Святой апостол фаддей.

История из жизни святого Иуды Фаддея (Юда-Тадей) подтверждает его родственные связи с Иисусом Христом. Господь в молитвах людей о покровительстве святого Иуды Фаддея дает очень быструю помощь, что бы этого великого святого не путали с иудой предавшим Иисуса. Ежедневные молитвы о покровительстве святого Иуды Фаддея очень помагают в личной жизни человека. Житие святого апостола Иуды-Фаддея.

О жизни святого апостола Иуды — Фаддея известно, что он происходил из Каны Галилейской. Родственниками св. Иуды — Фаддея были Мария и Клеон, братьями св.Якив, первый епископ Иерусалима.

Мама св. апостола Иуды — Фаддея Мария Клеопова была родственницей Предистои Девы Марии. Поэтому св. Фаддей является родственником Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Иуду назвали Тадеем, чтобы отличать его от Иуды Искариота, который предал Иисуса.

После смерти Иисуса Христа апостол Иуда — Фаддей работал ревностно в Иудее, Месопотамии, Самарии и Персиии. В Персии св. Иуда — Фаддей потерпел мученическую смерть вместе со своим братом св. Симоном.

Тело святого апостола Иуды было перевезено в Рим, сегодня оно в базилике св.Петра и поныне почитается верными.

Святой Иуда -Фаддей надежный помощник в тяжелых и безнадежных ситуациях жизни.

Святой апостол Иуда -Фаддей отмечался среди апостолов особой чистотой и устойчивостью сердца, за что его Иисус Христос любил нежной любовью.

В ежедневных молитвах св. Иуды — Фаддея пользуемся его заслугами и мощным покровительством перед Богом.

Святой Апостол Иуда Фаддей

Українською мовою.

Про життя святого апостола Юди — Тадея відомо, що він походив з Кани Галилейської. Родичами св. Юди — Тадея були Марія і Клеон, братами св.Яків, перший єпископ Єрусалима.

Мама св. апостола Юди — Тадея Марія Клеопова була родичкою Предистої Діви Марії. Тому св. Тадей є родичем Господа нашого Ісуса Христа.

Св.Юду назвали Тадеєм, щоб відрізняти його від Юди Іскаріотського , який зрадив Ісуса.

Після смерті Ісуса Христа апостол Юда — Тадей працював ревно у Юдеї , Месопотамії , Самарії та Персіїї. В Персії св. Юда — Тадей зазнав мученичої смерті разом зі своїм братом св. Симоном.

Тіло святого апостола Юди було перевезено до Риму, сьогодні знаходиться воно в базилиці св.Петра і донині почитається вірними.

Святий Юда-Тадей надійний помічник у важких і безнадійних ситуаціях життя.

Святий апостол Юда- Тадей відзначався серед апостолів особливою чистотою і стійкістю серця, за що його Ісус Христос любив ніжною любов’ю.

В щоденних молитвах до св. Юди — Тадея користаймося його заслугами і могутнім заступництвом перед Богом.

Святий апостол Юда — Тадей.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк.6:16) и от Иоанна (Ин.14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13).

В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I в.

Антонис ван Дейк (1599–1641) , Public Domain

Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.

Идентификация с Фаддеем

В Евангелии от Матфея (Мф.10:3) и от Марка (Мк.3:18) упоминается Фаддей или Левей, прозванный Фаддеем; по мнению большинства толкователей - это тот же самый Иуда.

Идентификация с Иудой–братом Иисуса

В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка (Мк.6:3), точно так же как и брат апостола Иуды - Иаков Алфеев отождествлялся с Иаковом Праведным.

Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду Иаковлева и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определённую трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, где Иуда называет себя братом Иакова.

В православии

Православное предание, отождествляющее апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», говорит о том, что апостол Иуда не дерзал называть себя сводным братом Господним (Иуд.1:1) по той причине, что когда Иосиф Обручник решил разделить между наследниками своё имущество, то все, кроме Иакова, не пожелали, чтобы и Иисус получил надел, равный с наделами сыновьями Иосифа от первой жены

Ветхого Завета. Во дни святого Иоанна Крестителя святой Фаддей пришел в Иерусалим; услышав здесь проповедь Предтечи Господня и увидав ангельскую жизнь его, Фаддей весьма изумился и принял крещение от Иоанна Предтечи. Вскоре после того святой Фаддей увидел Господа нашего Иисуса Христа, пребывавшего во плоти и обитавшего среди людей, услышал также учение Его и увидел дивные чудеса, совершенные Господом нашим Иисусом Христом, и последовал за Ним. Святой Фаддей был принят Господом и причтен к сонму семидесяти Апостолов (меньших), о которых сказано в Евангелии: «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ().

В числе сих-то семидесяти Апостолов был воспоминаемый ныне святой Апостол Фаддей. Отправляя сих Апостолов на проповедь Евангелия, Господь сказал им:

– Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите; Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои: не переходите из дома в дом. И если придете в какой город, и примут вас; ешьте, что вам предложат. И исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город, и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие… Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня ().

Семьдесят учеников отправились на проповедь Евангелия с великою радостью и проповедовали слово Господне. Потом возвратились ко Господу и возвестили Ему, что и бесы повиновались им ради имени Его.

После вольного страдания, смерти, тридневного воскресения и вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы разошлись для проповеди Евангелия по всей вселенной; святой Апостол Фаддей был послан Господом для проповеди Евангелия в город Эдессу; ибо Господь наш еще до вольного страдания Своего обещал прислать сюда одного из числа Своих святых Апостолов. Правителем города сего был князь Авгарь и вот сему-то Авгарю Господь и обещал прислать Своего Апостола.

Сей Авгарь был одержим неисцельною болезнью, – проказою. Услыхав о дивных чудесах, творимых Господом Иисусом Христом, Авгарь весьма пожелал видеть Его, слышать Его учение и исцелиться силою Его от своей тяжкой болезни. Но не дерзая надеяться на то, что Господь придет к нему Сам, Авгарь послал к Господу некоего искусного иконописца и поручил ему изобразить красками лицо Господа. При этом Авгарь отправил к Господу послание, в котором писал о том, что он слышал о Господе и Его дивных чудесах, как Он без всяких врачебных снадобий и растений исцелял болезни, давал зрение слепым, хождение хромым, исцелял прокаженных, изгонял из людей духов нечистых, врачевал одним словом Своим расслабленных, лежащих долгое время на одре болезни, и воскрешал мертвых.

– Слыша о Тебе всё это, – писал Авгарь, – я думаю о Тебе одно из двух: или Ты Сам Бог, сошедший с неба, или Ты Сын Божий, так как Ты творишь весьма удивительные и преславные чудеса. Посему я пишу Тебе сие послание мое смиренное, дабы Ты потрудился придти ко мне и исцелил бы меня от моей неизлечимой болезни, которой я страдаю уже много лет :

Следует заметить, что воспоминаемый ныне святой Апостол Фаддей есть иное лицо от святого Апостола Иуды Фаддея, называемого Леввеем, Апостола из двенадцати, память коего празднуется в девятнадцатый день месяца июня (под сим числом можно читать и житие его). В Прологе под нынешним числом над синаксарем воспоминаемому ныне святому Апостолу Фаддею есть такая надпись: «Память святого Апостола Фаддея, что и Леввей». Однако следует заметить, что прозвище «Леввей» должно усвоять не сему святому Фаддею, но иному, Апостолу из двенадцати, как об этом упоминается и в Евангелии Матфея ().

Более подробно говорит об этом Никифор Каллист , древний греческий церковный историк, в 40-ой главе второй книги своей Истории. Именно Никифор Каллист говорит следующее: «Святой Иуда, не Искариот, но иной, коему усвоялось два наименования: Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат Иакова , сверженного с крыши храма, первоначально благовествовал Евангелие в Иудее и Галилее, в Самарии и Идумее, а также и в аравийских городах, в сирийских и месопотамских странах, потом прибыл во Эдессу, город Авгаря, где ранее благовествовал имя Христово иной Фаддей, Апостол из семидесяти, и здесь восполнил всё то, что не было окончено тем Фаддеем» .

Так говорит Никифор Каллист о сих двух Фаддеях: одного он именует (из числа двенадцати Апостолов) Леввеем, а другого же (воспоминаемого ныне), – из числа семидесяти Апостолов, – только Фаддеем, а не Леввеем.

Следует заметить также, что и святой Апостол и Евангелист Матфей называется у некоторых Евангелистов Леввеем .

Кондак, глас 4:

Яко звезду пресветлую церковь тя стяжа, апостоле Фаддее, чудесы твоими всегда просвещаема: спаси верою чтущыя память твою.

Эдесса, нынешняя Урфа, – город на севере Месопотамии, на реке Евфрате, с 137 года до Р. Хр. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. Хр. Здесь был превращен римлянами в восточную колонию. – В Эдессе в IV веке св. Ефремом Сириным была основана богословская школа, в V веке склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель Эдесской школы пресвитер Ива. В 614 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ей овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества эдесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.

Никифор Каллист – известнейший церковный историк XIV века, монах Софийского монастыря в Константинополе. Его «Церковная История» (в 18 книгах) доведена до кончины византийского императора Фоки (ок. 611 г.).

Есть известие, что святой Апостол Иуда проповедовал и в Персии, оттуда и написал свое соборное послание. Поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие греховные дела. В этом послании содержится частью учение догматическое: о таинстве Св. Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; содержится также и нравственное учение: увещание избегать нечистоты греховной, плотской, хулы, гордости, непослушания и прочих пороков; Апостол увещает всех быть постоянными в обязанностях и должностях своих, – в вере, молитве, в любви, увещает печься об обращении заблудших и сохранять себя от еретиков.


Иуда Иаковлев

Последним в перечислении верных апостолов упоминается Иуда Иаковлев. Само по себе имя Иуда- прекрасное. Оно означает «Яхве ведет». Но из-за предательства, совершенного Иудой Искариотом, имя Иуда навсегда связано с негативными эмоциями. Называя имя этого апостола, Иоанн пишет: «Иуда - не Искариот» (Иоан. 14:22).

На самом деле Иуда Иаковлев носил три имени. (Иероним назвал Иуду Трехименным, что значит - «человек с тремя именами»). В Евангелии от Матфея (10:3) Иуда назван так: «Леввей, прозванный Фаддеем». Вероятно, имя Иуда дали будущему апостолу при рождении. А Леввей и Фаддей - по сути прозвища. Фаддей - означает «грудной ребенок», то есть дитя, которое вскармливают; и звучит почти иронично, как, скажем, «мамин сыночек». Возможно, Иуда был самым младшим ребенком в семье, которого мама особенно лелеяла. Другое прозвище апостола - Леввей. Это имя произошло от корня еврейского слова, буквальное значение которого - «дитя сердца».

И то, и другое прозвища наводят на мысль, что апостол был мягким человеком и обладал сердцем ребенка. Довольно интересно то, что такой мягкий человек общался с группой учеников, к которой принадлежали люди, подобные Симону Зилоту. Но Господь может действовать через разных людей. Зелоты становятся великими проповедниками. Но такими же проповедниками становятся и мягкие, сострадательные, тихие и приятные души, как Леввей Фаддей. И вместе они дополняют очень сложную и интересную группу двенадцати апостолов, где присутствуют представители разных типов личности.

Как и остальные ученики третьей четверки, Леввей Фаддей в какой-то мере остается в тени. Но эта тень не должна нам помешать увидеть учеников. Все они стали сильными проповедниками.

В Новом Завете описан один случай, в котором принимал участие и Иуда Леввей Фаддей. Чтобы увидеть апостола, нам необходимо возвратиться к описанной Иоанном беседе в горнице. Иисус сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14:21).

Далее Иоанн добавляет: «Иуда - не Искариот - говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Иоан. 14:22). В прозвучавших словах мы видим кроткое смирение Иуды Иаковлева. Он не упрекает Иисуса, как однажды это сделал Петр. Вопрос Леввея исполнен кротости и покорности и лишен какой бы то ни было гордости. Он просто не мог поверить, что Иисус откроет Себя вот этому «сброду», этим одиннадцати, а не всему миру.

Ведь Иисус был Спасителем мира. Он - полноправный наследник и правитель земли, Царь царей и Господь господствующих. Ученики всегда считали, что Иисус пришел установить Свое царство и все подчинить Себе. Благая же весть о прощении и спасении, бесспорно, стала радостной вестью для всего мира. Ученики прекрасно знали об этом, но весь мир в общем оставался еще в неведении. Потому Леввей Фаддей желал узнать: «Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?»

Вот благочестивый, верующий ученик. Вот человек, который любил своего Господа и ощущал силу спасения в своей жизни. Он был исполнен надежд в отношении всего мира, и в своем мягкосердечии, по-детски, хотел знать, почему Иисус не откроет Себя всем и каждому. Фаддей, очевидно, все еще ожидал увидеть царство Божие на земле. И мы не можем винить его за это, ведь именно так Иисус учил Своих учеников молиться (Лук. 11:2).

Иисус прекрасно ответил Леввею, при этом ответ Его был таким же кротким, как и вопрос: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23).

Мысли Иуды Леввея Фаддея все еще оставались в политической и земной (материальной) сфере. «Почему ты не вступишь во владение всей землей? Почему Ты не явишь Себя всему миру?» Вот что Иисус хотел сказать Своим ответом: «Я не желаю вступать во внешнее владение миром. Я буду вступать во владение сердцами, одно за другим. А кто любит Меня, исполнит Мое Слово.

Если же он исполнит Мое Слово, Отец и Я придем к нему и установим царство в его сердце».

Большинство ранних преданий свидетельствуют, что через несколько лет после памятной Пятидесятницы Леввей Фаддей понес Евангелие на север, в Эдессу, царский город в Месопотамии, которая находилась на территории современной Турции. Многие древние сказания повествуют, что апостол исцелил царя Эдессы Авгаря. В четвертом веке, по словам историка Евсевия, в архивах Эдессы (теперь уже уничтоженных) хранились все записи о том, как Фаддей посетил и исцелил Авгаря.

Традиционным апостольским символом Иуды Леввея Фаддея служит дубинка, потому что, по преданию, за веру его забили дубиной насмерть.

Эта мягкая и кроткая душа верно следовала за своим Господом до самого конца. Свидетельство апостола было таким же действенным и достигло краев земли, как и свидетельство других, более известных нам апостолов. Как и они, Иуда Леввей Фаддей служит веским доказательством того, как замечательно действует Бог через совершенно обычных людей.

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Из книги Господь автора Гвардини Романо

7. Иуда О поступке Иуды Евангелия говорят: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить... Тогда один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира, 2. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней Эпизод из жизни Иуды, рассказ о котором в 38 гл. прерывает повествование об Иосифе, стоит

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. 7. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. 8. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. 9. Онан знал, что семя будет не ему, и

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

8. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. 9. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? 10. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его,

Из книги Самый громкий процесс нашей эры. Приговор, который изменил мир автора Лукацкий Сергей

3. Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: 3-4. Печальная участь божеств покоренного Вавилона (какую пророк вправе был ожидать, хотя действительность и не оправдала его ожиданий) дает пророку

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Не дойдя до самого города, Христос, утомившийся от путешествия по сильной жаре - время было уже полуденное, жаркое, когда на востоке люди обыкновенно сидят дома - остановился

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Иуда Введение Автор: Иуда, брат Якуба и Исы МасихаМесто написания: неизвестноВремя написания: вероятно, до 65 г.В своём послании Иуда называет себя братом Якуба, единоутробного брата Исы (см. Гал. 1:19). Это, несомненно, делает братом Исы и самого Иуду, как мы и читаем в Марка 6:3.

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Иуда Затем Иаков призвал всех своих сыновей собраться у его смертного одра, чтобы предречь будущее каждому из них. В этом «Завещании Иакова», похоже, отражена ситуация времен Давида.Речь Иакова окрашена пророческим смыслом, который, вероятно, легко понимали люди того

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Иуда Первая глава удовлетворяется быстрым перечислением имен, которые служат для того, чтобы учесть все библейские родословные, кроме родословной Иакова (Израиля). Начиная с главы 2-й могут быть даны родословные двенадцати колен Израиля.В более ранних книгах Библии

Из книги Двенадцать обыкновенных мужчин автора Мак-Артур Джон

Апостол Иуда, Иаковлев, или Фаддея, брат Господень (ок. 80) 2 июля (19 июня по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Святой апостол Иуда Иаковлев Святой апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отцом его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Соломин и имел от нее

Из книги автора

ИУДА Четвертый сын Иакова от Лии, родился в Месопотамии (см.: Быт. 35, 23). Колено Иудино было одним из самых многочисленных и могущественных (см.: Чис. 1, 27) и получило первый удел по жребию при разделе земли обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (см.:

Из книги автора

Иуда Иаковлев Последним в перечислении верных апостолов упоминается Иуда Иаковлев. Само по себе имя Иуда- прекрасное. Оно означает «Яхве ведет». Но из-за предательства, совершенного Иудой Искариотом, имя Иуда навсегда связано с негативными эмоциями. Называя имя этого

Из книги автора

Иуда Иаковлев Имя Иуда было таким же распространенным среди иудеев, как и имя Иаков, поэтому не удивительно, что его, помимо знаменитого предателя Иуды Искариота, носил еще один апостол. Он был братом Иакова, отсюда его прозвание Иаковлев. Матфей и Марк упоминают среди

С вопросом идентификации личности апостола Фаддея имеются определённые сложности. Дело в том, что на страницах Нового Завета он упоминается под несколькими различными именами, что вполне соответствует обычаям того времени. Причём если у исследователей не возникает сомнений по поводу того, что его называют Иудой Иаковлевым и Леввеем, то по поводу нескольких иных, возможно, соответствующих ему имён, например Варсавы (Деяния апостолов 15:22), возникают разногласия. Остановимся на этом подробнее.

Перечень апостолов

Прежде всего обратимся к каноническому перечню имён 12 апостолов Христа, ставших Его ближайшими учениками. Их принято называть в следующем порядке:

  1. Андрей, упоминаемый обычно с добавлением титула Первозванный.
  2. Пётр ─ его брат.
  3. Иоанн ─ евангелист, самый молодой из апостолов, любимый ученик Христа, заслуживший титул Богослова.
  4. Иаков Заведеев, брат апостола
  5. Филипп, о котором известно лишь, что он родом из Вифсаиды.
  6. Варфоломей ─ тот самый апостол, которого Иисус назвал «истинным израильтянином, в котором нет лукавства».
  7. Матфей ─ евангелист, бывший мытарь, занимавшийся сбором налогов.
  8. Фома, прозванный Неверующим за его сомнения в воскрешении Иисуса.
  9. Иаков Алфеев ─ брат апостола Фаддея.
  10. Иуда Фаддей ─ апостол, о котором идёт речь в нашей статье. Следует обратить внимание, что в каноническом списке он упомянут сразу под двумя именами.
  11. Симон Кананит, называемый также в Новом Завете
  12. Иуда Искариот ─ предатель, который после своего отступничества и последующего самоубийства был заменён апостолом, носившим имя Матфий (не путать с Матфеем!).

Ученик Христа

В перечне имён 12 апостолов Христа Фаддей традиционно упоминается десятым по счёту с добавлением ещё одной составной части имени ─ важно учесть, например, для правильного понимания эпизода, описанного в Евангелии от Иоанна, когда во время Тайной Вечере один из апостолов, названный Иудой, но с оговоркой, что это был не Искариот, задаёт Иисусу вопрос, касающийся Его предстоящего воскресения. Обратившись к списку имён апостолов, нетрудно догадаться, что речь в данном случае идёт именно об апостоле Фаддее.

В Новом Завете сведения об этом ученике Иисуса Христа, вошедшем в число 12 апостолов, весьма ограничены. Известно лишь, что он являлся сыном Алфея и Клеопы. Несколько более подробную информацию можно получить из Священного Предания, гласящего, что после Вознесения Спасителя апостол Фаддей (он же Иуда) проповедовал слово Божие вначале в Иудее, Идумее, Самарии и Галилеи, а вслед за тем отправился на Аравийский полуостров, побывал в Месопотамии и Сирии, после чего прибыл в Эдессу.

Автор Соборного послания

С этим городом, располагавшимся на юго-востоке современной Турции, связано одно из его наиболее значимых деяний. В Эдессе (по другим источникам, в Персии) апостол написал своё знаменитое Соборное послание, включённое в состав Нового Завета. В нём он кратко, но при этом необычайно ёмко и убедительно изложил целый ряд истин, являющихся составной частью христианского учения. В частности, им был изложен догмат о Святой Троице, о грядущем Страшном Суде, воплощении Спасителя нашего Иисуса Христа, а также об ангелах Божьих и духах тьмы.

Этот его труд имеет не только догматическое, но и большое воспитательное значение, поскольку в нём святой апостол призывает к соблюдению плотской чистоты и целомудрия, добросовестному исполнению своих повседневных трудов и усердию в молитве. Кроме того, он предостерегает членов религиозных общин от возможного влияния различных еретических лжеучений, получивших в тот период весьма широкое распространение. Ставя превыше всего веру во Христа, апостол Иуда (Фаддей) указывает на то, что без добрых дел и реальных проявлений любви к ближним она бывает мертва.

Венец мученичества

Свой земной путь ученик Христов завершил в 80 или 82 году в Армении, где, согласно Священному Писанию, принял мученическую смерть от язычников. Его святые мощи затем предали земле на территории, являющейся сегодня северо-западной частью Ирана. Впоследствии там был учреждён монастырь Святого Фаддея, в который ныне стекаются миллионы паломников со всего мира.

Расположен он в горной местности, на расстоянии 20 км от города Маку. Главный храм монастыря - его фото представлено в статье, - согласно легенде, был возведён в 68 году н. э., то есть ещё при жизни апостола. Известно, что в 1319 году он серьёзно пострадал во время землетрясения, и затем был заново отстроен.

Тем не менее отдельные части здания, в частности алтарный выступ и прилегающие к нему стены, датируются как минимум X веком. Самые древние части храма выложены из чёрного камня, поэтому в народе ему дано название «Кара Келис», что означает «Чёрная церковь».

Апостол армянской церкви

Любопытно отметить, что, несмотря на большое стечение паломников, в храме проводится только одно богослужение в год, а именно в праздник святого апостола, который по местному обычаю отмечается 1 июля. В этот день молитва апостолу Фаддею звучит на армянском языке. Дело в том, что именно этой поместной церкви принадлежит монастырь, и среди иранских армян его почитание наиболее распространено.

В монастыре находится наиболее ранняя икона апостола Фаддея, с которой впоследствии было сделано много списков, разошедшихся по всему православному миру. Фото одного из них представлено в статье. Кроме того, отдельные фрагменты мощей апостола, переданные в Ватикан, хранятся также в соборе Святого Петра. В западноевропейском искусстве непременным атрибутом изображений апостола Фаддея является алебарда, что можно видеть на приведённой в статье репродукции.

Брат Иисуса

Всё изложенное выше является наиболее распространённым вариантом идентификации апостола Фаддея, а между тем, часть исследователей отождествляет его с ещё одним евангельским персонажем ─ Иудой, называемым братом Иисуса Христа, поскольку он являлся сыном Иосифа Обручника от его первого брака. И эта версия также представляет интерес. Прежде чем её изложить, отметим, что данный евангельский персонаж также упоминается под именем Иакова, что не должно никого смущать, поскольку соответствует обычаю употреблять несколько имён, о котором упоминалось выше.

Эта традиция берёт своё начало ещё в Средние века, когда не только в Западной Европе, но и на Руси было принято отождествлять апостола Иуду (Фаддея) с братом Иисуса Христа, о котором говорится в 6-й главе Евангелия от Марка. В связи с этим ему приписывается авторство Послания от Иуды, входящее в состав текстов Нового Завета.

Потомок царей Израилевых

Если остановиться на этой версии, то апостола Фаддея следует признать сыном от первого брака праведного Иосифа Обручника, лишь формально являвшегося мужем Пресвятой Девы Марии. В этом случае святой апостол является прямым потомком израильских царей Давида и Соломона.

Согласно Священному Писанию, у апостола Иуды (Фаддея) было три родных брата ─ Симеон, Иуда и Иосия, а также две сестры, имена которых не указаны. Поскольку все они являлись детьми праведного Иосифа ─ обручника Девы Марии, то вошло в традицию именовать их Сродниками Господними, подчёркивая тем, что, несмотря на отсутствие с ним кровной связи, они, тем не менее, принадлежат к одной семье.

Наследство праведного Иосифа

Упоминая о братьях Иисуса Христа, в число которых, по данной версии, входил и апостол Фаддей, евангелист Иоанн говорит, что вначале они не верили в Его Божественную сущность и не придавали значения словам, произносимых Им проповедей. Так же относились к нему и сёстры.

Более того, как указывает в житие Апостола Фаддея святитель после своего возвращения из Египта праведный Иосиф пожелал разделить между сыновьями принадлежавшую ему землю. Равную со всеми долю он отвёл и Иисусу, несмотря на то, что он был рождён Пречистой Девой Марией не от него, а преестественным образом, по наитию Святого Духа.

Обретение веры

Братья же воспротивились его решению, и один лишь Иуда (Фаддей), поддержав отца, согласился на совместное владение с Иисусом выделенным ему участком земли. Это послужило поводом для того, чтобы именовать его Братом Господним. Поскольку, как указывалось выше, он часто упоминается под именем Иакова, то и в употребление вошло выражение ─ Иаков, брат Господень. Следует иметь в виду, что это одно и то же лицо.

На более позднем этапе земного служения Спасителя Иуда (Фаддей) уверовал в то, что Иисус является именно тем Мессией, которого уже много веков ожидает весь еврейский народ. Обратившись всем сердцем к своему Учителю, он был включён им в число 12-ти апостолов. Тем не менее, помня своё прежнее неверие, и справедливо почитая его тяжким грехом, апостол считал себя недостойным носить звание Божьего брата. Это нашло своё отражение в его соборном послании, где он именует себя лишь братом Иакова.

Две календарные даты

Согласно традиции, установившейся в Русской православной церкви, память святого апостола Фаддея принято отмечать дважды в год. Первый раз это происходит 2 июля, когда по Церковному календарю чествуется брат Господний ─ апостол Иуда Иаковлев. Из приведённого выше текста видно, что он отождествляется с апостолом Фаддеем, величание которому воздаётся как одному из ближайших учеников и последователей Иисуса Христа. Повторно его чествуют 13 июля в праздник, именуемый Собором 12 апостолов, поскольку он входит в их число.