Святой апостол Филипп: житие, молитва. Святой апостол Филипп — житие

Память святого апостола Филиппа совершается в Православной Церкви 27 ноября по новому стилю. Кроме того, он поминается 13 июля в день Собора двенадцати апостолов. Поскольку день памяти святого попадает на м.

Апостол Филипп в Священном Писании и Предании
Филипп входил в число двенадцати апостолов, которые постоянно сопровождали Христа во время Его земной жизни. Имя Филиппа упоминается во всех четырех Евангелиях, однако больше всего о нем мы узнаем от евангелиста Иоанна.
Апостол Филипп происходил, как и апостолы Андрей и Петр, из города Вифсаиды, находящемся возле Галилейского озера. О роде его занятий до призвания ничего не известно, однако можно предположить, что он, подобно многим апостолам, был рыбаком. Филипп был призван третьим и сразу после этого привел ко Христу Нафанаила, также ставшего апостолом из числа двенадцати. Дальнейшее упоминание о Филиппе встречается в рассказе о насыщении пяти тысяч человек, когда он говорит Христу о невозможности накормить такого количества людей небольшими запасами хлеба и рыбы. Позже апостол приводит ко Христу эллинизированых иудеев, а во время Тайной вечери просит Его показать ученикам Отца.
Из книги «Деяний» известно, что после Вознесения Христа апостол Филипп проповедовал в Самарии и Кесарии. Кроме того, апостол Лука, повествуя о первых годах христианства и о служении апостолов, достаточно подробно рассказывает о крещении Филиппом эфиопского евнуха. Сведения о дальнейшей жизни апостола являются достаточно запутанными и противоречивыми. Предание говорит о его проповеднической деятельности в Скифии и Фригии, причем нередко он совершал чудеса исцеления и даже воскрешал умерших. Часто его сопровождал апостол Варфоломей, а также близкие ученики.
Позже апостол Филипп принял мученическую кончину в городе Иераполисе на территории современной Турции. Жители этого города с большой ревностью служили языческим божествам, и там находилось святилище, в котором жила ехидна, обожествляемая людьми. Когда апостол пришел в Иераполис с проповедью учения Христа, то начал молиться о просвещении людей, и от его молитвы змея умерла на глазах у жителей, что привело их в ярость. Апостол Филипп был схвачен и заключен в темницу, но жрецы настаивали на его смертной казни, и тогда правитель повелел распять святого, причем он был повешен вниз головой и народ бросал в мученика камни. Вскоре в городе началось сильное землетрясение, от которого погибло большое количество людей. Испуганные жители хотели снять с креста апостола Филиппа, увидев в землетрясении гнев Божий, однако святой, помолившись о своих мучителях, скончался.
На месте погребения апостола был построен храм, но когда в XI веке город был захвачен и разрушен турками, то частицы мощей святого были перенесены в Рим и во Флоренцию, а на Кипре в настоящее время хранится глава апостола.

Иконописные изображения апостола Филиппа
Самое древнее иконописное изображение святого апостола Филиппа, датируемое X веком, находится в монастыре святой Екатерины на Синае. На этой иконе изображена мученическая кончина апостола, когда он был распят вниз головой. Этот иконописный сюжет послужил основой для последующих византийских и древнерусских фресок.
На иконах апостол Филипп изображается в красном одеянии, поскольку этот цвет в иконописи символизирует мученический подвиг. В руках у него пишется свиток или Евангелие, который является обязательным атрибутом иконы апостола, указывающим на то, что святой свою жизнь посвятил проповеди слова Божия.

Тропарь, глас 3:
Благоукрашается вселенная,/ Ефиопия ликовствует,/ яко венцем красуема,/ тобою просветившися,/ светло торжествует память твою,/ богоглаголиве Филиппе,/ вся бо веровати Христу научил еси/ и течение совершил достойно Евангелия./ Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу,// Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:
Ученик и друг Твой и подражатель страсти Твоея,/ вселенней Бога Тя проповеда богоглаголивый Филипп;/ того молитвами от врагов пребеззаконных/ Церковь Твою и всяк град Твой// Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Филиппе / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Апостол Филипп - один из учеников Христа, отличающийся образованностью и хорошим знанием Священного Писания. Так же как и Петр, юноша жил в городе Вифсаида. Филипп занимался книжными науками и уже с детства знал Ветхий Завет, всем сердцем желая пришествия Иисуса Христа. Необъятная любовь теплилась в его сердце по отношению к Господу. Сын Божий, зная о душевных порывах Филиппа, веровавшего во Всевышнего, отыскал юношу и позвал за Собой.

Верую, Господи!

Апостол описывает один сюжет из жизни Филиппа, который доказывает подобные рвения. Как-то, встретив своего друга Нафанаила, ученик Христов поспешил сообщить великую новость - пришел Тот, о котором говорили ветхозаветные пророки. Святой апостол Филипп, заметив тень сомнений на лице товарища, решил отвести его ко Христу - юноша был уверен, что Нафанаил узнает Мессию. Господь, увидев сомневающегося, признал его честным и нелицемерным израильтянином. Удивленный юноша спросил Сына Божьего о том, как можно судить о человеке, если никогда не знал его. В ответ Христос сказал, что он видел Нафанаила под смоковницей. И тогда вспомнил юноша, что в тот момент он был совершенно один, размышляя о грядущем появлении Мессии. Нафанаил молил Господа послать на Землю Своего Сына, который наконец очистит род человеческий от всех грехов. В тот момент юноша, не сдерживая слез, непрестанно молился. И тогда, находясь перед лицом Иисуса, понял Нафанаил, что Господь услышал его молитвы: теперь Он на земле. Припав к ногам Мессии, юноша признал Христа Сыном Божиим.

Нафанаил был очень благодарен ученику Иисуса за то, что он рассказал о Великом Пришествии и привел его к Тому, кого он, даже и не мечтал увидеть, а тем более стоять рядом, лицом к лицу. Апостол Филипп радовался вместе со своим другом.

Чудесный пир

Ученик Христов Филипп славословил своего учителя и ценил, но видел в Нем только высшие человеческие проявления. Ему было сложно познавать в Нем всемогущего Бога ввиду своей греховной природы, которая присуща всем людям. Господь, видя маловерие в Своем ученике, пожелал это исправить. Как пишет апостол Иоанн, Христос, идя с пятью тысячей народа вдоль берега моря, захотел накормить людей. Испытывая Филиппа, Иисус спросил юношу, где можно достать хлеб для народа. Апостол, забывший о божественном величии Мессии, просил его отпустить народ по окрестностям искать пропитание, так как имеющихся монет все равно не хватило бы для того, чтобы купить столько хлеба. Спаситель знал, что именно так ответит ему апостол Филипп. После слов своего ученика Христос, согласно Библии, взял 5 хлебов и 2 рыбы и, преломив их, начал раздавать людям. Каждый, кто подходил к Сыну Божьему, получал пищу. АпостолФилипп, увидев устыдился своего маловерия. И вместе с народом прославлял Господа Бога и Иисуса Христа, от Него рожденного.

Единство Отца и Сына

Православное христианство особо почитает Филиппа за то, что он всегда имел дерзновение задавать Господу интересующие его вопросы и получать на них ответы, которые запечатлены в Евангелии. Так, например, после апостол попросил Иисуса показать всем ученикам Отца Небесного. Христос, услышав это, упрекнул Филиппа, сказав, что тот, кто видел Сына, тот узрел и Всевышнего. Иисус говорил, что Отец, пребывающий в Нем, и творит благие дела. Таким образом, ответ Сына Божьего еще раз доказывает, что Он есть не творение, а Творец, будучи на равных со своим Отцом. 4 века спустя после воскрешения Иисуса Христа еретики во главе с Арием попытаются исказить сущность Святой Троицы, говоря о человеческой природе Сына Божьего. Но смог опровергнуть этот факт словами из Библии и чудом, которое произошло на одном из его собраний. Святитель Спиридон Тримифунтский, вступивши в спор с одним из арийских философов, наглядно доказал существование Святой Троицы. Взяв в руки камень, он с силой сжал его, в результате чего из кирпича изошел огонь и потекла вода, а в ладони старца осталась глина.

Путь апостола

Подобно остальным ученикам, Филипп получил благословение от Господа на то, чтобы исповедовать веру. В день Пятидесятницы, после Сошествия Святого Духа, апостол отправился в Галилею. Однажды, бродя по ее улицам, Филипп встретил женщину с умершим младенцем на руках. Безутешная долго плакала о потерянном сыне. Апостол, сжалившись над женщиной, подошел к ней и, поднеся руку к ребенку, воскресил его Увидев ожившего ребенка, мать бросилась к ногам ученика Божьего и просила окрестить ее во имя Господа. Так обратил к вере женщину и младенца Апостол Филипп. Житие его также повествует и о других чудесах, из-за которых одни, в основном простые люди, крестились, а злобные книжники и фарисеи обличали ни в чем не повинного ученика.

В Греции

Святой Апостол Филипп продолжил свои странствия в эллинской земле. Там ученик Христов проповедовал, исцелял и даже один раз воскресил умершего. Весть об этом разнеслась по всей Греции и дошла до священников Иерусалима, после чего архиерей вместе с фарисеями прибыл на землю эллинов.

Тогда, облачившись в священнические одежды, он решил судить апостола Филиппа, обвинив его в прельщении простого народа своими чудесами. Священник, вне себя от ярости, упрекал ученика, что Он распространяет ложную веру. Архиерей обвинил Филиппа и всех апостолов в том, что они сами забрали тело Господа из гробницы после его распятия на кресте. Народ, слыша эти слова, закричал, требуя ответа от апостола. В этом момент Дух Святой гласил от имени Филиппа, рассказывая людям всю истину - как гробницу закрыли неподъемным камнем и приставили стражу, надеясь обличить Странника во лжи. Но Христос воскрес, имея силу Божью. И даже гробовые печати не были тронуты, о чем и рассказал эллинам апостол. Архиерей, услышав Истину, рассвирепел и набросился на Филиппа с непреодолимым желанием задушить его. В то же момент священник потерял зрение и стал черным, будто уголь.

Люди, увидев беспомощного ослепшего архиерея, обвинили Филиппа в колдовстве и тоже захотели погубили его. Но все, кто пытался это сделать, теряли зрение и чернели, подобно священнику. В этот же момент земля под ногами народа начала буйствовать, заставляя их трепетать от страха.

Обращение к Господу

Апостол Филипп, не в силах видеть духовную слепоту разъяренного народа, в слезах начал молиться Господу. Всевышний просветлил многих людей в толпе, и они уверовали во Христа. И лишь злобный священник продолжал стоять на своем, посылая хулу на Господа. Не в силах это терпеть, Всевышний сделал так, что земля разверзлась и поглотила архиерея. Люди, познавшие, что есть страх Божий, продолжали креститься и принимать в свои души Христа. На место погибшего священника апостол Филипп определил другого епископа, всей душою уверовавшего в Иисуса.

Путешествие в Азот

После обращения греков в христианство, апостол Филипп решил отправиться в Сирию. Перед этим он помолился и увидел на небе изображение золотого орла, который распростер свои крылья так, как руки Иисуса Христа были приколочены к кресту. Сев на борт корабля, Филипп вместе с остальными путниками направились в сирийский город Азот. Во время путешествия начался шторм, что ввело многих в отчаяние - казалось, уже невозможно было спастись. Но Филипп, имея твердую веру, непрестанно молился. Вдруг на небе появился крест, озаривший своим светом небо и морские волны, и буря тотчас же утихла. Апостол, прибыв в город, расположился у одного старца. Тот имел дочь, страдающую от глазной болезни. Вся семья с восторгом слушала учение, особенно эта девушка. Филипп, видя ее душевный восторг, пожелал исцелить больную словом Божием, что и сделал. Семья старца после этого приняла крещение.

Последнее пристанище

После Азота Филипп направился в другой город Сирии - Иераполь. Его жители не приняли ученика Христова, желая побить его камнями. На защиту апостола встал только один человек, у которого впоследствии поселился Филипп. Его звали Ир. Этот человек, проявивший мужество и не побоявшийся толпы, принял крещение во имя Христово. Жестокосердные люди, не находя себе покоя, решили поджечь жилище, где находились апостол и Ир. Филипп, прознав о народном замысле, вышел во двор. Люди бросились на апостола, словно изголодавшийся зверь на свою добычу. Филиппа привели к правителю города Аристарху, прознавшему о появившимся в их краях ученике Христовом. Градоначальник, свирепея и негодуя, вцепился апостолу в волосы, и тут же его рука отсохла, а сам он ослеп и оглох. Обезумевший народ, находясь в страхе, требовал от Филиппа исцеления градоначальника. Но апостол не мог этого сделать до тех пор, пока Аристарх не уверует в Господа. Но народ, продолжая показывать Филиппу свой цинизм и неверие, попросили его исцелить мертвеца, которого собирались хоронить. В этом случае они обещали обратиться в христианство. Апостол Филипп выполнил то, что просили ненасытные до зрелищ люди. Умерший воскреснул и, припав к ногам ученика Христова, молил крестить его. Он благодарил Филиппа за то, что тот спас его от бесов, которые волокли его в преисподнюю - вечную погибель для души.

Народ единогласно начал прославлять Всевышнего, также желая принять крещение. В это время Филипп попросил людей успокоиться, после чего передал Иру крестное знамение, которое он должен был приложить к иссохшей руке, ушам и глазам Аристарха. Правитель чудесном образом исцелился. Восторженные люди решили уничтожить своих деревянных идолов и впредь веровать в единого Господа. Православное христианство утверждает, что апостол Филипп основал в тех краях храм и поставил во главе него верного Ира.

Вместе с другими учениками

Продолжая странствия по миру, Филипп встретил апостола Варфоломея и его сестру Мариамну. В тот момент они проповедовали по мизийской земле и в Лидии, прославляя Христа. Их унижали, оскорбляли и били, но они продолжали нести на своих плечах священную миссию. Филипп отправился с ними в Иераполь Фригийский. В этом городе апостолы смогли исцелить слепого, который не видел в течение 40 лет.

Смерть ученика Христова

Однажды жену правителя Иераполя укусила змея. Женщина, услышав о нахождении в их землях апостолов, совершающих чудеса, повелела отправить за ними. Филипп, Варфоломей и Мариамна пришли в ее дом и исцелили больную. Женщина без сомнений крестилась.

Градоначальник Никанор, узнав о том, что его благоверная уверовала во Христа, повелел схватить апостолов и осудить их. Правитель собрал всех жрецов, которые желали мести ученикам Иисуса.

На суде градоначальник срывал с апостолов одежду, будучи уверенным, что вся их сила заключается в облачении. Приблизившись к Мариамне, слуги хотели обнажить юное тело девы Мариамны, тем самым опорочив его. Но Господь не позволил этого сделать, осветив девушку таким ярким пламенем, что они в страхе бежали. Так Мариамна осталась нетронутой. Апостолов же постигла горькая участь. Правитель повелел распять Филиппа на кресте вниз головой перед местом поклонения ехидне. Апостолу просверлили ступни и, вставив в них веревки, подвесили, тем самым казнив. Такая же участь настигла и Варфоломея, которого распяли рядом с храмом. В этот момент сделалось страшное землетрясение, недра развезлись, поглотив языческих жрецов и правителя города. Уверовавшие во Христа слезно просили апостолов помолиться Богу о прекращении этих ужасов. Варфоломея удалось снять с креста, а Филипп погиб, что было угодно Господу. Вот так и закончил свой земной путь апостол Филипп. Житие его поистине свято.

Заступник перед Богом

Молитва апостолу Филиппу обладает чудотворной силой. Обращаться к нему может не только человек, который носит это имя. Филиппу молятся в борьбе со страстями и искушениями, в поиске Истины, богоугодной жизни и избавлении от преждевременной смерти без покаяния и причастия.

В день памяти ученика Христова 27 ноября прочитайте акафист апостолу Филиппу - это молитвы, прославляющие святого и описывающие его жизненный муть. Все произведение разделяется на кондаки, тропари и икосы (славословие). В молитвах святого называют лозой винограда Христова, светильником пресветлым и лучом преславным. Прочитайте акафист апостолу Филиппу, погрузитесь в его содержание и вы поймете, насколько был велик его подвиг. Конечно, без Божьей помощи ученик Христов не смог бы подвизаться на подобные поступки. Но его бесконечная вера и горячее сердце стали решающим фактором его служения Богу.

Апостол Филипп. Икона

Этот святой по-разному изображается на образах. На одной из икон он представлен в зеленом облачении с красной накидкой. В одной руке он держит сверток, а правой благословляет всех во имя Христа.

Другие иконы изображают земной путь апостола. Одна из самых знаменитых - это распятие Филиппа перед местом поклонения ехидне. На образе можно заметить, что апостол, истекая кровью, продолжает неслышно молиться. Когда долго смотришь на эту икону, кажется, что нимб над его головой становится еще ярче.

Во имя Господа и святых

Ученик Христов Филипп, жизненный путь которого поистине свят и наполнен непоколебимой верой, заслужил, чтобы в его честь устанавливали храмы. Так, например, церковь апостола Филиппа (Великий Новгород), датируемая 1194 годом, имеет форму корабля. Такой стиль строения относится к самым древним и знаменует собой спасение для людей. Как на корабле можно переплыть моря и океаны и добраться до берега, так и через церковь можно обрести Царство Божие. Храм был реконструирован к концу ХХ века.

Те, кто живет в Москве, могут посетить храм апостола Филиппа на Арбате. Церковь была построена в XVII веке и функционирует по сей день. Но не только в России славословят и почитают Филиппа апостола. Церковь в честь этого ученика Христова также построена в Объединенных Арабских Эмиратах, где православная паства немногочисленна, но непоколебима в своей вере.

Храм апостола Филиппа некогда существовал на Кремлевской площади, но в настоящий момент церковь не сохранилась (остался один алтаря) и доступа, разумеется, туда нет.

Вера во Христа и самоотвержение во имя Господа - вот то, что поможет людям войти в Царствие Небесное, подобно Филиппу.

Апостол ФИЛИПП (апостол из 12-ти)

Об апостоле Филиппе написано только в Евангелии от Иоанна, в остальных Евангелиях его имя упоминается лишь при перечислении всех 12-ти апостолов. Это позволяет предположить, что апостол Иоанн дружил с Филиппом, хорошо знал его и написал о нем, о его характере и о том, что любовь Иисуса преобразует даже такие сложные личности. Апостол Филипп был третьим, призванным Иисусом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

Святой апостол Филипп был родом из Вифсаиды (Галилея), из одного города с Андреем Первозванным и Петром. В отличии от Петра и Андрея, которые были простыми рыбаками, Филипп с ранней юности был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Филипп был женат и имел дочерей.

Призвание апостола Филиппа

Когда Иисус стал проповедовать на берегах Геннисаретского озера, и нашел Филиппа, то сказал ему: «Иди за Мною» . Филипп тотчас всем сердцем уверовал в Него.

В.Моргон. Апостол Филипп и Нафанаил. Гравюра

Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его.


Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!» Филипп же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти: «Если, зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24) . Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».


В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда просил показать Отца: «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин. 14:8). Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9-11). Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.

О дальнейшей судьбе апостола Филиппа в новозаветных книгах ничего не сообщается. Рассказ о ней остался только в преданиях.

Проповедь апостола Филиппа

После сошествия святого Духа на апостолов, апостол Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, Греции, Аравии, Эфиопии, Сирии и Малой Азии.

Однажды ему встретилась женщина, которая несла на руках умершего младенца и неутешно рыдала. Апостол сжалился над ней, простер руку над ребенком и сказал: «Встань! Так повелевает тебе Христос, мною проповедуемый». Младенец тотчас ожил, а мать уверовала во Христа и приняла от Филиппа крещение.

Из Галилеи апостол отправился в Грецию. Здесь проповеди его вызвали сильное негодование местных иудеев. Один из них во время спора пришел в такую ярость, что накинулся на Филиппа и хотел убить его, но в ту же минуту ослеп и весь почернел. Присутствующие хотели схватить Филиппа как колдуна, но их всех постигла та же кара, что и первого иудея. Тогда все затрепетали и признали великую силу Христа. Филипп обратился с молитвой к Богу и просил просветить их. По молитве святого все пострадавшие немедленно исцелились. Многие из них крестились. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Потом он вернулся на Ближний Восток и некоторое время трудился в городе Азоте (совр. Ашдод в Израиле ). Здесь он поселился в доме некоего Никоклида. Дочь его страдала от мучительных болей в глазу. Филипп вылечил ее. Он велел Харитине (так звали девушку) приложить руку к глазу и призвать имя Христово. Боль тотчас и навсегда прошла. После этого чуда вся семья Никоклида приняла крещение.

Потом он отправился в Иераполь Сирийский, где разгневанные горожане едва не побили его камнями. Схватив апостола, они привели его к городскому начальнику Аристарху. Тот в гневе стал вырывать из головы Филиппа волосы, но в ту же минуту рука его иссохла, он лишился зрения и слуха. Тогда в чувствах народа произошла перемена, он стал умолять апостола исцелить градоначальника. Филипп отвечал: «Если он не уверует в проповедуемого мною Бога, то не будет исцелен». В это время неподалеку показалось погребальное шествие. Кто-то, желая поглумиться над апостолом, воскликнул: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в твоего Бога». Филипп помолился, а потом, обратившись к умершему, сказал громким голосом: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!» Умерший встал с одра и стал возносить хвалу Филиппу. Все видевшие это чудо, единогласно прославили проповедуемого тем Бога. Когда Филипп исцелил Аристарха, народ совершенно уверовал в Христа и бросился сокрушать идолов.

Пройдя всю Сирию, Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединились к нему сестра его девица Мариамна и апостол Варфоломей. Они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии, претерпев много страданий: их и били, и камнями побивали, и заключали в темницы - но благодать Божия сохраняла живыми и невредимыми.


Переходя из города в город, они добрались до Иераполя Фригийского . Само название «Иераполь» (в переводе - «Священный город») показывает, что здесь чтили богов. Повсюду было много храмов, алтарей, жертвенников различным божествам, среди которых стояло капище, где поклонялись ехидне (род змеи). Эту гадину считали каким-то божеством, многочисленные жрецы служили ей, и суеверные жители приносили ей дары и жертвы. Апостолы вооружились молитвою на нее и силою своего слова, словно копьем, умертвили ее.

Святой Филипп с Варфоломеем и Мариамной остались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.

В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже 40 лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

Смерть апостола Филиппа

Однажды, жена градоначальника Иераполя была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное - от укуса змеи и душевное - от бесовского обольщения, и, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа.

Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор (так звали градоначальника) повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь, что и было исполнено.

Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, надругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых, и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».

Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее.

Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями.


Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех.


Распятие святых апостолов Филиппа и Варфоломея

Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять, и Господу было угодно, чтобы апостол так и окончил земную жизнь. Вися на кресте, святой Филипп обратился к Богу с горячей молитвой о помиловании врагов, отпустил им грехи, просветил ум к познанию истинного Бога. Услышано было моление апостола: земля возвратила из недр своих всех, кроме градоначальника и жрецов, и спасенные единодушно исповедали Христа. После этого Филипп предал дух свой Богу, и его, уже умершего, сняли со креста.

Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа на городском холме. На том месте, где истекла кровь св. Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его.


Турция, Иераполис (Памуккале). Мартириум св. Филиппа

На месте погребения апостола Филиппа был построен храм-мартириум. Еще более 500 лет здесь, в Иераполе, бурлила жизнь, но в XI веке город был захвачен турками. Храм апостола Филиппа был осквернен и разрушен. Путешественники XIX века встречали здесь лишь диких коз и… прокаженных. Несчастные больные прятались в развалинах, едва видневшихся из-под земли, опасаясь, под страхом смерти, появляться в поселках.


Раскопки на месте древнего города начались лишь в конце XIX века. А буквально недавно, в августе 2011 года, появились сообщения о том, что учеными обнаружена гробница апостола Филиппа. Эта находка стала для археологов одной из самых сенсационных и ярких за все прошедшее десятилетие. В скором времени археологи и ученые специалисты всего мира вскроют гробницу святого Апостола. Но найдут ли они там святые мощи?

Мощи святого апостола Филиппа в Риме

Ведь до сих пор о мощах святого апостола Филиппа было известно то, что около 560 года они были перенесены в Рим, где ныне они почивают в Церкви святых славных и всехвальных двенадцати апостолов. В нижнем храме этой церкви находится белая каменная гробница с мощами апостолов Филиппа и Иакова, брата Господня по плоти.


Храм 12 Апостолов в Риме. В нижнем храме под престолом находятся мощи святых апостолов Филиппа и Иакова Алфеева

Одна рука святого апостола Филиппа хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория, брата и преемника Балдуина III, из дома Анжуйского. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.

Икона апостола Филиппа

На Кипре хранится еще одна великая святыня, связанная с апостолом. В юго-западной, греческой части острова в живописном селе Омодос возвышается древний собор. Там покоится глава апостола Филиппа.

Глава апостола Филиппа хранится в особом ларце. Печати четырех византийских императоров удостоверяют подлинность мощей.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Благоукрашается вселенная, Ефиопия ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, богоглаголиве Филиппе: вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелия. Тем дерзновенно варит ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8:
Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, многомилостиве.

Молитва святому апостолу Филиппу, от 12-ти:
О, святы́й апо́столе Христо́в Филли́пе! Мо́лим тя: сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния, да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Апостол Филипп

Икона апостола Филиппа (Болгария, XVIII век)

В 15 лет был женат, имел двоих сыновей, знал греческий язык, потому что в доме его отца жил пленный грек, который обучил его этому языку.
Хотя Филипп был родом из одного города с Андреем и Петром - из Капернаума, он ранее знаком с ними не был. Но он про них слышал и знал, что они стали учениками Иисуса.
стал искать среди людей, пришедших креститься на реку Иордан, единомышленников. Он всматривался в лица, пытаясь распознать людей честных, смелых, открытых, способных поверить Иисусу, готовых многим пожертвовать ради спасения иудейского народа.
Когда на глаза Иисусу попался Филипп, то он понял, что нашёл именно того человека, которого искал. Юноша с ангельским лицом, невероятно красивый, голубоглазый, черноволосый. Похожий на херувима, он одним своим видом внушал доверие людям. Такой человек мог повести за собой многих, несмотря на свой юный возраст - 21 год. Филипп сразу поверил в Иисуса. Он уже слышал многочисленные легенды, слухи, истории о Христе, восхищался этим человеком и, не раздумывая, решил стать его учеником.
Он был очень любознательным, обладал хорошей памятью, поэтому именно он первым из учеников стал записывать проповеди Иисуса. Впоследствии эти записи использовал для своего Евангелия.

Именно Филипп нашел Иисусу следующего, ученика - Варфоломея (Нафанаила).
Филипп сказал ему: «Мы нашли того, о ком писали Моисей и пророки. Мы нашли Иисуса из Назарета, Мессию». Город Назарет считался глухой провинцией, поэтому Нафанаил с сомнением спросил: «Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?»
Филипп ответил: «А ты пойди и посмотри сам».
Иисус, увидев Варфоломея, промолвил: «Вот настоящий израильтянин, честный, без лукавства».
Варфоломей действительно был человеком очень отрытым, прямолинейным, всегда говорил то, что думал, не лукавя. Удивившись словам Иисуса, он спросил: «Откуда ты знаешь меня?»
«Я видел тебя, - ответил Иисус, - ты сидел под смоковницей. Там тебя и встретил Филипп».
За те четыре месяца, которые провёл в Израиле Филипп, он начал в Самарии крестить людей и делал это успешно.
Варфоломей вместе с Филиппом через четыре месяца отправились из Иудеи в Турцию и стали проповедовать учение Христа.
Через три года они отправились в Индию , но крепкая, устоявшаяся вера в индийских племенах не привела к ним много желающих принять чуждую для них веру.
Варфоломей и Филипп отправились на год в Аравию . Два года они пробыли в Эфиопии .
В Эфиопии Филиппу явился ангел, подсказавший ему выйти на дорогу. Там он встретил проезжавшего мимо эфиопского вельможу. После недолгой беседы вельможа согласился принять крещение, и Филипп окрестил его в ближайшем водоеме.
Помня наказ Иисуса Христа денег за крещение не брать, он отказался от платы, тогда вельможа пригласил Филиппа и Варфоломея в свой дом, и они прожили у него почти месяц; когда Филипп с Варфоломеем уходили, вельможа снабдил их провизией.
После этого апостолы вновь пришли в Малую Азию. Проповедуя Христа в Иераполе Сирийском, апостол Филипп вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями, и по требованию толпы воскресил мёртвого, которого несли на носилках в продвигавшемся мимо погребальном шествии.
Но пробыли там они недолго и отправились в Армению , где Варфоломей остался, а Филипп продолжил свой путь.
После того как он расстался с , Филипп отправился в Скифию и пробыл там почти десять лет. Побывал на Дону и на территории современной Украины .
Затем апостол вернулся в Малую Азию, где снова встретился с Варфоломеем.
Войдя в город Иераполь, проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна, для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святой Филипп, прежде всего, вместе с своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой, умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.

В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она в отсутствие своего мужа повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное - от укушения змеи и душевное - от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахиев сжечь, - что и было исполнено.

Собралось множество народа - и святых апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого, начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых: и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: "Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы, знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!" Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, - и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп.

Просверлив ступени ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны и в то же время кидали в него камнями.

Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых - и верующие и язычники - пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с крестов распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны.

Когда хотели снять со креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа.

Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь святого Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того" что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его. После погребения Апостола Филиппа, святой Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко Господу.


Мартириум в Иераполе св. апостола Филиппа. Начало V в.


Дорога к храму апостола Филиппа


Лестница к храму святого апостола Филиппа


Стены храма апостола Филиппа


Храм апостола Филиппа



Гробница апостола Филиппа обнаружена в Турции в области Денизли на месте древнего города Иераполиса. Город, в переводе означающий «Священный», известен богатым античным наследием и комплексом минеральных источников Памуккале, входящим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Международная археологическая экспедиция под руководством профессора итальянского Университета Франческо Андрия ведет раскопки уже более 30 лет.
Изначально предполагалось, что могила находится в Церкви Святого Филиппа, где по одной из версий был захоронен апостол. На данном месте в течение многих лет проводились геологические работы, но захоронение так и не было найдено. В результате работ, которые проводились профессором в июле, были обнаружены находки, определяющие истинное местонахождение могилы Святого Филиппа. Захоронение располагалось среди развалин другой церкви, на расстоянии 40 м от первоначального места раскопок.
Профессор отметил, что, несомненно, данная находка имеет большое значение, как в археологии, так и для Христианской общины и развития культурного туризма страны.



Свт. Димитрий Ростовский

При озере Галилейском, близ Хоразина и Капернаума, находился город, называемый Вифсаида . В этом городе родились три апостола Христова из лика 12-ти: Петр, Андрей и Филипп. Петр и Андрей были рыбарями и этим промыслом занимались до самого призвания их Христом; Филипп же с юношеских лет отдан был родителями книжному обучению. Усердно читая и изучая Священное Писание и пророчества о вожделенном Мессии, он воспылал горячею любовью к Нему и сильным желанием видеть Господа лицом к лицу, хотя еще и не знал, что уже пришел на землю Тот, видеть Которого столь многие желали, ожидая пришествия Его.
Но вот Христос пришел в пределы Галилейские и нашел там Филиппа, пылавшего такой любовью к Мессии. «Гряди по Мне», — сказал Иисус Филиппу (Ин 1,43).

Филипп, услышав призыв Господа, всем сердцем уверовал, что Он есть истинный Мессия, обетованный Богом через пророков, и последовал за Ним. Внимая пресвятой жизни Господа, Филипп старался подражать Ему и поучался от Него Божественной премудрости, силою которой впоследствии победил он безумие языческое. Радуясь обретению такого Сокровища, Которым весь мир имел быть искуплен, Филипп не хотел один только обогащаться от Него, но желал, чтобы и другие были участниками того же дара. Встретив своего друга Нафанаила, он с радостью возвестил ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки — Иисуса, сына Иосифа, из Назарета».

Нафанаил, услыхав это и не веря, чтобы из небольшого города и из простого рода мог произойти Мессия, Царь Израильский, сказал: «Из Назарета может ли что быть доброе?»
Тогда Филипп, не говоря ничего, посоветовал ему только взглянуть на Него.
«Пойди, — сказал он, — и посмотри».

Он чувствовал, что как только Нафанаил увидит Иисуса и услышит спасительные слова Его, тотчас же поверит, что Он есть Мессия. Так это действительно и произошло. Когда Филипп шел с ним к Иисусу, то Господь, испытующий сердца и утробы и читающий сокровенные мысли и сердца людей, увидев Нафанаила, идущего к Нему, узнал его и сказал о нем: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства».

Услыхав эти слова, Нафанаил был сильно удивлен и сказал Ему: «Почему Ты знаешь меня?»
Господь ответил ему: «Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя».

Нафанаил же, когда был под смоковницей, размышлял о Божественном Мессии, в надежде на которого заключалась вся радость и веселье верных рабов Божиих; и даровал ему Бог в то время сокрушение сердечное и теплые слезы, которые он присоединял к своей усердной молитве, чтобы Господь исполнил обещанное от века отцам и послал на землю Спасителя миру. Всевидящее око Божие видело в то время Нафанаила, который пребывал в духе умиления; потому и сказал ему Господь, что, когда Нафанаил находился под смоковницей, Он видел его.
Нафанаил от этих слов пришел в еще большее изумление. Он вспомнил, о чем размышлял, находясь под смоковницей, и с каким умилением молил Бога о ниспослании Мессии; он знал, что там не было с ним ни одного человека, который бы его видел, и что мыслей его никто не мог прозреть, кроме Бога. Потому Нафанаил тотчас же уверовал, что Иисус есть Мессия, Которого Бог обещал послать для спасения рода человеческого, и признал в Иисусе Христе, провидевшем тайны его сердца, Божеское естество, а потому и воскликнул: «Учитель! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Ин 1, 45-49)!

Сколько благодарных чувств питал впоследствии Нафанаил к Филиппу за то, что тот возвестил ему о пришедшем на землю Спасителе и привлек его к обетованному Мессии! И святой Филипп ликовал в сердце своем, что люди обрели Божественное Сокровище, сокрытое в глубине человеческого естества, и еще большею любовью горел он к своему Господу. Тем не менее, святой Филипп видел в Божественном Учителе своем только высокие совершенства человеческие, но не познавал еще в Нем Божества Его. И вот Христос захотел исправить его. Однажды Господь, идя по другую сторону моря Тивериадского с пятью тысячами народа и желая напитать чудесным образом такое множество своих слушателей, сказал Филиппу: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» (Ин 6, 5—6).

Это сказал Он, испытывая его, ибо знать, что негде достать хлеба; знал Он вперед и то, что ответит ему Филипп. Для того и спросил Он Филиппа об этом, чтобы тот более познал себя самого и, устыдившись своего маловерия, исправился. И действительно, Филипп не вспомнил о всемогуществе Божием и не сказал: «Ты, Господи, все можешь, не подобает Тебе кого-либо о том спрашивать: только пожелай и все тотчас насытятся: «Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (Пс 103, 28).

Не сказал этого Филипп, но, помышляя о Господе своем, как о человеке, а не как о Боге, сказал: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Ин 6,7).

Когда же Господь преломил пять хлебов и две рыбы для пяти тысяч народа (Лк 9, 6), Филипп увидел, что от руки Господней, как из неистощимой житницы, все получали довольно пищи, пока весь народ не насытился. Тогда апостол сильно устыдился своего маловерия и, утвердившись в вере, прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью.
Впоследствии Филипп был причтен Господом к лику двенадцати избранных апостолов, получил благодать от Него и удостоен был близкого с Ним общения. Однажды в праздник собрались в Иерусалим некоторые из еллинов и не могли приблизиться к Иисусу, будучи неверующими язычниками; поэтому, приступив к Филиппу, умоляли его, говоря: «Господин, нам хочется видеть Иисуса!»

Он же, прежде всего, сказал о том Андрею и вместе с ним уже осмелился известить Иисуса о желании Еллинов, радуясь тому, что и язычники ищут увидать и услыхать Господа его и Учителя. Тогда услышал он от Иисуса дивное учение и пророчество о язычниках, которые имели уверовать в Него не тогда, но после Его смерти. «Если, — сказал Он, — зерно пшеничное, упав на землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 24).

Этим Христос как бы так говорил: «Пока Я живу на земле, то имею только часть дома Израильского, верующего в Меня; если же умру, то не один только дом Израилев, но и многие язычники уверуют в Меня».

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин 14, 8).

Этим вопросом он принес большую пользу Церкви Христовой, так как отсюда научились мы познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину. Господь на это отвечал с кротким упреком: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14,9—11).

Этот ответ Господа научил святого Филиппа и с ним всю Соборную Апостольскую Церковь достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличает богохульство Ария, который говорил, что Сын Божий есть творение, а не Творец.

После вольных страданий и воскресения Сына Божьего святой Филипп видел с прочими апостолами Господа своего уже в бессмертном и прославленном теле, принял от Него мир и благословение, видел также и вознесение Его. После этого он сподобился благодати Святого Духа и стал проповедником Христовым среди язычников, ибо ему выпал жребий идти на проповедь в Малую Азию и Сирию. Сначала он проповедовал в Галилее. Здесь однажды встретила его некоторая женщина, несшая на руках своего умершего младенца и неутешно рыдавшая. Увидев ее, апостол Христов сжалился над ней и, простерши руку над умершим младенцем, сказал: «Встань! так повелевает тебе Христос, мной проповедуемый».
И тотчас же младенец ожил. Мать, увидев воскрешенного сына своего живым и здоровым, в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына своего и прося от него крещения, ибо уверовала в проповедуемого им Христа Господа. Апостол, крестив мать и сына, отправился в языческие страны. Проповедуя Евангелие в Греции, он творил многие чудеса силой Христовою, исцелял болезни, воскресил одного мертвеца. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедуя имя Иисусово, которым изгоняет бесов и исцеляет всякие болезни и даже воскресил одного умершего тем же именем Иисусовым, и уже многие уверовали во Христа. Вскоре прибыл из Иерусалима в Грецию один архиерей с книжниками, озлобленный и раздраженный на Филиппа. Облекшись в свою архиерейскую одежду, он высокомерно и гордо воссел на судейское место в присутствии множества народа, как иудеев, так и язычников. Приведен был сюда и Апостол Филипп и поставлен среди собрания. Окинув его грозным взглядом, архиерей с гневом начал говорить: «Не довольно ли было с тебя Иудеи, Галилеи и Самарии, чтобы прельщать простых и неученых людей? Но ты и сюда пришел к мудрым еллинам, чтобы распространять соблазн, которому научился от Иисуса, противника закона Моисеева, за что Тот был осужден, распят на кресте и умер позорной смертью, и только ради бывшего в то время праздника Пасхи был погребен, а вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщения многих всюду разглашали, что Он Сам воскрес из мертвых».

Когда архиерей произнес эти слова, толпа закричала на Филиппа: «Что ответишь ты на это, Филипп?»

И произошел большой шум в народе: одни стояли за то, чтобы Филипп был тотчас же убит а другие, чтобы он был отведен на казнь в Иерусалим. Тогда святой апостол отверз уста свои и сказал архиерею: «Напрасно возлюбил ты суету и говоришь ложь! Зачем сердце твое остается окаменелым, и ты не хочешь исповедать истины? Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу, и когда Господь наш воскрес, не разрушив гробовой печати, не вы ли тогда дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики Его? Как же ты теперь не стыдишься искажать истину? Самые печати гробовые послужат в день суда ясными обличителями вашей лжи, как свидетели истинного воскресения Христова».

На эти слова апостола архиерей разгневался еще более и в безумной злобе бросился на него, желая сам схватить и убить апостола, но в ту же минуту ослеп и весь почернел.

Присутствующие, видя совершившееся, приписали это волхвованию и, бросившись на Филиппа, хотели погубить его, как волхва, но всех желавших схватить его постигло то же наказание, как и архиерея. При этом земля страшно поколебалась, и все затрепетали от страха и познали великую силу Христову. Апостол Филипп, видя их слепоту душевную и телесную, прослезился над ними и обратился с молитвой к Богу, прося просветить их. И вот, по молитве святого, свыше было послано исцеление всем пострадавшим. Это чудо заставило многих обратиться ко Христу и уверовать в Него. Но архиерей, все еще ослепленный злобой, не только не хотел после постигшего его наказания исправиться и познать истину, но вновь стал произносить многие хулы на Господа нашего Иисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь. Внезапно земля, раскрыв свои недра, поглотила его, как некогда Дафана и Авирона .
После погибели архиерея святой Филипп многих крестил там и поставил им епископом одного почтенного и достойного мужа по имени Наркисса, сам же ушел в Парфию. Дорогой он просил у Бога помощи в трудах своих. И вот в то время как он преклонил колена для молитвы, явилось ему с неба изображение орла с золотыми крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Укрепленный этим явлением, святой Филипп отправился опять на проповедь и, обошедши аравийские и кандакийские города , сел на корабль и поплыл морем к Сирийскому городу Азоту. Ночью поднялась сильная буря на море, и все уже отчаивались за жизнь свою. Тогда святой апостол встал на молитву, и тотчас же явилось на небе знамение светоносного креста, которое озарило мрак ночи, и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Пристав к берегам Азота, Филипп высадился с корабля и был принят в дом одного страннолюбца по имени Никоклида, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью одного глаза. Войдя в дом Никоклида, апостол начал проповедовать присутствовавшим слово Божие, и все с радостью слушали его. В числе слушающих присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Он же, видя такое усердие ее к слову Божьему, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложить руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелился глаз ее, и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял святое крещение.

Из Азота Апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский, где, проповедуя Христа, вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями. Но заступничество одного влиятельного гражданина по имени Ир спасло его от народного возмущения.

«Граждане! — обратился он к народу. — Послушайте совета моего, не делайте никакого зла этому чужестранцу до тех пор, пока не узнаем, истинно ли учение его, и если оно не окажется таковым, то погубим его».

Народ не осмелился противоречить Иру, который вслед затем привел Филиппа в дом свой. Апостол предложил у него обычную свою проповедь и обратил к святой вере Ира, весь дом его и соседей, просветив их таинством святого крещения. Граждане, узнав о том, что Ир принял крещение, собрались ночью и обступили дом его, намереваясь сжечь в нем Ира во время сна вместе с апостолом и со всеми его домашними. Открыв их замысел, апостол безбоязненно предстал перед ними; они же, как дикие звери, скрежеща зубами, схватили его и повели в свой совет. Начальник совета, имя которому было Аристарх, увидев апостола, протянул свою руку и схватил его за волосы, но в ту же минуту рука его иссохла и он лишился зрения и слуха. Тогда, в чувствах народа произошла перемена: гнев их, при виде этого чуда, сменился изумлением, и народ стал умолять апостола исцелить градоначальника их Аристарха. Филипп же сказал: «Если он не уверует в проповедуемого мной Бога, то не будет исцелен».

В это время вблизи них двигалось погребальное шествие, и народ, желая надругаться над апостолом, сказал: «Если воскресишь этого мертвеца, тогда Аристарх и мы уверуем в Бога твоего».

Апостол возвел очи свои на небо, долго молился и потом, обратившись к умершему, сказал кротким голосом: «Феофил!» И тотчас мертвец поднялся на носилках, сел и открыл глаза свои. Тогда вторично сказал ему Филипп: «Христос повелевает тебе: встань и говори с нами!»
Умерший, встав с одра своего, припал к ногам апостола со словами: «Благодарю тебя, святой слуга Божий, что избавил меня в этот час от великого зла: два черных и злосмрадных эфиопа повлекли меня, и если бы ты не предотвратил и не избавил меня от них, то я был бы низвергнут в мрачный тартар».

Тогда все видевшие это преславное чудо, единогласно прославили Единого Истинного Бога, проповедуемого Филиппом. Апостол сделал рукой знак народу, чтобы он умолк на некоторое время, и велел Иру положить своей рукой крестное знамение на поврежденные члены Аристарха. Как только Ир исполнил это, тотчас же иссохшая рука Аристарха исцелела, и он стал видеть и слышать и совершенно исцелился. Эти чудеса, творимые святым Филиппом силой Христовой, обратили ко Христу жителей Иераполя, и все ринулись разбивать идолов своих. Первым из уверовавших был родитель Феофила, который сокрушил двенадцать золотых идолов и роздал золото нищим. Апостол крестил всех и поставил им епископом Ира. Основав, таким образом, церковь в Иераполе и утвердив заново просвещенных в святой вере, святой Филипп отправился на проповедь в другие страны. Пройдя Сирию и нагорную Азию, он прибыл в Лидию и Мизию , и, проходя этими странами, обращал к Истинному Богу неверных язычников. Там к нему присоединился святой апостол Варфоломей9, который в то время проповедовал в соседних городах и послан был от Бога на помощь Филиппу. За ним следовала еще и сестра Филиппа — девица Мариамна, и все они вместе стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя по Лидии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биения и скорби, были заключаемы в темницы, побиваемы камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божьей оставались живы для предстоящих трудов по распространенно веры Христовой. В одном из Лидийских селений, они встретили возлюбленного ученика Христова святого Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь, они проповедали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между ложными божествами была еще одна ехидна, для которой был построен особый храм, куда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Св. Филипп, прежде всего, вместе со своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святой Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копьем, победили ту ехидну и силой Христовой умертвили ее. После этого Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедования слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святой же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины, над чем они трудились день и ночь, уча неверных слову Божьему, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный. В городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые апостолы, силой молитвы, просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвой и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

Жена начальника того города по имени Никанора была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное — от укуса змеи и душевное — от бесовского обольщения, и, наученная святыми апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научилась веровать во Христа. Придя в страшный гнев, Никанор повелел тотчас же схватить апостолов, дом же Стахия сжечь, что и было исполнено. Собралось множество народа, и святых апостолов Филиппа, Варфоломея и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, надругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых, и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых апостолов и говоря: «Начальник! отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились странники эти, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов».

Тогда начальник города велел снять одежду со святого Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые апостолы осуждены были правителем на распятие. Первым пострадал святой Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой перед дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святого Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, и верующие и язычники, пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять с креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы апостол Его через эти страдания и крестную смерть, перешел от земли на небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святой Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять с креста святого Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдания и смерть брата своего Филиппа, с любовью обнимала и лобызала снятое с древа тело его и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа. Святой Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело святого Апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь св. Апостола, произросла в три дня виноградная лоза, в знамение того, что святой Филипп за пролитую свою кровь во имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим в Царствии Его .

Святой же Варфоломей с блаженной девой Мариамной, после погребения святого Филиппа, пробыл несколько дней в Иераполе и, утвердив в вере Христовой вновь основанную церковь, удалился оттуда в город Албан в великую Армению , где и был распят. Св. Мариамна направилась в Ликаонию и там, обратив многих к святой вере, мирно скончалась. За все это Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва святому апостолу Филиппу

О святый апостоле Христов Филлипе! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим (имена), свыше помощь во время уныния, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Тропарь апостолу Филиппу

Тропарь, глас 3

Благоукрашается вселенная, Ефиопиа ликовствует, яко венцем красуема тобою, просветившися светло, торжествует память твою, Богоглаголиве Филиппе, вся бо веровати Христу научил еси, и течение совершил достойно Евангелиа. Тем дерзновенно варит Ефиопская рука к Богу, Егоже моли даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8

Ученик и друг Твой, и подражатель страсти Твоея, вселенней Бога Тя проповеда, Богоглаголивый Филипп: того молитвами от врагов пребеззаконных Церковь Твою, и всяк град Твой, Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Примечания:
Вифсаида Галилейская находилась на северо-западной стороне озера Галилейского (в северной части Палестины), близ городов Капернаума и Хоразина. Ныне здесь одни развалины и груды камней, поросших травой.

Море Тивериадское — это другое наименование того же Галилейского озера, усвоенное последнему по имени Тивериады — галилейского города на юго-восточном берегу Галилейского моря.
Динарий — древняя еврейская монета, стоимостью около 21,5 копейки. 200 динариев, таким образом, равнялись приблизительно 43 рублям.
Дафан и Авирон, сыновья Елиава из колена Рувимова были изменниками, составившими заговор против Моисея и Аарона, и за то наказаны от Бога страшной казнью: земля разверзлась и поглотила их. Чис 16.
Т.е. эфиопские. Имя Кандакии было общим наименованием цариц эфиопских. Эфиопия находилась в Африке, к югу от Египта — нынешняя Нубия.
Азот — с еврейского: укрепленное место, крепость — в глубокой древности богатый и укрепленный город филистимский, находился на восточном берегу Средиземного моря. При Маккавеях он был сожжен и разрушен, потом восстановлен, но уже не имел прежней силы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд.
Иераполь — наименование нескольких городов древности. Иераполь Сирийский, после у греков Бамбика; со времен Константина Великого — главный город Евфратской провинции; теперь сохранились от него одни развалины у нынешнего Мембидж.
Лидия и Мизия — северо-западные области Малой Азии.
Апостол Варфоломей — он же и Нафанаил, называвшийся первым именем по отцу, из лика 12-ти апостолов. Память его 11/24 июня, а также 25 августа/7 сентября — день празднования перенесения мощей его и 22 апреля/5 мая вместе с ап. Лукой и Климентом.
Память св. Мариамны совершается 17 февраля/2 марта.
Иераполь Фригийский находился в южной части Фригии (в средней части Малой Азии), между реками Ликусом и Меандром, в древности довольно значительный город, особенно славившийся ломкой мрамора и теплыми источниками. Ныне носит турецкое название Памбук-Калеси (город хлопчатой бумаги) по сходству с кипами хлопчатой бумаги белых на вид скал, бугров, утесов, равнин, берегов реки и каналов от осадки воды со спускающихся с высоты гор ручьев. Ныне здесь одни развалины, и место это служит пристанищем для прокаженных.
К этому сказанию о мученической кончине св. Апостола Филиппа древние повествования присоединяют еще, что за 7 дней до кончины он сам предсказал свою смерть. Апостол Филипп мученически скончался в царствование римского императора Домициана в 90 г. по Р.Х., будучи 87 лет от роду. Мощи его около 560 г. были перенесены в Рим, где и ныне почивают в церкви 12 апостолов. Одна рука св. Апостола хранилась в Константинополе в храме Богородицы Всенепорочной. Византийский император Мануил Комнен даровал ее, как святой и драгоценный залог, племяннице своей Марии, когда выдал ее, в 1167 году, в замужество за иерусалимского короля Амория. В 1204 году святыня эта перенесена была во Флоренцию.
В Азии, на границе с Кавказом.
Ликаония — одна и серединных областей Малой Азии, граничащая с Фригией.
(По материалам сайта