Семь смертельных болезней, которые изменили мир.

1. холера византийская 2. чума египетская

*3. чума Юстиниана 4. холера Константина

Выберите 1 правильный ответ

4.14. Около 805 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

1. первую аптеку 2. первую библиотеку

*3. первую больницу 4. первую медицинскую школу

Выберите 1 правильный ответ

Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург

1. Аббас 2. Ибн Сина *3. Абу ал-Захрави 4. Ибн Зухр

Выберите 1 правильный ответ

Впервые карантины были созданы

*1. в XIV веке в портовых городах Италии

2. в XIV веке в портовых городах Франции

3. в XV веке в Англии

4. в XVIII веке в России

Выберите 1 правильный ответ

Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о

1. душевнобольных *2. прокаженных

3. инвалидах 4. раненых

Выберите 1 правильный ответ

Центрами средневековой медицины в Западной Европе были

1. больницы *2. Монастыри 3. цеха хирургов 4. университеты

Выберите 1 правильный ответ

Название больницы в Халифате

1. медресе 2. Киновия *3. Бимаристан 4. ксенодохия

Выберите 1 правильный ответ

4.21. Где и когда была открыта первая в мире аптека?

1. Дамаск, 950г. *2. Багдад, 800г.

3. Москва, 1620 г. 4. Салерно, 1350 г.

Выберите 1 правильный ответ

По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса дольше сохранялись от порчи

Выберите 1 правильный ответ

В средневековой Европе хирурги учились

1. в университетах 2. в хирургических академиях

*3. в ремесленных школах. 4. в больницах.

Выберите 1 правильный ответ

4.24. Известный французский хирург XIV в., написавший выдающийся труд «Начала... хирургического искусства медицины или Большая хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:

1. Пьер Фошар *2. Ги де Шолиак

3. А. Везалий 4. Парацельс

Выберите 1 правильный ответ

4.25. Английский естествоиспытатель XIII века, применявший в своих исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору инквизиции 24 года:

*1. Роджер Бэкон 2. Фрэнсис Бэкон

3. Уильям Гарвей 4. Роберт Джекоб

Выберите 1 правильный ответ

Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов Косьма и Дамиан (III век н.э.) сумели выполнить операцию

1. удаления катаракты *2. трансплантации нижней конечности

3. трансплантации сердца 4. трепанации черепа

Выберите 1 правильный ответ

Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе анатомический театр

1. Париж 2. Венеция *3. Падуя 4. Лейден

Выберите 1 правильный ответ

4.28. Врачам какого государства принадлежит идея коррекции зрения при помощи линз:

1. Древняя Греция 2. Рим *3. Халифат 4. Индия

Выберите 1 правильный ответ

4.29. Какие операции производили короткополые хирурги:

1. камнесечения *2. кровопускания

3. чревосечения 4. ампутации

Выберите 1 правильный ответ

4.30. Изучению какой науки уделял особое внимание Парацельс:

1. анатомии *2. Химии 3. Физиологии 4. физики

Выберите 1 правильный ответ

4.31. Врач, физиолог, эмбриолог, который математически рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения?

1. А. Везалий 2. Фабриций *3. У. Гарвей 4. Д. А. Борелли

Выберите 1 правильный ответ

4.32. Основателем какой из перечисленных дисциплин является Джироламо Фракасторо?

1. педиатрия *2. эпидемиология

3. психиатрия 4. анестезиология

Выберите все правильные ответы

Эпоха Возрождения характеризуется

*1. зарождением феодализма *2. притоком новых знаний

*3. научными открытиями *4. утверждением опытного метода в науке

Выберите 1 правильный ответ

4.34. Выдающийся средневековый хирург, создавший учение о лечении огнестрельных ранений:

1. Мигель Сервет 2. Парацельс

3. Ги де Шолиак *4. Амбруаз Паре

Выберите 1 правильный ответ

4.35. Лекарственное средство, включавшее в себя около 70 компонентов и считавшееся, согласно средневековой фармакопеи, лекарством от всех болезней:

1. Митридат *2. Териак 3. Панацея 4. Мизадж

Выберите 1 правильный ответ

4.36. Термин «инфекция» был введен

1. Гиппократом 2. Парацельсом

3. Галеном *4. Фракасторо

Выберите 1 правильный ответ

Во время эпидемий чумы средневековые врачи облачались в специальное одеяние, а на голове носили маску

1. маску с изображением старческого лица

*2. маску с длинным клювом

3. маску смерти

4. маску в форме бабочки

Выберите 1 правильный ответ

4.38. Врач, давший новое представление о дозе лекарственных веществ, считая, что «все есть яд и все есть лекарство»

*1. Парацельс 2. Бэкон 3. Санторио 4. Авиценна

Выберите 1 правильный ответ

В каком из университетов в XVI в. сложилась анатомо-физиологическая школа, известным представителем которой был А. Везалий

1. Парижский 2. Болонский *3. Падуанский 4. Салернский

Выберите 1 правильный ответ

Несмотря на развитие здравоохранения в СССР нашу страну периодически охватывали эпидемические вспышки. О случаях массовых заболеваний власти старались умалчивать, поэтому у нас до сих пор нет точной статистики жертв эпидемий.

Грипп

Впервые советская Россия столкнулась с эпидемией гриппа в 1918-1919 годах, когда на планете свирепствовала «испанка». Она считается самой массовой пандемией гриппа в истории человечества. Только к маю 1918 года в Испании этим вирусом было заражено около 8 млн. человек (39% населения).

По некоторым данным за период 1918-1919 годов по всей планете вирусом гриппа было заражено более 400 млн. человек, около 100 млн. стали жертвами эпидемии. В советской России от «испанки» умерло 3 млн. человек (3,4% населения). Среди наиболее известных жертв – революционер Яков Свердлов и военный инженер Петр Капица.

В 1957 и 1959 годах Советский Союз захлестнули две волны пандемии Азиатского гриппа, подъем заболеваемости пришелся на май 1957 года, а к концу года в нашей стране гриппом болело не менее 21 млн. человек.

В следующий раз вирус гриппа поразил Советский Союз в 1977-78 годах. Пандемия началась в нашей стране, за что и получила название «русский грипп». Самое страшное, что этот вирус косил преимущественно молодых людей в возрасте до 20 лет. В СССР статистика заболеваемости и смертности от этой пандемии скрывалась, в мире жертвами «русского гриппа» стали, по крайней мере, 300 тыс. человек.

Менингит

В нашей стране менингит справедливо считают болезнью скученности и плохих жилищных условий. Болезнь, летальность от которой считается одной из самых высоких в мире, приходила всегда неожиданно и также внезапно исчезла.

Менингит до сих пор является для эпидемиологов загадкой. Известно, что возбудитель постоянно живет «среди нас». Ежегодно его носителями являются от 1 до 10% россиян, но чаще всего никак не проявляя себя, под действием иммунных сил организма он погибает.

Впервые эпидемия менингита была зафиксирована в СССР в 1930-40-е годы. «Заболеваемость менингитом в те годы была колоссальной, – отмечает микробиолог Татьяна Чернышова. – Если сегодня серьезную озабоченность врачей вызывает количество заболевших, равное 2,9 человек на 100 тысяч населения, то тогда эта цифра была больше – 50 на 100 тысяч».

Эпидемию связывали с большими миграционными потоками населения страны, которые хлынули на социалистические стройки, позднее болезнь активно распространялась в казармах Великой Отечественной войны и в бараках послевоенных строек. Впрочем, после войны болеть было особенно некому, и эпидемия пошла на убыль.

Однако в 60-х годах менингит вернулся, многие врачи, впервые столкнувшиеся с болезнью, даже не знали ее симптомов. Причину вспышки эпидемиологам удалось определить только в 1997 году, когда ученые уже всерьез занялись всеми разновидностями менингококков. Оказалось, что причиной заболевания стал вирус, впервые появившийся в Китае в середине 1960-х годов и случайно занесенный в СССР.

Чума

В Советском Союзе чума считалась пережитком прошлого, хотя узкому кругу специалистов были известны все чумные эпидемии в СССР. Природным очагом чумы зачастую выступали регионы Средней Азии, Казахстана и Закавказья.

Первой эпидемией чумы в СССР считают вспышку ее легочной формы в Приморском крае в 1921 году, пришедшей из Китая. А дальше она появлялась с пугающей регулярностью:

1939 год – Москва; 1945 – юг Волжско-Уральского региона, Средняя Азия; 1946 – Прикаспийская зона, Туркмения; 1947–1948 – Астраханская область, Казахстан; 1949 – Туркмения; 1970 – Приэльбрусье; 1972 – Калмыкия; 1975 – Дагестан; 1980 – Прикаспийская зона; 1981 – Узбекистан, Казахстан. И это далеко не полный перечень эпидемий чумы в СССР.

Только после распада Советского Союза вскрылась статистика. С 1920 по 1989 год чумой заболели 3639 человек, жертвами стали 2060. Но если до войны каждая чумная вспышка уносила сотни жизней, то с середины 40-х, когда стали применять сульфидин и синьку, число жертв сократилось до нескольких десятков. С конца 50-х начали использовать стрептомицин, что позволило сократить число смертей до единиц.

Если бы не самоотверженная работа эпидемиологов, то жертв могло быть значительно больше. Деятельность врачей строго засекречивалась. Сотрудники противочумной службы не имели права рассказывать о своей работе даже близким, иначе увольняли по статье. О целях командировки специалисты нередко узнавали только в аэропорту.

Со временем в стране была создана мощная сеть противочумных учреждений, которая успешно функционирует и по сей день. Эпидемиологи проводили ежегодные наблюдения за природными очагами чумы, специальные лаборатории исследовали штаммы, выделенные из корабельных крыс, приплывших на судах из потенциально чумных стран.

Холера

Гражданская война, социальные потрясения, разруха и голод способствовали распространению в молодом советском государстве возбудителей холеры. Тем не менее, российским медикам удалось потушить наиболее серьезные очаги этой болезни. Очень скоро руководство страны отрапортовало, что с холерой в СССР покончено.

Но в середине 1960-х годов заболевание вернулось вновь. Для планеты это была уже седьмая пандемия холеры. Начавшись в 1961 году в Индонезии, зараза очень быстро расползлась по миру. В СССР первый случай заболевания холеры «эль-тор», проникшей с торговцами наркотиками с территории Афганистана, был зафиксирован в 1965 году в Узбекской ССР. На охрану карантинной зоны власти отправили 9000 тысяч солдат. Казалось, очаг был изолирован.

Однако в 1970-м году холера вновь дала о себе знать. 11 июля в Батуми холерой заболели два студента из Средней Азии, от них она стала распространяться и на местное население. Врачи считали, что очаг заразы находился у берега моря, куда сливались сточные воды.

27 июля 1970 года первые случаи заболевания холерой были зафиксированы в Астрахани, а 29 июля уже были первые жертвы болезни. Ситуация в Астрахани стала развиваться настолько стремительно, что туда был вынужден вылететь главный санитарный врач страны Петр Бургасов.

В Астраханской области в том году созрел большой урожай бахчевых культур и помидоров, однако, движение барж загруженных продуктами было заблокировано во избежание распространения болезни в другие регионы. Астрахань приняла на себя основной удар эпидемии холеры. Всего до окончания года в Астраханской области было выявлено 1120 вибриононосителей холеры и 1270 больных, из которых 35 человек умерло.

Крупные очаги холеры возникли в Нахичевани, Херсоне, Одессе. Решением Совмина СССР всем лицам, попавшим в очаги инфекции, выдавались оплачиваемые больничные листы. Перед тем, как покинуть зоны распространения инфекции все они должны были пройти обсервацию и бактериологическое обследование. Для этих целей использовали 19 морских судов, в том числе и флагманы – теплоходы «Шота Руставели» и «Тарас Шевченко».

В очаги холеры было отгружено 7093 литров холерной вакцины, 2250 килограмм сухих питательных сред, 52428 литров жидких питательных сред, миллионы упаковок тетрациклина и огромное количество хлорной извести. Совместными усилиями эпидемию удалось приостановить. Точное число больных и погибших советские власти скрывали, однако известно, что количество жертв было менее 1% на 100 заболевших.

СПИД

До середины 1980-х годов болезнь проституток, наркоманом и гомосексуалистов для СССР была чем-то эфемерным. В 1986 году министр здравоохранения РСФСР в программе «Время» сообщал: «В Америке СПИД бушует с 1981 года, это западная болезнь. У нас нет базы для распространения этой инфекции, так как в России нет наркомании и проституции».

Еще как были. Например, в «Медицинской газете» от 4 ноября 1988 года рассказывалось о наличии нескольких публичных домов почти в самом центре Ашхабада. И это только официальные сведения. Распространение СПИДА в СССР не заставило себя долго ждать. Уже к 1988 году в СССР было выявлено более 30 инфицированных.

По данным Московского научно-практического центра наркологии первые случаи заражения ВИЧ-инфекцией среди советских граждан могли происходить вследствие незащищенных половых контактов с африканскими студентами еще в конце 70-х годов.

В 1988 году была зафиксирована первая жертва СПИДА, впрочем, ранее ставить точные диагнозы было невозможно, так как первый скрининг на ВИЧ в СССР был проведен лишь в 1987 году. Первым советским гражданином, заразившимся ВИЧ считается запорожский инженер по фамилии Красичков.

Блогер Антон Носик, лично знавший пострадавшего, рассказывал, что Красичкова направили 1984 году в Танзанию на промышленное строительство, где тот, являясь пассивным гомосексуалистом, заразился через половой контакт. Приехав в 1985 году в Москву, он «одарил» этой заразой еще 30 человек.

К моменту распада СССР было зафиксировано не более 1000 случаев заболевания СПИДОм. Но в дальнейшем, несмотря на профилактические меры и повышение сексуальной грамотности населения число заболевших ВИЧ в странах СНГ стало неуклонно расти.

  • Красная волчанка (lupus erythematodes; син. эритематоз) – основное заболевание из группы диффузных болезней соединительной ткани.
  • Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
  • Механизмы стрессорных повреждений и развитие «стресс-болезней»
  • Основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней
  • Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

    Средневековые города в Западной Европе возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

    Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы - военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096-1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов - приобретение новых земель на Востоке - не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа - до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

    С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

    Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

    Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая - «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

    «Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс. (50% населения), в Венеции - 100 тыс. (70%), в Лондоне - девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,- писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

    Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?»

    В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

    В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

    Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные - вместо умозрительных, критические и ра­циональные - вместо слепой веры в авторитеты.

    Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 - 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 - 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 - 1358) и Орезм (1320-1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235- около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

    Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон (R. Bacon, около 1214- около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание - «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

    4. Контрольные вопросы:

    1. Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков.

    2. Перечислите истоки и особенности византийской медицины?

    3. Расскажите о санитарно-технических сооружениях Византии?

    4. Коротко расскажите, что вам известно об энциклопедических сводах. «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325-403).

    5. Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина.

    6. Медицина в халифатах (VII-XI вв.). Истоки арабоязычной культуры и медицины.

    7. Ар-Рази и его вклад в медицину халифатов.

    8.Медицина народов Средней Азии (Х-Х11 вв.). Расскажите о больницах, врачебных школа.

    9. Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980-1037). Его труд «Канон медицины».

    10. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V- X вв.) и классического (XI-XV вв.) Средневековья.

    11. Перечислите истоки западноевропейской медицины?

    12. Как происходило развитие медицинского образования? Медицинская школа в Салерно.

    13.Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

    14. Что такое схоластика? Влияние схоластики на медицину.

    15. Расскажите, что вам известно о галенизме?

    16. Расскажите об основных научных достижениях Роджера Бэкона?

    17. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346-1348 гг.

    18. Что вы знаете о начале санитарной организации?

    5. Тестовые задания:


    01. Страна, родина Ал-Рази:

    02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

    03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

    1) Гиппократ

    2) Ибн-Сина

    3) Ар-Рази

    4) Сушрута

    04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

    1) Ар-Рази

    2) Бахтишу

    3) Ал-Захрави

    1) Гиппократ

    2) К. Гален

    3) Ибн Сина

    4) Ар-Рази

    06. дома для прокаженных назывались:

    1) лепрозории

    2) госпитали

    3) инфекционные больницы

    4) изоляторы

    07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

    1) Павел с о. Эгина

    3) Орибасий из Пергама

    1) Фома Аквинский

    2) Аристотель

    3) Петр Пилигрим

    1) Роджер Салернский

    2) Константин Африканский

    3) Арнольд из Виллановы

    4) Анри де Мондевиль

    10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

    1) натуральная оспа

    2) сифилис

    4) проказа

    11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

    1) выходить за ворота монастыря

    2) иметь семью

    3) принимать амбулаторных больных

    4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

    12. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

    1) Орибасий Пергамский

    2) Павел Эгинский

    3) Александр Траллеский

    4) Аэций Амидский

    13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

    1) холера византийская

    2) чума египетская

    3) чума Юстиниана

    4) холера Константина

    14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

    1) первую аптеку

    2) первую библиотеку

    3) первую больницу

    4) первую медицинскую школу

    15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

    2) Ибн Сина

    3) Абу ал-Захрави

    4) Ибн Зухр

    16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

    2) византийцев

    3) китайцев

    4) египтян

    17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

    1) галенизм

    2) схоластика

    3) григорианство

    4) ортодоксальность

    18. Впервые карантины были созданы

    1) в XIV веке в портовых городах Италии

    Одно из самых древних заболеваний, и, пожалуй, самая известная болезнь, ставшая именем нарицательным для любой эпидемии - это чума. Ценой многих жизней человечество научилось ее лечить, но победить полностью не смогло. Так, летом 2016 года в больницу Горного Алтая попал мальчик. Диагноз - чума.

    ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ В ДРЕВНОСТИ

    Когда появилось это заболевание, до сих пор неизвестно. Однако Руфус из Эфеса, живший в I веке н.э, ссылался на более древних лекарей, живших в III веке до н.э и описывавших эпидемии в Ливии, Сирии и Египте. Лекари описывали бубоны на телах заболевших, так что, по всей видимости, это и были первые зафиксированные случаи заболевания бубонной чумой.

    Были и более ранние упоминания чумы. К примеру, Афинская чума (называемая еще и чумой Фукидида). Она возникла в Афинах во время Пелопоннесской войны (430 год до н.э). Два года в городе отмечались вспышки заболевания, которые унесли жизни каждого четвертого горожанина (в том числе заболел и Перикл). Затем болезнь исчезла. Современные исследования захоронений жертв афинской чумы показали, что на самом деле это была эпидемия брюшного тифа.

    Не менее спорной стала и так называемая «Чума Антонина» или «Чума Галена». Эпидемия разразилась в 165 году и за пятнадцать лет унесла около 5 миллионов жизней. Однако описавший заболевание врач Клавдий Гален (в его честь иногда и называют эту эпидемию) упомянул, что у заболевших была черная сыпь. Многие исследователи полагают, что, скорее всего, эпидемию вызывала оспа, а не чума. Другие же считают, что это просто была неизвестная форма чумы.

    Египет и Восточно-Римская империя также не избежали страшной заразы. Разразившуюся пандемию назвали Юстиниановой чумой, и продолжалась она около 60 лет - с 527 по 565 годы. В разгар эпидемии, когда чума достигла густонаселенного Константинополя, в городе ежедневно умирало по 5 тысяч человек, а иногда количество умерших достигало и 10 тысяч человек. Количество жертв пандемии оценивается различно, но самые «страшные» оценки предполагают колоссальное количество жертв: в 100 миллионов человек на Востоке и 25 миллионов человек в Европе. В 2014 году в журнале «The Lancet Infectious Diseas» были опубликованы результаты исследования генетиков Канады и США. Реконструировав чумную палочку из зубов двух жертв Юстиниановой чумы, ученые выяснили, что она серьезно отличается от генотипа современного возбудителя. Генетики выдвинули предположение, что люди стали менее восприимчивы к возбудителю Юстиниановой чумы, и поэтому возбудитель стал тупиковой ветвью эволюции.

    «ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

    Самая известная пандемия чумы была названа «Черной смертью». Она, по всей видимости, стала следствием похолодания климата. Холод и голод выгнали грызунов из пустыни Гоби ближе к человеческому жилью. В 1320 году были зафиксированы первые случаи заболевания. Сначала эпидемия охватила Китай и Индию, затем к 1341 году по Великому Шелковому пути достигла низовьев Дона и Волги. Опустошив Золоту Орду, болезнь ушла на Кавказ и в Крым, а оттуда генуэзскими кораблями была доставлена в Европу. Согласно рассказу генуэзского нотариуса Габриэля де Мюсси, войска хана Джанибека, осаждавшего генузскую крепость в Каффе, не смогли закончить осаду из-за эпидемии. Но, прежде чем отступить, они бросали в крепость трупы умерших и успешно заразили итальянцев.

    В результате пандемия охватила Константинополь, Ближний Восток, Балканский полуостров и Кипр. В Россию чума проникла через Псков и свирепствовала там до 1353 года. Умерших не успевали хоронить, хотя и клали в гроб по 5-6 человек. Богатые люди пытались укрыться от болезни в монастырях, раздав все свое имущество, а иногда даже и собственных детей. Жители Пскова призвали на помощь новгородского епископа Василия. Он обошел город крестным ходом, но по дороге умер от чумы. Во время пышных похорон епископа с ним пришло попрощаться немало жителей Новгорода. Вскоре эпидемия разразилась и там, а дальше распространилась по всей России.

    Количество жертв «Черной смерти» оценивается в 60 миллионов человек.

    В то время медицина так и не нашла действенных способов борьбы с болезнью, однако был сделан важный шаг - придумала система карантина. Впервые она была реализована на венецианском острове Лазаретто. Корабли, прибывающие туда из охваченных чумой стран, должны были остановиться на некотором расстоянии от берега, и, встав на якорь, находиться там в течение 40 дней. Только по истечении этого срока, если чума не проявлялась, корабль мог подойти к берегу и начать разгружаться.

    ПОСЛЕДНЯЯ ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ

    Последняя крупная эпидемия чумы разразилась в 1910 году в Манчжурии. Первые вспышки заболевания отмечались еще в 1894 году в Забайкалье. После проведения железной дороги вспышки участились. Летом 1910 года разразилась эпидемия чумы среди сусликов, но уже к осени начали умирать люди. Первыми жертвами болезни стали китайские рабочие в поселке при станции Манчжурия, однако эпидемия быстро распространилась вдоль железной дороги. Всего, по разным оценкам, она унесла от 60 до 100 тысяч человеческих жизней.

    В России приняли экстренные меры противодействия эпидемии. Из опасных районов был запрещен ввоз табарганьих шкурок, а от Амура до Благовещенска установили оцепление. Выехавшие на место эпидемиологической опасности врачи констатировали, что необходимо срочно улучшать санитарные условия. В Иркутске было решено оборудовать больницу прямо на станции - чтобы не возить больных через весь город. Хоронили чумных также отдельно. Из Петербурга была выписана вакцина, а город занялся истреблением крыс.

    В Китае же эпидемию удалось остановить, во многом благодаря кремации тел умерших и их вещей. В момент, когда количество подлежащих кремации трупов начало уменьшаться, доктор У Ляньдэ дал странное распоряжение - он предписал всем жителям весело отпраздновать Новый год и взорвать побольше хлопушек. Однако странным этот приказ был лишь на первый взгляд. Дело в том, что продукты серы, выделявшиеся во время взрыва хлопушек - отличное дезинфицирующее средство.

    ЧУМА В ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

    Впрочем, все это касается уже документальных свидетельств. Между тем, чума упоминалась еще в эпосе о Гильгамеше. Правда, говорилось там лишь о смертельности заболевания, понять о какой именно форме чумы шла речь - невозможно. Так же упоминается чума и в Библии - Первая книга Царств повествует о бубонной чуме, которая поразила филистимлян, захвативших Ковчег Завета

    В литературе самый известный «певец чумы», безусловно, итальянец Джованни Бокаччо. Его «Декамерон» был написан как раз в то время, когда «Черная смерть» превратила Венецию и Геную в мертвые города. В предисловии к «Декамерону» он описал немало ужасов, поразивших Италию во время эпидемии, и отметил, что умерший от чумы человек «вызывал столько же участия, сколько издохшая коза». Даниэль Дэфо в историческом романе «Дневник чумного города» описывал, как одновременно с разгулом болезни в Лондоне распоясалась и преступность. В своем рассказе «Доктор медицины» Редьярд Киплинг описал, насколько беспомощны были врачи во время эпидемии чумы. Главный герой нашел правильный путь лечения, исходя из метафизических соображений. Пушкин на основе сцены из поэмы поэта Джона Вильсона «Чумной город» написал драматическую сцену «Пир во время чумы», описав гедонистическую разнузданность на фоне трагедии.

    Из современных литературных произведений наиболее известен экзистенциальный роман Альбера Камю «Чума», в котором чума фигурирует не только в роли болезни, но и является аллегорией на «коричневую чуму» - фашизм - в частности и зло в целом. Так же широко известно и произведение Габриэля Гарсия Маркеса « Любовь во время чумы». Однако под этим названием произведение известно лишь в России, так как в оригинале речь идет все-таки о холере.

    Отразились эпидемии чумы и на живописи. «Черная смерть» послужила расцвету религиозной живописи и принесла художникам ряд традиционных аллегорических сюжетов: «Пляски смерти», «Триумф смерти», «Три мертвые и три живых», «Смерть, играющая в шахматы».

    Идиомы со словом «чума» до сих пор употребляют в речи. Наиболее известны «Пир во время чумы», «Чума 20 века» (СПИД), «Чума на оба ваших дома».

    Чума остается актуальным понятием и в новом столетии. Летом 2016 года студия Paradox Interactive презентовала обновления к своей видеоигреCrusader Kings II, вышедшей в 2012 году. Благодаря обновлениям можно будет управлять эпидемией чумы. Например, запереться в замке. Впрочем, актуальность чумы основана на реальных фактах - реликтовые очаги эпидемии сохраняются до сих пор, и за 1989 - 2004 гг. было отмечено около 40 тысяч случаев заболевания в 24 странах, причем летальность составила примерно 7% от общего числа заболевших. Чума не исчезла. Она просто затаилась.

    Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5- 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время гос­подства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневе­ковье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрач­ного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа медицины, а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

    Деятели Воз­рождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естест­веннонаучной мысли религиозно-дог­матическим мировоззрением, схола­стикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой - создавае­мой ими новой культуре, оценивая пе­риод, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в разви­тии человечества. Такое противопо­ставление, однако, нельзя считать исторически оправданным.

    В силу объективно сложившихся историче­ских обстоятельств варварские пле­мена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственны­ми восприемниками позднеантичной культуры.

    В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опро­кинувшие западную Римскую империю (при помощи вос­ставших против Рима рабов) уничтожили культуру Рима.

    Обладая самобытной культурой эпохи родоплеменных от­ношений, кельтские и германские народы предстали перед христиани­зированной позднеантичной культу­рой особым огромным миром, потре­бовавшим серьезного длительного ос­мысления. Оставались ли эти народы верными язычеству или уже успели принять крещение, они по-прежнему были носителями вековых преданий и поверий. Раннее христианство не могло просто вырвать с корнем весь этот мир и заменить его христиан­ской культурой - оно должно было его освоить. Но это означало существенную внутреннюю перестройку позднеантичной культуры.

    То есть, если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс куль­турного развития и формирования классовых отношений.

    «Средневе­ковье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и не­сколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс).

    В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Вылившись в форму католицизма, оно объединяло европейский мир, лишенный единства, целой сетью крепких, трудно расторжимых свя­зей. Это объединение оно осуществляло в лице папы, являвшегося «монархическим центром» като­лической церкви, и посредством самой церкви, раскинув­шей широкую сеть во всех странах Западной Европы. Во всех этих странах церковь владела приблизительно 1/22 всех земель, являясь, таким образом, не только идео­логической, но и реальной связью между различными странами. Организовав владение этими землями на нача­лах феодальных отношений, церковь оказалась едва ли не самым крупным феодалом средневековья и вместе с тем могущественным охранителем системы феодальных отно­шений вообще. Церковь объединяла разрозненные запад­ноевропейские страны в их борьбе против общего внеш­него врага, сарацин. Наконец, вплоть до XVI века духо­венство было единственным образованным классом в За­падной Европе. Следствием этого было то, что «монопо­лию на интеллектуальное образование получили папы и что само образование приняло тем самым преимуществен­но богословский характер».

    При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопро­тивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже под­вергшаяся в 5-7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских пле­мен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, про­свещение и медицину. И далее сле­дует говорить уже не о греко-латин­ской, но о романо-германской куль­турной общности и византийской культуре, которые шли своими особы­ми путями.

    В Западной Европе сложилась фео­дальная культура в наиболее ти­пичной ее форме миро­восприятие и идеалы, ценностные ориентации и критерии, нравствен­ные и этические представления сред­невекового европейца сводились к ре­лигиозной догматике. Никакое мир­ское знание не шло в сравнение с по­знанием возможностей «спасения».

    Средневековая схоластика (от греч. schole--школа) -тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

    Средневековые художники и писатели, пренебрегая реальными окружающими явлениями, внимате­льно «всматривались» в потусторон­ний мир, типизация предпочиталась индивидуализации. Церковники ут­верждали, что все возможные зна­ния уже изложены прежде всего в Священном писании, а также в некоторых канонизированных произ­ведениях древности, Например Птолемея (в области географии и астрономии), Галена (в области медицины). Новые открытия отрицались, а лю­ди, высказывающие новые идеи, ста­вились под подозрение как еретики. Основой всякого знания являлось учение Аристотеля, односторонне воспринятое и поставленное на служ­бу богословию.

    Всякое позитивное знание имело право на существова­ние лишь как средство для иллюстра­ции теологических истин. На этом фоне процветали различные мистиче­ские представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.

    Достаточно сказать, что даже в 17 веке, в период подъема материалистиче­ской философии и опытного естест­вознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.

    Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом, возник галенизм - искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

    Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215-1294) - выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

    И все же Средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы, прошед­ших за этот период путь от племен­ных отношений до развитого феода­лизма и создавших своеобразную культуру, во многом противоречивую и неприемлемую для потомков, но все же достаточно высокую для того, что­бы послужить фундаментом для по­следующего развития.

    Кругом уже вырастали города: в Италии, Южной Франции, и в Рейне возродились из собственного пепла староримские муниципии; в других местах, особенно внутри Германии, создавались новые города; все они были обнесены для обо­роны стенами и рвами, их крепости были гораздо более неприступными, чем дворянские замки... За этими стена­ми и рвами развилось средневековое ремесло... накопля­лись первые капиталы, возникла потребность взаимного общения городов друг с другом и остальным миром...».

    Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позд­нее VIII в. народы Европы создали национальную письменность, приспо­собив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культу­ры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философ­ской, юридической и экономической мысли. Появились элементы буду­щего преодоления и разрушения идеологической монополии церкви.

    В эту эпоху в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которые стали назы­ваться «городскими физиками».

    Эпидемии повальных болезней

    Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн. человек, из которых умерло около 20 млн.. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

    Средневековые города в Западной Европе возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

    Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы - военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096-1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов - приобретение новых земель на Востоке - не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа - до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

    С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

    Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

    Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая - «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн.. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

    «Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс. (50% населения), в Венеции - 100 тыс. (70%), в Лондоне - девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,- писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн. человек.

    Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?»

    В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

    В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

    Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные - вместо умозрительных, критические и ра­циональные - вместо слепой веры в авторитеты.

    Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 - 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 - 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 - 1358) и Орезм (1320-1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235- около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

    Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон (R. Bacon, около 1214- около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание - «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

      Вопросы по теме занятия.

      Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков?

      Перечислите истоки и особенности византийской медицин?

      Расскажите о санитарно-технических сооружения?.

      Как рарвивалась Византийская наука и религия?

      Как сохраняются традиции античной медицины?

      Коротко расскажите, что вам известно о Энциклопедических сводах «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325-403);

      Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина.

      Как развивались образование и медицина?

      Медицина в халифатах (VII-XI вв.)Истоки арабоязычной культуры и медицины.?

      Медицина народов Средней Азии (Х-Х11 вв.) Расскажите о больницах, врачебных школа?.

      Кто такой Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980-1037).? Его труд «Канон меди­цины»?

      Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV-XVII вв.),как она развивалась?

      Основные моменты развития медицины в Средневековом Китае, перечислите?

      Развитие традиционного врачевания (чжэнь-цзю, пульсовая диагностика, предупреждение болезней).Что вы об этом знаете? Расскажите?

      Назовите начало развития Тибетской медицины, её становление и развитие?

      Что вы можете рассказать о Каноне тибет­ской медицины «Чжуд-ши» (VII в.)?

      Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V- X вв.) и классического (XI-XVвв.) Средневековья.

      Перечислите истоки западноевропейской медицин?.

      Как идёт развитие медицинского образования, медицинская школа в Салерно в каком веке она была открыта?.

      Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

      Схоластика и медицина, что такое схоластика?

      Расскажите, что вам известно о Галенизме?

      Расскажите о основных научных открытиях Роджера Бэкона?

      Когда и кем были изданы учеб­ники: анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирур­гия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж).

      Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346-1348 гг.?

      Что вы знаете о начале санитарной организации?

      Тестовые задания по теме с эталонами ответов .

    01. Страна, родина Ал-Рази:

    02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

    03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

    1) Гиппократ

    2) Ибн-Сина

    3) Ар-Рази

    4) Сушрута

    04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

    1) Ар-Рази

    2) Бахтишу

    3) Ал-Захрави

    1) Гиппократ

    2) К. Гален

    3) Ибн Сина

    4) Ар-Рази

    06. дома для прокаженных назывались:

    1) лепрозории

    2) госпитали

    3) инфекционные больницы

    4) изоляторы

    07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

    1) Павел с о. Эгина

    3) Орибасий из Пергама

    1) Фома Аквинский

    2) Аристотель

    3) Петр Пилигрим

    1) Роджер Салернский

    2) Константин Африканский

    3) Арнольд из Виллановы

    4) Анри де Мондевиль

    10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

    1) натуральная оспа

    2) сифилис

    4) проказа

    11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

    1) выходить за ворота монастыря

    2) иметь семью

    3) принимать амбулаторных больных

    4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

    12. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

    1) Орибасий Пергамский

    2) Павел Эгинский

    3) Александр Траллеский

    4) Аэций Амидский

    13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

    1) холера византийская

    2) чума египетская

    3) чума Юстиниана

    4) холера Константина

    14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

    1) первую аптеку

    2) первую библиотеку

    3) первую больницу

    4) первую медицинскую школу

    15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

    2) Ибн Сина

    3) Абу ал-Захрави

    4) Ибн Зухр

    16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

    2) византийцев

    3) китайцев

    4) египтян

    17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

    1) галенизм

    2) схоластика

    3) григорианство

    4) ортодоксальность

    18. Впервые карантины были созданы

    1) в XIVвеке в портовых городах Италии

    2) в XIVвеке в портовых городах Франции

    3) в XVвеке в Англии

    4) в XVIIIвеке в России

    19. Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о

    1) душевнобольных

    2) прокаженных

    3) инвалидах

    4) раненых

    20. Центрами средневековой медицины в Западной Европе были

    1) больницы

    2) монастыри

    3) цеха хирургов

    4) университеты

    21. Название больницы в Халифате

    1) медресе

    2) киновия

    3) бимаристан

    4) ксенодохия

    22. Жители Византийской империи называли себя

    2) византийцы

    3) римляне

    23. Город, где была открыта первая в мире аптека:

    1) Дамаск, 950г.

    2) Багдад, 800г.

    3) Москва, 1620 г.

    4) Салерно, 1350 г.

    24. По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса дольше сохранялись от порчи

    1) Бахтишу.

    2) Ар-Рази.

    3) Ибн-Сина г.

    25. В средневековой Европе хирурги учились

    1) в университетах

    2) в хирургических академиях

    3) в ремесленных школах.

    4) в больницах.

    26. Известный французский хирург XIV вв., написавший выдающийся труд «Начала... хирургического искусства медицины или Большая хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:

    1) Пьер Фошар

    2) Ги де Шолиак

    3) А. Везалий

    4) Парацельс

    27. Английский естествоиспытательXIIIвека, применявший в своих исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору инквизиции 24 года:

    1) Роджер Бэкон

    2) Фрэнсис Бэкон

    3) Уильям Гарвей

    4) Роберт Джекоб

    28. Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов Косьма и Дамиан (IIIвек н.э.) сумели выполнить операцию

    1) удаления катаракты

    2) трансплантации нижней конечности

    3) трансплантации сердца

    4) трепанации черепа

    29. Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе анатомический театр

    2) Венеция

    30. Врачам ЭТОГО государства принадлежит идея коррекции зрения при помощи линз:

    1) Древняя Греция

    3) Халифат

      Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов .

    З а д а ч а 1

    1. Один из видных теологов западнохристианской церкви Аврелий Августин (354-430), отражая мнение «отцов церкви», писал: «Воскресшая и живущая без конца плоть составляет более достойный познания предмет, чем все то, что успели узнать врачи через исследование человеческого тела. Ведь вся эта жизнь есть не что иное, как болезнь, только в вечной жизни здоровье»

      Дайте оценку христианской морали, легшей в основу монастырской медицины.

      Что такое схоластика?

    З а д а ч а 2

    Римский папа Пий V (XVI в.) в одной из булл писал: «Мы запрещаем любому врачу, вызванному к постели больного, оказывать ему помощь более чем в течение трех дней, если он не получит подтверждение, что пациент исповедался в грехах».

      Дайте оценку нравственного конфликта врача в данную эпоху.

      Как влияла католическая церковь на преподавание медицины в средние века?

    З а д а ч а 3

    При выборе места для строительства больницы в столице Халифата – Багдаде будущий ее главный врач Ал-Рази приказал своим ученикам разложить в разных местах города кусочки сырого мяса и наблюдать за тем, в течение какого времени они начнут портиться.

      Какова была цель этого эксперимента?

      В чем состояло главное отличие средневековых больниц Арабского Востока от больниц в Западной Европе?

    З а д а ч а 4

    Арабский врач Х века Ал-Захрави вошел в историю, как крупнейший хирург средневекового мусульманского мира. Считается, что никто из современников не превосходил его в искусстве хирургии. После его операций у пациентов было значительно меньше осложнений, чем после операций других хирургов.

      С чем это было связано?

      Почему знания по анатомии человека среди арабских врачей в эпоху Средневековья были более полными, чем знания европейских врачей?

    З а д а ч а 5

    Самой зловещей эпидемией в истории была эпидемия чумы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" началась в 1346-1348 гг. с итальянских городов-государств Генуи, Венеции, Неаполя, куда была завезена с торговыми кораблями из Индии; она опустошила весь христианский мир. Во всей Европе погибло около трети жителей. Гибель больного наступала через несколько часов после заражения. Наиболее высокая смертность была в городах, так в Венеции умерло 70% населения, в Лондоне – 90%.

      Почему именно в городах умирало больше всего людей?

      Какие существовали способы борьбы с эпидемиями чумы в Средние века?

    Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 1

    1. Христианская католическая мораль средних веков – типичный образец дуализма духа и тела, когда сущность человека связывается только с духом, который воплощается в боге. На ее основе формировались принципы так называемой монастырской медицины

    2. Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догматов веры. Во времена Средневековья церковь, с ее помощью, препятствовала развитию медицины.

    Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 2

    1. Описанная ситуация отражает суть нравственного конфликта в эпоху, когда все науки, в том числе и медицина были «служанками богословия», а религиозное мракобесие душило свободную мысль. Врач, в угоду установкам церковного руководства, должен был отказывать в помощи пациентам.

    2. Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа, Галена и Авиценны заучивались наизусть. Господствовали: культ цитат, пренебрежение к практическому опыту

    Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 3

    1. Для строительства больницы было выбрано место, где кусочки мяса дольше всего оставались неиспорченными, т.к. Ал-Рази считал, что именно в таком месте больные будут лучше выздоравливать.

    2. Арабские больницы были светскими, а больницы западной Европы создавались при монастырях и храмах, находились под жестким контролем католической церкви, что существенно тормозило развитие больничного дела.

    Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 4

    1. Ал-Захрави разработал метод прижигания (каутеризации), что значительно сокращало кровопотерю во время операций, применял первый рассасывающийся материал – кетгут, изобретал новые, более удобные, хирургические инструменты.

    2. На востоке не было запрета на исправление ошибок, содержавшихся в трудах Галена.

    Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 5

    1. Этому способствовали антисанитарные условия жизни в городах: высокая скученность населения, отсутствие канализаций, обычай выбрасывать мусор на улицу, узкие улицы.

    2. Эффективных способов лечения чумы не существовало. Для борьбы с эпидемиями применились: изоляция заболевших, карантины в портовых городах(задержание всех прибывших кораблей на 40 дней), захоронение умерших вне черты города, сжигание их личных вещей.

      Перечень и стандарты практических умений.

      Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

      Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины эпохи феодализма.

      Примерная тематика НИРС по теме.

      Медицина средневековья.

      Из истории обезболивания.

      Авиценна и народная медицина.

      Занятие №5

    Тема: «Медицина эпохи феодализма. Возрождение».

    2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие.