Страстная неделя. Великий понедельник страстной седмицы великого поста

Страстной Понедельник, он же Великий Понедельник, является началом Страстной недели. Название «Страстная» в переводе с церковнославянского означает «муки», «страдания».

Страстная неделя

Святые апостолы, ученики Христовы, после его вознесения начали традицию празднования Страстной седмицы. Во время Страстной недели верующие вспоминают о трагических, последних днях жизни Иисуса Христа и о его подвиге ради спасения всех живых. Страстная неделя характеризуется строжайшим воздержании от кулинарных излишеств, плотских утех, зрелищ и шумных празднеств, чтобы люди смогли в полной мере посвятить все свое свободное время молитвам и духовному очищению, осознанию в полной мере всей значимости и важности самопожертвования Христа. И первый день ее — Великий понедельник.

Перед каждым днем Страстной недели принято добавлять слово «великий», дабы подчеркнуть значимость каждого дня для всей христианской паствы. Главный символ, с которым ассоциируется Страстной Понедельник, -это библейская смоковница. Сегодня она более известна как инжир. Согласно приданию, смоковница вся была покрыта зелеными листами, однако плодов не приносила. Тогда Спаситель словом Божьим заставил смоковницу усохнуть. Библия как бы намекает людям о том, что та же участь постигнет любого человека, чья душа не обрела веры, молитвы, бесплодна праведными делами. Именно такими людьми являлись иудейские первосвященники, внешне набожные, но духовно бедные внутри.

Церковные писания

В Страстной Понедельник также воздают память не менее важным событиям: изгнанию Христом из храмов продавцов голубями и обменщиков денег, а также продажу целомудренного Иосифа родными братьями. В Великий Понедельник Иисус разбросал столы торговцев и изгнал их из храма, впредь запретив их впускать, уча, что храм есть дом для совершения молитв, а не разбойничий вертеп.

Согласно Евангелию Иосиф служит верующим прообразом самого Иисуса Христа и это вспоминают в Великий Понедельник. Целомудренный Иосиф, любимый сын Иакова, был продан завистливыми родными братьями в рабство в Египет. Христос был предан народом своим иудейским из ненависти и зависти и приговорен к смерти. Иосиф был брошен в темницу. Иисус Христос был распят, страдания его начались в Страстной Понедельник, но после воскрешения властвует над миром. Иосиф становится владыкой египетским. Во время семилетнего голода Иосиф кормил всех хлебом. Христос же питает верующих и дарит возможность для вечной жизни в царствии небесном. В Страстной Понедельник верующими возносятся молитвы о спасении души.

Духовно соприкасаясь и переживая страдания Иисуса Христа, в Страстной Понедельник церковнослужители облачаются в темные одежды. В Великий Понедельник служат великое повечерие, утреню, литургию преждеосвященных даров.

Традиции в страстной понедельник и приметы

После крещения Руси у славян началось тесное переплетение христианских и патриархальных традиций. В Страстной Понедельник активно занимались хозяйством и промыслами. Чинили крыши и устраняли изъяны в доме и хозяйственных постройках. Начинали заготовку кормов для скота.

Женщины и девушки готовили еду, наводили порядок в доме. Углы в доме в Великий Понедельник обмахивались тряпкой, которая, согласно поверьям, прикладывалась или привязывалась к больным местам и облегчала страдания. Эту же тряпку стелили в бане на полу, дабы оберечь себя от болезней суставов и кожи ног.

Повитухи и знахари заготавливали золу. Зола на Страстной Понедельник якобы помогала излечить дурной сглаз, пьянство, различные привороты и иные магические ритуалы.

Девицы и вдовы занимались гаданием. Считалось, что если на Великий Понедельник долго сидеть у окна, пристально смотреть вдаль, а затем увидеть мужской или девичий силуэт, то в семье этой девушки или женщины три месяца будут царить счастье и благополучие во всех начинаниях, болезни излечиваются, а проблемы обходят стороной.

Однако, ничего хорошего не сулило видение старушечьего силуэта. Всех ожидало страшное невезение. Если возникало видение двух и более людей, то это сулило скорейшее налаживание отношений внутри семьи, окончании ссор и былых обид.

Девушки и женщины старались умываться водой, предварительно налитой в яичную скорлупу, серебряную или золотую посуду. Считалось, что если сделать это в Великий Понедельник, то можно сохранить молодость и красоту.

Доброй приметой почиталось в Страстной Понедельник увидеть на пути кошку, верный признак скорой прибыли и достатка.

Севшая на подоконник или оконную раму в Великий Понедельник птица давала повод к получению добрых новостей и радости. Повстречав собаку, ждали грустных вестей или событий. Хромой встречный предвещал смерть родственников.

Примечали за погодой. О сухом и теплом лете и прекрасном урожае в Страстной Понедельник говорило безоблачное, солнечное небо. В такую же погоду ждали укрепления семейных уз и обретения счастья.

Великий понедельник - народно-христианский праздник. Он отмечается в последний понедельник перед Пасхой. Дата праздника в 2019 году - 22 апреля.

Великий понедельник начинает Страстную неделю, которая посвящена воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа в последние дни Его земной жизни.

История праздника

Великий понедельник посвящен евангельскому повествованию о том, как Сын Божий проклял иссохшую бесплодную смоковницу (инжир). Он сравнил ее с душой, в которой нет места покаянию, молитве и вере. Такая душа так же, как и несчастное дерево, не способна породить духовные плоды.

Великий понедельник также посвящен воспоминаниям о сыне Иакова Иосифе, которого братья из зависти и ненависти продали в египетское рабство за 20 сребреников. О нем рассказывается в Ветхом Завете. Он - прообраз Иисуса Христа, которого ученик Иуда предал за 30 сребреников. Это сравнение приводится не случайно. Впоследствии Иосиф стал царствовать в земле Египетской, как Иисус над миром.

Традиции и обряды праздника

В Великий понедельник в храмах проходят богослужения. Они начинаются с Утрени. Она соединяется с Часами, во время которых читается Евангелие. Затем начинается Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. Вечером совершается Великое Повечерие.

В народе в этот день люди начинают готовиться к Пасхе. Они проводят генеральную уборку в доме: избавляются от хлама, чинят, красят.

Что можно кушать в Великий понедельник

Великий понедельник приходится на Великий пост. По календарю православных постов, в этот день разрешается пить воду и кушать хлеб, соль, сырые овощи и фрукты, сухофрукты, орехи и мед. По негласному правилу, некоторые верующие воздерживаются от пищи в Великий понедельник.

Что нельзя делать в Великий понедельник

По церковным правилам, в этот праздник запрещается ссориться, сквернословить, думать о плохом. Нельзя петь и танцевать.

Приметы и поверья на Великий понедельник

  • Утром небо чистое, и солнце «играет» на нем - примета богатого урожая.
  • Если умыться на заре с серебряной или золотой посуды, то это сохранит молодость и привлечет достаток в дом.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей. Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были ожесточенные споры и несогласия по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 325 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи – Светлое Христово Воскресение. Как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.

Евангельские темы

Но с какого бы дня ни начинали мы считать пост Страстной седмицы, с четверга или с понедельника, Страстная седмица – это нечто совершенно отдельное и особенное. Нужно отметить, что на Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых – на часах. Почему? В первую очередь потому, что последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех Евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни. И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Ним, шествуя по Его стопам, слушая Его слова. Таким образом евангельские чтения и распределены.

Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня.

Страстной понедельник, утро

Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18-43). Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И, не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По толкованию Постной Триоди, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. А в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова.

Страстной понедельник, вечер

Читается отрывок о событии, происходившем за городом, на склоне Елеонской горы – эсхатологическая беседа Господа с учениками (Мф. 24: 3-35). Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Они сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на Храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было очень трудно представить, потому что Храм был только недавно отстроен царем Иродом. Господь провел с учениками длительную беседу о конце мира. Эта эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Почему? Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики получше запомнили, что будет, когда Он придет во второй раз. Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь «Се Жених грядет в полунощи» поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера дает эту тему на всю Страстную Седмицу.

Страстной вторник, утро

Проповедь в Иерусалимском храме (Мф. 22: 15 – 23: 39). Господь обличает фарисеев и законников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» – и так восемь раз. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Господь обличает фарисеев. Считается, что это событие было во вторник. В ходе проповеди Господь обличал Своих недругов.

Страстной вторник, вечер

Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, которые изложены в 25 главе Евангелия от Матфея. Это притча о десяти девах (Мф.25:1-13), о талантах (Мф.25:14-30) и о Страшном Суде (Мф.25:31-46). Все три притчи развивают эсхатологическую тему.

Страстная среда, утро

Читается отрывок о событиях, происходивших в среду утром в Иерусалимском храме, когда ко Христу приводят некоторых из язычников, и Господь говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». Его слава вышла за пределы Израиля, избранного народа. Слава Господа становится всемирной. И в этот же момент слава Господа является с Небес – гремит гром, и в нем Сам Господь и его ученики слышат голос Бога Отца: «И прославил, и еще прославлю». (Ин. 12: 17-50). А народ ничего не услышал; для него это был просто гром. Так была явлена Слава Господа с небес и в мире. Это отрывок о небесной, надмирной и одновременно всемирной славе Господа.

Страстная среда, вечер

Вечером в среду читается очень знаменательное место о помазании Господа миром. О том, как жена грешница помазала миром Его главу и Его ноги и отерла своими волосами. Здесь же говорится об Иуде. Очень кратко. Но сопоставление очевидно. С одной стороны, грешная женщина, которая совершает подвиг ради любви ко Христу, и Господь говорит ей, что везде, где будет проповедано Евангелие, сказано будет о том, что она сделала. И с другой стороны, Иуда – предатель, который замыслил коварство, пошел к фарисеям и договорился предать им Христа. Эти два персонажа противопоставлены друг другу. (Мф. 26: 6-16)

В шести чтениях первых двух дней мы видим, что события утром происходили в Иерусалимском храме или на пути к нему, а вечером – в доме, где Спаситель проводил ночь или по дороге – на склоне горы, где Он с учениками отдыхал от дневных трудов. Но кроме этих чтений из Евангелия, есть и другие. В Церкви существует очень интересный обычай чтения Четвероевангелия на часах. По этому порядку должно быть прочитано почти все Четвероевангелие в ходе служб часов первых трех дней. И это происходит, так читают. Но это очень продолжительное чтение, поэтому в некоторых храмах Четвероевангелие начинают читать заранее. Например, с шестой седмицы Великого поста или с четвертой, а иногда и со второй – по небольшому отрывку каждый день. Но чтение Четвероевангелия на часах символично именно для дней Страстной седмицы, потому что тот священник, который стоит посередине храма и долгое время читает Евангелие, являет образ Христа. Это пример символизма в богослужении. Всякий вошедший в это время в храм видит священника, читающего Евангелие. Аналогичным образом любой еврей, входивший в иерусалимский храм в те дни, видел Христа проповедующего.

Итак, на Страстной седмице Евангелие читают очень часто. Но, кроме того, существуют и другие темы этих дней. Понедельник, как уже говорилось, посвящен бесплодной смоковнице. Но, с другой стороны, понедельник также посвящен ветхозаветному образу Иосифа Прекрасного, которого братья продали в рабство. На Страстной седмице читают не только Евангелие – читают также и книги Ветхого Завета. Образ Иосифа взят из ветхозаветного чтения. Это рядовое чтение удивительно вписывается в контекст воспоминаемых событий. Иосиф – прямой прообраз Христа, ведь братья продали его в рабство за деньги, и Христа в эти дни продают за деньги. Иосиф дошел до самого дна, он должен был умереть, лежал в темнице и был приговорен, но после этого его вознесли на самую высоту иерархической лестницы: он становится ближайшим советником фараона, первым министром. Что это, как не прообраз смерти и воскресения Христа? А что Иосиф сделал, после того как стал министром? Спас свою семью от неминуемой смерти. В то время был семилетний голод, и его братья пришли в Египет просить о помощи. А Господь после Своего Воскресения спасает всех верующих, Свою Церковь.