Сравнительный характер остапа и андрия. Характеристика Остапа (Н

Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» одни из главных персонажей. Гоголь наполнил их образы запоминающимися чертами. Эти герои важны не только для движения сюжета, но и для раскрытия характера их отца, и для воплощения основной идеи повести. Остап и Андрий для Тараса Бульбы значат очень много. Ради того, чтобы воспитать в сыновьях боевой дух и закалить их характер, Бульба решает ехать в Запорожскую Сечь, пытается агитировать кошевого нарушить мирный договор и в итоге устраивает внеочередные выборы на Сечи.

В первой главе дано общее описание Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»:

«Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю».

По этим строкам становится ясно, что они ещё подростки («первый пух волос»), их поведение указывает на скованность и неравное положение. И Остап, и Андрий всё ещё ощущают давление отца. Старшего сына задели слова Бульбы о смешной форме семинаристов, поэтому тот идёт на Тараса с кулаками, чтобы защитить свою честь и точку зрения. Он намерен доказать отцу, что стал взрослым мужчиной. Бульбе такой поворот событий понравился:

«– Да он славно бьётся! – говорил Бульба, остановившись. – Ей-богу, хорошо! – продолжал он, немного оправляясь, – так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак!»

В Остапе и Андрие, сыновьях Тараса Бульбы был заложен огромный потенциал. Это подметил и сам отец, поэтому решает приобщить их к делу своей жизни – козачеству. Появилась идея у Тараса Бульбы Остапа и Андрея отправить в Запорожскую Сечь. Таланты обоих юношей пригодились им на Сечи. «Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков». В семинарии Остап изначально показал себя не с лучшей стороны. Он много раз сбегал и докучал преподавателям. Но позже всё же взялся за ум, усердно занимался и стал одним из лучших учеников в классе. Аналитическое мышление пригодилось ему и на поле битвы. Остап быстро мог найти выход из сложившегося положения или же сделать верный тактический ход. Он был, кроме того, ещё и хорошим товарищем.

В одном из боёв старшего сына взяли в плен. Остап долго находился в польской темнице, пока не был объявлен приговор о смертной казне. Он умирает как герой, крепкий и несломленный козак, не позволив себе ни одного крика боли.

Андрий же отличался от старшего брата особой чувствительностью к тонким материям. Его привлекает красота природы, тихий шелест степной травы, старинные улицы Киева. Андрий рано открыл в себе потребность любить, но не мог признаться в этом даже близким людям. Именно эта отличительная черта в итоге обернулась фатальной. Андрий предаёт отца, отдавая всего себя на служение польской панночке. Его убивает Тарас, не желая понять, как получилось так, что любовь Андрий ценил выше долга.

Однако при таком складе характера именно Андрий был зачинщиком и организатором всяких проделок и приключений. А наказания ему удавалось избегать с помощью своего изворотливого ума. Именно эта способность найти нестандартное решение в сочетании с задатками лидера делала Андрия особенным козаком. «Он не знал, что такое обдумывать или рассчитывать… Бешеную негу и упоение он видел в битве: что-то пиршественное виделось ему в те минуты, когда… летят головы, с грохотом падают на землю кони».

Нельзя сказать, что в «Тарасе Бульбе» образы Остапа и Андрия противоположны. Это два разных героя, но тем не менее у них есть что-то общее. Они оба смелые, отважные воины, которые готовы сражаться и умирать за то, что им дорого. Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы, были достойными людьми.

Приведенное описание образов сыновей Тараса Бульбы Остапа и Андрия поможет 6-7 классам при подготовке сочинения на тему «Остап и Андрий в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

Тест по произведению

В повести "Тарас Бульба", созданной Николаем Васильевичем Гоголем, мы знакомимся с тремя главными героями: Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием.

Именно последний - наиболее неоднозначный, сложный, противоречивый. Каков его Что это за личность? Как складываются его взаимоотношения с другими действующими лицами данного произведения? Попробуем ответить на эти вопросы, проследив недолгий этого персонажа, а также найти взаимосвязь его поступков, характера с реалиями времени. Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" предлагается вашему вниманию.

Внешность Андрия

Сначала рассмотрим внешность этого персонажа. Описание ее встречается несколько раз в тексте произведения. Автор отмечает, что он был "хорош собою", имел "большие глаза", у этого героя "мужественное лицо", в котором отражалась сила и очарование.

Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" раскрывается в его внешности. Гоголь так описывает своего героя: это молодой человек со здоровым, крепким лицом, уже покрытым пухом волос, с черными усами, оттеняющими его белизну. А после участия в боях отмечает, что из лица исчезла юношеская мягкость, оно теперь стало сильным и грозным. Такова внешность Андрия из "Тараса Бульбы".

Николай Васильевич передает портрет этого героя через мнения о нем других персонажей произведения: так, по мнению полячки, которую он встретил в осажденном городе, это был сильный и красивый юноша, мужественный, который обличал "развязную вольность" своих движений даже в неподвижности, его взор был тверд и ясен, "бархатная бровь" выгнулась "смелою дугою", а "загорелые щеки" блестели огнем, лоснился, "как шелк", его черный ус. Так дополняется внешность Андрия из "Тараса Бульбы" восприятием его женщиной.

Заглавный герой, глядя на мертвого сына, отмечает, что он был чернобровый, "станом высокий", с лицом, "как у дворянина", а рука его крепка была в бою.

Детство героя

Этот младший сын закаленного в боях Тараса Бульбы, казачьего полковника, православного христианина, которого почитали казаки, провел детство в скромном доме среди лугов и деревьев, где был вместе со своим старшим братом окружен любовью и безграничной заботой матери. Отца мальчики видели редко, но очень его уважали и боялись. Остап и Андрий ("Тарас Бульба") с 12 лет учились в бурсе (киевской академии), престижном учебном заведении по тем временам, но отличавшимся суровыми обычаями и нравами (полуголодная жизнь, побои и пр.).

Учеба в бурсе

Именно в бурсе происходит формирование и становление характера героя. Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" во время обучения следующая. Мальчик без напряжения и охотно усваивает знания, имеет лидерские задатки, часто является предводителем "опасного предприятия", обладает изобретательным умом, изворотлив и хитер (умеет увернуться от наказания). Как и все молодые люди того времени, он жаждал подвигов и, кроме того, любви, потребность в которой живо вспыхнула в нем, когда юноше исполнилось восемнадцать лет.

Потребность в любви

Именно эта черта, потребность в женской дружбе, является отличительной для этого персонажа. Образ Андрия из "Тараса Бульбы" раскрывается именно в любви. К женщине его отношение сильно отличается от общепринятого в среде казаков того времени. Он подходит к представительницам противоположного пола как к богиням, они являются объектом его преклонения и восхищения. Замечание Гоголя, писавшего о том, что лишь "обожатели женщин" не могли ничего найти в , предопределяет жизненный путь этого человека.

Само время, его реалии, вынуждают юношу быть скрытным, поскольку в тот век бесчестно и стыдно было для казака думать о любви и женщине, прежде не отведав битвы. Лишь став героем и воином, можно добиться расположения и внимания прекрасной дамы. Для Андрия подвиг - не итог, это всего лишь средство для достижения главной цели, которой является любовь.

Мечтательность

Этот герой произведения был полон мечтательности, созерцательности и романтических идей. Характеристика Андрия из повести "Тарас Бульба" дополняется следующей деталью. Он любил бродить один в уединенных уголках Киева. Романтический и этого персонажа раскрывается Гоголем с помощью описания природы (звездное небо, вишневые сады и пр.). При этом, однако, Андрий - человек, прежде всего, действия, и поэтому неудержимо рвался на свободу его внутренний мир, требуя воплощения в действительности.

Желанная встреча

Произошедшая случайно встреча в девушкой, дочерью ковенского воеводы, дала старт к воплощению в жизнь подвига во имя дамы (точнее, дерзкого проникновения через каминную трубу в ее спальню). Смелый, безумный, но, увы, необдуманный поступок, поскольку герой не знал, что делать дальше. Он не смел "пошевелить рукой" от робости и стоял, потупив глаза. Этот эпизод ярко характеризует личность данного персонажа: он застенчивый и скромный, но одновременно решительный и дерзкий, вдохновенный и порывистый, но никогда не задумывающийся о последствиях и не предвидящий их.

Жизнь среди казаков

Попав в Сечь по велению отца, Андрий ("Тарас Бульба") погрузился в разгульную жизнь всей своей пламенной натурой (метко и бойко стрелял, стал у казаков на хорошем счету, переплывал против течения Днепр). Возможность участвовать в боевых действиях вызвала у этого героя восторг, он погрузился в музыку мечей и пуль. Гоголь пишет, что герой этот не знал, что значит рассчитывать, обманывать или заранее измерять чужие и свои собственные силы. Лишь "упоение" и "бешеную негу" он видел в битве. Образ Андрия из "Тараса Бульбы" дополняется, таким образом, новыми чертами. Даже сам Тарас удивлялся своему сыну, который натиском производил чудеса, которыми восхищались даже закаленные в боях воины.

Причины гибели Андрия

Что же привело в итоге этого блистательного юношу к предательству, преждевременной и бесславной кончине?

Среди главных причин можно выделить следующие: страстная и впечатлительная натура героя, его неокрепшая личность, характер, который еще не сформировался, некоторые пробелы в воспитании, не осознаваемое им самим желание выйти из-под власти деспотичного родителя, и эгоизм, всепоглощающая страсть, а также роковое стечение обстоятельств (страдающая от голода девушка, находящаяся в осажденном городе, органная величественная музыка, горожане, умирающие от истощения, встреча с возлюбленной, объяснение полячки в любви). Такова основная характеристика Андрия (повесть "Тарас Бульба") и причин его трагической смерти.

Осознав то, что страсть к девушке является взаимной, что его желанная, потаенная мечта достигнута наконец, герой обо всем забывает и отрекается от родины, от товарищей, от отца, нисколько не задумываясь. Он говорит девушке: "Отчизна моя - ты!". "И пропал козак!" - пишет Николай Васильевич.

Переход этого героя на сторону врага, спонтанный и все же понятен и объясним. Ведь любовь и убийство - две несовместимые вещи, как "гений и злодейство". А Андрий ("Тарас Бульба") убивал своих товарищей, нисколько не сожалея.

Образ его соткан из противоречий, как и в любом человеке одновременно присутствует дьявол и бог, и от того, какой выбор будет сделан, зависит судьба каждого из нас.

Закончив читать книгу Гоголя “Тарас Бульба”, я с сожалением отложил ее в сторону. Мне она очень понравилась. Прочитал на одном дыхании за один вечер. Потом, перед написанием сочинения, я перечитал ее еще раз. Книга эта непростая и отдать предпочтение кому-либо из героев сложно. Больше всего меня заинтересовали Остап и Андрий. Вроде братья, а какие разные взгляды на жизнь, какие разные характеры.
Гоголь - гениальный писатель. Он короткими штрихами может описать внешность так, что сразу представишь наяву, как выглядел человек. “Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва”.
Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и, приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.
Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его.
Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях.
Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. “Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал”.
“Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые”. Он вспомнил о своей встрече с полячкой в Киеве. Андрий полюбил ее и не мог забыть того сладостного момента, когда она разговаривала и смеялась над ним.
В Запорожской Сечи братьев приняли как равных. Казаки быстро оценили их силу, смелость, ловкость, отвагу в бою, веселый нрав на пирушках. Но и тут братья вели себя неодинаково. Остап был храбр в сражении, но в то же время и осмотрителен. Он умел найти выход из трудного положения, притом с пользой для
своих. Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: “О, да этот будет со временем добрый полковник! Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!”
Андрий же летел в бой, не чувствуя ничего. Его опьяняли свист пуль, блеск сабель, звон оружия. Он несся с безумной храбростью, и, где не смог бы победить старый казак, он выходил победителем. И про младшего сына Тарас говорил: “И это добрый, враг бы его не взял, вояка; не Остап, а добрый, добрый вояка”.
Но на беду Андрия, польская девушка, которую он полюбил в Киеве, оказалась в осажденном казаками городе. Ночью, пробравшись в город, Андрий встретил ее. Он поклялся ей в любви и сказал: “Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна моя - ты... И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну...”.
Страшно разгневался Тарас, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Оста-па, для всего казацкого войска. С этой минуты старый Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес.
А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины.
* Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрал положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.

Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых известных произведений Н. В. Гоголя. Оно было задумано как крупномасштабная историческая картина, отображающая противостояние запорожского казачества и польской шляхты. Центральными персонажами повести стали один из руководителей казачьего движения Тарас Бульба и двое его сыновей: Остап и Андрий.

Определение

Остап – литературный персонаж повести «Тарас Бульба», старший сын казачьего атамана, разделивший с отцом и возглавляемым им войском сложную судьбу борцов против польского порабощения.

Андрий – младший сын Тараса Бульбы, который из-за любви к женщине предал дело отца и перешел на сторону врага. За предательство Андрий поплатился жизнью.

Сравнение

Эти персонажи не были задуманы Н. В. Гоголем как антагонисты. Их детство прошло под нежной материнской опекой. Привязанность к матери Андрий сохранил на всю жизнь.

В подростковом возрасте оба сына Тараса Бульбы поступили на обучение в семинарию. В это время стало отчетливо проявляться различие в чертах их характеров.

Андрий обладал веселым нравом, легко сходился с товарищами по учебе, так же легко усваивал премудрости науки, с удовольствием участвовал в потасовках и всегда выходил сухим из воды.

Остап был замкнут, молчалив, с трудом, но упорно учился, сторонился товарищей, часто бывал объектом их грубоватых шуток, но умел постоять за себя.

После окончания учебы сыновья, по решению Тараса Бульбы, отправились в Запорожскую Сечь. Им была уготована суровая школа жизни. Остап унаследовал отцовскую твердость, приверженность православной вере и долгу перед Отечеством. Он достойно сносил тяготы военных походов и в бою проявлял небывалую ловкость, стойкость и отвагу.

Убеждения Андрия оказались не настолько твердыми. Влюбившись в дочь польского вельможи, он сложил к ее ногам казацкое оружие, отступился от веры, предал отца и стал сражаться с казаками на стороне врага.

Отступничество Андрия старый Тарас переживал как глубокую личную драму. Он собственноручно казнил попавшего в плен Андрия, не сумев простить ему измену казачьей присяге.

Выводы сайт

  1. Остап – старший сын Тараса Бульбы, его последователь, преемник казацких традиций.
  2. Андрий – страстная романтическая натура. Он оказался способным ради любви к женщине отказаться от славы, чести и Отечества.
  3. Твердость характера Остапа проявлялась с ранних лет. Подтверждение тому – упорство, с которым он преодолевал сложности учебы.
  4. Андрий с юности легче относился к житейским сложностям, был нежнее с матерью и умел мечтать не только о казацких походах.
  5. Остап и Андрий по-разному понимали чувство долга. По замыслу автора, каждый из них заплатил судьбе особую дань, имевшую цену жизни.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)