Стихотворение «Туча» Пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст. Последняя туча рассеянной бури! Анализ стихотворения «Туча» Пушкина

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения «Туча» Пушкина

Стихотворение «Туча» (1835 г.) является блестящим образцом пейзажной лирики Пушкина. В нем он использует прием олицетворения, обращаясь к туче, как к живому существу. Благодаря этому стихотворение обладает большой выразительностью и художественной красотой.

По поводу скрытого смысла произведения существует две точки зрения. Первая связана с романтическим толкованием образа тучи. Поэты-романтики считали тучи символами житейских проблем и несчастий, которые собираются над головой человека. Сгущение туч означало непосредственную опасность. Буря с громом и молнией символизировала борьбу романтического героя с враждебными силами. Также непогода связывалась с отрицательными эмоциями, захлестывающими душу человека. Но погода – быстро меняющееся явление. На смену буре приходит ясный солнечный день. Так же и человек находит в себе силы, чтобы справиться со своими проблемами. Изгнав из своего сердца страх и ненависть, он вновь испытывает радостные и светлые чувства. В нем просыпаются новые жизненные силы. После прошедшего урагана все человеческие ощущения наполняются особой свежестью восприятия.

Согласно другой точке зрения стихотворение посвящено десятилетию со дня восстания декабристов («рассеянная буря»). Декабристы рассматриваются в качестве необходимого обществу сотрясения. Поэт полностью разделял взгляды восставших, поэтому туча «издавала таинственный гром» и «поила дождем» истосковавшуюся по влаге землю. «Таинственный гром» и «дождь» — идеи декабристов о справедливом общественном устройстве. Они должны были повлиять на человеческое общество («алчную землю»), направить его на правильный путь. Восстание провалилось, и декабристы, подобно тучам, были рассеяны. Общество успокоилось, и вновь воцарилось мнимое благополучие. Идеалы декабристов и их мятеж подверглись осуждению. Пушкин остается верен этим идеалам, поэтому сравнивает себя с последней тучей. Он испытывал неудовлетворение, поэтому среди беззаботного общества («ликующий день») казался странно и подозрительно задумчивым («наводишь унылую тень»).

Независимо от того, какой смысл вкладывал в стихотворение сам Пушкин, оно является прекрасным произведением, посвященным природе. Кроме олицетворения поэт удачно применяет антитезу, противопоставляя картину грозной бури спокойному дню. Очень ярко выглядит образ именно последней тучи, которая становится пограничным явлением между двумя противоположными состояниями природы.

«Туча» Александр Пушкин

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения Пушкина «Туча»

Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием отождествления природы с живым существом. Примером этому может служить лирическое произведение «Туча», написанное в 1835 году и ставшее своеобразным гимном летнему дождю.

С первых его строк автор обращается в туче, которая после бури одиноко несется по лазурному небу, словно бы ища пристанища. Наблюдая за ней, Пушкин восхищается тем, насколько продуманно устроен наш мир, но при этом напоминает небесной страннице, что ее миссия уже завершена, и теперь пришло время покинуть небо. «Одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день», — отмечает поэт.

Пытаясь прогнать тучу, которая так омрачает ему настроение, Пушкин, тем не менее, прекрасно понимает, что все в этом мире взаимосвязано, и еще недавно эта небесная странница была такой необходимой и долгожданной. Поэт подчеркивает, что именно она «алчную землю поила водой», когда все вокруг нуждалось в живительной влаге. А гром и молнии, сопровождающие этой удивительное явление, служили всем нам напоминанием о том, что даже к обычной туче нужно относиться трепетно, возвышенно и с определенной долей уважения.

Однако автор тут же зам себе противоречит и обращается к своей собеседнице достаточно фамильярно: «Довольно, сокройся! Пора миновалась», — призывает поэт, подчеркивая при этом, что свою миссию туча уже выполнила, и теперь «ветер, лаская листочки древес, тебя с успокоенных гонит небес». Этим обращением Пушкин хочет подчеркнуть не только тот факт, что мир переменчив и многообразен, но и обратить внимание читателей на простую истину – все в жизни должно подчиняться определенным законам, установленным не людьми, а некими высшими силами. Автор подчеркивает, что их нарушение лишает и природу, и человека той удивительной гармонии, которая и дарит ощущение подлинного счастья. Ведь если безобидная тучка смогла омрачить настроение поэта, что уж говорить о человеческих мыслях и поступках, которые могут принести гораздо больше боли и разочарования? Понимая это, Пушкин на простом и очень доступном для понимания примере объясняет, насколько важно делать все своевременно, чтобы потом не сожалеть о произошедшем и не быть изгнанным, как дождевая тучка, оказавшаяся не к месту и не ко времени на небесном небосклоне.




Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835 год

«Туча» Александра Сергеевича Пушкина написана в 1835 году.
«Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности в прозе и в лирическом творчестве. Исчезает восторг перед мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке.
Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа (в стихотворении ее символизирует образ тучи), проходя через бурные чувственные искушения, обновляется и возрож¬дается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира. В стихотворении «Туча» Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление » .
«Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других… Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» состоит в том, что автор показывает, что природа и человек связаны неразрывно… В стихотворении "Туча" (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление » .
Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» можно рассматривать не только как зарисовку природы, как философское размышление, но и как отклик на десятилетие восстания декабристов. С исторической точки зрения, поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений). В связи с этим, образ грозы - смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. Гроза - это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи.
Из вышесказанного следует, что тема стихотворения «Туча» - созерцание природы лирическим героем, а идея - отражение социальных потрясений и невзгод, которые пришлось пережить поэту, через неразрывную связь и единение с природой. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье - так и душа человека (лирического героя) воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира.
Рассмотрим текст стихотворения подробнее.
Своеобразна композиция стихотворения. Перед нами три картины, три части, связанных воедино по смыслу. Условно их можно обозначить так:
1. Настоящее (одинокая туча несется по небу / запрет на издания произведений);
2. Прошлое (недавняя гроза / восстание декабристов);
3. Умиротворение (последний след тучи на успокоенных небесах / душа лирического героя ищет успокоения, приобщения к гармонии и красоте окружающего мира).
В каждой части есть свои ключевые слова, присущ определенный стиль.
Так для первого четверостишия характерно уныние. Это помогают нам понять такие слова как «одна ты», «унылую тень», «печалишь… день» .
Второе четверостишие агрессивное. Об этом говорит употребление таких словосочетаний, как «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю» . Кроме того агрессию создают повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром» .
В последней строфе чувствуется умиротворение благодаря таким словам, как «миновалась», «освежилась», «промчалась», «с успокоенных гонит небес» .
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с усечением (в данном случае с неполной стопой в конце последних двух строк каждой строфы), благодаря чему стихотворение становится похожим на философское размышление лирического героя. С другой стороны, плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию.
Обратим внимание на лексику. На первый взгляд, все слова в тексте простые и понятные, но если вчитаться внимательнее, то мы заметим такие слова, как «лазурь», «сокройся», «миновалась», «древес» .
«Лазурь » — это один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. По мнению некоторых ученых, это слово заимствовано из польского или чешского языка.
Экспрессивный оттенок тексту стихотворения придают устаревшие формы слов «сокройся» и «миновалась».
«Древес » - т.е. деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Данные слова настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
Для придания тексту особой изящности автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («одна ты», «и» ), синонимические повторы («облегала» - «обвивала», «миновалась» - «промчалась» ), корневые повторы («небо» - «небес», «землю» - «земля», «буря» - «бури» ).
Особо следует отметить местоимение «ты » и его формы «тебя », которое является содержательным центром стихотворения. Это ключевое слово встречается шесть раз в тексте; в нем сконцентрировано идейное содержание текста стихотворения.
Большую часть текста составляют глаголы. Насыщенность глаголами (плюс одно деепричастие) придает стихотворению динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывают на быструю смену действия: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит, лаская. Интересно время и вид глаголов. В первой строфе глаголы настоящего времени, во второй - прошедшего. Тем самым мы видим отклик на события прошлого и отражение явлений реальности.
Для стихотворения характерна параллельная рифмовка. Удачно чередуются мужская и женская рифма: первые две строки каждой строфы женская - последние две строфы - мужская рифма. Благодаря женской рифме стихотворение произносится нараспев. Завершение каждой строфы мужской рифмой, с одной стороны, придает завершенность каждому абзацу, с другой стороны, делает стихотворение более торжественным и звучным.
Обратим внимание на фонетическую сторону текста. Не трудно заметить аллитерацию на сонорные согласные р, л, м, н :

Посл едн яя туча р ассеянн ой бур и!
Одн а ты н есешься по ясн ой л азур и,
Одн а ты н аводишь ун ыл ую тен ь,
Одн а ты печал ишь л икующий ден ь.

Ты н ебо н едавн о кругом обл егал а,
И м олн ия гр озн о тебя обвивал а;
И ты издавал а таин ственн ый гр ом
И ал чн ую зем лю поил а дождем .

Довол ьн о, сокр ойся! Пор а м ин овал ась,
Земл я освежил ась, и бур я пр ом чал ась,
И ветер , л аская л источки др евес,
Тебя с успокоенн ых гон ит н ебес.

Сочетание этих согласных очень удачно. Благодаря этому приему читателю кажется, что лирический герой произносит эти слова легко, нараспев; они словно музыка льются из его сердца.
Своеобразен синтаксис стихотворения. В первых двух абзацах наблюдаем анафору:

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Анафора «одна ты » задает стихотворению определенный ритм. За троекратным повтором слов звучит упрек и негодование. Анафора на «И » показывает нанизывание простых предложений в составе сложного. Такая стилистическая фигура называется многосоюзием. Троекратное употребление союза здесь не случайно, а намеренно. Благодаря этому приему речь замедляется вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
В тексте два восклицательных предложения, причем первое из них номинативное. Это предложение-обращение «Последняя туча рассеянной бури! ». Второе - побудительное восклицательное предложение «Довольно, сокройся! ». Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить.
Предложения первого абзаца построены четко и лаконично, по определенной схеме: подлежащее - сказуемое - второстепенные члены (определение - дополнение).

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Такая же строгость в построение предложений наблюдается и в последней строфе: подлежащее-сказуемое:

… Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…

Целостность текста достигается благодаря сочинительным союзам «и », а также бессоюзным предложениям, соединенным по смыслу.
В тексте присутствуют эпитеты, обозначающие внутреннее состояние: «посл едн яя туча», « р ассеянн ой бур и», «ясн ой л азур и», «ун ыл ую тен ь», «л икующий ден ь», «таин ственн ый гром », «ал чн ую земл ю», «с успокоенн ых н ебес» . Своеобразен эпитет «алчную землю ». Чтобы усилить впечатление читателя, поэт использует гиперболизированное слово «алчную ». Перед нами предстает преувеличенная жадность, желание, что-либо поглотить. Неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.
Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты облегала», «молния...обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась» . Туча - это живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Таким образом, эта лирическая миниатюра - возможность поговорить о мире человека, его душе. Проанализировав текст, нетрудно заметить, что в основе стихотворения лежит прием иносказания - аллегория. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту. Лексические средства, синтаксические конструкции, морфологические особенности, средства выразительности содействуют этому, делают текст более богатым и неповторимым. Метрика, рифма и тип рифмовки вводят в стихотворение элемент философского размышления.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Туча»

Значение А.С. Пушкина для русской культуры трудно переоценить. Поэт, прозаик, драматург, основоположник современного литературного языка. Начал писать стихотворения в 1814 году, когда ему было 12 лет. Первые стихи были написаны в стиле французского классицизма и сентиментализма. Он писал легкие, сладострастные миниатюры, эпизодические пьесы, эпиграммы.

Поэт один из первых в отечественной литературе использовал прием отождествление природы с живым существом, сделав ее полноправной героиней своих произведений. Сначала, вдохновленный путешествием на юг, где красота Кавказа переполняла его, он видит свободу, широкие просторы, крутые горы. Позже, вспоминает игривые реки, низкие облака, серебристые вершины гор.

Пушкин очень любил природу родной страны. Особенно его радовали поездки в деревню. Морозные деньки, зимние катания на санях, реки, скованные льдом, золотой пожар осенних красок, запах прелой листвы, первое дыхание весны, звонкие ручьи, первые листья – все это воспевал великий поэт в своих творениях.

Стихотворение «Туча» принадлежит поздней лирике автора. Появилось в 1835 году. В тот период Александр Сергеевич уже отошел от романтических традиций и восторженной пейзажной лирики. Но это произведение выдержано в стиле романтизма.

Это ода летней буре, мощной, волнующей, но кратковременной. С первой строки звучит эмоциональное обращение к туче, как живому существу. Поэт будто ругает, обвиняет ее в том, что она портит, «печалит» солнечный день. Она осталась, как напоминание о пролетевшей, нашумевшей буре. Ненастье сменилось хорошей погодой. Сейчас небо ясно, лазурно, но несколько минут назад была гроза, сверкали злые молнии, слышались раскаты грома, шел ливень.

Но туча не просто издавала «таинственный гром», она поила водой ненасытную, «алчную» землю. Видимо, до этого ливня был длительный засушливый период. Стихотворение построено на антитезе. В каждой строфе звучит контраст. Использованы яркие, меткие эпитеты, метафоры для изображения природных явлений.

Картина становится живой, богатой, эмоционально насыщенной. Сама туча олицетворяется с живым существом, сильным, могущественным, таинственным. Чувствуется древний, языческий страх перед ненастьем, громом, смешанный с восхищением.

Отношение автора к этой своеобразной героине противоречиво. В первом четверостишие он негодует, обвиняет тучу, что вовремя не исчезла с неба, как ее подруги. Поэт возмущен, что она портит погожий день. Во втором катрене Пушкин более снисходителен. Он вспоминает грозную бурю и то, что туча освежила природу, напоила сухую землю влагой. В этот момент из невинного облачка, она превратилась в грозную, величественную владычицу неба.

В третьем – лирик просит исчезнуть свою молчаливую собеседницу. Она выполнила свою миссию. Все обновилось, омылось дождем, а теперь радуется солнцу. Наступила гармония, умиротворение. Поэтому вечной небесной страннице стоит отправиться дальше.

Лирическое произведение состоит из трех катренов, которые составляют композицию стиха. Первый задает тон всему произведению. Ритм спокойный, гармоничный, плавный. Написано четырехстопным амфибрахием.

Яркая пейзажная зарисовка напоминает читателю о круговороте происходящих событий, явлений. И это касается не только природы. Все в жизни циклично. Непогода сменяется солнцем, теплом, а горе – радостью, благополучием. И чем злее была буря, тем глубже, гармоничнее, мощнее то, что придет ей на смену. Ведь, не зная зла, невозможно оценить добро. А самое холодное, темное время перед рассветом. Так и в стихотворении, ненастье обновило природу, омыла зелень травы, листьев, напитала почву влагой, напоила животных. Всему свое время, своя миссия, поэтому А.С. Пушкин просит тучу удалиться.


ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С.Пушкин, 1835г)

Разминка:

В8- Как называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С.Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»?

В9- Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень»- «ликующий день»).

В10- Назовите художественное средство, представляющее собой образное определение, которое многократно используется в стихотворении и усиливает эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.п.)

В11- Каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («Одна ты несешься по ясной лазури,// Одна ты наводишь унылую тень,// Одна ты печалишь ликующий день…»)?

В12- Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».

Ответы:

В8- олицетворение

В9- антитеза

В10- эпитет

В11- анафора

В12- амфибрахий


Клише:

  1. Идейный уровень(для этого стихотворения больше всего подходит первое клише)
Клише:

  1. Характеристика образов
Клише: «В первой строфе возникает/ют образ/ы…, который/ые играют ключевую роль в стихотворении»; «Образ… олицетворяет…»

Клише:

Клише:

^

Каков философский смысл стихотворения А.С.Пушкина «Туча»?

^ Пример сочинения по этому вопросу на 4 бала(с частичным использованием клише):

В данное произведение А.С.Пушкин вложил особый философский смысл. Стихотворение «Туча» можно рассматривать, как размышление о прошлом и будущем. Образ тучи олицетворяет последний «пережиток прошлого». Это раскрывается через такие изобразительно-выразительные средства, как эпитет: «унылая тень», «алчная земля», «таинственный гром»; олицетворение: «одна ты(туча) наводишь унылую тень». Так же автор использует антитезу(«унылая тень»- «ликующий день»), с целью противопоставления прошлого и будущего.

ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

(Г.Р.Державин, 1795)

Разминка:

В8- К какому жанру относится стихотворение Г.Р.Державина «Памятник»?

В9-Укажите название литературного направления, которое возникло в России во 2-ой четверти 18 века и нашло воплощение в творчестве Г.Р.Державина.

В10- Назовите образ античной мифологии, являющийся в стихотворении Г.Р.Державина «Памятник» символом поэтического вдохновения.

В11- Какой вид тропа, основанный на переносном значении слова по сходству, использует Г.Р.Державин для создания высокой художественной образности в словосочетаниях «полёт времени», «заря бессмертия»?

В12- Определите размер, которым написано стихотворение Г.Р.Державина «Памятник».

Ответы:

В9- классицизм

В11- метафора

Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения.


  1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, тема поэта и поэзии и т.д.)
Клише: «В данном стихотворении автор раскрывает тему…», «Автор «…» развивает традиционную тему…»

  1. Идейный уровень
Клише: «Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о …»; «Автор хотел донести до читателя мысль о том…»; «Этим стихотворением автор хотел сказать, что…»; «Здесь высказано мнение автора…»

  1. Истолкование названия
Клише: «Стихотворение названо так потому, что…», «Название «…» олицетворяет…»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. (указывая троп на месте троеточия используем цитирование, например: метафора- «заря бессмертия»)
Клише: «Сквозь строфы тянется цепь тропов…»; «Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, восклицание, антитезы и т.д.). Так же, указывая стилистическую фигуру, используем цитирование.
Клише: «В этом стихотворении автор использует стилистические фигуры…»; «Для яркого отображения внутреннего мира(внутренних переживаний, размышлений) лирического героя автор использует такие стилистические фигуры, как…»; «В основе стихотворения лежит приём: …»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Поэтическая фонетика(аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора и т.д.). Лексические средства выразительности(синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы и т.д.). Используем цитирование.
^ Клише почти такие же, как и в вопросах 4 и 5, немного переделываем по логике и используем:)

  1. Стихотворения русских поэтов, которые схожи по теме с «Памятником» Г.Р.Державина(Называем авторов и названия стихотворений)
Клише: « В своей лирике к теме … так же, как и Г.Р.Державин, обращались…», «Тема … так же нашла свое отражение в стихотворениях…», «Стихотворения ……. Перекликаются со стихотворением Г.Р.Державина «Памятник»

  1. Что объединяет названые вами стихотворения с произведением «Памятник» Г.Р.Державина? В чём их различия? (аргументируем свою точку зрения цитатами)
Клише: «Стихотворения … объединяет…», « Между этими стихотворениями… есть сходства, все они отражают…»

Задание С3. Напоминаю- объём сочинения 5-10 предложений. Использование терминов обязательно, не менее 5-ти(Слова «произведение», «лирический герой», «образ», «тропы» и тд считаются как термины). Стараемся не допускать речевых ошибок. Если тяжеловато сформулировать свою мысль, используем, если подходят, некоторые предложения, составленные нами ранее, и клише.

С3- В чём, по мысли Г.Р.Державина, заключается истинная награда для поэтического таланта?

^

С3- В стихотворении «Памятник» Г.Р.Державин размышляет над темой поэта и поэзии. Автор считает, что высшей наградой для поэтического таланта является память, «бессмертие» творений поэта. Само название «Памятник» олицетворяет что-то вечное и возвышенное. Уверенность поэта в своём бессмертии и в бессмертии человеческого слова раскрывается в стихотворении через такие изобразительно-выразительные средства, как метафора: «полёт времени», «заря бессмертия». Чтобы показать свои заслуги, автор использует гиперболу: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов твёрже он и выше пирамид».

С4- Какие русские поэты разрабатывали в своём творчестве тему поэта и поэзии, и как с ними можно соотнести стихотворение Г.Р.Державина?

^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

С4- В своей лирике к теме поэта и поэзии так же, как и Г.Р.Державин, обращались А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Авторы через свои стихи пытались ответить на вопрос: «В чём же истинное предназначение поэта?». Стихотворение «Памятник» А.С.Пушкина можно соотнести с «Памятником» Г.Р.Державина. С первой строфы эти произведения схожи по настроению и мыслям автора: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»(Г.Р.Державин), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»(А.С.Пушкин). Так же, эти стихотворения имеют общие черты со «Смертью поэта» М.Ю.Лермонтова. Все они говорят о назначении поэта и бессмертности его лирики. Это отражается в таких строках: «Угас, как светоч, дивный гений»(М.Ю.Лермонтов), «Чело моё зарёй бессмертия венчай»(Г.Р.Державин), «В мой жесткий век восславил я свободу»(А.С.Пушкин).

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

(Н.А.Некрасов)

Разминка:

В8- Из второй и третьей строф стихотворения выпишите в неопределённой форме глагол, повтор которого указывает на сохранение живого чувства в отношениях героев.

В9- Напишите название средства художественной выразительности, передающего эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям(«ревнивые тревоги», «тайный холод»).

В10- К какому роду литературы относится стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

В11- К какой из жанровых разновидностей лирики традиционно относится стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей»?

В12- Определите размер, которым написано стихотворение «Я не люблю иронии твоей».

Ответы:

В8- кипеть

В9- эпитет

В10- лирика

В11- любовная

Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения.


  1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, гражданская и т.д.)
Клише: «Стихотворение «…» принадлежит к … лирике»; «Стихотворение представляет собой яркий пример … лирики»; «Стихотворение может быть отнесено к … лирике»

Клише: «В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …», «Можно сказать, что лирический герой…»

  1. Действия и состояния(глаголы-проблемы)
Клише: «Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в стихотворении проблемы... (отмечает (что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?))»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. (указывая троп на месте троеточия используем цитирование, например: метафора- «заря бессмертия»)
Клише: «Сквозь строфы тянется цепь тропов…»; «Автор, характеризуя образы, использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»

  1. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры (повторы, риторический вопрос, восклицание, антитезы и т.д.). Так же, указывая стилистическую фигуру, используем цитирование.
Клише: «В этом стихотворении автор использует стилистические фигуры…»; «Для яркого отображения внутреннего мира(внутренних переживаний, размышлений) лирического героя автор использует такие стилистические фигуры, как…»; «В основе стихотворения лежит приём: …»

  1. Стихотворения русских поэтов, которые схожи по теме с произведением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова(Называем авторов и названия стихотворений)
Клише: « В своей лирике к теме … так же, как и Н.А.Некрасов, обращались…», «Тема … так же нашла свое отражение в стихотворениях…», «Стихотворения ……. Перекликаются со стихотворением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова

  1. Что объединяет названые вами стихотворения и произведение «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова (аргументируем свою точку зрения цитатами)
Клише: «Стихотворения … объединяет…», « Между этими стихотворениями… есть сходства, все они отражают…», «Стихотворения… можно соотнести с произведением «Я не люблю иронии твоей» Н.А.Некрасова, их объединяют…»

С3- В чём драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

В данном стихотворении Н.А.Некрасов показал трепетную любовь и неизбежность завершения отношений между лирическим героем и его возлюбленной. В этом и заключается драматизм произведения «Я не люблю иронии твоей». Для отображения внутреннего состояния лирического героя автор использует изобразительно-выразительные средства. Например, такой троп, как эпитет: «ревнивые тревоги и мечты», «развязки неизбежной», «тайный холод и тоска», «бушующие волны». Так же для яркого изображения чувств лирического героя автор использует риторическое восклицание: «Нам рано предаваться ей!», «Не торопи развязки неизбежной!». Этот приём обозначает крик души влюблённого, как последний зов к любимой.

С4- Кто из русских поэтов близок Н.А.Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной, и почему?

^ Пример сочинения на эту тему на 4 балла(с частичным использованием клише):

Так же, как и Н.А.Некрасов, сложные отношения между мужчиной и женщиной в своих стихотворениях изображали С.А.Есенин и А.С.Пушкин. В произведении «Я вас любил» А.С.Пушкин показал неразделённую любовь и чувства лирического героя, который испытывает и радость, и мучение. Трёхкратное повторение слов «Я вас любил» играет большую роль в создании эмоциональной напряжённости. Такой же тип отношений изображает в своём стихотворении «Письмо к женщине» С.А.Есенин. Строки «Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне.. Я знаю: вы не та- живёте вы с серьёзным, умным мужем; что не нужна вам наша маета, и сам я вам ни капельки не нужен»- передают всю трагичность неразделённой любви. Эти стихотворения А.С.Пушкина и С.А.Есенина можно соотнести с произведением Н.А.Некрасова, всех их объединяют эмоции лирического героя и одинаковый сюжет- грустная развязка сложных отношений между мужчиной и женщиной.

Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?"

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру".

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".

(А.А.Ахматова)

Разминка:

В8- Какое средство изобразительности использует поэт? («Оттого, что я терпкой ПЕЧАЛЬЮ НАПОИЛА его допьяна»)

В9- Как называется вопрос, который задаётся не с целью получения ответа, а с целью вовлечения читателя в рассуждение или переживание («Как забуду?»)?

В10- Для усиления эмоционального и смыслового содержания стихотворения А.А.Ахматова использует повтор группы слов в начале нескольких строк («Я СБЕЖАЛА, перил не касаясь, Я БЕЖАЛА за ним до ворот»). Как называется этот приём?

В11- Из приведённого ниже перечня выберете три названия художественных средств приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

2)инверсия

3)эпифора

4)ассонанс

В12- В произведении создана ситуация речевого обращения: «"Шутка всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне: "Не стой на ветру"». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?

Ответы:

В8- метафора

В9- риторический вопрос

В10- анафора

В12- диалог

Вопросы для анализа стихотворения с клише, помогающие сформировать ответ в задании С3, С4. Отвечаем на вопрос и составляем 1-2 предложения. Если есть проблема в формулировании, используем клише(если проблем нет, то соответственно отвечаем своими словами). На правильно составленные предложения я буду ставить плюсы. Как ответим на вопросы- приступим к написанию сочинения


  1. Определите тему стихотворения (философская, любовная, пейзажная, гражданская и т.д.)
Клише: «Стихотворение «…» принадлежит к … лирике»; «Стихотворение представляет собой яркий пример … лирики»; «Стихотворение может быть отнесено к … лирике»

  1. Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
Клише: «В основе содержания стихотворения – переживания лирической героини …», «Можно сказать, что лирическая героиня…»

  1. «Язык тела»(позы, жесты, мимика героев) и его роль в стихотворении.
Клише: «В арсенале поэтических средств, используемых автором для создания художественной картины, особую роль играет язык жестов, телодвижений и мимики. Он служит….», «Движения, позы, жесты, мимика помогают охарактеризовать….»

  1. Изобразительно-выразительные средства(используем цитирование).
Клише: «Автор, характеризуя …., использует художественно- выразительные средства…»; «Немаловажную роль в стихотворении играют…»; «Для яркого отображения внутренних переживаний лирической героини автор использует такие средства художественной выразительности, как…»; «Такие средства выразительности, как… усиливают значение «языка тела» в стихотворении.»

  1. Действия и состояния(глаголы-проблемы). Используем цитирование.