Святитель Иоанн Шанхайский. По Парижу босиком

Происходил он из дворянской семьи Максимовичей, среди предков его был просветитель Сибири святитель Иоанн Тобольский . Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитали сына в благочестии, возгревая в нём стремлении стоять за истину и горячую любовь к отечеству.

Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы , а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить как они. И в детских играх выразились его стремления - игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости - в монастыри. Святогорский монастырь , стоявший недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Святая и праведная жизнь ребёнка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку , и в результате она приняла Православие.

Михаил думал посвятить свою жизнь служению родине, вступив либо в военную, либо в гражданскую службу. Вначале он он поступил в Петровский Полтавский Кадетский корпус, который окончил в году. Затем учился на юридическом факультете Харьковского Императорского университета, который окончил в году. Учился он превосходно, хотя часть своего времени уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича) , который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нём стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим. В годы учения на него особенно сильное влияние оказал архиепископ Антоний (Храповицкий) , ставший его духовным наставником, и Михаил начал всё более углубляться в изучение духовной жизни. В конце концов, как он вспоминал, местный монастырь и храм стали ему ближе, чем любые светские заведения.

Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству - с года он преподаёт и является воспитателем в духовной семинарии города Битоля . Уже в то время святитель Николай (Велимирович) , сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: "Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну ". Отец Иоанн быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами и сам относился к ним как любящй отец - по ночам он ходил по общежитию и осенял спящих крестным знамением.

В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.

Владыка Шанхайский

Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы . Желая уклониться от такого высокого звания, он стал ссылаться на своё косноязычие, но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

Исход из Китая

С приходом к власти в Китае коммунистов русские, не принявшие советское гражданство, были снова обречены на исход. Большинство Шанхайской паствы владыки ушло на Филиппины - в году на Филиппинском острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошёл остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своём страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку "ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон". Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские не только выжили на острове, но и смогли покинуть его благодаря святителю, который сам ездил в Вашингтон и добился, чтобы в американские законы были внесены поправки и бо́льшая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебралась в США , а остальные - в Австралию .

Архиепископ Западной Европы

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́,/ се́ проо́браз и моли́тв твои́х за ве́сь ми́р при́сно возноси́мых;/ та́ко ве́руем, позна́в любо́вь твою́,/ святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне!/ Ве́сь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречис"тых та́ин,/ и́миже при́сно укрепля́ем,/ поспеша́л еси́ ко стра́ждущим,/ цели́телю отраднейший.// Поспеши́ и на по́мощь на́м, все́м се́рдцем чту́щим тя́.

Ин тропарь, глас 1

Святи́тельства да́р преумно́жил еси́,/ сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́,/ клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля./ Сего́ ра́ди Христо́с тя́ просла́ви чудесы́,/ и́хже оби́льно излива́еши на все́х с ве́рою притека́ющих к тебе́:/ и ны́не спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.

Кондак, глас 4

Христу́ Пастыренача́льнику после́довав,/ во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́,/ спа́сл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных,/ приста́нище ми́рное те́м учреди́в,/ и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я,/ врачева́л еси́ и́х недуги душе́вныя же и теле́сныя,/ и ны́не о на́с к твои́м честны́м моще́м припа́дающих,/ моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне,// в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.

Сочинения

  • Собрание сочинений :

Видео

Использованные материалы

  • Петр Перекрёстов, прот., сост., «Краткое Житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского», Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского , Москва, «Казак», 1998 (репринт – Сан-Франциско, «Русский Пастырь», 1994), 10-13.
  • Александр (Милеант), игум., Великий праведник 20-го века , Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы:
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/johnmx.htm Солдатов Г. М., ред. "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Мюнхен (Германия) 1946 г.". - Minneapolis, Minnesota: AARDM PRESS, 2003,

04. 06 (16.06) 1896 г. – 19.06 (02.07) 1966 г.

Святой аскет вселенского значения

Это слово об архиепископе Иоанне само собой вышло из уст одного из ближайших к нему священников, когда владыки не стало на земле.

Многие ли о нем знают на родине, в России? А в мире тысячи людей почитают его как великого праведника.

При жизни он молился обо всех, кто нуждался в помощи, по убеждению, что «перед Богом все люди равны», и сила его молитвы свидетельствовала об истине Православия. Владыка никогда не разделял взглядов, и вообще, был очень строг в отношении всего, что касалось канонических правил, однако с благодарностью за молитвенную помощь к нему в храм приходили люди разных исповеданий, было и немало случаев перехода в Православие.

Один католический священник, француз, исчерпав аргументы на проповеди, обращенной к молодежи, воскликнул однажды: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds–Nus (Святой Иоанн Босой)!»

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным – подвижником по образу святых первых веков христианства.

Память о Шанхае

Для своих духовных воспитанников владыка оставался тем же, кем был прежде – другом, молитвенником, к которому можно было обратиться за помощью в любой день и час. Поражала его доступность, совершенная непритязательность и забвение себя ради других. В Европе архиепископа Иоанна признавали человеком святой жизни, так что и католические священники обращались к нему с просьбой помолиться за больных.

А на склоне лет его ожидало новое церковное «послушание». По ходатайству тысяч русских, знавших владыку по Шанхаю, его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско.

Ситуация внутри русской общины в тот период сложилась непростая; в нем видели единственного пастыря, способного восстановить мир, и этот последний отрезок оказался для владыки в полном смысле «крестным». К обычным обязанностям прибавились хлопоты, связанные с возведением кафедрального собора в честь иконы «Всех Скорбящих Радосте» и забота о пастве в условиях, когда жизнь по «законам мира» проникла и в церковную ограду, стремясь вытеснить нормы христианской этики.

Тяжелым испытанием для владыки Иоанна стал, например, следующий эпизод: как-то в канун дня памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского часть его прихода оказалась вовлеченной в празднование американского « », и тогда, к полному изумлению и стыду участников, владыка пришел на этот «бал» и, не проронив ни слова, медленно обошел зал, заглядывая в лица.

А затем, будто весь ад восстал против него, – уже немолодого архиепископа ожидал суд «перед внешними», на котором ему был предъявлен иск в «сокрытии собранных на строительство собора средств». В конечном итоге выдвинутые против него обвинения были сняты, но тогда, во время процесса, особенно ясно проявилась еще одна черта его духовного облика – детское незлобие, удивительно мирное состояние, с которым он встречал выпады в свой адрес. Не только во время следствия, но и после, в кругу близких, владыка воздерживался от воздаяния «подобным», и на вопрос, кто был виновником смуты, отвечал просто: «Диавол».

Удивительной была и кончина архиепископа Иоанна. В тот день, 2 июля 1966 г., он служил литургию, и еще долго, в общей сложности около трех часов, оставался в алтаре. В материалах о его жизни и служении, собранных братством Св. Германа Аляскинского, встречаются и свидетельства того, что владыка был, по-видимому, извещен о своем скором исходе. Кончина его была мгновенной. Он до последнего, по-монашески, оставался на ногах, и умер в кресле, в своем кабинете.

У мощей архиепископа Иоанна в Сан-Франциско поддерживается неугасимая лампада, горит множество свечей. Теперь владыка Иоанн предстательствует перед Господом за свою Православную Церковь и за мир уже в Церкви Небесной, Торжествующей.

На адрес братства преп. Германа Аляскинского из года в год приходят свидетельства о помощи по молитвенному к нему обращению. А в курсах по агиологии о владыке Иоанне уже рассказывают как о подвижнике, соединившем в себе несколько образов служения: святителя-миссионера, богослова, аскета-молитвенника, попечителя бедных и милостивого, прозорливого старца.

В 2008 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен в лике общецерковных святых, имя его включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Сноски:

[i] Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)./ Подвижники благочестия XX века. Правило веры, Русский паломник. М., 1993. С. 61-62

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 293-294

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С.218

Владыка следовал уставу монастырской жизни Паисия Великого (IV в.), получившего из уст ангела следующее правило: «И они (монахи) не должны спать лежа, но ты должен сделать такие седалища, чтобы они имели опору для головы». (Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 30)

[v] Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 69

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 47

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 31.

Это был день небесного покровителя Кронштадтского пастыря – Преп. Иоанна Рыльского

Одному из прихожан он сказал тогда, что тому больше не придется уже получить его благословение.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  1. Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)./ Подвижники благочестия XX века. Правило веры, Русский паломник. М., 1993
  2. Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн (Максимович). М., 1997.
  3. Савва (Сарашевич), еп. Летопись почитания архиеп. Иоанна (Максимовича): Чудеса Божии сегодня. Платина; М.: Валаамск. об-во, 1998.
  4. Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Архиерейский Собор 2008 г. (http://www.patriarchia.ru/db/text/427141.html )
  5. Иоанн Шанхайский (Максимович). Материал из Википедия. Свободная энциклопедия. (http://ru. wikipedia. org)

19.06.1966 (2.07). – Преставился свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец

"Россия вновь восстанет, когда разгорится вера"

В этот день 19 июня (2 июля) 1966 г. преставился и в 1994 г. был причислен к лику святых ее святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский Чудотворец (4.6.1896–19.6.1966), дивный угодник Божий XX века.

Он родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии в семье потомственных дворян Максимовичей (предки его отца были выходцами из Сербии). Один из предков был в XVIII веке миссионером и духовным писателем, причисленным в 1916 г. к лику святых: свт. Иоанн, митрополит Тобольский. При святом крещении мальчик был наречен Михаилом в честь . С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла Православие.

Тем не менее на путь духовного служения Михаил встал не сразу. Родители определили его в Полтавский кадетский корпус, после чего он закончил юридический факультет Харьковского университета (1918).

В годы лихолетья семья Максимовичей эвакуировалась в Сербию, где Михаил поступил в Белградский университет на богословский факультет (закончил в 1925 г.). В 1926 г. ) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился спать или отдыхать, иногда его находили утром задремавшим от изнемозжения во время земного поклона на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн стал «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего был послан в Шанхай викарным архиереем Китайской епархии. Там владыка почти чудесным образом утихомирил бушевавшие юрисдикционные раздоры, завершил остановленное было строительство большого собора в честь Иконы Божией Матери "Споручницы грешных", преподавал Закон Божий в школах и Коммерческом училище, основал детский приют , в который сам собирал безпризорных, больных, голодающих детей. Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Уже в эти годы святитель Иоанн прославился прозорливостью и чудотворением: известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Во время японской оккупации, после того, как два председателя Русского Эмигрантского Комитета были убиты и страх охватил русскую колонию, свт. Иоанн, несмотря на грозившую опасность, объявил себя временным главой русской общины, взяв ее под защиту своего сана, который унизить японцы не посмели. С возведением его в сан архиепископа он стал признанным властями главой Русской Православной Церкви в Китае.

«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до , вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал свершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним... Совершилось нарушение присяги, … а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков – …

Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе... Не высказывая прямого осуждения , восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно, когда отстаивают плоды революции». ( .)

После с приходом коммунистов к власти русские из Китая снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев высадилось примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он по молитвам свт. Иоанна изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиреем Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Зная европейские языки, святитель развил обширную миссионерскую деятельность и привел к Православию немало французов, бельгийцев, голландцев; собирал сведения о древних святых единой (до 1054 г.) Церкви, восстанавливая их православное почитание. Слава русского владыки, который ходил босым, распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой». В Париже диспетчер железно-дорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь, достигая исцеления. Его звали к одру тяжело больного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Осенью 1962 г. владыку Иоанна перевели в Сан-Франциско, где он, несмотря на многочисленные препятствия, построил великолепный собор Пресвятой Богодицы "Всех Скорбящих Радости". За свою твердую верность церковным правилам, много ему пришлось претерпеть и от нечутких собратьев: клевету, унижения в суде. Дети же, несмотря на обычную строгость Владыки, очень любили его. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным. Он мог отвечать издалека на мысленные вопросы людей.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с , в возрасте 70 лет, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем міре. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь». Четырехдневное бдение венчала погребальная служба, при этом уже в течении шести дней после кончины тело святителя не имело признаков разложения. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого. Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.

Осенью 1993 г. гробница святителя в подземелье Скорбященского храма была вскрыта и в проржавевшем гробу было обретено его нетленное тело. 19 июня (2 июля) 1994 г. святитель Иоанн был торжественно прославлен, при огромном стечении народа с разных континентов. Так как на эту дату приходится память св. апостола Иуды, то празднование Шанхайскому Чудотворцу было установлено в ближайшую субботу ко дню кончины (и прославления). Обретение его мощей отмечается 17/30 сентября.

Сегодня, 2 июля, Церковь чтит память дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца (+1966 г.).

18 лет назад в этот день Русская Православная Церковь за границей причислила святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского к лику святых. Однако с особым почитанием ко святителю Иоанну Шанхайскому относятся и в Донбассе.

Здесь, в селе Адамовка, всего в 10 км от Святогорской Лавры, в семье дворян Максимовичей родился и воспитывался будущий святитель Иоанн Сан-Францисский, в святом Крещении названный Михаилом. Его предком был известный просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитывали своего сына в благочестии, возгревая в нем стремление стоять за истину, и в горячей любви к своему Отечеству.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие. А еще он часто бывал в Святогорской Лавре, где на Святых горах игрался в монастырь, а его солдатики были не воинами, а монахами.

В день памяти святителя на его родине, где наместник Святогорской Лавры архиепископ Святогорский Арсений ежегодно возглавляет прадничную Литургию, всегда собирается много верующих, которые съезжаются сюда отовсюду.
В 2007 г. в селе Адамовка святогорскими монахами была совершена закладка и начато строительство церкви и скита в честь святителя Иоанна Сан-Францисского на месте его родительского дома. Кроме храма в лаврском скиту построен целый комплекс: братский корпус, трапезная, гостиница для паломников на 150 мест.

А спустя два года на родину святителя Иоанна шанхайского из Сиэтла были переданы вещи святого. Среди святынь, переданных Святогорской Лавре, было кресло, в котором отошел ко Господу святитель, а также предметы его облачения.

Все эти святыни сохранялись в семье духовных чад святителя. Многие годы их хранителем был чтец, в доме которого святой Иоанн Шанхайский и отошел ко Господу. После его смерти их продолжал сохранять в своей семье его сын Сергей, который теперь и передал их в дар монастырю. Также протоиереем Петром Перекрестовым, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Сан-Франциско в дар Свято-Успенской Лавре была передана частица мощей святителя Иоанна.

В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.

Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси.

Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство — через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана.

Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного — будь он католик, протестант, православный или кто другой — потому что, когда он молился Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой.

Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна.

В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков её путь.

Последующие тяжкие страдания русского народа — есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам ». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире.

После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь».

Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.

Время показало, что Святитель Иоанн Чудотворец - скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

ИОАННУ МАКСИМОВИЧУ
Тропарь, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мiр весь присно возносимых. / Тако веруем, познавше любовь твою, / святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Таин, / имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. / Поспеши и ныне в помощь нам всем сердцем чтущим тя.

Кондак, глас 4

Сердце твое объемлет всех любовию / молящих ти ся, Иоанне святителю, / и поминающих подвиг жития твоего. / Безболезненно же легкое преставление твое бысть, / Одигитрии Пречистыя верный служителю.

2 июля Русская Церковь чтит память великого подвижника православного зарубежья свт. Иоанна (Максимовича), известного также как святой Иоанн Шанхайский. Предлагаем вам фоторепортаж об этом удивительном святом и связанных с ним местах…

Верующих людей часто интересует вопрос о том, как помогает молитва Иоанну Шанхайскому Сан-Францискому, чем он прославился. Ненадолго окунемся в его биографию. Этот святой был родом из известного дворянского рода Максимовичей. Его дед по отцовской линии был богатым землевладельцем. А дед по матери служил врачом в Харькове. Отец был управляющим местного дворянства, дядя - ректором Киевского Университета.

Краткая биография

В самом начале темы «Иоанн Шанхайский: молитва» надо отметить, что он родился 4 июня 1896 года в имении Адамовка Харьковской губернии. При крещении ему дали имя Михаил в честь Небесного архистратига. Его родители, Борис и Глафира, были глубоко православными людьми. Для своего сына они во многом были примером и дали сыну хорошее воспитание и образование. Михаил очень уважал и любил своих родителей. С детства он был слаб здоровьем. У него был кроткий и миролюбивый характер, он прекрасно уживался со своими сверстниками, но близко к сердцу никого не допускал. Ему было неинтересно с ними играть в шумные и озорные игры. У него был свой глубокий внутренний мир и поэтому он часто был погружен в свои размышления. С самого раннего детства Максимович был религиозным мальчиком, который строил игрушечные форты, а своих солдатиков наряжал в монашеские одежды.

Революция

В продолжение темы «Иоанн Шанхайский: молитва» надо отметить, что немного повзрослев, он стал приобщаться к молитвенному деланию, начал собирать религиозные книги и иконы. Сильное впечатление на него произвел Его семья не раз поддерживала пожертвованиями эту обитель.

В 11 лет Михаила отправили учиться в Полтаву в Кадетский корпус. Он хорошо учился, но был физически слабоват.

В 1914 году по окончании училища он продолжил свое обучение в харьковской Академии на юридическом отделении, хотя сам он мечтал о Киевской духовной академии. Вместе с этим он всегда любил изучать православную веру и читал много христианской и философской литературы.

Потом начались революции - сначала февральская, затем октябрьская. Для его родных и близких наступило время великой скорби и печали. Начались гонения на духовенство и на тех, кто всеми силами защищал православие. Храмы рушились, потекла реками безвинная людская кровь.

Эмиграция

В это страшное время Михаилу пришлось эмигрировать в Белград. Здесь он поступает в городской университет на богословский факультет и заканчивает его в 1925 году. В 1924 он становится чтецом. В 1926 году он постригается в монахи с именем Иоанн в честь св. Иоанна Тобольского. Он некоторое время преподавал в гимназии города Великая Кикинда, потом трудился в духовной семинарии города Битоле. Студенты его очень уважали. В 1929 году его возвели в сан иеромонаха. К священническому долгу будущий епископ подходил серьезно и ответственно, непрестанно заботясь о своей пастве.

В 1934 году его посвящают в сан епископа и отправляют в Шанхай. Там он организовывал приходскую жизнь, занимаясь благотворительностью и миссионерством, навещал больных ночью и днем, причащал, исповедовал и воодушевлял их пастырским словом.

В 1949 году в связи с тем, что в Китае стали нарастать коммунистические настроения, епископу Иоанну вместе с другими беженцами пришлось уехать на Филиппинский остров Тубабао. Потом он ездил в Вашингтон, чтобы там решить вопросы с беженцами. Благодаря его усилиям, одни переселились в Америку, другие - в Австралию.

Архиепископ РПЦЗ

В 1951 году архиепископом Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви Заграницей становится Иоанн Шанхайский. Молитва его была услышана, и по воле Господа в 1962 году он переезжает служить в США. Там он возглавляет Сан-Францисскую епархию, в которой присутствовали раскольнические настроения. Но с приездом епископа все стало налаживаться.

Однако не всем нравилась его бурная деятельность, ведь завистников хватало везде. Против владыки стали вести интриги и писать письма руководству. Но с Божьей помощью все разрешилось в его пользу.

2 июля 1966 года в городе Сиэтле во время пастырской миссии он почил навсегда, его сердце остановилось во время келейной молитвы. Говорят, что владыка заранее знал о своей приближающейся кончине. Святой Иоанн сегодня почитается Православной Церковью и как выдающийся святитель, и как чудотворец.

Иоанн Шанхайский: молитва

Этот человек после революции 1917 года стал смиренным молитвенником и аскетом, миссионером и столпом веры для русской эмиграции в Китае, Европе и Америке.

Молитва Иоанну Шанхайскому помогает семинаристам и людям, ведущим аскетический образ жизни, так как он - их небесный покровитель. Не оставит он ни одной человеческой души, которая к нему с молитвой обращается и ждет от него помощи или разрешения ситуации.

Молитва Иоанну Шанхайскому еще помогает тем, кто болеет, кто живет в нищете и имеет нужду, когда есть конфликты в коллективе и общине. Он может вразумить сектантов и маловеров.

Молитва Иоанну Шанхайскому (Сан-Франциско) начинается со слов: «О, святителю, отче наш, Иоанне…». Иная молитва звучит так: «О, святителю чуднее Иоанне». Есть акафист, тропарь и кондак.

Мощи Шанхайского чудотворца св. Иоанна были обретены в 1993 году буквально перед его прославлением. В 1994 году они были перенесены из усыпальницы под собором в сам храм. В США в Свято-Николаевском приходе его мощи находятся полностью нетленными и всегда открыты для поклонения. По субботам служится молебен, а святое масло из неугасимой лампадки отправляют по всему миру для тех, кто ищет помощи у святого.