Семейная икона вера надежда любовь. История иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Среди большого количества икон есть одна, которая олицетворяет сразу три наиболее важные христианские добродетели. Ею является икона Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Чтобы понять значение иконы Вера, Надежда и Любовь, необходимо ознакомиться с житием изображенных на ней мучениц.

История мучениц Веры, Надежды, Любови и Софьи

Святые праведницы почитаются во всем православном мире как олицетворение святости и чистоты, преданности Господу и мужества в служении Ему.

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София — значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.

Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры- христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее и отрывать части от ее тела, положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости, Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, Надежде — 10, а младшей Любови — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София появилась в Киевской Руси вскоре после ее крещения. В течение многих веков имена святых считались нарицательными символами главных добродетелей христиан, поэтому их не принято было давать новорожденным девочкам. Позже эти имена начали постепенно входить в обиход. Поэтому получила широкую известность семейная икона, на которой были изображены мученицы София, Вера, Надежда, Любовь. В честь святых был провозглашен праздник, который припадает на 30 сентября.

  • Артикул: 44389
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 23 мм.
  • Ширина: 12 мм.

Тонкая миниатюра ювелирной пластики отражена в этой нательной иконе, изображающей Ангела-Хранителя с распахнутыми крыльями. В руках у Ангела - восьмиконечный православный крест и круглый медальон с образом святой мученицы Софии. Святая праведница была христианкой и воспитала в трудах, посте и молитве трех дочерей, названных именами христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. На оборотной стороне иконы, среди ажурного орнамента, помещены слова молитвы святой Софии.

Молитва и значение иконы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Если вас интересует, в чем помогает именная икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София, обратите внимание, что она является покровительницей семейного очага. Молитва перед образом поможет сохранить брак, укрепить семейный очаг, уберечь семью от злых умыслов недоброжелателей. Замужние женщины молятся именной иконе о возвращении в семью гармонии, любви и умиротворения, незамужние - об удачном браке и ребенке, больные - об одолении недугов и крепком здоровье. Купить именную икону святых мучениц Веры, Надежды, Любовь и матери их Софии можете по оптимальной цене в мастерской Владимира Михайлова. Уникальные подвески из драгоценных металлов поражают изысканностью и красотою. Сегодня икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии более чем актуальна в качестве утверждения духовных ценностей над материальными.

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и

мать их София Римские»

- известная русская икона.

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» - известная русская икона, через которую обращаются к святым с просьбой о создании и сохранении семьи. Она помогает тем, кто хочет иметь детей. Замужние женщины с детьми молятся перед иконой о здоровье всех членов семьи, о выздоровлении ребенка, об избавлении от женских болезней и заболеваний суставов. Икона поможет пережить тяжелую утрату, по молитве перед ней Вы избавитесь от скорби и печали.

Как защищает икона

Икона «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» защищает семью от разрыва, оберегает от врагов. Она не дает сбиться с правильного пути, не позволяет Вам и Вашим близким поддаться искушениям. Этот образ особенно чтут замужние женщины с детьми, которые хотят сохранить или вернуть в дом спокойствие, любовь и благополучие.

В чем помогает икона

К святым мученицам перед их иконой обращаются с молитвой о воссоединении семьи, об обретении счастья в личной жизни, о рождении ребенка. Просят их о здоровье детей. Икона помогает в излечении женских болезней и заболеваний суставов. В молитве человек обретает силу духа, помогающую ему преодолеть тяжелые недуги, пережить скорбь.

Как молиться перед иконой

"Вас, святые мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудрого попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну* и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякие скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святые мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.
__________________________________
* неблазненный - чуждый соблазна, чистый

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет продстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениях наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, присно и во веки веков. Аминь."

София в переводе с греческого - мудрость. В богословском понимании «Святая София» - премудрость Божия, то есть олицетворённая мудрость Бога.

«Вера - надежда - любовь» - три добродетели, которые имеют огромное значение для христиан.

Надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Надежда выражает идею препоручения себя Богу, эмоциональное переживание состояния нахождения в руках Божиих и убежденности в справедливости и милосердии Божием.

Вера - обоснованное ожидание того, на что надеются , очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого. Это - уверенность в духовных способностях человека, в добре и силе Божиих, это - разумное согласие и доверие к обещаниям и дарам Божиим. Вера определяется как соединение человека с Богом, как уверенность в «воссиянии благодати» и благости личной судьбы, препорученной промыслу Божиему.

Любовь в христианском понимании - любовь без основания , причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ.

Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства. Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что любовь главная из трех основных христианских добродетелей:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
(1-е послание к Коринфянам13:4-8)

Первые века христианства, сопровождаемые римскими гонениями, дали Церкви множество образцов для подражания. Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» изображает семью, которая претерпела муки за исповедание Христа как Спасителя и Сына Божия. Икона считается покровительницей домашнего очага, олицетворяет единодушие, которое должно быть между членами одной семьи.


История иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Чтобы понять, как возникла икона «Вера, Надежда, Любовь», надо ознакомиться с историей благочестивых дев - по нашим понятиям, это были еще дети. София, их мать, сумела передать девочкам любовь к Богу и Его заповедям, они часто вместе проводили время в молитвах.

Жила семья на территории нынешней Италии, правил тогда жестокий император Адриан. Он известен своими зверствами по отношению ко всем, кто не поклонялся языческим идолам. Тайные христианки, которые тогда путешествовали по империи, чтобы нести Слово Божие, привлекли внимание, был составлен донос. Правитель лично захотел взглянуть на необычных исповедниц, повелел привести их в свои покои.

Хотя девочки были совсем юными (младшей - 9, старшей - 12), они прекрасно поняли, для чего идут во дворец. Они не восстали против судьбы, только умоляли Христа дать им силы, чтобы достойно понести свой мученический крест. Сначала Андриан попробовал применить хитрость - попытался силой убеждения доказать, что лучше отказаться от христианской веры.

Но девочки стояли на своем, признавая Богом лишь Христа, отказываясь от язычества. Они не хотели даже сделать вид, что поклоняются языческим статуям - за это император обещал оставить их жить во дворце. Но на все уговоры мучители получали отрицательный ответ. Тогда их отдали на пытки, а мать заставили смотреть, пытаясь хотя бы так заставить ее отречься от Христа.

  • Первой стали мучить Пистис (Вера), но во время пыток она не проронила ни слова, и лишь перед тем, как ей отсекли голову, обещала молиться за мать и сестер.
  • Настала очередь Елпис (Надежда) - ее стали жестоко избивать, затем отправили в горящую печь. Видя, что огонь не вредит девочке, император и ей велел отсечь голову.
  • Младшую Агапе (Любовь) перед казнью изуродовали до неузнаваемости.
  • Чтобы больней ранить Софию, Андриан помиловал ее, и даже отдал тела и головы убиенных дочерей. Возле их могил она тихо отошла ко Господу.


Значение иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Мудрой женщиной была София, она дала своим детям имена, которые также означают самые важные человеческие душевные качества. Их каждый христианин должен в себе взращивать. Поэтому значение иконы где изображены Вера, Надежда, Любовь и их матушка - напомнить о вечных ценностях, которые часто становятся для людей менее важными, чем земные преходящие радости.

  • Надежда - это чувство спокойного упования на то, что милость Божия не имеет предела.
  • Вера - то, что соединяет человека и Бога со времен грехопадения - ведь в раю Адам мог непосредственно видеть Создателя и говорить с Ним.
  • Любовь - основа христианского бытия, сила, на которой держится мир. Это также должен быть определяющий фактор в отношении человека к Богу, ко всем окружающим (Христос заповедал любить даже врагов).

Как узнать икону великомучениц?

Поскольку жили святые мученицы во 2 в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит София. Как правило, все держат в руках кресты - это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.

Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно - на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). На некоторых образах они облачены, как священницы. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.

  • Известен образ, на котором дети разного роста, самая маленькая держит в руках развернутый свиток, старшая - Евангелие, средняя - деревянный крест. Мать обнимает дочерей за плечи, все смотрят прямо перед собой, как бы говоря молящимся о том, что их главным достоянием была христианская вера. Позади мучениц виднеются горы, наверху - голубое небо с перистыми облаками.
  • На более традиционных образах византийской школы святые девы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу - она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.
  • Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом - предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем - погребение. В центре - классическое фронтальное изображение всей семьи.

Храмы во имя святых

Мощи св. Софии и ее дочерей хранились во Франции (Эшо), в аббатстве ее имени. Их торжественно принесли из Рима в 8 в. Святыни привлекали так много паломников, что для них пришлось выстроить гостиницу. После французской революции святыни пропали - видимо, были уничтожены. Святые пострадали от руки тех, кто отрицаю любую веру. Сам же монастырь стал трактиром.

Возрождение обители началось уже в 20 в., когда удалось получить еще частицы мощей св. Софии. Останки же святых дев утеряны навсегда.

В России очень известна церковь иконе «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», которое находится на патриаршем подворье. Оно входит в Троицкое благочиние
г. Москвы. Храм расположен около Миусского поля. Здесь находится кладбище, где находили последний приют купцы, мещане из окрестных районов.

В начале 19 в. здесь много раз служил свт. Тихон, который тогда был Патриархом. К основному зданию были достроены два придела, колокольни, трапезная. В 30-е годы церковь была разграблена и закрыта. В 90-е началось возрождение, здесь снова располагается Патриаршее подворье. Удалось даже воссоздать прежний внешний вид храма, стены украшены росписями.

На входной арке размещено мозаичное изображение святых дев с крестами в руках, за ними стоит и поддерживает девочек мать. Восстановленный из руин храм сегодня является центром приходской жизни, где действует воскресная школа, молодежный клуб, катехизаторские курсы.

В чем помогает икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Молитва, вознесенная возле иконы «Веры, Надежды, Любови» поможет:

  • уберечь семью от развода;
  • построить крепкие отношения с супругом;
  • сохранит от завистливых людей;
  • вернет утраченную любовь;
  • незамужним поможет выбрать жениха;
  • облегчит болезни рук;
  • поможет благополучно разрешиться от бремени.

Даже когда все здоровы, можно попросить о даровании крепкого здоровья для детей и родных. Люди, которые внезапно потеряли близких, находят в молитвах облегчение. Известный список иконы «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», находится в Новодевичьем монастыре (Москва), сделан он в конце 17 в. К. Золотаревым. Если приехать туда не получается, икону можно приобрести в любой церковной лавке, тогда обратиться к святым можно будет в любой момент.

Раньше праздник в честь мучениц продолжался три дня, сегодня же всех, кто носит эти имена, поздравляют в последний день сентября. Народная память сохранила традиции, которые соблюдались в этот праздник. Начинать день женщины должны были со слез - это своего рода оберег от невзгод. Молодежь устраивала гуляния, на которых можно было присмотреть жениха. Этот день считался подходящим для того, чтобы прислать сватов. А замужние молились о том, чтобы в доме царил мир.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствов ати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Среди многообразия православных икон есть одна, на которой представлены фигуры святых дев, олицетворяющих собой три главные христианские добродетели. Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. В их именах сконцентрировано всё главное, что принёс людям Спаситель, ради чего Он претерпел крестные муки.

История благочестивой вдовы

Чтобы понять смысл, заложенный в их образы, следует обратиться к житию этих угодниц Божьих и постараться понять значение, которое имеют сегодня для всех приверженцев христианства Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Эти символы, пришедшие из глубины веков, как нельзя более актуальны в наши дни, когда материальные ценности зачастую превалируют над духовными.

Житие повествует о том, что во II веке, в период правления - одного из наиболее ярых гонителей христиан, жила в Риме глубоко верующая вдова София. В самом её имени, переводимом как «премудрость», содержалось предназначение, данное ей от Всевышнего. С детства проводя свою жизнь среди язычников, она сердцем сумела постичь истинность учения Иисуса Христа и исповедовала его со всем жаром души.

Находясь в браке, она родила трёх девочек, которым дала имена основных христианских добродетелей. После рождения младшей дочери её супруг умер, и, овдовев, благочестивая женщина всю себя посвятила воспитанию детей. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София проводили все дни в постах, молитвах и чтении Священного Писания. С ранних лет девочки привыкали творить милостыню, сознавая, что тем они исполняют заповедь Иисуса, призывавшего к состраданию и любви к ближним.

Путь духовного возрастания

Шли годы, и по мере того, как девочки росли, они всё больше и больше укреплялись в добродетелях, названия которых были заложены в их именах. Этому способствовало чтение книг, написанных святыми апостолами и пророками древности, а также занятия с учителями и домашние труды. Руководствуясь наставлениями своей премудрой матери, они вершили путь духовного подвига.

Хорошо известная всем икона Веры, Надежды, Любви и их матери Софии представляет девочек уже в том возрасте, когда слух об их мудрости и красоте стал достоянием всего Рима. Достиг он и слуха начальника области — фанатичного язычника Антиоха. Возбуждаемый любопытством, он пожелал встретиться с ними и побеседовать. Однако с первых же слов разговора ему стало ясно, что он видит перед собой христианок. Особенно же прогневало его то, что те вовсе не пытаются скрыть свою принадлежность к последователям Христа, а, наоборот, открыто проповедуют его учение.

Перед троном повелителя Рима

С трудом сдерживая ярость, Антиох направился к императору Адриану и рассказал тому о дерзких христианках. Незамедлительно были посланы слуги с приказом доставить во дворец Софию и её детей. Приказ был выполнен, и вдова со своими дочерьми предстала пред разгневанным правителем Рима. Покидая свой дом и сознавая, что ждёт их впереди, они вознесли Господу молитву, прося у Него укрепить их сердца и ниспослать силы и мужество для того, чтобы не дрогнуть перед лицом палачей.

Стоя перед троном земного владыки, они мысленным взором были обращены к Царю Небесному. Именно это дало им силы смотреть на императора спокойным и полным величия взором. Икона Веры, Надежды, Любви и матери их Софии передаёт зрителю облик четырёх женщин исполненных неземной и готовых, очистившись мучениями, принести себя в жертву Творцу.

Допрос у императора

Поразившись благородству и бесстрашию их лиц, Адриан стал расспрашивать пришедших, кто они такие и к какому роду принадлежат. Отвечала императору София, так как была старшая и, сообразно своему имени, исполнена Божественной премудрости. Рассказав о себе и своих дочерях, она перешла к главной теме разговора — к тому, ради чего они и были доставлены во дворец.

София открыто и бесстрашно сообщила Адриану о той истинной вере, в которой выросла сама и воспитала своих дочерей. Она говорила о Христе, Которого исповедовала всю жизнь, Чьё учение считает единственно верным. Кроме этого, она заявила, что своих дочерей посвятила служению Богу, чтобы те свою нетленную чистоту принесли в дар Небесному Жениху. Явленное в тот момент величие бесстрашных подвижниц во всей полноте передаёт написанная впоследствии икона. София, Вера, Надежда, Любовь на ней уже не земные женщины, а символы святости.

Непоколебимость перед соблазнами и угрозами

Слыша её слова и не желая вступать в спор с мудрой женщиной, император пожелал отложить своё решение на три дня и отослал её и дочерей в дом к одной знатной римлянке по имени Палладия, чтобы та попыталась каким-то образом поколебать их столь твёрдые убеждения. Однако достигнуть желаемого ему не удалось, и по прошествии назначенного срока христианки вновь предстали перед ним, ещё более укреплённые молитвами и духовными беседами, совершёнными в эти дни.

Грозный правитель начал с того, что описал им картину счастливой и беспечной жизни, которая ожидает их в том случае, если они согласятся отречься от столь ненавидимой им христианской веры и поклониться рукотворным языческим богам. От описания земных радостей, ожидающих их в лоне язычества, он перешёл к описанию тех мучений, которые их ожидают в случае отказа. Однако ни соблазн земного счастья, ни страх перед палачами не поколебали их решимости.

Готовность умереть за христианскую веру

Они вновь отвечали твёрдо и неуклонно, что их истинный Бог ― Творец всего сущего, и только Ему одному они готовы поклоняться и ради Него готовы принять муки и смерть, чтобы в будущей жизни навеки соединиться с Ним. Эту их решимость не могут поколебать ни угрозы, ни соблазны.

Говоря это, женщины взялись за руки, как бы образуя собой венок, сплетённый во имя Единого и Безначального Господа Бога. Исчерпав все средства убеждения, Адриан, наконец, приказал отдать христианок в руки палачам. Однако, укреплённые силой молитвы, они исполнились Благодати Божьей и сносили мучения со словами хвалы Господу на устах.

Конец земного пути

Когда же три сестры, претерпев страдания, отошли ко Господу, их тела были отданы матери, принесшей столь многоценную жертву Иисусу Христу. Она положила их в дорогие гробы и, исполнив всё, что следовало свершать над усопшим, похоронила дочерей за городом на высоком холме. Предав их останки земле, София провела три дня в непрерывной молитве и также почила. Её прах был погребён на холме рядом с могилами дочерей.

Икона Веры, Надежды, Любви и матери их Софии появилась на Руси вскоре после крещения киевлян святым князем Владимиром. Тогда же был сделан и славянский перевод их жития. На этом стоит остановиться подробнее, так как с ним связан один весьма любопытный факт. Дело в том, что в греческом оригинале имена святых мучениц звучат иначе и не имеют того перевода, который дали им составители славянского жития. Единственное исключение составило имя их матери — София. Переводчики, вопреки традиции, не стали делать точную «кальку» с их имён, а дали им имена, соответствующие главным христианским добродетелям.

Это один из немногих подобных случаев за всю историю христианства. Как правило, составляя жития святых, их имена записывали без изменений. История иконы «Вера, Надежда, Любовь и матерь их София» интересна ещё и тем, что вплоть до середины XVIII века на Руси было не принято давать новорождённым имена изображённых на ней святых, так как они считались сугубо нарицательными символами добродетелей. Несмотря на то что они упоминались в святцах, только в период царствования Елизаветы Петровны эти имена вошли во всеобщее употребление. Получила в связи с этим широкое распространение и семейная икона «Вера, Надежда, Любовь и матерь их София», так как во множестве появились носительницы этих имён, для которых данные святые стали ангелами-хранителями. В их честь был установлен

«Вера, Надежда, Любовь» — икона, значение которой выражено в молитве

И в заключение ещё одна важная деталь. Едва ли можно с определённой точностью установить, когда была составлена молитва иконе «Вера, Надежда, Любовь и матерь их София». В ней содержатся проникновенные слова, обращённые, прежде всего, к матери юных великомучениц — Софии. Ей воздаётся хвала как женщине, воспитавшей своих дочерей достойными «уневеститься Спасителю». Молитвенное славословие заключается прошением о ниспослании всем людям премудрости и сохранения таких добродетелей, как вера, надежда и любовь, ведь именно на них держится этот мир. В этих словах молитвы выражен глубинный смысл самой иконы.

В этот день в церквях проходит молебен в честь этих святых-мучениц, люди просят помощи и заступничества у иконы Веры, Надежды, Любви и Софьи.

История

Во время правления императора Адриана (117-138) жила в Риме христианка, по имени София, что в переводе значит премудрость. В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа.

Проповедование Иисуса Христа как Сына Божьего грозило жестоким наказанием, а зачастую пытками и смертью. Несмотря на это, она воспитывала своих дочерей в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей — Вера, Надежда и Любовь.

© photo: Sputnik / А. Свердлов

Репродукция иконы "Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София"

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — всего девять лет, когда слух об их христианской семье дошел до императора Адриана, и тот велел привести мать с дочерьми к нему.

Император был поражен твердостью веры столь юных дев и приказал приводить их к себе по отдельности, думая, что так они не будут подражать друг другу и не дерзнут дать ему отпор.

Первой предстала перед тираном старшая — Вера. Она уверенно отвечала на льстивые речи Адриана, осудив его нечестие и злые замыслы против христиан. Разгневанный император приказал раздеть девушку и нещадно бичевать. Затем ей отрезали сосцы, и из ран вместо крови потекло молоко.

Другие мучения, которым подвергли Веру, также не сломили ее, огражденную силой Божией. Святая София все это время поощряла дочь радостно принять смерть, соединяющую со Христом. После истязаний святая Вера была обезглавлена.

Затем император приказал позвать Надежду. Она была столь же тверда в исповедании Христа истинным Богом, как и ее сестра. Ее бичевали, затем бросили в горящую печь, но пламя погасло, ибо любовь к Богу, горевшая в душе Надежды, была сильнее всякого чувственного пламени. После многих других мучений она также приняла смерть от меча, воссылая хвалы Господу.

Адриан, сильно разгневавшись, призвал девятилетнюю Любовь, которая проявила такое же мужество, как и ее старшие сестры. Ее подвесили на дыбе и растянули так сильно, что начали ломаться суставы ног и рук. Затем девочку бросили в пылающую печь, но от огня ее спас ангел. В конце концов святая Любовь была усечена мечом.

Софию император не стал пытать, понимая, конечно, что никакие пытки не поколеблют веры женщины, которая с такою твердостью взирала на страдания и смерть детей своих. Он позволил ей взять тела дочерей.

София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу.

Верующие погребли тело ее на том же месте. Святая София также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем.

Мощи святых

В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757-767) были перенесены в построенную новую церковь святого Сильвестра на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии (Италия).

В мае 777 года мощи святых мучениц были перенесены в женский монастырь в Эшо под Страсбургом (Франция) по просьбе основателя обители епископа Ремигия.

Мощи святых привлекали к себе множество паломников, поэтому для приезжающих была построена большая гостиница. Во время французской революции (1789-1794) монастырь был разорен, а мощи похищены.

Предполагается, что, желая укрыть мощи мучениц от поругания, монахини спрятали их на монастырском кладбище, где они до сих пор и пребывают в неизвестном месте.

Монастырский храм святого Трофима продолжал действовать до французской революции, а затем был продан с аукциона. В его помещениях несколько лет действовал трактир. В 1898 году остатки монастырской церкви были объявлены историческим памятником, и началось ее постепенное восстановление.

Католический епископ Шарль Руш в апреле 1938 года привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую — в реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

В настоящее время в храме святого Трофима находится историческая рака с частицей мощей святой мученицы Софии, в которой на протяжении столетий хранились мощи святых мучениц.

О чем просят святых

Молитвы святым Вере, Надежде, Любови и матери их Софии помогают в строительстве семьи, в семейном счастье. Святой семье часто молятся о рождении ребенка, а также о здоровье детей.

© photo: Sputnik / Игорь Чуприн

Кроме этого, Вера, Надежда, Любовь и мать их София часто избавляют от женских болезней и болей суставов.

Икона Вера, Надежда, Любовь и их мать София поможет оградить ваших родных от искушений, направит на правильный путь, в ваш дом она поможет вернуть спокойствие и радость.

Традиции и приметы

В этот день издревле было принято дарить всем женщинам цветы и лакомства и освобождать их от работы.

Этот день называли девичьим праздником или бабьими именинами. Однако начинался он не с веселья, а с плача. Отсюда и пошло название "вселенская бабья выть". Традиция такого плача появилась не случайно — 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.

По традиции, утро этого дня женщинам следует начинать с громкого плача и причитаний по всем своим близким и своей несчастной судьбе, подобно святой Софии. Такое поведение, слезы и плач служат своеобразным оберегом, чтобы в течение всего года оградить свою семью от горя, болезней и неприятностей.

По обычаю, полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких

По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались "деревенские святцы". Молодежь собиралась на "вечерины", лелея надежду "себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу". А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого "не было конца веку", чтобы любовь "в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила". И берегли в себе веру, что все так и сбудется.

Замужние женщины в этот день, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.

В народе говорили: если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то зима будет позднее.

Если утро 30 сентября пасмурное — погода в ближайшие дни будет хорошей, а сухая погода в течение этого дня указывает, что зима наступит нескоро.

В солнечную и теплую погоду следует отправляться на рыбалку и рассчитывать на хороший улов.

Материал подготовлен на основе открытых источников.