозным и неукротимым князем Олегом Рязанским. Через четыре года, 1389 году Сергий присутствует при кончине великого князя Дмитрия Ивановича, потомками названного Донским. Сергий скрепляет своей подписью его духовную грамоту, в которой впервые за время ордынского господства Великий князь завещает свой престол детям, не спрашивая на то позволения Орды.

В 1392 году, на 78-м году от рождения, Преподобный Сергий скончался. По свидетельству братии, в момент преставления лик Преподобного озарился светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью.

Но и после смерти Сергия благодать пребывала на Троицком монастыре, те же, кто с верою приходил к мощам его, исцелялись.

Подвиг как подвижничество

Епифаний Премудрый в житии создал цельный образ уникальной личности. Для русского человека имя Сергия Радонежского на многие века стало мерилом праведной жизни, как имена Андрея Рублёва, Феофана Грека, Стефана Пермского, Максима Грека.

Значение слова «подвиг» не переводится адекватно ни на один из европейских языков. Подвиг - это не простой героизм. Не движение в пространстве, но духовное стремление, подвижничество становится нравственным наполнением слова «подвиг». Сергий становится в сознании народа посредником между миром земли и силами божественными. В течение многих столетий народ воспринимает его как заступника перед Господом за Русскую землю.

Ученики и «собеседники» Сергия основали до 40 монастырей нового «общежительного» типа, ученики его учеников - ещё около 60-ти обителей.

Принятие «общежительного» устава имело и другие последствия. С этого момента монастыри сами начали приобретать земли. Бояре часто жертвовали монастырям целые вотчины, чтобы после их смерти «божьи люди» - монахи - молились за упокой души. Считалось, что молитвы «божьих людей» лучше доходят до Господа. В результате многие монастыри стали крупными собственниками и землевладельцами. Впоследствии это привело к возникновению концептуального спора русского средневековья: спора иосифлян с «нестяжателями». Однако во времена Сергия Радонежского такой ход развития событий было трудно предвидеть.

В советскую эпоху имя Сергия Радонежского ушло в тень, хотя люди, искренне верившие в идеалы коммунизма, бессознательно продолжали стремиться к образу, созданному святым Сергием.

В наши же дни важно не поклоняться слепо тому или иному имени, но знать, что содеял этот человек, почему столетия горел и продолжает гореть пламя народной любви и благодарности к нему. Недаром В. О. Ключевской писал: «Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нём не всё ещё доброе погасло и замерло… он открыл им глаза на самих себя».