Сравнительный анализ системы дыхания по Стрельниковой А.Н. и Бутейко К.П

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут. Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди. С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова). Строго говоря, дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой, таковой не является, скорее, это обычная гимнастика, состоящая из многократно повторяемых физических упражнений, сопровождаемых неправильным дыханием, дыханием наоборот - парадоксальным. И лечебный эффект здесь достигается скорее не благодаря неправильному, шумовому, прерывистому дыханию, а благодаря многочисленным,порой доходящим до нескольких сот движениям. Вместо того, чтобы научить человека (да еще больного) правильному плавному дыханию через нос и без шума, А.Н. Стрельникова заставляет его совершать противоестественные действия: вместо выдоха - вдох.

Я сравнила бы такой вариант дыхания с неправильным сном. Т.е. если ночью человек бодрствует, а днем спит, такую жизнь вряд ли можно назвать нормальной. Уверена, если парадоксальное дыхание начнут выполнять люди, страдающие гипертонической болезнью 2 и 3 стадии, больные с вертебробазилярной недостаточностью, с аневризмой аорты и другими серьезными заболеваниями, то от такой гимнастики можно ожидать плачевных результатов. А лечебный эффект, который порой достигается с помощью гимнастики А.Н. Стрельниковой (многочисленными физическими и дыхательными упражнениями), можно достичь другими способами всего за несколько минут (кстати, в состоянии покоя). Считаю, если и применять методику А.Н. Стрельниковой, то для очень ограниченного круга людей. Практический опыт показывает, что эффективность лечения методом парадоксального дыхания достигает лишь 60-65 %. В связи с этим, если придерживаться заповеди "Лечи, но не вреди" (Гиппократ), то метод парадоксального дыхания А.Н. Стрельниковой из-за высокого процента отрицательных результатов нельзя применять в лечебной практике. Совсем другое дело - волевая ликвидация глубокого дыхания (ВЛГД),автором, которого является К.П. Бутейко. Во врачебной практике эффективность лечения методом Бутейко составила 80-85%. Такой же процент эффективности лечения наблюдался и при проведении научных исследований в г.Новосибирске.

Наибольшие успехи были достигнуты лечении пациентов с заболеваниями функционального характера органов дыхания, ССС, желудочно-кишечного тракта. С наименьшей эффективностью заканчивали курс больные с изменениями органического характера (атеросклероз, моче и желчно-каменная болезни, деформирующий остеоартроз, остеоходроз позвоночника и др.).

Главная сложность применения метода Бутейко заключается в том, что больные люди вынуждены проявлять максимум волевых усилий для достижения положительного результата, а это далеко не всем по силам.

Есть у метода ВЛГД и отрицательные стороны. Практика показывает, что при длительных (полгода и более) занятиях поверхностным дыханием постепенно начинают снижаться функциональные способности легких почти по всем спирометрическим показателям. Для сравнения могу привести ходьбу короткими шашками, которая через полгода - год приведет к атрофии мышц ног и человек уже не сможет выполнять обычную ходьбу широкими шагами.

Считаю, что метод ВЛГД можно применять при гиперфункции органов дыхания и в стадии обострения заболеваний тех органов и систем, имеющих гладкую мускулатуру, воздействуя на нее накоплением СО2 в крови и в легких - это ССС, желудочно-кишечный тракт, желчи и мочевыводящие протоки, т.е. при таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит, фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связанная со спазмами сосудов, желудочно-кишечные колики, повышенное артериальное давление и др. Особо отмечу, что методом К.П. Бутейко со 100% эффективностью снимаются спазмы родовых путей во время схваток у рожениц. Женщины избавляются от сильных и мучительных болей. Период родов значительно облегчается и сокращается.

Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запыленном или загазованном местах, в душном помещении.

Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в легких.

Выводить ее из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути, выполняет функцию пылесоса, т.е. человек вдыхает загрязненный воздух, а выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах или альвеолах легких грязь, выводить которую очень сложно. Этот же механизм срабатывает и при ОРЗ.

Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате глубокого дыхания опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от глубины дыхания во многом зависит, получит ли человек трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ нужно срочно переходить на постоянное поверхностное дыхание.

Самой благоприятной нагрузкой на дыхательный аппарат человека, без всякого сомнения, является тысячелетиями проверенное дыхание по системе йогов - глубокое и редкое, без шума и, естественно, через нос. Йоги утверждают: кто редко дышит, тот долго живет. И еще: чтобы быть здоровым, человек должен выполнять от 40 до 60 глубоких дыхательных упражнений в сутки. Теория йогов гласит: прана - космическая, жизненная энергия, идущая от Солнца, должна накапливаться в солнечном сплетении человека, попадая в наш организм через воздух с помощью глубокого дыхания. Многолетний практический врачебный опыт показывает, что эффективность лечения дыханием по системе йогов достигает 95-96%. Это исключительно высокий показатель.

Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума. К сожалению, многие полагают, что для дыхания предназначен и рот (хотя даже элементарное знание анатомии и физиологии человека позволяет утверждать, что нос является первым органом дыхательного аппарата, а рот - первым органом пищеварительного тракта). В связи с этим, специалисты по дыханию говорят так: " Если человек дышит через рот, то его нужно кормить через нос". Вот такую ошибку допускают люди. Некоторые из нас вообще не задумываются над тем, как они дышат. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздух ртом. Впрочем, каждый легко может проверить себя. Оставшись в комнате в одиночестве, заклейте губы пластырем. Если через некоторое время у вас появится потребность в дыхании через рот, значит ваши дыхательные пути не в порядке и дышите вы неправильно.

Что в таком случае делать? Учиться правильно дышать! Да, да, учиться всю оставшуюся жизнь. Конечно, перестроиться в одночасье практически невозможно, тем более, что ни дома, ни в детском саду, ни в школе, ни в институте основам правильного дыхания не обучают.

Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития. Наверняка, многие из вас обращали внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у них всегда открыт, нижняя челюсть отвисает. А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект - показатель того, что дыхательный аппарат работает с перегрузкой, с напряжением. Как правило, это приводит к патологическим изменениям дыхательной системы, а затем - ССС и желудочно-кишечного тракта. Эту взаимосвязь подтверждают и исследования доктора К.П. Бутейко. В связи с этим с помощью дыхания можно дозировать и контролировать физические нагрузки. Например, во время ровного, спокойного дыхания можно выполнять физические упражнения даже после инфаркта миокарда.

Кстати, подобная практика давно существует в клиниках высокоразвитых стран.

Рекомендуется с одной стороны, упрощенный, с другой - универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.

Верхние отделы легких: 5 сек.- выдох, расслабляя мышцы грудной клетки: 5 сек. пауза, не дышим, находимся в максимальном расслаблении, 10 раз.

  • 3 упр. Полное дыхание. Диафрагмальное и грудное дыхание вместе. 7,5 сек.- вдох, начиная с диафрагмального и заканчивая грудным дыханием: 7,5 сек.- выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой: 5 сек. - пауза, 10 раз.
  • 4 упр. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе, 1 раз.
  • 5 упр. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа по 10 раз.
  • 6 упр. Втягивание живота.
  • 7,5 сек.- полный вдох: 7,5 сек.- максимальный выдох: 5 сек.- пауза, при этом, удерживая мышцы живота втянутыми, 10 раз.
  • 7 упр. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).

Выполняем быстрых, максимальных 12 вдохов и выдохов, т.е.2,5 сек.- вдох: 2,5 сек.- выдох в течении 1 мин. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе, до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.

  • 8 упр. Редкое дыхание. (по уровням) 1- 5 сек.- вдох: 5 сек.- выдох: 5 сек.- пауза, получается 4 дыхания в минуту. Выполнять в течении 1 мин., затем, не прекращая дыхания выполняем дальше другие уровни.
  • 2- 5сек.- вдох: 5 сек.- задержка дыхания на вдохе: 5 сек. - выдох: 5 сек. - пауза, получается 3 дыхания в минуту. Выполнять 2 мин. 3-7,5 сек. - вдох: 7,5 сек. - задержка: 7,5 сек. - выдох: 5 сек.- пауза, получается 2 дыхания в минуту. Выполнять 3 минуты. 4- 10 сек.- вдох: 10 сек.- задержка: 10 сек.- выдох: 10 сек.- пауза, получается 1,5 дыхания в минуту. Выполнять 4 минуты. И так далее, кто сколько выдержит. Норма - довести до 1 дыхания в минуту.
  • 9 упр. Двойная задержка дыхания.

Сначала выполняется МП на выдохе, затем максимальная задержка (МЗ) на вдохе. 1 раз.

  • 10 упр. МП сидя 3-10 раз: МП в ходьбе на месте 3-10 раз: МП в беге на месте 3-10 раз: МП в приседании 3-10 раз.
  • 11 упр. Поверхностное дыхание.

Сидя в удобном положении для максимального расслабления выполняем грудное дыхание. Постепенно уменьшаем объем вдоха и выдоха доведя его до невидимого дыхания или дыхания на уровне носоглотки. Во время такого дыхания будет появляться сначала легкая нехватка воздуха, затем средняя или даже сильная, подтверждая о том, что упр. выполняется правильно.

Находиться на поверхностном дыхании от 3 до 10 мин.

Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без шума. Перед выполнением комплекса и после него выполняются контрольные измерения: МП - максимальная пауза, пульс, В норме для взрослых людей МП на удовлетворительно - 30 сек., на хорошо - 60 сек., на отлично - 90 сек.

Пульс на удовлетворительно - 70 уд/мин., на хорошо - 60 уд/мин. на отлично - 50 уд/мин. Для детей среднего и старшего школьного возрастов МП в норме на 1/3 меньше, пульс на 10 уд/мин. больше. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов МП на 2/3 меньше, пульс на 20 уд/мин. больше.

Выполнять комплекс упражнений желательно на голодный желудок.

Дыхательная гимнастика - здоровые органы кровеносной системы и нормальное функционирование мозговой деятельности. Прививая культуру дыхания ребенку...

Умение правильно дышать – это не только здоровые органы дыхательной и кровеносной систем, но и нормальное функционирование мозговой деятельности, пищеварительного тракта, укрепление иммунитета человека. Надо ли учить техникам дыхания маленьких детей? Несомненно! Особенно если они часто подвержены простудам и заболеваниям ЛОР-органов, имеют нарушения речи, заикаются. Уже к 2-3 годам малышу можно объяснить, как делать дыхательную гимнастику.

Правила выполнения и меры предосторожности

Лучше, чтобы этой работой занялся инструктор со специальным образованием. Если воспользоваться услугами нет возможности, родители смогут освоить правила проведения гимнастики самостоятельно.

Техника проведения гимнастики

Вдыхаем носом, выдыхаем ртом. Плечи ребёнка остаются неподвижными. Щёчки не должны раздуваться, но если не слушаются, малыш первое время может придерживать их ладошками. Заниматься следует по 15 минут дважды в день в чистой проветренной комнате или на улице при тёплой погоде.

Выберете удобное для вас и ребёнка время, например, перед зарядкой. Если утром не получается, проводите дыхательную гимнастику днём, спустя час после еды.

Поначалу некоторые упражнения покажутся трудными, поэтому заранее подумайте, как заинтересовать малыша. Приобщите к гимнастике всю семью или возьмите в «помощники» любимую игрушку. Ребенка раннего возраста (1-3 года) и дошкольного (4-5 и 6-7 лет) увлекут занятия в игровой форме, с весёлыми стихами и потешками.

Картотека (упражнения в картинках для детей)

Меры предосторожности

Во время упражнений постоянно наблюдайте за ребенком. Особенно это касается возраста 2-3 лет, когда дети не могут сами сказать о недомогании.

Если вы заметите, что у чада изменился цвет лица (покраснел или побледнел), немедленно остановите тренировку. А также важный фактор - онемение или дрожание конечностей. Эти симптомы указывают на гипервентиляцию легких.

Попросите ребенка сложить ручки в виде лодочки и сделать в ладони несколько глубоких вдохов и выдохов.

Противопоказания

Несмотря на огромную пользу, дыхательная гимнастика может принести и вред. Если с малых лет кроха страдает от внутричерепного давления, регулярных кровотечений, у него шейно-грудной остеохондроз, перед выполнением любых упражнений советуйтесь с врачом. Возможно, он не отменит занятия, а лишь исключит некоторые виды тренировок.

Техники и комплексы

Упражнения дыхательной гимнастики уже много лет разрабатываются и дополняются специалистами, которые точно знают возможности растущего организма ребенка. Особенно выделились трудами в этой области А. Н. Стрельникова и К. П. Бутейко.

Тематический материал:

Метод Стрельниковой

Техника Александры Николаевны набрала популярность в 70-х годах прошлого века. Кроме общеукрепляющих функций, она используется в лечебных целях, а именно помогает людям с хронической астмой.

Главной её чертой является то, что во время вдоха ребёнок выполняет физические занятия, которые не дают его грудной клетке увеличиваться.

Среди 14 упражнений, включённых в комплекс Стрельниковой, есть 3 главных, с которых обычно и начинаются тренировки.

«Ладошки»

Ребёнок стоит прямо, руки согнуты в локтях, а ладошки повёрнуты от себя (см. картинку). В течение коротких шумных вдохов руки крепко сжимаются в кулачки, на выдохе – разжимаются.

Между сериями из 4 вдохов делается маленький перерыв (до 5 секунд). За одну тренировку нужно выполнить 2-4 подхода.

«Погончики»

Исходное положение, как на изображении, руки сжаты в кулачки. Громкие короткие вдохи выполняются одновременно с резким разжатием кулаков, словно что-то бросается на пол. 12 серий, каждая 8 вдохов.

«Насос»

Ноги на ширине плеч, в неглубоком наклоне тянемся руками к полу, вдыхаем. На картинке видно, что голова слегка опущена, спина округлена. Выдох – с подъемом в исходную позицию. 12 серий, каждая 8 вдохов.

Лечебная гимнастика А. Н. Стрельниковой для взрослых и детей – первая, в которой акцент ставится на резкий шумный вдох. Её выполнение происходит в ритмичном темпе, схожем со строевым шагом.

Поверхностное дыхание Бутейко

Бутейко, известный советский врач, утверждал, что почти все болезни людей связаны с глубоким типом дыхания. Таким, при котором появляется дефицит углекислого газа. Это кажется нелогичным, ведь всем известно, что он относится к вредным веществам. На самом деле, как доказал Бутейко, углекислый газ - значимый элемент. Постоянно страдая от его недостатка, органы перестают полноценно работать.

Тематический материал:

Как экономить углекислый газ? Научиться дышать поверхностно, делая паузы после каждого вдоха. Это сложно. Но специально разработанные Бутейко упражнения обязательно приведут к нужному дыханию при систематичных и старательных тренировках. Рассчитаны они на людей любого возраста, рекомендованы детям от 4 лет.

Смотрите видео по теме

Гимнастика по Бутейко:

  • задерживаем дыхание насколько можно, дышим так, чтобы не было видно движения грудной клетки;
  • выполняется упражнение аналогично с предыдущим, только двигаясь по комнате, дышим обычным способом, а потом стараемся задержать дыхание;
  • дышим поверхностно, контролируя колебания грудного отдела, постепенно увеличиваем интервал (2-8 минут).

Бутейко предусмотрел своего рода тест: показатель здоровья. После выдоха засекается время и в зависимости от того, сколько продержится человек, судят о его выносливости:

  • 3-5 сек – болен;
  • 30 сек – не совсем здоров;
  • 1 мин – здоров;
  • 3 мин – отличный показатель.

Во время тренировок Бутейко советует иногда проводить данный тест и фиксировать результаты. Возможно, они не будут такими скорыми, как хочется, но колоссальная польза от тренировок, стоит приложенных усилий. К тому же, прививая культуру дыхания ребёнку с малых лет, в будущем выполнение подобной техники будет происходить автоматически, без усилий и принуждения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Дыхательная гимнастика и её влияние на организм

2. Основы правильного дыхания. Бодифлекс

3. Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой

4. Дыхательная гимнастика по методу К.П. Бутейко

5. Гипервентиляция в дыхательной технике

6. Основы трехфазного дыхания (методика Кофлера - Лобановой - Лукьяновой)

Заключение

Список литературы

Введение

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди.

С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова).

Целью данной работы является рассмотрение дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой и К.П. Бутейко. Так они являются самыми наиболее доступными и эффективными из всех видов дыхательной гимнастики.

1. Дыхательная гимнастика и её влияние на организм

Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин, сахарного диабета, а также для похудения.

Наша дыхательная система подконтрольна "приказам" нашего мозга. Кроме того, мы с помощью волевых усилий можем изменять его глубину, ритм, частоту, тип и даже уровень.

Изменение дыхательных характеристик влияет на весь организм. Например, глубоко вдыхая и выдыхая, мы оказываем механическое влияние на нашу диафрагму, лёгкие, грудные и межрёберные мышцы. Не обходит стороной влияние и органы, располагающиеся рядом с лёгкими. Глубокое дыхание улучшает и стимулирует центральный ток крови и лимфы, как бы "массирует" смежные с лёгкими ткани и органы.

При изменяющемся дыхательном объёме, либо при прекращении дыхания, может нарушиться кислотно-основной баланс крови. Кроме этого нарушается баланс кислорода и углекислого газа (вплоть до гипоксии!). Эти реакции оказывают влияние на другие гомеостатические показатели нашего организма, на работу физиологических систем и на состояние всего организма. Длительное задержание дыхания замедляет частоту сердечных сокращений. Усиленное дыхание ведёт к повышенному содержанию кислорода в крови, что ведёт к сужению сосудов мозга и уменьшению объёма кровотока через него. А это, в свою очередь, сильнейшим образом влияет на психическое и эмоциональное состояние человека.

2. Основы правильного дыхания. Бодифлек с

Для того чтобы определить ритм правильного дыхания, необходимо сесть на стул в свободной, расслабленной позе. Одежда не должна стеснять тело. Затем следует закрыть глаза и дождаться того момента, когда будет чувствоваться собственное дыхание. Его не нужно форсировать, просто ощущать моменты вдоха и выдоха. Задачей является обратить внимание на последовательность заполнения и освобождения легких. Сначала нужно плавно наполнить воздухом нижнюю часть легких - живот выдвигается вперед, диафрагма опускается вниз, а затем среднюю - при этом поднимаются ребра и грудь, наконец наполняется верхняя - поднимаются ключицы, живот подтягивается к позвоночнику. При выдохе сначала должны втягиваться живот, подниматься диафрагма, а затем опускаться грудь и плечи. Волнообразные движения при вдохе и выдохе должны быть мягкими, плавными, без резких толчков и напряжения.

Одной из эффективных дыхательных гимнастик, способствующих быстрому похудению, признана система упражнений бодифлекс (BodyFlex). Упражнения бодифлекс представляют собой сочетание особенной дыхательной гимнастики с определенными видами нагрузки. Аэробное дыхание - а на его основе и разработана дыхательная гимнастика бодифлекс - насыщает организм кислородом, который расщепляет жир; упражнения-позы способствуют тренировке мускулов и мышц, возвращая им упругость, подтягивают кожу, помогая бороться с морщинами и целлюлитом. При этом, несмотря на спокойный и медленный темп, занятия бодифлексом дают аэробный эффект в несколько раз сильнее, чем интенсивные занятия бегом или силовые упражнения.

Сами упражнения бодифлекс можно поделить на три группы: изометрические, изотонические и растягивающие. Изометрические задействуют в работу одну группу мышц, изотонические, соответственно, - несколько, а растягивающие развивают у мышц эластичность. Но непременным условием результата является именно аэробное дыхание, на основе которого выполняются все упражнения. Бодифлекс вызывает обогащение организма кислородом, который способствует быстрому сжиганию жиров и липидов. А все дело в непривычном для обычного человека способе дышать и получать нужный для организма кислород - здесь требуется особое, так называемое диафрагмальное дыхание, когда вдохи делаются через нос, а выдохи - через рот. Уже после первого занятия по системе бодифлекс человек отмечает подъем настроения, улучшение общего самочувствия и жизненной энергии.

3. А.Н. Стрельниковой

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. дыхательная гимнастика бодифлекс гипервентиляция

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

. Если систематически выполнять Стрельниковскую дыхательную гимнастику (два раза в день - утром и вечером, по 1200 вдохов-движений за одно занятие), то результаты не замедлят сказаться.

Стрельниковская гимнастика оказывает на организм человека комплексное воздействие:

· положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

· способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

· улучшает дренажную функцию бронхов;

· восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

· устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

· способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

· налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения.

4. Дыхательная гимнастика по методу К.П. Бутейко

Метод Бутейко - это система специальных знаний, раскрывающая внутренние резервы организма и позволяющая управлять дыхательной функцией человека, что даёт возможность сразу уменьшить остроту проявления болезни, эффективно предупреждать возможные осложнения, а в дальнейшем полностью избавиться от заболевания без применения лекарств. Суть метода в постеленном уменьшении глубины дыхания до нормы путём разумного настойчивого и постоянного расслабления дыхательных мышц с обязательным измерением углекислого газа в лёгких. Нормализация дыхания не имеет осложнений и противопоказаний.

Основные положения теории Бутейко . При глубоком дыхании чрезмерно удаляется из организма углекислый газ (СО 2) и создается, тем самым, дефицит этого вещества в организме. Это вызывает сдвиг внутренней среды организма в щелочную сторону. В результате нарушается обмен веществ в организме, что, в частности выражается в появлении аллергических реакций, склонности к простудам, разрастании костной ткани (именуемой в обиходе отложением солей).

Организм защищается от чрезмерного удаления СО 2 , суживая, уменьшая просвет каналов, по которым выделяется СО 2 из организма. У больного заложен нос, образуются полипы, спазмируются бронхи, гладкая мускулатура кишечника и желчных путей, сужаются артериальные сосуды и т д. Поскольку по бронхам поступает кислород в легкие, а по артериям кислород поступает к органам и тканям, чем меньше их просвет, тем меньше кислорода поступает к клеткам мозга, сердца, печени и пр.

Таким образом здесь действует четкий физиологический механизм: чем глубже дышать, тем меньше кислорода поступает в ткани организма! Кислородное голодание вызывает появление ложного ощущения недостатка воздуха, что вызывает у больного желание еще более углубить дыхание, и чем глубже больной дышит, тем сильнее задыхается, т.е. замыкается порочный круг. Кислородное голодание вызывает подъем артериального давления (гипертонию) для улучшения снабжения тканей кислородом через суженные сосуды.

Лечебное воздействие гимнастики . Во врачебной практике эффективность лечения методом Бутейко составила 80-85 %. Наибольшие успехи были достигнуты лечении пациентов с заболеваниями функционального характера органов дыхания, ССС, желудочно-кишечного тракта. С наименьшей эффективностью заканчивали курс больные с изменениями органического характера (атеросклероз, моче и желчнокаменная болезни, деформирующий остеоартроз, остеоходроз позвоночника и др.).

Изменение минутного объема дыхания (МОД) с помощью специальных упражнений, позволяющих менять глубину вдоха (амплитуду дыхания), приводит к купированию приступа удушья при, например, бронхиальной астме, так как приводит к нормализации показателей pCO 2 в альвеолярном воздухе. Возобновление гипервентиляции с последующим уменьшением pCO 2 в альвеолярном воздухе приводит к повторному появлению бронхоспазма.

Системное использование метода Бутейко позволяет не только купировать возникший приступ удушья при бронхиальной астме, но и предотвратить его появление по мере того, насколько успешно пациент научится контролировать изменение глубины дыхания. Таким образом, постепенно удается добиться длительной стойкой ремиссии.

Клиническая практика показывает очень высокий эффект при лечении вышеуказанных заболеваний: при поступлении пациента с ежедневными неоднократными приступами удушья при бронхиальной астме удается добиться их прекращения за 1-3 дня практически без добавления новых лекарственных препаратов к уже принимаемым пациентом. В дальнейшем, что особенно важно для успешного лечения, пациент за короткий срок овладевает навыками простейшего контроля за изменениями глубины дыхания в любой ситуации, что позволяет предотвратить появление приступов удушья, постепенно уменьшить дозу принимаемых лекарств или отказаться от них совсем.

Метод ВЛГД можно применять при гиперфункции органов дыхания и в стадии обострения заболеваний тех органов и систем, имеющих гладкую мускулатуру, воздействуя на нее накоплением СО 2 в крови и в легких - это ССС, желудочно-кишечный тракт, желче- и мочевыводящие протоки, т.е. при таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит, фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связанная со спазмами сосудов, желудочно-кишечные колики, повышенное артериальное давление и др. Методом К.П. Бутейко со 100 % эффективностью снимаются спазмы родовых путей во время схваток у рожениц. Женщины избавляются от сильных и мучительных болей. Период родов значительно облегчается и сокращается.

Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запыленном или загазованном местах, в душном помещении. Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в легких. Выводить ее из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути, выполняет функцию пылесоса, т.е. человек вдыхает загрязненный воздух, а выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах или альвеолах легких грязь, выводить которую очень сложно. Этот же механизм срабатывает и при ОРЗ.

Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате глубокого дыхания опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от глубины дыхания во многом зависит, получит ли человек трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ нужно срочно переходить на постоянное поверхностное дыхание.

5. Гипервентиляция в дыхательной техник е

Гипервентиляция (повышенная глубина дыхания) обычно возникает непроизвольно в стрессовых ситуациях, когда организм переходит на новый уровень функционирования с увеличением использования имеющихся ресурсов. При сильном нервном возбуждении усиленное дыхание приводит к вымыванию из организма углекислоты и ощелачиванию крови. Этот процесс может развиться до такой степени, что станет причиной целого комплекса симптомов, получившего название "гипервентиляционный синдром". При гипервентиляционном синдроме меняется характер кровообращения, что проявляется в сужении периферических сосудов, повышается тонус скелетной мускулатуры, возникают покалывание в кончиках пальцев, головокружение, состояние эйфории и другие симптомы.

Гипервентиляционный синдром сопровождает целый ряд заболеваний, связанных с нервным и психическим перенапряжением (неврозы, фобии, психозы, депрессия), возникает у беременных, сопровождает процесс родов, появляется в напряженных ситуациях у водителей, летчиков, спортсменов, а также может наблюдаться у певцов, музыкантов, играющих на духовых инструментах, при интенсивной мыслительной деятельности и в других случаях.

Гипервентиляция не может быть оценена однозначно. С одной стороны, это явление оказывает неблагоприятное воздействие на организм неподготовленного человека в виде временной недееспособности в экстремальной ситуации, усугубляет тяжелые заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма, эмфизема легких, хроническая пневмония). С другой стороны, при правильном искусственном или произвольном использовании она способствует вхождению в измененное состояние сознания, помогает открыть и пережить скрытые глубинные психологические травмы, устранить заболевания, возникшие на фоне депрессивного состояния.

Во всех гипервентиляционных техниках в качестве основы используется связное дыхание в интеграционном процессе. Оно характеризуется отсутствием пауз и четкого перехода между вдохом и выдохом, поэтому его еще называют интеграционным или целостным.

Перед первым занятием по любой из гипервентиляционных техник проводится дыхательная проба на переносимость гипервентиляции, которая заключается в 20-30-минутном углубленном дыхании без музыкального сопровождения за день до основного сеанса.

На занятиях за дыханием обычно наблюдает не только инструктор, но и ситтер (партнер из той же группы тренирующихся). Ситтеры и инструкторы следят за своевременной поддержкой интенсивности дыхания.

На первых занятиях может возникнуть ощущение холода, поэтому желательно иметь при себе одеяло.

Для вхождения в измененное состояние сознания в гипервентиляционных техниках используется дыхание через рот. Во время проведения сеанса обычно звучит расслабляющая медитативная музыка. Тренировка происходит в положении лежа на спине. В этих методиках используется 4 основных типа дыхания:

Быстрое глубокое дыхание;

Медленное глубокое дыхание;

Быстрое поверхностное дыхание;

Медленное поверхностное дыхание.

6. Основы трехфазного дыхания (методика Кофлера - Лобановой - Лукьяновой)

В отличие от широко известных систем дыхания по методам Бутейко, Стрельниковой, которые являются в основном лечебной гимнастикой, трехфазное дыхание, прежде всего, преследует профилактическую цель - научить каждого человека правильно дышать. Чтобы укрепить здоровье и поменьше болеть. Эффективность этого метода доказана широкой практикой.

Преимущества этой системы перед другими системами дыхания, Главное - естественность.

Система не придумана, она подсмотрена у спящего человека. Все три фазы дыхания наличествуют у спящего или отдыхающего в состоянии глубокой релаксации человека.

Как известно, при дыхании человек поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ и другие продукты биохимической реакции. В основе трехфазного дыхания лежат три специфических ведущих принципа.

ПЕРВЫЙ - носовое дыхание. В этой системе вдох делается только через нос.

ВТОРОЙ - упражнения направлены на развитие и укрепление всего дыхательного аппарата человека. Что связано с систематической тренировкой дыхательной мускулатуры, прежде всего диафрагмы, а также межреберных и широчайших мышц спины.

ТРЕТИЙ - особое внимание в этой системе уделено выдоху, который в большинстве упражнений контролируется сознательно. Пауза и вдох - "отданы" организму, и за счет этого оно происходят естественно, без какого - либо насилия. Именно плотный, упругий выдох и позволяет тренировать весь дыхательный аппарат. Принципиально важно и то, что все без исключения упражнения системы трехфазного дыхания начинаются с выдоха.

Все упражнения системы трехфазного дыхания можно разбить на три группы:

· Сугубо дыхательные упражнения, то есть особые режимы дыхания и движения;

· Дыхательные упражнения, связанные с произношением отдельных звуков, звуком и движением;

· Дыхательные упражнения, связанные с речью и пением, с речью и движением для выработки экономного, оптимального дыхания.

Чрезвычайно большое внимание в этой системе уделено звуку, что определяется рядом причин, Прежде всего система основана на тренировке длинного, плотного, ровного выдоха. Именно такой выдох обеспечивает наиболее эффективный режим дыхания. Но звук - это же всегда выдох. Кроме того, звук в упражнении служит основой для контроля за правильностью выполнения того или иного упражнения. На слух можно контролировать ровность, длину, плотность звука - выдоха, а эти качества звука являются гарантией того, что в процессе выдоха участвуют все составные части дыхательного аппарата.

Последовательность трехфазного дыхания такова: выдох, пауза, вдох.

Таким образом, между вдохом и выдохом паузы нет. Принципиально важно понять, что началом трехфазного дыхания является выдох.

Первая фаза - выдох, который в основном упражнении выполняется через плотно сжатые в определенной форме губы. Выдох должен быть дозированным, упругим и ровным. При выдохе нельзя стремиться выдохнуть из себя весь воздух. Впервые приступившим к занятиям выпустить примерно половину имеющегося в легких на момент выдоха воздуха, оставшаяся его часть необходима для следующей очень важной фазы - паузы.

Вторая фаза - пауза, во время которой формируется естественное желание вдохнуть - " приказ на вдох". Именно пауза определяет объем воздуха, необходимого для вдоха в зависимости от состояния организма. Пауза должна быть естественной, приятной и ненасильственной. Это очень важный этап дыхания, определяющий оптимальность газообмена при различных состояниях организма.

Третья фаза - вдох, осуществляется очень быстро, через нос без шума в нем или почти бесшумно, а также без малейшего напряжения дыхательных путей.

Заключение

Таким образом, всё выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что различные дыхательные гимнастики в последние годы уверенно входят в терапевтическую практику. Они помогают многим больным.

Методика этих гимнастик заключается в особенном дыхании. Так в гимнастике по А.Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. А в методе К.П. Бутейко универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.

В любом случае, эти виды гимнастик имеют ряд преимуществ.

И все они основаны на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке.

И наша задача научиться правильно дышать!

С писок литературы

1. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". - Москва, 2002, изд. "Физкультура и спорт".

2. Кочетковская И.Н. "Парадоксальная гимнастика Стрельниковой". - Москва, 1989 г.

3. "Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику". - Москва: Патриот, 1990.

4. Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под. Ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н., Москва "Здоровье", 1993.

5. Е.А. Бойко "Энциклопедия дыхательной гимнастики".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основное направление профилактики профзаболеваний. Условия сохранения высокой профессиональной работоспособности. Составление комплексов упражнений для производственной гимнастики. Занятия гимнастикой в офисных помещениях. Цель физкультурной паузы.

    реферат , добавлен 17.06.2013

    Понятие валеологии как науки, здоровье человека как предмет ее изучения. Проблема курения в современном обществе и характер его негативного влияния на организм. Последствия курения для сердечнососудистой, репродуктивной, нервной и дыхательной системы.

    реферат , добавлен 17.12.2009

    Период полувыведения никотина из организма. Влияние никотина на протекание беременности. Действие никотина на эмоциональный фон человека. Негативное влияние курения в подростковом возрасте на все физиологические системы. Курение и органы дыхания.

    доклад , добавлен 15.06.2012

    Влияние компьютера на здоровье человека, основные аспекты длительной работы за компьютером. Ультрафиолетовое излучение, благоприятное влияние излучения на организм, воздействие ультрафиолета на кожу, на глаза м иммунную систему. Влияние шума на здоровье.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Курение как социальная проблема, причины его распространения на современном этапе в обществе. Табачный дым, его составляющие. Оценка негативного влияния курения на разные системы человеческого организма: сердечнососудистой, мочеполовой, дыхательной и др.

    реферат , добавлен 15.12.2012

    Исследование влияния правильного питания на здоровье человека. Определение всех последствий неправильного питания. Установление связи правильного питания и крепкого здоровья. Анализ научной информации и выявление отношения студентов к данной проблеме.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2017

    Рассмотрение основных способов влияния компьютера на здоровье. Изучение последствий длительного сидячего положения, нагрузки на зрение, кисти рук и пальцы, влияния на нервную систему и психику. Воздействие пыли и грязи машины на организм человека.

    презентация , добавлен 01.02.2015

    Факторы риска, которыми сопровождается влияние компьютера на организм человека. Вред: для зрения, для детей, иммунитета, мышц и костей, зависимость от виртуальной реальности. Условия, сводящие к минимуму пагубное влияние электромагнитного излучения.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Назначение партитивного аппарата для искусственного дыхания ДП-2. Условия работы аппарата от сжатого кислорода. Работа в режиме отсасывания жидкостей (аспирации). Устройство специального увлажнителя - конденсатора. Основные правила техники безопасности.

    отчет по практике , добавлен 20.02.2011

    Описания средств защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Исследование устройства, принципа действия и правил подбора респираторов. Характеристика предназначения войсковых, гражданских и промышленных фильтрующих противогазов.

Дыхательные упражнения – важная составляющая комплексного лечения при бронхитах. Они повышают эффективность медикаментозной терапии, облегчают состояние больного, ускоряют восстановление организма после тяжелой болезни.

Бронхит вызывают инфекционные микроорганизмы – пневмококки, стрептококки, стафилококки, грибки. Воспаление, которым организм отвечает на вторжение чужеродной флоры, и продукты жизнедеятельности патогенов сужают просвет бронхиол мокротой, что приводит к нехватке кислорода, кашлю, одышке.

Обструктивный бронхит с нарушением проходимости воздуха особенно опасен для детей, их крохотные дыхательные пути инфекция оккупирует очень быстро, одышка нарастает с ураганной скоростью.

Бронхо-легочным заболеваниям также подвержены:

  • люди от 50 лет и старше;
  • заядлые курильщики;
  • хронические алкоголики;
  • работники вредных производств;
  • люди с большим превышением нормального веса;
  • население экологически неблагополучных районов.

Поверхностное дыхание, возникающее при бронхо-легочных заболеваниях, открывает доступ воздуху только в верхушки легких. Альвеолы (пузырьки в легочной полости, к которым «подключены» капилляры) оказываются отрезанными от кислородоснабжения, затухает процесс газообмена.

Дыхательная гимнастика при бронхите, астматическом синдроме обеспечивает заполнение всего легочного лепестка. Волнообразный вдох сначала надувает живот (воздух заходит в нижние доли легких), затем расширяет грудную клетку (заполняются серединные части) и наконец поднимающиеся ключицы открывают доступ в верхние доли.

Выдох происходит в обратном порядке – плечи опускаются, грудь опадает, живот втягивается.

Таким образом, каждое «закачивание» воздуха целенаправленно работает на очищение дыхательных путей от застоев мокроты, устранение кашля, интенсивное насыщение тканей кровью и кислородом. Сочетание с небольшими физическими нагрузками на пресс, плечевой пояс, конечности пробуждает активность иммунных и компенсаторных механизмов.

Польза правильного дыхания при бронхите и болезнях легких

Лечебный эффект упражнений для респираторной системы подтвержден многолетней медицинской практикой. Врачи солидарны в том, что одними медикаментами, без регулярных сеансов глубокого дыхания, трудно сократить сроки реабилитации, добиться полного устойчивого выздоровления, не допустить рецидивов.

О благотворном влиянии ЛФК свидетельствуют такие факты:

С дыхательной гимнастикой Без нее
укрепляется диафрагма, подталкивающая снизу легкие к совершению полноценного вдоха-выдоха диафрагмальная мышца слабеет, оставляет дыхательный аппарат без механической стимуляции, что приводит к застойным явлениям, гипоксии
активируется сердечнососудистая сфера сердце и сосуды под влиянием болезни снижают свой функционал, обедняя ткани кровью, питанием, кислородом
ускоряется проведение нервных импульсов к органам и клеткам в условиях недуга нарушается проходимость нейросигналов по блуждающему и симпатическому нервам, ухудшает регуляция бронхиального тонуса
снижается количество бронхоспазмов гладкая мускулатура бронхов рефлекторно сокращается, блокируя продвижение патогенов; в результате затрудняется выдох, вентиляция, возникает отек, повышенная концентрация углекислого газа и мокроты, не хватает кислорода
улучшается настроение – один из важных факторов на пути к выздоровлению одышка, кашель, беспокойный сон вводят в депрессивное состояние

Гимнастика полезна, не только во время болезни, но и на протяжении всей жизни.

Правильное дыхание обеспечивает слаженную деятельность всего организма:

  • стимулирует усвоение кислорода на клеточном уровне;
  • повышает сопротивляемость негативным факторам;
  • избавляет от лишнего веса;
  • оздоравливает при вегето-сосудистой дистонии;
  • стимулирует метаболизм, выведение шлаков;
  • вентилирует весь объем легких;
  • замедляет учащенный пульс;
  • расширяет сосуды, снижая давление крови на стенки;
  • борется с жировыми запасами;
  • позволяет сократить дозировку медикаментозных препаратов.

Противопоказания

  • гипертермии (повышении температуры);
  • высоких показателей СОЭ (более 30 мм/час);
  • кровоистечений;
  • туберкулезных, острых тромбофлебитных, онкологических процессов.

Общие правила проведения занятий для детей, взрослых, пожилых

Больной бронхитом может заниматься лежа в своей постели, сидя на стуле или стоя, все зависит от самочувствия. Комплексы ЛФК в основном универсальны, не предусматривают возрастных ограничений, за исключением пары нюансов: пожилым людям не рекомендованы низкие наклоны, детям нужно устраивать занятия с игровыми элементами и чаще давать возможность передохнуть.

Дыхательная гимнастика при бронхите проводится по следующим правилам:

  • в теплое время года открыть окно (без сквозняков), в холодное – 10 мин. предварительно проветрить комнату;
  • сухой воздух увлажнить;
  • включить тихую релаксирующую музыку;
  • заниматься при неотягощенном пищей желудке;
  • концентрироваться на плавном полном вдохе носом, выдыхать ртом неспешно, без напряжения, с мыслью о том, что бронхи очищаются, из организма уходит все плохое;
  • соблюдать ритмичность дыхания и движений, останавливаться для откашливания и продолжать дальше;
  • выполнять комплекс в несколько подходов, устраивая непродолжительные расслабления;
  • начинать каждое занятие со статических упражнений, только когда дыхательная система разомнется приступать к динамическим;
  • завершать комплекс похлопываниями по груди, спине в области бронхов;
  • при усилении чувства слабости, головокружения устраивать внеплановые передышки.

Детям и взрослым будет весело вместе надувать шары, силой выдоха заставлять двигаться легкий кораблик в тазу или придавать ускорение мыльным пузырям.

Как часто нужно заниматься и сколько времени уделять гимнастике?

Разрабатывать застои мокроты нужно дважды в день по 30 мин. Первые признаки улучшения станут заметны примерно к концу второй недели. Чтобы они стали устойчивыми, должно пройти не менее месяца.

Чтобы не было рецидивов, заниматься нужно всю жизнь, комбинируя по возможности с другими видами физической нагрузки. Считается, что маленьким детям во время болезни достаточно глубоко продышаться утром и перед сном по 10 мин. с 1-2 паузами.

Популярные методики

Проблема борьбы с бронхо-легочными заболеваниями затрагивает все народонаселение планеты, поэтому за многие годы накопилось много интернациональных дыхательных методик.


Динамические упражнения

При бронхите изотонические дыхательные упражнения выполняются с четким ритмом диафрагмального или комбинированного диафрагмально-грудного дыхания.

  1. Стоя руки, как расправленные крылья, поднять выше плеч, на выдохе плавно опустить. Выполнить для начала 5-6 раз, имитируя неспешный полет крупной птицы.
  2. Сеть на стул, руки на талии. Вдыхая повернуть влево корпус с выпрямленной в сторону одноименной рукой. На выдохе вернуться назад. То же в правую сторону.
  3. Вариация полета на бегу отличается плавными взмахами в фазе надувания воздухом живота. Затем руки уходят вниз одновременно с втягиванием живота. Бег мягко сменяется медленной ходьбой. Сделать 5 коротких циклов.
  4. Выполнить аналог подъема рук над головой, только в лежачем положении. Грудной клетке, сердцу должно быть свободно и удобно. Пользуясь диафрагмальным вдохом, не спеша уложить руки за головой, на выдохе опустить вдоль туловища.
  5. То же чуть быстрее двигая руками, поочередно меняя их в момент выдоха.
  6. Ногами имитировать вращение педалей. При нехватке дыхания делать паузы. Повторять до усталости в ногах.
  7. Лежа лицом вниз руки вытянуть по бокам тела, в упражнении их не задействовать. Набирая в грудь воздуха поднимать голову вверх до упора, выпуская воздух возвращаться назад. После нескольких повторений подключить руки, протягивая их виртуальному объекту.
  8. Повернуться на бок, ноги немного согнуть. Тянуть руку вверх, обеспечивая максимальную растяжку суставов, освобождение внутреннего пространства корпуса. Аналогично на другом боку.

Еженедельно добавлять несколько повторений, довести их до 14. Удерживать полную нагрузку до выздоровления.

Легкий дыхательный комплекс

Выработка внутрибронхиальной слизи при воспалении значительно увеличивается. Мокрота сгущается, налипает на стенки, становится трудной для выведения. Вибрирование сгустков вызывает болезненный кашель, а эвакуации не происходит. Застои усиливаются, если у больного постельный режим.

Справиться со сгустками помогут легкие дыхательные упражнения:


Звуковая гимнастика

Дыхательная гимнастика при бронхите станет эффективнее, если сопровождать ее произнесением различных букв. Направленная внутрь вибрация, сопротивление при выдувании позволяют разбить застои слизи на мелкие комочки, легче эвакуируемые кашлем. Рекомендуется применять шепот при хроническом бронхите, гудящие и жужжащие звуки при астме.


Звуковая дыхательная гимнастика также применяется при бронхите.
  1. Сделать полный вдох, подняв руки вверх, вытянувшись на носках. Мягко опуститься на пятки, выпуская воздух губами трубочкой со звуком «у». Повторять не менее 5 раз.
  2. Сесть, скрестить ноги как в медитации. Надувая живот выдвигать вверх кулаки. Втягивая живот произносить врастяжку звук «х».
  3. Сесть на стул или под стенку на коврик. Поднимать руки в стороны – вдох, опускать – длинный выдох с фырчанием «ф-ф».
  4. Утвердив ноги на небольшом расстоянии, делать махи руками вперед, назад, сочетая их соответственно с выдохом, вдохом и со звуками «р-р», «ж-ж», «з-з».
  5. В стойке «ноги вместе» одномоментно с вдохом поднять правую руку вверх, левую отвести в сторону. В фазе медленного шипящего выдыхания «а-а» менять положение верхних конечностей.

Можно еще подобрать для себя действенные звуки: о, жжрух, дг, кч, пррухх, ссухх, ш-ш, м-м.

Дренажная гимнастика

Позиционное выведение наружу вязкой либо гнойной слизи облегчает состояние при хронических бронхо-легочных заболеваниях. Дренаж проводится через полчаса после получения аэрозолей, эндотрахеальных вливаний, бронхорасширяющих препаратов, отхаркивающих чаев.

Дренажные упражнения делают дважды в день. Больной занимает положение, обеспечивающее самопроизвольное вытекание слизи ближе к трахее и последующее ее выкашливание.

  1. Из стойки с опущенными руками втянуть воздух, считая сначала до 3, позже до 6. Для выдоха счет продлить на 1-2.
  2. Лежа поднять руки с вдохом, потянуться к потолку. Выдохнуть, плавно опуститься.
  3. В позе на спине одна рука лежит вдоль корпуса, вторая заведена дальше головы. В режиме свободного дыхания менять конечности местами.
  4. Спина и стопы на ковре. Вбирая воздух, поднять вверх бедра, выпуская – вернуться на ковер.
  5. В позиции лежа сделать вдох, выдыхая потянуться руками к стопам. Лечь обратно на вдохе.
  6. Перевернуться на живот. На вдохе поднять верхнюю часть корпуса, прогнуться до поясницы, вернуться с выдохом.

Дренажные упражнения сочетают с массирование грудной клетки. При усилении одышки занятия прекращают.

Комплекс Стрельниковой

Автор эффективной гимнастики певица А. Стрельникова, став педагогом решила помочь будущим вокалистам овладеть приемами правильного дыхания, защищающими их от профессиональных заболеваний респираторной системы.

Чтобы научиться основам методики нужно положить руки по бокам на талию и слегка вдавить их под ребра. Сделать носом короткий как укол вдох, направив воздух в живот. При этом талия должна раздвинуть сжимающие ее руки. Диафрагма в этот момент пружинисто распрямляется, а возвращаясь в нормальное положение, стимулирует самопроизвольное полное выталкивание воздуха через рот.

Количество акцентных вдохов кратно 4-м:

  • сначала по 4 шумных вдоха;
  • по мере освоения практики – по 8, 16, 32;
  • затем переходят на «стрельниковскую сотню» – 32 вдоха в 3 подхода с паузами;
  • полная нагрузка – от 1500 вдохов за 2 занятия в день.

Общий ритм дыхания не должен быть учащенным, а легкие – переполненными. Когда метод станет привычным, можно переходить к упражнениям. Их конструкция парадоксальна – вдох выполняется в момент наклона, скручивания, сжатия грудной клетки.

  1. Стоя, сидя, или лежа разводить на выдохе согнутые руки в стороны, а на вдохе обнимать себя, но не прикасаться к предплечьям.
  2. Стоя делать наклоны, руки как будто двигают рукоятку насоса ниже колен. Мысленно представить вхождение воздуха через поясницу. В упражнении не требуется полного разгибания. Примерно на половине подъема должен произойти автоматический выдох.
  3. Под ритмичную музыку на вдохе делать повороты верхней частью корпуса. Руки согнуты в локтях.

Дыхательная гимнастика по Бутейко

Физиолог К. Бутейко выбрал противоположную методику – поверхностное дыхание с накоплением углекислого газа. Она рекомендована для ежедневного 3-кратного выполнения.

  1. Затаить дыхание насколько возможно. Затем долго дышать с минимальной амплитудой.
  2. Во время ходьбы перемежать фазы отсутствия дыхания полноценным поступлением воздуха.
  3. Сидя, лежа или стоя дышать по принципу трепетания свечи (минимально), доводя эту способность до 10 минут.

Комплекс от Юрия Вилунаса

Академик-историк Вилунас утверждает, что его методика способна полностью оздоровить организм, избавить от любой боли. Он сам вылечился от диабета, ишемии, гипертонии. Этим «рыдающим» способом пациенты излечивались от бронхита.

Дыхательная гимнастика при бронхите по Вилунасу:

  • короткий секундный вдох (примерно половина от полного);
  • резкий полусекундный выдох с негромким «ха»;
  • задержка дыхания ровно на 3 с.

Для профилактики достаточно 1 цикла в день. Для лечения нужно выполнять упражнения каждый час – сначала несколько раз по 1 циклу, а в конце часа – 3 подряд.

Гимнастика по Фролову

Биохимик В.Фролов создал тренажер ТДИ-01 для дыхания воздухом горного типа. Воздушно-капельная смесь образует разреженные, низкокислородные условия как на большой высоте. Благодаря этому возрастает степень усвоение кислорода, происходит увлажнение, массаж легких, активное выведение мокроты, очищение бронхиального дерева.

Для эффективного действия гипоксии следует:

  • зажав нос специальной прищепкой, втянуть увлажненный воздух из трубки, соединенной с небольшим баллоном, и туда же его выпустить;
  • резко втянуть баллонную смесь (2-3 с), задействовав диафрагму;
  • выдыхать 1-1,5 мин., втягивая живот.

Сеансы длятся 20-30 мин. по самочувствию. С учетом этого фактора регулируется уровень воды в баллоне и ее сопротивление. Тренировки предпочтительны натощак в течение месяца. Очень важен позитивный психологический настрой. Прибор разрешен для лечения детей с 4 лет.

Здоровый человек не использует весь поступающий кислород, выдыхая остаток вместе с углекислым газом. При бронхите процент остаточного оксигена намного больше. Симбиоз дыхания и гимнастики в несколько раз повышает объем усвоенного кислорода, при этом улучшает обмен веществ, состояние крови, эффективно освобождает от слизи дыхательные пути.

Полезные видео о различных техниках дыхательной гимнастики при бронхите

Дыхательная гимнастика Стрельниковой:

Гимнастика при заболеваниях органов дыхания:

Не секрет, что самыми распространенными на сегодняшний день заболеваниями считаются заболевания дыхательных путей. По статистике различными формами синусита в России страдают ежегодно около 10 млн. человек, астмой - около 10% взрослого населения и 15% детей. Не говоря уже о простых простудных заболеваниях, которым подвержены все группы населения от мала до велика.

Способов борьбы с этими явлениями существует разнообразное множество. Одним из самых популярных в последнее время методов лечения является дыхательная гимнастика. И рост числа вариантов таких гимнастик растет день за днем. Рассмотрим в чем состоит дыхательная гимнастика по системе Бутейко и Стрельниковой поскольку их системы считаются самыми доступными и результативными.

Начнем с сути и основных положений дыхательной гимнастики доктора Бутейко. Его метод заключается в работе по постепенному уменьшению глубины дыхания до нормы. Достичь этого он предлагает путём разумного, настойчивого и постоянного расслабления дыхательных мышц. При этом необходимо измерять углекислый газ в легких по разработанной им для домашнего использования таблицы контрольных пауз задержки вдоха.

Бутейко обосновывает эффект своего открытия тем, что чем глубже вам приходится дышать, тем меньше кислорода на самом деле поступает в организм, но при этом заметно снижается количество в нем углекислого газа. А чем глубже мы дышим, тем сильнее задыхаемся. В итоге получаемся загнанными в замкнутый круг.

Доктор предлагает в своей гимнастике дышать правильно, то есть так чтобы дыхания не было слышно и видно причем только через нос. Вдыхать нужно очень мало, так чтобы ни грудь, ни живот не двигались. При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох 3-4 секунды, а затем пауза 3-4 секунды, объем вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше.

На основе многолетних наблюдений он выяснили, что тем кто только начинает заниматься по его методике стоит сокращать вдох лишь на 1/4 от привычного.

По мнению ученых эффективность его метода составляет 80-85%, однако позволяет лечить около 150, то есть 95% чаще всего возникающих болезней человека. Метод Бутейко имеет разрешение Минздрава СССР на применение на людях. Вот правда, чтобы получить это разрешение доктору и его последователям пришлось более 30 лет доказывать его действенность нескольким сменившимся за то время министрам Минздрава и комиссиям, которые они создавали. С момента признания Минздравом СССР, система дыхания Бутейко К.П. получила мировое признание и даже осваивается на уроках физической культуры в некоторых странах мира.

Его методика позволяет улучшить состояние здоровья вроде бы ни на что не жалующимся людям, так что может использоваться для профилактики возникновения все тех же 150 болезней.

Также можно сказать, что гимнастика Бутейко должна осваиваться с помощью опытного методиста, что для простого человека практически невозможно. Именно по этому в России действует несколько центров Бутейко, где есть грамотные методисты, дающие эффективность метода 99-100%. Но занятия платны. 14 дней занятий - стоят около 300 у.е.

В этом плане выгодно отличается система Стрельниковой, она считается самой простой в использование. В интернете можно найти специальные обучающие видео, чего нельзя сказать о системе доктора Бутейко...

Разработка гимнастики Стрельниковой началась не с ее желания лечить людей в широком смысле слова, а с необходимости помочь профессиональным певцам в восстановлении и расширении диапазона голоса. Результативность ее метода автор обосновывает тем, что из существующих четырех функций органов дыхания - пение самая сложная. Делаем вывод, что если эта система восстанавливает данную функцию, то для нее не заставит труда оздоровить и все функции более простые как дыхание.

Уникальность гимнастики состоит в том, что вы вдыхаете и выдыхаете при совершении физических упражнений, которые затрудняют эти процессы. Вдох при этом должен быть коротким и резким, как будто вы уловили какой-то неприятный запах. Губы же в этот момент сомкнуты, но не напряжены. Обратите внимание, что нельзя помогать себе за счет мышц. Грубой ошибкой считается сделать слишком большой вдох.

Выдох по гимнастике стрельниковской совершается через рот, процесс естественный и произвольный. Губы должны разжиматься сами по себе. Воздуха должно выйти столько, сколько позволит организм. Выдох – как получится, то есть он должен быть естественен. Еще одна ошибка - препятствие выдоху.

Хочется отметить, что гимнастика Стрельниковой оказывает благотворное влияние не только на органы дыхания, но и как и система Бутейко, воздействует на организм комплексно.

Специалисты уверяют, что если выполнять упражнения утром и перед сном, то результаты появятся уже через пару недель. Но у системы Стрельниковой существуют и противопоказания. Это высокая степень , глаукома или высокое артериальное давление. Кроме того, ни в коем случае не советуют сочетать метод Стрельниковой с другими дыхательными гимнастиками. В том числе и с йогой, несмотря на то, что некоторые упражнения кажутся идентичными.

В завершение хочется отметить, что различные дыхательные гимнастики в наше время уверенно входят в терапевтическую практику. И они на самом деле способны помочь больным людям. В основном они заключаются в правильном носовом дыхании, которое стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Освоив подходящую для нас гимнастику, мы сможем избавиться от многих проблем со здоровьем.

Alina Afanasyeva, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!