Штопальная игла чем понравилось. Энциклопедия сказочных героев: "Штопальная игла"

Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда он только что научился говорить первые слова. Если мы последим за своим ребенком, то заметим: дети приглядываются ко всему, что их окружает гораздо внимательнее, чем это предполагают многие взрослые. Детей пугает и отталкивает все уродливое, безобразное. Зато как они радуются и распускающимся цветам, и алмазному блеску снега, и новому красивому. Ребенок верит, что за прекрасной внешностью всегда живет красивая сущность. Придет пора, и ребенок постепенно станет понимать, что внешность – это еще не обязательно точное отражение внутреннего мира человека. И помочь ему в этом могут в том числе и хорошие добрые сказки.

Я слишком тонка, я не создана для этого мира! – сказала она лежа в уличной канаве.
Г.Х. Андерсен

Цели:

  1. Продолжить знакомить с литературными сказками.
  2. Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы.
  3. Формировать систему читательских умений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к первичному восприятию.

Учитель: Умеете ли вы радоваться? Не в пол силы, не чуть-чуть, а по-настоящему? Любите ли вы жизнь во всех ее проявлениях? Способны ли вы бережно относиться к окружающему вас миру и ко всему, что наполняет его?

Все эти вопросы я задала, прежде всего самой себе, когда прочитала сказку Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".

Многие из вас, вероятно, знают, что Гадкий утенок – это сам Андерсен. «Сын бедного, рано умершего башмачника, нескладный долговязый юноша, всей душой стремившийся к поэзии и с трудом одолевавший учение, он стал великим писателем и прославил свою родину». Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого. Героями его сказок становились и простая штопальная игла, и чернильница, и разбитый чайник… Он сам писал: «Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни». И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, – и рассказ о любом из них готов».

III. Первичному восприятие. Чтение учителя (и хорошо читающих детей) сказки Г.-Х. Андерсена "Штопальная игла".

Учитель: Словарная работа

– Эти слова встретились вам в тексте. Чтобы полностью понять смысл текста, надо понимать значение слов. Объяснение слов.

  • Са-мо-до-вольст-во – самодовольство (убежденный в своих достоинствах и потому довольный собой).
  • Чван-ство – чванство (хвастовство, зазнайство; отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту, в ложной гордости).
  • Ло-мо-вая телега (устаревшее, предназначенная для перевозки тяжестей, грузов).
  • За-знай-ка – зазнайка (человек, который зазнаётся; задавака, воображала)
  • Смерт-ный – смертный (недолговечный, непродолжительный).
  • Во-до-сточная труба.

– В сказке встречаются фразеологические обороты. Как вы их понимаете? Замените их одним словом.

  • Не падать духом – не унывать.
  • Не задирать носа – не зазнаваться.

IV. Проверка первичного восприятия.

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды особенно понравились и почему? Кто из героев сказки понравился, а кто - нет и почему?

Увидели ли вы какое–нибудь сходство с народными волшебными сказками?

V. Постановка учебной задачи.

Учитель: Герои волшебных народных сказок очень четко делятся на хороших и плохих. В литературных сказках все несколько сложнее. Давайте постараемся определить характеры персонажей. Авторское отношение к героям.

– С чего начинается повествование? На долю штопальной иглы выпало множество испытаний. Почему же штопальная игла не вызывает сочувствия?

VI. Чтение и анализ текста. Подготовка к чтению по ролям.

Учитель: А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?

Учащиеся: Штопальная.

Учитель: Вот именно, штопальная! А все время говорит, что она «слишком»... какая?

Учащиеся: Тонкая.

Учитель: Сравните иглу швейную и штопальную (показ ). Штопальная игла на самом деле какая?

Учащиеся: Толстая.

Учитель: А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.

Учащиеся: «Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!». «Я не штука, а барышня».

Учащиеся: Игла гордится тем, что она благородная, барышня – это уже качество не иглы, а человека. А тогда скажите, имеет ли слово «тонкая» кроме прямого смысла еще и смысл переносный? А вы слышали такое выражение «тонкий человек»? Что это значит?

Учитель: Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой? (Нет)

– Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя? (Смех)

– Природа смешного, или, как говорят, комического , – очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?

Учащиеся: Игла хвалится: «Не выдержу!», а сама выдержала.

Учитель: Но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?

Открытие секрета комического.

1) Чтение. «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала … до слов:

– Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!
И вправду сломалась».

Учитель: Симпатична ли рассказчику иголка? Иголка говорит: «Я иду с целой свитой». И затем идут слова рассказчика: «и потянула за собой длинную нитку, только без узелка». Почему «без узелка»? Узелок зачем делают? Если его нет, то что будет со свитой (вытягиваю на глазах детей нитку из игольного ушка)?

Учащиеся: Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала. Она свиту потеряет.

– Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.

2) Чтение. «– Ну вот, я же говорила, – сказала она. – Я слишком тонка! …

До слов… Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!»

– Вот иголка «и вправду сломалась». И что же?

– Каким образом штопальная игла стала брошкой? (Ею закололи шейный платок)

– Прочитайте, как к этому она отнеслась?

– Как вы понимаете выражение “занять высокое положение”? (Стать самым главным)

«...кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку». И тут иголка стала хвалиться: «Я – брошка». А рассказчик говорит, что она «вылетела из платка». И дальше – лежит в канаве и всех ругает.

– А может быть, она очень скромная? Говорит: «Я лежу тихо, смирно».

Учащиеся: Нет. Она говорит о всех свысока, презирает всех: «Ну, щепкой она век и останется». И еще: «Ишь, как плывут! Они и понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. Это я тут скрываюсь! Я тут сижу!» Она говорит «я» – хвастается.

Чтение отрывка по ролям.

3) Чтение.

«Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его: … до слов… В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.

– Он продвинулся! – вздохнула штопальная игла. – А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!»

Учитель: Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?

(разыгрывание отрывка)

Учащиеся: Иголка думает про осколок, что это – бриллиант, и осколок не возражает. А рассказчик говорит – «бутылочный осколок». Они «оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света». Они задаваки, много о себе понимают, ставят себя выше других.

Учитель: Что говорит иголка о пальцах, в чем она видит их предназначение? Как это характеризует иголку?

Учащиеся: «Да, они только и знали, что хвастаться, и вот – я бросилась в раковину». А на самом деле пальцы – трудяги, а в раковину она упала нечаянно, потому что слишком «гордо выпрямилась».

Учитель: Найдите в тексте отрывок, где беседуют игла и бутылочный осколок.

– Разыграйте их диалог по ролям.

– В какой сказке герои тоже ничего не видят и не замечают вокруг себя? (сказка «Соловей», и в той и в другой сказке есть ирония)

4) Чтение.

«И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

– Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, – так я тонка! … до слов …

– Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

– Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой вытянувшись во всю длину, – ну и пусть себе лежит!»

Учитель: Но вот «сургуч с нее сошел, и она вся почернела». И что же?

(Она стала себе еще больше нравится – «в черном всегда выглядишь стройнее», «стала тоньше прежнего». Опять контраст между тем, что думает о себе игла, и тем, как она выглядит с точки зрения рассказчика).

– И в конце «Не выдержу !» – восклицает иголка, по которой проезжает тяжелая телега. А на самом деле?

Учащиеся: «Но она выдержала».

Учитель: Что вы можете сказать об игле? (Игла – хвастливая, любит только себя, считает себя самой важной и лучшей. Недаром она называет себя барышней. Считает, что она красивая, даже когда стала ржавой. При этом ей кажется, что она скромная и заслуживает к себе большего внимания).

Учитель: Какая последняя оценка рассказчика?

(«Ну и пусть себе лежит!»).

– Какой герой сказки тоже проходит множество испытаний? (оловянный солдатик)

– Почему же солдатик вызывал сострадание и уважение. А штопальная игла не вызывает сочувствия?

Учитель: Если бы вам нужно было подобрать музыку, то какая прозвучала бы музыка? (Музыку подобрать сложно).

VII. Обобщение.

Учитель: Чему нас учит сказка Г.-Х. Андерсена?

Учитель: Вот вы и открыли «секрет», с помощью которого Андерсен в этой сказке добивается смеха читателей: контраст претензий иглы на тонкие чувства, благородство с ее истинной сущностью - хвастовством, зазнайством. И все это на фоне помойной канавы.

Итак, в литературной сказке герои могут обладать сложным характером. Не любому существу мы можем сочувствовать. Андерсен высмеивал пустое чванство, ложную гордость, спесь.

– Как вам кажется, иголка – важная вещь в доме?

– Но ведь тогда она действительно может хвастаться своим положением?

VIII. Домашнее задание.

Подготовь выразительное чтение сказки.

Задание для желающих:

Найдите информацию о книгах, в которых есть сказки Г.-Х. Андерсена.

Самостоятельно подготовь выразительное чтение одной из сказок Андерсена, персонажами которой являются обычные предметы.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Узнай, есть ли иллюстрации к этой сказке, кто художник.

Подумайте над созданием мультфильма к этой сказке.

  • Придумать последовательность кадров мультфильма и озаглавить их.
  • Придумать макеты декораций, эскизов костюмов к мультфильму.
  • Подобрать музыкальный отрывок к портрету кого-либо из героев сказки или к какому-либо ее фрагменту. Описать музыку, которая подходит к сказке.

(Данную работу можно провести с желающими, а результатом может быть показ мультфильма для учащихся начальной школы)

Сказки Андерсена

Сказка Андерсена "Штопальная игла" - интересная история про приключения одной иголки, как сначала она сломалась, и из нее сделали заколку для волос, но затем игла выскользнула и упала в канаву, где познакомилась с осколком бутылки. Через некоторое время осколок смыло водой, а штопальная игла осталась лежать на дне канавы, где её впоследствии нашли мальчишки и бросили на мостовую. Там она лежала очень долго.

a3c65c2974270fd093ee8a9bf8ae7d0b0">

a3c65c2974270fd093ee8a9bf8ae7d0b

Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка.

Смотрите, смотрите, что вы держите! - сказала она пальцам, когда они вынимали ее. - Не уроните меня! Упаду на пол - чего доброго, затеряюсь: я слишком тонка!

Будто уж! - ответили пальцы и крепко обхватили ее за талию.

Вот видите, я иду с целой свитой! - сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку, только без узелка.

Пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю, - кожа на туфле лопнула, и надо было зашить дыру.

Фу, какая черная работа! - сказала штопальная игла. - Я не выдержу! Я сломаюсь!

И вправду сломалась.

Ну вот, я же говорила, - сказала она. - Я слишком тонка!

"Теперь она никуда не годится", - подумали пальцы, но им все-таки пришлось крепко держать ее: кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку.

Вот теперь я - брошка! - сказала штопальная игла. - Я знала, что буду в чести: в ком есть толк, из того всегда выйдет что-нибудь путное.

И она засмеялась про себя, - ведь никто не видал, чтобы штопальные иглы смеялись громко, - она сидела в косынке, словно в карете, и поглядывала по сторонам.

Позвольте спросить, вы из золота? - обратилась она к соседке-булавке. - Вы очень милы, и у вас собственная головка... Только маленькая! Постарайтесь ее отрастить, - не всякому ведь достается сургучная головка!

При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка прямо в раковину, куда кухарка как раз выливала помои.

Отправляюсь в плавание! - сказала штопальная игла. - Только бы мне не затеряться!

Но она затерялась.

Я слишком тонка, я не создана для этого мира! - сказала она, лежа в уличной канаве. - Но я знаю себе цену, а это всегда приятно.

И штопальная игла тянулась в струнку, не теряя хорошего расположения духа.

Над ней проплывала всякая всячина: щепки, соломинки, клочки газетной бумаги...

Ишь, как плывут! - говорила штопальная игла. - они понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. - Это я тут скрываюсь! Я тут сижу! Вон плывет щепка: у нее только и мыслей, что о щепках. Ну, щепкой она век и останется! Вот соломинка несется... Вертится-то, вертится-то как! Не задирай так носа! Смотри, как бы не наткнуться на камень! А вон газетный обрывок плывет. Давно уж забыть успели, что на нем напечатано, а он, гляди, как развернулся!.. Я лежу тихо, смирно. Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!

Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его:

Вы, должно быть, бриллиант?

Да, нечто в этом роде.

И оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света.

Да, я жила в коробке у одной девицы, - рассказывала штопальная игла. - Девица эта была кухаркой. У нее на каждой руке было по пяти пальцев, и вы представить себе не можете, до чего доходило их чванство! А ведь занятие у них было только одно - вынимать меня и класть обратно в коробку!

А они блестели? - спросил бутылочный осколок.

Блестели? - отвечала штопальная игла. - Нет, блеску в них не было, зато сколько высокомерия!.. Их было пять братьев, все - урожденные "пальцы"; они всегда стояли в ряд, хоть и были различной величины. Крайний - Толстяк, - впрочем, отстоял от других, он был толстый коротышка, и спина у него гнулась только в одном месте, так что он мог кланяться только раз; зато он говорил, что если его отрубят, то человек не годится больше для военной службы. Второй - Лакомка - тыкал нос всюду: и в сладкое и в кислое, тыкал и в солнце и в луну; он не нажимал перо, когда надо было писать. Следующий - Долговязый - смотрел на всех свысока. Четвертый - Златоперст - носил вокруг пояса золотое кольцо и, наконец, самый маленький - Пер-музыкант - ничего не делает и очень этим гордился. Да, они только и знали, что хвастаться, и вот - я бросилась в раковину.

А теперь мы сидим и блестим! - сказал бутылочный осколок.

В это время воды в канаве прибыло, так что она хлынула через край и унесла с собой осколок.

Он продвинулся! - вздохнула штопальная игла. - А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!

И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, - так я тонка! Право, кажется, будто солнце ищет меня под водой! Ах, я так тонка, что даже отец мой солнце не может меня найти! Не лопни тогда мой глазок, я бы, кажется, заплакала! Впрочем, нет, плакать неприлично!

Однажды пришли уличные мальчишки и стали копаться в канавке, выискивая старые гвозди, монетки и прочие сокровища. Перепачкались они страшно, но это-то и доставляло им удовольствие!

Ай! - закричал вдруг один из них; он укололся о штопальную иглу. - Смотри, какая штука!

Черное на белом фоне очень красиво! - сказала штопальная игла. - Теперь меня хорошо видно! Только бы не поддаться морской болезни, этого я не выдержу: я такая хрупкая!

Но она не поддалась морской болезни - выдержала.

Я не штука, а барышня! - заявила штопальная игла, но ее никто не расслышал. Сургуч с нее сошел, и она вся почернела, но в черном всегда выглядишь стройнее, и игла воображала, что стала еще тоньше прежнего.

Вон плывет яичная скорлупа! - закричали мальчишки, взяли штопальную иглу и воткнули в скорлупу.

Против морской болезни хорошо иметь стальной желудок, и всегда помнить, что ты не то что простые смертные! Теперь я совсем оправилась. Чем ты благороднее, тем больше можешь перенести!

Крак! - сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

Ух, как давит! - завопила штопальная игла. - Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой, вытянувшись во всю длину, - ну и пусть себе лежит!

Жила-была штопальная игла. Она так высоко задирала свой острый носик, словно была по крайней мере тонкой швейной иголкой.
— Осторожнее! — сказала она пальцам, которые вынимали её из коробки. — Не уроните меня! Если я упаду, то, конечно, потеряюсь. Я слишком тонка.
— Будто уж! — ответили пальцы и крепко обхватили штопальную иглу.
— Вот видите, — сказала штопальная игла, — я хожу не одна. За мной тянется целая свита! — И она потянула за собой длинную нитку, но только без узелка.
Пальцы ткнули иглу в старый кухаркин башмак. На нём только что лопнула кожа, и надо было зашить дыру.
— Фу, какая чёрная работа! — сказала штопальная игла. — Я не выдержу. Я сломаюсь!
И сломалась.
— Ну вот! — пискнула игла. — Я же говорила, что я слишком тонка.
“Теперь она никуда не годится”,- подумали пальцы и уж хотели было выбросить иглу. Но кухарка приделала к сломанному концу иглы сургучную головку и заколола иглой свой шейный платок.
— Вот теперь я брошка! — сказала штопальная игла. — Я всегда знала, что займу высокое положение: в ком есть толк, тот не пропадёт.
И она усмехнулась про себя — никто ведь не слыхал, чтобы штопальные иглы смеялись громко. Сидя в платке, она самодовольно поглядывала по сторонам, словно ехала в карете.
— Позвольте спросить, вы из золота? — обратилась игла к своей соседке — булавке. — Вы очень милы, и у вас своя собственная головка. Жаль только, что она слишком мала. Придётся, моя милая, вам отрастить её — не всякому ведь достаётся головка из настоящего сургуча.
При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка и упала прямо в канаву, в которую кухарка в это время выливала помои.
— Ну что ж, я не прочь отправиться в плаванье! — заявила штопальная игла. — Только бы мне не утонуть.
И она пошла прямо ко дну.
— Ах, я слишком тонка, я не создана для этого мира! — вздохнула она, лёжа в уличной канавке, — Но не надо падать духом — я ведь знаю себе цену.
И она выпрямилась, как могла. Ей всё было нипочём.
Над ней проплывала всякая всячина — щепки, соломинки, клочки старых газет…
— Сколько их тут! — говорила штопальная игла. — И хоть бы один из них догадался, кто лежит здесь, под водой. А ведь лежу здесь я, настоящая брошка… Вот плывёт щепка. Ну что же, плыви, плыви!.. Щепкой ты была, щепкой и останешься. А вон соломинка несётся… Ишь как вертится! Не задирай носа, голубушка! Смотри, наткнёшься на камень. А вот обрывок газеты. И разобрать уж нельзя, что на нём напечатано, а он гляди как важничает… Одна я лежу тихо, смирно. Я знаю себе цену, и этого у меня никто не отнимет.
Вдруг возле неё что-то блеснуло. “Брильянт!” — подумала штопальная игла. А это был простой бутылочный осколок, но он ярко блестел на солнце. И штопальная игла с ним заговорила.
— Я брошка, — сказала она, — А вы, должно быть, брильянт?
— Да, что-то в этом роде, — ответил бутылочный осколок.
И они разговорились. Каждый из них считал себя драгоценностью и радовался, что нашёл достойного собеседника.
Штопальная игла сказала:
— Я жила в коробке у одной девицы. Девица эта была кухаркой. У неё на каждой руке было по пяти пальцев, и вы не можете себе представить, до чего доходило их чванство! А ведь всего только у них и дела было, что вынимать меня из коробки и класть обратно.
— Чем же эти пальцы гордились? Своим блеском? — сказал бутылочный осколок.
— Блеском? — переспросила игла. — Нет, никакого блеска в них не было, зато чванства хоть отбавляй. Их было пять родных братьев. Они были разного роста, но держались всегда вместе — шеренгой. Только крайний из них, по прозванию Толстяк, торчал в сторону. Кланяясь, он сгибался только пополам, а не в три погибели, как остальные братья. Зато он хвастался тем, что если его отрубят, то и весь человек будет негоден для военной службы. Второй палец звался Лакомкой. Куда только он не совал свой нос — и в сладкое и в кислое, и в небо и в землю! А когда кухарка писала, он нажимал перо. Третьего брата звали Долговязым. Он смотрел на всех свысока. Четвёртый, по прозванию Златоперст, носил вокруг пояса золотое кольцо. Ну, а самого маленького звали Петрушкой Бездельником. Он ровно ничего не делал и очень этим гордился. Вот чванились они, чванились, а ведь из-за них-то я и угодила в канаву.
— А зато теперь мы с вами лежим и блестим, — сказал бутылочный осколок.
Но в эту минуту кто-то вылил в канаву ведро воды. Вода хлынула через край и унесла с собой бутылочный осколок.
— Ах, он ушёл от меня! — вздохнула штопальная игла. — А я осталась одна. Видно, я слишком тонка, слишком остра. Но я горжусь этим.
И она лежала на дне канавы, вытянувшись в струнку, и размышляла всё об одном и том же — о себе самой:
“Я, наверно, родилась от солнечного луча, так я тонка. Недаром мне кажется, что солнце ищет меня сейчас в этой мутной воде. Ах, мой бедный отец никак не может меня найти! Зачем я сломалась? Если бы я не потеряла свой глазок, я заплакала бы сейчас, так мне себя жалко. Но нет, я бы этого не сделала, Это неприлично”.
Однажды к водосточной канаве прибежали мальчишки и стали выуживать из грязи старые гвозди и медяшки. Скоро они перепачкались с головы до ног, ко это-то им больше всего и нравилось.
— Ай! — вскрикнул вдруг один из мальчишек. Он укололся о штопальную иглу. — Гляди-ка, что за штука!
— Я не штука, а барышня! — заявила штопальная игла, но никто не расслышал её писка.
Старую штопальную иглу трудно было и узнать. Сургучная головка отвалилась, и вся игла почернела. А так как в чёрном платье все кажутся ещё тоньше и стройнее, то игла нравилась себе теперь ещё больше прежнего.
— Вот плывёт яичная скорлупа! — закричали мальчишки.
Они поймали скорлупу, воткнули в неё штопальную иглу и бросили в лужу.
“Белое идёт к чёрному, — подумала штопальная игла. — Теперь я стану заметнее, и все будут мной любоваться. Только бы мне не захворать морской болезнью. Я не перенесу её. Я ведь такая хрупкая…”
Но игла не захворала.
“Видно, морская болезнь меня не берёт, — подумала она. — Хорошо иметь стальной желудок и притом никогда не забывать, что ты выше простого смертного. Вот теперь я совсем пришла в себя. Хрупкие создания, оказывается, стойко переносят невзгоды”.
— Крак! — сказала яичная скорлупа. Её переехала ломовая телега.
— Ой, как тяжело! — завопила штопальная игла. — Теперь уж я непременно захвораю. Я не выдержу! Не выдержу!
Но она выдержала. Ломовая телега уже давно исчезла из виду, а штопальная игла осталась лежать как ни в чём не бывало на мостовой.
Ну и пусть себе лежит.

718 0

Гордую штопальную иглу вынули из шкатулки, чтобы зашить лопнувший башмак, но она сломаласьот грубой «черной работы». Пальцы хотели ее выбросить, но кухарка приделала к нейсургучную головку и заколола, как брошкой, платок. Обратившись с гордой речью к булавке,
игла выпрямилась в упала в канаву с помоями. Тут она побеседовала с бутылочнымосколком — «бриллиантом» (оба радовались, что нашли компанию себе под стать),
пожаловалась на невежество пальцев. Но осколок унесла вода, и игла осталась однаразмышлять о том, что родилась не иначе как от солнечного луча, ведь она так тонка!Иглу выловили мальчишки; она была уже облезлая и почерневшая, но по-прежнему гордая.
Ее воткнули в яичную скорлупу и бросили в лужу; скорлупу раздавила телега. Иглазавопила, что не выдержит, но выдержала, и осталась лежать на мостовой.


Значения в других словарях

Г. Х. Андерсен - Соловей

За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел такхорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за своедело и не думал о соловье до следующей ночи. Путешественники говорили,что соловей — лучшее, что есть у императора. Узнав из книг о соловье, имераторпожелал вечером слушать его и отдал приказ важному первому министру. Министр опрос...

Г. Х. Андерсен - Стойкий Оловянный Солдатик

Маленькому мальчику подарили 25 оловянных солдатиков в коробке. У одного из нихне было ноги — видно, не хватило олова. В первый же день он увидел прекрасныйигрушечный замок, а в нем — красавицу плясунью, которая стояла на одной ножке. Этобыла любовь! Но злой тролль, живущий в табакерке, решил, что солдат не пара такойкрасавице… Утром солдатика поставили на окно, откуда он упал на улицу, где его та...

Г. Э. Лессинг - Минна Фон Барнхельм, Или Солдатское Счастье

Майор в отставке фон Телльхейм живет в берлинской гостинице со своим верным слугойЮстом, не имея средств к существованию. Хозяин гостиницы переселяет его из приличнойкомнаты в убогую комнатенку. Последние два месяца Телльхейм не оплачивал счетов,а комната нужна «приезжей особе», молодой и красивой даме со служанкой. Юст, обожающийсвоего майора, с возмущением замечает хозяину гостиницы, что во врем...

Андерсен Г-Х, сказка "Штопальная игла"

Жанр: литературная бытовая сказка

Главные герои сказки "Штопальная игла" и их характеристика

  1. Штопальная игла. Хвастливая, чванливая, всех считает ниже себя, зазнайка. Но при этом оптимистка и никогда не теряет присутствия духа.
  2. Пальцы. Пять братьев. Толстые и неаккуратные. Равнодушные к игле.
  3. Бутылочный осколок. Почти бриллиант, такой же чванливый и хвастливый.
План пересказа сказки "Штопальная игла"
  1. Красавица игла
  2. Игла сломалась
  3. Сургучная головка
  4. Разговор с булавкой
  5. В канаве
  6. А мимо проплывают...
  7. Бутылочный бриллиант
  8. Яичная скорлупа
  9. Игла на мостовой.
Кратчайшее содержание сказки "Штопальная игла" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жила Штопальная игла, которая очень собой гордилась и над всеми посмеивалась.
  2. Однажды она сломалась и из нее сделали заколку для платка
  3. Но Игла выпала и осталась лежать в канаве, смотря на проплывающие щепки и газеты.
  4. Игла рассказала Бутылочному осколку о пальцах
  5. Иглу нашли мальчишки и сделали мачту в яичной скорлупе.
  6. Скорлупу переехала телега и игла осталась на мостовой.
Главная мысль сказки "Штопальная игла"
Никому не нужен тот, кто думает только о себе, гордец, пустозвон и эгоист.

Чему учит сказка "Штопальная игла"
Сказка учит никогда не терять присутствия духа, всегда верить в лучшее, мыслить позитивно. Учит тому, что хвастать вредно, что гордыня - это грех, который обязательно будет наказан одиночеством.

Отзыв на сказку "Штопальная игла"
Мне понравилась эта сказка, хотя ее главная героиня не самый положительный персонаж. В Штопальной игле есть некоторые положительные качества, она никому не желает зла, но и никого не любит. Она напоминает мне старушку из соседней квартиры, которая тоже всех ругает и никого не уважает.

Пословицы к сказке "Штопальная игла"
Задрал нос - и кочергой не достанешь.
Бедняку гордость не по карману.
Гроша не стоит, а рублем глядит.
Кувшин гордился, пока не разбился.
Игла в стог упала, считай пропала.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Штопальная игла"
Жила на свете Штопальная игла, которая очень собой гордилась и задирала нос. Когда ее брали Пальцы, Штопальная игла требовала, чтобы к ней относились осторожно, а не то она упадет и потеряется.
Однажды Иглу воткнули в старый кухаркин башмак, чтобы зашить кожу, и игла сломалась. Пальцы хотели выбросить Иглу, но кухарка сделала иголке сургучную головку и стала использовать ее как заколку для платка.
Штопальная игла была в восторге, она стала брошкой. Она попыталась поговорить с булавкой, хвастала своей прекрасной головкой из сургуча, и так распрямилась, что вылетала из платка и упала в канаву, куда выливали помои.
Штопальная игла отметила, что не прочь поплавать и сразу утонула.
Штопальная игла не стала падать духом, лежа на дне сточной канавы. Она с интересом наблюдала, как мимо проплывают сучки, щепки, обрывки газет. Они даже не подозревали, какая выдающаяся личность лежит на дне рядом с ними.
Тут Штопальная игла заметила что-то блестящее и решила, что это бриллиант. Но это оказался бутылочный осколок.
Штопальная игла и Осколок разговорились и каждый был рад встретить достойного собеседника. Штопальная игла рассказала про вульгарную кухарку, у которой было Пять пальцев на каждой руке. И эти чванливые пальцы постоянно доставали Иглу.
Штопальная игла перечислила имена пальцев - Толстяк, Лакомка, Долговязый, Златоперст и Петрушка Бездельник. Она считала, что именно из-за пальцев оказалась в канаве.
Но тут кто-то вылил в канаву ведро помоев и Осколок унесло потоком воды.
Игла некоторое время лежала одна, но вот ее нашли мальчишки. Они воткнули Штопальную иглу в яичную скорлупу и бросили ее в лужу.
Игла решила, что черное очень идет к белому и стала опасаться морской болезни.
Но тут скорлупу переехала телега и Игла осталась одна лежать на мостовой.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Штопальная игла"