Сергей работает врачом он честный и порядочный. Сергей работает врачом

Итоговая контрольная работа по обществознанию, в 8 классе.


«1. Вариант»

1. Вариант

1. Учёные определяют общество как

1. весь материальный мир в многообразии его форм

2. совокупность природных и социальных сил

3. естественные условия существования человека

4. обособившуюся от природы часть материального мира, включающую в себя способы взаимодействия людей

2. Что относится к экономической сфере общества

1. организация политической власти 2. производство материальных благ

3. разработка и принятие законов 4. проведение фестиваля

3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он занимается спортом и читает книги. Всё это характеризует Сергея как

3. работника 4. товарища

4. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества.

А. Глобальные проблемы – это условия грозящие уничтожением всему человечеству.

Б. Глобальные проблемы можно решить усилиями, нескольких самых богатых и развитых стран

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба сужения 4. оба суждения не верны

5. Анна студентка, она хорошо учится, занимается общественной деятельностью и интересуется политикой. Они хочет стать политиком, добиться признания и уважения со стороны сверстников. В её деятельности прослеживается потребность

1. духовная 2. социальная

3. престижная 4. экзистенциальная

6. Какую социальную роль исполняют подростки, и взрослые люди?

1. водитель 2. пациент 3. опекун 4. работник

7. Страна М. специализируется на сельскохозяйственном производстве, земля принадлежит сельским общинам, преобладает натуральное хозяйство. К какому типу относится данное общество?

1. традиционному 2. индустриальному

3. постиндустриальному 4. первобытному

8. Страна Я. Является производителем информационной продукции и высоких технологий, её культура является часть мирового культурного пространства. К какому типу относится данное общество?

1. капиталистическое 2. индустриальное

3. постиндустриальное 4. традиционное

9. Назовите признак традиционного общества.

1. преобладание науки над религией 2. общество делится на сословия

3. классовое деление общества 4. преобладает массовая культура

А. Американский социолог А. Тоффлер разработал учение о последовательном развитии общества, через смену пяти общественно-экономических формаций

Б. Немецкий экономист К. Маркс разработал идею постиндустриального общества, он выделял три стадии общественного развития (традиционную, индустриальную, постиндустриальную)

1. верно А. 2. верно Б

3. верны оба суждения. 4. оба суждения не верны

А. В традиционном обществе церковь, влияет на образование и воспитание

Б. В индустриальном обществе, преобладает сфера услуг

1. верно А 2. верно Б

12. Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1. прогнозирование спроса на товары 2. изучение реального ВВП

3. выпуск новой модели автомобиля 4. объяснение причин инфляции

13. Отличительным признаком рыночной экономики является

1. решение основных вопросов экономики

2. государственная собственность на средства производства

3. конкуренция производителей

4. натуральный характер хозяйства

14. К прямым налогам относится

1. акциз 2. налог на землю

3. таможенная пошлина 4. налог с продаж

15. Состояние рынка, когда на нём действуют 3-4 крупные компании, называется

16. Безработица, которая возникает в период экономического спада, называется

1. фрикционная 2. циклическая 3. сезонная 4. структурная

17. К социальным группам, выделяемым по этническим признакам, относятся

1. европейцы 2. венгры 3. рабочие 4. молодёжь

18. Большая социальная группа, отличающаяся от других уровнем дохода и отношением к средствам производства, называется

1. класс 2. каста 3. сословие 4. страта

19. Верны ли следующее суждения о социальной мобильности

А. Горизонтальная социальная мобильность, способствует карьерному росту

Б. Вертикальная социальная мобильность может быть только восходящей

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

20. Этническая общность, возникающая с появлением государства, предшествующая нации, называется

1. класс 2. страта

3. народность 4. нация

Признаки: Типы общества:

А. преобладание натурального хозяйства 1. Индустриальное

Б. возникновение массовой культуры 2. Постиндустриальное

В. большая роль науки в производстве 3. Традиционное

Г. преобладание сельского населения

Д. ведущая роль информации

А. централизованное планирование 1. Командная

Б. натуральное хозяйство 2. Рыночная

В. конкуренция производителей 3. Традиционная

Г. государственная собственность

Д. родовая собственность

А. прибыль 1. Земля

Б. рента 2. Труд

В. процент 3. Капитал

Г. интенсивность 4. Предпринимательство

Д. основной и оборотный

А. негры, мужчины, старики 1. Политические

Б. учителя, врачи, водители 2. Демографические

В. либералы, коммунисты, демократы 3. Профессиональные

Г. русские, белорусы, украинцы 4. Этнические

Просмотр содержимого документа
«2. Вариант»

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс

2. Вариант

1. Учёные используют термин «общество» для характеристики

1. результатов деятельности людей 2. природной среды обитания

3. всего человечества 4. всего материального мира

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1. художественный образ, творчество, искусство

2. государство, партии, выборы

3. производство, потребление, обмен

4. сословия, классы, страты

3. Василий сильный и ловкий мужчина, он вынослив, обладает острым зрением и быстрой реакцией. Эти качества характеризуют его (как)

1. индивидуальность 2. личность

3. индивида 4. человека

4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. На становление личности может оказать влияние его ближайшее окружение.

Б. Основные качества личности биологически наследуются от родителей

1. верно А 2. верно Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

5. Максим творческий человек, он увлекается философией и интересуется религиозными вопросами. В его деятельности прослеживается потребность

1. социальная 2. экзистенциальная

3. духовная 4. физиологическая

6. Какой социальный статус является предписанным?

1. студент 2. русский

3. инженер 4. водитель

7. В стране М, идёт урбанизация, растут города, основной доход приносит фабрично-заводское производство, сословия вытеснены классами (пролетариатом и буржуазией). О каком типе общества идёт речь?

1. постиндустриальном 2. феодальном

3. коммунистическом 4. индустриальном

8. В стране А. главную роль играет церковь, общество делится на сословия, большинство населения занимается сельским хозяйством. О каком типе общества идёт речь?

1. традиционном 2. индустриальном

3. коммунистическом 4. первобытном

9. Назовите признак индустриального общества

1. ведущая роль сельского хозяйства 2. появление массовой культуры

3. автоматизация производства 4. ведущая роль информации

10. Верны ли следующие суждения о типологии общества?

А. Карл Маркс, считал самой высшей стадией развития человеческого общества коммунизм

Б. Тоффлер и Белл, первыми стали использовать термин постиндустриальное общество

1. верно А. 2. верно Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

11. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Для традиционного общества характерно классовое деление и преобладание сферы услуг

Б. В индустриальном обществе, городское население больше сельского

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

12. Что иллюстрирует экономику как науку?

1. прогнозирование спроса на труд 2. открытие сети магазинов

3. биржевая торговля акциями 4. уплата процентов по кредиту

13. Отличительным признаком командной экономики является

1. многообразие форм собственности

2. государственное ценообразование

3. частная собственность

4. невмешательство государства в экономику

14. К косвенным налогам относится

1. подоходный налог 2. поземельный налог

3. таможенная пошлина 4. транспортный налог

15. Состояние рынка, когда на нём действует только один производитель товаров и услуг, называется

1. монополия 2. монопсония 3. олигополия 4. конкуренция

16. Безработица, которая в результате прогресса в отдельных отраслях, называется

1. циклическая 2.фрикционная 3. структурная 4. сезонная

17. К социальным группам, выделяемым по демографическим признакам, относятся

1. учёные 2. альпинисты 3. горожане 4. дети

18. Социальная группа, имеющая закреплённые законом или обычаем права и обязанности, передаваемые по наследству, называется

1. класс 2. сословие 3. каста 4. страта

19. Верны ли следующее суждения о социальном статусе

А. Социальный статус – это образец поведения, предписанный человеку, занимающему определённое положение в обществе

Б. Предписанный статус зависит от усилий человека

1. верно А 2. верно Б

3. верны оба суждения 4. оба суждения не верны

20. Высшая этническая общность, которая возникает при образовании единого экономического и культурного пространства, называется

1. страта 2. нация

3. народность 4. класс

21. Установите соответствие между признаками и типами общества.

Признаки: Типы общества:

А. преобладание наукоёмких технологий 1. Индустриальное

Б. сословное деление общества 2. Постиндустриальное

В. рост городского населения 3. Традиционное

Г. ведущая отрасль машиностроение

Д. низкая социальная мобильность

22. Установите соответствие между признаками и типами экономических систем.

Признаки: Типы экономических систем:

А. рыночный механизм спроса и предложения 1. Командная

Б. общинное землевладение 2. Рыночная

В. государственный монополизм 3. Традиционная

Г. многообразие форм собственности

Д. родовая собственность

23. Установите соответствие между признаками и факторами производства

Признаки: Факторы производства:

А. организаторские способности 1. Земля

Б. производительность 2. Труд

В. финансовые средства 3. Капитал

Г. залежи полезных ископаемых 4. Предпринимательство

Д. заработная плата

24. Установите соответствие между социальными группами и их типами

Социальные группы: Типы социальных групп:

А. подростки, женщины, дети 1. Конфессиональные

Б. юристы, экономисты, пожарные 2. Демографические

В. христиане, буддисты, мусульмане 3. Политические

Г. либералы, консерваторы, социалисты 4. Профессиональные

Просмотр содержимого документа
«Ключи»

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 8 класс.

Работа состоит из 24 заданий, взятых из открытого банка заданий ФИПИ, составленных для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Задания 1-20 оцениваются в 1 балл, задания 21,22, 23, 24, оцениваются в 2 балла, при одной ошибке даётся 1 балл. Максимальное количество баллов: 28

28-26 баллов – оценка 5 (отлично)

25- 20 баллов – оценка 4 (хорошо)

19- 14 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)

Задания №

Вариант 1

Вариант 2

Пояснение.

Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов. например занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.

Правильный ответ: 1.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1302.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Сибирь, Даль­ний Восток. Вариант 1305.

15. В стра­не Z пра­ви­тель­ство проводит ре­фор­му здравоохранения. Вза­и­мо­дей­ствие каких сфер об­ще­ствен­ной жизни в первую очередь ил­лю­стри­ру­ет этот пример?

1) экономической и политической

2) политической и социальной

3) духовной и экономической

4) экономической и социальной

Задание 3 № 220

Пояснение.

Традиционно вы­де­ля­ют четыре ос­нов­ные сферы об­ще­ствен­ной жизни:

1) со­ци­аль­ную (народы, нации, классы, по­ло­воз­раст­ные группы, со­ци­аль­ное обеспечение граж­дан и т. д.);

2) эко­но­ми­че­скую (производительные силы, про­из­вод­ствен­ные отношения);

3) по­ли­ти­че­скую (государство, партии, общественно-политические движения);

4) ду­хов­ную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Правильный ответ: 2.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

Источник: ГИА по обществознанию 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1321.

1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

Задание 3 № 313

Пояснение.

Нравственность является внутренней установкой человека - в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Правильный ответ: 4.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 1.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 3.

7. Каков отличительный признак глобальных проблем?

1) затрагивают все человечество

2) не имеют путей решения

3) приводят к отрицательным последствиям

4) относятся к сфере экономики

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 2.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 4.

18. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

Задание 3 № 468

Пояснение.

Основные типы обществ (цивилизаций): традиционный или аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный или информационный.

В обществе традиционного или аграрно-ремесленного типа земля является ос­новой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных со­словий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделе­ния труда при его сильной специализации, массовым производст­вом товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого явля­ются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, вы­сокая степень мобильности населения и его урбанизации. Массовое производст­во, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), кинотеатры, пор но индустрия и т. п.

На смену такому обществу приходит общество постиндуст­риального типа или информационного. символом становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и по­требности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводни­ки, биотехнология, космические станции; . Резко возрастает роль знания, вследст­вие чего на смену пролетариату индустриального общества прихо­дит «когнитариат», т. е. работники, способные качественно тру­диться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой.

Правильный ответ: 4.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 6.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 12.

19. В государстве П. были проведены фрагментарные усовершенствования в экономической и социальной сферах, однако кардинального изменения социально-экономической ситуации в стране не произошло. К какому виду социального прогресса относятся данные изменения?

1) технический прогресс

2) культурный прогресс

3) революция

4) реформа

Задание 3 № 685

Пояснение.

Реформа (франц. reforme, от лат. reformo - преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Правильный ответ: 4.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 13.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 18.

20. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

Задание 3 № 945

Пояснение.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений.

Правильный ответ: 3.

21. На уроке учи­тель рас­ска­зы­вал о том, что в мире су­ще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных верований. Срав­ни­те ми­ро­вые и на­ци­о­наль­ные (национально-государственные) религии.

Выберите и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт отличия:

1) неотъемлемая часть куль­ту­ры од­но­го народа;

2) наличие культа, обрядов, ре­ли­ги­оз­ных традиций;

3) распространение на всех континентах, в боль­шин­стве стран мира;

4) вера в сверхъ­есте­ствен­ные силы.

Задание 21 № 176

Пояснение.

Мировая ре­ли­гия - религия, рас­про­стра­нив­ша­я­ся среди на­ро­дов раз­лич­ных стран и континентов. В от­ли­чие от на­ци­о­наль­ных и национально-государственных религий, в ко­то­рых ве­ро­ис­по­вед­ная связь между лю­дь­ми сов­па­да­ет с эт­ни­че­ски­ми и по­ли­ти­че­ски­ми свя­зя­ми (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или над­на­ци­о­наль­ные ре­ли­гии объ­еди­ня­ют людей общей веры не­за­ви­си­мо от их этнических, язы­ко­вых или по­ли­ти­че­ских связей. Кроме того, при рас­смот­ре­нии ре­ли­гии в ка­че­стве ми­ро­вой учи­ты­ва­ет­ся её вли­я­ние на ход ис­то­рии и мас­шта­бы распространения.

Сходства: 2); 4).

Отличия: 1) не­отъ­ем­ле­мая часть куль­ту­ры од­но­го на­ро­да (только для национальных); 3) рас­про­стра­не­ние на всех континентах, в боль­шин­стве стран мира (только для мировых).

Правильный ответ: 2413.

22. Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми де­мо­кра­тии и примерами: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столбца.

Запишите в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

A Б В

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания

В 2000, 2005 и 2009 годах в стране Z. проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «От чего в большей степени зависит благополучие человека?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.

Школьный этап Всероссийской

Олимпиады школьников

По обществознанию

Учебный год

Задания

Часть А. Выберите правильный ответ.

А1. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу

общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А 2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

А 3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное

Время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных

танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

А 4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском

конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной

студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1) начальном общем

2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

А 6. Личность в отличие от индивида:

а) является биосоциальным существом;

б) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

в) обладает определенными желаниями и стремлениями;

г) способна оказывать влияние на общество.

А 7. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,

Осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение

Прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

А 8. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые

люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А 9. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

А10. Государственный бюджет - это...

1) план государственных доходов и расходов на год;

2) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных

правительством за год;

3) количество денег, имеющихся в наличие у правительства;

4) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.

А11. . Примером общения не является:

1) зрители аплодируют певцу после выступления;

2) начальник дает указания подчиненному;

3) двое друзей беседуют о личных проблемах;

4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитан­ной книги.

Часть В.

В1. По какому принципу образован ряд? Назовите понятия, общее для

Приведенных ниже терминов, объединяющее их.

а) Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание, премия.

б) Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……

В2. Заполните пропуск в ряду.

а)Производство, ………, распределение, потребление.

б) Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления

средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более

В 3. Что является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРКНИТЕ и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили.

а). Республика, монархия, федерация.

б). Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

В4. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному. (Б)Считается, что человеку необходимо осознавать, в чем именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности. (В)Это чисто человеческое качество, не присущее животным.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А Б В

В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к категории «доходы государственного бюджета».

Акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина,

. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

В6. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества. Выпишите номера, под которыми они записаны:

1) глобализация мировой экономики.

2) угроза ядерной войны;

3) отсутствие интернета;

4) ограниченность ресурсов;

5) рост числа неполных семей;

6) развитие массовой культуры;

7) загрязнение окружающей среды;

Часть С.

С1. Решите задачи (при решении этих задач вы можете ссылаться на номера статей закона, но это делать не обязательно).

Проанализируйте данную ситуацию .

Гражданин Н. приобрел у ООО «Ы» тестомешалку, произведенную фирмой «Z». На второй день после покупки он обнаружил, что тестомешалка не работает. Н. обратился к ООО «Ы» с претензией о качестве товара, в которой потребовал заменить ему купленную тестомешалку на аналогичный товар надлежащего качества. ООО «Ы» отказало в удовлетворении претензий Н., сославшись на то, что продавец не отвечает за качество товара, но отвечает за него производитель, и порекомендовало обратиться ему с данной претензией в представительство фирмы «Z». Обоснован ли отказ? К кому и какие требования вправе был предъявить Н.?

С2. Грамотность написания обществоведческих терминов

ГИА по обществознанию 2012 года

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих
31 задание.

Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Если вы отметили не тот номер, то в строчке «Замена ошибочных ответов на задание типа А А и напишите правильный ответ.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте, в случае записи неверного ответа зачеркните его и напишите рядом новый, затем перенесите ответы в бланк №1. Если вы отметили не тот номер в бланке, то в строчке «Замена ошибочных ответов на задание типа В » поставьте номер заменяемого ответа типа В и напишите правильный ответ.

Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть
(в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

1) экономическую

2) социальную

3) политическую

4) духовную

А2 Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

А3 Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

А4 Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А5 Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?

1) начальное профессиональное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

А6 Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7 Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

А9 В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

А10 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А11 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

А12 Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А13 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А14 Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

А15 В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

А16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17 Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

А18 Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики

А19 Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

А20 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В5) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) вынесение приговоров внесудебными органами (черты сходства, черты отличия)

2) наличие органов исполнительной власти (черты сходства, черты отличия)

3) пресечение нарушений общественного порядка (черты сходства, черты отличия)

4) свободные выборы на альтернативной основе (черты сходства, черты отличия)

В2 Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся

Право на защиту чести и достоинства

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на жизнь

Право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

Ответ__________________________

В3 Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером.

(Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве.

(В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

В4 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и отметьте выводы, которые указаны.

1) Процент тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.

2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.

3) Процент тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.

4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.

5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.

В5 Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.

2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.

3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.

4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.

5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащенности.

Ответ: _________________________.

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочтите текст и выполните задания C1–C6.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости,
в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

C1

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

C2

C3

C4

C6

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Вариант 1

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

А10


№ задания

Ответ

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 оцениваются 1 баллом; задания В3–B5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

№ задания

Ответ

1234

13121

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

текста и озаглавьте каждый из них.

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их

названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над

чем не сможет думать машина;

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность

создавать новое, нравственная ответственность,

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно указаны роль и два качества

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль и одно качество.

ИЛИ Правильно указаны только два качества

Правильно указано только одно качество.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы следующие причины:

1) знания всё растут и усложняются;

2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно указаны две причины

Правильно указана одна причина

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Какие формы отдыха автор рекомендует молодым? Приведите два примера таких форм, в каждом случае покажите, какие качества развивает данная форма.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

отдыха, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то

способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, например:

занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость,

волевые качества, умения взаимодействовать с партнерами и

соперниками;

чтение в свободные часы художественных произведений,

развивает силу воображения, чувство сопереживания,

расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае

показаны качества

Дан ответ на вопрос, приведены один–два примера, качества

показаны только для одной из форм.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведён один пример, качества

показаны для двух форм.

ИЛИ Приведены два примера, в каждом случае показаны качества

Дан ответ на вопрос, приведены два примера.

ИЛИ Дан ответ на вопрос, показаны качества для двух форм

(формы не названы, но понятны из контекста).

ИЛИ Приведены два примера, качества показаны для одной из

форм.

ИЛИ Приведён один пример, качества показаны для одной–двух

форм

Дан ответ и приведён пример.

ИЛИ Дан ответ и названо качество.

ИЛИ Приведены только два примера.

ИЛИ Названы только два качества.

ИЛИ Дан только ответ

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть даны такие объяснения:

человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происхо-

дит в век машин и роботов», так как

1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкну-

лось человечество во второй половине XX в., во многом

вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью

человека, характер и направленность которой в начале XXI в.

не изменились;

2) развивающаяся техника и технологии оказывают не только

позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе

потенциальную угрозу существованию человечества.

Могут быть даны другие объяснения

Даны два объяснения

Дано одно объяснение

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

С6. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают,

поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро-

вать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится

постоянно осваивать новую информацию, виды деятель-

ности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Приведены два аргумента (объяснения)

Приведён один аргумент (объяснение)

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл


Диагностическая работа №1

Вариант №1

А1 . 1. Какие из перечисленных терминов относятся в первую очередь к описанию политической сферы жизни общества? 1) семья, социальные общности

2) научные исследования, образование

3)издержки, прибыль фирм

4) избирательная система, суверенитет государства

А2 . Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение почвы отходами производства

4) гибель урожая в период летней засухи

А3. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника

А4 . Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека.

Б. К наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество

4) оба суждения не верны

А5 . 5-летний Максим посещает детский сад. Бабушка водит Максима на занятия в хоровую студию. На какой ступени образования находится Максим?

1) дошкольное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) среднее общее образование

А6 . Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.

Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А7. В магазине существенно расширился ассортимент товаров. Какое экономическое явление отражается в этом факте?

1) предложение 2) спрос 3) дефицит

4) инфляция

А8 . Государство финансирует систему здравоохранения. Какую экономическую функцию при этом выполняет государство?

1) наполнение государственного бюджета

2) правовое регулирование экономики

3) регулирование денежной массы в обращении

4) производство общественных благ

А9. Работники фирмы «Булочка», занимающейся кондитерским производством, являются собственниками. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что это предприятие с акционерной формой собственности?

1) Фирма ежегодно выпускает новую продукцию.

2) Работники получают зарплату

3) Работники бережно относятся к имуществу

4) Работники получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия.

А10. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А11. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

А12. Члены семьи А. каждое воскресенье вместе посещают супермаркет и закупают необходимые продукты на неделю. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) воспитательная

2) хозяйственно-бытовая

3) первичного социального контроля

4) социально-статусная

А13 . Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт между родителями и детьми всегда имеет политический характер.

Б. Забастовка работников той или иной отрасли является примером социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А14. Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственного устройства страны Z?


1) федеративное государство

2) республика

3) монархия

4) унитарное государство

А15. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняло участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы носили демократический характер?


1) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

2) Избиратели должны были узнать мнение властей о каждом из кандидатов.

3) Участвовать в выборах могли только те, кто имел постоянную работу.

4) Члены правящей партии получили дополнительное число голосов на выборах.

А16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства.

Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

Часть В

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 - В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В.1 Учитель на уроке рассказывал о межличностных конфликтах и способах их конструктивного разрешения. Сравните два способа разрешения конфликта: соперничество и компромисс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия

1) участники частично отказываются от своих интересов

2) одни участники стремятся к доминированию над другими участниками конфликта

3) определённый способ поведения участников межличностного конфликта

4) участники ищут пути решения межличностного конфликта


Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(A)Едва ли когда-нибудь общество перестанет нуждаться в развитии законодательства. (Б)В Государственной Думе разрабатываются и рассматриваются одновременно десятки законопроектов. (В)Как показывает анализ, изменения законодательства отражают изменение социально-экономических и политических условий развития общества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.


А

Б

В

В4. Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

сочетание карьеры с домашними заботами, более популярно среди опрошенных с высшим образованием, чем среди опрошенных со средним образованием.


4) Мнение о том, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу, более популярно среди опрошенных с высшим образованием, чем среди опрошенных со средним образованием.

5) Среди получивших высшее образование мнение о том, что сочетание работы и семейных обязанностей даёт женщине самостоятельность и возможность добиться равных с мужчиной успехов, более популярно, чем мнение о том, что после рождения ребёнка женщина должна оставить работу.


В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z большинство граждан имеют среднее образование.

2) В стране Z у женщин нет возможности постоянно сочетать работу и семейные обязанности.

3) Идеал женщины, посвятившей себя воспитанию ребёнка, ближе людям со средним образованием.

4) Мужчины страны Z стремятся избежать конкуренции с женщинами в профессиональной сфере.

5) Воспитание ребёнка для многих людей гораздо важнее профессиональной реализации.
Часть С

Для ответов на задания с развернутым, ответом (С1 - С6) используйте отдельный лист (бланк). Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем, ответ к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1 - Сб.

Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.


Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

(Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

Вариант №1

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С3. Какие причины низкой политической активности граждан в странах
с развитой демократией выделяет автор? (Приведите две такие причины.)

С4. Что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? Используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два способа её формирования.

С5. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших
в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация. Приведите фрагмент текста, который указывает причины сложившейся
в стране Z ситуации.

Диагностическая работа №1

Вариант №2

А1 . К какой сфере общественной жизни относится создание материальных благ?

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

А2 . Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы? 1) открытие выставки «Человек и природа»

2) подготовка учителя биологии к уроку

3) принятие экологического законодательства 4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче

А3 . Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента

2) черты внешнего облика

3) принадлежность к определённой расе

4) качества, проявляющиеся в общении

А4 . Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А5. Анна учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно она посещает музыкальные занятия по классу гитары в Центре детского творчества. На какой ступени образования находится Анна? 1) высшее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее профессиональное образование

4) среднее общее образование

А6 . Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А7. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем

1) господство государственной собственности на средства производства

2) плановое ведение хозяйства

3) централизованное распределение ресурсов

4) свободное ценообразование

А8. Какой налог является прямым?

1) налог на доходы физических лиц

2) налог на добавленную стоимость

3) акциз на шоколад и какао-бобы

4) таможенная пошлина на импортный автомобиль

А9. Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что «Ивушка»

1) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.

2) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных бумаг предприятия.

3) Доходы распределяются между работниками.

4) Предприятие вовремя уплачивает налоги.

А10. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. На размер заработной платы влияет квалификация работника.

Б. Заработная плата всегда зависит от продолжительности рабочего дня.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А11. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется

1) социальным статусом

4) общественным престижем

А12. Пётр живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам?

1) общность повседневного быта

2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь

4) прямые личные контакты

А13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят особенности характера человека, его восприятие мира, жизненных целей.

Б. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят влияние ближайшего социального окружения, условия жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А14. Носителем государственной власти является


1) президент финансовой компании

2) председатель общественного фонда

3) лидер оппозиционной партии 4) глава кабинета министров

А15. В государстве Z члены парламента могут пригласить на своё заседание любого министра с отчётом о работе. В свою очередь правительство имеет право обратиться в Конституционный суд для установления соответствия закона, принятого парламентом, конституции страны. Президент может отправить правительство в отставку. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в государстве Z