Студент читать краткое. Студенты

Приготовлениями к отъезду в столицу начинается третья часть трилогии. Главный герой - Тема Карташев полон мечтаний о том, как он «станет серьезным, будет заниматься, будет ученым», а для его близких это время сожалений о том идеальном Теме, которого они хотели видеть и которого они любили. После месячною пребывания в деревне, после тщательных месячных сборов в Петербург уезжают учиться Карташев, Корнев, Ларио, Дарсье и присоединившийся к компании во время сдачи выпускных экзаменов Шацкий. Для Темы отъезд в Петербург означает «сведенье счетов с прошлой жизнью», со всем, что «пошлило <…>, делало ее будничной». Приехав в Петербург, компания разбрелась - все поступали в разные учебные заведения: Тема - на юридический факультет университета, Корнев - в медико-хирургическую академию, Шацкий - в институт путей сообщения.

Первое впечатление Темы от Петербурга было сильное и приятное, но затем оно сменилось чувством одиночества, скуки и отчуждения. Ожидание начала учебного года в университете становится для Карташева томительным, но еще более тягостным оказывается впечатление от «бездонного хаоса первой лекции». Карташев, читавший Бойля, Чернышевского, Добролюбова и, по собственным представлениям, достигший невероятных высот учености, не понимает то, о чем говорится на лекциях. Не имея регулярного и равноправного общения, Карташев находится в подавленном состоянии из-за нахлынувших на него новых ощущений и переживаний. В отличие от Карташева Корнев, несмотря даже на первую неудачу на вступительном экзамене, оказывается более приспособленным к самостоятельной жизни.

Поступив в академию с большим трудом, он разумно устраивает свой быт, «абонируется на чтение книг», заводит определенный круг знакомств из числа тех студентов, с которыми он регулярно встречается в кухмистерской, где обедает. Позднее Корнев познакомит и Карташева с участниками этого кружка, среди которых окажется давний гимназический друг Карташева Иванов. Но в первое время пребывания в Петербурге старые друзья общаются довольно редко.

Это и становится причиной сближения Темы с Шацким. Планы Карташева наверстать упущенное, усиленно заниматься - читать Гегеля и прочих - остаются нереализованными, а все ученые занятия заканчиваются совместным с Шацким чтением Рокамболя, автора популярных авантюрных романов, и участием в разнообразных развлечениях и мистификациях Шацкого, прославившегося ими еще в гимназическую пору.

Приключения петербургского периода Шацкого, а вместе с ним и его нового приятеля Карташева, оказываются менее безобидными. Финансовые дела друзей из-за частого посещения театра оперетты и прочих увеселительных заведений вскоре приходят в плачевное состояние. После продажи всех мало-мальски ценных вещей как Шацкого и Карташева, так и совсем бедствующего Ларио, после неоднократных обращений за помощью к родственникам у Карташева образуется довольно значительный долг, с которым он не в состоянии расплатиться самостоятельно. Но постепенно развлечения надоедают Теме; Шацкий превращается для него в «прежнего «идиота» (его гимназическое прозвище), а после крупной ссоры между приятелями Карташев переезжает на новую квартиру, решает кардинально изменить свой образ жизни, больше общается с Корневым. Поездки в оперетту сменяются оперными спектаклями (опера - давнее увлечение Корнева), а на столе Карташева вместо Рокамболя появляется томик Гете. После длительного перерыва Тема пишет письмо родным, где рассказывает о своих похождениях с Шацким, при этом испытав настоящий творческий подъем, Карташев задумывается о том, «не писатель ли он».

Он много работает и, хотя мучим сомнениями относительно собственного таланта и ценности своих «писаний», решается показать написанное Корневу. Друг высказывает взвешенное и ответственное суждение. Он считает, что Тема уже «разобрался в сумбуре жизни», но еще не имеет «философского основания» для творчества, и называет его «мозольных дел мастером». Смущенный оценками друга, Тема все-таки возвращается к писательским опытам в период сдачи экзаменов. У него рождается замысел повести о нуждающемся студенте, который, не выдержав своего бедственного положения, на Пасху выбрасывается из окна. Закончив повесть, он относит ее в журнал «Дело», а через две недели узнает об отказе редакции печатать ее.

Кроме того, Тема, не сдав первый же экзамен, подает прошение об увольнении из университета. Вновь сближается с Шацким. Разделяя его «теорию практики жизни», подает документы в институт, где учится его друг, также решив стать инженером. Накупив гимназических учебников по математике, Карташев занялся тем, что «считал уже сданным навсегда в архив жизни». Беспорядочный образ жизни Шацкого приводит к тому, что он тяжело заболевает. Только благодаря усилиям Карташева Шацкий получает медицинскую помощь, а Ларио, с которым приятели в это время довольно активно общаются, - место гувернера, что, однако, не способствует улучшению его материального положения.

Вскоре после исключения из технологического института, произошедшего вследствие студенческих беспорядков и стоивших Ларио и прочим студентам заключения в пересыльной тюрьме, его выдворяют из Петербурга. А Карташев и Шацкий сдают экзамены: Тема - вступительный, а Шацкий - на второй курс. Карташев отправляется на несколько дней к родным, где все оказываются довольны его решительным поступком и хором пророчат блестящее будущее. По возвращении в Петербург Тему ожидала обычная институтская жизнь: лекции, работы в чертежных. Не примкнув однозначно ни к одному из институтских кружков, которые были более склонны «в сторону брожения сердечного, чем умственного», Карташев отдает предпочтение так называемым «охолощенным» - фатоватому институтскому большинству. Несмотря на свою еще гимназическую репутацию «красного», Тема переходит на сторону «воспитанных мальчиков», по выражению Корнева, выступив против провоцирования беспорядков на институтском балу. Впрочем, вскоре все институтские дела отходят на второй план. Карташев узнает, что все его многочисленные любовные похождения не прошли даром и он болен сифилисом. Он находится в состоянии, близком к самоубийству, но из дома приходит спасительная помощь. Приезжает брат матери - «добрейший дядя Митя», - который, заплатив все долги племянника, изрядно наспорившись с ним о Боге и различии взглядов «отцов» и «детей», увозит его домой на лечение. «Норовистый спутник» приезжает в родной дом с ощущением арестованного. Подавленное состояние усугубляется тем, что Карташев, готовый к любым материнским упрекам, оказывается абсолютно растерянным перед чувством физического отвращения, которое он вызвал у Аглаиды Васильевны, При этом острое желание жить сочетается у Карташева с полным отчаянием и «тупым равнодушием» ко всему происходящему и особенно к дальнейшей своей судьбе. Именно в таком состоянии автор оставляет своего героя в конце третьей части тетралогии.

Вы прочитали краткое содержание повести "Студенты". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести "Студенты" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.

При беглом прочтении краткого содержания рассказа Чехова «Студент», как, впрочем, и полной версии этого произведения, трудно уловить заложенный в нем смысл. Сюжет, охватывающий небольшой промежуток времени, кажется незатейливым и малозначительным. Но, вникнув в суть рассказа, понимаешь, что он вмещает неизмеримую глубину авторского замысла. Недаром сам Антон Павлович называл эту короткую бытовую зарисовку, написанную в 1894 году, своим любимым детищем.

Душевные терзания главного героя

Дело происходит ранней весной в канун Святой Пасхи. В первых строках рассказа «Студент» Чехова, краткое содержание которого предлагается вашему вниманию, описывается стоявшая в тот день погода. Дневное весеннее тепло к вечеру сменилось промозглым, почти зимним холодом, лужицы и проталины затянулись тонким хрупким льдом.

Ивану Великопольскому, возвращавшемуся домой с занятий в духовной академии, было зябко и неуютно. Дувший с востока ветер до боли обжигал его руки и лицо. Юноша шагал по тропинке вдоль заливных лугов, мимо темного недружелюбно шумящего леса. Окружающая обстановка навевала грустные тяжелые мысли. Он вспоминал, как уходя из дома утром, попрощался с матерью, чистящей самовар на холодном полу, и отцом, кашляющем за печкой. Ивану очень хотелось есть, но поскольку наступила Страстная пятница, в доме ничего не готовили.

Но не это тревожило студента. Чехов краткое содержание мыслей своего героя называет тоскливыми и мучительными. В душе Ивана зарождался протест против холода, тьмы, бедности и невежества, существовавших на земле на протяжении многих столетий. Но с сожалением для себя он понимал, что изменить это невозможно. От того, что пройдет еще тысяча лет, жизнь лучше не станет.

Встреча у костра

Дорога к дому, куда юноше не очень-то хотелось возвращаться, проходила мимо крестьянских наделов. Уже стемнело, поэтому посевные работы в полях закончились. Лишь около реки, где находился участок старухи Василисы с дочерью Лукерьей, полыхал костер. Это место в округе называли вдовьими огородами, поскольку обе женщины, оставшись без мужей, обрабатывали землю самостоятельно. Иван отправился к огню, намереваясь немного погреться.

В кратком содержании чеховского «Студента» стоит обрисовать портреты двух новых персонажей. Василиса, старшая из женщин, прислуживала в господском доме, поэтому умела культурно выражаться, держала себя гордо, степенно, но при этом была приветливой и улыбчивой. Ее дочь Лукерья выглядела испуганной и забитой, смотрела на всех с опаской, старалась больше молчать.

Юноша подошел к костру, поздоровался с хозяйками. Чтобы поддержать разговор, он спросил у Василисы, была ли она на «Двенадцати евангелиях», имя в виду церковное богослужение, проводимое в Страстной четверг. Женщина утвердительно кивнула, а студент решил рассказать крестьянкам притчу об отречении Петра. Он всё-таки учился в духовной академии, да и пятничный вечер в преддверии Пасхи вполне к этому располагал.

Реакция слушательниц на рассказ Ивана

Наверное, в кратком содержании «Студента» Чехова нет смысла приводить библейскую историю полностью. Она и так известна многим. Во время Тайной вечери Иисус предсказал одному из своих учеников, что тот отречется от него в эту же ночь до того, как трижды успеет пропеть петух.

Так оно и случилось. Преданный Иудой и взятый на поругание Спаситель терпел муки, а Петр каждый раз, когда его спрашивали, не был ли он вместе с Иисусом, отвечал: «Нет, я не знаю его». И когда понял Петр, что предсказание Учителя полностью сбылось, из его груди вырвались громкие рыдания позднего раскаяния.

Окончил Иван свой рассказ и тяжело вздохнул. Но больше всего его поразило то, что он увидел на лицах слушавших его женщин. Василиса перестала улыбаться, по ее щекам покатились крупные слезы. Лукерья напряглась, покраснела, как бывает с человеком, испытывающим сильную боль.

Переворот мироощущений

Попрощавшись с крестьянками, Иван продолжил свой путь. По-прежнему дул холодный ветер, тяжелая тьма окутывала землю. Но от мрачных мыслей в голове юноши не осталось и следа.

Он понял, что, если история Петра так тронула женщин, значит все люди на планете каким-то образом связаны между собой. А все события с библейских времен и до наших дней составляют одну непрерывную цепь. В душе Ивана нарастало ощущение безмерного восторга, а жизнь начала казаться необыкновенной, наполненной непостижимо высоким смыслом. На этом заканчивается рассказ А. П. Чехова «Студент», краткое содержание которого вы только что прочитали.

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него. Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность. Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Главная мысль и чему учит рассказ Студент Чехова

Этот рассказ Чехова тонко психологичен, он показывает способность даже простого народа к восприятию того, что было сотни лет назад, к человеческому сочувствию. Также важна здесь мысль о том, что всё в этом мире повторяется.

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи. Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь. Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую. Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса. И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное. Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Картинка или рисунок Студент

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пушкин Русалка

    Познакомившись с творчеством А.С. Пушкина с первых строк влюбляешься в его произведения. Они не похожи друг на друга по сюжету, но так узнаваемы по слогу. Русалка Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься

  • Краткое содержание Облака в штанах Маяковского

    Молодой юноша ждал встречи с любимой. Девушка пришла на свидание с опозданием и заявила герою о своем замужестве с другим. Автор расстроен, его сердце пылает, но он не показывает своих истинных чувств

  • Краткое содержание О чем плачут лошади Абрамов

    Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов

  • Краткое содержание Чехов Страшная ночь

    В произведении А.П. Чехова «Страшная ночь» Иван Петрович Панихидин рассказывает слушателям историю из своей жизни. Он побывал на спиритическом сеансе в доме своего друга

  • Краткое содержание Рюи Блаз Гюго

    Испания, 1965 г. Министр полиции Саллюстий де Базан совращает королевскую служанку, и не желает ее брать в жены. Королева Мария разгневана. Она с позором лишает дона Саллюстия его должности и прогоняет с королевства

В этой статье вы найдёте краткое содержание «Студента» Чехова. Это очень короткое, но в то же время прекрасно отточенное произведение - рассказ. В нём имеется глубинный смыл, понять который поможет, конечно же, его прочтение. Итак.

Краткое содержание «Студента» Чехова. Начало

Повествование ведется в канун великого праздника Пасхи. Начинается рассказ с описания погодных условий и унылого пейзажа. Погода была сначала тихая и спокойная, но ближе к ночи подул пронизывающий холодный ветер, лужи покрылись тонкой корочкой льда. Стало пахнуть зимой. Поскольку мы передаем лишь краткое содержание "Студента" Чехова, не будем задерживаться на описаниях природы.

Главный герой

Студент духовной академии по имени Иван Великопольский, возвращался домой. От холода у него окоченели пальцы, а лицо просто горело. Он думал, внезапный холод нарушает порядок в природе. Вокруг было тихо и пустынно. Он увидел огоньки только на вдовьих огородах, которые были названы так, потому что их содержали две вдовы - мать и дочь. Иван вспомнил, как он уходил из дома. В тот день перед его уходом мать чистила в сенях самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Была поэтому в доме поесть ничего не приготовили. Было холодно и очень хотелось есть. Студент подумал, что такие холода были всегда: и при Рюрике, и при Петре, и при Точно такая же бедность, невежество и тоска были и тогда. Он не хотел идти домой.

Чехов. «Студент». Краткое содержание. Дорога домой

Вот он дошёл до огородов, и увидел костер. Вдова по имени Василиса стояла и задумчиво смотрела на огонь. Лукерья же, её дочь, мыла ложки и котёл. Было понятно, что они только что поужинали. Студент подошёл к ним и поздоровался. Он стал греться у костра, и сказал, что когда-то очень давно точно так же грелся у костра. Иван рассказал женщинам библейскую историю об Иисусе и Иуде. Во время тайной встречи Пётр говорил Иисусу, что будет с ним всегда и везде, но Иисус ответил ему, что тот отречется от него еще до того, как третий раз прокукарекает петух следующим утром. Но Пётр не поверил этому.

И когда Иисуса, связанного, вели к первосвященнику и били, Пётр шел за ним. Иисуса стали допрашивать, Пётр остановился неподалеку погреться у костра. Когда у него спросили, знает ли он Иисуса, он ответил, что нет. Другой человек высказал предположение, что Пётр является учеником Иисуса, но тот опроверг это. И тогда его спросили в третий раз, и он снова сказал, что нет. Сразу после этого прокукарекал петух. Пётр вспомнил предсказание Иисуса и заплакал.

Несмотря на то что мы передаем лишь краткое содержание, Чехова "Студент" - действительно очень небольшой рассказ, и объем его ненамного больше этой статьи. Но язык, которым он написан, сила воздействия стоят того, чтобы прочитать это в подлиннике. Однако вернемся к нашему изложению.

Раздумья

Василиса заплакала, дослушав притчу до конца. Студент задумался. Лукерья напряглась, а выражение её лица стало тяжёлым. Приближалась Пасха. Иван продолжил путь. Он стал думать о том, почему так изменилось поведение двух вдов после того, как они послушали притчу.

Наверное, рассказанное имеет к ним какое-то отношение, что Пётр им близок, думал он, а значит, прошлое неразрывно связано с будущим. И те правда и красота, которые царили в библейском саду, через непрерывную цепь событий передались в нынешнюю жизнь и составили её главное предназначение. И внезапно его охватила радость. Когда он отправился через реку на пароме, он смотрел на свою деревню. Ощущение счастья захватило его и закружило в своём водовороте. Ему было 22 года, и ожидание таинственного счастья овладело им, а жизнь казалась ему чудесной и восхитительной.

Таково краткое содержание «Студента» Чехова, но для лучшего понимания этого произведения, конечно, желательно прочесть его в полном объёме.

Наверное, не зря рассказ «Студент» Антона Павловича Чехова начинается описанием хорошей погоды, постепенно изменившейся. Стало темно. Подул холодный ветер. «По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой».

Именно такая погода и застала в пути студента духовной академии Ивана Великопольского, которому казалось, что этот холод, наступивший так внезапно, нарушил во всем порядок.

Юноша думал о лютой бедности, существующей во все века: и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.

Так, размышляя, он подошел к костру, у которого грелись две вдовы: Василиса и её дочь Лукерья. И Иван вдруг стал рассказывать о событии, написанном в Евангелиях: о Петре, который грелся у костра так же, в холодную ночь. Он говорил о тайной вечере, когда Петр сказал Иисусу: «С Тобой я готов и в темницу, и на смерть»; о том страшном моменте, когда Иисуса арестовали, а Петр шел следом и видел, как Его, измученного, били и пытали. Этот ученик Христа очень любил Иисуса, а теперь был свидетелем Его тяжких страданий.

Но слова Христа, предсказанные им на тайной вечере, начали сбываться: Петр отрекся от Него трижды.

Студент эмоционально стал описывать этот суровый момент, как ученик Иисуса испугался, как смутился и говорил: «Я не знаю Его». А потом заплакал, увидев взгляд Иисуса и вспомнив предсказанное Им еще там, в горнице. «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…» – говорил студент.

Отчего плакала Василиса?

Рассказ молодого человека произвел на Василису неизгладимое впечатление. Она заплакала. На лице её дочери Лукерьи также отразилась боль.

Иван подумал: если Василиса так отреагировала на его рассказ, то произошедшее в страшную ночь с Петром имело отношение и к ней. «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Но почему ключевым моментом для автора повести стало описание именно страданий Петра? Почему студент духовной академии не обратил внимание на Иисуса, предающего Себя за грехи человечества, а значит, и этих двух вдов тоже? Почему не указал на спасение и жизнь вечную, которые Бог дает всякому, осознавшему, что Иисус пострадал именно за него и покаявшемуся перед Ним. Ведь Спаситель ради нас пошел на такую жертву, «претерпев поругание от грешников».

Эти вопросы справедливо могут возникнуть в душах верующих читателей. Но, к сожалению, автор рассказа Антон Павлович Чехов, вложивший в уста героя речь, обращенную к вдовам, не преследовал такой цели, так как сам разочаровался в религии. Хотя рассказ «Студент» был одним из его самых любимых произведений.

На сайте “Реальные книги” вы можете ознакомиться с кратким содержанием произведения Антона Павловича Чехова , где рассказывается история одного путешествия.

История создания рассказа «Студент»

В Германии рассказ «Студент», считают перлом «нового направления».

Как Чехов относился к религии

Для вдумчиво исследующих творчество Антона Павловича Чехова людей не является секретом, что писатель разочаровался в религии еще в детстве, когда много претерпел от деспотичного, хотя и внешне исполняющего многочисленные обряды отца.


Об этом говорят и немногие цитаты: «Религии у меня теперь нет». (1892 год), «Я давно растерял свою веру» (1903 год). Однако, на самом деле внешнее отрицание Творца не означает, что Чехов до конца оставался неверующим. Более того, искание настоящей правды в произведениях Антона Чехова, по мнению некоторых критиков, ассоциируется с поисками Бога. Это видно в его рассказах «Архиерей», «Студент» и других, но не только в них. Ведь Антон Павлович совершал дела, которые соответствуют поступкам доброго самарянина, о котором Иисус рассказал ученикам в Евангелии: безвозмездно лечил больных, устраивал медицинские пункты, построил три школы для крестьянских детей; добился того, что к деревне от железнодорожной станции провели дорогу. Что двигало этим человеком, которого даже спустя полтора века можно назвать загадочным? На это, наверное, мы сейчас не сможем получить ответ.

К сожалению, авторитарность внешней религии с её неукоснительностью исполнения всех правил и уставов, словно сгустившиеся тучи, закрывает от простых людей образ живого Бога, не дает проникнуть в сердца любви Иисуса Христа, о которой так ярко и живо говорит Евангелие. Ведь Бог проявляется не в ритуалах и правилах. Он вникает в нужды людей, стучится в сердце через разные обстоятельства, и очень жаль, что талантливый классик этого не узнал.